ГЛАВА I.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

АМЕРИКАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

3. «Коммерческая революция» в газетной прессе Америки (18301840 годы)

В Европе, особенно в Англии, к началу XIX века уже предпринимались попытки выпуска дешевых газет. В большинстве своем эти попытки не приводили к какому-либо положительному результату: рост тиража сдерживался либо существующими законоположениями, либо просто дороговизной выпуска издания, поскольку далеко не всегда политические дивиденды считались более предпочтительными, чем реальная финансовая выгода. В США в это время безраздельно господствовала партийно-политическая пресса, поскольку перед страной стояли сложнейшие задачи становления и развития новой государственности, а печать помогала в их решении.

Именно в это время, время господствующего положения партийно-политической прессы в Америке, были найдены философские пути и технологическая база для ее качественной трансформации. Качественному скачку благоприятствовали три важнейших фактора:

§         перемены в социальной области, стимулировавшие образование читательской аудитории газет;

§         формирование самих газет в качестве предприятий прибыльного бизнеса;

§         технологические новшества.

Больше половины всех газет США выходили в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне (столица США с 1800 года) и Нью-Орлеане. К началу 1830 годов американская газета почти повсеместно была еженедельной, но в городах все чаще и чаще стали выходить ежедневные газеты, что было немаловажно для развития прессы.

Тогдашняя типичная ежедневная газета была четырехполосной. Ее первая полоса отводилась исключительно объявлениям, так как газеты становились все более коммерческими изданиями. Собственно журналистское содержание находилось внутри номера. На второй полосе обычно располагалась редакционная колонка. На второй и третьей полосах традиционно сообщалось о прибытии судов из Европы и содержании их трюмов, а также о других морских новостях. На авансцене американской газеты находились политические новости. В самой системе тогдашних средств массовой информации наибольшее внимание читающей публики привлекали политические газеты, которые финансировались политическими организациями, партийными и государственными деятелями, контролировавшими всю редакционную политику вплоть до непосредственного написания передовых статей. Так что «партийные» (политические) газеты зависели от политических лидеров не только в финансовом отношении, но и идеологически, особенно во время их пребывания у власти.

Издания политической и коммерческой прессы имели несколько общих черт. Прежде всего, и те и другие были одинаково дорогостоящими (один экземпляр газеты стоил обычно 6 центов) и распространялись исключительно по подписке (годовая подписка на газету стоила 810 долларов). Неудивительно, что даже лучшие американские газеты выходили тиражом 10002000 экземпляров. Их читатели в основном принадлежали к финансово-торговой и политической элите. Печать элитарности лежала на всем, особенно на содержании, по сути ограничивавшемся торговлей и политикой.

«Коммерческая революция» относится не ко всем газетам эпохи, а только к тем из них, которые наиболее радикально порвали с существовавшими обычаями и выработали такую модель газетного издания, с которой в основном и будет связано дальнейшее развитие американской газетной журналистики, продолжающееся и поныне.

Историки американской журналистики чаще всего связывают появление «пенни-прессы» с эпохой джэксоновской администрации (годы правления президента Эндрю Джэксона 18291837), хотя дешевые газеты в Америке были и раньше. Правда, все они были рассчитаны не на широкий читательский адресат, а на бизнесменов, политиков и т.д. Понятно, что большие тиражи таким газетам были просто не нужны. Термин «революция» применительно к газетной прессе США 18301840 годов применил исследователь печати Джон Нерон, который отмечал, что существовавшие ранее газеты предназначались «не для рабочего класса». Однако Нерон видел в возникшем феномене развитие, эволюцию, а не революционный скачок.

Уолтер Липпман в 1931 году писал, что существовали следующие этапы развития прессы. Первый этап характеризовался монопольным владением СМИ со стороны правительства. Второй этап разрушение правительственной монополии; в прессе начали господствовать политические партии, вербуя себе сторонников. Третий этап появление «пенни-прессы», задачей которой являлось завоевание финансовой поддержки со стороны читателей. Липпман прогнозировал и четвертый этап: в газетах будут работать журналисты с профессиональным образованием, что позволит самой журналистике быть более независимой и активной, не склонной к меркантилизму, свободной от зависимости от политических партий и правительства.

Другие исследователи (Артур Коул и Джозеф Маккемс, например) считали, что появление «пенни-прессы» вызвано диалектическим развитием общества: текущий вызов входит в противоречие с предыдущим статус-кво. В результате издания, не способные быстро приспособиться к меняющейся окружающей среде, «вымирают, как динозавры»[1].

Как же изменилась «окружающая среда»? Почему понадобился газетной прессе этот «третий этап развития» и новый читательский адресат? Чем это было вызвано?

В первой половине XIX века население нынешних Соединенных Штатов Америки было преимущественно сельским. Именно жители деревень играли основную роль в экономике страны. Но развитие капиталистических отношений требовало появления лично свободных в двояком смысле людей: свободных лично и свободных от собственности. Америке еще предстояло справиться с этой задачей, но уже тогда города росли численно за счет появления в них все новых и новых рабочих мест. Развивающемуся капитализму был нужен не просто работник, а человек, уверенно справляющийся со сложной по тому времени техникой. Отсюда следовало новое требование: грамотность населения.

Концентрация населения в больших городах сделала возможной появление «пенни-прессы». Но были и другие причины. Так, Уорд называет следующие:

§         появление ежедневных газет;

§         появление массовых газет;

§         необходимость обслуживать обычного человека;

§         роль образования;

§         лучшая подготовка журналистов;

§         роль общественных идей и достижений в науке и технике;

§         необходимость предоставить широкой публике новые развлечения;

§         необходимость укреплять общественный порядок;

§         развитие журнальной периодики;

§         религия;

§         освещение зарубежных событий;

§         новые технологии;

§         более дешевое бумагоделательное производство[2].

Действительно, появление ежедневных и массовых газет создало новую ситуацию на медиарынке. В молодой независимой стране бурно развивалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Правила конкурентной борьбы распространялись буквально на все: покупку и продажу земли, торговлю товарами и услугами, наем рабочей силы и предложение рабочих рук. Исследования городского населения 18201860 годов в США показали, что в то время в количественном отношении преобладал «средний класс», т.е., по сути дела, мелкая буржуазия. Это создавало условия для ориентации прессы на рабочий класс. Каждая из газет в дальнейшем по-своему решала эту проблему. Так, газета «Нью-Йорк сан» поддерживала равные права населения против нарождающихся монополий, отстаивала гражданские права, в том числе право рабочих на создание союзов; «Геральд» и «Трибюн» поддерживали рабочих в борьбе с работодателями. Элитарное издание «Джорнэл оф коммерц» отмечало, в частности, что «пенни-пресса вынуждена обращать свое внимание на профсоюзы и прочий вздор»[3].

«Пенни-пресса» сама вносила свой вклад в образование населения, поскольку газеты становились учителями и наставниками для широких масс, в том числе и для представителей новой волны эмиграции.

Более профессионально подготовленные, чем журналисты «старой закваски», молодые репортеры и издатели искали новые пути обращения к читательской аудитории.

Захватывающие идеи политической борьбы продолжали будоражить умы американцев. Среди таких идей требование отмены рабства, призыв к умеренности, движение научной мысли.

Общим требованием к газетам, независимо от того, на какую национальную аудиторию они рассчитаны, стала необходимость предоставлять читателям рекреационные возможности, т.е. просто позволить читателю отдохнуть с газетой в руках. Это несколько не совпадало с требованиями пуританской морали, но позволяло газетам начать осваивать новые темы для своих публикаций.

Требование к наведению порядка в городах было поддержано практически всеми газетами, что в итоге вылилось в предоставление значительной части газетной площади под полицейскую хронику.

Особые отношения начали складываться у молодой американской прессы с религией. Поскольку в Америке уже в то время жили представители различных религиозных конфессий, то пресса стала склоняться к так называемой гражданской религии, близкой к экуменизму и трансцедентализму.

Несмотря на явное преобладание в американских газетах местных новостей, все же следует отметить и явный интерес к жизни людей далеко за пределами США, причем не только в Европе, но и в «экзотических странах». Беннет и Рэймонд сами жили с семьями за границей и слали оттуда свои материалы; Генри Мортон Стенли был послан в сердце Африки на поиски исследователя Ливингстона, а когда нашел его, больного и немощного, в районе озера Танганьика, то произнес слова, ставшие бессмертными: «Доктор Ливингстон, я полагаю?».

Большую роль играли в развитии «пенни-прессы» технические новшества. Так, в 1822 году Дэн Треадвэл для производства печатной продукции использовал реальную лошадь. Но уже в следующем году появилась паровая «лошадиная сила» с большей, чем у реальной лошади, мощностью. В 1825 году Роберт Хо изобрел ротационную машину, выпускающую в минуту больше копий, чем планшетная печатная машина. Первый действительно быстродействующий ротационный печатный станок дебютировал в 1847 году. Как выразился Джон Тэббел, «это реконструировало газетный бизнес». Первая телеграфная связь была установлена в США между Вашингтоном и Балтимором в 1844 году. Изобретенный нью-йоркским профессором С.Ф.Б. Морзе телеграф был повсеместно взят на оснащение редакциями американских газет в ближайшие несколько десятилетий.

Конечно, снижение стоимости бумаги тоже сыграло весьма серьезную роль: для массовой «пенни-прессы» газетной бумаги нужно было во много раз больше, чем раньше для малотиражных и дорогих газет.

Сама идея прессы принципиально нового типа «пенсовой» газеты, «пенни-прессы» зародилась в среде нью-йоркских типографов. И хотя дешевые газеты в других городах уже не были редкостью, именно нью-йоркский опыт их издания привел к «коммерческой революции» в газетной прессе США. В начале 1830 года стала выходить еженедельная газета «Нью-Йорк морнинг», цена за экземпляр которой была 2 цента, или 1 пенни но тогдашнему курсу. Первой ежедневной «пенсовой» газетой в США была «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись» Бостон, 1833), выпуск которой прекратился сразу же после начала ее издания (объявленная годовая подписка на нее стоила всего 4 доллара). Еще раньше, в 1830 году, в Филадельфии пытались наладить издание дешевой газеты под названием «Цент». Исследователям мало что известно о короткой истории этой газеты. Была попытка выпускать газету-пенни и у Горация Грили, но экономические трудности не позволили ему в то время добиться успеха.

Однако все эти первые попытки создания дешевых массовых газет не были успешными. Такие газеты, маленькие по размеру, убогие по содержанию, слабые в финансовом отношении, погибали, едва успев появиться на свет. Но все-таки именно они проложили дорогу будущей новой по содержанию и успешной в экономическом отношении «пенни-прессе».

В ряду других особого упоминания достойна попытка Бенджамина Дэя издать газету «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка»), первый номер которой вышел 3 сентября 1833 года. Четырехполосная, небольшого формата, она стоила всего 1 цент. Это была первая в истории страны газета, тираж которой достиг фантастической цифры 30 тыс. экземпляров (заметим: к началу издания «Нью-Йорк сан» глобальный разовый тираж всех нью-йоркских газет составлял всего 26,5 тыс. экземпляров).

Самая дешевая не только в Нью-Йорке, но и во всей стране газета Б. Дэя была рассчитана на городское население и на массового, т.е. в основе своей малограмотного читателя. Она впервые выходила два раза в день, причем утренний выпуск был насыщен политической полемикой, а вечерний, наоборот, предлагал читателям материалы исключительно информационного характера.

 

Бенджамин Дэй

Бенджамин Дэй

 

Одной из первых в Америке «Нью-Йорк сан» стала публиковать заведомо вымышленную информацию, лживые репортажи, в которых уживались друг с другом сенсационность и неправда от первой до последней строчки. Так, 25 августа 1835 года газета поместила под огромным заголовком материал о «лунных людях», будто бы открытых астрономами. Полосы газеты Дэя заполнялись информацией криминального свойства и сообщениями о различных «происшествиях».

Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила в то время лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»), с которой и принято в первую очередь связывать газетную «революцию» 18301840 годов в американской прессе. Ее выдающуюся роль в истории американской периодической печати нельзя переоценить, а имя ее основателя, создателя и издателя Джеймса Гордона Беннета (17951872) окружено особым ореолом в истории журналистики США,

Выходец из Шотландии, Беннет начал издание «Нью-Йорк геральд» с капитала всего в 500 долларов, а в его редакции было только два стула. К 1839 году тираж газеты Беннета поднялся до 30 тыс. экземпляров, в 1855 году достиг 75 тыс., а в 1860 году 77 тыс. экземпляров.

Д.Г. Беннет

Джеймс Гордон Беннет

 

Сам Беннет объяснял этот успех «полной новизной», привнесенной им в издание ежедневной газеты. Он так формулировал свое журналистское кредо 19 августа 1836 года: «Что может помешать газете стать более крупным органом общественной жизни? У книг были свои времена, свое время было и у театров, было оно и у церквей... Но газета может больше отправить душ на небо и вызволить их из ада, чем все церкви вместе взятые и, кроме того, заработать деньги»[4].

«Нью-Йорк геральд» публиковала разную информацию: международную, национальную и местную, серьезно расширив тематику публикаций. Беннет широко и постоянно получал материалы европейской печати, используя для этого изобретение Морзе (уже в 1848 году в «Нью-Йорк геральд» публиковалось 10 колонок телеграфных новостей). Он первым сообщил в своей газете об открытии золотых приисков в Калифорнии.

Одним из первых в Америке Беннет создал корреспондентское бюро своей газеты в Вашингтоне и начал направлять специальных корреспондентов в крупные европейские города, завел своих постоянных корреспондентов в Европе. Беннет также первым направил своего специального корреспондента в Африку на поиски безвестно пропавшего путешественника Ливингстона.

Во время войны США с Мексикой 18461848 годов, в результате которой Соединенные Штаты аннексировали у Мексики Техас, Калифорнию и Нью-Мексико, увеличив тем самым свою территорию чуть ли не наполовину, Беннет посылал своих корреспондентов на этот театр военных действий. Надо сказать, что война с Мексикой и позже гражданская война в США 18601865 годов способствовали возрастанию интереса американской публики к информации. Начиная с «Нью-Йорк геральд» газеты шли на немалые дополнительные расходы, чтобы быстро получать военную информацию и оперативно сообщать ее читателям.

В «Нью-Йорк геральд» Беннет ввел финансовую рубрику, именовавшуюся им «денежной страницей», колонку писем читателей с их мнениями о публикациях газеты и освещаемых ею событиях. Редакционные статьи имели резонирующий и информативный характер и, как правило, отличались основательностью.

Однако основные реформаторские усилия Беннета по радикальному обновлению сложившейся до него концепции американской газеты шли в ином направлении. «Пенни-пресса», созданная им, привела к возникновению нового экономического базиса для газет путем привлечения новых слоев читателей через выдвижение в газете на самый первый план «историй человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы, религия, Уолл-стрит и т.п.), в чем, по его выражению, «человек лучше всего раскрывает свои фантазии и капризы». Основным жанром «Нью-Йорк геральд трибюн» был фактографический, так называемый реалистический, репортаж.

Собственно говоря, именно с Беннетта в Америке начала развиваться бульварная пресса. Тут и ставшая самоцелью крайняя сенсационность, и кощунство, и бесчестие, и шантаж, и великая любовь к скандальной славе, к постоянному шумовому эффекту вокруг «Нью-Йорк геральд трибюн»: все это было прямой либо косвенной рекламой газете. Газета публиковала все самые сенсационные полицейские новости, помещала все новые и новые житейские «стори». Особую роль в коммерческом успехе Беннета, связанном в первую очередь с все возрастающим тиражом газеты, сыграла реклама.

Большое и многообразное профессионально-журналистское наследие Беннетта, одного из отцов массовой («народной») прессы США, всегда оценивалось историками американской журналистики, не говоря уже о современниках, отнюдь не только со знаком плюс. Так, газета «Нью-Йорк трибюн», назвавшая его в день смерти 3 июня 1872 года «коллекционером новостей», отмечала, что он был циничным, неустойчивым, пренебрегающим правилами и легко влияющим на мнение других своими собственными предрассудками[5].

У газеты «Нью-Йорк геральд» появилось множество конкурентов и подражателей в самом Нью-Йорке («Америкен дейли адвертайзер» «Американская ежедневная газета объявлений», «Джорнел коммерс» «Коммерческая газета», «Нью-Йорк ивнингпост» «Нью-Йоркская вечерняя почта», «Газетт энд дженерал адвертайзер» «Газета и основные объявления»). Однопенсовые, типологически родственные «Нью-Йорк геральд» газеты появились также в других городах Америки («Дейли пенни пост» «Ежедневная пенни-почта» в Бостоне, «Паблик леджер» «Общественный гроссбух» в Филадельфии и др.).

Как видим, «газетная» или «коммерческая революция» не случайно началась и к третьей четверти XIX века получила наибольший размах именно в Нью-Йорке, уже ставшим крупнейшим экономическим и культурным центром Соединенных Штатов Америки. Именно в этом городе возникли первые действительно крупные газеты, которые сумели резко расширить читательскую аудиторию за счет рабочих и мелкой буржуазии, понизив продажную цену до 2-х центов, что тогда равнялось одному английскому пенсу или десяти французским франкам.

Следует подчеркнуть, что «революция» коснулась не всех газет того периода, а только тех из них, которые радикально порвали с прежними традициями и создали новую модель газетного периодического издания «пенни-прессу». Однако развитие американской газетной печати в русле, проложенном газетой Беннетта, было намного более количественным, нежели качественным процессом, связанным с улучшением газетного типа издания. О его негативных последствиях авторитетно высказался Фенимор Купер. Он писал в 1838 году: «Часто похваляются тем, что в Соединенных Штатах издается великое множество газет и журналов. Разумнее было бы скорбеть об этом, ибо качество этих изданий обратно пропорционально их количеству...

В Америке, где были провозглашены великие принципы, печать способствовала поднятию народного духа, совершенствованию общественного разума, защите общественных интересов; но поскольку борьба за осуществление этих принципов более не ведется, сменившись соперничеством самолюбий и узко личных интересов, пресса в целом служит уничтожению в недалеком будущем собственных начинаний, готовя стране ужасающие перемены...

В сегодняшнем своем состоянии печать может быть, пожалуй, названа главным орудием, с помощью которого искажается, подавляется, разрушается все благое и возвышается и процветает все дурное»[6].

Главными пороками современной ему американской печати Купер считал «грубость американской прессы», «коррупцию печати», «нравственную ложь», «искажение истины, смешение правды и лжи в информации», то, что «она носит следы пристрастного, предвзятого мнения» и «насаждает обстановку нетерпимости»[7].

Поскольку в 18301840 годах американские газеты вследствие происшедшей трансформации в своей массе существовали благодаря рекламе, ими уже тогда стали управлять как торгово-промышленными предприятиями, нацеленными в конечном счете на получение прибылей. Двухцентовые газеты, главное место в которых отводилось под «бульварные» новости, предлагали своим читателям, подобно восьмиполосной «Нью-Йорк геральд», четыре полосы редакционных материалов и четыре полосы платных объявлений, а в ряде случаев отводили рекламе три четверти всей печатной площади.

Противоположная «Нью-Йорк геральд» идея нашла свое воплощение в другой нью-йоркской газете, появление которой в 1841 году, несомненно, явилось крупнейшим феноменом американской газетной прессы первой половины XIX века. Речь идет о газете «Нью-Йорк трибюн»[8]. Основатель этой газеты Гораций Грили, кстати, бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд», отвергал журнализм в стиле Беннета, неотделимый от него сенсационализм, живописание преступлений и т.п.

Подлинная война Грили против Беннета велась прежде всего в редакционных статьях под флагом борьбы с аморальной и упадочнической прессой, защиты интересов общества и справедливости.

Газета Грили (а с сентября 1841 года он начал издание в качестве иллюстрированного приложения к «Нью-Йорк трибюн» еженедельника «Уикли трибюн» «Еженедельная трибуна», первого в истории американской периодической печати издания такого типа, что лишь подняло авторитет «Нью-Йорк трибюн» в глазах читателей, тираж его составил в 1860 году 200 тыс. экземпляров) стала начальной школой для целой плеяды впоследствии знаменитых американских журналистов (Ч.А. Дана, Г. Джарвис, Г. Реймондс, Д.У. Кертис).

Важнейшим вкладом «Нью-Йорк трибюн» в историю журналистики США явилось то, что она положила начало ее другой важнейшей типологической тенденции, став прототипом, или прамоделью, качественных газет США. Намного более серьезная и строгая, чем ее конкуренты, «Нью-Йорк трибюн» быстро нашла обширную аудиторию, в первую очередь в пуританских кругах Америки. Будучи одной из наиболее популярных в стране, едва ли не самой распространенной американской газетой, «Нью-Йорк трибюн» была близка к левому крылу основанной в 1854 году республиканской партии США «вигам».

Сторонник идей Джефферсона, Г. Грили писал: «Долг государственного деятеля в том, чтобы уменьшать трения между классами и экономическими интересами»[9]. Вместе с тем «Нью-Йорк трибюн», в отличие от «Нью-Йорк геральд», которая поддерживала южных плантаторов-рабовладельцев, выступала за ограничение или даже за отмену рабства американских негров, движение за освобождение которых она последовательно поддерживала.

 

Гораций Грили

Гораций Грили

 

Имевшая большое политическое влияние в США (особо следует отметить влияние на американское общество редакционных статей самого Г. Грили), «Нью-Йорк трибюн» немало способствовала избранию Авраама Линкольна президентом США в 1860 году.

В отличие от «Нью-Йорк геральд» и других подобных ей газет, одной из отличительных особенностей которых был политический консерватизм, «Нью-Йорк трибюн» являлась главным печатным органом либеральной Америки и имела социализирующий, просоциалистический характер. Она публиковала статьи Ш. Фурье и других социалистов-утопистов. Левее Г. Грили в редакционной коллегии «Нью-Йорк трибюн» стоял еще один ее влиятельный член Чарльз Дана, проявлявший активный интерес к социалистическим учениям.

Осенью 1848 году Дана познакомился в Кельне с Карлом Марксом, ум и знания которого произвели на него сильное впечатление. Именно по инициативе Дана Маркс был приглашен сотрудничать в «Нью-Йорк трибюн» в качестве ее европейского корреспондента.

Это сотрудничество, фактически начавшееся в августе 1852 года, продолжалось до марта 1862 года. Всего в «Нью-Йорк трибюн» было опубликовано более 500 статей и корреспонденций К. Маркса и Ф. Энгельса (примерно треть этих публикаций принадлежит перу Ф. Энгельса), что составило пять (с 9 по 13-й) томов второго издания собрания их сочинений на русском языке. Это материалы о Германии, о европейских событиях и проблемах, в частности, о походах Дж. Гарибальди в Южной Италии, о гражданской войне в США и т.д. Важнейшей причиной разрыва К. Маркса и Ф. Энгельса с газетой «Нью-Йорк трибюн», кстати, произошедшего по инициативе Маркса, явилась партийно-политическая ангажированность, которую приобрела «Нью-Йорк трибюн», сделавшись официальным органом республиканской партии.

Таким образом, «Нью-Йорк трибюн» была единственным в США несоциалистическим и немарксистским изданием, в котором сотрудничал К. Маркс.

Говоря о весомом вкладе в историю американской журналистики «Нью-Йорк трибюн»[10], отметим также, что эта газета впервые в американской прессе стала использовать жанр интервью и также впервые в Америке Грили ввел стереотипирование, до этого уже использовавшееся в Англии.

Важным эпизодом в системе американской газетной прессы середины прошлого столетия стало появление в русле тенденции, проложенной Грили, газеты «Нью-Йорк таймс» («Нью-Йоркские времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 года (первоначально она называлась «Нью-Йорк дейли таймс»). Эта газета, отказавшаяся от эксцессов «репортажного» журнализма, привлекла внимание наиболее образованной части американского общества своей «качественностью» (многочисленность и разнообразие рубрик, высокий литературный уровень и т.п.). Ее основатель Г. Реймондс (умер в 1869 году) важнейшим залогом правдивости своей газеты провозгласил принцип независимости от различных партий. Как это было видно уже по редакционной статье первого номера, «Нью-Йорк таймс», с самого начала выступившая как последовательница «Нью-Йорк трибюн» Грили, поставила во главу угла просвещение, нравственность, индустрию и религию и писала об ответственности перед читателем принцип, являвшийся краеугольным для Г. Грили и его издания.

Эпоха «коммерческой революции» в газетной прессе США памятна именами выдающихся издателей и редакторов, реформаторскую деятельность которых трудно переоценить. Беннет, Грили, Реймондс и другие титаны американской журналистики наложили печать своих ярких личностей на прессу, делая ее персональной и индивидуальной как никогда ни до, ни после.

Сама «коммерческая революция» происходила в условиях бурной технологической революции, по существу, охватившей все важнейшие области американской жизни. 18301850 годы были периодом материального и духовного прогресса США, подлинного коммерческого расцвета, предпринимательской и промышленной активности, которые опирались на институт частной собственности, конституционно рассматривавшийся как одно из незыблемых оснований самой американской цивилизации.

Огромную роль в экономике страны сыграло развитие тяжелого машиностроения на заводах Новой Англии, открытие новых рынков на Западе благодаря железным дорогам, изобретение сеялки. Впервые в 1850 году стоимость ежегодного продукта американской промышленности превысила стоимость сельскохозяйственного продукта. Только за десятилетие (18451855 годы) в страну въехали 3 млн. новых иммигрантов. В 18201850 годах открылись университеты в 19 штатах.

В условиях глубокой политической демократизации американской действительности шло бурное развитие рынка, которое интегрировало и рационализировало американскую хозяйственную жизнь. Идеология рынка образовала питательную почву для прессы как по ее положению, так и содержанию.

В 1840 году в стране издавалась 1631 газета, из которых на один Нью-Йорк приходилось 274. Ежедневных газет было уже 116, а еженедельников 1000. О том, что это было десятилетие подлинного газетного бума, свидетельствуют цифры статистики: из насчитывавшихся в стране к 1850 году 2302 газет ежедневных изданий было уже 254, а еженедельных 1902.

Развитию массовой прессы чрезвычайно благоприятствовали технологические новшества, создавшие предпосылки для удешевления, расширения распространения и усиления независимости прессы. Здесь следует в первую очередь назвать изобретение ротационной печатной машины (1846 год), двухрольной (1886 год), трехрольной (1897 год) ротации, использование телеграфных коммуникаций, особенно после прокладки в 1866 году трансатлантического кабеля.

Глубокие, фундаментальные изменения, касающиеся самих основ и путей своего функционирования, пережила газетная пресса США в рассматриваемый период. До 1830 годов газеты были по преимуществу политическими, всесторонне зависимыми от партийных (политических) организаций и их деятелей, адресовались они узкому кругу «профессиональных» читателей: политическим деятелям, государственным чиновникам, бизнесменам. Да и высокая цена на газеты резко ограничивала их аудиторию. Типологически эти ежедневные либо выходившие несколько раз в неделю периодические издания были, скорее, «газетами мнений» («вьюспейперс»), нежели собственно «газетами новостей» («ньюспейперс»). Таковыми изданиям американским газетам еще надлежало стать.

Резкое удешевление цены на газету само по себе не решало всей проблемы. Несомненно, главным фактором бурного и ускоренного развития американской прессы стало развитие рекламы, и в этой стране она оказалась нужна острее, чем в Европе. Тут мы имеем дело со взаимно обусловленной закономерностью: реклама вела к увеличению тиража, рекламодатели, со своей стороны, стремились как можно активнее привлекать потенциальных покупателей своих товаров через максимально большой тираж, через наиболее широкую читаемость газеты.

В поисках все новых прибылей, необходимых для предельно возможного удешевления газеты, американская пресса вместе с рассматриваемой «революцией» в ее системе выходила на дальние подступы к «веку рекламы». Именно в США реклама со временем приняла тот вид, который в дальнейшем стал известен во всем мире.

Этот коренной поворот к формированию, выработке нового типа газетного издания выразился и во многом другом. Он как бы означал не отдаление читателя от газеты как от передатчика новостей в первую очередь, как информатора, а наоборот, приближение к ней.

Типы изданий американской ежедневной прессы определялись в XVIII веке и в первые три десятилетия XIX века как «адвертайзер» («газета с объявлениями»), «коммершел» («коммерческая»), «меркентайл» («торговая»), что получало отражение уже в названиях различных газет. Казалось бы, это должно было уводить газету все дальше от основных новостных функций, делая ее прежде всего органом объявлений, платной рекламы. Между тем, как уже было показано, газеты США этого времени являлись в первую очередь партийными органами, политическими изданиями и представляли собою, скорее «вьюспейперс», нежели «ньюспейперс».

С появлением «пенни-прессы» фундаментально изменилось само отношение к новостям во всей американской печати, начали исчезать из названий газет слова «адвертайзер», «коммершел» и «меркентайл» и вместо них появились: «геральд» («вестник»), «трибюн» («трибуна»), «критик», «стар» («звезда») или «сан» («солнце»).

В связи с тем, что в американской газете на первое место выдвинулась информация, особенно по мере усовершенствования технических средств связи, чрезвычайно возросли требования к оперативности сообщаемой информации, отклика прессы на текущие события. Вечерние издания или, как это было в случае с «Нью-Йорк геральд», вечерние выпуски утренних газет, выходившие после полудня и содержавшие отклики на сегодняшние события, постепенно входили в практику американской прессы как один из основных типов ее изданий.

Важной и знаменательной вехой в развитии периодической печати и всего журналистского дела в США явилось создание первого в стране информационного агентства печати Ассошиэйтед пресс (АП) в 1848 году.

Поначалу смысл его существования заключался в сборе и распространении в Новом Свете новостей из Европы, столь медленно достигавших Америки и столь нетерпеливо здесь ожидавшихся.

До этого дело обстояло следующим образом. Как только корабль из Европы появлялся на горизонте, газеты посылали ему навстречу на катерах своих корреспондентов, которые поднимались на борт судна и получали через его капитана или доверенного пассажира новости из Старого Света и свежие европейские газеты, затем спешно возвращались на берег, где тут же составляли краткую информацию на основе только что полученных таким образом сведений для газеты или газет. Наибольшую активность здесь проявил тот же Беннет. Он создал свою флотилию судов, которые встречали океанские корабли еще в море, получали новости, предназначенные для «Нью-Йорк геральд» и переправляли их в Нью-Йорк раньше всех. Таким образом, доставленная на берег информация достигала редакции «Нью-Йорк геральд» и публиковалась еще до прихода кораблей в нью-йоркскую гавань.

К маю 1848 года в редакциях шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавших друг с другом за получение первыми новостей со старого континента, поняли, что из-за расходов на средства сбора и особенно доставки информации им грозит банкротство, если они не положат конец непродуктивному соперничеству, которое противополагало их друг другу.

Необходимость согласия между ними стала тем более властной, что они все оказались перед лицом новой общей опасности: появления телеграфа и деятельности его компаний на рынке новостей.

Руководители этих шести газет Нью-Йорка решили приложить совместные усилия и предусмотреть совместные расходы для получения самой необходимой информации. Они учредили совместную организацию Ассошиэйтед пресс, расходы на которую лишь в первый год ее существования составили 10 тыс. долларов. Но эти расходы себя окупили.

Только эти шесть газет, являясь членами-учредителями новой кооперативной организации, имели приоритет на новости, получая их бесплатно, а всем другим американским газетам информация продавалась по определенным расценкам, причем все расходы на содержание АП в конце концов легли на плечи клиентов. Таким образом, с самого начала своего существования АП играло двойную роль для одних чрезвычайно экономически рентабельного информационного предприятия по производству информации, для других торговца новостями.

Со временем в каждом американском городе, по меньшей мере, одна газета стала являться членом Ассошиэйтед пресс.

«Коммерческая революция» в газетной прессе привела не только к росту интереса издателей к рекламе и ее развитию, но и серьезному изменению самого содержания газет. Стремление к максимально возможному тиражу приводило к тому, что многие «пенни-газеты» сплошь состояли из историй различного анекдотического характера. Как тогда отмечали издатели, «давайте будем меньше внимания уделять политическим кретинам, а займемся прагматическими ценностями»[11].

Тот же Бенджамин Дэй игнорировал политические новости, отдавая газетную площадь под полицейскую хронику, причем старался совместить ее с юмором. Ему последовали и другие «пенни-газеты».

Вот образчики подобного юмора. В суд были доставлены муж и жена Джон и Джуди Макмэн. Муж накануне немного выпил (настолько мало, что его толстая голова даже не почувствовала виски), но жену это разозлило. Она решила подвергнуть мужа телесному наказанию. Тот стал сопротивляться, но не мог справиться с разъяренной женщиной. Тогда муж криками «убивают!» стал звать на помощь. Подоспевший сторож помог скрутить злобную женщину. Суд отпустил супругов, взяв с них слово, что они «больше не будут».

Другое судебное дело было несколько иного рода. Уильям Скотт, живший недалеко от Центрального Рынка, был привлечен к суду за сожительство с девушкой, на которой он не был женат. Ему обещали свободу, если он женится на своей пассии. Но Скотт уперся. В суде потребовали, чтобы он немедленно принял решение: идти под венец или в тюрьму, а там, мол, думать можно будет долго. Скотт меланхолично ответил, что он «мог бы жениться на кретинке». Суд подобный ответ удовлетворил.

Даже иной, казалось бы, драматический и, в общем-то, ординарный случай, мог служить пищей для юмора газеты «Нью-Йорк сан». Например, заметка о том, что поезд сбил оказавшегося на рельсах быка, газета подала под заголовком «Бык бодается с поездом»[12].

Мы уже отмечали, что газета Дэя могла запросто ввести в заблуждение читателей заведомо вымышленными историями. А.И. Власов видит в этом продуманную стратегию подходов к системе «промывания мозгов». Он так оценивает «пенни-прессу»:

«К середине 30-х годов XIX века американский капитализм, прокладывающий путь в печать, создает так называемые "пеннивые газеты". Распространение за 5 долл. в год анекдотов и сенсационных сообщений позволило владельцам этих газет поднять тиражи и увеличить прибыли. Но по своему содержанию "пеннивые газеты" выходили далеко за рамки коммерческих предприятий. В них отрабатывались приемы пропаганды, которые впоследствии займут далеко не последнее место в изощренной системе "промывки мозгов". Обратимся к страницам одной из первых "Нью-Йорк сан", основанной в 1833 году.

Первая страница объявления. Без них нет прибыли. Названия судов, время отплытия и прибытия кораблей, объявления о купле, продаже, сдаче в наем.

На одной из страниц регулярно помещались анекдоты из портовых кабаков. Истории потрясали своей глупостью. Вот одна из них: парень из Вермонта, работая в одиночестве, привык свистеть. Привычка превратилась в болезнь. Парень свистел за обедом, во сне, свистом отвечал на вопросы друзей. Вылечил "свистуна" его друг. Рецепт прост как только парень начинал свистеть, он получал затрещину.

25 августа 1835 г. "Нью-Йорк сан" открылась сенсационным сообщением.

В телескоп сотрудники газеты рассмотрели Луну и обнаружили "стадо коричневых четвероногих, похожих на бизонов". На Луне существуют "равнины, бушующие океаны зелени, которые напоминают прерии Северной Америки". Через три дня Луна стала обитаемой. Люди ростом в четыре фута с короткими, отливающими цветом меди волосами "разговаривали, жестикулировали руками и покачивали головами"».

 

Мистификация Ричарда Локка

Люди-летучие мыши на луне в мистификации Ричарда Локка.

 

Обработка читателей в подобном духе подталкивалась и системой рекламы, которая целиком находилась в руках крупных предпринимателей и служила одним из важных рычагов определения политического лица газеты. Содержание рекламы мало, чем отличалось от «пеннивых газет». Тот же дух обмана и сенсаций, те же отвлекающие маневры. Реклама становилась своеобразной формой вторжения в духовную жизнь людей.

Примечательна в этом отношении судьба Барнума, которого буржуазные исследователи считают отцом рекламы.

24-летний Барнум начал свою карьеру продавцом бакалейной лавки. Однажды от покупателей он услышал историю женщины-негритянки, рабыни отца Георга Вашингтона. Рассказывали, что ей пошел 161-й год. Барнум за 1 тыс. долл. купил пожилую негритянку, выправил ей документы и устроил на Бродвее выставку.

Реклама строилась на чистейшем обмане: «Вы видите старую женщину, которая первая одела маленького Георга Вашингтона». Еженедельно предприимчивый бакалейщик клал в карман 1,5 тыс. долл.

Однако было бы неверным представлять процесс становления системы буржуазной пропаганды США как легкое восхождение по лестнице эскалации обмана. Возникновение промышленности, рост рядов рабочего класса способствовали распространению свободолюбивых идей. Огромную помощь в этом американским борцам за свободу оказали эмигранты участники революционных битв в Европе»[13].

Именно в эти годы в американскую журналистику активно вторгаются женщины. Демократизация жизни США привела к тому, что представительницы прекрасного пола стали сами издавать газеты и журналы, активно участвовать в политической жизни страны. Амелия Блумер, например, основала антиалкогольную и суфражистскую газету; Виктория Вудхалл была издателем суфражисток, кандидатом на пост президента США. Можно назвать множество имен и других женщин-журналисток и общественных деятелей.

 

Амелия Блумер

Амелия Блумер

 

Виктория Вудхалл

Виктория Вудхалл

 

Появляются новые для американской прессы жанры, или, как тогда их называли, «технологические приемы»: интервью-диалог, репортаж с продолжением в следующем номере и т.д.

Изменение содержания, безусловно, сказалось и на оформлении газет: они стали шире использовать иллюстрации, большие по размерам заголовки, выделения текста, крупные заголовочные кегли и другие оформительские приемы.

Именно «коммерческая революция» в газетной прессе активно начала менять облик американских газет.

 

к содержанию Главы I << >> на следующую страницу



[1] Геевский И. А., Сетунский H. К. Американская мозаика. М.1991. С. 101.

[2] Ward H. H. Mainstreams of American Media History. Boston, 1997. P. 134138.

[3] Ibid. P. 136

[4] Kayser J. Mort d' une liberte. Paris, 1955. P. 2829.

[5] Цит. по: Тодоров Д. Възход и падение на петата велика сила. София, 1970. С. 247.

[6] Цит. по: «Сделать прекрасным наш день...»: Публицистика американского романтизма. М., 1990. С. 104, 110114, 116.

[7] Там же.

[8] Несмотря на свою изначальную несовместимость с «Нью-Йорк геральд», «Нью-Йорк трибюн» слилась с нею в одно издание «Нью-Йорк геральд трибюн» (1924), просуществовавшее под этим названием 41 год.

[9] Emery M., Emery E. The press and America: An interpretative history of the mass media. New Jersey, 1968. P. 124.

[10] Emery M., Emery E. Op. cit. P. 126.

[11] Ward H. H. Mainstreams of American Media History. Boston, 1997. P. 147148.

[12] Ibid. P. 148149.

[13] Власов А.И. В конфликте с реальностью. M., 1972. С. 3233.

Hosted by uCoz