ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
СТРУКТУРЫ РАДИОВЕЩАНИЯ
И ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Типовая структура
государственной радиовещательной
организации и особенности «тематического планирования»
Организационные
структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования
На рубеже XX и XXI веков
организация радиовещания начала претерпевать быстрые изменения, особенно в нашей
стране. Проследить и зафиксировать с необходимой точностью и четкостью наиболее
оптимальные и стабильные оргструктуры эфирного производства стало трудно.
Эволюция административно-технологических характеристик получила такое
ускорение, что правомерно говорить лишь о тенденциях в организации вещания.
Остановимся на причинах революционных преобразований в радиовещании и выделим
две основные.
Первая –
технический прогресс, прежде всего компьютеризация и связанная с ней новая
аппаратура звукозаписи и монтажа, вызвал перестройку всей технологической
цепочки в журналистской работе, начинающейся со сбора информации и далее – монтажа, верстки передачи и выпуска ее в эфир. Намного
сократилось время, необходимое для осмысления и обработки информации. Если раньше,
для того чтобы прокомментировать какой-либо важный факт из области политики,
экономики, культурной жизни или спорта, журналисту надо было обращаться к
справочному материалу, находящемуся в библиотеке, или справочной службе, то
сейчас в распоряжении любого профессионала есть банк данных, хранящихся в его
личном компьютере.
Компьютерный монтаж
в несколько десятков раз ускоряет процесс подготовки пленки к эфиру по
сравнению с тем, как это было в условиях «ручной склейки». Наконец, новое
поколение репортерских магнитофонов позволяет делать записи в таких композициях
и такого качества звучания, что их можно передавать в эфир без дополнительной обработки.
Вторая причина
преобразований социального характера. К середине 60-х годов в общественном
мнении утвердилась точка зрения, согласно которой «в самое ближайшее время
радио сдаст свои информационно-просветительские позиции, полностью уступив их
телевидению и домашнему видео». Это утверждение казалось аксиомой. И только самые
проницательные социологи и организаторы массового вещания прислушались к
предупреждению, которое в то время высказали немецкие ученые X. Байнхауэр и Э. Шмакке в обширном труде-предсказании «Мир
в 2000 году». Говоря о взаимоотношениях радио и телевидения, исследователи
подчеркивали: «Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и
предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач
по каналам телевидения. Единственной уступкой радиовещания будет
разработка новой структуры его программ».
Это предсказание
сбылось полностью, и со второй половины 80-х годов мир стал свидетелем не сокращения,
а расширения радиовещания, увеличения числа радиостанций, а следовательно, появления
и утверждения новых организационных признаков и принципов. Этот процесс имел
общепланетарный характер.
В нашей стране
он был связан еще и с теми колоссальными социально-политическими переменами,
которые происходили после распада Советского Союза и перестройки
государственной системы России. За отказом от диктатуры Коммунистической партии
последовал отказ государства от монополии на эфир, что означало появление вещательных
организаций разного типа и по назначению, и по структуре.
Типовая структура
государственной радиовещательной организации и особенности «тематического планирования»
В течение
десятилетий у нас в стране государственное вещание –
Всесоюзное радио – в организационном плане
представляло собой часть огромной структуры, на которую были возложены в полном
объеме все без исключения вопросы материально-технического обеспечения вещания,
планирование и подготовка передач, идеологический контроль за ними, подбор и
переподготовка кадров, международные связи и руководство местными вещательными
организациями.
Всесоюзное радио
– группа подразделений Гостелерадио СССР, которая занималась
непосредственно вещанием на страну, – состояло
из Главных редакций и Программной дирекции.
Главные редакции
создавались по направлениям (видам) вещания. Эти направления определялись
тематическими или адресными признаками: Главная редакция информации, Главная
редакция пропаганды, Главная редакция литературно-драматического вещания,
Главная редакция музыкального вещания, а также Главная редакция передач для
детей и юношества и Главная редакция вещания для молодежи (радиостанция
«Юность»).
Внутри каждой из них существовали отделы, также образованные
строго по тематическому и функциональному признакам. Например, в составе
Главной редакции информации («Последние известия» и «Маяк») были отделы общественно-политической
информации, международной информации – они
занимались «заготовкой» материалов к эфиру, и отдел выпуска, который
непосредственно формировал новостные программы; на радиостанции «Юность» – отделы комсомольской жизни, художественного
воспитания и – по аналогии с «Маяком» – отдел
подготовки программ (выпуска).
Заметим, что для государственного вещания эти
образования были очень прочными, так как обусловливали четкую специализацию
журналистов, а также жесткий контроль за содержанием передач. Обратим внимание
на такое обстоятельство: после ликвидации Всесоюзного радио некоторые Главные
редакции преобразовались в коммерческие радиостанции, сохранив принадлежность к
тому направлению вещания, которое они реализовывали прежде: на базе литдрамы
музыкальной и детской редакции появилось «Радио 1 – Культура»; «Маяк» и радиостанция «Юность» после долгих
организационно-творческих блужданий и реорганизаций стали единой коммерческой
станцией, но внутренние свои структуры они практически сохранили, хотя значительно
сократили число работников.
Кроме редакций, занятых содержательным обеспечением эфира,
в структуре Всесоюзного радио находилась Главная дирекция программ со
следующими функциями:
– перспективное и текущее планирование программ Центрального
радиовещания;
– координация по содержанию и жанрам передач внутри различных
программ Центрального радиовещания, передач Центрального радиовещания и
Центрального телевидения, а также координация Центрального и местного (регионального)
вещания;
– информация в печати и по радио о передачах на текущий
день и предстоящую неделю;
– организация выпуска радиопередач в эфир как предварительно
записанных на магнитную ленту, так и требующих непосредственного чтения
дикторами у микрофона; осуществление прямых трансляций с мест событий (дикторы
обеспечивали ведение всех передач Центрального радиовещания круглосуточно по
восьми общесоюзным программам);
– анализ писем радиослушателей, обобщение данных по использованию
писем радиослушателей в передачах Всесоюзного радио, контроль за
своевременностью ответов на письма слушателей.
Вся эта довольно громоздкая система предназначалась
прежде всего для контроля за текстами, которые шли в эфир. Вот «лестница»,
которую проходил материал от момента его подписания до выхода в эфир (это
касалось любого материала, будь то событийный комментарий, сложная
радиокомпозиция или, напротив, крохотная заметка –
пересказ сообщения с телетайпной ленты).
На аккуратно отпечатанном тексте передачи расписывался
редактор (подпись автора шла на второй экземпляр, который на всякий случай
оставался в столе редактора для возможных «после-эфирных разборок»). Этот
листок вкладывали в бумажную папку (так называемую «эфирную папку»), и она
отправлялась на визу к замзаву или заведующему отделом. Затем на этой папке
оставляли автографы заместитель или главный редактор, директор программы
вещательного дня и цензор, ставивший печать «разрешено». И, наконец, диктор,
который объявлял передачу в эфире, тоже расписывался на этой папке, обозначив
фактическое время передачи в эфир и соответствие ее многократно завизированному
тексту.
Итак, шесть человек своей профессиональной честью и
занимаемой должностью должны были гарантировать отсутствие в передаче
какой-либо ереси. Впрочем, отлично понимая, как столь громоздкий механизм
мешает журналистам и в конечном итоге ухудшает качество программ, руководство
Всесоюзного радио иногда шло на создание временных редакций, в которых
журналистам и редакторам оказывалось больше доверия. В эту группу корреспондентов
отбирали наиболее талантливых и опытных репортеров и комментаторов и давали им
право сдавать материалы на эфир лишь с одной визой цензуры, а иногда
руководителю этой группы разрешали указывать на эфирной папке: «Без визы» – и сразу отдавать текст дикторам или пленку на эфир.
Этот опыт впервые был использован в работе группы радиожурналистов,
которые готовили ежедневную передачу «Подвиг народа» к 20-летию Победы над
фашистской Германией. В свою очередь организация работы такого временного
журналистского подразделения копировала практику Бюро стратегической
пропаганды, созданного на государственном вещании США в 1940–1941 годах для подготовки оперативных
информационно-публицистических и документально-художественных программ,
посвященных «лицу врага» – императорской Японии и
гитлеровской Германии. Это был цикл ежедневных проблемных комментариев,
радиоочерков и радиокомпозиций, раскрывавших суть фашизма, его антидемократическую,
античеловеческую направленность. К работе над этими темами Бюро пригласило
лучших радиожурналистов Америки, известных сценаристов и режиссеров из
Голливуда, предоставив им полную свободу самовыражения. На каждой из передач стояла
виза лишь военной цензуры, дабы корреспондент или сценарист случайно не
обнародовали секретные материалы.
Такие же возможности были предоставлены и сотрудникам
«Подвига народа», которыми руководил превосходный журналист и многоопытный
редактор радио Олег Куденко.
Опыт подобной работы в практике Всесоюзного радио
использовался не раз, чаще всего в ходе какой-либо «юбилейной» кампании, но
широкого применения он не получил – по вполне
понятным соображениям многоступенчатый идеологический контроль за каждым словом
и за каждым звуком был генеральным постулатом взаимоотношений государства и
журналистов. Ситуация принципиально изменилась после ликвидации цензуры и
перехода к массированному выпуску журналистов в прямой эфир.
Однако структура государственных вещательных
организаций в основе своей сохранилась, и главная радиокомпания страны «Радио
России» в организационном плане копирует структурные принципы и признаки
бывшего Всесоюзного радио, правда, несколько снизив статус отдельных
подразделений: вместо Главных редакций существуют теперь отделы, которые иногда
называются «студиями».
Важно отметить, что переход к бесцензурному вещанию и
для государственного радио, конечно, означал принципиальные изменения в
процессе подготовки передач. Постепенно сокращался, а в ряде случаев и исчезал
процесс многоступенчатого визирования: стало вполне достаточно подписей
редактора и одного из руководителей станции; в абсолютном большинстве
бестекстовая запись не требует расшифровки; проблемы обсуждаются в случае
возникновения конфликта лишь на основе звукозаписи с эфира, если она велась.
Что касается традиционных принципов программирования
вешания, то один из самых главных – тематическое
планирование – по-прежнему
остается в практике современного радио, но, конечно, не в столь всеобъемлющем
виде.
Что такое тематическое планирование? Это соответствие
содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и
пропагандистско-рекламных мероприятий. Достигается оно следующим образом.
Сначала формируется сетка вещания, т.е.
расписание передач на день, неделю, месяц, реже на квартал. В ней обозначены
часы и дни определенных жанрово-тематических рубрик. Например:
5.00. Утренние новости.
5.10. Утренняя зарядка.
5.20. Обзор газет.
5.30. Передача для жителей
села.
6.00. Последние известия.
6.15. Музыкальная передача.
Народные песни.
6.45. Международный
комментарий.
И так далее...
...12.30. В рабочий полдень.
Концерт по заявкам.
13.00. В детском
радиотеатре. Премьера.
14.00. Собеседник.
Радиожурнал для пенсионеров. И так далее...
...19.00. Последние известия.
19.30. Спектакль «Театра у
микрофона» (по вторникам и пятницам),
или:
19.30. Трансляция
симфонического концерта (по средам),
или: 19.30. Вечер джаза (по
субботам),
или: 19.30. Новости рок-н-ролла (один раз в месяц, последняя суббота).
И так далее...
Эта рубрикация стабильна и постоянна. Она
вырабатывается на каждый день или на определенный период достаточно тщательно
для того, чтобы учесть интересы всех структурных подразделений вещательной
организации и, насколько это возможно, интересы аудитории.
После того как сетка вещания разработана, начинается
ее заполнение. В зависимости от концепции всей деятельности станции ее
руководство утверждает список событий, которые должны быть отмечены в передачах
сразу всех направлений или по отдельности – силами
информационных, общественно-политических или художественных редакций.
Прежде всего сюда попадают юбилеи общенационального характера
– День Конституции, День защитника Отечества, Международный
женский день и т.д., затем важнейшие общественно-политические мероприятия,
например выборы. Затем, и это самый длинный список, юбилеи выдающихся деятелей
прошлого и современности – очередное «-летие» Пушкина,
Моцарта, Наполеона, Солженицына, создателя атомной бомбы и т.д. по вкусу
начальства. И только после этого приведенная выше сетка вещания приобретает
жанровое тематическое наполнение и выглядит примерно следующим образом:
...5.30. Передача для
жителей села. Беседа. Мичурин и современные мичуринцы...
6.15. Музыкальная передача.
Народные песни в исполнении Лидии Руслановой – к 100-летаю певицы...
...12.30. В рабочий поддень.
Концерт по заявкам рабочих автозавода имени Лихачева (в связи с юбилеем
грузовика АМО).
13.00. В детском
радиотеатре. Премьера. Новые приключения «Знаменитых капитанов» (к 45-летию
рубрики)...
...19.30. Трансляция
симфонического концерта (к открытию Международного конкурса имени П.И. Чайковского)
или:
19.30. Вечер джаза. Дюк
Эллингтон (к 100-летию со дня рождения).
На первый взгляд такое планирование весьма логично,
ибо позволяет предусмотреть все мало-мальски значимые события и ситуации
общественной жизни. Однако пользоваться этим принципом нужно очень осторожно,
потому что на практике он приводит к анекдотическим нелепостям, ибо освобождает
большинство программистов и от ответственности, и от инициативы, которая часто
бывает наказуема. Вот как выглядело тематическое планирование в последние годы
существования Всесоюзного радио.
В марте текущего года редакторы всех редакций давали
свои предложения по поводу содержания передач на будущий год. В мае эти
предложения утверждались (или не утверждались) на уровне художественных советов
и коллегий в Главных редакциях. Не позднее 1 июня сводный темплан передач на
будущий год с указанием рубрик, авторов и участников обсуждался на коллегии
Гостелерадио, затем шла его доработка и уточнение на всех уровнях, и уже ранней
осенью план подписывало высшее радиоруководство, и он становился законом для
всех после утверждения в ЦК КПСС.
На практике это означало, что где-нибудь в мае 1990
года каждый редактор должен был знать, КТО, ЧТО и в КАКОЙ ФОРМЕ будет
говорить в декабре 1991 года по поводу очередного юбилея образования СССР или
какие артисты будут заняты в принятой к постановке в Малом театре новой пьесе.
Все вместе это составляло толстенную книгу в несколько
сот страниц, которая выходила тиражом минимум в 200 экземпляров; сколько денег,
бумаги и производственных затрат уходило на это реально никто не подсчитывал, а
бессмыслицу всех усилий и трудов только подчеркивали такие «мелочи», как то, что
к декабрю 1991 года Советский Союз развалился, пьеса так и не была поставлена,
а разрекламированные артисты покинули сцену Малого театра: один – вообще закончив свои земные дела, а второй – из-за перехода в новую труппу.
Однако тематическое планирование опасно не только
непредсказуемостью жизни, которая гораздо чаще, чем это кажется, делает
нереальными многие радужные перспективы. Стремление «на всех уровнях» и во всех
видах вещания отметиться по поводу общенациональных юбилеев и праздников
неизбежно приводило и продолжает приводить к дублированию материалов.
Во многих научных трудах и пособиях по
радиожурналистике в качестве анекдотического приводится пример неразумности вещателей в связи с
празднованием Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота 23 февраля. Вот что
обрушивалось на обыкновенного слушателя, живущего, скажем, в небольшом поселке
на Волге:
...7.10. Выступление по поселковому радиоузлу ветерана
войны, в течение 10 минут излагавшего текст передовой статьи газеты «Правда» за
23 февраля прошлого года...
...7.30. По районному радио практически с этим же
текстом выступает райвоенком...
...9.30. Областное радио
транслирует беседу о Вооруженных Силах страны, с которой выступил
областной военный комиссар...
...10.00. «Маяк» передает полностью текст «свежей» передовой
газеты «Правда» на ту же тему...
...14.00. Тот же «Маяк»
предоставляет микрофон одному из заместителей министра обороны...
И, наконец, в 19.00 перед началом торжественного
заседания, на котором с докладом выступает начальник Главного политуправления,
и праздничного концерта в эфире звучит в записи на пленку речь министра
обороны. Он напоминает всему населению страны о замечательных традициях
отечественных Вооруженных Сил и задачах, стоящих сегодня перед ними и
касающихся всех, в том числе и жителя того приволжского поселка.
Итак, семь раз по одному и тому же каналу звучит
практически один и тот же текст. Песня «Вставай, страна огромная...» передается
от трех до семи раз, «По долинам и по взгорьям...» – шесть – девять раз в
день (все цифры – данные за 23 февраля 1985 года).
Кажется, все это ушло в прошлое вместе с ЦК КПСС и
Гостелерадио СССР. Но вот 23 февраля 1999 года. Речей поменьше, но в различных
обработках – от классического варианта до джазовой и
рок-н-ролльной версий – мелодия песни «По долинам и по
взгорьям...» звучала в эфире минимум по два-три раза в программах более 20 радиостанций,
работавших из Москвы.
А пушкинский юбилей в 1999 году, когда элементарные
«нормы повторов» были «преодолены» редакторами, комментаторами и программистами
абсолютного большинства отечественных станций! Один из музыковедов, исследующий
взаимоотношения радио и классической музыки, подсчитал, что в различных
программах государственного и коммерческого вещания романс «Я помню чудное
мгновенье...» в исполнении И.С. Козловского, С.Я. Лемешева и их коллег только
за одну «юбилейную декаду» с 1 по 10 июня прозвучал более 70 (!) раз. Такие вот
минусы тематического планирования преследуют отечественное вещание на рубеже XXI века.
Во избежание этого программирование
информационно-музыкальных многопрофильных станций, работающих в режиме «music non stop», строится
по совсем другим принципам и критериям, опирающимся не на календарь событий, а
на запросы аудитории и формат радиостанции. В определенной мере тематическое
планирование сохраняется в практике современных коммерческих информационно-музыкальных
станций, особенно крупных по масштабам своей деятельности, многопрофильных по
видам вещания, тематике и адресности материалов. Однако оно не имеет, как мы
уже говорили, директивного влияния на формирование передач, а является
побочным, дополнительным фактором при решении различных вопросов
программирования.
Организационные
структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования
Основы структурной организации
информационно-музыкальных и чисто музыкальных радиостанций, принципы подбора
персонала и сетки вещания определяются множеством разнообразных факторов, среди
которых выделим следующие.
– Размеры потенциальной аудитории, т.е. количество, социальный
и демографический состав населения, на которое ориентирована работа
радиостанции. Важнейшим здесь является вопрос, интересует ли станцию все
население региона или какая-то его часть.
– Выбранный тип вещания – многопрофильный,
подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений:
информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных,
развлекательных, – или локальный, когда четко определен один вид
вещания для одной группы слушателей, например музыка для пенсионеров или
танцевальная музыка для молодежи. Если радиостанция работает как музыкальная в
режиме «music non stop», то ей не
нужен, скажем, информационный отдел, зато музыкальных редакторов может быть
несколько. И наоборот, если для станции приоритетным является информационное
вещание, то в ее штат войдут корреспонденты, комментаторы, репортеры, а музыкальное
программирование будет скорее всего вестись с помощью компьютера.
– Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции.
– Уровень технической оснащенности радиостанции. Постоянное
обновление радиотехники и средств связи стало причиной столь же постоянной
эволюции организационных структур вещательных организаций.
С развитием техники и появлением компьютеров некоторые
специальности устарели, и в практике многих станций упразднены целые отделы,
без которых раньше работа была немыслима. В отечественном радиовещании процесс
модернизации затронул не все станции. До сих пор, например, при звукозаписи в
качестве носителя используется магнитная лента. Пленки хранятся на бобинах, и
для того чтобы поставить ту или иную запись песни или репортажа в эфир,
ведущему нужно отключить микрофон, встать из-за стола, подойти к аппаратуре,
найти нужную бобину с пленкой, заправить ее в специальный магнитофон, проиграть
в эфире, а затем вовремя отключить. Это достаточно трудоемкий процесс, а
ведущий не должен отвлекаться, поэтому рядом с ним «на эфире» работает режиссер,
который ставит эти пленки.
Длительное время существовали такие должности, как
«разбобышечник» – человек, который размагничивает пленку после ее использования,
или «сейфовик» – человек, отвечающий за хранение особо важных пленок и
документов и др. Или еще пример: на радио не один год использовали труд
машинисток для набора и подготовки эфирных папок (в них собираются материалы к
эфиру: заранее написанный текст ведущего, моменты включения пленок, последовательность
выхода в эфир, названия музыкальных композиций и т.д.). Например, на «Маяке»
содержали целый производственный отдел, состоящий из 48 человек, из которых 18
были машинистки. С появлением компьютера процесс подготовки к эфиру значительно
упростился.
Многие станции стали работать на цифровом
оборудовании, которое позволяет избавиться от громоздкой аппаратуры и дает
возможность ведущему самому ставить в эфир музыку, микшировать музыкальные и текстовые
отрезки, включать записи и пр. Так, только что записанное на «Репортер»
интервью можно сразу отцифровать, перевести в компьютер и вывести в эфир без
привлечения дополнительных сотрудников.
В нашей стране ситуация сложилась таким образом, что
со старыми технологиями продолжают работать многие государственные станции и
некоторые частные каналы, у которых нет денег на новое оборудование.
Компьютеризация процесса вещания в финансовом и профессиональном плане
оказалась под силу только «молодым» коммерческим станциям. Среди учредителей
многих таких станций – западные, французские,
американские (например, «Harris
Corporation» – одна из фирм-учредителей радио
«Максимум» – производитель цифрового оборудования) компании,
специализирующиеся на радиобизнесе и принесшие в Россию и новые технологии, и
новые принципы работы, и новую организационную структуру.
Принцип организации работы на коммерческом радио можно
определить тремя словами: «целесообразность», «окупаемость», «мобильность».
Здесь обычно нет лишних людей. Коллектив работает как одна команда, и каждый в
случае необходимости может подстраховать другого. В организационной структуре
радиостанций хорошо развиты горизонтальные связи – отделы
тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать
рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных
заставок и т.д.
Итак, размеры аудитории, тип вещания, объем рекламы и
техническое обеспечение обусловливают редакционные структуры, которые, как
показывает опыт западного, а с начала 90-х годов и отечественного вещания,
оказались наиболее оптимальными и перспективными.
В населенных пунктах, насчитывающих от 5 до 50 тыс.
жителей, работу радиостанции обеспечивают не более 10–15 сотрудников. Небольшой штат для таких станций – это вопрос экономии средств. Нет необходимости
держать большой персонал, когда один сотрудник может выполнять разнообразные
обязанности и по необходимости заменить другого. Так, генеральный директор
может быть программным директором и начальником службы информации, ведущий – по совместительству читать выпуски новостей. И все,
включая секретарей, должны уметь сочинять тексты для рекламных роликов.
Организационная структура таких радиостанций обычно проста.
Например: владелец (учредитель) – генеральный
директор; коммерческий отдел во главе с коммерческим директором; программный
директор; начальник службы информации; ди-джеи (ведущие); секретариат; инженер.
Как правило, у таких вещательных организаций рядом нет
конкурентов, их деятельность полностью удовлетворяет интерес местной аудитории
к местным новостям. И открывать поблизости второй подобный канал нерационально
ни с финансовой, ни с какой-либо другой точки зрения.
Радиостанции, расположенные в городах с населением от
100 до 500 тыс. человек, сталкиваются с определенной конкуренцией, и в этих
условиях профессионализм и специализация работника ценятся больше всего. На
этих станциях работают обычно до 30 человек: увеличивается количество ди-джеев
(ведущих), рекламных агентов, появляются такие должности, как музыкальный
директор, директор по связям с общественностью и др. Вот примерная «иерархическая
лестница» (исключая высшее руководство) такой коммерческой
информационно-музыкальной радиостанции:
– программный директор;
– заместитель программного директора (должность существует
не всегда);
– пресс-атташе (менеджер по связям с общественностью);
– директор музыкальных программ;
– заведующий фонотекой радиостанции;
– маркетинг-менеджер;
– менеджер рекламного отдела;
– менеджер отдела продаж;
– звукорежиссер (саундпродюсер);
– директор службы информации;
– ведущие эфира.
Аудитории, составляющие десятки, сотни тысяч, а иногда
и десятки миллионов слушателей, вызвали к жизни крупные вещательные организации
с числом работников традиционно от 70 до 100 человек. За редким исключением,
это станции «многопрофильные» (в нашей стране, по сути, дублирующие и
развивающие практику информационно-музыкальных редакций и отделов бывшего
Всесоюзного радио), т.е. разносторонние по тематике и адресности.
Структура таких станций включает аппарат генерального
директора, куда входит его секретариат, в том числе и пресс-секретарь, а на
самых крупных станциях – целый отдел по связям с
общественностью и четыре дирекции:
– административная дирекция – управление техническими службами, материально-техническим
обеспечением, обслуживающим персоналом;
– программная дирекция, куда входят музыкальный и информационный
директоры, продюсеры, ведущие программ, корреспонденты, обозреватели;
– коммерческая дирекция – отдел
рекламы, группа рекламных агентов, консультанты по рекламе и др.;
– финансовая дирекция, объединяющая экономистов, бухгалтеров
и других специалистов этого профиля.
В 1920–1940-х годах радио стремилось
быть «всем для всех». Именно в это время появился термин «широковещание»,
означавший вездесущность радио (доступность радио везде) и его всеохватность
(широта охвата территории радиосигналом).
Главными функциями радио того времени были информационная
и культурно-просветительская. Первые программы состояли из трансляций живых
симфонических концертов, поэтических чтений, радиоспектаклей, всевозможных
развлекательных передач и освещения основных новостей в прямом эфире (сегодня
эти передачи составляют значительную часть программной сетки телевидения).
Стратегию планирования такого вещания теоретики радио
назвали горизонтальной.
В основе горизонтального программирования лежит
принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все
жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной
аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В
рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными
социальными, демографическими, половозрастными характеристиками. В течение
одного вещательного дня в эфир одной и той же станции могут выходить передачи
для детей, пенсионеров, выпуски новостей, ток-шоу для домохозяек, передачи для
спортивных болельщиков и т.д.
Так как процесс производства передач был очень
трудоемким и дорогим, а радиостанций насчитывалось немного, тратить деньги на
производство передач только для определенной аудитории было невыгодно. Поэтому
горизонтальный принцип программирования был оправдан.
В 50-е годы с появлением телевидения радио стало терять
свою популярность. Телепрограммы обеспечивали аудиторию и театром, и другими
просветительскими и развлекательными передачами, присущими радио в его лучшие
дни. К тому же развитие электроники освободило радио от громоздкого
стационарного оборудования. Приемником стали пользоваться на пляже, в машине,
просто на улице. Но такое слушание, разумеется, требовало и другого материала,
и другого ритма, отличных от традиционных передач, предназначенных главным
образом для спокойного домашнего восприятия.
Все вместе, и, прежде всего необходимость выживать в
условиях обостряющейся конкуренции с телевидением, заставило вещателей в США,
Англии и других странах сменить роль «ментора» на статус «компаньона».
Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло
на узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь
породило стратегию вертикального программирования, при котором роль
компаньона подразумевает полное соответствие стилю жизни определенного слоя
населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать
аудиторию и заниматься только ее информационными, эстетическими, культурными и
другими потребностями. Стратегию вертикального программирования многие
теоретики радио связывают с понятием «формат».
Формат – это концепция радиостанции, включающая в себя
содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы
ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование
программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.
Понятие «формат» появилось в Соединенных Штатах Америки
в начале 50-х годов. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных
направлений, звучащих на волнах радиостанции, а в середине 70-х с появлением
форматов «News» и «Talk» стало обозначать принципы программирования всей
станции.
Борясь с конкуренцией телевидения, в США большинство
станций вначале сконцентрировалось на музыке и коротких выпусках новостей
(новости спорта и сводки погоды вообще стали «фирменным блюдом» радио).
Передаваемая в эфире музыка не ограничивалась одним направлением. В середине
50-х годов этим станциям, построенным по принципу «все для всех», был брошен
вызов.
По легенде, новый формат был придуман двумя
сотрудниками небольшой радиостанции в городе Омаха (США, штат Небраска) – Тодом Сторзом и Биллом Стюартом. Как-то, отдыхая в
баре, они размышляли над тем, как привлечь слушателей. Наблюдая за посетителями,
они заметили, что в баре звучат одни и те же мелодии, – посетители заказывали в музыкальном автомате одно и
то же. Сторз и Стюарт сделали вывод: если люди готовы платить деньги за возможность
много раз услышать любимые композиции, то они будут слушать станцию, работающую
по этому же принципу. Их система программирования получила известность как
формат «Тор-40».
По мере развития новых музыкальных направлений появлялись
и новые форматы: в начале 60-х – «Beautiful music»
(«Красивая музыка») и «All-News» («Только новости»); в середине 60-х – «Soft Rock» («Мягкий рок») и «Acid and Psychedelic hard rock» («Психоделический рок»); к
концу 70-х – началу 80-х относится взлет и падение формата «Disco», который со временем трансформировался в «Urban Contemporary»
(«Современный городской»). Формат «Soft Rock» («Мягкий рок») постепенно
был заменен на суженный формат «Тор-40», который назвали «Contemporary Hit»
(«Современный хит»).
Было проведено много исследований и приложено немало
усилий, чтобы определить типы программирования, которые привлекают различную
аудиторию. Результатом этих трудов стало создание множества форматов.
По существу, формат – это
подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности,
способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована
станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция
привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Чем больший процент
целевой аудитории слушает станцию, тем больше станция может запросить с
рекламодателей, желающих использовать радио для получения коммерческой реакции
этой целевой группы.
В настоящее время в мире существует более сотни
форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:
– музыкальные форматы – основной упор делается на музыку;
– разговорные форматы – большинство
передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой,
религиозной, спортивной тематике);
– новостные форматы, где главное новости.
Станции часто меняют формат. Обычно это происходит на
основе решения о смене аудитории и начале «охоты» на более выгодный сегмент
рынка. Иногда просто могут меняться интересы аудитории. Бывает ситуация, когда
уровень конкуренции в рамках данного формата достаточно высок, и станция решает
сменить его на тот, где конкуренция меньше.
В основу формата положены один или несколько программных
элементов, которые становятся приоритетными, а все остальные подбираются так,
чтобы подчеркнуть и выделить главный. Формат можно создать, просто исключив из
сетки вещания, например, новости или общественно-политические передачи.
При определении формата станции и программировании необходимо
учитывать следующие факторы:
– половозрастные и социальные характеристики населения,
проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. – нет смысла создавать молодежную радиостанцию в
районе, где проживают в основном пенсионеры);
– специфику образа жизни населения той местности, в которой
работает радиостанция (если основная масса работающего населения просыпается,
например, в 8 часов утра, не стоит начинать утреннее шоу в 6.00);
– ситуацию на радиорынке в данной местности.
Программирование осуществляется с учетом множества факторов.
Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле – программный
директор. В США и Европе программный директор обычно, прежде чем занять
этот ответственный пост, проходит на радиостанции путь от ди-джея и ведущего
новостей до пресс-атташе и маркетинг-менеджера (т.е. «вращается» в радиобизнесе
от 20 до 25 лет).
У нас в стране, учитывая небольшой пока срок
существования независимого (коммерческого) вещания, должность программного
директора, напротив, чаще всего занимают молодые энергичные люди, которым
интуиция, увлеченность и стремление к экспериментам помогают преодолеть
недостаток практического опыта.
Ситуация на радио как в мире, так и в нашей стране с
годами меняется. Если раньше программный директор должен был быть специалистом
высокого класса в области музыкального бизнеса, то сегодня он, прежде всего
маркетолог, отлично разбирающийся в особенностях радиорынка, на котором
работает радиостанция, и знающий его законы. Радиорынок стал весьма сложным
механизмом, включающим в себя массу аспектов, и программный директор должен
уметь адаптироваться в сложившейся ситуации (например, если станция не приносит
прежнего дохода, он обязан найти способ сделать ее прибыльным предприятием:
заменить ди-джеев, записать новые джинглы, наконец, полностью поменять формат).
Программный директор всецело несет ответственность за
то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение
своей станции на рынке аудиопродукции.
Программный директор разрабатывает сетку вещания, или programming wheel
(«колесо вещания»), подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев,
рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и
промоушн-компании (акции, способствующие продвижению станции на рынке, или мероприятия,
в которых она задействована с целью увеличения числа слушателей), отслеживает
аудиторию и изучает конкурентов. Он следит также за наполнением новостных выпусков
событиями местного масштаба и спортивными событиями, хотя все это входит в
обязанности директора службы информации.
Программный директор участвует и в разработке
форматной политики радиостанции, несмотря на то, что первоначально выбирает
формат и подбирает кандидатуру на пост программного директора высшее
руководство радиостанции (генеральный директор, продюсер). Разрабатывая
форматную политику, программный директор «локальной» коммерческой
информационно-музыкальной радиостанции должен найти подходящих ведущих эфира и
авторов программ, вместе с музыкальным директором подобрать и проанализировать
музыкальный материал, приобрести новые музыкальные материалы или пополнить уже
существующую фонотеку, нанять звукорежиссеров и саундпродюсеров (персонал,
занимающийся производством джинглов, рекламных роликов, анонсов, соответствующих
формату данной станции), продумать и записать рекламные ролики, записать или
заказать соответствующие джинглы радиостанции, составить бизнес-план вместе с
сотрудниками отдела продаж и рекламного отдела, дать указания техническому
персоналу (инженерам эфира и др.).
Конечно же, программному директору приходится также учитывать
условия той местности, в которой работает станция: ее аудиторию, распорядок дня
жителей, их вкусы, привычки и т.д.
Как уже было сказано, программный директор составляет
распорядок работы ди-джеев, находя для каждого наиболее приемлемый сегмент
эфира, время от времени меняя часы пребывания их в эфире (если это необходимо),
увольняет тех из них, кто перестал соответствовать программной политике
радиостанции. Как правило, основной эфирный персонал работает в своем сегменте
эфира постоянно (например, с 10.00 до 15.00 или с 19.00 до 24.00) пять или
шесть раз в неделю.
Исходя из того, какой процент аудитории слушает
радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется
прайм-тайм – самое слушаемое
время. Например, утренний прайм-тайм на радиостанции «N» с 8 до 9 утра, а на радиостанции «Z» – с 9 до 10 утра. Чаще всего
самая большая аудитория набирается утром и вечером. Прайм-тайм подразумевает
иные принципы организации вещания: это самое выгодное для рекламы время, поэтому
чаще всего именно на эти часы и программируется больше рекламы. В зависимости
от типа станции в это время выходит наиболее значительное количество выпусков
новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.
Среди факторов, влияющих на программирование радиостанции,
также можно выделить:
– уровень технической оснащенности станции;
– размеры финансирования.
В процесс программирования входит определение
темпа вещания, составление сетки вещания, разработка манеры поведения ведущих у
микрофона и многое другое.
При программировании станции важно определить темп
вещания, так как в первую очередь он определяет хронометраж программируемых
отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными
элементами – продолжительностью
звучания от 30 до 60 минут. Это могут быть передачи и музыкальные отрывки
(например, фрагменты оперных спектаклей). Чаще всего передачи длительного
хронометража готовятся заранее и выходят в эфир в записи на пленку или на
другом звуковом носителе. Это позволяет заранее составлять содержание сетки
вещательного дня, недели и даже месяца. Передачи начинают анонсироваться задолго
до выхода в эфир, и всякое изменение в их содержании допускается лишь как
исключение.
Быстрый темп вещания подразумевает дробное
программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более
15–20 минут.
Сетка вещания информационно-музыкальной
станции составляется из следующих элементов:
– передач/выпусков
новостей;
– музыки;
– рекламы;
– элементов «оформления» эфира: анонсов передач,
заставок, рекламы ведущих станции и пр.
Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным,
в практике форматного радио с дробным построением используется «программное колесо»
(его еще называют «вещательное колесо», или «звуковой час», или «клок»).
Программный директор определяет содержание каждого
часа, используя «программные колеса», чтобы лишний раз убедиться, что каждый из
программируемых элементов (радиореклама, новости, музыка, прогнозы погоды) расположен
в сетке стратегически правильно и доходит до аудитории. Все они должны быть
сбалансированы. Слишком много разговора в эфире станции, которая заявляет, что
работает по принципу «меньше слов – больше
музыки», – и аудитория будет разочарована.
«Программное колесо» тщательно продумывается и формируется
так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные
элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15
минут в эфире звучат, например, позывные станции.
Однако далеко не каждая станция так жестко
программирует свой эфирный час («вещательное колесо» может и вовсе отсутствовать),
но даже те радиостанции, которые предоставляют своим ди-джеям большую свободу,
так или иначе структурируют свое эфирное время (час или день).
Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность
программных элементов в течение одного часа эфира. Некоторые программные
директора разрабатывают несколько «колес», например: одно для «горячих» временных
сегментов – раннее утро и ранний вечер, где больше конферанса,
динамичнее музыка и много информации, другое – для
более спокойных часов – день и поздний вечер.
Вот один из вариантов «программного колеса»:
1) основной джингл радиостанции, модный шлягер (композиция
из лучшей «тройки» национального хит-парада);
2) анонс новостей, блок рекламы;
3) композиция из лучшей «десятки» (4–10-е место национального хит-парада);
4) джингл № 2, хит 80-х годов (композиция, популярная
до сих пор);
5) композиция из лучшей «двадцатки» (11–20-е место), сводка погоды;
6) блок рекламы, новости;
7) композиция из лучшей «десятки»;
8) джингл № 3, модный шлягер;
9) композиция из лучшей «двадцатки»;
10) блок рекламы;
11) хит 80-х годов;
12) композиция из лучшей «десятки»;
13) джингл, анонс;
14) модный шлягер;
15) блок рекламы, погода;
16) хит 80-х годов или основной джингл радиостанции (в
зависимости от того, что составляет № 1).
«Звуковой час» разрабатывается в соответствии с ритмом
жизни целевой аудитории радиостанции. Это касается не только информационно-музыкальных
станций, но и чисто новостных, которые, как правило, делятся на 20-минутные
циклы (в начале каждого цикла – самые важные новости:
государственные, затем региональные, национальные, международные и т.д.), или
же станций формата «News/Talk», сетка вещания которых также напоминает «колесо
вешания» информационно-музыкальной радиостанции (в начале каждого часа – новости, затем интервью или беседа с гостем, прерываемая
рекламными роликами и джинглами, и т.д.).
На многих станциях используется не единая модель для
всех 24 часов в сутки, а целый набор схем, сменяющих друг друга в зависимости
от времени суток. «Программные колеса» вывешиваются в студии для того, чтобы
ведущие могли руководствоваться ими при ведении эфира.
Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жесткие
ограничения. Обязательное условие для любого материала (новостной информации,
музыки, репортажа или комментария, исключение составляет реклама) – их тематическое, адресное и временное (по
продолжительности) соответствие формату. Жанрово-тематические особенности
передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата. При этом
учитывается пограничностъ интересов аудитории. Так, радиостанция, работающая
в соответствии с форматом «классическая музыка», может позволить себе элементы
литературно-художественного вещания, например радиосериал, повествующий о жизни
композиторов Возрождения; радиостанция, специализирующаяся на новостях,
включает в программную сетку серьезные общественно-политические комментарии.
Большинство «локальных» коммерческих
информационно-музыкальных радиостанций практикуют компьютерное программирование
эфира: специальные компьютерные программы (Powerplay, Powergold, Selector и др.) выстраивают как музыкальный материал, так и
все остальные элементы (новости, ролики и т.д.) в четкой последовательности в
течение часа в зависимости от формата радиостанции. Каждый программный элемент
имеет свое, жестко закрепленное за ним место, т.е. соответствие концепции,
параметры стиля, содержания и т. п. обеспечивает компьютер, а программный
(иногда музыкальный) директор слегка редактирует результаты его работы.
При распределении программных элементов важно
учитывать все факторы. Например, если станция запрограммирована «выдавать» в
эфир много музыки и минимум разговоров, то ди-джею нужно строго придерживаться
этой схемы, иначе нарушится «слушательский комфорт» и рейтинг станции снизится.
Ведущий также должен запустить каждый из элементов в отведенное ему время:
именно в 11.58 и ни на минуту позже – рекламный
ролик, потому что в 12.00 следует главный джингл радиостанции и начинается новый
эфирный час.
Так как на информационно-музыкальных станциях основой
эфира является музыка, то остальные элементы подчиняются этому факту: все
рекламные ролики, джинглы, промо должны соответствовать музыкальному формату
станции, скажем, на динамичной молодежной «хитовой» станции вряд ли уместен
рекламный ролик или анонс, где музыкальной подложкой является мелодия в ритме
вальса или марша, если только это не самая модная композиция.
Как мы уже говорили, на любой
информационно-музыкальной радиостанции существуют четкие временные рамки, в
соответствии с которыми подбираются ди-джеи, тембр голосов и манера поведения
которых в эфире должны максимально соответствовать времени суток.
Коммерческие информационно-музыкальные радиостанции,
несмотря на разные форматы, планируют свой эфирный день примерно следующим
образом.
С 6.00 до 10.00 утра –
наиболее горячее утреннее время (утренний прайм-тайм), когда люди встают и
собираются начать новый трудовой или учебный день. В это время к приемникам
«приникает» максимальное число слушателей, поэтому этот сегмент отдается Hard DJs – самым ярким, остроумным и интересным радиоперсонажам,
которым есть чем поделиться со слушателем. Обязательно должен звучать бодрый,
«пионерский» голос ведущего (иногда утром работают пары ди-джеев – мужчина и женщина), заряжающий энергией и излучающий
уверенность и оптимизм. Этот отрезок эфира заполняется большим количеством
рекламы, новостей, анонсов, обзоров прессы, прогнозами погоды и гороскопами,
информацией о наличии автомобильных пробок (в это время людям некогда просматривать
прессу, а часто – и смотреть телевизор). Музыкальный материал также
программируется соответствующим образом, способствуя пробуждению и хорошему
настроению на грядущий трудовой день.
С 10.00 утра до 15.00 (16.00) вечера – время, когда люди находятся на работе, поэтому
музыка, а соответственно и голоса, и манера вести эфир ди-джеев должны быть
спокойными, не раздражающими аудиторию. Радио в данной ситуации воспринимается
как фон, создавая приятную атмосферу. На некоторых радиостанциях в это же время
(где-то с 13.00 до 14.00 или с 14.00 до 15.00) звучат первые концерты по
заявкам радиослушателей.
С 15.00 (16.00) до 20.00 – вечерний прайм-тайм. После рабочего дня люди возвращаются
домой. В эфире в эти часы может звучать разная по темпу музыка (и хорошо
знакомые хиты прошлых лет, и самые «горячие» песни). В это время в эфире появляются
новые ведущие категории Hard DJs, которые не только настраивают слушателей на мажорный
лад, но с помощью комментариев и эмоционального общения напоминают, что
трудовой день завершен. Увеличиваются часы общения с аудиторией (комментарии к
музыкальному материалу), в эфире много розыгрышей, викторин, новостей, различных
по тематике программ (спортивные, музыкальные, светские новости, кино- и
видеообзоры по 15–30 минут).
С 20.00 до 00.00 – время
танцевальной музыки, ремиксов (как правило, это танцевальные версии известных хитов),
появления в студии новых ди-джеев (Medium DJs). Их задача – только слегка «оттенять» композиции своими комментариями,
в основном развлекая слушателей с помощью музыки. В это время в эфир выходят программы
по заявкам, а также авторские программы популярных ведущих, имеющие высокий слушательский
рейтинг (как правило, они длятся от получаса до 1,5–2 часов).
С 00.00 до 6.00 утра –
ночное время, в эфире звучит спокойная музыка. Радиостанцию в эти часы слушает
минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число людей. Ночной эфир,
как правило, «возглавляют» совсем молодые ведущие или новый эфирный персонал (Light DJs), для
которых это время максимально подходит для того, чтобы научиться работать в
прямом эфире, прежде чем выйти в «большое плавание» – в другие, более рейтинговые временные отрезки.
Некоторые станции используют ночное время для
различных эротических шоу или специальных программ, не рассчитанных на широкую
аудиторию. Такие передачи ориентированы на публику от 25 лет и старше.
Рассмотрим специфику планирования и формирования новостных
программ, музыки и рекламы.
Планирование информационных выпусков. Оперативная новостная информация стала насущной
потребностью современного мира и одной из основных услуг, которую может
предоставить радио своим слушателям. Специфика радио как средства массовой информации
позволяет ему максимально оперативно реагировать на последние события. В очень
редких случаях руководство станции полностью отказывается от выпусков новостей.
Существует два способа построения выпусков новостей:
– принцип «перевернутой пирамиды», когда новости
в блоке выстраиваются по значимости – от более
важных к менее важным и актуальным;
– принцип «рубленой строки», или, как говорили
еще в 30-е годы, а затем в период становления «Маяка», принцип «лапши», когда
новости в блоке выстраиваются произвольно: сначала может пойти рассказ о
событиях второстепенной важности, затем о самых значительных и т.д.
Обычно выпуск новостей включает самые разные по
тематике материалы. Однако существуют тематические выпуски новостей,
посвященные только одной теме, например общественно-политическим вопросам или
спорту, культуре, шоу-бизнесу и т.д.
Некоторые станции для привлечения слушателей каждый
час дают поток информации, не разделенной по тематическому принципу и не
разбитой по принципу значимости. Так, после сообщения о смерти Дудаева и
беспорядках в Грозном может пойти информация об изменении валютного коридора,
потом об археологических находках в Египте, затем о рухнувшем самолете с
семилетней девочкой-пилотом, а в завершение – о погоде.
Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и
принципы их программирования в сетке дня зависят от направленности станции:
музыкальной, информационной и т.д. На станциях с горизонтальным
программированием продолжительность выпуска «Последних известий» может доходить
до 15–30 минут.
Музыкальные развлекательные станции предпочитают
давать новости, структурированные по тематике: общественно-политические,
экономические, культурные, спортивные и пр.
Хронометраж выпусков жестко регламентирован
двумя-тремя минутами, чтобы вписываться в систему дробного программирования,
которой придерживается большая часть музыкальных развлекательных станций. И
время, и периодичность выхода в эфир новостей варьируются в зависимости от
времени суток и прайм-тайма. В утреннем прайм-тайме звучит больше выпусков
новостей, чем, скажем, в течение всего дня. В ночное время музыкальные станции
часто вообще не дают блоков новостей. На станциях, работающих в формате «All News»,
новости идут круглосуточно, в сетку вещания здесь включаются как смешанные, так
и тематические выпуски.
Программирование музыки. С развитием звукозаписи и появлением пластинок, а
затем и дисков воспроизведение музыки в эфире намного упростилось, что позволило
многим станциям сделать музыку основой программирования.
Музыка на современном радио подбирается по двум принципам:
или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу
«свободного музыкального эфира».
В течение дня ее подбором занимается музыкальный
редактор или автор передачи, руководствуясь чаще всего собственными вкусами.
При этом ограничений в выборе музыкального направления или исполнителя нет. На
радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех
стилей: классическую, поп, рок, джаз и т.д.
Долгое время в нашей стране на государственном радио
практиковался принцип «говорящей мелодии», когда песни для передач или для
заполнения промежутков между ними подбирали так, чтобы слова или мелодия
подкрепляли сказанное. Например, после передачи о железнодорожниках могла звучать
песня со словами: «...он уехал прочь на ночной электричке...»
Сегодня произвольный подбор музыки характерен для
многих станций, которые не ставят своей целью получение прибыли от музыкального
вещания.
Значительно более строго и жестко обстоит дело с
отбором музыкальных произведений на специализированных информационно-музыкальных
станциях, хотя для неподготовленного слушателя, настраивающегося, например, на
волны FM-диапазона, вся музыка, звучащая в эфире, может
показаться «на один лад». Какая-либо одна композиция иногда звучит в течение
дня несколько раз на разных станциях. У неискушенного слушателя создается
впечатление, что музыкальный стиль и вкус у этих станций абсолютно одинаковый, – и он прав. Массив музыки, используемой в эфире, – общий для многих каналов. Разница заключается лишь в
ограничениях на ту или иную музыкальную продукцию, обусловленных форматом.
Прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит
отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному
направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция
подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование.
Если радиостанция компьютеризирована, то информация о
песне вводится в компьютер, который затем на основе информации о всей фонотеке
составляет плей-лист. Программирование музыки основывается на
результатах тестирования. Тестирование проводится по следующим параметрам:
учитывается темп музыки, ритм, пол исполнителя, язык песни и пр. Эти данные
заносятся в компьютер, который должен расставить музыку в эфире таким образом,
чтобы, например, после двух быстрых мелодий звучала одна медленная или чтобы в
течение часа (или дня) в эфире не звучали песни одной и той же группы, одного и
того же исполнителя, не дублировались бы манера исполнения или музыкальный
стиль композиций и т.д.
Ротация, или частота звучания песни в эфире, обычно
соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном
хит-параде продаж.
Программирование музыки во многом зависит и от времени
суток. Эфир может быть спланирован так, чтобы определенные типы песен звучали в
соответствующие промежутки вещательного дня, потому что в эти конкретные часы у
станции есть аудитория, интересующаяся именно такими сочинениями. Музыка может
варьироваться, переходя от одного временного отрезка к другому. Обычно такое
программирование нацелено на привлечение разных возрастных групп общей целевой
аудитории.
Есть станции, которые программируют свое музыкальное вещание,
не меняя темповых характеристик в течение всего дня. Но большинство из них все
же подгоняют конкретные музыкальные номера под эмоциональный настрой аудитории.
Если утром молодой аудитории требуется повышенная энергичность, больше ритма и
драйва, то станции, ориентированные на более взрослую аудиторию, на это время
планируют менее ритмичную музыку. Днем ритм и темп музыки «для юных» могут
замедляться, ранним вечером – снова убыстряться, ночью – входить в наиболее медленную фазу.
После составления плей-лист редактируется музыкальным
или программным директором, и затем на основе этого листа библиотекарь или
ди-джей подбирает из фонотеки материал для эфира.
Не все радиостанции имеют в своем штате директора музыкальных
программ. Иногда программные директора сами отвечают за подбор музыкального
материала. Если этим делом занимается программный директор, то задача музыкального
в основном сводится к установлению контактов со звукозаписывающими компаниями и
заказу музыкальных материалов, соответствующих формату радиостанции.
Звукозаписывающие фирмы или их дистрибьюторы присылают
станциям промо-версии новых альбомов исполнителей (компакт-диски, реже – кассеты с музыкальным материалом, еще не поступившим
в продажу, предназначенным только для «раскрутки» по радио). В штате
звукозаписывающих фирм всегда есть люди, отвечающие за связи с масс-медиа, в
том числе и с радио, они подбирают (иногда вместе с музыкальным директором)
материалы для конкретной радиостанции.
Поступившие пластинки с новым материалом прослушиваются
музыкальным директором. Он вносит записи в компьютерную базу данных, присваивает
им порядковый номер, вносит также в компьютер фамилию музыканта или название
группы, указывает длительность звучания, темп композиции, пол исполнителя и
т.д. (на каждой станции есть своя градация), после чего они поступают в
фонотеку.
Использование компьютерного программирования очень облегчает
работу программных и музыкальных директоров, тем более что компьютерные фирмы
постоянно совершенствуют свою программную продукцию. Информацию о положении
песен в хит-параде программные директора получают из специальных изданий – информационных бюллетеней с национальным хит-парадом,
а также из специализированных иностранных изданий Radio&Records, Music&Media, где
публикуются таблицы популярности практически всех стран мира.
Основные вопросы, стоящие перед музыкальным
директором, – определить, что будет звучать в эфире, когда и как
часто. В этом случае работа музыкального директора, «отслушивающего» новый
музыкальный материал и определяющего те композиции, которые могут стать
потенциальными хитами и будут звучать на радиостанции, напоминает работу директора
звукозаписывающей компании, который также на свой страх и риск решает, будет ли
молодой исполнитель, принесший в студию демо-запись, «звездой» и стоит ли
вкладывать в него деньга. И если боссы студии звукозаписи могут упустить
потенциальную «звезду», а, следовательно, и деньги, то радиостанция,
недооценившая молодого исполнителя и не ставшая «крутить» его песни, может недополучить
значительную часть аудитории, возможных рекламодателей, лишиться некоторой доли
прибыли, и как следствие – все это приведет к снижению ее
рейтинга. Поэтому музыкальному директору необходимо иметь врожденное чутье на
потенциальные хиты.
Роль рекламы в программировании. Рекламные услуги оказывают практически все станции.
Это социальная и коммерческая реклама, объявления общественных организаций,
анонсы разных событий, информационными спонсорами которых может выступать любая
станция, даже религиозная.
Реклама на радио существует в виде репортажей и
заказных передач, а также в виде роликов – самой распространенной
формы подачи рекламы. Существует нескольких типов роликов:
– простой информационный (рекламный текст читается в
один голос и накладывается на музыку);
– игровой (рекламный текст раскладывается по ролям и
накладывается на музыку);
– музыкальный, или джингл (сочиняется песенка, рекламирующая
товар; мелодия к ней или подбирается уже известная, или пишется специально);
– объявление (когда ведущий сам зачитывает в эфир
рекламу клиента).
Рекламные ролики имеют разный хронометраж: от 5 секунд
до 3 минут. Самый распространенный хронометраж на радио – 30, 45 и 60 секунд. Они объединяются в блоки – до 3–4 роликов, не более: перенасыщенность
эфира рекламой может оттолкнуть слушателей.
Время и периодичность выхода рекламных блоков в эфир определяется
многими факторами. Учитываются аудитория, на которую рассчитан рекламируемый
продукт или услуга, время, в которое именно эта часть аудитории слушает
станцию. Конечно, самое выгодное и дорогое время для рекламы – это прайм-тайм. Собственно, определение границ
прайм-тайма продиктовано лишь желанием руководства станции как можно дороже
продать это время рекламодателю.
Типы роликов и их хронометраж во многом зависят от
направленности станции. Реклама не должна раздражать слушателя, а подаваться
дозированно, желательно, чтобы она органично вписывалась в формат. Например,
если рекламный ролик предназначен для молодежи, то текст для него будет, скорее
всего, написан с использованием сленга. Если же реклама звучит на религиозной
станции, то не стоит ждать от музыкального фона рок-н-ролла или джазовых
изысков.
Элементы «оформления» эфира в программировании. Заставки к передачам, звуковые послания редакции своим
слушателям, анонсы, позывные, слоганы, даже сигналы точного времени – все эти небольшие по продолжительности (не более
одной минуты) элементы программирования играют очень важную роль в создании неповторимого
лица станции.
Во-первых, в совокупности они формируют в
сознании аудитории устойчивый имидж радиостанции, обусловливают ее стиль и
манеру общения, «рассказывают» слушателю о ведущих, о программах и событиях,
которые происходят при участии станции. Если представить, что эфирная программа
радиостанции – это товар, то элементы оформления эфира – его упаковка.
Во-вторых, элементы «оформления» эфира выступают в качестве
структурирующих и темпообразующих элементов сетки вещания. Например, с помощью
позывных можно ускорять или замедлять ритм вещания. Если «отбивать» каждую
песню позывными, а после каждой третьей давать сигналы точного времени, то вещательный
час разбивается на еще более мелкие отрезки – создается
впечатление, что станция работает в «ускоренном режиме». Если же «отбивать» позывными
только каждую пятую песню и при этом сигналы точного времени давать один раз в
час – у слушателей будет складываться впечатление, что
станция работает в замедленном темпе, но дает больше музыки.
Стиль ведущего как элемент программирования. Манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и
продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость
речи – важнейшие интонационно-стилевые характеристики
станции. Ведущий – ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью»
формата.