ЖУРНАЛИСТИКА ПЕРИОДА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941–1945 гг.)
Перестройка
печати и радиовещания
Великая Отечественная война явилась самым трудным
испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной
борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад
в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась
величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно
приуменьшить роль советской журналистики.
ПЕРЕСТРОЙКА
ПЕЧАТИ И РАДИОВЕЩАНИЯ
Война сразу же изменила весь облик советской печати:
более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали
выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная
промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые
специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо
«Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета
«Литература и искусство». После закрытия «Совхозной газеты» и газеты
«Животноводство» интересующие их читателей проблемы стали освещаться в газете
«Социалистическое земледелие».
Значительно сократилось число местных изданий. В
Грузинской ССР, например, было прекращено издание 20 республиканских журналов,
многих районных, а также газет предприятий, учреждений и учебных заведений. В
Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет с общим тиражом
около 60 тыс. экземпляров. В Ленинграде и Ленинградской области закрыли 8
журналов и более 180 многотиражных газет[1].
В результате подобных мер к 1942 г. в стране осталось 4560 газет, в то время,
как в предвоенном 1940 г. их насчитывалось около 9000, а общий тираж прессы с
38 млн. уменьшился до 18 млн. экземпляров.
Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены»
были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные
партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах.
Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск.
Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо
шести на четырех полосах.
Принятые меры по перестройке печати были, конечно,
вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в
организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942 г. задача создания
массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры
была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60
армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в
армии было немало газет на языках народов СССР: на восьми языках издавалась
газета 2-го Прибалтийского фронта «Суворовец», на семи языках – газета 3-го Украинского фронта «Советский воин»[2].
Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу
врага. В 1943–1944 гг. число республиканских, областных, городских,
межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот
названий. Только на оккупированной территории Белоруссии, справедливо
считавшейся в годы войны Партизанской республикой, издавалось 162 газеты, в том
числе республиканских – 3, областных – 14, межрайонных и районных – 145[3].
Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной
территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину»,
15 млн. экземпляров которой было распространено уже за первый год войны,
«Большевистская правда» – издание партийных организаций
Минской области, «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» – Рудненского района Смоленской области. Из
партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины», выходивших в
отрядах С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.
Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли
еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться
«Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный
сокол». Кроме того, Главное политическое Управление Советской Армии полуторамиллионным
тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно
информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о
положении на фронте и в тылу.
Значительные изменения произошли и в журнальной
периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс»,
литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение
имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал
автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал».
Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный
военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец».
Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой
юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.
В связи с необходимостью более оперативной передачи
событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское
информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая
информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в
советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны
их было передано свыше 2,5 тысяч.
В годы войны особенно незаменимым стало самое
оперативное средство информации – радиовещание,
первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным
сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии.
Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они
завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». О возросшей
роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание
филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске,
Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на
украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке
вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой активно
сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. Неизменными стали по радио
передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было
использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч
фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны[4].
На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась
еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от
фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих
изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили
также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая
жизнь» на польском языках.
Москва. 22 июня 1941 г.
ПЕЧАТЬ И РАДИОВЕЩАНИЕ ГИТЛЕРОВЦЕВ НА ОККУПИРОВАННОЙ
ТЕРРИТОРИИ. Вступая в войну против
СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых
различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой
установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только
силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной
территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что
в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская
Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в
радиопередачах гитлеровцев. Уже в августе 1941 г. на оккупированных фашистами
территориях гитлеровцы издавали газеты «Орловские известия» (позднее «Речь»),
«Смоленский вестник», «Новый путь» (Клинцы), «Новая жизнь» (Рославль), «Новое
время» (Вязьма), «Белорусская газета» на белорусском языке (Минск). В 1942 г. в
Смоленске появилась газета «Колокол», предназначенная для крестьян
оккупированных территорий. В 1943 г. начали создаваться власовские газеты: «За
свободу» (Смоленск), «Заря» (Берлин), «Доброволец» на русском и украинском
языках (Берлин).
Насколько многочисленными были издания гитлеровцев в
отдельных регионах, можно судить по Донбассу, где в августе 1942 г. выходило
около 10 газет, в том числе «Мариупольская газета», «Донецкая газета» (обе на
украинском языке), «Бахмутский вестник», «Новая жизнь» (Чистяково) и др.
Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое
радиовещание. В Смоленске оно началось в ноябре 1941 г., а к июлю 1942 г.
действовало свыше 1360 радиоточек. В мае 1942 г. начал радиопередачи Орловский
радиоузел. Сначала передавались две политинформации в день, в мае 1943 г. стало
6–8 передач. За год работы радиоузел передал 850
политических информаций, 50 международных обзоров, 120 политических докладов и
лекций[5].
Каждодневно гитлеровские газеты и радио уверяли
читателей и радиослушателей, что «Советы обречены на гибель», что «гигантская
советская армия распалась на четвертый месяц войны», что «Англия и США слабее
Германии», а «большевизму настала пора умереть». Даже после разгрома немцев под
Сталинградом, Курском и Белгородом гитлеровские газеты продолжали писать, что
Германия «выйдет из этой войны «славным победителем». Особенно усердствовала
выходившая в Орле газета «Речь». Ее редактор М. Октан, неустанно воспевавший
«гений Гитлера», за что и удостоен был одной из самых высоких фашистских наград
– серебряного ордена «За храбрость и заслуги», даже
после пленения Паулюса и полного разгрома его армии, уверял, что в Сталинграде
немцы совершили «небывалый исторический подвиг, с которым вряд ли может
сравниться даже героический подвиг защитников Фермопил», что этот подвиг воинов
Паулюса еще более «укрепит веру в победу Германии»[6].
Чем невероятнее сенсация, тем скорее в нее поверят,
заявлял Геббельс. К таким невероятным сенсациям следует отнести многочисленные
сообщения в изданиях гитлеровцев о «бегстве Советского правительства из
Москвы», «о преступном плане большевиков взорвать Москву прежде, чем она будет
отдана в руки немцев», о восстаниях в Горьком, Саратове, на Кавказе, для
подавления которых вызывались войска и в результате «имеются тысячи убитых».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно
оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей
советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными
работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой
информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были
направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт
отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – на Юго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя». В соответствии с
постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов»
(август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942)
писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной
жизнью. Корреспонденту газеты 18-й армии «Знамя Родины» С. Борзенко за мужество
и отвагу, проявленные при захвате плацдарма на Керченском полуострове, было
присвоено звание Героя Советского Союза. Столь же высокой награды удостоены
старший политрук Муса Джалиль, майор Ц. Кунников, капитан Д. Калинин, майор Я.
Чапичев и еще пять журналистов. Высокую оценку военным журналистам давало
командование всех фронтов. Политуправление 3-го Белорусского фронта, например,
в своем донесении в ГлавПУРККА сообщало: «В целом корреспонденты центральных
газет ведут себя на фронте, в соединениях и частях смело и в трудных условиях
боевых действий честно выполняют свой долг»[7].
В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы
Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР[8].
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно
свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская
правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я
узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас
убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает
в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта.
Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего
фронта. Нам очень трудно будет без Суркова»[9].
Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А.
Сурков остался в газете.
Полная опасностей работа писателей в качестве военных
корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала
богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В
период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои
знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет
родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А.
Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.
Имеется немало свидетельств о том, насколько
благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, – с признательностью пишет С. Михалков, – в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном
коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам,
стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных
журналистов. Спасибо им»[10].
В суровые годы войны, утверждал Н.С. Тихонов, нужно
было не просто писать, а воевать словом, поставлять «душевные боеприпасы
фронту».
Эти «душевные боеприпасы» поставляли героям фронта и
тыла, прежде всего, центральные газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская
правда», «Красная звезда», поднимая советский народ на героическую борьбу за
свободу и независимость своей Родины. Веру в нашу победу в сердца советских
людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы
Великой Отечественной. «Не раз Страна Советов выходила победителем из тяжелых
испытаний, – говорилось в ее передовой статье 1 июля 1941 г. – Сегодня на нее наступает вооруженный до зубов,
озверелый, готовый на все враг. Противопоставим ему всю нашу силу, всю нашу
волю, образцовую организацию, выдержку и самоотверженность, образцовый
революционный порядок, революционную бдительность, и враг будет разбит».
Газета нередко являлась трибуной деятелей партии и
международного коммунистического движения: М.И. Калинина, В.А. Карпинского,
Е.Д. Стасовой, Георгия Димитрова, Пальмиро Тольятти, Мориса Тореза, Клемента
Готвальда, Долорес Ибаррури. Активно сотрудничали в ней лучшие представители
советской литературы: Михаил Шолохов – «Наука
ненависти», «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Александр Корнейчук – «Фронт», Константин Симонов – «Русские люди». 27 января 1942 г. в «Правде» появился
очерк П. Лидова «Таня», а 18 февраля второй его очерк «Кто была Таня». Эти
очерки о Зое Космодемьянской, о ее безмерном героизме и мужестве в течение всей
войны не переставали вдохновлять советских воинов, отважных партизан на новые и
новые подвиги, как и материалы «Правды» о Николае Гастелло, Александре Матросове,
Александре Покрышкине, о молодогвардейцах.
Яркую страницу в историю советской печати периода
Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на
фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут память Александра
Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина.
С первых же дней войны редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер.
В октябре 1941 г. издательство «Известий» было
эвакуировано в Куйбышев. Здесь печатали газету с матриц, присылавшихся из Москвы.
В самый критический момент сражения за столицу известинцы проявили
исключительную выдержку, порой не прекращая своей работы даже во время
воздушных тревог. Какие бы временные успехи не были у врага, все равно Москва
останется «свободным сердцем страны», писала газета в эти дни.
Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а
также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда
рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем
с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Специальные
номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру
Матросову. Одной из первых «Комсомольская правда» поведала о бессмертном
подвиге Юрия Смирнова. Уже после окончания войны под названием «Друзьям» в
газете было напечатано письмо матери героя М.Ф. Смирновой, в котором
говорилось: «Друзья мои, самые близкие, родные! В тяжелые дни горя вы разделили
мою печаль, помогли мне перенести ее»[11].
Незабываемые события войны ярко запечатлены на
страницах прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика»,
«Сталинградской правды». В самые тяжелые дни сражений за столицу публикации,
выступления «Московского большевика» помогли ее защитникам не только
выстоять, но и обратить вспять вражеские полчища. Газета ежедневно писала о
необходимости превратить каждый завод, фабрику и дом в неприступную крепость. В
поднятии боевого духа оборонявших столицу особенно велика роль материалов,
печатавшихся под рубрикой «Мы с тобой, родная Москва». Под ней помещались
письма воинов других фронтов, внимание которых, как и всего советского народа,
было приковано к Москве. Авторы писем восхищались мужеством тех, кому выпала
честь защищать столицу, и призывали их сильнее бить врага.
В декабре 1941 г. Советская Армия перешла в
победоносное контрнаступление под Москвой. 23 декабря «Московский большевик»
сообщил радостную весть: десятки городов и сел Московской области очищены от
врага. В передовой статье «1941–1942», посвященной итогам
декабрьского контрнаступления, «Московский большевик» писал: «Москвичи
оправдали надежды и чаяния народа: Москва была, есть и будет советской. Быть и
впредь примером во всем – в бою и в труде – святой долг москвичей»[12].
Когда полыхало пламя войны над Невою, сильным ударом
по врагу был каждый номер «Ленинградской правды»: «Стоять до конца»,
«Организованность и революционная бдительность –
прежде всего», «Всю мощь нашего города на защиту Отечества!» – эти и подобные призывы не переставали звучать со
страниц газеты, в которой активно сотрудничали Всеволод Вишневский, Николай
Тихонов, Ольга Берггольц, Виссарион Саянов. 6 сентября 1941 г. со страниц «Ленинградской
правды» на всю страну прозвучало обращение казахского акына Джамбула
«Ленинградцы, дети мои», символизировавшее любовь всего советского народа к
этому городу, его героическим жителям и доблестным защитникам.
Небывалое мужество проявили в годы войны ленинградские
журналисты, отдавая все силы любимой газете. Мастер-стереотипер Бартеньев
оставил однажды записку сменщику: «Пошел умирать». Добрался до дома, надел
заранее приготовленную чистую рубаху и лег. К нему пришли товарищи из
типографии: «Твой сменщик не пришел и не придет». Мастер встал. Ему помогли
надеть ватник, дойти. Он сделал последнюю отливку и умер, когда раздался шум
ротационных машин[13].
И газета жила, продолжала выходить, случалось, что
из-за недостатка бумаги она издавалась на двух полосах, но не было дня, чтобы
не вышел очередной номер газеты, за исключением единственного – 25 января 1942 г. Но и этот номер был подготовлен
редакцией: набран, сверстан и вычитан. Однако в ночь на 25 января осажденный
город остался без электричества, замерли типографские машины, газета не могла
быть напечатана. Это – единственный случай за все 900
дней блокады, когда читатели не прочли очередного номера.
В пору самых суровых военных испытаний незаменимым
средством воздействия на героических защитников Родины были газеты Вооруженных
Сил, возглавляемые «Красной звездой», которая с 11 декабря 1941 г. в
течение всей войны выходила под девизом «Смерть немецким оккупантам!» В этом
девизе лучше всего выражено основное направление выступлений газеты военного
периода. «Грозен гнев народа», «Смерть зарвавшемуся врагу», «Приказ
правительства будет выполнен» – это передовые статьи самых первых
военных номеров. В них звучала непоколебимая уверенность, что гитлеровская орда
ляжет костьми на советской земле, будет истреблена, потому что в мире нет такой
силы, которая могла бы противостоять народу, поднявшемуся на Отечественную
войну.
О массовом героизме советских воинов – пехотинцев, моряков, летчиков, танкистов,
артиллеристов рассказывали в «Красной звезде» писатели и поэты, считавшие за
высокую честь носить имя ее военного корреспондента. «Родной полк», так называл
газету работавший в ней с первых дней войны писатель П. Павленко. Кроме него,
«Родной полк» представляли К. Симонов, Ф. Панферов, В. Ильенков, Б. Лапин, Б.
Галин и многие другие. 26 июня 1941 г. в газете появилась первая статья И.
Эренбурга «Гитлеровская орда», которая положила начало его четырехлетнему
сотрудничеству в «Красной звезде». 24 июня, во втором военном номере газеты,
была напечатана «Священная война» В. Лебедева-Кумача, ставшая гимном военного
времени. Только в апреле 1944 г. в центральном органе Вооруженных Сил с рассказами
и очерками о героях фронта выступили П. Павленко (очерк «Мать»), А. Сурков
(очерк «Молодой коммунист Петр Ватутин»), А. Платонов (рассказ «Через реку»),
А. Авдеенко (очерк «На земле Украинской»), Н. Тихонов (статья «Победа» – о разгроме немцев под Ленинградом), Ю. Нагибин (очерк
«Трое суток»), Б. Галин и И. Денисюк (очерк «Десантники»). Была напечатана
песня А. Жарова «Заветный Камень».
Формируя высокие патриотические чувства советских
воинов, «Красная звезда» и красноармейская фронтовая печать рассказывали о
благородных, освободительных целях Отечественной войны, показывали
человеконенавистнический характер идеологии гитлеровского фашизма, его расовую
теорию, под флагом которой оккупанты творили свои кровавые дела. Много писали
военные газеты о невиданном вандализме гитлеровцев, устроивших массовые лагеря
смерти на временно захваченной ими территории: в Майданеке, Бежице, Треблинке и
других местах. «Треблинка! – говорилось в газете 1-го
Белорусского фронта «Красная Армия». – При этом
слове люди вздрагивали и озирались по сторонам. Простое название населенного
пункта страшило всех – и старых, и малых. Люди, жившие
рядом с Треблинкой, не спали ночей. Темноту будоражили крики убиваемых мужчин,
женщин, детей. Над Треблинкой никогда не рассеивались черные облака и дым»[14].
Когда боевые действия переместились на территорию
противника, перед военной, да и всей советской прессой, встала неотложная
задача – с еще большей активностью вести работу по
интернациональному воспитанию, по пропаганде освободительной миссии Красной
Армии. Удачно действовала в этом отношении газета 3-го Белорусского фронта «Красноармейская
правда». Ей удалось установить тесные контакты с газетами «Московский
большевик», «Рабочий путь» (Смоленск), «Советская Белоруссия», «Советская
Литва» и с их помощью выпускать целевые полосы о трудовых успехах населения тех
районов и областей, по территории которых прошли с боями бойцы и командиры
фронта от Москвы до Восточной Пруссии.
Систематически публиковала «Красноармейская правда»
подборки патриотических высказываний бойцов и командиров о родной стране. В
одном из таких материалов красноармеец С. Евсеев с удовлетворением отмечал:
«Когда мы пробивали немецкую оборону под Витебском, я диву давался: откуда у
нас столько самолетов, танков, орудий, такая неисчислимая сила? Потом меня
ранило, и я попал в госпиталь. Вернулся на фронт, когда наши войска стояли на
границе с Восточной Пруссией. В октябре мы пошли в наступление, и все, что я
видел под Витебском, меня уже не удивило бы. Теперь самолеты сосчитать не было
возможности. Артиллерия дала такого огоньку – душа
радовалась. Я лежал в цепи и говорил себе: гляди, Сергей Петрович, какая мы
держава. Воюем, воюем, а сила у нас все больше и больше.
А когда мы штурмовали Кенингсберг и Пиллау, мне
кажется, что самолетов и орудий было больше, чем пехотинцев. Родина дала нам
все, что требовалось для победы»[15].
В ходе войны, несмотря на потерю больших
производственных мощностей в ее начале, Советский Союз выиграл экономическое
противоборство с Германией и ее сателлитами и произвел больше своего противника
автоматов в 4,7 раза, пулеметов – в 1,4,
орудий всех калибров – в 1,5, минометов – в 5, самоходно-артиллерийских установок – в 2,2, боевых самолетов – в 1,1 раза[16].
И это благодаря поистине трудовому подвигу тружеников тыла. «В военное время – работать с удесятеренной энергией!», «Пусть идут на
фронт нескончаемым потоком эшелоны с вооружением и боеприпасами!», «Больше
металла, больше танков – ближе к победе» – эти призывы стали постоянными на страницах газет и в
радиопередачах. По примеру Ферапонта Головатого по всей стране развернулось
патриотическое движение по сбору средств на боевую технику Красной Армии.
Средства массовой информации оперативно освещали поступление народных средств в
фонд обороны. На полях сражений фашистов громили танковые колонны «Тамбовский
колхозник», «Московский колхозник», «Архангельский колхозник», «Рязанский
колхозник», «Ивановский колхозник», «Колхозник Грузии», «Колхозник
Узбекистана», а также авиаэскадрильи, подводные лодки и катера. За счет средств
населения были построены и переданы защитникам Отечества более 2,5 тысяч боевых
самолетов, несколько тысяч танков, более 20 подводных лодок, много другой
военной техники[17].
«Все для фронта! Все для победы!» – под таким призывом печатались материалы о трудовых
достижениях в тылу. Печать немедленно поддерживала все патриотические почины по
увеличению выпуска военной продукции, по созданию трудовых бригад, боровшихся
за досрочное выполнение производственных заданий. Со страниц центральных,
местных и военных газет о патриотизме советских людей, о повседневной помощи,
которую они оказывают фронту, рассказывали нарком вооружения Герой
Социалистического Труда Д. Устинов, академик А. Богомолец, Алексей Стаханов,
Герой Социалистического Труда Ф. Токарев и др.
Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские
журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся еще в
годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных
редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской
правды» действовали на строительстве домен в Магнитогорске и Нижнем Тагиле, на
шахтах Караганды, Кузбасса, на восстановлении Сталинградского тракторного
завода. Журналист К. Деветьяров, оказавшийся в выездной редакции «Комсомолки»,
вспоминает: «Ни одного целого здания вокруг. Одни в пробоинах с пустыми окнами,
обгорелые, еще стоят, у других только остовы с провисшими лестницами, третьи
лежат на мостовой глыбами обломков... Привлекает внимание на остатках стены
крупная надпись: «Отстоим родной Сталинград!». Сделана, видно, в разгар боев.
Теперь в середине первого слова кто-то вписал еще одну букву, и лозунг уже
звучит по-новому: «Отстроим родной Сталинград!». В возрождение города-героя
внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», возглавлявшаяся известным
фельетонистом С. Нариньяни, в состав которой входил также известный поэт Семен
Гудзенко. Потрясают приведенные К. Деветьяровым стихи поэта, напечатанные в
Сталинградской «Комсомолке», навеянные одним из многочисленных эпизодов захоронения
останков бойцов:
Ни крестов, ни цветов,
Не полощутся флаги.
Серебрится кусок
Алюминьевой фляги.
И подсумок пустой,
И осколок гранаты –
Неразлучны они
Даже с мертвым солдатом[18].
Достойно в годы Великой Отечественной войны была
продолжена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру
которых советские художники и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон
ТАСС». Когда враг лез к самым московским заставам, стены Москвы провожали
идущих на фронт призывами: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Ни шагу назад!»,
«Огнем истреби врага!». Это были первые «Окна ТАСС», появившиеся в столице уже
26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за
московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными
авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н.
Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский,
поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С.
Кирсанов. Всего в издании «Окон ТАСС» принимало участие примерно 80 поэтов и
130 художников. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС»
распространялись в основном по подписке, а также рассылались в действующие
армии, вывешивались в витринах на улице. Уже в годы войны осуществлялись
выставки лучших «Окон ТАСС» в Англии, Швеции, Китае, странах Южной Америки[19].
Не ослабевала в годы войны и связь редакций с
читателями: около 400 тысяч писем получила в военную пору «Правда», многие
сотни откликов приходили в редакции на взволновавшие читателей письма. Так
произошло, например, с письмом командира Тихоокеанского флота Безносикова и
телеграммой фронтовика Корниенко о помощи детям, у которых погибли родители. На
письмо и телеграмму, опубликованные 4 и 6 февраля 1942 г. в «Комсомольской
правде», откликнулись 1380 читателей, поддержавших патриотический призыв воинов[20].
В дни войны газета – воздух, – писал в самый разгар Великой Отечественной Илья
Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от
близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что
стоит в газете, зависит и твоя судьба»[21].
Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в нашей
победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль
играли их выступления в воспитании патриотизма, священной ненависти к
фашистским поработителям. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И.
Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941–1945» А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно
большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл
Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали
пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность
перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей
прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди»[22].
ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских
воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее
автомата»[23].
За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и
памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием
«Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов
«Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари
фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из
памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные
характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете
«Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не
оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану
знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени
более знаменитого преступника»[24].
В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок,
Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн.
книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне»[25].
Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий
титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить
другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти
суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер
доверил ему 100 млн. покоренных людей»[26].
Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни
на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи
писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941
г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять»,
«Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о
неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом.
Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой –
Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не
дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты»[27].
По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора
«Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному
сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство его
статей. В одном из писем в «Красную звезду» фронтовик Сепан Фесенко сообщал:
«Однажды замполит Метелица прочитал статью. Мы ее с вниманием выслушали. Кончив
читать, он спросил: «Кто писал статью?» Мы ответили в один голос: «Илья
Эренбург»[28].
Ведущие писатели-публицисты, такие как А. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов, Н. Тихонов также обладали своим неповторимым почерком.
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА А.Н. ТОЛСТОГО, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли,
взволнованность и эмоциональность – с высоким
художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд
ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с
фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало
«пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем»,
появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль
о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту
«дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть.
Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что
свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о
доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных
деятелей.
Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого
проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив
величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября
1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова
писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.
Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной
печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в республиканских
и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно
издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941
г. в «Красной звезде», за время войны был издан 35 раз на 17 языках народов
СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.
О воздействии на читателей статей А. Толстого «Москве
угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа» свидетельствуют
многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши статьи, – говорится в одном из них, – читаем по нескольку раз и всегда после читки статей
нашу Родину-мать хочется крепче и крепче любить»[29].
Неоднократно встречался писатель с участниками боев.
Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович
Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно награжденный
орденом Отечественной войны 1-й степени, созданы «Рассказы Ивана Сударева» – самые значительные произведения А. Толстого в годы
Великой Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших
героизм советского воина, его несгибаемый характер, писатель приступил в
августе 1942 г. и тогда же пять из них – «Ночью в
сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная
история» – были опубликованы в «Красной звезде». Последний
рассказ из этого цикла «Русский характер», получивший наибольший читательский
отклик, появился в этой же газете 7 мая 1944 г. Он явился своего рода ответом
на многочисленные выступления за рубежом в годы войны, посвященные разгадке
«таинственной русской души». Нередко стойкость и мужество советских людей
пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием к жизни. Развенчивая эти
измышления, А.Н. Толстой каждым очерком и статьей показывает, как истинные
патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Апофеозом героям Великой
Отечественной и стал его рассказ «Русский характер», написанный, как известно,
на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о
танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своем танке и нашедшем силы вернуться
в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии
которого можно было сказать: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост
человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем
великая сила – человеческая красота»[30].
Эта «человеческая красота» присуща бесчисленным героям военных очерков, всем,
кого война «со всей яростью укусила за сердце». Раскрывая духовную красоту
советского человека, писатель делает вывод, что именно идейно-нравственные
категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами.
Гневным обличителем в годы войны фашистских главарей и
подобных им личностей «с уголовным прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н.
Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой Гитлер и чего он
добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой
обличительный заряд, что Геббельс вынужден был оправдываться, нагло заявляя,
что писатель «бессовестно лжет», пишет «окровавленным пером». А.Н. Толстой
немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему в эфир оскорбление писателю. «Заявляю
на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской
армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в «Правде», «Известиях» и в «Красной
звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с
фашизмом, а также германскому народу. Я заявляю: немецкие солдаты и охранные
отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила
наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не
придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и
убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и
Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды»[31].
Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот же день, передали на
иностранных языках по всему миру.
М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков
Среди статей и очерков, призывавших к мести
гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти»,
появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного,
которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к
мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что
они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой
народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и
заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два
чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к
Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца
бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».
Человеческая красота защищавших свою Родину, и
испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в
военной публицистике Н. Тихонова, регулярно присылавшего в центральные
газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда.
«Можно без преувеличения сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д.
Ортенберг, – что, если бы «Красная звезда» из художественных
произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы читатель знал о
жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города»[32].
В статьях, очерках, рассказах Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг
героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как
«чудо Ленинграда».
За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший
начальником группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, кроме
поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов»
написал свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались
не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской
правде», в ленинградской фронтовой газете «На страже Родины». Пусть знают
враги, гневно заявлял в тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться
всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сражаться до тех пор,
пока на нашей земле не останется ни одного вражеского танка, ни одного
вражеского солдата.
Имеются убедительные свидетельства того, как помогало
его вдохновляющее слово громить фашистов. В ноябре 1942 г. в «Известиях»
появилась его статья «Будущее», в которой говорилось о скорой нашей победе.
«Газета с этой статьей, – читаем в воспоминаниях
писателя, – попала в партизанский край, в Белоруссию. Партизаны
выпустили статью отдельной брошюрой. Молодой, беззаветно храбрый партизан Саша
Савицкий погиб в неравном бою, не сдавшись врагам. Было это 25 июня 1943 г.
Фашисты нашли у погибшего только эту брошюру»[33].
Публицистика военной поры отличалась глубокой
лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть
читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симонов так
передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не
оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на
такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в
свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая
это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя
сердце и суметь после этого все-таки жить»[34].
Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами
невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На
старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер
долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к
кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным
голосом:
– Робеночка не пожалели...
Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за
словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть
их – тех, которые не пожалели»[35].
Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в
«Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под
названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух
замечательных произведений очевидна.
Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к
Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу»
Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!»[36].
Одна из основных тем военной публицистики – освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал
А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном
– бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа
передышки.
Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу
за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.
В пламенных словах, обращенных к партизанам Польши и Сербии, Черногории и
Чехии, не смирившимся народам Бельгии и Голландии, растерзанной Франции, суровой
и гордой Норвегии, звучал призыв как можно скорее очистить родные земли от
фашистских насильников и засеять их «никем уже более, отныне и до века,
непопираемой национальной культурой».
Особенность публицистики Великой Отечественной войны и
в том, что традиционным газетным жанрам – статье,
корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало
качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями
запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На
мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит
единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми
лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди
вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара,
ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего
разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от
ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище»[37].
Нельзя не отметить, что в годы войны все чаще
проявляется солидарность с Советской Россией в публицистике русского зарубежья.
Поистине гимном «боевой мощи Красной армии» стала статья П.Н. Милюкова «Правда
о большивизме», посвященная победе советских войск под Сталинградом и опубликованная
в газете «Русский патриот», издававшейся в Париже с 1943 по 1945 год.
Острое чувство времени трансформировалось в годы войны
не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся в
газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях бойцы не
расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с
«Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу
прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными
песнями.
Правдивой летописью войны стала фотопублицистика.
Зрительное восприятие всего, что происходило на фронте и в тылу, оказывало
самое сильное воздействие. Снимки Д. Бальтерманца, М. Калашникова, Б.
Кудоярова, В. Темина, П. Трошкина, А. Устинова, Я. Халипа, И. Шагина навсегда
сохранят, через какие испытания, лишения, утраты шел к победе советский народ.
Корреспондент фотохроники ТАСС Я. Халин увековечил подвиг советского солдата
Алексея Еременко всего за несколько мгновений до его гибели. «Комбат», так он
назвал свой снимок, который побывал на всех крупнейших фотовыставках мира, стал
символом Великой Отечественной и отлитый в бронзе поднялся у того украинского
села, где погиб ставший всемирно известным герой.
С первого до последнего дня войны в авангарде
проявившего небывалый героизм советского народа находилась партия коммунистов.
«ВКП(б) была поистине сражающейся партией. 80% ее членов состояли в рядах
вооруженных сил... Три миллиона из них, фактически каждый второй, пали в боях
или погибли в результате лишений военных лет»[38].
В труде и в бою рядом с коммунистами были комсомольцы. Как и коммунистическая
партия, комсомол превратился в воюющую организацию. На фронте и в тылу в
комсомол вступило около 12 млн. юношей и девушек. Более 3,5 млн. комсомольцев
были награждены боевыми орденами и медалями[39].
Можно утверждать, что тысячи советских журналистов, среди которых были сотни и
сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем
фронтовики писали А.Н. Толстому: «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей
Николаевич, тоже являетесь бойцом, и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с
нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие. Но оно
так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников: его огонь
такой убедительный, как огонь наших автоматов и пушек. Мы вместе громим
обнаглевших фашистов»[40].
Поистине неоценима роль советской журналистики в
достижении победы над фашизмом. Ее силу вынуждены были признавать даже
гитлеровские главари, неоднократно заявлявшие, что советская пресса «действует
очень умело»[41].
1.
Перестройка
системы печати в годы Великой Отечественной войны.
2.
Фронтовые
и армейские газеты в системе отечественных СМИ.
3.
Возрастание
роли оперативной информации: создание Советского Информационного Бюро. Его цели
и задачи.
4.
Перестройка
радиовещания: особая роль радиопередач «Письма на фронт» и «Письма с фронтов
Отечественной войны».
5.
Деятельность
на фронте в качестве военных корреспондентов советских писателей и ведущих
журналистов.
6.
Особенности
писательской публицистики: очерки Б. Горбатова, К. Симонова, Н. Тихонова, А.
Толстого, А. Фадеева, М. Шолохова.
7.
Памфлет
в системе военной публицистики. (И. Эренбург, Я. Галан и др.).
8.
Гитлеровские
газеты и радиовещание на временно оккупированной территории.
9.
Фотопублицистика
– правдивая летопись Великой
Отечественной войны.
[1] Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2. С. 4.
[2] Там же.
[3] Там же. С. 5.
[4] Иванова Р., Кузнецов И. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1985. № 1. С. 14.
[5] Газета «Речь» (Орел). 1943, 18 мая.
[6] Там же. 1943. 5 февраля.
[7] Кузнецов И., Попов Н. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2. С. 5.
[8] Там же.
[9] Архив М.О., ф. 32, оп. 11314, д. 6. Л. 116.
[10] Журналисты на войне. Книга вторая. – М., 1974. С. 99.
[11] Комсомольская правда. 1945. 26 мая.
[12] Московская правда. 1941. 31 декабря.
[13] Время, отлитое в строки. – Л., 1968. С. 238.
[14] Красная Армия. 1944. 9 сентября.
[15] Красноармейская правда. 1945. 30 апреля.
[16] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. – М. 1991. С. 415.
[17] Там же. С. 417.
[18] Все было так – М. 1991. С. 4–5.
[19] Москва военная. 1941 – 1945. Мемуары и архивные документы. – М., 1995. С. 598–603.
[20] Иванова Р., Кузнецов И. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1985. № 1. С. 18.
[21] Симонов К., Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941–1945. М., 1979. С. 7.
[22] Верт Александр. Россия в войне 1941–1945. – М. 1967. С. 295.
[23] Симонов К., Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941–1945. М., 1979. С. 17.
[24] Бешеные волки. – М., 1941. С. 3.
[25] Там же. С. 9.
[26] Там же. С. 8.
[27] Красная звезда. 1941. 4 ноября.
[28] Ортенберг Д. Время не властно. – М.. 1975. С. 87.
[29] Толстой А. Военная публицистика. – М. 1984. С. 6.
[30] Толстой А. Военная публицистика. – М. 1984. С. 221.
[31] Толстой А. Военная публицистика. – М. 1984. С. 253.
[32] Ортенберг Д. Время не властно. – М., 1975. С. 119.
[33] Тихонов Н. Сила России. Военная публицистика. – М., 1977. С. 6.
[34] Симонов К., Эренбург И. В одной редакции. Репортажи и статьи 1941–1945. – М., 1967. С. 152.
[35] Симонов К., Эренбург И. В одной редакции. Репортажи и статьи 1941–1945. – М., 1967. С. 156.
[36] Правда. 1941. 29 сентября.
[37] Шолохов М. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. – М. 1975. С. 95.
[38] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. – М., 1991. С. 416.
[39] Там же. С. 417.
[40] Писатели в Отечественной войне 1941–1945 гг. Письма читателей. – М., 1946. С. 19.
[41] Дашичев В. Банкротство стратегии германского фашизма. Т. 2. – М., 1973. С. 444.