Михайлов С.А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Особенности
работы в печатных СМИ
Особенности
работы на телевидении
Особенности
работы для информационных агентств
Особенности
труда в компьютерных сетях и базах данных
Универсальная подготовка к
работе в системе СМИ
В журналистской деятельности особую и немаловажную роль играет технологический фактор. В зависимости от техники, используемой для сбора и распространения информации, изменяются стиль, характер и эффективность работы журналиста. Конечно, изменяются и условия труда. Одно дело – когда ты оснащен лишь карандашом и блокнотом, и совсем иное – если у тебя в руках видеокамера.
Различия между средствами массовой информации зафиксированы и в российских законах. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год[1]. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год[2].
Уровень технической оснащенности неизбежно определяет различия в организации труда журналистов. Рассмотрим это на примере редакции типичной российской газеты.
Когда основной для российских газет была высокая печать, штатно-организационная структура редакции была следующей. Во главе коллектива стоял главный редактор, которому непосредственно подчинялись заместитель редактора, ответственный секретарь и заведующие отделами. Материал, поступавший от автора в редакцию, после регистрации в отделе писем попадал к литсотруднику. Он готовил рукопись к печати, затем передавал заведующему отделом. Тот предлагал материал ответственному секретарю. Ответственный секретарь окончательно готовил будущую публикацию к печати и разрабатывал эскизный макет газеты, где указывались расположение материалов на полосе, шрифты и все необходимое для верстки. Редактор газеты подписывал к печати каждую полосу в отдельности и весь номер в целом после верстки и необходимой правки.
В связи с переходом на офсетный способ печати изменилась и организационно-штатная структура редакции. Офсет предполагает компьютеризацию технологического процесса. Отпала необходимость в многочисленных перепечатках одного и того же материала; появилась возможность вносить изменения и правку на любом этапе работы над рукописью. В некоторых редакциях отказались от должности ответственного секретаря, поскольку эскизный макет теперь не нужен – выполняется оригинал-макет, который полностью имитирует газетную полосу. Возможность работы «он лайн», то есть с использованием компьютерных сетей, привела к еще большему сокращению списочного состава редакционных сотрудников. Теперь редакция вполне может состоять из одного редактора, а авторы в этом случае присылают свои произведения по электронной почте. Чтобы сократить время на верстку, используются типовые макеты, моногарнитурная верстка и пр. Наметилась тенденция к разграничению функций главного редактора и генерального директора, к отделению рекламы от новостей и редакционных материалов.
Вхождение России в мировую информационную инфраструктуру и унификация организации газетно-журнального производства привели к тому, что в некоторых изданиях стали переходить на зарубежные стандарты деятельности. В частности, получает распространение американский вариант организационно-штатного расписания. Но здесь возникают сложности из-за несовпадения систем национального законодательства, а также традиций и практики повседневной работы.
Чтобы пояснить сказанное на конкретном примере, рассмотрим организацию типичной американской газеты тиражом в 50 тыс. экз. При меньших тиражах функции штатных работников могут совмещаться, при больших – возникают новые должности.
Хозяин, владелец издания – это человек, вложивший в газету деньги и желающий получить прибыль. Для этого он нанимает издателя либо сам выполняет его функции. В России законом не предусмотрена такая категория, как владелец издания. Поэтому реальные хозяева газет и журналов зачастую никому не известны и не несут никакой формальной ответственности. Учредитель издания может не являться его реальным владельцем.
Издатель – это главный администратор издания. Он отвечает за всю деятельность газеты, а главное – за ее доходность. Его запрещено отвлекать от встреч с общественностью и разработки концепций. Лишь два человека имеют право входить к нему с докладами, и они же отчитываются перед ним за свою деятельность: это главный редактор и генеральный директор. В российских условиях функции издателя иные. В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» «под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода»[3].
Генеральный директор отвечает за техническое обеспечение редакции, типографию, распространение газеты. Ему подчинены: управляющий, директор по маркетингу, бизнес-менеджер, заведующий компьютерной обработкой информации, производственный директор. Ему же подчинены бухгалтерия и, что очень важно для нас, отдел рекламы. В России генеральный директор может вовсе отсутствовать в штате газеты или журнала. У нас традиционно за все отвечает главный редактор, совмещая в одном лице функции и издателя, и главного редактора, и генерального директора в американском понимании этих терминов.
Главный редактор в США отвечает за все содержание газеты, включая редакционные статьи. Он не имеет права вмешиваться в дела отдела рекламы – это прерогатива генерального директора. У нас же реклама – одно из важнейших дел главного редактора. Это приводит к печальным последствиям: погоня за прибылью стимулирует появление так называемых «заказных» статей, ведет к влиянию рекламодателя на содержание издания. Чем ниже по «вертикали», тем значительнее российская организационно-штатная структура расходится с американской. Продолжим рассмотрение штатного расписания типичной американской газеты.
Редактор-распорядитель подчинен главному редактору и одновременно издателю, что подчеркивает приоритет новостей по сравнению с редакционными статьями. При такой структуре уменьшается вероятность появления мнения редакции в колонке новостей. Редактор-распорядитель – полный хозяин в отделе информации. Ему подчинены:
Ø
редактор общих
новостей,
Ø
редактор
столичных новостей,
Ø
редактор
региональных новостей,
Ø
редактор
спортивных новостей,
Ø
редактор деловых
новостей,
Ø
художественный
редактор (фоторедактор),
Ø редактор воскресных выпусков.
Кроме того, в состав отдела могут входить редактор редакционных статей, выпускающие редакторы, помощник редактора-распорядителя, редактор столичных новостей со своими помощниками, библиотекарь, художники-графики, системный редактор. Всего в штате отдела информации 55 человек. В последние годы при главном редакторе и генеральном директоре стали создаваться специальные группы сотрудников, которые отвечают исключительно за повышение рентабельности издания.
Как видим, в организации работы редакции есть существенные отличия российского подхода от американского. Бездумное копирование чужой схемы приводит к необходимости изменить содержание и форму материалов: информация пишется по принципу «перевернутой пирамиды», сокращается число используемых газетных жанров, традиционное деление на отделы зачастую устраняется, и тем самым обедняется тематика издания. Но как бы то ни было, тенденция к переходу на американскую схему существует. В частности, по похожей модели работает газета «Деловой Петербург».
Еще в большей степени технические новшества влияют на радио, кино, телевидение, деятельность информационных агентств. Неизбежное усложнение техники ведет к необходимости ее коллективного обслуживания, а это, в свою очередь, серьезно влияет на организационно-штатную структуру любой редакции. Если в печатных изданиях журналист становится все более универсальным человеком, способным решать поставленные перед редакцией задачи в одиночку, то в электронных СМИ наблюдается все более узкая специализация. Здесь неизмеримо больше ценится способность работать в команде. Так, съемочная бригада телевидения включает в себя, как правило, автора сценария или сценарного плана, режиссера, оператора, монтажера, водителя автомобиля. Иногда в ее состав входят редактор, администратор, специалист по свету, звукорежиссер, техник или инженер по обслуживанию оборудования. Но в то же самое время крайне необходима и отработка взаимозаменяемости: оператор должен иметь навыки репортера, репортер – «чувствовать кадр» и т.д.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ПЕЧАТНЫХ СМИ
Печатные издания имеют ясно выраженную специфику как элементы системы СМИ. Она определяется тем, что основной рабочий материал прессы – это слово и изображение, оставленные на бумаге или другом «твердом» носителе информации. Газета, журнал, альманах, книга хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли. Естественно поэтому, что, отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности, даже если их руководители исповедуют так называемую журналистику новостей. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления. Как показывает практика, «совокупный читатель» обращает внимание на любую ошибку, даже если она допущена в выходных данных.
Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности. Старая поговорка «газета живет один день» верна лишь отчасти, но она подчеркивает требование к оперативности репортера, работающего в ежедневной газете. Иногда ее сравнивают с конвейером, где каждый выполняет свою операцию, а в итоге получается нечто общее. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы.
Журнал, в отличие от газеты, редко публикует материалы «по горячим следам». Дело в том, что здесь технологический цикл значительно длиннее, чем в газете. Зато у журнала есть свои достоинства. Так, один и тот же номер (одну и ту же книжку, как говорили раньше) журнала читает примерно в пять раз больше людей, чем экземпляр газеты. Принято считать, что журнал может предоставить автору больше места, чем газета. Это далеко не всегда так, поскольку существуют различия между «толстыми» и «тонкими» журналами. Но у них есть и общее – это четко установленная периодичность выхода. Альманах, в отличие от журнала, выпускается по мере накопления материала и редко имеет четко выраженную периодичность.
Редакционно-организаторская работа в журналах и альманахах идет под руководством редакционных коллегий, каждая из которых имеет в своем составе главного редактора и его заместителей, ответственного секретаря (он координирует работу отделов), заведующих отделами, редакторов и представителей общественности. Численность штатных сотрудников зависит от типа журнального издания. «Толстые» журналы часто привлекают к сотрудничеству экспертов и консультантов.
Различия между печатными средствами массовой информации лишь подчеркивают то общее, что есть между ними. А именно – необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».
В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты. Короче, все то, что в случае ошибки может ввести читателей в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится. И память может подвести. Вот почему опытные журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный блокнот и не забывают перепроверить.
И еще одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том или ином материале, да и издания в целом, являются глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом. Поскольку мы живем в эпоху «экранной цивилизации», изобразительный ряд печатных изданий чрезвычайно важен. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. Событийно-информационные, документальные, познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические и другие фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать текстовый материал, но и иметь самостоятельное значение.
Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – все это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Любой газетчик знает, что шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти невидной на полосе его работу. Старая истина – форма содержательна, а содержание должно быть оформлено – предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой» заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый превратит второстепенный материал в главный на полосе. Забывать об этом нельзя. Вот почему имеет смысл заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.
В последние годы все больше изданий переходит к так называемой моногарнитурной верстке, когда для текстов и заголовков избирается один шрифт, а выделения осуществляются изменением кегля или начертания (то есть насыщенности, наклона, плотности). Это технологически оправдано, хотя и значительно снижает выразительность облика издания.
Еще сохранились редакции, в которых работают по старой классической схеме: материалы, подготовленные к опубликованию, и эскизный макет номера сдаются в издательство, где на основе рукописей и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты, пленки или фотоформы, которые затем передаются в типографию. Но компьютеризация журналистского труда делает такую схему экономически нецелесообразной. Вот почему все большее число редакций начинает самостоятельно готовить как минимум оригинал-макеты номера. Это требует от газетчиков освоения компьютерной техники, приобретения навыков обращения с ней.
С момента изобретения радио этот вид связи и средство массовой информации непрерывно развивается и совершенствуется. Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью передачи со стерео- и квадрозвучанием. Сверхминиатюризация и спутниковые ретрансляторы позволяют вести эфирные передачи из любого места планеты вне зависимости от наличия или отсутствия крупных передающих центров. Новые технические средства дают возможность пересылать громадные объемы информации за считанные секунды.
Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания. Появились новые средства записи и воспроизведения, например лазерные диски. Технические средства обеспечивают высокую надежность связи и защиту от подслушивания. Можно вести радиопередачи из глубин мирового океана, из-под многометровой толщи льда и т.п. Стала реальностью коммуникация с использованием лазерного луча и сверхдлинных радиоволн. Отдаленные объекты (например, высокогорные метеостанции, корабли и т.д.) получили аппаратуру факсимильной связи, позволяющую принимать по радио выпуски газет с выводом их на печать. Возникли редакции, специализирующиеся на выпуске факсимильных газет.
Радиовещание давно стало атрибутом жизни современного человека. Миллионы слушателей в разных уголках планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости, просто отдыхают, включив свои приемники. Аудитория радио поистине безгранична. Это, естественно, налагает особую ответственность на работников редакций.
Специфика журналистского труда здесь связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо объект. Если в газете есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке. И еще одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестает существовать.
Итак, специфика радио состоит прежде всего в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и еще в том, что передача воспринимается только на слух. Исходя из этого и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.
Генеральный директор ЗАО «Радиостанция “Открытый город”» Александр Михайлов так характеризует особенности труда на радио:
Каждый журналист – немного
актер. Но если газетчик может ощущать себя актером только изредка, то
радиожурналист должен помнить об этом постоянно. Что запишешь, то и выдашь в
эфир, разве что подсократить немного можно. Важны и мысль, и слово, и
интонации, и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать
неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому журналист должен держать под
контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и удерживать
возле приемников.
Особенность работы на радио предопределила и специфику используемых жанров. Короткие информации чаще всего группируются по темам и читаются диктором; в интервью нередко принимают участие корреспондент, диктор и интервьюируемое лицо; радиорепортаж обычно ведет журналист, который рассказывает об обстановке, используя шумы и музыку, иной раз декламирует стихи. Радиорепортаж будет убедительным только тогда, когда корреспондент побывает на месте события. Довольно часто радиорепортаж идет в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь, без заранее написанного текста.
Многие жанры прессы в радиожурналистике модифицируются благодаря тому, что передачи воспринимаются только на слух. К примеру, более впечатляющим по сравнению с газетно-журнальным может стать радиофельетон, если насытить его саморазобрачительными речевыми характеристиками персонажей. Существуют и свои, особые жанры радио. Например, радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая и т.п.), которая позволяет более эффективно доносить до слушателей фактический материал передачи.
Весьма серьезные требования предъявляются к языку журналиста. Поскольку звучащее слово является основным выразительным средством, необходимо внимательнейшим образом следить за своей речью. И не только за ее лексическим составом, но и за фонетикой. Косноязычный радиожурналист – это нонсенс.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА
ТЕЛЕВИДЕНИИ
Революция в технологии массовых коммуникаций особенно большие горизонты открыла перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерную анимацию, стереотелевидение, и уже освободила подступы к голографическому телевидению.
Но это далеко не все возможности. То, что обычно ускользает от взгляда зрителя, не менее впечатляюще. Так, сейчас ведутся работы по восстановлению старых черно-белых кинолент и обогащению их цветом. Произошли изменения в видеоряде телевизионных программ. Шире стал использоваться прямой эфир, что зачастую делает зрителей прямыми участниками программ. Особую роль в развитии массовых коммуникаций сыграли видеомагнитофоны и видеопроигрыватели. Цифровая запись изображения, видеодиски, лазерное воспроизведение изображения и звука стали широко применяться в промышленности и в быту. Кабельное телевидение сделало изображение более качественным; спутниковое вещание сократило расстояния. В ряде стран (например, в США, Великобритании, Швеции и др.) внедряется цифровое телевидение, как кабельное, так и эфирное.
Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. В 1960-е годы в СССР выпускался проекционный телевизор «Мир». Он позволял смотреть передачи на большом экране, который укреплялся на стенке. Японские специалисты на новом техническом уровне возродили эту идею. С 1997 г. фирма Toshiba приступила к выпуску проекционного телевизора серии Dramatic-Theatre. Главное достоинство этих напольных телевизоров, размер экранов (а не кинескопов) которых варьируется от 48 до 61 дюйма по диагонали, – принципиально новые схемы передачи изображения и звука. Телевизоры этой серии отличаются плоским корпусом, что позволяет им легко вписаться в интерьер любой квартиры.
При кажущейся однотипности видеотехники новинки домашних видеомагнитофонов и видеоплейеров серьезно отличаются по уровню качества и комфорта. Так, один из главных секретов новой модели Toshiba V-856G – новейшая и весьма удачная цифровая система удаления помех в видеоизображении, позволяющая получить безукоризненную картинку на экране. Эта технология значительно улучшает качество воспроизведения старых пленок. Система Digital Noise Reduction, встроенная в видеомагнитофон «люкс», автоматически убирает с пленки все дефекты: «эффект снега» – черные и белые точки на экране, неравномерную яркость, размытость цветовых тонов и др.
Внедрение технических достижений позволило приступить к реализации идеи программируемого (интерактивного) телевидения. Это осуществляется следующим образом. Абонент телеканала при помощи компьютера связывается с телецентром и заказывает себе на определенное время ту или иную передачу: новости, кинофильм или что-либо другое. В строгом соответствии с заявкой зрителя его телеприемник или компьютер продемонстрирует заказанную передачу, а то и полностью сформированную по желанию абонента программу. Интерактивное телевидение позволяет зрителю не только смотреть то, что хочется, но и активно вторгаться в передаваемый на экран сюжет. По желанию зрителей, связавшихся при помощи компьютера или обычного телефона со студией, могут быть изменены отдельные эпизоды, развязка, а то и целиком сюжет передачи. Короче говоря, зритель включается в производство информационного продукта. Конечно, в ряде случаев это очень хорошо и интересно. Но программирование имеет и отрицательные последствия: становится возможным тотальный контроль над вкусами, привычками и образом жизни телезрителей.
Если соперничество между цифровым и аналоговым телевидением завершилось в пользу цифрового, то старый спор о том, что лучше – компьютер или телевизор, разгорелся с новой силой. Тем более что в него включились очень большие деньги.
Коротко о сути проблемы. Современный мультимедийный компьютер позволяет принимать радио- и телепередачи, воспроизводить записи. Причем качество звука и изображения у него значительно выше, чем у телеприемников. Но телевизор стоит значительно дешевле, чем даже простой компьютер. И массовый потребитель пока отдает предпочтение телевизору, тем более что появилось множество различных приставок, позволяющих обычному приемнику выполнять некоторые функции персонального компьютера. Последние усовершенствования компьютеров позволяют надеяться на резкое увеличение качества при быстром снижении цены. Это говорит в пользу компьютеров. К тому же компьютерная сетевая отрасль, включая Интернет, стремится проникнуть в совершенно новую для себя сферу – в мир голосовой связи[4].
Идет быстрое сближение телевидения с компьютерными сетями. Билл Гейтс и руководимая им известная фирма Microsoft взяли курс на объединение в глобальную сеть телевизоров, телефонов, проигрывателей и другой бытовой электронной техники. Фирмой было израсходовано 2,4 млрд. долларов на то, чтобы покорить американские гостиные так же, как в свое время она завоевала персональные компьютеры. В частности, за 425 млн. долларов была приобретена фирма WebTV Networks, которая создала технологию перемещения по Интернету с помощью бытового телевизора. 1 млрд. долларов был вложен в приобретение компании кабельного телевидения Comcast. Кроме того, были поставлены под контроль некоторые фирмы, специализирующиеся на передаче аудио- и видеоинформации по Интернету[5].
Большинство аналитиков предсказывают, что через какой-нибудь десяток лет практически все бытовые электронные устройства станут полноправными членами цифрового сетевого сообщества. «Точно так же, как электричество изменило нашу жизнь, превратив граммофоны в стереофонические проигрыватели, ледники в холодильники, а свечи в лампочки, Интернет революционизирует все устройства, которыми мы пользуемся, – от компьютеров до телевизоров, телефонов и автомобилей», – утверждает Вэй Йен, президент NCI – фирмы, занимающейся созданием стандартов программного обеспечения для бытовой техники будущего[6]. По оценкам специалистов, число телевизоров, обеспечивающих доступ к Интернет, к 2005 г. составит пятьдесят миллионов[7].
Итак, техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жесткие: нужно поспевать за внедрением технических новинок и, в частности, умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, исходную специфику телевизионной журналистики.
В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций.
Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем печать и радио. Но и опасностей несет в себе много. Известный ученый-футуролог И.В. Бестужев-Лада считает, что телевизор, компьютер и другие чудеса техники погубят человечество. В своей статье «Четыре головы чудовища» он утверждает что «в нашу жизнь год за годом почти незаметно стал вторгаться кошмарный четырехглавый дракон, грозящий изменить жизнь грядущих поколений намного сильнее, чем все машины, механизмы, аппараты и приборы с древнейших времен до наших дней»[8]. Автор перечисляет эти четыре головы: первая «драконья голова» – обычный телеэкран, который многим уже заменяет театры и концертные залы, музеи и выставки. Вторая «голова» – тот же самый телеэкран, на котором уже давно во всех цивилизованных странах мира (Россия здесь – не в счет) по десяткам программ круглосуточно сменяют друг друга абзацы «телегазеты» со свежими, сиюминутными новостями, с недоступной «бумажной» прессе скоростью. Третья «голова» – это знакомый многим видеофон, совмещенный с телеэкраном. Четвертая – не что иное, как самый обычный компьютер, только соединенный в электронный комбайн с описанными выше вариантами ТВ.
Смысл статьи ученого заключен в призыве выработать моральные запреты на использование достижений современной техники в некоторых областях человеческой жизни. Дело в том, что «техника действительно может уйти в самом буквальном смысле черт (и только он) знает куда. А вот менталитет и психология человека вряд ли успеют претерпеть сколько-нибудь значительные изменения. Образуются чудовищные ножницы между достижениями научно-технического прогресса и их социальными последствиями. При этом среди последствий не обязательно могут превалировать позитивные. Не исключены и весьма негативные – вплоть до полного обесчеловечивания человеческого общества, превращения личности в виртуальный придаток к компьютеру»[9].
Таким образом, социальные последствия глобального охвата человечества телевидением будут не только радужными. Но может быть, мы преувеличиваем опасности, и дела обстоят не так уж плохо? Может, мы и телевизор-то смотрим от случая к случаю?
Так вот. Во Франции было опубликовано исследование по проблеме пристрастия к телевизору. Обнаружилось, что самые заядлые любители телеэкрана – японцы. Они посвящают этому занятию в среднем четыре часа в день, на одну минуту больше, чем мексиканцы. Американцы отстают от японцев на целых две минуты. Исследование показало, что россияне возглавляют список европейских стран, однако они на шестнадцать минут отстают от японцев. Любовь британцев к экрану несколько меньше: они проводят у телевизора всего три с половиной часа в день. Французы и немцы – чуть больше трех часов[10]. Интересная закономерность: семьи с невысоким уровнем дохода ориентированы в основном на телевидение и радио, а более состоятельные люди – кроме того и на печатную продукцию.
Мы все тверже убеждаемся в одной истине: кто владеет телевидением, тот владеет всем. В эпоху, когда спутниковая связь сделала ТВ всемирным, на рынке доминирует опять-таки самая мощная в информационном плане страна – Соединенные Штаты Америки. На европейском визуальном рынке преобладание США выглядит впечатляюще: 65,5% всех демонстрируемых телесериалов, 44,5% ТВ-фельетонов, 48,5% телефильмов – американские[11]. Затраты на производство программ в США в основном покрываются на внутреннем рынке. Вот почему права на использование за границей могут быть проданы по неконкурентно низким ценам. Однако при всем при том прибыли телекорпораций весьма значительны: именно в этой области коммуникаций доход от рекламы может достигать 200 тыс. долларов в минуту[12].
Нет слов, телевидение живо не только доходами. Оно имело и имеет важнейшее значение для повышения образовательного уровня населения. В зависимости от условий той или иной страны на образовательные передачи отводится определенное время. Так, в 1989 г. в ФРГ на них расходовалось 2262 часа, в Англии – 1378, в Голландии – 686, в Португалии – 420, в Бельгии – 307, в Греции – 203, а во Франции – всего-навсего 43 часа.
Тем не менее, любое средство массовой информации, если оно не преследует иных целей, должно приносить прибыль своим владельцам. В последние годы кризисные явления в той или иной степени затронули практически все редакции газет и журналов, радио-, кино- и телестудии, издательства большинства развитых стран. Некоторые исследователи считают, что золотой век закончился даже для теленовостей. Переход ведущих телекомпаний в руки монополий, жесточайшая конкуренция на информационном рынке, перенос новостей, особенно в сфере бизнеса, в компьютерные сети – все это и многое другое заставляет задуматься о характере, средствах, формах и методах распространения новостей. С одной стороны, ТВ отнимает жизненное пространство у других СМИ. Так, документальное кино повсеместно сдало свои позиции, потесненное телевидением. В Иордании, например, была закрыта единственная на всю страну студия документальных фильмов. С другой стороны, активизируются такие конкуренты эфирного ТВ, как специализированные журналы, круглосуточные службы новостей кабельного телевидения и радио, спутниковые передачи местных станций и видеомагнитофоны. Конечно, этот список далеко не полон. Сюда, естественно, следует добавить компьютерные сети, базы и банки данных.
Телекорпорации, как правило, ищут выход в коммерциализации репортерских программ. Но это может привести и приводит к отрицательным последствиям, среди которых – «тривиализация новостей». Например, во время кризиса в Персидском заливе американское телевидение наряду с важнейшей военной информацией три минуты потратило на освещение развода киноактрисы Джоан Коллинз, в то время как даже самые важные сообщения в подобных программах получают полторы минуты на сюжет. Когда новости подаются в духе развлекательных программ, зрители начинают терять уважение к общественным новостям.
Существует несколько способов сохранить возможность доносить общественно полезные новости до зрительских масс. Один из них – дальнейшее расширение специализированных сетей кабельного телевидения. Второй способ – помимо сообщения новостей давать их анализ. Третий способ – кооперирование с другими средствами массовой информации. Следующее направление – привлечение специализированной аудитории. Практически все телекомпании начали вещать на группы населения, объединенные общими интересами. Появилось множество программ, посвященных религии, компьютерной технике, автомобилям и т.п. В этом случае легко сориентироваться в интересах зрителей и привлечь рекламодателей к вещанию на вполне определенную аудиторию.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЛЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ
Любое информационное агентство будет дееспособным и уважаемым лишь в случае оперативной и бесперебойной работы всех его сотрудников, каким бы большим ни был коллектив. Масштабы производства здесь и в самом деле велики. Для примера возьмем одно из крупнейших мировых информационных агентств – ИТАР-ТАСС. Его почти вековая история позволила тассовцам накопить уникальный творческий и профессиональный опыт. В Москве и 134 региональных центрах, в 67 странах пяти континентов работают высококвалифицированные журналисты, ежесуточно выпускающие порядка 4200 килобайт разнообразных текстовых материалов (ими можно заполнить около 100 газетных полос), а также несколько десятков оперативных фотоснимков и графических изображений. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФО-ТАСС, уникальный фотоархив включает в себя около 1 млн. снимков. Агентство также выпускает авторитетные аналитические и справочные издания. Приведенные данные говорят об исключительно напряженной и масштабной работе сотрудников ИТАР-ТАСС.
Существует несколько важных особенностей работы журналиста в информационном агентстве. Прежде всего, это постоянная готовность к срочному выполнению оперативного задания. Любая информация агентства всегда имеет точное время сообщения и чаще всего включает в себя дату текущего дня. Оперативный повод – основа любой передаваемой информации. Другую особенность назовем «чутье на новость». В связи с этим имеет смысл напомнить старую истину: новости надо планировать. Значит, нужно иметь самые тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы объектов, деятельность которых поручено освещать репортеру. Третья важная особенность – высокая ответственность за каждое передаваемое слово. Это вполне понятно: если информационное агентство передаст недостоверное, ошибочное сообщение, то его распространят многие СМИ. Поэтому отделы справок подвергают тщательной проверке все факты, даты, имена и названия, ссылки на документы, упоминаемые в информации. Существуют и особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевернутой пирамиды», обязателен лидер-абзац. Высокие требования предъявляются к надежности информации.
Поскольку агентства адресуют свою продукцию всем средствам массовой информации, каждое сообщение должно быть интересно как газетам и журналам, так и радио и телевидению. Значит, корреспонденту нужно учитывать особенности различных СМИ. Например, Единая новостная лента (версия 1) ИТАР-ТАСС, главный продукт этой фабрики оперативной информации, сообщает о всех заслуживающих внимания событиях в России, ближнем и дальнем зарубежье, освещает деятельность высших эшелонов власти, новости в общественно-политической, деловой и культурной сферах, основные события в мире спорта, затрагивает криминальную тематику. Лента передается подписчикам в реальном времени по сети Интернет, по электронной почте и в режиме «он лайн», по выделенному и коммутируемому каналам связи, спутниковой системе ИТАР-ТАСС, по системам «ТВ – Информ – ТАСС», «Радиотекст», а также обычной почтой в печатном виде. Уже сама система рассылки говорит о том, что информация, подготовленная журналистом, должна быть «удобоваримой» для всех этих каналов. Агентство учитывает и потребности конкретных СМИ. Так, «Телерадиодневник» содержит практически готовые для эфира выпуски кратких новостей из России и из-за рубежа. Это семь неповторяющихся выпусков в сутки, рассчитанных на 3–4 минуты каждый. Учитываются и другие особенности как печатных, так и аудиовизуальных СМИ. Санкт-Петербургское региональное управление ИТАР-ТАСС, например, по предварительным заказам клиентов готовит пакеты на разнообразные темы и доставляет их заказчикам с необходимой периодичностью.
Как уже отмечалось, работа в информационных агентствах побуждает журналистов к высокой оперативности. При подготовке материала для радио или телевидения время в тексте должно обозначаться словами «только что» или «час назад». Ежедневной газете подойдет «сегодня», еженедельнику или журналу достаточно «на днях». Особые требования предъявляются при подготовке эксклюзивных материалов. Федеральные (общероссийские) газеты заинтересуются сообщением, где есть слова «впервые в мире», «впервые в России». Областным и региональным изданиям интересны новости из их региона. Городские и районные газеты с большим удовольствием возьмут информацию, в которой упоминаются местные знаменитости, известные фирмы или личности.
Поскольку информационные агентства продают свою продукцию, журналисту приходится ее рекламировать. Конечно, для этого должны создаваться специальные службы, но на практике случается заниматься рекламой и репортерам. У них есть сильные доводы: хотя почти всю необходимую информацию сейчас можно получить в Интернете с бесплатных серверов, там ее трудно проверить. Попутно заметим, что информационные продукты агентств являются объектами авторского права и охраняются законом. Внесение каких-либо изменений в материалы недопустимо. Об этом часто забывают как газетчики, так и журналисты аудиовизуальных СМИ. Есть и другие правовые особенности. Если российское агентство работает со сведениями, полученными из зарубежных источников, то в соответствии с Законом РФ «Об участии в международном информационном обмене» оно несет ответственность за распространяемую информацию. Значит, при подготовке материала к распространению в России журналист обязан проверить достоверность полученных сообщений.
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В
КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ И БАЗАХ ДАННЫХ
Тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют редакции и журналистов идти в ногу со временем и активно участвовать в таком перспективном деле, как использование современной вычислительной техники. В первую очередь это касается возможностей Интернета. Любая компьютерная сеть или любой компьютер могут получить так называемый IP (протокол Интернет), адрес и соединиться со всей системой Интернет. Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Наиболее распространенными способами использования сети являются:
Ø
связь с помощью
электронной почты;
Ø
участие в
электронных конференциях и дискуссиях;
Ø
поиск информации
и данных, хранящихся на удаленных компьютерах;
Ø
копирование
файлов с удаленного компьютера на местный компьютер;
Ø
выполнение
программ на удаленных компьютерах;
Ø выполнение программ на местном компьютере с помощью удаленного компьютера.
Существуют Общество Интернет (Internet Society – ISOC), Совет по структуре Интернета (Internet Architecture Board – IAB) и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернета (Internet Engineering Task Force – IETF), состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются другие проблемы.
Появление всемирной сети Интернет внесло качественно новый элемент во всю мировую экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система. Появились серверы, где можно посмотреть любой новый фильм или ознакомиться с содержанием свежих выпусков газет и журналов. И, наконец, эта сеть стала основой для создания так называемой сетевой экономики. В мире Интернет и электронной коммерции пока что не существует каких-либо ограничений или налогов: важно, чтобы каждый компьютер мог стать окном в любое предприятие. Экономика США, например, во многом зависит от информационных технологий, которые обеспечивают одну треть прироста валового национального продукта. Развитие сетевой экономики тесно увязано с правительственными организациями и их политикой. Сейчас многие правительства стремятся взять под контроль «всемирную паутину». Выгоды от этого очевидны.
В конце 1993 г. в Интернет были включены материалы по России и Восточной Европе – так называемые Домашние страницы были включены в Интернет. Это самое полное руководство по данному региону, и оно включает в себя логическую структуру, перекрестные ссылки, взаимные соединения и согласующие сопряжения. В результате всю необходимую информацию можно получить после первого же запроса, что значительно упрощает операции.
Интернет стал одним из средств массовой информации. Это подтверждается тем, что в России нужно зарегистрировать любое издание, выходящее в «электронном формате», в США на Интернет распространяется действие Первой поправки к Конституции, декларирующей, в частности, свободу слова и свободу печати. О возможностях его использования в масс медиа и политике красноречиво говорит такой факт. Во время августовских событий в Москве в 1991 г. крошечная сеть Интернет под названием РЕЛКОМ, которая была связана с Финляндией, а через нее со всем миром, оказалась наиболее надежным каналом для получения информации и направления сообщений из российской столицы. Участники РЕЛКОМа направляли сообщения, которые потом помещались в зарубежных газетах, заявления Бориса Ельцина (которые приносили операторам РЕЛКОМа друзья) и личные наблюдения относительно развития событий в Москве[13].
Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио или телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом – ведь при помощи сети можно даже выпустить книгу. С другой – хороший компьютер не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах даже значительно превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера. Резко возрастает возможность получения в сети недостоверной информации или вообще откровенной дезинформации. Вот почему перепроверка фактов, цифр, имен и других данных здесь обязательна.
Но этим не ограничиваются особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», а то и завести собственный сайт. То есть появляется избирательность адресата. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист». Все диктуется теми задачами, которые он решает.
В последние годы многие печатные издания стремятся обзавестись своей электронной версией. Возможных вариантов ее создания несколько. Во-первых – распространение содержания газеты или журнала на компакт-дисках. Рентабельнее всего это делать с годовыми подшивками издания, поскольку выбранный носитель вмещает в себя очень много информации. Такой вид распространения удобен для отправки в библиотеки. Именно так поступают многие ведущие газеты России и зарубежья. Во-вторых – распространение по компьютерным сетям (в частности Интернету) в реальном режиме времени. Это очень удобно, поскольку выпуск подобного периодического издания не требует бумаги и типографских расходов.
Любая электронная версия имеет ряд особенностей в подготовке. Прежде всего, она, как правило, отличается от той, которая выпускается на бумаге. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее научным аппаратом, перекрестными ссылками. И еще одна особенность: электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т.п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и иметь квалификацию программиста.
В последнее время появилось множество мультимедийных изданий как на компакт-дисках, так и в сети. Вот, например, как анонсировался первый номер развлекательного журнала для всей семьи «Магазин желаний»:
У тебя в руках – веселая
интерактивная пристройка к твоему жилищу, виртуальное пространство для тебя и
твоей семьи. Здесь есть спальня для личной жизни, комната для детей, бар для
гостей, шкаф для скелета и склад для подарков...
Смотри, слушай, пользуйся:
«Что подарить мужику на день рождения» – каталог идей;
«Учись водить!» – автосимулятор;
«Детский альбом» – раскраски,
картинки и разные зюки;
«Как одна копеечка» – проверка на
бережливость;
«А может, я алкоголик?» – тест;
«Шел. Упал. Очнулся...» – гипс;
«Как оценить фигуру девушки» – без комментариев;
«Подбери себе контрацептив – практические советы;
«Собери кино» –
видео-конструктор;
«Рестораны Москвы»;
«Столичный эфир»;
«Телефонный справочник»...
Для выпуска подобного журнала необходим большой коллектив специалистов: журналистов, художников, фотографов, программистов, инженеров... Среди особенностей мультимедийных изданий – интерактивность и многовариантность выбора. Это предопределяет и специфику творческого труда журналиста: нужно предвидеть возможные действия пользователя и создавать на эти случаи варианты текста, звука, изображения.
Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов многих стран участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Координирующую роль в этом процессе играет Международный союз по телекоммуникациям (МСТ). Неудивительно, что регулярно проводимые мероприятия МСТ привлекают самое пристальное внимание высших государственных деятелей. Так, вице-президент США Эл Гор в марте 1994 г. выступал на конференции МСТ в Буэнос-Айресе, в сентябре того же года – на конференции в Киото, в марте 1995 г. направил приветствие участникам конференции по Интернету в Минске... В обращении к специалистам, собравшимся в Киото, он отмечал: «Усилия по созданию ГИИ дают нам возможность выйти за рамки идеологии и поставить перед собой общую цель создания инфраструктуры, которая принесет выгоду и пользу всем гражданам наших стран. Мы будем использовать эту инфраструктуру для содействия экономическому развитию, для развития здравоохранения, образования, программ по охране окружающей среды и демократии...
На конференции в Буэнос-Айресе вами были приняты пять принципов ГИИ, которые осуществляются на практике странами мирового сообщества: частные инвестиции, рыночная конкуренция, гибкая нормативно-правовая база, недискриминационный доступ и универсальные услуги»[14].
В России, отметил Гор, уже существуют приватизированные телекоммуникационные компании, функционирующие в 86 регионах. Действуют также независимые компании-операторы, предоставляющие услуги по международной телефонной связи и передаче данных. Это не только служит целям привлечения инвестиций, повышения конкуренции и улучшения доступа к информационным службам, но и обеспечивает жизненные условия самой демократии – свободу коммуникаций и обмена информацией.
В новых условиях иначе функционируют и СМИ. Однако задолго до современного технологического переворота международное сообщество задумывалось о необходимости нового международного информационного порядка (НМИП). Его идея была выдвинута и сформулирована в документах Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Коломбо в августе 1976 г. В Политической декларации конференции выражалась тревога по поводу увеличивающегося разрыва между развитыми и неприсоединившимися странами в обеспеченности средствами информации и связи. В декларации подчеркивалось, что данное положение является наследием колониального прошлого. Это привело к зависимости и господству, при котором большинство стран обречено на роль пассивного получателя односторонней, неполной и искаженной информации.
В последующие годы идея нового информационного порядка получила международную поддержку и развитие. В частности, в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе было внесено положение о том, что сотрудничество в области информации должно содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Предполагалось, что оно будет осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками, то есть на началах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, уважения законов друг друга.
В конце 1978 г. в официальных документах сессии Генеральной ассамблеи ООН и Генеральной конференции ЮНЕСКО, принятых единогласно, впервые со всей четкостью была признана необходимость устранить неравенство в распространении информации, предназначенной для развивающихся стран или исходящей от них. Осенью 1980 г. на XXI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей в Белграде, была учреждена Международная программа развития коммуникации, которая, по замыслу ее создателей, должна была стать частью усилий по установлению нового, более справедливого и более эффективного мирового порядка в области информации и коммуникации.
Но эти усилия международного сообщества натолкнулись на сопротивление. В частности, в 1981 г. страны Запада выступили с так называемой Таллуарской антидекларацией, в которой информационные отношения между странами рассматривались с точки зрения «западного плюрализма». Суть сводится к простой формуле: если у кого-либо есть информация и средства для ее распространения, то никто не смеет мешать распространению этой информации. Короче говоря, разрыв между развитыми и развивающимися странами должен увеличиваться.
Глобализация информационного пространства привела к ряду социально-правовых последствий. Среди них:
Ø
фактический
отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного
порядка и поддержка концепции «свободного потока информации»;
Ø
игнорирование
государственных границ при распространении информации, национальных норм и
законов о СМИ;
Ø
широкомасштабное
пиратство, игнорирующее права авторов и владельцев информации;
Ø
унификация
культур, информационный империализм и экспансия развитых стран в СМК других
стран;
Ø информационный паразитизм.
Со временем и в позиции ЮНЕСКО произошли изменения, вызванные драматическими переменами в международных отношениях. В ноябре 1989 г. на XXV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята новая стратегия коммуникации, цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальном уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».
Основные направления информационной политики ЮНЕСКО состоят в следующем:
во-первых, это заключение международных соглашений,
направленных на свободное распространение информации независимо от
государственных границ;
во-вторых, поддержка межправительственных и
неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы
слова и свободы печати;
в-третьих, создание технических возможностей для
свободного доступа и получения информации в различных регионах мира;
в-четвертых, издательская деятельность ЮНЕСКО;
в-пятых, подготовка ЮНЕСКО журналистских кадров;
в-шестых, апробация современных информационных супермагистралей[15].
Трансграничное распространение информации привело в ряде случаев к тому, что игнорируются национальные нормы и законы, существующие традиции. К примеру – спутниковое телевидение. Оно позволяет вести прямое вещание практически в любую точку земного шара. В Египте, например, запрещено законом в кино- и телефильмах показывать Аллаха в человеческом облике. На телепередачи, принимаемые по спутниковой связи, этот закон практически не действует, ибо на Западе существуют другие нормы и законы[16]. Подобных примеров можно привести немало. Скажем, в Российской Федерации в кино и на телевидении запрещено использование целенаправленного воздействия на подсознание зрителей. В ряде других стран такого запрета нет. А мы порой бездумно закупаем теле- и кинопродукцию, демонстрируем ее на многомиллионную аудиторию, не задумываясь о последствиях. Совсем не фантастичной выглядит и такая ситуация: журналисты откопали «жареные» факты, которые было трудно предать гласности в своей стране. Тогда они через Швецию, где весьма либеральные законы о СМИ, распространили информацию по сетям Интернет. Теперь об этом знает весь мир. А как быть с национальными интересами? Выход один: гармонизация, согласование национальных систем права СМИ друг с другом и с международно-признанными нормами.
О пиратском распространении информации уже говорилось и писалось много. Казалось бы, правовые механизмы выработаны и на национальном, и на международном уровнях. Но они практически не действуют. В целом не выработаны механизмы контроля за распространением информации по компьютерным сетям. Так, Россия остается мировым лидером по незаконной продаже аудиозаписей, которых в 1995 г. было продано на сумму 363 млн. долларов. Всего в мире в том же году продано незаконных записей на 2,1 млрд. долларов, причем каждая пятая запись была несанкционированной. Второе место в мире занимает КНР, затем следуют Италия, Индия и страны Латинской Америки[17]. Такое же положение дел сохраняется в распространении пиратских компакт-дисков с компьютерным программным обеспечением. Среди стран с самым высоким уровнем пиратства в этой сфере оказались Вьетнам (99%), Китай (96%), Оман (95%) и Россия (91%). Самым высоким среди всех регионов мира остается уровень пиратства в восточноевропейских странах[18].
Широкое и в некоторых случаях бесконтрольное распространение информации развитыми государствами, засилье заокеанской кинопродукции и многое другое ведет к размыванию национальных культур, их унификации по американскому образцу. В последние годы мы перестали употреблять термин информационный империализм. Им обозначали систему, сложившуюся в монополизированных средствах массовой информации развитых стран Запада, и методы, применяемые для пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики. Но как бы мы ни называли это явление, оно существует. Конкретные его проявления:
Ø
концентрация СМИ
и средств связи в руках мощных специализированных
корпораций;
Ø
прямое
подчинение значительной части средств информации и связи многоотраслевым
монополиям;
Ø
открытое
вмешательство государственного аппарата развитых стран в сферу информации;
Ø
господство
транснациональных корпораций на мировом рынке новостей;
Ø
углубление
диспропорций в обеспечении средствами информации и связи развитых держав, с
одной стороны, и молодых развивающихся стран – с другой;
Ø использование дезинформации для пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики.
Стратегия информационного империализма реализуется, в частности, путем распространения продукции по демпинговым ценам, открытия за рубежом филиалов существующих изданий и создания новых, создания совместных предприятий в области СМИ, скупки эфирного времени и т.п. Формой его проявления служит также информационный паразитизм. Создав глобальную информационную инфраструктуру, богатые страны могут на «законном основании» перекачивать к себе важные научные, технические, экономические и иные сведения. Вывоз за рубеж специалистов в традиционном виде становится ненужным. Для примера можно отметить такую особенность Интернета: поступающие из стран Запада заявки на информацию, созданную в России, в семь раз превышают по количеству обратный поток.
Глобализация информационного пространства ставит перед теоретиками и практиками журналистики и многие другие вопросы, ответы на которые нам необходимо найти в самом близком будущем.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ СМИ
Существует настоятельная потребность в универсальной подготовке к работе в системе средств массовой информации. Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник телевидения – в журнал или газету и т.д. Более того, быстрое развитие технических средств ведет к тому, что навыки работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы.
Появление новых средств массовых коммуникаций неизбежно выдвигает перед практической журналистикой новые задачи, требующие универсальной подготовки. При работе с мультимедиа нужны знания и умения, приобретаемые как в печатных, так и в аудиовизуальных СМИ. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач. Довольно часто мы можем увидеть в газете иллюстрацию, которая взята с телеэкрана. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом» носителе дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Факсимильные газеты по своему характеру напоминают традиционные издания, но передаются и принимаются с помощью радио. За всеми этими новшествами стоит человек, журналист, который и делает возможным любое нововведение.
Конечно, разные средства массовой информации по-прежнему требуют разной организации труда, разных качеств журналиста. Если вы работаете исключительно в Интернете, то личное общение с коллегами для вас необязательно. Телевидение наоборот требует слаженных действий многочисленного коллектива. Газета или журнал как целостный организм также немыслимы без коллективной работы редакции, но подготовка конкретного произведения может вестись индивидуально. Радиожурналист может в одиночку вести, скажем, эфирный репортаж, но он теснейшим образом зависит от людей, обслуживающих технику.
Современная практическая журналистика предоставляет широчайший простор для творческого самовыражения личности, но она выдвигает и высочайшие критерии профессионализма каждого, кто решил связать с ней свою жизнь и судьбу.
[1] Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992. С. 6.
[2] Там же.
[3] Там же. С. 7.
[4] Lan. Журнал сетевых решений. 1977. №7. С. 23–26.
[5] Мир ПК. 1977. №12. С. 89.
[6] Там же. С. 90.
[7] Там же. С. 91.
[8] Труд –7. 1977. 22 авг.
[9] Там же.
[10] Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 8 апр.
[11] Подробнее см.: Regourd S. La Television des Europeens. Paris, 1992.
[12] Оганов Г.С. TV по-американски. M., 1985. С. 19.
[13] USIA, European Russian Wireless File. 1995. March 29. P. 11.
[14] USIA, European Russian Wireless File. 1995. March 28. P. 6–7.
[15] Журналистика – XX век эволюция и проблемы: Тезисы международной научно-практической конференции/Отв. ред. Г.В. Жирков. СПб.,1996. С. 25–26.
[16] Век информации: Тезисы научно-практического семинара/Сост. С.М. Виноградова. СПб.,1995. С. 32–35.
[17] Санкт-Петербургские ведомости. 1996. 15 мая.
[18] Компьютерная газета. 1998. №2 (апрель).