ВВЕДЕНИЕ

 

В эпоху бурного развития аудиовизуальных и электронных СМИ печатная пресса постепенно сдает свои позиции на информационных рынках развитых государств мира. Прогресс компьютерных технологий, ускоряющих передачу данных, развитие систем телекоммуникации, в том числе спутниковой, способствующее все более широкому распространению телевидения и Интернета, удешевление технических средств, необходимых для оперативного получения информации (в первую очередь мобильной телефонии), которое делает их доступными все большему числу пользователей, все это мало-помалу способствует сокращению количества людей, отдающих предпочтение органам печати. При этом темп жизни современного человека в урбанизированном обществе ускоряется, и у него остается все меньше и меньше времени для того, чтобы полистать газету или журнал. Согласно последним статистическим данным, во Франции в 2000 году 60% печатных органов зарегистрировали сокращение количества распространяемых экземпляров, тогда как его увеличения добились лишь 40%. С 1995 по 2000 год число ежегодно распространяемых экземпляров сократилось у 70% печатных изданий.

Рынок ежедневных газет страны развивается в русле тех же тенденций: тиражи многих изданий в первую очередь национальных после значительного роста в начале 80-х годов в течение последних десяти лет неуклонно сокращаются. Вместе с тем один из видов французской прессы ежедневная региональная печать на современном этапе демонстрирует куда большую жизнестойкость, нежели выходящие в столице национальные издания. Из десяти ежедневных газет, являющихся лидерами рынка по количеству распространяемых экземпляров, семь региональные («Уэст-Франс», «Паризьен», «Прогрэ», «Сюд-Уэст», «Вуа-дю-Нор», «Дофине либере» и «Нувель репюблик дю Сантр-Уэст»).

Почти до Второй мировой войны в Европе сосуществовали две различных модели печати. В Великобритании и Франции доминирующую роль на рынке прессы играли крупные национальные газеты, тогда как региональные издания служили лишь дополнениями к ним. В таких странах, как Германия, Италия, Бельгия и Швейцария, напротив, доминировала региональная пресса, зародившаяся в крупных, экономически развитых городах, имевших значительное культурное влияние на жизнь государств: Гамбурге, Мюнхене, Милане, Турине, Женеве, Лозанне... В Италии основу системы печати до сих пор составляют мощные региональные издания, сильные позиции региональная пресса имеет и в Германии. Во Франции в течение многих десятилетий наблюдались децентрализация структуры печати и ослабление влияния столичных газет на провинцию. Во время и после Второй мировой войны роль региональных изданий в стране неуклонно возрастала. В настоящее время ежедневные газеты регионов закрепились на информационном рынке французской провинции, серьезно потеснив на нем столичную печать. По итогам 2001 года их приблизительная аудитория составила 18524000 человек. Это означает, что ежедневно региональную газету читают 39% французов. При этом крупнейшим концернам региональной прессы удалось настолько рационально разделить зоны распространения, что большинство из них практически избегают конкуренции между собой. Наиболее развитые концерны за последние десятилетия распространили свое влияние на несколько регионов, а газета «Уэст-Франс» уже 25 лет занимает первое место на рынке прессы по количеству ежедневно реализуемых экземпляров: в 2002 году их число достигло 792446. Изданиям удается успешно конкурировать и с радио, и с телевидением (в некоторых французских регионах при подготовке передач местных радиостанций или выпусков региональных новостей национальных телеканалов журналисты нередко опираются на информацию, получаемую из газет).

В чем причины столь очевидного успеха ежедневных региональных газет во Франции? Каким образом этим изданиям удается не только выживать, но и развиваться в изменившихся условиях информационного рынка? Каковы особенности редакционной модели и системы подготовки журналистских публикаций для ежедневной региональной прессы, обеспечивающие ей высокую популярность среди жителей провинции? Данная книга является попыткой ответить на эти вопросы. В ней на основе изучения процесса становления печати регионов Франции и анализа ее современного содержания выявляются основные факторы, предопределившие успех этого вида прессы на информационном рынке. Особенно важной тема представляется в период глобализации и активизации интеграции в Европе, способствующей понижению роли государств в экономических и социальных процессах и в то же время повышающей значение регионов. Кроме того, правила работы редакций региональных изданий над журналистскими материалами могут оказаться весьма полезными для печатных органов любой другой страны, в том числе и России.

Ежедневные провинциальные газеты Франции делятся на три вида. Региональными изданиями принято называть те, зона распространения которых охватывает один или несколько регионов. Издания, распространяемые внутри одного департамента, называются газетами департаментов, а печатные органы, ориентированные на население одного населенного пункта (как правило, провинциального города), называются местными.

В действительности газет, зона распространения которых ограничивается одним департаментом, крайне мало (классические примеры «Йонн репюбликен» и «Телеграмм де Брест»). Среди провинциальных газет преобладают издания, номера которых реализуются либо в нескольких регионах (например, «Эст-Репюбликэн» или «Депеш дю Миди»), либо в нескольких департаментах одного региона («Репюбликэн лоррэн»). Поэтому большинство исследователей под определением «ежедневная региональная пресса» подразумевает как собственно региональные газеты, так и газеты департаментов. Именно эта пресса, которая по своему типу относится к качественно-массовой, на сегодняшний день играет ключевую роль в системе современной французской печати.

В первой главе работы рассматриваются основные этапы исторического развития провинциальной печати Франции, из которой впоследствии родилась ежедневная региональная пресса. К первому этапу относится период распада монополии «Газетт» на публикацию новостей и появления в провинции первых самостоятельных печатных изданий. Ко второму зарождение политической прессы в департаментах в период Великой Французской революции.

Третий этап включает период регламентации деятельности провинциальных органов печати во время правления Директории и Наполеона Бонапарта, а четвертый период бурного развития газет в эпоху, которую ряд исследователей справедливо называет «золотым веком» французской печати (18141914), а также появления первых ежедневных региональных изданий. Пятый этап развитие региональной прессы во время двух мировых войн и нацистской оккупации. Далее анализируется современное состояние ежедневной печати французских регионов.

Вторая глава посвящена правилам подготовки журналистских материалов для основных разделов ежедневных региональных газет «Международная и национальная информация», «Региональные новости», «Местная информация» и «Спорт». Речь пойдет прежде всего о практическом применении современной «концепции близости к читателю», используемой в качестве основы для отбора информации, которая представляет наибольший интерес для аудитории. Принцип ее действия основан на градации степени важности новостей по четырем основным критериям пространственному, временному, социальному и эмоциональному. Эта концепция лежит в основе редакционной политики многих средств массовой информации, однако именно газетам французских регионов в силу их крепких связей с местным населением удалось достичь наибольшего успеха в ее реализации, обеспечив себе высокую популярность и любовь аудитории.

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz