ВВЕДЕНИЕ

 

Как принято считать, во всяком деле труден первый шаг. Те, кто обучается и обучает практической журналистике, убеждаются в истинности этого суждения на собственном опыте. Начинающему журналисту приходится осознать, что эта профессия сформировалась задолго до его приобщения к редакционному труду, что в ней есть строгие стандарты и незыблемые правила, что авторские идеи, фактический материал и форма произведения связаны между собой законами гармонии, которые нельзя переступить без риска сочинить нечто непригодное к публикации, хотя и яркое по форме. А ведь лист бумаги или магнитная лента так, казалось бы, снисходительны к любым экспериментам с методами работы или стилем изложения... Однако вся эта пугающая масса непривычных студенту понятий и требований вполне постигаема, доступна. Правда, восхождение к полноценному знанию и умению процесс долгий, поэтапный, исполненный ошибок и сомнений. При этом главные преобразования должны произойти в строе мышления и психологии самого студента. Прежде чем стать журналистом по должности, нужно стать журналистом по мироощущению, способу восприятия окружающей жизни, профессии и себя в профессиональной среде. Эта идея стержневая для нашего учебника.

До сих пор университетские библиотеки выдают студентам пособия, изданные в прежние десятилетия. В большинстве своем это обстоятельные и полезные книги. Но, во-первых, их историческое и, образно говоря, методическое время давно ушло, другими стали и общественная обстановка, и система СМИ, и методика репортерского труда, да и характер вузовского образования. Во-вторых, в наиболее распространенных учебниках приоритет отдавался формам материалов, в частности жанрам публикаций. С этой традицией сегодня приходится спорить. Кроме того, что эталонных текстов, своего рода шаблонов в творческом деле существовать не может (а ведь еще недавно издавались сборники таких жанровых «эталонов»), надо признать, что форма это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельном случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого жизненного материала способен лишь погубить творчество в зародыше, какими бы технологическими преимуществами он ни обосновывался. Всякий, кто знаком хотя бы с недавней историей печати, помнит ежедневное мелькание фотопортретов «на производственную тему», выделанных как бы по лекалу: если медсестра, то сосредоточенно разглядывающая поднятый над головой шприц, если токарь, то подобным же взглядом изучающий свежевыточенную деталь, если физик, то похожий на токаря и медсестру, но только в руках у него некая загадочная пластина... Бесполезно спрашивать кто автор снимка, ибо он уничтожен безликостью «правильной» формы, равно как и его герой. Между тем именно автор является ключевой фигурой журналистской деятельности на всех ее этапах, включая выбор темы, поиск и сбор фактического материала, его осмысление и истолкование для аудитории, включая, между прочим, и целенаправленный выбор формы произведения.

Значит, и в смысловом центре дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста» должен находиться корреспондент, носитель профессиональной квалификации, психологии и этики. Авторы учебника исходят из того, что в высшей школе формируется не специальность с «прилагающимся» к ней выпускником, а специалист, обладающий разносторонней и в каждом случае уникальной квалификацией.

Учебник предназначен студентам младших курсов, где, согласно образовательному стандарту и практике обучения, закладываются начала профессионализма. В дальнейшем они будут развиваться в форме узкой специализации (отраслевой, жанровой, по средствам информации и т.п.), но на первых порах все студенты должны овладеть универсальным комплексом знаний и умений, необходимым для успешного дебюта в редакциях.

Ни одна из глав учебника не претендует на исчерпывающе полное раскрытие своего предмета (возможно ли оно вообще исчерпывающе полное знание?). В специальной научной литературе и в лекциях преподавателей пытливый студент найдет и ответы на возникшие у него вопросы, и разнообразный дополнительный материал.

Несомненно, в каждом регионе деятельность СМИ отличается местными традициями и колоритом, которые уточняют, «приземляют» общие профессиональные истины и правила. Наконец, книги для журналистов, даже учебники особенно по дисциплине, имеющей дело с творческой практикой, не должны строиться как свод окаменевших, вечных истин. Во-первых, в силу критичности журналистского мышления все равно ни один профессионал не поверит в их несокрушимость. Во-вторых, он будет прав, потому что время и опыт ставят под сомнение даже самые бесспорно верные взгляды и технологии труда. По этой причине в учебнике не надо искать догматизированных положений: материал предполагает не только дополнение и обогащение учебного процесса, но и его полемическое, дискуссионное прочтение.

Базовой организацией для создания учебника послужил факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. К написанию отдельных глав привлечены также авторитетные специалисты из других учебно-научных центров. Это сделано как для того, чтобы использовать лучшие авторские силы, так и для того, чтобы отразить в содержании книги возможно более широкую картину опыта СМИ, теоретических школ и направлений, методики преподавания, имеющихся в настоящее время. С этой же целью кроме российского материала рассматриваются идеи, концепции и эмпирические данные, накопленные в теории и практике зарубежной журналистики.

Авторы разделов: введение доктор политических наук, профессор С.Г. Корконосенко (Санкт-Петербургский государственный университет), «Слагаемые журналистской профессии» доктор политических наук, профессор С.М. Виноградова (Санкт-Петербургский государственный университет), «Журналистское познание мира» кандидат филологических наук, доцент Г.В. Лазутина (Московский государственный университет), «Методика сбора информации» кандидат филологических наук, доцент Б.Н. Лозовский (Уральский государственный университет), «Отражение действительности в тексте» кандидат филологических наук, доцент Б.Я. Мисонжников (Санкт-Петербургский государственный университет), «Система журналистских жанров» доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик (Воронежский государственный университет), «Правовая и этическая культура журналиста» С.Г. Корконосенко, «Технологический фактор в труде журналиста» кандидат филологических наук, доцент С.А. Михайлов (Санкт-Петербургский государственный университет), «Сотрудничество редакции с аудиторией» кандидат филологических наук, доцент Т.Д. Орлова (Белорусский государственный университет).

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz