ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ни одно средство массовой информации не может существовать без потребителей. Газету нельзя назвать газетой, если ее никто не читает, а телепередача не может называться таковой, если ее никто не смотрит. Для того чтобы кто-то ознакомился с новостью, ее недостаточно просто передать: было бы наивным полагать, будто читатели, телезрители и радиослушатели дни и ночи напролет сидят в ожидании информации. В любом обществе, в том числе и во французском, есть значительная масса людей, которые вообще не читают газет. В нем есть также люди, которые ожидают от прессы исключительно развлекательной или скандальной информации. Тех же, кто рассчитывает на серьезные критические публикации, посвященные важным и актуальным проблемам, как правило, далеко не так много, как может показаться.

При этом отношение читателей к предоставляемой им информации далеко не объективно: у каждого из них есть свой жизненный опыт, своя социальная среда, семья и коллеги, способные оказывать влияние на его взгляды, а также свои политические, философские или религиозные убеждения. Все эти факторы служат своего рода «фильтрами», через которые читатель пропускает полученную информацию, принимая ту, которая представляется ему значимой и интересной, и отвергая ту, в которой он не видит никакой надобности. Таким образом, главная задача газеты (как и любого другого СМИ) преподносить потребителю интересующую его информацию в той форме, которая будет его привлекать.

Успех ежедневных региональных газет на информационном рынке Франции свидетельствует о том, что на сегодняшний день они справляются с этой задачей. Они смогли привлечь к себе массового читателя, за несколько столетий превратившись из листков объявлений для провинциальной знати в популярные издания, без которых невозможно представить жизнь французских регионов. С одной стороны, преимущество региональной прессы перед парижской заключается в том, что она ориентирована на широкую аудиторию, которая может быть ограничена только пределами того или иного региона. С другой стороны, в этом же кроется и основная трудность управления любым ежедневным региональным изданием: оно не может готовить публикации только для какой-то одной категории населения, выбранной по социальному, политическому или какому-либо другому признаку. Качественно-массовая газета должна нравиться всем от работника автозаправочной станции в одной из мелких коммун до профессора университета в административном центре региона.

Именно поэтому журналисты наряду с любопытной и занимательной информацией стремятся предлагать читателям и серьезные материалы, в которых с различных точек зрения рассматриваются проблемы регионов, и вместе с заметками о необычных и забавных историях стараются публиковать расследования и комментарии, ставя перед собой задачу повышения качества журналистских текстов. Не случайно помимо эмоционального критерия «концепции близости к читателю», при подготовке материалов большое внимание уделяется и социальному критерию.

Ежедневные газеты регионов, твердо удерживающие свои позиции на информационном рынке страны в период бурного развития аудиовизуальных и электронных СМИ, помимо информационной функции, выполняют и ряд важных социальных функций, делающих их неотъемлемой частью повседневной жизни французской провинции. Некоторые из этих функций являются прерогативой ежедневной региональной прессы, а некоторые также выполняются и другими СМИ.

Первая из функций, выполняемых исключительно провинциальными газетами, заключается в осуществлении каждым изданием связи с региональным сообществом. Журналистам региональной газеты досконально известны все особенности аудитории в пределах зоны распространения: ее менталитет, привычки, жизненный уровень и т.д. Ежедневно они обращаются к этому сообществу, у каждого из представителей которого установились с газетой особые отношения: большинство читателей хотя бы раз в жизни становились героями ее публикаций (сообщений о свадьбах, получении дипломов, спортивных соревнованиях), а жизнью их коммун газета интересуется даже тогда, когда в них не происходит ничего необычного. Житель французской провинции, читающий газету, постоянно чувствует, что вокруг него есть множество соседей, которые также знакомятся с материалами издания и сходным образом на них реагируют. Он ощущает себя частью сообщества, у которого есть общие интересы, общие беды и радости.

Участие газеты в жизни этого сообщества не ограничивается получением от него информации и снабжением его информацией. В случае возникновения какого-либо социального конфликта издание может выступить в качестве посредника, организовав на своих страницах дискуссию различных сторон по актуальной проблеме и помогая найти ей компромиссное решение.

Кроме того, ежедневные региональные газеты способствуют устранению различных мелких трудностей в жизни населенных пунктов региона, рассказывая о них широкой публике: после публикации материала о плохом состоянии дороги в какой-либо из коммун ее могут починить, после того, как редакция расскажет читателям о талантливом специалисте, который долго не может найти работу, для него, возможно, подберут вакансию, а после сообщения об угрозе закрытия сельской школы из-за недостатка финансирования у нее могут появиться спонсоры.

Газеты выступают в роли «защитниц» регионов, отстаивая их интересы на национальном уровне, что крайне важно в эпоху глобализации, когда роль государств в европейской экономике несколько уменьшается, а роль регионов, напротив, возрастает. Наконец, каждое издание всегда оказывает поддержку всем важным мероприятиям, проводимым в регионе (фестивалям, праздникам, соревнованиям и т.п.), что также укрепляет ее связь с региональным сообществом: из средства массовой информации региональная газета превратилась в настоящего друга своих читателей. Поэтому когда в силу каких-либо причин экономических или социальных она некоторое время не выходит, это обычно вносит серьезную сумятицу в жизнь всего региона.

Как уже неоднократно отмечалось, помимо сообщений о текущих событиях, каждая ежедневная региональная газета предоставляет своим подписчикам огромное количество полезной информации, касающейся их повседневной жизни. Объявления различных организаций и клубов, расписания движения автобусов или приема врачей, анонсы театральных премьер, телепрограммы, сообщения о свадьбах все это превращает издание в базу полезных данных, необходимых большинству читателей. Эта база крайне проста в обращении и, в отличие от Интернета или компьютерных справочных систем, не требует от пользователя каких-либо дополнительных знаний или навыков, а также технических средств. Она позволяет жителям, как крупных региональных центров, так и мелких коммун заранее планировать все свои дела и досуг, а также облегчает им отношения с тем же региональным сообществом. Поэтому отсутствие газеты в продаже может создать существенные неудобства для подавляющего большинства жителей региона.

Еще одна социальная функция, выполняемая ежедневными региональными газетами, создание у читателя ощущения нахождения «в центре мира». Как и прочие СМИ, газеты французских регионов сообщают подписчикам о событиях, происходящих за пределами их микросоциума. Таким образом, читателям становятся известны новости из тех мест, в которых они не могут присутствовать физически. Более того, они узнают гораздо больше, чем могли бы узнать, если бы лично находились на месте событий, поскольку информацию им предоставляют профессионалы, специально занимающиеся отслеживанием всего происходящего и располагающие для этого временем. В итоге каждый читатель может получить достаточное представление о событиях в том или ином уголке света, чтобы сделать о них собственные выводы.

Ежедневно знакомясь с публикациями региональной газеты, жители французской провинции получают ответ на вопрос: «Что нового происходит в окружающем мире?» Они покупают издание, содержащее информацию обо всем, что творится рядом с ними или в других местах, и имеют возможность выбрать для изучения те материалы, которые представляют для них интерес. Получение новых данных об окружающем мире изменяет отношение к нему каждого человека и в некоторых случаях может развеивать его сомнения относительно тех или иных фактов действительности. В этом еще одна социальная функция, выполняемая ежедневными региональными газетами наряду со всеми прочими СМИ.

Помимо того, что ежедневные региональные издания являются средствами массовой информации, они также выполняют роль энциклопедий популярных знаний. Каждая газета не только сообщает читателю те факты, которые способны его заинтересовать, но и сопровождает их другими фактами, помогающими ему лучше понять окружающий мир. При этом информация, предлагаемая аудитории, должна быть ей абсолютно понятна. Это налагает определенные обязательства на журналистов, которым необходимо писать материалы максимально простым языком. При переводе научной информации или других данных, доступных исключительно специалистам, на язык, понятный широкой публике, неизбежно возникают некоторые неточности и даже ошибки, за которые профессионалы нередко критикуют сотрудников СМИ. Однако, несмотря на этот недостаток журналистских текстов, читатель все равно получает из них информацию, которая помогает ему расширить свой кругозор.

Развлекательную функцию региональные газеты начали выполнять практически с момента своего появления. Существует крайне мало людей, которые читают прессу по обязанности, не стремясь при этом развлечься. Реализация данной функции осуществляется не только посредством размещения на полосах газет различного рода развлекательных рубрик, в которых публикуются анекдоты, кроссворды, загадки, романы с продолжением, фельетоны, карикатуры, комиксы и прочие подобные материалы. Развлекают аудиторию и многие журналистские тексты к примеру, те, что подобраны по эмоциональному критерию «близости» и рассказывающие о различных курьезных происшествиях. Кроме того, сама форма подачи всех материалов газет выбирается так, чтобы вызвать у читателей любопытство: публикации сопровождаются фотографиями, наиболее яркие из которых выносятся на первые полосы, а для текстов подбираются броские заголовки.

Реализация ежедневными региональными газетами всех указанных выше социальных функций, безусловно, немыслима без соблюдения «концепции близости к читателю», являющейся основным правилом привлечения внимания аудитории. Поэтому наиболее полно выполнять их издания начали лишь тогда, когда стали полностью деполитизированными и ориентированными на широкую публику, количество вкладышей местной информации стало достаточным для того, чтобы уделять внимание жизни каждой мелкой коммуны, а общее число страниц позволило публиковать максимальное количество новостей, способных представлять интерес для подписчиков.

Разумеется, всему этому активно способствовал процесс концентрации в сфере региональной печати, благодаря которому крупные концерны провинциальной прессы освобождались от конкурентов, расширяли зоны распространения, получали новых рекламодателей, а также высвобождали большие финансовые средства для дальнейшего развития.

В то же время эволюция содержания провинциальной печати Франции свидетельствует о том, что газеты постоянно стремились отвечать интересам жителей регионов: на протяжении всей истории их развития количество материалов, предназначавшихся для местного населения, неуклонно возрастало. В середине XVIII века это были только объявления, а во времена Великой французской революции к ним прибавились письма депутатов Учредительного собрания, а также новости городов. При Наполеоне провинциальная печать стала публиковать большое количество официальных документов, принимаемых местными органами власти, в период Реставрации с ее страниц к читателям стали обращаться политические организации регионального масштаба, а в эпоху Июльской монархии газеты начали уделять серьезное внимание экономическим проблемам регионов и защите их интересов на национальном уровне. Во время Третьей республики в первых ежедневных региональных газетах появились полосы местной информации. При этом на страницах изданий материалы информационного характера стали преобладать над аналитическими. В Первую мировую войну газеты публиковали больше полезной информации и практических советов, которые могли пригодиться населению провинции в повседневной жизни, а после войны они увеличили количество материалов развлекательного характера и начали расширять аудиторию за счет создания новых специализированных рубрик. Впервые предприятия региональной печати начали ориентироваться на создание газет для семейного чтения.

Реализация региональными газетами современной «концепции близости к читателю» стала наивысшим проявлением заботы об интересах конкретного подписчика. Ради расширения аудитории, которое, безусловно, является основным экономическим стимулом для концернов прессы, издания отказались от ориентации на отдельные социальные слои или сторонников различных политических партий и движений. Они поставили перед собой цель привлечь широкую аудиторию, которая не была бы ограничена ни возрастом, ни социальным статусом, ни политическими взглядами. Учитывая последние данные о распространении ежедневных региональных газет, эту цель на сегодняшний день можно считать достигнутой.

Разумеется, у крупных региональных газет есть и свои проблемы. Основными из них являются старение аудитории и слабое распространение номеров в крупных населенных пунктах регионов. Первая проблема не в последнюю очередь связана с развитием аудиовизуальных и электронных СМИ, к которым испытывает большую симпатию молодежь. Причина второй проблемы главным образом заключается в отсутствии в крупных городах того, что принято называть «региональным сообществом»: в «спальных» кварталах многие горожане зачастую не знают даже своих соседей по лестничной клетке, и им трудно отождествлять себя с большими группами людей, у которых есть общие интересы.

В связи с этим можно заключить, что будущее развитие ежедневной региональной прессы, занимающей доминирующие позиции на информационном рынке городов с населением от 30000 до 40000 человек, зависит прежде всего от ее способности расширить свою аудиторию в более крупных населенных пунктах и завоевать больше внимания молодежи. Эту задачу невозможно выполнить без модификации содержания изданий, которая, с одной стороны, дала бы им возможность привлечь новых читателей, а с другой не отпугнула бы старых подписчиков и позволила бы газетам удержать марку качественно-массовой прессы. Это означает, что совершенствование содержания журналистских публикаций ежедневной региональной печати в ближайшие годы будет вестись в двух основных направлениях.

Первое направление это избавление от излишнего конформизма и поиск более острой и любопытной информации, представляющей для читателя интерес по эмоциональному критерию «близости». Как уже отмечалось выше, тенденция к «подслащиванию» местных новостей стала подлинной болезнью ежедневной региональной прессы Франции. «Газета, которая в основном зависит от своих источников, вынуждена осторожно обходиться со всеми влиятельными людьми и заниматься журналистикой коммюнике, конформистской и приятной, избегая противоречивых тем и уж тем более конфликтов. К тому же читатели очень внимательны к информации, имеющей к ним непосредственное отношение: малейшая ошибка тут же замечается, а любой критический комментарий вызывает как минимум недовольство аудитории», пишет об этом недостатке региональной печати Пьер Альбер[1]. Безусловно, газетам придется бороться с подобным конформизмом и придавать остроту своим материалам. Конечно, они, как и прежде, не будут опускаться до дешевых сенсаций, однако журналистам придется чаще публиковать эксклюзивные материалы «благородных жанров» (расследований, репортажей, интервью), то есть больше писать о том, что они видели и слышали, а не полагаться на заявления представителей различных организаций и ведомств. Редакции также будут продолжать работать над различными приложениями, ориентированными на дополнительную аудиторию, в том числе и на молодежь. Второе направление совершенствования содержания публикаций региональной печати заключается в ускорении обработки и публикации информации в первую очередь местной. Концентрация печати в регионах избавила наиболее жизнеспособные газеты от конкурентов в зонах распространения, вместе с которыми исчезла и атмосфера соперничества между изданиями. В редакциях региональных газет никто больше не опасается того, что конкуренты могут раньше сообщить читателям ту или иную информацию. Именно поэтому многие новости местного значения могут сообщаться газетами с задержкой в несколько дней. В условиях современного развития СМИ столь медленные темпы работы представляются серьезным недостатком региональной прессы, и, как показывает пример «Уэст-Франс», газеты пытаются их устранять. Безусловно, это потребует от них определенных расходов в первую очередь на усовершенствование работы местных редакций и корреспондентских бюро. Однако эти затраты оправдают себя гораздо раньше, нежели вложения в такие «пилотные» проекты, как создание телеканалов и Интернет-сайтов.

в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу



[1] Albert P. La presse française. Paris: La Documentation française, 1990, p. 118.

Hosted by uCoz