МАЭСТРО ЧЕЛОВЕЧНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Профессор
Сергей Александрович Муратов –
Учитель и Мастер телевизионного дела. И если идет речь о гамбургском счете в
поединке телевизионных авторитетов, то именно он может быть объективным и
квалифицированным арбитром. И завоевал он признание своим скрупулезно
профессиональным и человечным подходом к проблемам телевидения. В российском
телевизионном содружестве, которое сегодня модно называть не иначе как
корпорацией, он представляет интеллигентность и профессионализм.
В настоящий сборник вошли
две монографии Сергея Александровича: «Диалог»[1]
и «Активные методы обучения в телевизионной журналистике»[2]
– эти книжки были изданы, как
говорят, в «другой стране», 20 лет назад, но сохранили свою ценность, свою
значимость и, может быть, сегодня особенно полезны нашим журналистам.
Дело в том, что главный
акцент Сергей Александрович делает на человеческом факторе и это позволяет
сохранить свежесть мысли и ее востребованность в совершенно новых условиях
рыночного государства, рыночной экономики и рыночного телевидения.
«Диалог» – название книги Сергея
Александровича, которая лежит в основе настоящего издания. Она посвящена
основному моменту в работе телевизионного журналиста, его коммуникации, общению
с аудиторией и со своими героями. С. А. Муратов разработал свою систему связей
и отношений журналиста и аудитории. Наиболее полно она выражена в разделе
«Дьявол и заповеди интервьюера». Шесть заповедей интервьюера выдают в Сергее
Александровиче серьезного исследователя человеческого характера. И он
провозглашает важнейший принцип своей школы журналистики, который включил в
пятую заповедь: корректность и уважение к своему собеседнику и в более широком
смысле не только к интервьюируемому, но и к аудитории, с которой общается
журналист через телевизионный экран.
Сегодня в рыночной
экономике, на телевизионном рынке происходит множество коллизий, вызывающих
неприятие широкими кругами телезрителей того стиля, который сейчас господствует
на телевидении.
Я вижу в работе С. А.
Муратова противовес этому всеядному коммерциализированному телевидению,
гонящемуся за рекламой и деньгами. Книга Сергея Александровича учит этическому телевидению. Кроме
замечательного труда, не утратившего за 20 лет своей актуальности, в нее
включено учебное пособие «Активные методы обучения в телевизионной
журналистике». Это своего рода гаммы гуманного доброго диалога, гаммы, которые
должен разучить начинающий журналист, упражнения, которые необходимо проделать
начинающему журналисту, чтобы действовать профессионально. И мне кажется, что
здесь уроки С. А. Муратова особенно полезны и не утратили своего значения.
Конечно, 20 лет – большая дистанция, но,
вспомним, в годы застоя нас тоже отталкивала и отвращала туповатая и
беспринципная пропаганда, с которой мы часто сталкивались тогда на телевидении.
Уроки Муратова тогда были
чрезвычайно важны для того, чтобы противостоять этому застойному однообразию и
унылости. Сегодня в условиях разгула коммерциализации, сориентированного на
привлечение внимания аудитории любой ценой, книга Муратова поможет студентам
найти путь к человечному гуманному телевидению, которое требуется нашему
обществу, но, к сожалению, редко появляется на экране.
Что же касается активных
методов обучения телевизионной журналистике, о которых идет речь во второй
части книги, это те самые гаммы, которые каждый начинающий журналист должен
отыграть с тем, чтобы овладеть азами и секретами профессии. Книга Муратова
помогает стать профессионалами нашим не только молодым, но и опытным, со стажем
журналистам, помогает стать мудрее и человечнее. И это очень важно.
Квинтэссенция этого подхода
выражена в нравственном кодексе документалиста, который С. А. Муратов предложил
в 1997 г. в самый разгар вторжения неэтической журналистики[3].
Сформулированные им принципы должны были противостоять этому коммерческому
напору с тем, чтобы сохранить главное – человеческое начало в тележурналистике. Разработанный автором кодекс – на основе опыта как
российского, так и зарубежного –
представляет собой своего рода катехизис современной телевизионной журналистики.
Он достаточно универсален, рассматривая отношение телевидения к культуре и
культуру телевидения, социальные последствия и политическую неангажированность,
общение перед камерой и вторжение в частную жизнь.
Итак, книга содержит теорию
общения журналиста в кадре и вне кадра, систему упражнений, позволяющую
закрепить и освоить полученные знания на практике, и кодекс, излагающий правила
хорошего тона.
Книга С. А. Муратова очень
нужна сегодня. Она учит тому телевидению, которое ждет наше общество, телевидению
человечному.
Я. Н. Засурский