ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Само название работы, принятое нами с рядом допущений и оговорок во введении к ней, заведомо нацеливает на самое широкое исследование субстанциональных основ массовой коммуникации с тем, чтобы сопоставить сущностное с являющимся, должное с сущим. По Гегелю действительно лишь то, что имеет единство внутреннего и внешнего. Часто ли массовая коммуникация, ее являющиеся, составляющие повседневную реальность процессы и результаты, отвечает ее сущности со-вершению действий по со-общению, со-знанию человечества и со-вершенствованию в этом со-общении человека? Сам язык из глубины своих потенциальных смыслов подсказывает нам выходы из тех тупиков и провалов, которые обнаруживаются все чаще на пути цивилизации, из тех витков развития, к которым приводят цивилизационные процессы, порывающие с культурой как коммуникацией и делающие реальностью коммуникацию как антикультуру.

Сегодня в мире все более увеличивается разрыв между цивилизацией и культурой. И первый вывод, который напрашивается в связи с этим, это необходимость достижения равновесия между технологическим (рациональным) и гуманитарным (иррациональным, духовным) факторами прогресса. Еще основатель кибернетики Н. Винер писал о том, что гомеостаз, упорядочение хаотически протекающих экономических и социальных процессов, не могут быть достигнуты лишь благодаря воплощению принципов свободной конкуренции, рыночной экономики. Представитель жестко критикуемой в советское время буржуазной науки предостерегал от увлечения идеями либерализации, от фетишизации их, от устранения сознательной управляющей воли. Как никому другому, ученому-управленцу, выросшему в условиях капиталистической экономики, видно было, что эти идеи далеко не самодостаточны.

Американский политик А. Даллес в конце сороковых годов поставил цели по изменению общественного строя СССР. Они совпадали со словами Петра Верховенского из романа Ф.М. Достоевского «Бесы» о необходимости обновления государства и его нравственности путем их разрушения и захвата власти «умнейшими». А. Даллес говорил, что литература, театры, кино все будут изображать самые низменные человеческие чувства, а Америка будет всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства. И лишь немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит, но таких людей нетрудно с помощью прессы поставить в беспомощное положение, превратив их в посмешище, оболгав.

Сколько таких «художников», вдохновленных «бесовскими» идеями и посулами, сколько журналистов и каналов СМИ стали уничтожать свое прошлое, ниспровергать героев, выдвигать на обозрение чуждые народам СССР, русскому народу образцы. И электронная пресса, прежде всего телевидение, пустившиеся, как казалось, в «свободное плавание», открыли такие материки секса и насилия, бездуховности и бесчеловечности, что сама разумная жизнь недавно еще братских народов оказалась под угрозой уничтожения. Жизнь перестает быть органической, теряя связь с ритмом природы, предупреждал русский философ Н. Бердяев. Попытки организовать жизнь, повысить «силу жизни», не сообразуясь с законами природы, с традициями общества, убивают духовность, убивают человеческое в человеке. Цивилизация, писал Н. Бердяев, «буржуазна» по своей природе в духовном смысле слова. Цивилизация Европы и Америки, по его словам, создала индустриально-капиталистическую систему, которая стала и явлением истребления духовности, духа вечности, истребителем святынь. А так называемая «возрожденная Россия», распрощавшись с коммунистическим прошлым, оказалась не без помощи современных средств массовой коммуникации в мире антигуманной постиндустриальной реальности, которую Запад уже прошел. И пусть им совершена информационная революция, построено массовое общество потребления, но далеко не решены вопросы равенства, справедливости, человечности. Проблемы, усугубляющиеся с дальнейшей рационализацией, технизацией общества, коммерциализацией всех сторон жизни, с новой силой встают перед Россией, потерявшей свой путь.

И в США, а теперь и у нас в стране, все чаще стали происходить трагедии, подобные той, которая случилась в 1999 г. в Литтлоне, когда два старшеклассника застрелили 15 школьников и преподавателя. Та трагедия заставила серьезно задуматься американское общество над причинами эскалации насилия среди молодежи. Республиканцы тогда, критикуя президента, резко поставили вопрос о пагубном характере массовой культуры, многие бесчеловечные проявления которой вполне доступны даже для школьников. В своем выступлении в Белом доме тогдашний президент Клинтон привел данные исследований, проводившихся в течение 30-ти лет: к 18 годам средний американец успевает посмотреть 40 тысяч игровых убийств и 200 тысяч драматургических актов насилия. Как бы вторя мужу, Х. Клинтон обратилась к обществу с риторическим вопросом: «Какие же ценности мы пропагандируем, если ребенок, войдя в магазин, находит видеоигры, в которых успех участников зависит от того, скольких ты способен убить, сколько объектов подорвать?!»

Подорванные террористами небоскребы Манхеттена повергли в шок американцев, многие из которых вначале восприняли показ адского огня как очередное телевизионное шоу. До какой степени нужно вдалбливать через СМК образчики несокрушимости и суперменства и, какие нужны еще трагедии, чтобы действительно разрушить устоявшиеся стереотипы?

Еще в 1989 г. к Президенту СССР обратились в письменном виде Евгений Примаков (тогда председатель Совета Союза) и писатель Валентин Распутин. Они били тревогу в связи с падением морали в обществе и тлетворным влиянием на этот процесс телевидения. Обращение послужило поводом для принятия организационных мер по телевещанию. Однако ныне резко упавшее нравственное состояние общества во многом определяет и экономику, культуру, духовную жизнь России. Экология российского духа никогда так не страдала от «вбрасываний» в духовную атмосферу под «лейблом» либеральных ценностей все новых ядовитых порций вредных отбросов так называемой западной культуры. Именно так они подавались в пресловутом ток-шоу «Про это», в частности в передаче, посвященной теме «Секс и наркотики». Подросткам, чье здоровье наиболее уязвимо, искусно внушали, что наркотики источник неземного удовольствия. Ведущая Е. Ханга ради таких внушений на деньги компании НТВ и его прежнего хозяина В. Гусинского регулярно прилетала из США. Нет теперь этой программы на экране, нет вблизи и хозяина компании, но в конце октября 2001 г. тем же НТВ был показан фильм про отдых «золотой» молодежи на испанском острове Ибица, где снова ведущий (Грунский) выступает своеобразным зазывалой, (тяжкий труд которого, видимо, вновь щедро оплачен), и приглашает вкусить сомнительные удовольствия, в том числе и наркотики.

Канал ТВ-6 показал новые «сокрушительные» для зрителя проекты, подготовленные в очередной раз по «лучшим» западным образцам. Месяцами соблазняло не искушенного подобным зрелищем российского зрителя супершоу «За стеклом». В ряде стран подобные шоу показываются несмотря на демонстрации протеста, бурные дискуссии о моральных аспектах коммуникации, основанной на подглядывании за группой молодежи, на месяц заключенной в прозрачные для 30 телекамер апартаменты. На Западе такой жанр называется realite, а подобные сериалы характеризуются как «мягкое порно». Газета «Известия» отметила на следующий после премьеры день, что в нашей стране они имеют шанс стать «жестким порно». Такова реальность современной массовой коммуникации. Ныне ее основной моделью является не мифологическая, а не менее искусственная, но по внешнему виду и составу участников «повседневно-реальная».

Основное внимание в монографии было посвящено исследованию сущностных характеристик массовой коммуникации, вытекающих из работ ряда отечественных и зарубежных мыслителей. Разумеется, круг исследователей, так или иначе касавшихся комплекса проблем МК или подходивших к ним с точки зрения своих научных направлений и интересов, весьма обширен. Автор обращался к тем или иным взглядам для решения основной своей задачи определения коммуникации как процесса со-общения людей с целью достижения со-мыслия и поисков смыслов в различных сферах жизнедеятельности, объединения знаний в со-знание, в совместное знание, совесть, в глубине своей основанную на чувстве любви, добра, долга, на переживании действительности. Такие широкие цели диктовали, с одной стороны, необходимость обращаться к представителям различных наук, а с другой привели, как может читателю показаться, к разбросанности суждений, недостаточной обоснованности выводов, выделению одних тем в ущерб другим. К примеру, центральная проблема работы, которую автор считает магистральной для всей истории массовой коммуникации, начиная с Библии, это борьба Нового со Старым, возникновение Нового как новости человеческого со-бытия. Коммуникация, не достигающая этого Нового, осуществляется по замкнутому кругу, она циклична, а не линейна, она в ряде случаев нисходяща, а не восходяща. Нестандартность постановки темы, излишняя ею увлеченность может приводить к недостаточной обработке мысли, упущениям в смежных областях. Во всяком случае работа может быть, на наш взгляд, полезной для исследователей всего спектра проблем, связанных с МК. Для выпускников по данной специальности и начинающих журналистов монография может служить источниковедческой базой и научно-методическим руководством как для изучения фундаментальных основ массовой коммуникации, так и для решения вопросов текущего журналистского процесса.

 

в оглавление << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz