КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ
ПО П. МИЦЫЧУ И Н. ЭНКЕЛЬМАНУ
Классификация
П. Мицыча[1]
Закрытые вопросы
Это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или
«нет». Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко
сужают «пространство для маневра» у нашего собеседника. Поэтому такие вопросы
можно применять со строго определенной целью. Эти вопросы ведут мысли
собеседника в одном, установленном нами направлении и нацелены непосредственно
на принятие решения. Закрытые вопросы оказывают внушительное воздействие и
относительно хорошо заменяют все констатации и утверждения. В этом плане наиболее
впечатляющими являются так называемые двойные закрытые вопросы, например:
«Следует ли назначить нашу встречу уже на эту неделю или перенесем ее на
следующую?» Такая форма вопроса предлагает собеседнику и третью возможность –
длительную отсрочку.
В постановке подобных вопросов кроется опасность того,
что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают, центр
тяжести беседы смещается в нашу сторону, а собеседник лишен возможности
высказывать развернутое мнение.
Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда,
когда нам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда мы хотим
ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности
(например: «Вы согласны, что?).
Открытые вопросы
На эти вопросы нельзя ответить «да» или «нет», они
требуют какого-то объяснения. Они используют слова «что», «кто», «как»,
«сколько», «почему». Примеры таких вопросов:
«Каково ваше мнение по данному вопросу?»
«Каким образом вы пришли к такому мнению?»
«Почему вы считаете, что…?»
С помощью такого типа вопросов мы вступаем в
разновидность диалога с упором на монолог собеседника, и, следовательно, цель передачи
информации здесь не так строго реализуется, как в закрытых вопросах, поскольку
мы дали нашему собеседнику возможность для маневрирования и подготовили его к
более обширному выступлению.
В этой ситуации мы, конечно, теряем инициативу, а
также последовательность развития темы, так как беседа может повернуть в русло
интересов и проблем собеседника. Опасность состоит в том, что можно вообще потерять
контроль за ходом беседы.
Зеркальный вопрос
Чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога и
расширить его рамки, можно использовать зеркальный вопрос. Он состоит в
повторении с вопросительной информацией части утверждения, только что произнесенного
собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки
зрения.
Зеркальный вопрос позволяет, не противореча
собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе такие повороты,
нюансы, которые придают диалогу подлинный смысл. Это дает неизмеримо лучшие
результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитные
реакции, отговорки, поиски мнимой причинности, унылое чередование обвинений и
самооправданий и в результате приводят к конфликту.
Риторические вопросы
Служат более глубокому рассмотрению проблем, а также
во многих случаях для их «разбавления». На эти вопросы не дается прямого
ответа, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные
проблемы или обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы
путем молчаливого одобрения.
Важно формулировать вопросы таким образом, чтобы они
звучали кратко и были понятны присутствующим. А свойственное большой аудитории
молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения.
Но при этом следует быть очень осторожным, так как
легко скатиться до обычной демагогии, а иногда попасть в смешное или даже
неудобное положение, как это случилось на одном собрании крестьян. Выступавший
предлагал повторно выбрать одного члена правления, подчеркивая его трудолюбие:
«Кто вообще может сейчас, в этой сложной ситуации сравниться с ним?» Из последнего
ряда кто-то выпалил: «Конь!»
Переломные вопросы
Они удерживают беседу в строго установленном
направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Если собеседник
корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют
выявить уязвимые места его позиции. Приведем примеры:
«Как вы представляете себе…?», «Как вы считаете, нужно
ли радикально изменять…?», «Как в действительности у вас обстоит дело с…?»
Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда мы уже
получили достаточно информации по одной проблеме и хотим переключиться на
другую или же когда мы почувствовали сопротивление собеседника и пытаемся
«пробиться». Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия
между нами и нашими собеседниками. Однако при настойчивом употреблении таких
вопросов собеседник может низвести их до закрытых ответов «да» или «нет». Это
существенно снизит наши шансы на получение информации.
Вопросы для обдумывания
Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать
и комментировать то, что было сказано. Примерами являются следующие вопросы:
«Сумел ли я вам обрисовать картину…?», «Правильно ли я
понял ваше сообщение о том, что…?», «Считаете ли вы, что…?»
Цель этих вопросов – создать атмосферу
взаимопонимания, это часто позволяет достигнуть промежуточных результатов.
Последовательность
использования вопросов
Для первого этапа, на котором поднимаются новые проблемы, характерны ответы «да – нет». На следующем этапе, когда расширяются границы областей передачи информации и производится сбор фактов и обмен мнениями, следует задавать преимущественно открытые и зеркальные вопросы. После этапа передачи информации наступает этап закрепления и проверки полученной информации; здесь преобладают риторические вопросы и вопросы на обдумывание. И в конце, намечая новое направление информирования, мы пользуемся переломными вопросами.
Чего мы добиваемся этими вопросами с точки зрения
тактики? В любом случае мы избегаем или существенно снижаем опасность «беседы-ссоры».
Ведь любое утверждение или констатация, особенно не подкрепленные очевидными
фактами, вызывает у собеседника протест, дух противоречия и контраргументы в
открытой или скрытой (внутренней) форме. Если же мы модифицируем эти
утверждения и придадим им форму вопроса, тем самым в значительной степени их
смягчив, то собеседник и воспримет их легче, иногда даже как свое собственное
мнение (благодаря риторическим вопросам и вопросам на обдумывание).
Далее передача информации и подготовка к аргументированию
проходят свободнее, легче, поскольку собеседник становится более искренним и
обнаруживает свои слабые стороны до того, как мы окончательно подготовили
аргументы, учитывающие его цели и пожелания. Разумеется, что применение техники
опроса приемлемо тогда, когда нам особенно нужно получить от собеседника
профессиональную информацию и особенно когда наша цель заключается в том, чтобы
лучше узнать и понять его.
Кроме того, с помощью вопросов мы максимально
активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем
решение своей задачи.
И последнее, но не менее важное: эти вопросы
закрепляют промежуточные результаты нашей деловой беседы.
Классификация
Н. Энкельмана[2]
Информационные вопросы
Тот, кто задает вопросы, нуждается в знаниях, опыте и
советах другого. Речь идет о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить
представление о чем-либо. Информационные вопросы – это всегда открытые вопросы.
Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения
вещей, при этом собеседник, сообщая определенные сведения, отвечает на вопрос.
Контрольные вопросы
Такие вопросы важно задавать во время любого
разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще к вам собеседник, понимает ли
он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: «Что вы об
этом думаете?», «Считаете ли вы так же, как и я?», «Не находите ли вы, что речь
идет о стоящем деле?»
По реакции собеседника вы заметите, следит ли он за
вашей мыслью. Если он при ответе на контрольный вопрос выявит неприятие или
непонимание, придется вернуться немного назад.
Вопросы для ориентации
Задаются, чтобы установить, продолжает ли собеседник
придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения. Простейшие вопросы
этого типа таковы: «Есть ли у вас еще вопросы?», «Каково ваше мнение?», «К
каким выводам вы пришли?», «Поняли ли вы, какую цель мы этим преследуем?»
Разумеется, после того как вы задали вопрос для
ориентации, вам нужно помолчать и позволить высказаться собеседнику. Не
торопите его. Он должен сосредоточиться, разобраться в своих мыслях и высказать
свое суждение.
Обязательно задавайте вопрос для ориентации, если вы
подробно рассказываете о сложном приборе или новом виде услуг, потому что после
вашей пятой фразы собеседник может отключиться. По ответу на подобный вопрос вы
сразу же уясните для себя, что понял собеседник, соглашается ли он с вашими
аргументами.
Подтверждающие вопросы
Задают, чтобы найти взаимопонимание. Если ваш
собеседник пять раз согласится с нами, то на решающий шестой вопрос он не станет
возражать. Англичане в этом смысле несколько предусмотрительнее других. Обычно
любой разговор у них начинается с обмена мнениями о погоде. Если по этому
поводу достигнуто единодушие, то значительно легче переходить к решению
следующих проблем. В любой разговор нужно вкраплять подтверждающие вопросы и
всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разделяет.
Например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что...?», «Если я не ошибаюсь, вы считаете,
что...?»
Ознакомительные вопросы
Они должны знакомить нас с мнением собеседника. Таким
образом, это тоже открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно,
только «да» или «нет», например: «Каковы ваши цели относительно...?»
Встречные вопросы
Хотя, в общем, невежливо отвечать на вопрос вопросом,
однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом. Например,
вопрос: «Сколько стоит этот станок?» Ответ: «Цена зависит от объема заказа. А
сколько их вы хотите закупить?» Вопросы подобного рода ведут к постепенному
сужению разговора, подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он
скажет окончательное «да».
Альтернативные вопросы
Эти вопросы предоставляют собеседнику возможность
выбора. Число возможных вариантов, однако, не должно превышать трех. Альтернативные
вопросы предполагают быстрое решение, при этом союз «или» чаще всего является
основным компонентом вопроса: «Какой день недели вас больше всего устроит:
понедельник или вторник?», «Какой цвет вас интересует: желтый или красный?»
Однополюсные вопросы
Это всего лишь повторение вашего вопроса собеседником
в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет вопрос и, лишь затем
дает ответ. Результат такого вопроса двоякий: у вас складывается впечатление,
что ваш вопрос правильно понят, а отвечающий выигрывает время для обдумывания.
Удостоверяющие замечания
Своим замечанием «Это очень удачный вопрос» вы даете
понять собеседнику, что он задает умные вопросы и хорошо улавливает суть
разговора. Или: «Я рад, что вы задаете мне именно этот вопрос». Или: «Я ждал
этого вопроса».
Если вы хотите в полной мере проявить искусство
ведения беседы, то должны время от времени вставлять удостоверяющие замечания,
потому что никто и ничто так не порадует вашего собеседника, как его собственная
правота.
Направляющие вопросы
Дирижер оркестра подает знак музыканту или части
оркестра, когда вступать, какую часть музыкального произведения выделить и как
сыграть. Он замедляет темп, смягчает или усиливает звучание оркестра. Точно так
же и вы можете взять в свои руки управление ходом беседы. И направлять ее в то
русло, которое вас больше устраивает. Не позволяйте собеседникам навязывать вам
нежелательное направление разговора. Время идет быстро, не успеете оглянуться,
как назначенное для беседы время истечет, а вы едва только начали разговор,
вместо того чтобы уже прийти к результату.
Провокационный вопрос
Провоцировать означает бросать вызов, подстрекать. Кто
задает провокационный вопрос, должен осознавать, что это подстрекательство.
Между тем такие вопросы тоже необходимо использовать в разговоре, чтобы установить,
что в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел.
Примеры: «Вы действительно считаете, что ваш станок в
последующие два года будет еще конкурентоспособен?», «Вы уверены, что сможете
еще длительное время продавать это изделие по такой цене?»
Вступительные вопросы
Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом.
У слушателей сразу проявляется заинтересованность, возникает состояние
положительного ожидания.
Примеры: «Я готов предложить решение интересующей вас
проблемы. Нашли бы вы для меня семь минут времени?», «На вашем предприятии
ежедневно наблюдаются простои... вы позволите мне предложить решение этой
проблемы?», «Если я предложу вам два способа, с помощью которых можно из ваших
денег сделать гораздо больше, ничем при этом, не рискуя, заинтересует ли это
вас?»
Заключающие вопросы
Цель заключающих
вопросов – завершить разговор.
Лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно
дружеской улыбкой и по возможности одобрительным кивком головы: «Смог ли я
убедить вас, в чем выгода нашего предложения для вашего предприятия?»,
«Убедились ли вы, насколько прибор прост в эксплуатации?», «Заметили ли вы как
специалист, насколько аппаратура сочетается с конфигурацией помещения?»
А затем без дополнительного
перехода можно задать заключающий разговор вопрос.
Примеры: «Какой срок монтажа
вас больше устроит – 15 ноября или 15 декабря?»,
«Какой аппарат вам упаковать?»