ГЛАВА 3

ЖУРНАЛИСТА ЖДЕТ УДАЧА

С РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ ПОДАЧИ

 

§ 1. И журналисты мы, и плотники

 

§ 2. «Инфотейнмент», «финишинг», «эвент экшн», акции и прочее кому угодно голову заморочат

 

Итоги

 

§ 1. И журналисты мы, и плотники

 

Журналистика не искусство,

чье неотъемлемое свойство – вымысел.

Журналистика и проще, и сложнее,

потому что в отличие от искусства

в ней правда жизни совпадает

с правдой факта[1].

 

А если надо, то и продавцы, и медработники, сапожники, массовики-затейники и даже коробейники. На все это журналист идет ради обладания ею, оригинальной, эксклюзивной информацией. Он надевает «маску» чужой профессии и внедряется в нее. «Маска» становится его своеобразной «крышей», прикрытием. Таков один из способов добывания новостной жар-птицы, переливающейся всеми цветами фактов. Они, как правило, оригинальны, небанальны, новы, а публикации под рубрикой «Испытано на себе» привлекают читателей своей искренностью, правдивостью, эмоциональностью. В них полностью отсутствует констатация, описательность. Журналист открывает читателю и высвечивает новые грани темы. Испытывая ситуацию на себе, журналист копает глубоко, широко, размашисто. И столько находит!

Работая над репортажем о женщинах, занимающихся зимней рыбалкой, я конечно же со своей героиней Тамарой отправилась на рыбалку. И столько там увидела и перечувствовала! Но самое главное, что я увидела мужчин-рыбаков, в порыве рыбной страсти и азарта потерявших элементарное чувство такта и уважения к женщине. На той рыбалке среди сотен нас было двое, но мужики, обуреваемые страстью «скорее! скорее! пробурить лунку и начать лов», нас беспощадно отталкивали и материли на пароме, не давая влезть в машину. Клюет, знаете ли, дамы, с 8 до 10 утра. Надо поспешать! Тут вам не до галантности! Правда, потом на льду они пытались нам и помочь. Не испытав на себе, откуда бы взяться столь грустным ощущениям!

В предыдущих параграфах уже шла речь о патриархе отечественной журналистики В. Гиляровском. Он был одним из первых и в освоении метода «маски» (бурлак, актер). В 30-е годы этот метод сбора материала был возрожден журналистом Михаилом Кольцовым, поработавшим и неделю учителем, и несколько дней в такси.

В 4050-е годы методы «маски» и перемены профессии по ряду обстоятельств отходят на второй план, а то и вовсе не используются по ряду политических причин. Но жизнь, яркая, противоречивая жизнь 6080-х годов берет свое. Ярким явлением периода шестидесятых стали репортажи Анатолия Гудимова, репортера «Экономической газеты», и Аллы Трубниковой, сотрудницы журнала «Наука и религия».

Используя опыт Михаила Кольцова, репортер Гудимов сел за руль такси. Это позволило ему настолько серьезно и глубоко изучить состояние таксомоторного хозяйства, что после публикации его репортажей в «Экономической газете» были приняты серьезные меры по дальнейшему улучшению автообслуживания населения Москвы и городов Российской Федерации. За время своей долгой творческой жизни А. Гудимов был директором гастрономического магазина, торговал в бакалейной лавочке, набивал подметки в ремонтной мастерской. Лучшие свои репортажи он включил в книгу «Тайна чужой профессии»[2].

Разрабатывая антирелигиозную тему, журналистка Алла Трубникова смогла выступить с острыми статьями, побывав на бдениях трясунов (пятидесятников), совершив с паломниками по пыли, в жару неблизкий путь к святым местам. Репортажи А. Трубниковой взволновали читателей; они были точны, убедительны, позволяли разобраться, где у людей истинная вера, а где фанатизм и кликушество.

7080-е годы отмечены и дискуссией о самом методе «маски». Противники этого метода утверждали, что он исчерпал себя и не сулит никаких творческих открытий. Исследователь В. Теплюк по этому поводу писал: «Итак, по существу дискуссии. Она велась практиками и явилась, на взгляд автора, откликом на слабый всплеск применения этого метода молодыми журналистами, которым же, конечно, в тот момент трудно было повторить «класс» применения этого метода А. Гудимовым и еще более ранним предшественником М. Кольцовым. Были, видимо, причины и более широкого порядка: в журналистике начала 80-х гг., т.е. на время дискуссии, наверное, не было острой потребности в каких-то необычных взглядах на привычные, уже объясненные «сверху» явления, а форма «смены профессии», хотя и необязательно, но предполагала такой неожиданный взгляд, выводы, которые не всеми могли быть приняты»[3]. Осторожен исследователь В. М. Теплюк в оценке этого периода. После 90-го года он официально будет назван как «период застоя».

Так в чем же суть дискуссии? В июньском номере журнала «Журналист» за 1981 г. в ответ на письмо корреспондента газеты «Огни Алатау» В. Веденко о судьбе метода прозвучало однозначное мнение журналиста «Комсомольской правды» Г. Бочарова под категоричным заголовком «Будущего нет». Аргументы Г. Бочарова были таковы: слагаемые метода элементарные требования журналистского мастерства, точки приложения метода можно перечислить по пальцам, а появление новых сложных профессий из-за длительности подготовки к ним делает невозможной их смену журналистом. «Не хочется даже на час поменять замечательную, неповторимую, трудную профессию журналиста»[4].

Романтично, красиво, но для спора полное отсутствие аргументации у уважаемого журналиста.

Другой журналист, Андрей Разин, придерживается другой позиции. «Менять профессию стоит, лишь будучи уверенным в принципиальной возможности достичь позитивных конечных результатов. И все-таки, чтобы получить ответы, надо уметь задавать вопросы. Причем такие и в такой форме, чтобы от них нельзя было просто отмахнуться, сделать вид, что «не расслышали». И вот здесь метод «маски» может расцвести во всей своей многоликой красе»[5].

С той поры дискуссии на эту тему не возникали. Почему? Да пора пошла другая. В стране начались серьезные социальные перемены. Обложной информационный дождь пропитывал почву, взрыхленную им. Первые инъекции социальной свободы подорвали организм государства, оказавшийся не таким могучим. История знает подобные примеры с крупными явлениями: Москва сгорела от копеечной свечки, а Петр боялся не шведов, а тараканов.

На разрушении и сломе всех критериев, норм, идеалов в обществе, лишенном организующего вектора, бурно расцветала журналистика. Разная.

Теоретики молчали, а практики искали, экспериментировали, создавали новое, вспоминали старое. Рыночные отношения стали основой масс-медийного производства. Возникла устойчивая триада: новость добывается продается покупается. А значит, новостной продукт просто обречен на оригинальность, образность, привлекательность. Другого не дано. Иначе он будет не востребован. Журналисты снова возрождают метод «маски», метод углубленного и очень надежного сбора материалов. Для того чтобы найти нечто, хороши все средства.

И метод «маски» тоже. Демократические перемены в обществе создают все условия для развития новых форм, способов подачи и добычи материалов.

То есть они развиваются там, где ощущается необходимость в знаниях о движении. При этом «движение» надо понимать в самом широком смысле, подразумевая все его формы от простейшего механического до сложнейших форм движения человечества, процессов его развития и отдельных звеньев этих процессов.

Знания о движении могут быть различного характера: они могут заключаться в итогах какого-то движения, его результатах. Это будет знание о факте, то есть о чем-то свершившемся, имеющем свой результат. Они могут также содержать сведения о причинах, вызвавших это движение, и его последствиях.

Но могут оказаться необходимыми знания о самом процессе движения, приведшего к данному результату. В этом, последнем, случае потребуются знания о ходе события, условий и обстоятельств, определивших именно такой его ход; настолько подробные знания, что получающий их сможет воспроизвести в своем воображении предметную картину свершившегося процесса. Во всех случаях эти знания будут информационного характера, ибо информация всегда есть не что иное, как «обозначение содержания. А любой процесс труда, преодоления, движения это и есть каждый раз процесс нашего приспосабливания к внешнему миру в самом широком смысле».

Всё это будут те формы отражения действительности, в которых проявится один из трех методов осуществления публицистикой ее функций: «сообщение отдельных, целенаправленно отобранных... оцененных фактов. Утверждение, разъяснение общих положений, принципов на основе осмысления отдельных жизненных ситуаций»[6].

Журналист, выбирая метод «маски», сознает, что именно этот метод дает необходимый эффект, верно сориентирует читателей относительно исследуемого им события.

Современные требования к информационному новостному продукту сформировали следующие специфические условия в использовании метода «маски»:

 

§         стремление сделать читателя соучастником события;

§         необходимость иллюзии физических ощущений как основы для воспроизведения зримой картины события;

§         потребность в новых знаниях об этом событии.

 

Эти все условия полностью реализуются в использовании метода «маски». Именно он дает возможность увидеть форму, цвет, предмет, способ передвижения в пространстве, осязать фактуру (мягкость, грубоватость, шершавость, твердость, гладкость и т.д.), услышать звон, скрип, грохот, стук, пение и т. д., обонять запахи, чувствовать цвет... В 90-е годы не было ни одной газеты, которая не помещала бы репортажи под рубрикой «Испытано на себе». Лидерами метода были журналисты «Комсомольской правды» Сергей Благодаров, Олег Кармаза[7], Анна Амелькина, Дарья Асламова и др. Автор также неоднократно испытывала ситуацию на себе. Итоги, репортажи опубликованы на страницах газеты «Комсомольская правда на Дальнем Востоке»[8].

Испытав на себе тяготы жизни «челнока», делающего ходки в Китай, поработав продавцом в ларьке на Торговой улице, санитаркой в тысячекоечной больнице, массовиком-затейником в летнем лагере отдыха, медсестрой в наркологическом диспансере, продавцом в секс-шопе, дезинфектором, а также нарушая границу и др., могу сказать, что именно этот метод сбора материалов позволяет почувствовать «аромат», увидеть неповторимость жизни.

Вот, к примеру, две ситуации из репортажа «Коробейники»:

 

«В вагоне звонкий голос проводницы известил: "Постелей нет!", "Воды нет!", "Нужду справлять под колеса!"

Надюха стала вытаскивать из сумки ношеное драповое пальто, шерстяные брюки, мужские рубашки. Кому это надо? подумала я. Но Яша китаец был доволен, откуда-то из-под прилавка достал пару кроссовок, несколько детских маек и еще какую-то мелочь. Сделка состоялась!»[9]

 

Вот именно в таких деталях чувственность и непосредственность, которая достигается только при личном участии журналиста.

Методы «маски» и перемены профессии требуют очень тщательной предварительной подготовки. И организационной, и психологический. Поехать «челноком», устроиться в киоск это было не так уж и сложно. В киоске у меня никто и не спрашивал: кто я и зачем? А в «челноках» ситуация вообще свободная, там кого только нет. Свои кодексы чести и свои традиции. По возвращении произошла заминка в таможенном зале, наша группа не сумела пробиться в первые ряды проходящих таможенный досмотр. «Ну что же, сказала я, отрицательный результат в науке тоже результат! В следующий раз будем шустрее».

На мою реплику хорошо отреагировали несколько «челночниц». Выяснилось, что это полубезработные женщины из Академии наук. Это был тот случай, когда фактура сыпалась на меня, как перезревшие яблоки.

Сложнее ситуация была в больнице и детском лагере отдыха. Меня надо было как-то внедрить и самое главное загрузить работой. Заместитель главного врача, зав. отделением и старшая медсестра знали о том, что я журналист, то есть я приподняла «маску». А дальше уже все шло от моей инициативы и наблюдательности. Первое, что я поняла: не надо отказываться ни от каких поручений, сказано мыть баки и готовить дезраствор, значит, надо готовить! Ну где, в какой ситуации в таких пренебрежительных тонах, с чувством превосходства разговаривает с журналистом врач?

Потом была дружба и работа на пару с практикантками-медичками. И снова факты, факты, которые я бы никогда не собрала, не узнала, если бы пришла просто брать интервью. Предположим, заведующий отделением мне бы сказал, что его подчиненные, врачи, медсестры, работают в режиме полного перегруза, к концу смены буквально падают с ног. Ни меня, ни читателя эти подробности не очень бы затронули. Но когда на моих глазах упала в обморок дежурная медсестра, то я поняла, что такое перегруз. И читатели моего репортажа это тоже поняли. Таким образом, метод «маски» дает журналисту факты уже в степени. Чувства, переживания репортера не просто констатируются, перечисляются, они дышат, они живые. Они не самоцель, а необходимая и неизбежная подготовительная функция для обеспечения выполнения общепублицистической функции формирования верного общественного мнения, а через него общественного сознания.

...Непросто было делать материал о летнем оздоровительном лагере. Непросто потому, что в журналистике «материалы на тему летнего отдыха» обычно отдаются на откуп практикантам-журналистам. Юные журналисты приезжают к детям, добросовестно все смотрят, говорят с детьми, вожатыми и... рождается очередной «проходняк», без событийного повода, с массой штампов. А жизнь детей в лагере это страсти, проблемы, любовь! Дети должны быть постоянно чем-то заняты, иначе это будет уже неуправляемая стихия! Когда, какому журналисту кто из руководства расскажет про тайник ребят из старших отрядов под крылечком, в который они прятали запасы спиртного. Да ни за что! Но я, журналист, я внутри этой ситуации, через меня эти факты проходят. Ситуация порой складывалась так, что требовалось мое вмешательство, мое человеческое участие.

Известно, что с началом каждого сезона летнего отдыха равнодушные хозяева подбрасывают своих собак. Лето собаки проводят с детьми, а затем они остаются в заколоченных домиках и погибают. Такая собака роскошный королевский пудель была и в нашем лагере. Ее тоже бросали. Пришлось написать объявление: «Ищу друга!» И друг для пуделя нашелся. Факт целиком вошел в материал. И появился он благодаря внедрению в профессию. В отличие от информационно-познавательных фактов, такие факты зависят от очень многого и имеют конкретную сферу действия. В ситуации сбора материалов под «маской» факты имеют прямое и непосредственное влияние на журналиста, на его поступки, его проявления.

Стремление к основательности, неспешное наблюдение все это дает журналисту метод «маски». Он помогает сочетать в газете отражение многогранности будничной жизни и аналитичность в ее показе, требует от журналиста не только высокой мобильности и умения в интересах читателя и газеты искать и находить нужные связи, но одновременно и качества социального аналитика. Это позволяет осмысливать истоки недостатков, которые затрагивают интересы многих людей.

Желание найти эти болевые точки, испытать на себе все, что рождает соприкосновение с ними, важнейшие черты реальной демократичности нашей прессы, гражданской зрелости ее представителей. Именно такая позиция журналистов обеспечивает использование ими активных методов сбора достоверной информации. Использует метод «маски» не как игру в оригинальность, а в качестве гаранта объективного глубокого познания действительности.

Вот, к примеру, ситуация, к которой «Комсомолка» обращалась дважды, рыночная мафия.

 

Из истории свинства в «КП»

Восемь лет назад «Комсомолка» уже торговала парным мясом на Рижском рынке, пытаясь бороться с рыночной мафией. В 1990 году рынки были изобильны, дороги и сплошь замонополизированы – в передних мясных рядах маячили одни и те же лица перекупщиков. Крестьянину к прилавку было не пробиться.

Участники операции «Свинья-1» объехали тогда половину из 33 московских рынков и везде получали от ворот поворот. Наконец, дав солидную взятку, удалось вклиниться на один день в мясные ряды Рижского. Репортера Сергея Благодарова измутузили и выкинули вон, лишь только он попытался торговать свининой по заниженным ценам. Но хрюшку он все-таки продал.

Мяса, кстати сказать, тогда было море. Каждый двор в подмосковной Малаховке держал поросят, коров, гусей... Проблема была одна – пробиться к прилавку. Журналистами Сергеем Благодаровым и Андреем Павловым была поставлена цель: узнать, что же происходит с отечественным мясом в дни жестокого кризиса? Плохо с отечественным. У знакомого фермера Славки Малахова – пустое подворье, нечем скотину кормить. С огромным трудом купленного поросенка приспосабливают на тихом Ярославском рынке.

...Там нашу свинью заклеймили, и она стала похожа на старого зека – кругом чернильные наколки, не хватает только «Не забуду хлев родной»[10].

 

А утром шла торговля, разная, бойкая и не очень. Все зависело от цены... Но нас интересует журналистский подход к теме, ее раскрытию. Это было сделано мастерски! Метод «перемены профессии» позволил вызвать иллюзию физических ощущений, она делала читателя «свидетелем» происходящего, формировала отношение к наблюдаемому, вызывала побуждение к действию, используя опыт, полученный из «личного наблюдения» события, процесса деятельности.

 

И вот выводы:

 

1. Место на рынке, в отличие от кризиса 1990 года, найти можно, было бы желание;

2. Торговать можно тоже, было бы умение;

3. Вот только свиней в России не осталось...[11]

 

Таким образом, метод «маски» обеспечивает материалам качество и историко-графического документа, летописного свидетельства, хотя и на уровне фиксации.

Мышление современного читателя, зрителя усложняется, оно становится все более образным, ассоциативным, более точным. Соответственно, повышаются требования к качеству журналистских материалов. Метод «маски» как раз и работает в этом направлении.

В связи с этим блистательно выглядит репортаж «Золотой ключик»[12] (наш корреспондент организовал ремонт силами жильцов).

 

Три года назад я, грешный, переехал в новый дом. Красивое довоенное здание это было описано еще в книжке Гиляровского и сегодня сплошь увешано мемориальными досками.

Но в то же время казалось, что дом пожизненно приговорен к вековой грязи и разрухе. Из подвала вечно несло такой вонью – ноги отнимались. Однажды в его недрах умер бомж Василий и лежал, разлагаясь, четверо суток. Натурально, и лестничные площадки все были описанные (в смысле – сиканые), лохматые от пыли и оклеенные крест-накрест еще с войны подъездные окна. ...Короче, ремонт всенаипременнейше надо было делать[13].

 

Ухудшение экономической ситуации усугубило бытовую тему. Первым начал разрушаться жилищный фонд. Народ за долгие годы привык, что придут из ЖЭКа и сделают. Народ так думал три, пять лет... Но никто не шел... Изменения в психологии развивались медленно и неравномерно. Но они были, и их можно было уловить, поставив себя внутрь темы. Кроме того, от журналиста требуется острая, цепкая наблюдательность, позволяющая выхватывать из гущи событий и подробностей яркие характерные детали. Другое необходимое качество – тренированная память, помогающая сберечь и донести до газетной полосы журналистскую «находку», бесконечное терпение и умение адаптироваться в самых экстремальных условиях.

Всеми этими качествами обладает журналист С. Благодаров. В Данном материале его вмешательство в ситуацию выразилось: в организации сбора денег, поиске бригады строителей, умении убедить людей в нужности и важности этого ремонта.

 

...Если будут платить все квартиры – по миллиону сто тысяч – отвечаю. – Общее судорожное движение прошло по толпе. Сразу же завозмущались пенсионеры (известно, что из пустого кармана много не выжмешь). Но мы в инициативной группе к этому были готовы. Тем более многие пенсионеры действительно не могли выложить такую сумму. Но пусть каждый из пенсионеров заплатит хотя бы по сто тысяч. Но платить надо было обязательно всем – чтобы каждый отвечал за ремонт своей копейкой, тогда и гадить жалко будет[14].

 

Подобный метод сбора фактов позволяет создавать и иллюзию читательского созерцания, и процесс деятельности. Причем роль усложняется в зависимости от изменения ситуаций, в которых оказывается журналист.

Кроме этого, метод «маски» вынужден занять место и в социальных перипетиях. Судите сами. На сей раз, журналист устроился грузчиком в приватизированный гастроном. Каким мастерством сыска, вниманием надо обладать, чтобы за две недели выяснить, что акциями этого крупнейшего магазина владеет только начальство: директор и его верные замы; другое количество акций досталось родственникам директора Джамала, которые числятся работниками торгового отдела гастронома, однако спокойно проживают на своей исторической родине.

Остается загадкой и то, как грузчик оказался на товарищеском суде сотрудников гастронома, на котором весело, с шутками-прибаутками, «судили» взятую с поличным заведующую молочной секцией.

 

...Кто провел заседание на скандинавском лице?[15]

 

Что ни абзац, то разоблачение. Наш «грузчик» внимательно посмотрел, как идет торговля мясом. В торговом зале – это для обыкновенных покупателей, а все крупные дела вершатся под землей, в подвалах. Здесь – только свои. К разрубочной стоит небольшая, но хорошо упакованная очередь. У мясников – Петра и Рашида – в окровавленных фартуках полные карманы денег. Автор очерка Сергей Благодаров сам сгружает это мясо, возле которого кипят такие шекспировские страсти:

 

Туши с машины сбрасывают в железный люк, откуда они по металлической горке летят вниз на грязный, заплеванный пол – одна, вторая, десятая... Мы волочем металлическими крючьями двухсот-пятидесятикилограммовые полутуши по загаженному полу в самый дальний конец подвала – в морозильные камеры[16].

 

Вот он – факт, его видишь, чувствуешь... Но до какой степени усложнена работа журналиста!

Метод «маски» усиливает образно-эмоциональное воздействие на читателя. В пользу эффективности его использования говорит и опыт другого журналиста «Комсомольской правды» Олега Кармазы.

Его репортажи также поражают своей достоверностью, глубоким знанием жизни. Олег Кармаза за свои репортажи-расследования с использованием метода «маски» назван «лучшим журналистом России» в 1996 году.

Кажется, что уже все возможное и невозможное испытал на себе репортер С. Благодаров: был челноком, видеопиратом, стюардом, банщиком, могильщиком, рабочим в гастрономе, торговал колбасой, покупал акции, перегонял автомобиль из Европы, был инспектором ГАИ, ремонтировал подъезд, работал «литературным негром...»

Кажется, что Олег Кармаза может просто повторяться. Но снова и снова убеждаешься, как репортер, становясь свидетелем события, постигает его углубленный смысл.

Ситуации О. Кармазы таковы: он был живодером, торговцем наркотиками, работником службы «секс по телефону», сутенером, представителем сексуальных меньшинств, работником службы спасения, покупателем дорогого гроба, угонщиком автомобиля и др.

Читатели ждали репортажи О. Кармазы. В чем же секрет успеха его публикаций? Он кроется в индивидуально-психологических качествах его личности, в его коммуникабельности, наблюдательности, умении входить в доверие, предрасположенности к авантюре, риску, в широте кругозора. Его репортажи – это конкретное событие, живописную картину которого дает репортаж, с его фактами и явлениями.

Например, репортаж «Как я был живодером»[17].

О проблемах, которые создают бродячие животные в крупных городах, знают многие. Но одно дело молчать, а другое – вынести ее на обсуждение во всех аспектах, со всеми деталями и не совсем эстетичными подробностями на страницы газеты. Используя на практике метод «маски», Олег Кармаза открывает читателю другой мир, который в повседневной жизни для рядового человека скрыт. Этот мир – отнюдь не радужный, а мрачный, зловонный, гадкий, противный, но необходимый атрибут нормального существования большого города, мир живодеров, «санитаров общества».

Войдя в группу по отлову бродячих животных, О. Кармаза пытается изнутри познать это явление, передать читателю как можно больше того, что увидел и пережил сам.

 

Быть Шариковым гадко. И противно. Но кто-то же должен ловить бездомных Мурок и Жучек, друзей человека без прописки, звания и породы, а самое главное без прививок...[18]

 

Репортаж начинается с описания будничной жизни «живодерки»:

 

...В восемь утра на автобазе грузимся в машину-живодерку, так ее все зовут. Закидываем в кабину петлю-удавку, духовое ружье, какие-то длинные тонкие трубки[19].

 

Затем репортер наблюдает страшные для обычного человека и обыденные для них приготовления и манипуляции: яд, оружие, шприцы. Все то, что убивает почти мгновенно, без судорог и агонии, без шума.

 

Первая остановка у центральной АТС: аккурат у входа видим стаю собак. Дамир берет петлю-удавку, я, как тень, следую за ним. И тут же из дверей вылетает худосочный охранник: «Че делаете, живодеры?! Хоть одну поймаете задавлю своими руками!» Собирается толпа. Слышатся первые добрые пожелания: «Из вас бы мыло варить...»[20]

 

Вообще тема «собравшейся толпы» не раз проскальзывает в репортаже.

Опять собирается толпа. На головы «санитаров общества» выливаются уже знакомые тезисы про «мыло» и «гадов-живодеров», про «руки бы им оторвать» и «я вот сейчас возьму этот шприц и тебе в глаз».

 

Падлы сраные, орет какой-то мужик, вы чего делаете?

Ну гады... шипит невесть откуда взявшаяся бабулька с дворняжкой на поводке.

Да работа у нас такая, собак бродячих отлавливаем... пытается объяснить О. Кармаза, понимая, что в этой ситуации выглядит полным и абсолютным идиотом.

Что, работа собак убивать, да?! орет еще громче мужик.

Дайте им по морде! возмущенно говорит какая-то мадам с ребенком и невероятно брезгливо добавляет: Изверги![21]

 

Читая эти вроде бы «грязные сцены», невольно проникаешься симпатией к «толпе», к «злобной бабульке», к «какой-то мадам», к «орущему мужику», к «худосочному охраннику» – героям репортажа, ставшим грудью за уличных Жучек, готовых на «удавление собственными руками» ради спасения чьей-то крошечной, вроде бы никчемной жизни, жалкой и грязной, но жизни... И автор подмечает это строками: «У нас очень Добрые люди. Столько сострадания, как в этот гнусный день, я не встречал никогда. И столько ненависти к себе – тоже».

А какой он мастер подтекста. Во время рейда какой-то человек, завидя бригаду, кричит: «Вы за угол заверните, вот за тот дом, – семенит к нам мужичок. – Их там штук десять, не меньше! Молодец, видать, старой закалки гражданин!»

Автор, свой среди чужих, видит людей толпы, общественность, но и они, живодеры, на первый взгляд злые, черствые, жестокие. Но, углубляясь в чтение текста, понимаешь, что это не совсем так. Они люди, просто люди из низших слоев общества. Дамир и Ренат, коллеги О. Кармазы по живодерке, просто делают свою работу, как и все мы, они осознают ужас ее, но понимают, что должны это делать, больше некому. Неожиданный поворот событий ждет читателя дальше, когда бригада возвращается в питомник. Обращаясь к кому-то из сотрудников питомника, Дамир спрашивает: «Косточкой не побалуете?» Ему передают пакет.

 

Это для приманки, что ли? интересуюсь.

Да нет, для Артиста... отвечает Дамир.

Какого Артиста?

Ну, для собаки моей...[22]

 

Этими словами заканчивается материал, и, по-моему, здесь все сказано. Когда О. Кармаза что-то испытывает на себе, то основной фактор для него – человеческий. Люди – вот главный итог расследования. Все обстоятельства на втором плане. Исследование проблемы взаимоотношений «личность и общество» занимает ведущее место в творчестве О. Кармазы. Кроме того, он прекрасный психолог, улавливающий разные душевные нюансы состояния тех людей, с которыми ему приходится трудиться, чтобы узнать тайны чужой профессии.

Но есть у О. Кармазы материалы, в которых метод «испытано на себе» используется как бы частично, в каких-то его вариантах. В этих репортажах уже не взаимоотношения «личность-общество» – основа журналистского расследования, а скорее «коллектив – общество». Речь пойдет о публикации «Как Олег Кармаза нажимал на тормоза»[23].

В первом репортаже корреспонденты «Комсомольской правды» под руководством и во главе с О. Кармазой угнали автомобиль с противоугонной системой, и ушли от погони.

И вот испытать на «собственной шкуре» надежность этой системы берется О. Кармаза с коллегами. Они угнали редакционную машину, оборудованную «Лоджеком»[24]. Поболтавшись по московским улицам, журналисты ушли из-под самого носа милицейского жигуленка, обманули поисковую группу ГАИ и попались лишь потому, что подвела техника – заглохла машина.

 

Надо было видеть наши лица, когда к нам, одиноко стоявшим аккурат посередине шоссе, не спеша, подрулил «голландец», из него вылезли гаишники со словами: «Накатались, мальчики?» От обиды и злости «мальчикам» хотелось провалиться сквозь землю на глазах у многих злорадствующих водителей. Однако злились не одни лишь посрамленные «мальчики», но и молодой старлей: «Набрали писунов! Час искать! Я с другого конца успел доехать! Короче, сработали хреново»[25].

 

На этом журналист не успокоился, и со второй попытки редакционная группа вообще уходит от погони. Оставить в дураках ГАИ, да еще самое элитное подразделение – ради этого стоило целый день трепать себе нервы.

 

Это второй случай за все время существования нашего батальона, траурно вздыхает Володя (офицер спецбатальона). Прыткие вы, журналюги. Мы скромно улыбаемся, и тут наша машина снова глохнет[26].

 

От «Лоджека» можно убегать, но невозможно скрыться, – процитировали Олегу Кармазе присказку американских полицейских. «Однако в жизни всегда есть место подвигу!» – добавляет журналист и доказывает это делом.

Другой материал, где Олег Кармаза испытывает на себе работу государственных спецслужб, – это «Как наш корреспондент вытащил с того света пятнадцатилетнего паренька»[27]. На этот раз Олег Кармаза – член оперативной группы «Московской службы спасения» и оказывается там не лишним.

В день по нескольку десятков вызовов: то кто-то тонет в Яузе, то «Скорая» вызывает – бомжа из подвала вытащить не могут, то ребенка облили... – все это их работа, а «Скорые», ГАИ и прочие службы потом подъезжают, когда основная работа уже сделана.

В оперативной группе спасения – пять человек. Михаил – старший группы; Максим, Макс – верхолаз высочайшей квалификации; Олег – бывший спецназовец и мастер на все руки; Леонид – врач, весельчак и балагур; и, наконец, очень красивая девушка Марина, тоже врач и одновременно оператор видеосъемки. От этих людей зависит многое, их назначение – спасать, и не имеет значения – рисковать своей жизнью лишь для того, чтобы открыть захлопнувшуюся дверь или чтобы спасти другую жизнь. Они всегда спешат на помощь и всегда вовремя, иначе...

...Обычная история. Мамаша вышла, забыла ключи, в квартире остался ребенок.

Или дом, подъезд. Мать уже три часа стучит. В квартире сын пятнадцати лет. Ярко и эмоционально репортер рисует четкую и слаженную работу группы.

 

Группа срабатывает четко. Через секунду-другую распахивается дверь, но подростка нет. И тут все замечают полоску света под дверью ванной. Вспарываю дверь. Эту картину я не забуду никогда: в ванной лежит паренек, вода густо-бордового цвета. А на стиральной машинке кухонный ножик с тонким лезвием. «Вниз! Чемодан! Лекарства!» это мне[28].

 

Благодаря умелым действиям команды спасения мальчик выходит из комы. Спустя час приезжает «Скорая», следом за ней с интервалом в полчаса – другая.

 

А что долго так ехали? чувствую, что не могу скрыть раздражения.

Э, лапуля, знаешь, сколько вызовов! врачиха, мило улыбнувшись, проводит пухленькой ручкой на уровне своей головы. Похоже, что она не осознает, что могло бы произойти[29].

 

Уже сев в «Скорую» мать паренька вдруг что-то вспомнила, выскочила и прямиком к Михаилу: «Сколько, сколько я вам должна, вы же спасли, Господи...»

 

Да вы что, округлил глаза Михаил. Вы что?!

 

Умело подмечает Олег Кармаза все моменты разыгравшейся трагедии, умело оперирует фактами, он лицедействует. Для группы спасения вся эта история – эпизод. А читатель вдруг начинает безраздельно уважать ребят. За спасенную ими жизнь. За их работу сегодня. За то, что завтра они снова примут на себя все экстремальные проблемы города.

 

Поехали, хлопает меня по плечу Михаил. Ты у нас вроде как свой. Коллега. И мне, черт возьми, никогда не было так приятно за это слово[30].

 

Новые времена привнесли на страницы газет новое мышление, новый тип героя, новые методы расследования ситуации, новые явления.

... «В гроб меня положить не захотели, хотя я настаивал...» – такими интригующими строками начинается репортаж О. Кармазы «Я труп, приятель!»[31]. На этот раз по редакционной легенде журналист – «новый русский», у которого застрелили близкого друга («семь пуль, вы представляете, семь пуль!..») и который намерен организовать похороны по высшему разряду.

В Москве есть несколько магазинов, где торгуют похоронными принадлежностями не для бедных людей. Автор является к крутому двухэтажному особняку с маленькой табличкой «АО "Ритуал"» на фасаде. Темные, непроницаемые окна, «джипы» и «линкольны» на автостоянке... Именно здесь предстоит репортеру приобрести гроб за 30 миллионов рублей.

Снова та же цель: проникнуть в глубь явления, изучить, посмотреть, «пощупать руками», понять производственную жизнь этого заведения. Метод «маски» – не самоцель, а средство глубже познать явление, обеспечить высокую достоверность информации.

Гроб, который хочет приобрести «крутизна» для «убитого друга», тянет на 6 тысяч долларов. «Все заботы о похоронах мы можем взять на себя», – профессионально убалтывает Олега агент по продаже и добавляет, что, если хоронить по полной программе, с ореховым гробом, лифтом в мир потусторонний, с венками по полтора лимона, «лимонов шестьдесят выйдет». Занимается контора и другими милыми «мелочами»: могут собрать лицо после контрольного выстрела в голову, могут со склада музыкальный ящик притащить, из Штатов. В нем магнитофон под землей играет любимые мелодии покойного. Гарантия – чуть ли не четверть века. «И что? Купят! У братвы душа широкая», – поясняет агент Сергей.

Кто же они, клиенты этих заведений печали? Рисуя их, журналист практически дает читателю ответ на вечный вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»... и помирать неплохо.

Не скупится журналист на образные средства выражения, детали, подробности, так как ему есть, из чего выбирать, эдакое информационное половодье.

 

На мягких креслах у входа в зал вальяжно расположились покупатели темные шелковые рубашки, пикающие сотовые телефоны, золотые цепи. «Братан откинулся?» киваю в их сторону.

В магазин входят два паренька: потертые джинсы, блеклые ветровки. Останавливаются возле дорогущего канадского гроба.

«Это братва, я их за метр чую...»

Неожиданно в зал входят трое кавказцев. Один впереди, двое по бокам охрана. Все в черном, суровые, с цепким взглядом[32].

 

Вот для кого вся эта «погребальная индустрия», все эти миллионные гробы – произведения искусства, миллионные венки, могильные лифты, навороченные «линкольны», потрясающей красоты искусственные цветы... Для тех, «у кого пальцы веером, а сопли пузырем». Но разве прикроешь всей этой богатой мишурой свои дела ТАМ? Да и нужно ли пытаться?

 

Слушай, спрашиваю напоследок у Сергея, а лично тебе какой гроб нравится больше?

Для своих похорон я бы выбрал чешский, немного подумав, отвечает служитель печали, дешево и сердито. Хотя мне это тогда уже будет до фени...[33]

 

В подавляющем большинстве публикаций, где волею журналистской судьбы О. Кармазе приходится испытывать себя в других профессиях, автор, так же как и его коллега С. Благодаров, использует фотографии. В материалах журналиста великое множество живописных «картинок»: О. Кармаза со стальным спасательным тросом на крыше дома, в наручниках, под дулом пистолета гаишника, забрасывает собаку-бродяжку в кузов «живодерки», с крышкой фантастически дорогого гроба, с девушками, найденными по объявлению «ищу жену», с проститутками на Тверской и др. Они не только органично дополняют текст, но и вызывают неподдельный интерес читателя.

Продолжая разговор о перевоплощениях О. Кармазы, нельзя оставить в стороне один из его пикантнейших репортажей под заголовком «Если хочешь любить ушами, не жалей языка»[34], или как журналист пробовал заняться сексом по телефону.

Самая знаменитая из подобных контор – московская служба «907». О ней читатели слышали, но никто и никогда не увидит в жизни этих «сексуальных» Анжел, Лолит и других жриц телефонной любви, никто и никогда не проникал в святую святых – место их службы. Олег Кармаза каким-то образом сумел внедриться в службу «907» и на личном опыте постиг премудрости телефонного «эроса». Для сотрудников фирмы их работа – обычная, рутинная. Эпизод этой работы мы как-то видели в одной из серий «Улицы разбитых фонарей». Поистине потрясающий эпизод: немолодая, с усталым лицом женщина что-то вяжет и тут же говорит в трубку. Так что, сотрудники – обычные люди, домохозяйки, учителя, доценты, продавщицы. Кто-то пришел сюда по «зову свыше», кто-то пожелал прибавить к своей скромной зарплате. Но все они – асы в своей профессии. Прежде чем попасть на службу «907», нужно пройти строгий экзамен, который предложили сдать и репортеру.

 

...Мне устроили вступительный экзамен. Первой позвонила подсадная девушка из службы, это я понял сразу. Профессионально поставленный голос, вкрадчивый, томный, возбуждающее придыхание...

 

Репортер с честью выдерживает экзамен и полноправным членом вступает в ряды бравых сотрудников службы «907».

Новые коллеги – не суперкрасавицы, не сексоманки с завораживающим блеском в глазах. Голос – вот что главное.

Клиентов у службы предостаточно, звонков от «хохмачей» не больше десятка в неделю, а остальные действительно по нужде выходят на «907» и «получают приличную порцию секса».

Клиенты, они тоже герои репортажа: больная девушка, не встающая с постели два года, извращенец, орущий в трубку, завывающий голубой... Всех их надо выслушать, такова работа. В фирме свои правила игры. К примеру, у сотрудника хорошо подвешен язык, но не слишком крепкие нервы – он уже в ауте.

Вживание в образ «телефонного мальчика» позволило репортеру Кармазе показать нам непривычную жизнь, «сексуальную ситуацию» нашего общества со всеми проблемами и противоречиями.

Репортерские материалы О. Кармазы, помимо нестандартных ситуаций, привлекают еще и «забойными» заголовками.

«В Москве жениться – как воды напиться», «Самый лучший сутенер – наш бесстрашный репортер», «Я труп, приятель!», «Если хочешь любить ушами, не жалей языка» и др. А метод «маски» – блестящий ориентир для журналистов на познание явления изнутри, на поиск оригинальных тем, сведений, не лежащих на поверхности, а, наоборот, зачастую скрываемых.

Ничто на земле не проходит бесследно... Журналисты, меняющие профессии, специально изнутри познающие их реалии, сами становятся качественно новыми источниками информации. И даже только это само по себе является могучим противодействием против банальности и стереотипов.

Кроме того, современное использование метода «маски» дает возможность удовлетворять потребности читателя в комментировании фактов и событий, в возможности показа всего того, что служит причиной данного события, что, раскрывает его источники, внутренние закономерности, последствия. Только таким образом мы поможем читателю точнее определить свое собственное отношение к рассматриваемому явлению и тем самым найти в какой-то мере место в общей цепи событий.

В чем же проявляется тенденция функционального своеобразия новостных материалов, повышение информационного уровня репортажного отражения действительности до степени удовлетворения читательской потребности в осмыслении происходящих событий? Эта тенденция проявляется в движении в глубину и в ширину, углубление от аналитического восприятия события репортером и ведет к формированию такого же аналитического взгляда на отдельное событие, отдельный факт и у читателя. Аналитичность эта усиливается за счет введения в структуру метода «маски». Это направление в развитии функциональных особенностей новостных материалов повышает их эффективность в поисках нового в повседневном и привычном; причин, тормозящих распространение этого нового до Превращения его в обычное. Именно это направление в функциональном развитии материалов приводит журналистов к осуществлению роли первооткрывателя. Репортаж Дарьи Асламовой «Приключения дрянной девчонки в Иностранном легионе»[35] является ярчайшим подтверждением этого положения.

 

На свете немного осталось легенд, сохранившихся во всей своей безусловной подлинности. Одна из них французский Иностранный легион. Легенда, гремучая, как сапоги со шпорами, о братстве настоящих бывалых солдат, делающих настоящую мужскую работу... Чтобы познакомиться с «новыми русскими» легионерами, известная журналистка, автор нашумевших книг о «дрянной девчонке» Дарья Асламова отправилась в крохотную африканскую страну Джибути, где находятся военные базы Франции. Джибути называют «могилой белого человека» из-за адского климата. Это место является центром подготовки «коммандос», профессионалов по борьбе с терроризмом и специалистов по разведывательно-диверсионным акциям[36].

 

Благодаря смелости, авантюризму, наблюдательности Дарьи Асламовой мы впервые узнаем просто ошеломляющие факты о жизни французского легиона. Ее пытаются изнасиловать, она жует до дурноты какую-то наркотическую траву... Но фактура!!! Чего стоит Коля, который везет невесте в Харьков колье за пять тысяч долларов. Или то, как легионеры нелегально переходят без проблем границу. Или то, что «температура во время марш-бросков такая, что лопаются стекла дешевых часов, а люди выдерживают практически без еды, воды и сна. Так вырабатываются навыки выживания в экстремальных условиях»[37].

Второе направление, которое вырисовывается в развитии функциональной особенности современных новостных материалов с использованием метода «маски», – движение в ширину. Результат этого – привлечение читателя, соучастника автора, к обобщению отдельных фактов, попавших в поле зрения репортера, к «строительству мостов» от частных событий к тем явлениям, которые существуют в современном общественном развитии.

Яркие примеры этого – работы журналистов «Комсомолки» Анны Амелькиной, Романа Попова, Елены Ардабацкой, Елены Колядиной, Игоря Черняка последних лет[38].

Я «за» метод «маски». Действительно, это интересно, это чертовски интересно. И такие открываются источники получения фактов! Казалось бы, ну что особенного, надел журналист форму контролера пограничника, взял в руки увесистый слесарный ключ и в сапогах, которые разве что под коленками не жмут, спускается в коммуникационное чрево города, вместе с дезинфектором тащит шестикилограммовый опрыскиватель... Но именно в этих ситуациях герои будущих репортажей, статей тебе верят. И не надо никого вызывать на откровенность, тебе и так все расскажут. К примеру, ночное дежурство в нар-кодиспансере. Два часа ночи, старшая медсестра зовет меня в ночной обход.

 

Идем, корреспондентша, идем. Сейчас траву искать будем. Тайники.

 

Идем и находим. Или ситуация в репортаже с городской дезинфекционной станции.

 

Поедешь с нами на труп? говорят мне новые коллеги.

 

Оказывается, каждую неделю в городе по запаху тлена и разложения обнаруживают 6–7 трупов людей, умерших в одиночестве.

Люди, с которыми сталкиваешься, меняя профессию или надевая маску, становятся для журналиста мощнейшим стимулом творческого подъема, эмоционального накала, а главное – интереса. Если стихи «растут из сора, не ведая стыда»[39], то, что уже говорить о журналистике! Время сегодня такое: читателю есть, из чего выбирать, а уже тем более – смотреть и слушать. Предпочтение твоему материалу он отдаст только в том случае, если это будет интересно. Самое главное, чтобы новостной костюмчик отлично сидел! Именно метод «маски» дает возможности эксклюзива, новизны фактов, их выпуклости, яркости.

Использование метода «маски» способствует выработке у читателя точных социальных установок относительно фактов, событий, явлений действительности, формирует состояние готовности к определенной социальной активности ради удовлетворения той или иной общественной потребности. Делая читателя свидетелем происходящего, метод «маски» убеждает в прогрессивности или общественной вредности какого-то явления.

Да, конкретные задачи журналиста в современном обществе меняются, изменяется и характер отображаемых событий, и характер отображения. В этом проявляется одна из закономерностей познания действительности, так как сам внешний мир, его мысленные образы в нашем сознании находятся в развитии. При использовании исследуемых нами методов в новостных материалах нарастает и количество рациональной информации за счет эмоциональной, что ведет к сокращению описательных элементов (пейзажных, портретных). Одновременно увеличивается изобразительно-выразительный потенциал (детали поведения, внешность участников события, обстановка, в которой происходит действие).

 

* * *

 

Итак, если вы готовы «испытать ситуацию», надеть «маску», то помните: сначала надо очень внимательно изучить ситуацию, о которой будете писать.

 

§         Обзаведитесь хорошими знакомыми в этой среде, прислушайтесь к их практическим советам. Вы внедрились? О том, что вы журналист, не распространяйтесь. Если это возможно. Внимательно смотрите, как работают ваши новые коллеги. К примеру, если в киоске под весы подкладывают пятаки, клади и ты. Они дурят людей, а у вас эксперимент! Это к тому, если вас мучают угрызения совести. Другое ваше поведение вызовет просто недоумение!

§         Забудьте про диктофон, камеру, блокнот. Включайте на всю громкость только свою память! Зри и запоминай!

§         Вам нахамили – не горюйте! Это же чудесный штрих для вашего материала.

§         Редакционное удостоверение спрячьте подальше, но не расставайтесь с ним! А если вас вдруг разоблачили и собираются бить, только тогда и доставайте!

 

Помните, что вы работаете в «экстремалке», а раз так, то лишний раз НЕ ВЫСОВЫВАЙТЕСЬ!

Ни пуха! Ни пера! Не забудьте в ответ послать.... «К черту!»

в начало

 

§ 2. «Инфотейнмент», «финишинг», «эвент экшн»,

акции и прочее кому угодно голову заморочат

Нет, все-таки голову морочить никому не надо, а вот пытаться найти новые формы подачи новостей, поиграть с информацией, красиво ее упаковать, заставить ее заблестеть всеми гранями события – это задача, как говорил один из вождей, архиважная.

Газете уже мало того, чтобы называться «гвоздем» номера. В обиход прочно вошел термин «эксклюзив». А какие возможности открывают акции, методы подачи информации – «финишинг», «инфотейнмент», «эвент экшн», так называемые «клиповые» заголовки.

Конец XX столетия – начало новой демократической российской журналистики. Достаточно непросто и нелегко вписывается журналистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему новых рыночных отношений, систему нового мышления и мировоззрения. И между тем журналисты-практики уже достаточно основательно обжились на высотах новостной журналистики. Редакционные коллективы вдумчиво, системно, планомерно создают свой единственный, неповторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хорошо забытое старое.

Как пишет исследователь М. Шостак: «Каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением». На подачу новостей влияют: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренное комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади»[40].

Сформировался лозунг современной журналистики «Новость – любой ценой!», «Ради хорошей новости – мы за ценой не постоим!». Ярчайший пример этого – как журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда вместе с местными журналистами добывала списки погибшего экипажа подводной лодки «Курск».

В журналистике сегодня работать сложно, но безумно интересно. Материал любого объема требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания.

Один из таких методов «ИНФОТЕЙНМЕНТ»[41] – разыгрывание новости. Вот как была разыграна новость по поводу недопущения американского авиалайнера в российское воздушное пространство. Новость разыграна следующим образом:

 

1) фотография лучшего в мире авиалайнера;

2) тактико-технические данные самолета МД-11 (производства американской фирмы «Макдоннел-Дуглас»);

3) информация о ситуации («Разворачивай оглобли! – примерно так сказал российский диспетчер американскому летчику, осуществившему перелет через океан». Автор 3. Лобанова);

4) график маршрута рейса Атланта – Токио, выполненный ИТАР – ТАСС;

5) что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;

6) рубрика «Кстати». Журналист Роман Попов рассматривает ситуацию с идеей «открытого неба»;

7) почему не пропустили самолет? Автор Игорь Паров. Еще одна заметка, в которой разъясняются причины инцидента;

8) рубрика «Из досье «КП», в которой воспроизводится история, генезис проблемы с 1978 по 1983 годы[42].

 

Новость – одна, но насколько грамотно, многомерно, профессионально она разыграна. Три автора, ИТАР – ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайнера, заметка-разъяснение «что такое воздушный коридор».

Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние подзаголовки, но написан одним автором. Именно участие нескольких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпуклость и наполненность данного явления.

Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы»[43]. С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоцикле в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан I ранга Валерий Никитин сделал «лихачу» замечания, а в ответ – мотоциклист совершил наезд на офицера. Этим мотоциклистом был популярный телеведущий Сергей Доренко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее освещение:

 

1) из досье «КП» – биографические данные капитана I ранга Валерия Никитина;

2) фотография капитана Никитина;

3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;

4) комментарий В. Баранца с вице-адмиралом Михаилом Барсковым;

5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит президент?» И. Коца;

6) карта-схема «Как это случилось в «Крылатском»;

7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происшествия?);

8) В.Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» – техническая характеристика мотоцикла Доренко;

9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею Доренко придется дать "интервью" следователю».

 

Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скрупулезной, читатель может вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко смешон и наивен: «Считаю все происходящее со мной политической провокацией, укладывающейся в цепочку политических провокаций против прессы в последнее время». Как говорится, без комментариев!

Новые аспекты в разыгрывании новостей – безграничны. Пример этого – разворот «Картина дня» – «Кто в Турции нужнее – русские туристы или чеченские террористы?» Раскручивается ситуация по поводу захвата террористами одной из лучших гостиниц Стамбула, но уже к традиционным рубрикам «Свидетельство заложника», «Из досье «КП», «Звонок в турфирму», «Взгляд с 6-го этажа» подверстывается новая рубрика «КП» – «Вопрос дня»: «Вы не боитесь лететь в Турцию?»[44].

Чем привлекателен «инфотейнмент»? Высоким творческим потенциалом. Невольно напрашиваются параллели: разыгрывание новостей – разыгрывание спектакля. Действительно, у каждого журналиста своя роль и каждый неповторим в ее исполнении: тональности, оттенки, окраска, звучание. А в итоге – новостной спектакль-полоса.

Другой метод подачи новостей – ФИНИШИНГ[45]. Это – доведение новости, откликов на нее до логического конца. Рассмотрим этот метод подачи на примере публикаций «Комсомольской правды», посвященных первому вице-спикеру Госдумы Любови Слиска. Вице-спикер Госдумы такое и в таком количестве наговорила корреспонденту «Комсомольской правды», что на следующем заседании депутаты устроили ожесточенную разборку статьи. Депутатам показалось, что их оскорбили. Судите сами.

 

Л. Слиска: «Наши депутаты прошлым летом жили в пансионатах в Сочи в самых задрипанных номерах в одноместных комнатушках. При том, что многие работники аппарата Госдумы обитали в люксовых номерах»[46].

 

Через несколько дней редакция вновь возвращается к гос-думовским разборкам и вторично, обратите внимание, вторично воспроизводят вопросы интервью, ответы на которые вызвали гнев народных избранников:

 

Второй год вы наблюдаете работу Думы изнутри. Были моменты, которые неприятно поразили?

Вы сейчас часто ездите за рубеж представлять российский парламент. Как организованы эти поездки?

Вы что-нибудь меняли в своей служебной квартире?[47]

 

Но вопросы эти сопровождаются новыми комментариями журналиста, так как высвечиваются новые аспекты исследуемой проблемы и делаются соответственные выводы.

 

Нелишне в это связи будет им напомнить, что содержание парламента обходится стране ежегодно в несколько миллиардов рублей, и очень хочется получить отдачу в виде толковых законов, а не наблюдать, как наши парламентарии в очередной раз спасают свое лицо[48].

 

Все! Точка поставлена! Финиш!

Финишинг – абсолютно новое, перспективное направление, явление в новостной журналистике. Прародителями финишинга, но с большой натяжкой, можно назвать рубрику советской печати «Возвращаясь к напечатанному», но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказаны, сняты, восстановлены и т.д.) Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.

Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.

Еще один пример приема финишинга, но не доведенного до конца. Журналист на страницах газеты поднимает проблему протекающих крыш. Проблема неразрешима, в особенности для города Владивостока. Люди же ждут конкретной помощи. Поэтому журналист дважды возвращается к этой проблеме, причем во второй раз – с частичным воспроизведением ситуации первой публикации[49].

Таким образом, финишинг не состоялся. Пока. По этому поводу планируется еще одно выступление. Что дает этот прием, ход, метод подачи? Давайте сравним это с инфотейнментом. Если инфотейнмент делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то финишинг дает возможность углубления ситуации. Журналист уподобляется добытчику нефти, он осваивает пласт за пластом. И вот он – нефтяной фонтан, завершение, решение проблемы.

ЭВЕНТ ЭКШН (провоцированное событие) – эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации новости на конкретном примере. 29 сентября 2001 г. в «Комсомолке» появилось несколько настораживающее объявление. Российско-американский добровольческий центр предлагал работу для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. Чуть позднее, 2 октября, уже мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных условиях Священную книгу Коран. Оплата – та же.

Достаточно проницательные читатели догадались, что началась вербовка наемников. Такое же было во времена конфликтов в Боснии, Косово, Приднестровье, Чечне. Но ни российско-американского, ни мусульманского центров никогда не существовало; объявления были журналистской провокацией.

 

Неожиданно для нас желающих рискнуть жизнью оказалось так много, что телефоны приходилось заряжать по несколько раз на дню. Буквально трех суток «Комсомолке» хватило бы, чтобы сформировать пару вполне обеспеченных рот. Из парней без страха и упрека, не отягощенных излишними моральными принципами. Плюс спецгруппу из высококлассных снайперов, подрывников и разведчиков, умеющих даже поднять в небо вертолет.

Это миф, что в России небоеспособная армия, сказал один из звонивших. Кстати, он собирался воевать против Америки. Просто она разбежалась, а остатками управляют воры и импотенты. Поверьте, если государству действительно будет нужна армия, мы посмотрим, кто лучше воюет. В Афганистане, в том числе. Вы еще узнаете русских...[50]

 

Но еще большей неожиданностью стали звонки в Российско-американский добровольческий центр и в Мусульманское общество. За зарплату от полутора тысяч до 15 тысяч долларов за Америку готовы были воевать 186 добровольцев, за талибов – 132. Да какие ребята! Награжденные медалями Жукова и «За отвагу», знатоки китайского, фарси и пушту, владеющие приемами джиу-джитсу, айкидо, кеку-синкай, тэквон-до. Два небольших объявления, но какой они подняли пласт человеческой неустроенности, обреченности, тоски, неприкаянности. Прапорщик Махмуд, отец троих детей, сказал так: «Я же, кроме как воевать, больше ничего делать не умею»[51].

Первое впечатление после прочтения материала – шок. И это мы, Господи! Да, это наша жизнь, современная российская жизнь, и каждый выживает в ней, как может. Афган, Чечня, Югославия, мы потеряли поколение здоровых, талантливых, грамотных мужчин. П-О-Т-Е-Р-Я-Л-И. И талантливейший журналистский ход не то чтобы высветил проблему, а сделал ее яркой, значимой, первоочередной. Что же делать людям, профессия которых убивать. Все равно, кого и где. Последний звонок в Центр по изучению Корана был такой:

 

Какая-то энергичная бабулька:

Это вы мусульман в Чечню воевать набираете?

Ну мы...

Ах вы бл..и! И как же вам не стыдно! Вот скоро на вас американцы атомную бомбу сбросят будете знать, террористы чертовы[52].

 

Все перепутала старушка, но в композиционной структуре этого пронзительно-оголенного материала такой диалог уместен.

Еще одно перспективнейшее направление в работе с новостями – АКЦИИ.

Акции – это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В журналистике, как правило, акции носят гуманитарную направленность. В сегодняшней экономической ситуации, когда появились классы бедных и богатых, столь востребованными стали акции. Их цель, как цель всей журналистики, – помочь человеку. Журналистские акции многоэтапны. Они состоят из:

 

1) извещения о начале акции (старт);

2) спонсорской раскрутки (промежуточный этап);

3) подведения итогов.

Рассмотрим данную ситуацию на примере акции «Комсомольской правды» «Поможем любимым актерам»[53]. Газета с помощью читателей решила поддержать когда-то блиставших, а ныне забытых звезд – пока еще не поздно их ободрить, обогреть, накормить. Весь газетный разворот был посвящен им, живущим в забытьи и нищете. Во врезке газета писала:

 

Мы привыкли говорить хорошие слова тогда, когда говорить их уже некому... Только что можно было слышать бесконечные комплименты в адрес ушедших Николая Еременко, Любови Соколовой, Саввы Кулиша, Эльзы Леждей, Михаила Глузского. И постоянно звучал рефрен: как же так, мы больше не увидим их новых фильмов, спектаклей, мы больше не сможем взять у них автограф, наконец! Но самое страшное, что за этим рефреном стоит другое слово поздно. Мы опоздали. Мы не успели ни помочь, ни сказать вовремя что-то в поддержку... и с этим уже ничего не поделать, какими бы великими или прекрасными ни называли бы мы тех, кто уже не может нас услышать...

Сегодня нам хотелось бы напомнить о живых. Тех, кто когда-то был кумиром, к чьим картинам до сих пор подходит модный термин «рейтинговые». Мы восхищаемся этими людьми, когда они, молодые и красивые, появляются на экране. И мы совершенно равнодушны к нынешней судьбе звезд советского кинематографа. До тех пор, пока снова не станет ПОЗДНО. Не дай Бог...[54]

 

Молодым читателям была представлена актриса Татьяна Самойлова, обладательница «Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале за роль Вероники в фильме «Летят журавли». Испанский «Оскар» за «Анну Каренину» в том же Канне. О ней забыли, живет она одиноко и трудно.

Другой актер – Николай Владимирович Олялин – недавно по указу президента Украины получил орден князя Ярослава Мудрого. Но... творческих планов нет, от украинского кино осталась только грызня за бюджетные крохи. В кино его снимают лишь в эпизодах.

Здесь же был помещен список народных кумиров, нуждающихся в помощи:

 

§         У актрисы Тамары Семиной («Воскресение», «Вечный зов») давно и тяжело болен муж. Он не встает с постели, и она, день и ночь ухаживая за ним, умудряется при этом прекрасно выглядеть, улыбаться и никому не жаловаться.

§         Ныне живущий в Киеве Борислав Брондуков после инсульта практически не может ходить и говорить. Деньги на дорогие лекарства, да и просто на жизнь его жена добывает, как придется.

§         Актриса Ирина Печерникова («Первая любовь») была вынуждена сдавать квартиру в центре и жить за городом. Ее муж, актер Александр Соловьев (Красавчик из «Зеленого фургона»), погиб при неизвестных обстоятельствах в начале 2000 года и едва не был похоронен как неопознанный труп.

§         Очень бедствует Татьяна Носова («Королевство кривых зеркал»). Доходов практически никаких, кроме пенсии.

§         Среди особо нуждающихся пенсионеров народный артист, теперь инвалид, Георгий Вицин, единственный оставшийся из легендарной троицы Никулин Вицин Моргунов. И другой народный артист, участник Великой Отечественной войны Владимир Заманский («Проверка на дорогах»).

§         Совсем одинока пенсионерка Марина Ладынина, блиставшая в кино в тридцатых... Все помнят ее дуэт с Владимиром Зельдиным («Свинарка и пастух»).

§         В Гильдии киноактеров России есть специальный список нуждающихся пенсионеров. Всего сорок человек. Среди них два народных артиста России и одна народная СССР...[55]

 

В списке – жесткая констатация фактов, но как страшно и неуютно от этого. В какой цивилизованной стране возможно такое? Вопрос – без ответа. Трагизм и беспросветность ситуации наотмашь бьет по эмоциональному восприятию читателей. А этого газета и добивалась. Накал усиливается и крошечным блиц интервью с нынешней звездой Ренатой Литвиновой. Вот ее отношение к ситуации:

 

То, что я увидела, снимая свою ленту о старых актрисах, некогда звездах экрана, впечатляет, удивляет, удручает и шокирует одновременно. Эти женщины, столько сделавшие для кинематографа своей страны, оказались страной забыты. Я не буду называть фамилий, но у некоторых актрис мебель в доме их ровесница, а у одной нет денег даже на то, чтобы купить постельное белье, она спит на голом диване.

Всякий раз, приходя по новому адресу, я надеялась увидеть хоть какой-то намек на благополучие. Никакого. Самой удачливой и благополучной могу назвать разве что Элину Быстрицкую. Остальные живут в нищете, без всяких преувеличений[56].

 

Полосу завершали адреса для пожертвований. И читатели не заставили себя ждать. Они помогли деньгами, письмами[57].

Двенадцать благотворительных акций с начала этого года было проведено на страницах дальневосточного приложения «Комсомольской правды». В рамках благотворительной акции «Спешите делать добро детям» «Комсомолка» совместно с крупнейшими телеканалами Приморского края (Восток-ТВ, ОТВ-Прим, ПКТВ) и спонсорами вручали подарки детям, болеющим церебральным параличом, из школы-интерната в Сад-городе, детям из реабилитационного центра, приемника-распределителя для несовершеннолетних правонарушителей. В честь Дня защитников Отечества «Комсомолка» собрала и вручила подарки воинам одной из лучших пограничных застав, а 8 Марта вместе с другими спонсорами участвовала в благотворительной акции в поддержку несовершеннолетних девочек, находящихся в тюрьме[58].

Мне довелось участвовать во всех акциях, и считаю это дело для газеты нужным и интересным.

С воспитательной точки зрения, благотворительность как нельзя лучше работает на нашу российскую ментальность – помоги ближнему. С точки зрения новостной – акции открывают новые аспекты в освещении тех или иных событий. И это при том, что акции – дело достаточно трудоемкое в смысле организационной подготовки (сбор вещей, раскрутка спонсоров и т.д.) Но это надо рассматривать как специфику такого рода материалов.

Современная журналистская практика уже выработала и временную протяженность акций – кратковременные и долговременные, от месяца до года. В дальневосточном приложении «Комсомолки» с начала года идет акция в поддержку малого и среднего женского предпринимательства («Мы говорим YES женский бизнес!»).

Среди новых форм подачи материалов привлекает внимание клиповый заголовок.

О том, как работать над заголовком, какие виды заголовков существуют, очень подробно говорится в книге М. Шостак «Журналист и его произведение»[59]. Действительно, заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской прессы моделям (повествовательный заголовок-сообщение, заголовок-резюме, составные заголовки, заголовок-цитата, обращение, призыв, восклицание, заголовок с «продолжением», с двоеточием, игровой заголовок и т.д.). Что такое клиповый заголовок? Выделение любыми путями: подчеркиванием, увеличением объема, изменением шрифта ключевого слова. Например: «Без водки жить нельзя на свете, НЕТ?», «ЗАМОЧИ ближнего своего», «Белый танец: дамы приглашают НЕГРОВ», «Сергей Иванов намерен говорить с НАТО на понятном языке. АНГЛИЙСКОМ», «Салмана Радуева называют Титаником, "чеченским Жириновским", а чаще – ПРОСТО ПРИДУРКОМ» («Комсомольская правда»).

Хотим мы этого или не хотим, но по-прежнему значительное место занимает ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ (БЭКГРАУНДЕР), не содержащая сенсацию (бытовка, пенсии, городской транспорт и т.д.). Такую информацию следует размещать для поддержания непрерывного новостного потока. Но подобные новостные материалы требуют особого внимания в плане подачи. Посмотрите, как профессионально сделаны две заметки:

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

 

Ограбили городскую елку

Жителям небольшого башкирского города Нефтекамска сказочно повезло накануне Нового года. Разыгралась непогода, порыв ветра опрокинул праздничную елку на площади. Народ не растерялся и кинулся отвинчивать еще горячие лампочки. В итоге восемьсот лампочек с елки исчезли. Теперь гирлянды восстанавливают, но осадок в душе остался[60].

 

Дед Мороз красный нос

Удивительную телетрансляцию подарил нам 1 января третий канал (ТВЦ). Зрители, включившие приемники в 15.30 по Москве, в течение получаса с изумлением разглядывали пьяного в зюзю (в умат, в стельку) Деда Мороза. Дедушка мычал, изображал вой вьюги, временами затихал под софитами. Похоже, его просто забыли в студии... А может, Дед шел на передачу «Эти забавные животные», да дверью ошибся?[61]

 

Итак, в журналистике идет мощнейшая переоценка ценностей, жанров, форм и методов подачи.

А вот архитектуру здания, неповторимость и красоту создают разнообразные методы подачи новостей.

Инфотейнмент – читателю по барабану, с помощью каких жанров, методов вы ему расскажете все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе под Иркутском и т.д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ статистическими данными, узнал исторические закономерности явления... Именно инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или иной аспект, 8–10 новостными гранями. Вот что такое инфотеймент. А уже право читателя – прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае – мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.

Не меньшие возможности открывает метод подачи «финишинг». Действительно, конец – делу венец. Если проблема попадает в поле зрения журналистов, то довести ее до логического конца – дело чести, престижа издания. Это одно; а другое – реакция, негативная, позитивная на выступление газеты – позволяет журналисту высветить поднимаемую проблему под новым углом зрения. И тогда факты, соответственно, меняют свою тональность и окрашенность. То есть идет расширение информационного поля, информационных возможностей.

Эвент экшн – одно из перспективных направлений современной журналистики. Провоцированная ситуация дает возможность журналисту копать глубоко. Эвент экшн – это единство метода сбора материалов и метода их подачи.

Ну, и, наконец, акции. Газета, электронные каналы, выступая организатором акций, работают на свой положительный имидж – социального защитника малообеспеченных слоев населения, инвалидов, находящихся во временной изоляции и т.д. Акции – это находка для спонсоров, читатели узнают о благотворительной деятельности той или иной фирмы, предприятия. Но главный итог акций – конкретная практическая помощь.

...Перед Новым годом «Комсомолка» (Дальневосточное приложение) обратилась к читателям с просьбой помочь одеждой, обувью, постельными принадлежностями малолеткам, находящимся в Центре временной изоляции. Сотрудники «Комсомолки», спонсоры акцию провели блестяще: машина вещей, подарков, Дед Мороз и редакционная Снегурочка, два ящика мороженого. Таких акций было проведено 12. Дальневосточное представительство «Комсомолки» – единственное из всех газет, так плодотворно работающее в этом направлении.

И что? Нам звонят, нас читают, у нас самый высокий тираж в Приморье.

в начало

 

Итоги

Не верьте никому, что прошло время метода «маски», что не во все профессии можно внедриться. Очень даже можно! Можно: торговать мясом, арбузами и узнать, что такое рыночная мафия, попробовать жениться через брачное агентство, поработать медсестрой в хосписе, поторговать паленой водкой, «полевачить» за рулем... Только надо всегда помнить, что журналистика не терпит однообразия и банальностей. Дерзайте!

У вас – новость! Но эта новость в наличии и у других. Раскрутите ее, но не один, а с командой. Ведь у каждого свой взгляд на эту новость. Поэксплуатируйте все возможности инфотейнмента. Помните и о «финишинге». Коли взялись за проблему, то не просто проинформируйте о ней, а доведите до конца. Точку тоже надо уметь ставить красиво.

Эвент экшн требует от вас подготовки. Это, скажем так, двухэтапная новость. Постарайтесь хорошо проработать провокационную часть.

Акции – это очень трудоемкое дело, которое может закончиться 30-строчной заметкой. Собрали – отвезли – поддержали. Но акции работают на положительный PR вашего издания.

Не забывайте и о текущей информации (бэкграундер). Ваша задача – сделать ее привлекательной.

в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу



[1] Вайль П. Поэзия и правда//Литературная газета. 1991. 21 марта.

[2] Гудимов А. Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. С глазу на глаз. М., 1965.

[3] Теплюк В. М. Журналист меняет профессию. Владивосток, 1990. С. 49.

[4] Бочаров Г. Будущего нет//Журналист. 1981. № 6.

[5] Разин А. На наш век хватит//Журналист. 1981. № 6.

[6] Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М., 1973. С. 63.

[7] О. Кармаза в последнее время сотрудник газеты «Новые известия».

[8] Васильева Л. Коробейники//Комсомольская правда на Дальнем Востоке. 1994. 15 июля; Деньги и гости, то нет, то горсти//Там же. 1995. 22 июля; Бежит навстречу санитарка//Там же. 1994. 15 июля; Два притопа, три прихлопа//Там же. 1995. 22 сентября; Как я работала секретарем приемной комиссии//Там же. 2000. 13 июля; Дама сдавала багаж//Там же. 2000. 28 сентября; Игра в любовь. Как я работала продавцом в секс-шопе//Там же. 2000. 27 декабря; В радистки Кэт меня не возьмут//Там же. 2001. 16 января; Шкуроход возникает при виде шприца//Там же. 2001. 9 марта; Корреспондент «Комсомолки» отправился бить лед на дорогах//Там же. 2001. 16 марта; Таможенников бояться за бугор не ходить//Там же. 2001. 10 апреля; Как наш корреспондент нарушал государственную границу//Там же. 2001. 20 мая; Скачут блохи? Это плохо!//Там же. 2001. 30 мая.

[9] Васильева Л. Коробейники//Комсомольская правда на Дальнем Востоке. 1994. 15 июля.

[10] Благодаров С., Павлов А. Как мы продавали свинью//Комсомольская правда. 1998. 1 октября.

[11] Там же.

[12] Благодаров С. Золотой ключик//Комсомольская правда. 1996. 19 ноября.

[13] Там же.

[14] Благодаров С. Золотой ключик//Комсомольская правда. 1996. 19 ноября.

[15] Благодаров С. Гастроном//Комсомольская правда. 1992. 17 июня.

[16] Там же.

[17] Комсомольская правда. 1996. 20 июня.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Комсомольская правда. 1996. 20 июня.

[23] Кармаза О. Как Олег Кармаза нажимал на тормоза//Комсомольская правда. 1997. 4 апреля; Как наш корреспондент вытащил с того света пятнадцатилетнего паренька//Там же. 1996. 18 апреля.

[24] Несколько слов о противоугонной системе «Лоджек». Появилась она в Америке в 1986 году. Суть ее проста: в машине крепится маленький, с сигаретную пачку, датчик, причем о его месте не знает даже хозяин авто. В случае угона владелец машины звонит в полицию и называет свой идентификационный номер. Все остальное дело техники. В 95 процентах машину уже через час возвращают хозяину. Мэр Москвы Ю. Лужков распорядился немедленно ввести систему в столице и области. В рекордные сроки в Москве был создан специальный батальон ГАИ, работающий с «Лоджеком». Закупили форды с компьютерами, оснастили все пикеты, работающие на выезде из Москвы, спецоборудованием, поставили мощный радиопеленгатор на вертолет. Результат превзошел все ожидания: в первый Месяц из 10 угнанных машин с «Лоджеком» 9 нашли через час.

[25] Комсомольская правда. 1997. 4 апреля.

[26] Там же.

[27] Комсомольская правда. 1996. 1 ноября.

[28] Там же.

[29] Там же.

[30] Там же.

[31] Комсомольская правда. 1996. 28 июня.

[32] Комсомольская правда. 1996. 28 июня.

[33] Там же.

[34] Комсомольская правда. 1996. 18 августа.

[35] Комсомольская правда. 1998. 1 октября, 6 октября.

[36] Там же.

[37] Там же.

[38] Васильева Л., Чернолуцкий В. Журналист меняет профессию: Хрестоматия. Владивосток, 2000. С. 127.

[39] Ахматова А. Творчество. Л., 1976. С. 310.

[40] Шостак М. Журналист и его произведение. М., 1998. С. 6.

[41] Данный термин введен в оборот газетой «Комсомольская правда».

[42] Комсомольская правда. 2001. 7 апреля.

[43] Евтушенко А., Скойбеда У., Баранец В., Коц И., Варенов В. Сергею Доренко грозит три года

тюрьмы//Комсомольская правда. 2001. 18 апреля.

[44] Комсомольская правда. 2001. 24 апреля.

[45] Термин введен в оборот газетой «Комсомольская правда».

[46] Герасименко О. Успеваю думать и о красе ногтей//Комсомольская правда. 2001.14 марта.

[47] Там же.

[48] Герасименко О. Вице-спикер выдала тайны думского двора?//Комсомольская правда. 2001. 17 марта.

[49] Васильева Л. Ледяной потолок весь грибком порос//Комсомольская правда (ДВ приложение). 2000. 28 ноября; Она же: Чисто конкретный хозяин мечта жилищников. Он сам себе крышу кроет//Комсомольская правда (ДВ приложение) 2001. 22 марта.

[50] Зачем мы печатали эти объявления//Комсомольская правда. 2001. 9 октября.

[51] Гнилой талибской нечисти загоним пулю в лоб//Комсомольская правда. 2001. 9 октября.

[52] Утрем нос американским дебилам!//Комсомольская правда. 2001. 9 октября.

[53] Комсомольская правда. 2001. 20 июня.

[54] Там же.

[55] Комсомольская правда. 2001. 20 июня.

[56] Щедров Я. Они живут в нищете, без всяких преувеличений//Комсомольская Правда. 2001.20 июня.

[57] Там же. 2001. 30 июня.

[58] Комсомольская правда. 2001. 17 января, 23 февраля, 7 марта, 1 июня и др.

[59] Шостак М. Журналист и его произведение. М., 1998. С. 7688.

[60] Комсомольская правда. 2001. 29 декабря.

[61] Комсомольская правда. 2002. 5 января.

Hosted by uCoz