ПРЕДИСЛОВИЕ
Всегда было принято считать, что без знания логики,
полученного в практике мышления или путем специального изучения, нет
образованного человека. Сейчас, в условиях коренного преобразования характера
человеческого труда, ценность такого знания возрастает.
Интуитивно логика известна каждому. Всякий процесс
рассуждения основывается на использовании ее законов и операций. Вместе с тем
знакомство уже с первыми главами книги покажет, что чрезмерный оптимизм в
отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного и доказательного
мышления вряд ли обоснован. Нельзя считать собственное мышление естественным
процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем, например, дыхание или
ходьба.
Во многих областях человеческой деятельности можно
обойтись интуитивной логикой. Имеются, однако, профессии, которые по самой
своей природе требуют специального изучения логики. Журналистика – одна из таких профессий.
Размышление над основными логическими принципами
является ценным еще и потому, что оно способствует развитию и совершенствованию
не только собственно логических, но и других мыслительных навыков. Оно учит, в
частности, умению обобщать, абстрагироваться и сосредоточиваться, раскрывать
замысел и композицию некоторого целого, связывать его части, выявлять главное и
отделять его от второстепенного, усматривать необычное в обыденном и т.д.
Понимание принципов мыслительной деятельности – одно из самых ценных наших знаний. Оно делает ум
максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе, беспощадным к фальши и
нелогичности, неизменно последовательным в своих выводах. Все это так или иначе
сказывается и на других сторонах как теоретического, так и практического
приложения мышления.
Настоящий учебник, предназначенный в первую очередь
для журналистов, обладает рядом особенностей. В нем не используются символические средства,
широко применяемые в современной логике. Особое внимание уделяется
естественному языку и тем логическим ошибкам, которые возможны при его
употреблении. Подробно обсуждаются способы воздействия на убеждения аудитории,
корректные и некорректные приемы аргументации и ее частного случая – спора.
Большинство примеров взято из художественной литературы. Это позволяет
показать, что логика – не только предмет абстрактного теоретизирования, но и
повседневной практики рассуждения. В заключительной главе приводятся задачи,
размышление над которыми будет способствовать совершенствованию логических
навыков.
Следование законам и
принципам логики является, конечно, безусловной предпосылкой правильного и
эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и
хаос.
Нужно, однако, помнить, что
то, на чем настаивает логическая теория, – это всего лишь элементарная
дисциплина мышления.
Искусство правильно мыслить
предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И
прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и
смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение
опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она
права, способность аргументирование отстаивать свои убеждения и т.д.