КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СМИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ:
ВОЗМОЖНОСТИ НОВОГО
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Сравнение различных масс-медиа
Ментальные усилия и социальное
взаимодействие
Извлечение информации и память
Масс-медиа и воображение
Модуль
12.1. Препятствует ли телевидение развитию навыков чтения?
Грамотность усвоения материалов СМИ
Модуль
12.2. Читать субтитры или не обращать на них внимания?
Что
можно сделать дома
Усилия
отдельного человека.
Модуль
12.3. Пример того, как рекламу сняли из-за жалоб зрителей
Усилия
группы людей
Изложение исследований о СМИ для
широкой публики
Радиус
действия СМИ
Новые
технологии
Что
такое массовые коммуникации? (возвращаясь к вопросу)
Модуль
12.4. Как найти друзей on-line
Модуль
12.5. Восстание в мировой WWW-сети
Модуль
12.6. Примеры творческого подхода к новым коммуникационным технологиям
Вопрос.
Каков объем мировой Web-сети?
Ответ.
Газета «Нью-Йорк таймс» в апреле 1998
года опубликовала данные о том, что в сети Интернет и мировой Web-сети по крайней мере 320 миллионов страниц. Их количество
растет настолько стремительно, что это значительно замедляет поиск необходимой
информации. По некоторым оценкам, при поиске информации на любую тему можно
найти всего не более трети всей имеющейся информации (Marginalia, 1998).
Вопрос.
Зачем в сентябре 1992 года звезда
мексиканских сериалов Вероника Кастро приезжала в Москву?
Ответ.
Чтобы нанести визит президенту Борису
Ельцину и познакомиться с членами российского парламента. Актриса приехала в
Москву, потому что мексиканский сериал «Богатые тоже плачут» пользовался в
России огромным успехом. Каждый день он собирал у экранов 200-миллионную аудиторию,
70% населения страны, так что получил самый высокий зрительский рейтинг за всю
мировую историю (Kopkind, 1993).
Вопрос.
Когда в доме работает телевизор, это
значит, его включили, чтобы посмотреть определенную программу?
Ответ.
Половину времени, которое мы в
среднем проводим перед телевизором, мы смотрим определенную программу, а
половину времени – просто включаем и ищем что-нибудь интересное. Наилучший и
самый легкий способ контролировать просмотр телевизора в вашем доме – это
следовать правилу: «Никогда не включай телевизор, если не собираешься посмотреть
именно ту программу, которую собирался посмотреть».
В нашей книге мы исследовали
искажения представлений о реальности, которое вносит в нашу жизнь телевидение.
Хотя СМИ не единственный источник наших знаний об окружающем мире, но на наши
представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе предположить.
Телевидение очень серьезно воздействует на наши установки и поведение в том
случае, если мы искренне верим в то, что масс-медиа отображают реальность
такой, какая она есть на самом деле. В этой последней главе мы рассмотрим
возможности нашей активной реакции на СМИ и взаимодействия с ними.
В этой книге мы по большей
части говорили о СМИ вообще и уделяли сравнительно мало внимания различиям
между телевидением, радио и прессой. Теперь мы опишем основные отличительные
черты этих СМИ и определим их соотношение в создании тех или иных представлений
у аудитории. Затем мы рассмотрим реакции на масс-медиа, проявляющиеся в
поведении, и расскажем об образовательных программах по грамотному использованию
СМИ в школе и дома. Затем мы обратимся к вопросу о том, как новости о СМИ в
прессе могут повлиять на уже сложившиеся в обществе представления и стереотипы.
Наконец мы завершим книгу, обратившись к новым видам СМИ, и посмотрим, как
технология стирает различия между тем, что мы традиционно считали масс-медиа, и
персональными средствами информации.
СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ
МАСС-МЕДИА
МЕНТАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ И
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Хотя мы знаем, что вымысел и
художественная форма регулярно встречается и в печатной форме и на телевидении,
ребенок с ранних лет воспринимает написанное в книгах как вымысел (Kelly,
1981). Телевидение же с детства воспринимается человеком почти как реальная
жизнь. Поэтому представления, основанные на восприятии телепередач и фильмов,
гораздо легче перепутать с нашими представлениями о реальности, чем идеи и представления,
получаемые из книг. СМИ сами по себе воздействуют на процесс, в ходе которого
ребенок получает информацию из СМИ и запечатлевает ее в памяти (Salomon,
1979, 1983, 1987). В целом восприятие телевидения требует меньших умственных
усилий, чем печатные СМИ, хотя это зависит от возраста зрителей и вида программ
(Bordeaux & Lange, 1991; Salomon,
1984). Дети из семей с низким социально-экономическим статусом, а также
относящиеся к расовым и культурным меньшинствам, больше склонны верить в то,
что по телевидению показывают правду, чем дети из семей белых среднего класса (Dorr,
1982).
У Гринфилда (Greenfield,
1984) есть тонкое рассуждение об историческом развитии масс-медиа и их
взаимосвязи с психологическими процессами, задействованными в восприятии
каждого СМИ. Изобретение печати несколько столетий назад позволило сохранять
большие объемы информации. Люди, овладевшие грамотой, смогли познакомиться с
новой и обширной информацией, прежде недоступной или передававшейся устно. Грамотность
имела и большое социальное значение, так как печатные тексты были первым СМИ,
которое требовало уединения для того, чтобы им можно было эффективно
воспользоваться (Olson, 1994). Опасения критиков, связанные с тем, что с
приходом телевидения дети будут изолированы друг от друга и станут избегать
общения, напоминали опасения людей того времени, когда появились первые
печатные книги; телевидение лишь внесло дополнительное требование физической
изоляции человека. Но не оно было его инициатором. Фактически, как показывают
исследования, не наблюдается никакой связи между количеством телепередач,
которые смотрит человек, и временем, которое он тратит на общение.
Совсем недавно в обществе
возникли новые беспокойства и тревоги, связанные с использованием Интернета и
Мировой Web-сети. Страхи, что те, кто занимается «Web-серфингом»,
будут социально изолированы или даже социально беспомощны, удивительно
напоминают тревоги и страхи времен изобретения книгопечатания и телевидения. В
своей довольно провокационной книге Ривз и Насс (Reeves & Nass,
1996) заметили, что мы взаимодействуем с компьютерами, телевидением и другими
СМИ почти так же, как мы общаемся с людьми, просто мы этого не осознаем.
Например, мы обращаемся с телевизором вежливо и эмоционально, порой воспринимая
его как личность.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И
ПАМЯТЬ
С когнитивной точки зрения
между радио и газетами больше сходства, чем между каждым из этих СМИ и
телевидением. Как радио, так и пресса – это вербальные СМИ, тогда как в
телевидении есть еще и изобразительный аспект. Существует позитивная корреляция
между восприятием рассказа, прочитанного в книге и услышанного по радио, однако
меньше взаимосвязи между прочитанным рассказом и телефильмом (Pezdek
& Hartman, 1983; Pezdek, Lehrer & Simon,
1984; Pezdek & Stevens, 1984). Это означает, что навыки, требующиеся для
извлечения информации из телевизионной программы, отличаются от тех, которые
нужны при усвоении информации по радио или из прессы и книг. Исследования
телевидения показывают, что дети получают больше информации из визуальных компонентов
СМИ, чем из вербальных, хотя избыток информации в результате наложения этих
двух компонентов в целом помогает восприятию (Hayes & Birnbaum,
1980). Экспериментально установлено, что школьники, ученики второго и шестого
класса, лучше понимают содержание истории, показанной на экране, чем ту же
историю, которую они слышали по радио (Pezdek et al., 1984). Таким образом, телевидение – это очень
эффективный способ передачи информации детям, так как этот вид СМИ обладает
более значительным потенциалом, но с ним связано и больше беспокойств и тревог
родителей, учителей и ученых.
Биглз-Рус и Гэт (Beagles-Roos
& Gat, 1983) провели эксперимент: они попросили детей пересказать историю,
услышанную по радио или увиденную по телевизору. Стиль детских пересказов
варьировался довольно интересным образом. Когда дети пересказывали историю,
показанную по телевидению, то в ней было больше неясных ссылок, в частности
упоминались местоимения вместо личных имен, использовались определенные артикли[1]
(«The boy» – тот мальчик) и другие
выражения, которые подразумевали, что эта информация уже знакома слушателю.
Пересказы историй из радиопередач были более информативны. То же явление мы
наблюдаем и когда слушаем или смотрим спортивные репортажи: радиорепортажи о
спорте с места событий более насыщенны, чем комментарий к телевизионной
трансляции. Уоткинс (Watkins, 1988) попросил детей
написать историю из «телевизионной» или «реальной жизни». В этом эксперименте
психолог обнаружил, что детали в рассказах и сложный сюжет зависел от того,
какое количество телепередач посмотрел ребенок: чем больше он смотрел
телевизор, тем сложнее и подробнее у него получался «телевизионный» рассказ.
Гринфилд (Greenfield, 1984) предположил, что один из эффектов телевидения
– научение особому стилю разговора, для которого характерно отсутствие четких
ссылок, стиль, напоминающий разговор двух знакомых людей. В обеих историях дети
предполагали, что многое уже известно и поэтому объяснять почти ничего не
нужно. Что касается радио и печати, то язык в сообщениях и передачах должен
быть более четким, чтобы компенсировать отсутствие изобразительного элемента.
Бэггет (Baggett,
1979) обнаружил, что взрослые одинаково хорошо воспроизводили информацию из
немого фильма («Красный воздушный шар») и из вербального сценария, а маленькие
дети намного лучше запоминали видеоряд. Это визуальное преимущество –
неотъемлемая черта привлекательности телевидения. Хотя с возрастом разница в
восприятии слабеет, она является естественной характеристикой нашей когнитивной
системы, а не свойством, которое мы приобрели вместе с появлением телевидения.
Визуальный аспект тем не менее сохраняет свое преимущество и в жизни взрослых.
Бэггет провел тестирование через неделю после своего эксперимента и обнаружил,
что у взрослых визуальная память тоже была лучше вербальной.
Психологи Спенсер, Сейдлиц,
Ласка и Триче (Spencer, Seydlitz, Laska & Triche,
1992) провели полевое исследование и сравнили передачу информации различными
масс-медиа. Ученые сравнили реакцию людей на газетные и телевизионные репортажи
о природном катаклизме – вторжении соленых вод Мексиканского залива в низовья
реки Миссисипи в 1988 году. Результаты исследований показали, что каждое СМИ
лучше передавало какую-то отдельную часть информации и пробуждало у аудитории
соответствующую реакцию. Газеты лучше представляли сложную и потенциально
двусмысленную информацию о возможных последствиях этого проявления стихии, а по
телевидению лучше передавались конкретная информация и советы, касающиеся
поведения (например, в телерепортажах советовали покупать воду в бутылках).
МАСС-МЕДИА И ВООБРАЖЕНИЕ
Иногда говорят, что для
восприятия радио требуется больше воображения, так как возникает необходимость
восполнить визуальный аспект сообщения. В работе Гринфилда (Greenfield,
1984) рассказывается об одном увлекательном эксперименте: в нем детей просили
придумать окончание для историй, показанных по телевидению или тех, которые дети
слышали по радио. Результаты показали, что когда дети придумывали окончания радиоисторий,
в них было больше новых элементов, чем в окончаниях для телевизионных версий
тех же сюжетов. В работах Макфарленда (MacFarland, 1990) приводится подробная
характеристика эффектов радио.
Дж. Л. Сингер и Д. Г. Сингер
(Singer & Singer, 1981) обнаружили, что дошкольники, много
смотревшие телевизор, реже играли с воображаемым товарищем по играми и показатель
воображения у них был ниже. Тем не менее этот показатель связан еще и с тем, какие
программы смотрят дети. Например, Sesame Street («Улица
Сезам»), а особенно Mister Rogers' Neighborhood («Соседи мистера Роджерса»),
как показали эксперименты, стимулировали игру воображения (J. L. Singer
& D. G. Singer, 1976; Tower, Singer
& Singer, 1979), в то время как шоу, связанные с приключениями, совсем не
пробуждали фантазию (J. L. Singer & D. G. Singer, 1981). Конечно, телевидение
развивает навыки обработки визуальной информации, и в целом это достаточно
эффективный путь передачи информации, особенно детям. В работах Мирингоффа и
его коллег (Meringoff, 1980; Meringoff et al., 1983) дается сравнительная характеристика
усвоения историй из различных типов СМИ.
Мешает ли просмотр
телепередач развитию навыков чтения или способности фантазировать? Это,
вероятно, зависит от той деятельности, которую заменяет телевидение. В модуле
12.1 приводится несколько гипотез воздействия телевидения на приобретение навыка
чтения. При некоторых особых условиях просмотр телевидения сам по себе включает
интенсивное чтение (см. модуль 12.2).
Теперь обратимся к практике
и поговорим о том, что в целом можно сделать, чтобы помочь детям лучше
взаимодействовать со СМИ, с которыми они неизбежно столкнутся.
Модуль 12.1. ПРЕПЯТСТВУЕТ ЛИ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ РАЗВИТИЮ
НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ?
Родители
часто беспокоятся, что их дети слишком много смотрят телевизор и мало читают. Бинтжис
и ван дер Вуурт (Beentjes & van der Voort,
1989) выдвинули несколько гипотез о влиянии телевидения на привычку к чтению и
обосновали свои предположения.
Гипотеза
стимуляции говорит
о том, что просмотр телевидения стимулирует или усиливает тягу к чтению. Этой
теории психологи придерживаются достаточно редко, поскольку в ее пользу
свидетельствуют всего два факта, а именно: чтение субтитров фильмов зарубежного
производства (см. модуль 12.2) и чтение книги, легшей в основу телевизионного
сериала, непосредственно после его просмотра (см. модуль 11.2).
Более
распространенной в научных кругах стала гипотеза снижения. Подразумевается,
что просмотр телевидения негативно влияет на чтение. Есть пять вариантов этой
гипотезы. Гипотеза пассивности (см., в частности, Healy,
1990) говорит, что телевидение делает детей более ленивыми, они становятся
менее подготовленными к тому, чтобы прилагать ментальные усилия, необходимые
для чтения. Действительно, восприятие телевидения требует меньше ментальных
усилий, чем чтение, однако зрители вовсе не становятся абсолютно пассивными (Salomon,
1984, 1987). Второй вариант гипотезы снижения – это ухудшение
концентрации. Ее последователи утверждают, что телевидение ослабляет
способность ребенка концентрироваться. Для этой гипотезы нет очевидных
доказательств. Третья, вероятно, самая слабая из всех гипотез, – это гипотеза замедления, которая утверждает, что телевидение
вообще нарушает деятельность мозга. Поскольку во время просмотра телевидения
требуется активная обработка вербальной и визуальной информации, то эта теория
несостоятельна. В гипотезе противодействия школе утверждается, что дети
начинают ждать от школы развлечений так же, как и от телевидения в передачах
«Улица Сезам» и «Барни и друзья», а когда этого не происходит, то дети
утрачивают мотивацию к учебе. Это утверждение трудно изучать эмпирически, а на
основании имеющихся свидетельств нельзя сделать никаких определенных выводов.
Наконец, гипотеза замещения утверждает, что телевидение действительно
вредит процессу чтения и навыку чтения, но только когда оно отбирает у чтения
время. Несмотря на то, что исследования не приходят к согласованным выводам,
эта гипотеза нашла наибольшую поддержку у ученых (Koostra & van der Voort, 1996; Mutz, Robertz
& van Vuuren, 1993; Ritchie, Price
& Roberts, 1987). Если дети смотрят телевизор вместо того,
чтобы читать, это может ослабить их навыки чтения. Если они смотрят телевизор в
дополнение к чтению, то такого вредного воздействия не наблюдается. Что
касается фантазии, то просмотр телепрограмм без изображения насилия не мешает
игре детских фантазий, однако фильмы и передачи, в которых есть насилие, действительно
ослабляют способность ребенка фантазировать (van der Voort & Valkenburg, 1994). В целом телевидение,
по-видимому, стимулирует склонность к грезам, но ослабляет творческое мышление
(Valkenburg & van der Voort,
1994).
ГРАМОТНОСТЬ УСВОЕНИЯ
МАТЕРИАЛОВ СМИ
В современном обществе все
очевиднее становится потребность в более грамотном пользовании СМИ. Хотя еще в
1970-е годы возникали движения в поддержку образования в области СМИ, в наши
дни интерес к этой проблеме значительно возрос (Alvarado, Gutch & Wollen,
1987; J. A. Brown, 1991, 1998; Manley-Casimir
& Luke, 1987; Masterman, 1985; Ploghoff & Anderson,
1982; Potter, 1998; D. G. Singer & J. L. Singer,
1998). Грамотность в области СМИ включает несколько направлений: это вопрос
политики, вопрос образования, сюда входят и советы родителям или разнообразные
научные исследования (Christ & Potter,
1998).
Мы в нашей работе, также как
и многие современные теории и исследования, посвященные массовым коммуникациям,
больше делаем акцент на возможности выбора информации, а не на защите от
губительного влияния СМИ. По правде говоря, никто не может полностью
изолировать себя от влияния масс-медиа; они вездесущи, они – неотъемлемая часть
нашей жизни. Наоборот, мы должны научиться жить не только с традиционными
печатными и электронными СМИ, но и со всеми новыми технологиями массовой,
личной и компьютерной коммуникации (Dorr & Kunkel,
1990; Ganley, 1992; F. Williams, Strover & Grant,
1994) и овладеть тем, что сегодня называют «киберпространством» (Borden
& Harvey, 1997; Kiesler, 1997; Noll, 1996).
Существуют различные виды
грамотности и образования, относящиеся к СМИ. Так, Мейровиц (Meyrowitz,
1998), например, выделяет три направления. Образование, касающееся содержания
СМИ, включает знакомство с героями репортажей и шоу, темами, информацией,
поступками людей в той или иной ситуации и так далее. Освоение грамматики
СМИ включает изучение характерных особенностей каждого отдельного вида
масс-медиа. Например, по мере того как дети взрослеют, и у них накапливается
опыт просмотра телепередач, в их представления включаются и знания о том, как
делаются телевизионные шоу: они усваивают приемы монтажа, наплывы и ряд других
техник. Очень маленькие дети могут неправильно интерпретировать виденное ими по
телевизору, поскольку еще не понимают, что это не происходит на самом деле, а
сделано с помощью монтажа. Третий тип грамотности, грамотное усвоение СМИ, включает
усвоение специфических условностей, модальности и требования определенной
обработки информации при использовании каждого отдельного СМИ. Мессарис (Messaris,
1994, 1997, 1998) считал, что следует выделять особый навык «визуальной грамотности»,
отличающийся от навыка и понимания исключительно вербальных СМИ. Например,
телевидению и в особенности некоторым компьютерным коммуникациям, таким, как
гипертекст в мировой Web-сети, свойствен нелинейный
характер, в отличие от радио и печати.
Модуль 12.2. ЧИТАТЬ СУБТИТРЫ
ИЛИ
НЕ ОБРАЩАТЬ НА НИХ ВНИМАНИЯ?
Во многих странах мира
значительная часть телевизионных программ импортируется из других государств.
Таким образом, программа или дублируется полностью, или идет с субтитрами на
местном языке. Дублирование дает возможность зрителю услышать родную речь, даже
если она не соответствует движениям губ персонажа на экране. Тем не менее,
чтение субтитров и одновременно обработка визуального содержания без саундтрека
на знакомом языке помогает приобрести ряд полезных когнитивных навыков.
Бельгийский психолог Джери Дьюдевал и его коллеги (см., например, D'Ydewalle,
Praet, Verfaillie & Van Rensbergen, 1991) провели ряд
исследований, в которых измеряли движения зрачков, взяв их в качестве
показателей относительного внимания к субтитрам и визуальному содержанию.
Ученые обнаружили, что люди постоянно смотрят на субтитры, написанные на их
родном языке, и иногда им кажется, что это отвлекает, если они знают оба языка – тот, на котором идет саундтрек, и язык субтитров. Бельгийцы хорошо
знакомы с субтитрами: большинство фильмов, которые идут по бельгийскому
телевидению, – иностранного производства,
поэтому они транслируются с субтитрами, порой на экране появляется две строчки
субтитров – на французском и голландском (в стране
говорят на двух языках).
Когда зритель владеет несколькими языками, то
язык оригинала, субтитры и дубляж могут интересным образом взаимодействовать в
его сознании. Например, я помню, однажды в Бразилии смотрел фильм Ингмара
Бергмана: герои шевелили губами по-шведски, фильм был дублирован на английском
и шел с субтитрами на португальском. В другой раз я смотрел французские фильмы
с португальскими субтитрами; поскольку я владел на среднем уровне и тем и
другим языком, то я усвоил основное содержание, одновременно слушая французскую
речь и прочитывая субтитры на португальском, хотя через два часа я чувствовал
себя совершенно изможденным!
В США в отличие от других
стран практически не выпускается фильмов или шоу с субтитрами. В основном из-за
того, что очень много программ производится в самих США, все они на английском
языке, поэтому американским зрителям никогда не приходилось учиться читать субтитры.
Иностранные фильмы с субтитрами показываются лишь в разряде
«экспериментальных», и их смотрит довольно ограниченный круг людей. Среди производителей
и дистрибьютеров кино- и телефильмов распространено мнение, что американские
зрители не будут смотреть фильмы, идущие с субтитрами. Это практически никем не
проверенное предположение, вероятно, и приводит к тому, что многие высококачественные
фильмы с большим потенциалом популярности не попадают на американский экран.
Образовательные программы в
школе
Делались и продолжают
делаться многочисленные попытки разработать специальные программы для школ,
чтобы дети относились к телепередачам более критично. В работах Дж. А. Брауна (Brown,
1991) и Поттер (Potter, 1998) дан подробный обзор и тщательная оценка
таких программ в США и в других странах. Такие программы были разработаны в
отдельных школьных округах (например в Айдахо-Фолз, Нью-Йорк-Сити, в Юджине), в
университетах (Йельском, Бостонском), в разработках принимали участие многие
религиозные организации (например, Американская католическая конференция, центр
исследований воздействия СМИ), а также частные компании (The Learning Seed Co., Television Learning, Ltd.), ООН и Юнеско и другие
правительственные и общественные комиссии (например, Совет шотландского кино,
Министерство образования Западной Австралии, Национальный конгресс родителей и
учителей). В работах Букингема (Buckingham, 1993, 1996, 1998)
приводится описание программ, которые применяются в Великобритании.
Несмотря на то, что даже
поверхностный обзор различных программ по развитию грамотного обращения со СМИ
не входит в задачу нашей книги, в качестве примера мы все же коротко коснемся программы,
разработанной Дороти и Джеромом Сингером и их коллегами из Йельского
университета и введенной в действие в конце 70-х годов. Психологи предложили
провести среди школьников третьих, четвертых и пятых классов восемь уроков, по
два урока в неделю, вся программа была рассчитана на 4 недели. В программу
входили тема фантазии и реальности на телевидении, эффекты съемок, реклама,
стереотипы, идентификация с телевизионными персонажами, насилие и агрессия.
Аналитические исследования показали значительное увеличение в знаниях у
экспериментальной группы, в особенности во время тестирования, проведенного
сразу после окончания программы. Затем программа была расширена: ее стали
проводить и среди детей, посещающих дошкольные учреждения, а также учеников
первого и второго класса; обширное пилотное тестирование показало, что в ходе
таких программ детей можно многому научить (D. G. Singer & J. L. Singer,
1983; D. G. Singer, J. L. Sin-ger & Zuckerman,
1981; D. G. Singer, Zuckerman & J. L. Singer,
1980; J. L. Singer & D. G. Singer,
1981).
Второй образец – это
программа Дорра, Грейвз и Фелпс (Dorr et al.,
1980). В их программу входит просмотр отрывков из телепередач и обсуждения в
группе, ролевые игры, просто игры и комментарий учителя. Психологи во время
обучения детей рассказывали об экономической базе телевизионной индустрии,
например, они говорили о том, что конечная цель телекомпаний – продать
рекламное время и получить прибыль. Другой аспект – отличие телевизионной
реальности от настоящей. Программа Дорра поощряла детей критически оценивать
реальность каждого шоу. В аналитическом исследовании отмечалось, что подобные
программы способствуют изменению отношения к телевидению и развивают более
скептическое отношение к изображаемой в нем реальности.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДОМА
Все же образование в СМИ не
должно ограничиваться только школьным классом. Какой бы негативный эффект ни
производило на детей телевидение, этот эффект можно ослабить и даже направить в
позитивное русло, если поговорить на эту тему в семье. Такие диалоги развивают
то, что мы иногда называем «навыками зрительского восприятия» (Chen,
1994; Cordez-Bolz,-1980; Ploghoff & Anderson,
1982). Хотя очевидна невозможность того, чтобы родители всегда находились рядом
со своими отпрысками, когда те смотрят телевизор, но даже если родители сделают
над собой усилие и хотя бы немного посидят вместе с детьми у экрана, их
терпение будет вознаграждено. Когда семья смотрит телевизор вместе, разговор
может идти об обмане в рекламных клипах, о стереотипном изображении отдельных
групп, об аморальных ценностях, о переизбытке сцен секса и насилия. Родители
могут спросить у ребенка, нравится ли ему передача или нет и почему, – таким
образом, они лучше поймут, какие представления складываются у их детей. Будет полезно,
если родители сами отреагируют на ту или иную телепередачу и таким образом
сбалансируют искаженную реальность телевидения. Например, родители могут
высказать свои опасения, увидев сцену насилия, и поделиться с ребенком
воспоминаниями о своем детстве, когда они сами чувствовали страх, наблюдая по
телевизору что-то подобное. Джонссон-Смарагди (Johnsson-Smaragdi, 1983) нашел подтверждение
тому, что просмотр телепередач, в особенности когда он считался важной частью
семейной жизни, значительно облегчал общение в семье, и в первую очередь это
относится к взаимодействию с детьми в возрасте около 11 лет. Даже если братья
или сестры одного возраста, но вместе смотрели телевизор без родителей, это
имело положительное влияние, например, у детей возникало меньше ощущений страха
во время просмотра увлекательных, но пугающих фильмов (В. J. Wilson
& Weiss, 1993).
Семейные обсуждения могут
помочь детям освоиться с информацией, которая их тревожит, например с
проявлениями секса или насилия или с темой, которая им непонятна без «перевода»
родителей. Дискуссии во время просмотра новостей помогают детям узнавать о
событиях в мире. Телевидение можно использовать как катализатор дискуссий на
различные темы в кругу семьи. Хотя для ребенка и родителей может быть трудно
рассуждать о сексе или наркотиках, их дискуссию значительно облегчит программа
телевидения на эту же тему. Даже если программа не слишком хорошо сделана и не
соответствует ценностям, принятым в семье, она может служить относительно
безопасным поводом для начала такой дискуссии.
Телевидение не обязательно
должно изолировать членов семьи друг от друга (модель типа «Заткнись, я ничего
не слышу»). Это может быть такое занятие, которое объединяет всю семью и дает
повод поговорить о содержании телепередач и на другие темы (то есть модель «Эй,
посмотри-ка, как тебе это нравится?»). Такой подход может помочь членам семьи
узнать реакцию друг друга на те или иные темы и ситуации, а завязавшаяся
дискуссия – стать стимулом для когнитивного, эмоционального и личностного
роста.
Все эти примеры мы привели
вовсе не для того, чтобы сказать, что телевидение всегда оказывает такое
позитивное воздействие, – оно может его оказывать. Чем тщательнее
отбираются программы, и чем настойчивее отец или мать ребенка стремится
обсудить с ним содержание просмотренной передачи, тем лучше будет результат.
Остин, Робертс и Нэсс (Austin, Roberts & Nass,
1990; см. также Desmond, Singer & Singer,
1990) разработали и проверили модель того, как общение родителей и детей на
тему телевидения может повлиять на формирование детских представлений о
реальности. Такие переменные, как социальные и культурные факторы и структура
семьи, порой также играют роль в определении воздействия общения в семье на
влияние телевидения на детей (Greenberg, Ku & Li,
1992; J. С. Wright, St. Peters & Huston,
1990).
Основная часть этой книги
посвящена представлениям, которые формируются в нашем сознании в результате
взаимодействия его со стимулами ТВ, радио, журналов или газет. Если мы действительно
хотим изменить масс-медиа как таковые, мы и это иногда в состоянии сделать.
Хотя эта тема и не является в нашей книге главной, стоит коротко остановиться
на ней в качестве дополнения к нашему главному тезису.
Очень часто, стоит нам критически взглянуть на масс-медиа, как у нас
появляется ощущение того, что они нам не нравятся, причем по непонятной
причине, но мы мало что можем сделать, чтобы изменить положение дел, разве что
можем не пользоваться данным СМИ (например, не смотреть эту программу и не
читать газету). Точно так же, как мы пытаемся понять СМИ, когда взаимодействуем
с ними, мы можем взаимодействовать со СМИ и тогда, когда хотим внести изменения
в выбранной нами области. Создатели рекламы и политики давно так делают, и
именно этот факт вынуждает заинтересованного или обеспокоенного какой-либо
проблемой человека учиться поступать таким же образом.
УСИЛИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
Жалобы отдельных людей имеют
непропорционально сильное влияние на СМИ, так как те, кто получают их,
предполагают, что каждая жалоба представляет точку зрения не только конкретного
человека, но и многих других людей, которые не писали писем. Некоторые письма
оказываются более эффективными, чем другие. Обоснованное, логически выстроенное
обращение может иметь больше влияния, чем злобная тирада. Например, одну из
марок клубных коктейлей в ведущем феминистском журнале «Миз» рекламировали так:
«Ударь меня дубинкой!».[2]
В адрес телекомпании, выпустившей эту рекламу, пришло 1000 писем протеста, в которых
говорилось, что в этой рекламе есть намек на насилие в отношении женщин.
Компания ответила, что никто из создателей рекламы не представлял возможности
такой ее интерпретации, и все же письма настолько встревожили телекомпанию, что
она сняла эту рекламу с эфира (Will, 1987). Реакция
телезрителей действительно имеет значение! Письма от домохозяйки из Мичигана
Терри Рэколта и тех, кто поддерживал ее точку зрения, выразили тревогу о том,
что Кимберли-Кларк отрицала семейные ценности, и это заставило компанию
Макдональдс и других спонсоров убрать свою рекламу из «Семейной пары с детьми».
Джемисон и Кэмпбел (1992)
выдвинули три вида аргументации, которая была наиболее эффективной в обращениях
в Интернет, на теле- или радиокомпанию или в печатное издание. Во-первых,
жалобы на неточность или обман вызывают тревогу в СМИ. Публикация или выпуск в
эфир неточной информации редко бывает преднамеренной, и ее нужно быстро
исправить или сбалансировать, чтобы избежать возможной потери доверия и
вероятных проблем с законом, которые также могут возникнуть у СМИ. Во-вторых,
вызывают сильную тревогу жалобы на то, что данный репортаж или передача
нарушают общественные стандарты или правила хорошего вкуса. Пресса, например,
совсем не желает оскорбить читателя, когда печатает материалы откровенно
сексуального характера, материалы, связанные с насилием или содержащие грубые
выражения. Если достаточно много людей выскажут такого рода претензии, то это
грозит СМИ потерять рекламу, а реклама – это необходимое условие существования
всего предприятия. В модуле 12.3 приводится пример рекламы, которая оскорбила
аудиторию и была снята с эфира из-за жалоб телезрителей. В-третьих, жалоба на
недостаток сбалансированности или честности тоже довольно серьезна. Она подразумевает
такие очевидные претензии, как недостаточно честная политическая кампания, использование
рекламы, которая вводит зрителей в заблуждение, бесчестное предвзятое мнение о
какой-либо группе людей, эксплуатация когнитивной незрелости детей, когда,
посмотрев рекламу, дети начинают требовать у своих родителей эту продукцию.
Изредка усилия отдельного
человека приводят к изменению политики или к появлению организаций, активно
использующих СМИ для продвижения определенных взглядов. Например, Джон Банзхэф III
однажды убедил Федеральную комиссию по связи в том, что доктрина о справедливости
требовала, чтобы на телевидении поровну показывали рекламу о вреде курения и
рекламу сигарет (в 1971 году реклама табака в США была запрещена). Пит Шилдс, у
которого убийца застрелил сына, и Сара Брейди, муж которой, Джим, получил
повреждение мозга во время покушения на президента Рейгана в 1981 году, оба
стали активно использовать СМИ, чтобы лоббировать контроль над огнестрельным
оружием, они действовали через агентство «Хэндган контрол инк.», основанное Шилдсом.
Жертва инфаркта миллионер Фил Соколоф приобрел патент и выпустил большое
количество рекламных объявлений в газетах, призывая большие корпорации пищевой
промышленности изменить свою практику изготовления кулинарных изделий на
тропических, богатых холестерином маслах. Эта кампания и последующий подробный обзор
в СМИ вынудил 12 крупных пищевых корпораций в течение 2 лет перейти на более
здоровый вид масла. Затем Соколоф повел кампанию, направленную против
корпорации Макдональдс, поощряя их снизить содержание жира в их бургерах (Dagnoli,
I990, in: Jamieson & Campbell,
1992).
Прекрасная возможность
высказать свое недовольство или тревогу в адрес СМИ – это полоса редактора в
местной газете. Многие газеты с удовольствием печатают письма своих читателей.
Модуль 12.3. ПРИМЕР ТОГО, КАК
РЕКЛАМУ СНЯЛИ
ИЗ-ЗА ЖАЛОБ ЗРИТЕЛЕЙ
В колонке редактора Энн
Ландерс (1988, 13 июня) рассказывалось о том, как пробную рекламу сняли с эфира
из-за писем и звонков телезрителей в компанию. Реклама начиналась так: два
мальчика-тинэйджера стоят на вершине утеса и смотрят на океан. Затем один из
них предлагает следующую игру: пусть они вдвоем поедут на машинах к утесу, и
тот, кто выпрыгнет первым, будет «цыпленком». Мальчики поехали. Тот мальчик,
который предложил сыграть, в какой-то момент выпрыгивает из машины. Второй
мальчик волнуется и нервничает, показано, как он в ужасе толкает дверцу машины,
но дверь заело. Мы слышим, как подросток вскрикивает, когда его автомобиль
съезжает с утеса и разбивается о скалы внизу, в то время как первый мальчик,
онемев от страха, наблюдает за этой сценой. Наконец камера показывает
безбрежную гладь океана. На волнах качаются джинсовая куртка и джинсы. На
экране надпись черным цветом: «Юнион бей Фешн – вот
что вечно...»
Директор маркетинговой
кампании рассказала Энн Ландерс, что она выбрала этот ролик за его «сильное
воздействие» и «драматизм». Директор добавила, что она верит в то, что
тинэйджеры не воспримут рекламу буквально, и она покажется им забавной. Тем не
менее, после того, как телекомпания получила «несколько» телефонных жалоб и
писем, рекламу с эфира сняли.
УСИЛИЯ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ
Объединившись, люди часто
могут оказывать более сильное воздействие, чем каждый из них в отдельности.
Один из таких методов – бойкот, когда люди отказываются покупать какой-нибудь
продукт или используют публикации в прессе, на радио и на телевидении, пока
фирмы-производители не изменят его. Даже призрачная угроза бойкота вызывает
дрожь у рекламистов, у руководителей прессы, радио и телестанций. Газеты отказываются
от статей, когда определенные экономические силы пытаются себя рекламировать.
Магазинчики, работающие допоздна, перестали продавать секс-журналы после жалоб
общественности и угрозы бойкота со стороны религиозно настроенных людей. Фирма
«Нестле» изменила рекламу своей детской молочной смеси в ответ на общественное
возмущение и бойкот. Страх перед враждебной и организованной общественной
реакцией – основная причина того, что американские телевизионные станции так
неохотно соглашаются на рекламу презервативов, даже в период всеобщего страха
перед СПИДом, когда публика в большинстве своем благосклонно настроена по
отношению к такой рекламе.
В некоторых случаях группа
людей может преследовать СМИ в рамках существующих законов. Например, когда
Федеральная комиссия по связи (FCC) периодически пересматривает
ходатайства радио- и телестанций на пролонгацию деятельности, у общественности
появляется шанс помешать этой пролонгации. Хотя реальный отказ возобновить
договор с FCC в США случается крайне редко, такое давление на
теле- или радиокомпанию может привести к существенным переменам в ее политике.
Например, группы по защите гражданских прав в 1960-х годах использовали этот
метод для того, чтобы заставить радио- и телекомпании прислушаться к проблемам
афро-американцев и их общин. Иногда бывает, что одной угрозы юридического или
законодательного преследования достаточно, чтобы произвести желаемые перемены.
Например, группы потребителей, такие, как ныне уже не существующая организация
«За телевидение для детей», осуществляли давление на индустрию радио- и
телевещания и Национальную ассоциацию теле- и радиокомпаний, с целью ограничить
количество минут рекламы за один час в детских программах. Обращения этой
организации в FCC, чтобы узаконить свою просьбу, привели к тому, что
Национальная ассоциация радио- и телекомпаний сама ограничила время рекламы,
предпочтя сделать этот шаг добровольно, а не под давлением правительственных постановлений.
Некоторые организации сами
сделали себя цензорами в определенных областях. Например, Национальная
ассоциация родителей и учителей несколько раз проводила мониторинг детской
рекламы и материалов, содержащих секс и насилие на телевидении. Возникшее в
результате беспокойство в обществе и скрытая угроза бойкота, по всей
вероятности, имели какие-то незначительные эффекты. Многочисленные группы
граждан, протестовавшие против порнографии, вынудили прекратить продажу
секс-журналов во многих местных магазинах. Преподобный Дональд Уалдмон
устраивал бойкоты против рекламодателей на телевидении, он боролся с рекламой,
которая, по его словам, содержит «безудержный секс, насилие, профанацию и
негативные стереотипы христиан» (Winbush, I989, р. 54). Например,
бойкот «Пепси» в 1989 году привел к отказу компании выступить спонсорами
видеоклипа Мадонны и ее тура.
Иногда требуется
дополнительная проверка телепередач и их содержания, чтобы определить, не
сумели ли телекомпании «творчески» нарушить какое-либо постановление или
правило. Например, Акт о детском телевидении 1990 года предписывал, чтобы телевизионные
станции увеличили количество часов «образовательных» программ для детей. В
ответ на это некоторые радио- и телестанции переименовали существующие мультфильмы
и комедии, повторяющиеся на разных каналах, в «образовательные». Например, одна
станция описала, что сериал G. I.
Joe («Солдат Джо») представляет «борьбу против зла,
которое способно уничтожить общество» («School of Hard Knocks, 1992, p. 32)
Подлинные образовательные программы, как, например, новости для детей,
показывали в 5:30 утра, а такие «образовательные» передачи, как The Jetsons («Джетсоны») или Leave it to Beaver («Пусть это сделает Бобер»),
шли в самое удобное для детей время. К 1996 году общественная неудовлетворенность
такими уловками вынудила FCC разъяснить закон 1990 года
и определить точное количество часов для образовательных программ, также была
внесена более четкая формулировка того, какая программа считалась образовательной.
Иногда социальное
исследование само по себе может повлиять на политику. Например, данные
лабораторных исследований о том, что люди не воспринимают никаких сообщений,
записанных на аудиопленку в обратном направлении и вряд ли подвержены влиянию
«сатанинских посланий» (см. модуль 4.8), вынудило некоторые штаты снять проект
постановления, требовавший у звукозаписывающих компаний наклеивать предупреждающую
маркировку на обложки альбомов (Vokey & Read,
1985). Научные исследования сыграли роль в развитии и в последующей модификации
ряда рейтингов, основанных на возрасте зрителей, которые впервые стали использоваться
в телевизионных программах в США в 1997 году (Cantor, 1998). Недавнее исследование
сексуального насилия (обсуждавшееся в главе 10) имеет огромное потенциальное
влияние на вопросы закона, политики, кинопроизводства и даже стиля жизни. Подробный
анализ того, как можно использовать исследование о сексуальном насилии для
того, чтобы осуществить перемены в законах и политике, есть в работах Penrod
& Linz, 1984; а также Turner, Hesse & Penrod,
1984.
Прежде чем такое
исследование сможет оказать значительное влияние на общественное мнение или
политику, его результаты должны стать известны не только в научном сообществе.
Этот акт сам по себе может повлиять и влияет на представления, складывающиеся у
всего общества о данной проблеме.
ИЗЛОЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ О СМИ
ДЛЯ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ
Когда репортер и ученый
излагают информацию об одном и том же исследовании, их взгляды будут резко
отличаться. Для ученого важна «правда», а репортеру нужны «новости». Например,
редактор может посчитать, что отдельная статья об исследовании порнографии не
содержит ничего нового, потому что эта газета уже печатала две статьи о
порнографии на прошлой неделе. Ученый, взглянув на ту же самую ситуацию, не
увидит никакого совпадения, потому что одна статья была о гражданах,
стремящихся запретить продажу «Плейбоя» в небольших магазинах, а вторая статья
была о женщине, участвовавшей в съемках порнографических фильмов, и ни одна из
этих статей не имела никакого отношения к докладу об исследовании поведения,
связанного с этой темой.
В своем желании подробно
осветить все стороны вопроса журналист может подчеркивать противоречие и таким
образом (пожалуй, непреднамеренно) поддерживать и узаконивать радикальную точку
зрения, которая не пользуется доверием в научных кругах. Как уже обсуждалось в
главе 7, конфликт и противоречие заслуживают внимания журналистов и считаются
важными для новостей. Например, реклама, действующая на подсознание, очень
интригует и даже тревожит общество, хотя ученые прекрасно осознают, что эффекты
от такой рекламы либо сильно преувеличены, либо их не существует вообще (Т. Е. Moore,
1982; Pratkanis, 1992; Saegert, 1987). Эта тема может быть
пригодна для хорошей журналистской статьи, но это плохая наука. Представления,
которые могут сложиться у читателей в ответ на такие статьи, будут значительно
расходиться с научными представлениями.
Журналисты и ученые
используют язык для совершенно различных целей. «Академическому ученому слог
репортера покажется необычайно небрежным, банальным и упрощенным, если вообще
не откровенно неправильным или глупым. Для журналиста академический стиль будет
представляться необычайно пассивным, техничным и усложненным, или даже
многословным, или торжественным... Академический язык стремится быть точным и
информативным... Для репортера же результат кажется пустяком, ради которого не
стоит суетиться: результат затрудняет исследование столькими ограничениями и исключениями,
что, кажется, не имеет никакого значения» (Tavris, 1986, р. 25).
Неудивительно, что порой
сталкиваешься с мнением, что социальная наука стоит намного ниже науки в целом,
и как научная дисциплина еще не сформировалась. Этого мнения придерживаются и
журналисты, получившие научное образование. Еще более удивляет тот факт, что, и
некоторые социальные психологи сами считают, что их работы в чем-то менее
важны, чем исследования по физике или биологии. Если многие социальные
психологи не считают себя настоящими учеными, разве удивительно, что и другие
оценивают их так же? Этот коллективный комплекс неполноценности, вероятно,
происходит оттого, что социальная наука по самой своей природе пробабилистская,
а не детерминистская дисциплина. Мы никогда не можем предсказать наверняка
воздействие, которое окажет на нас жестокий фильм, мы не можем утверждать это с
такой же точностью, как когда говорим, что 2 + 2 = 4.
Исследователи, в том числе
исследователи социальных дисциплин, не всегда имеют успех у публики или, по
крайней мере, не слишком заинтересованы в том, чтобы обнародовать результаты
своих экспериментов для широкой аудитории. Иногда ученые, которые все-таки
поступают именно так, как, например Карл Саган, заслуживают презрение своих
коллег (Ferris, 1997). Их не вознаграждает звание ученого, потому
что ученый – это, прежде всего гранты и публикация научных работ в
специфических научных журналах. Даже написание учебников ценится не очень
высоко, а разговоры с прессой и общественностью часто оказываются никем не
оцененными.
И все же у многих читателей
и журналистов наблюдения социальных психологов пробуждают сильный интерес.
Результаты исследования, проведенного Данвуди (Dunvoody, 1986), показали, что
редакторы газет действительно предпочитали материалы на социальные темы, а не
естественнонаучные. Однако репортерам свойственно, наоборот, предпочитать
естественнонаучные темы. Итак, часто может возникать ситуация, когда редактор
выбирает для статьи социальную тему и дает поручение репортеру, которому она не
особенно интересна, а репортер может не воспринять эту тему как научную и не
отнесется к работе над ней с тем же почтением, как к «настоящей» научной
статье. Современные исследования показывают, что ни журналисты, ни ученые не верили
в то, что масс-медиа оказывают полезную услугу науке, рассказывая об
исследованиях широкой общественности (Chappel & Hartz,
1998). Интересные результаты анализа того, как в СМИ изображаются научные
исследования насилия в СМИ, есть в работах J. H. Goldstein (1986).
В этой книге мы по большей
части писали о представлениях потребителя СМИ. Однако самое завораживающее
явление – это выступление простого человека в СМИ, особенно на телевидении.
Поскольку телевидение – очень навязчивое средство массовой информации, то
человек, когда попадает в эфир, либо очень волнуется, либо чувствует себя
неловко, либо и то и другое. Кажется, что сам факт, что человек попал на экран,
важнее того, что он делает в передаче. Люди счастливы, хотя выглядят довольно
глупо, например, когда поют песню в ток-шоу или нескромно рассказывают о своей
личной жизни. Уже много лет мы наблюдаем шоу «из реальной жизни», в которых
люди ведут себя довольно необычно. Таковы, например, Candid Camera («Откровенная камера», в
российском прокате идет под названием «Скрытая камера»), программа 50–60-х
годов, в которой людей показывали без их ведома в затруднительных ситуациях,
часто смешных, снимая их скрытой камерой, Real People («Настоящие
люди»), That's Incredible («Это невероятно»), American Funiest Home Video («Самые смешные домашние
видео Америки»). Интересно, лишает ли использование видеокамер и видеомагнитофонов
телевидение той Магии, которой оно обладало всегда? Дети, которые теперь уже
стали взрослыми, чаще всего имеют возможность в любой момент увидеть на экране
свое изображение в детстве.
РАДИУС ДЕЙСТВИЯ СМИ
На нашей планете буквально
не осталось места, не охваченного массовыми коммуникациями. По политическим
причинам ЮАР до 1976 года оставалась единственной сравнительно большой страной,
лишенной телетрансляций (Mutz, Roberts & van Vuuren, 1993). Последними странами, в которых появилось
телевидение, были затерянный в горах Непал – в 1985 и острова Кука – в 1989, а
к началу 90-х годов лишь маленькое королевство Бутан в Гималаях оставалось
страной без телевидения. Спутниковые тарелки и видео, работающие от
генераторов, позволяют устанавливать телевизоры и видео в любых местах, даже
недоступных для обычного приема передач.
В 1970 году в Канаде было
проведено уникальное исследование, которое оценивало эффекты от установки
телевизоров. Исследователи изучили три города в Британской Колумбии. Они были
очень похожи, только в одном городе («мультител» – много каналов) была
возможность принимать несколько канадских и американских телевизионных каналов,
жители другого («юнител» – один канал) принимали всего один канал, а третий, поскольку
был расположен в долине, не получал никаких телевизионных сигналов («ноутел» –
ни одного телевизионного канала). В этом исследовании ученые сравнили детей и
взрослых во всех трех городах до и после того, как телевидение пришло на
территорию «ноутел». Например, показатели творческих способностей были выше до
появления телевидения в области «ноутел», и эти показатели превышали показатели
в других городах до появления телевидения и показатели в любом из трех городах
после появления ТВ. У Макбет (Macbeth, 1996) есть результаты
исследований, а в работе Т. М. Уильямса (Williams, 1986) собраны более
подробные данные. Подобное исследование, вероятно, никогда больше нельзя будет
провести, потому что мест, не охваченных телевидением, больше уже не
существует.
Кросскультурные аспекты в
будущем могут стать важной составляющей всех социальных исследований. Буквально
любая страна в мире становится теперь мультикультурной, и отчасти это происходит
благодаря революции в области коммуникации. Нам всем доступны СМИ из разных
национальных и культурных источников, и поэтому важно понимать, насколько
неоднозначно в разных культурах может быть воспринято одно и то же послание.
Замечательное собрание статей по сравнительным кросскультурным исследованиям
есть у Корзенны и Тинг-Туми (Korzenny & Ting-Toomey,
1992), Лалл (Lull, 1988), а также в работе Блумер, Мак-Леод и
Розенгрен (Blumer, Mc-Leod & Rosengren,
1992).
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Изменения в самом телевидении
Изменение технологии привело
к более фундаментальным структурным изменениям в телевидении и других СМИ.
Медленное, но неуклонное уменьшение процента аудитории программ, предоставляемых
телесетью по сравнению с кабельными каналами (с 1978 по 1990 год этот процент
упал с 90% до 66%), будет иметь сильное, но еще пока неясное влияние на
телевизионные программы, их экономическое положение и привычки зрителей (Zoglin,
1990 а). Распространение кабельных каналов и спутниковой технологии значительно
увеличивает число имеющихся предложений. Психологическое воздействие такого
богатого выбора менее очевидно; неизвестно, как возможность принимать 100 или
даже 500 каналов изменит вкусы отдельного человека. Наличие видеомагнитофонов усилило
контроль аудитории над отбором программ и выбором времени их просмотра; сейчас
только начинает проясняться общее влияние наличия видеомагнитофонов на качество
и количество телепередач, которые смотрит отдельный человек (Gunter
& Levy, 1987; Levy, 1987; Lindford & Shatzer,
1990; Mares, 1998). Входят в моду платные каналы, особенно популярны трансляции
интересных событий. Например, матчей по боксу, хотя их популярность растет
медленнее, чем ожидали их устроители. На горизонте уже видна новая область в
телевещании – аппаратура с высокой разрешающей способностью, которая обещает
поднять телевидение на совершенно новый уровень. Интерактивные телевизионные
проекты позволяют зрителям, например, нажав кнопку, увидеть репортаж, а нажав
еще одну – получить дополнительную информацию из новостей или информацию о
спорте. Нажав еще одну кнопку, можно увидеть спортсмена крупным планом, а можно
включить и повторный показ игрового момента.
Компьютерные коммуникации
Сегодня существует четыре
типа компьютерных коммуникаций в Интернете (М. Morris & Ogan,
1996), хотя еще недавно не существовало ни одной подобной возможности получить
информацию.
1. Асинхронная коммуникация
между двумя людьми в режиме электронной почты e-mail.
2. Неодновременная
коммуникация между многими пользователями, включающая листсерверы,[3]
Юзнет,[4]
электронные доски объявлений (electronic bulletin boards), когда пользователь заказывает услугу или
подписывается на программу, чтобы получать послания из отдельной группы, как
правило, на определенную тему.
3. Если пользователю надо
найти сайт для того, чтобы в асинхронном порядке получить информацию, он может
строить отношения с источниками типа один на один, много людей и он сам или он
один со многими. Например, это могут быть web-сайты, гоферы (gopher –
англ. суслик – система для поиска информации в Интернете) и сайты
формата FTP (file transfer protocol
– правила переноса файлов в сети).
4. Наконец, существует и
синхронная коммуникация: это может быть коммуникация один на один, один с
несколькими пользователями, один со многими людьми, в нее входят чаты и сетевые
компьютерные игры.
Использование теории и
методологии исследований, характерных для СМИ, для изучения компьютерных СМИ
только началось. В работе Ф. Уильямса, Стровера и Гранта (Williams,
Strover& Grant, 1994) излагаются возможные
теоретические перспективы использования таких СМИ. Многообещающим кажется
подход, включающий исследование пользы и удовольствия, которые люди получают от
Интернета. Для чего они пользуются электронной почтой? Что получают, посещая
чаты? Как они пользуются листсерверами? Как они приобретают друзей, общаясь в
режиме on-line? В модуле 12.4 дается ответ на последний вопрос.
ЧТО ТАКОЕ МАССОВЫЕ
КОММУНИКАЦИИ?
(ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ)
Так как появилось столько
новых возможностей, становится все труднее определить, где кончаются масс-медиа
и начинаются персональные средства коммуникации. Приход видеомагнитофонов
позволяет нам смотреть фильмы дома, используя технологию массовой коммуникации
(телевидение). Компьютерные коммуникации, например электронная почта, мировая Web-сеть,
листсерверы и чаты, привели к возникновению коммуникаций совершенно нового
типа.
Компьютерные доски
объявлений и сети используются для того, чтобы передавать новости во время
беспорядков и революций. Правительство города-государства Сингапура начало
создавать инфраструктуру национальной информации: в соответствии с правительственной
программой, все дома в стране должна объединять сеть, установленная при помощи
волоконнооптического кабеля, позволяющего быстро передавать текстовые сообщения,
звук, видеосигналы и другую информацию; в стране также предполагается установить
телеграфную службу для пользователей мобильными компьютерами («Twenty-First Century Singapore», 1992). Похожие проекты
разрабатываются и серьезно обсуждаются и в других странах, в том числе во
Франции, Японии, Германии, Канаде и США.
Хотя электронные и в меньшей
степени печатные СМИ могут контролироваться авторитарным правительством,
гораздо труднее подавить самостоятельность компьютерных СМИ или ограничить
выбор владельцев видеомагнитофонов. Такие группы, как палестинские интифада,[5]
афганские моджахеды, бирманские повстанцы Карен, используют записи на видео.
Они фиксируют действия против них и вербуют своих новых сторонников (Zoglin,
1989). Когда Борис Ельцин и борцы за демократию укрылись в здании российского
парламента во время неудачной попытки путча в 1991 году в Москве, они поддерживали
связь с внешним миром при помощи факсов и компьютерных линий связи. Сейчас такие
группы повстанцев, как сапатисты в Мексике, имеют наравне с арсеналом оружия
еще и арсенал web-страниц и списки компьютерных адресов (см. модуль
12.5).
В ответ на резню в 1989 году
на площади Тяньаньмын китайские студенты во всем мире организовали революцию
факсов, и в течение последующих нескольких недель в Китае была нарушена работа
на 10 000 факсах, так как из-за границы постоянно приходили сообщения о том,
что в действительности произошло в Пекине (Ganley, 1992). Новости, которые
отсняли в Китае журналисты из Гонконга, в Китае посмотрели более 2 миллионов
владельцев видеомагнитофонов. Демократическое восстание в Китае было подавлено,
однако уже никогда, и никто не сможет лишить общество информации о притеснениях
внутри него самого. Электронную информацию во всех ее формах нелегко
контролировать, и электронные средства коммуникации можно творчески использовать
в жизни (см. модуль 12.6).
Все же грандиозные притязания
новых технологий, связанные с изменением жизни всех людей на планете, кажется,
сильно преувеличены. В действительности есть основание думать, что новые
технологии лишь расширят разрыв между богатыми и бедными. Pеш (Wresch,
1996) приводит пример двух мужчин из Намибии, одного богатого, другого бедного.
Бедный мужчина, Негумбо, ничего не умеет, у него нет работы, в его доме нет
электричества. Газеты стоят десятую часть его дневных заработков, которые
Негумбо получает, когда ему удается найти работу. Мало у кого из его соседей
есть ТВ, и все передачи в нем идут на английском языке, который Негумбо не
понимает. Его источники новостей в основном ограничиваются одной радиостанцией,
которая передает программы на его родном языке. Он никогда никуда не ездил,
кроме своей деревни в северной Намибии и ее столицы, Виндхоука.
Богатый человек, Тео,
президент своей собственной компьютерной компании, водит BMW,
говорит на трех языках и связывается с остальным миром по телефону, электронной
почте и многочисленным CD-ромам с информацией, которые
он получает каждый день. По крайней мере, каждый год он совершает поездки в
Германию и США, у него есть свой закупщик в Калифорнии, который присылает ему
партию товара каждую неделю. Он может прийти домой, и посмотреть кино по своему
видеомагнитофону (но у него нет ни одного фильма, сделанного в Намибии), он
может посмотреть американские комедии или мексиканские сериалы по телевизору.
Он может позвонить по телефону в Европу или в США, но с трудом может позвонить
кому-то в своей стране за пределами столицы, потому что местная инфраструктура
очень слаба. Информационная революция связывает Тео с самыми разными местами, и
их количество неуклонно возрастает, Негумбо становится все более и более
изолированным. В странах третьего мира, таких, как Намибия, усиливается
разделение между богатыми и бедными, увеличивается информационный разрыв, также
как и разница в доходах, и вряд ли технология вскоре сможет соединить эти два
полюса.
Модуль 12.4. КАК НАЙТИ ДРУЗЕЙ
ON-LINE
Какие отношения
устанавливаются между людьми, которые общаются при помощи электронной почты,
чатов и листсерверов? Являются ли они неглубокими, безличными, враждебными,
опасными или помогают освободиться от ощущения ограниченности человека, который
живет в определенном месте? Кроме того, такое общение лишает людей возможности
видеть друг друга, так что они не могут оценить внешность и статус собеседника.
Паркс (Parks, 1996) провел обзорное исследование взаимоотношений людей в Интернете и
обнаружил, что 60% респондентов утверждали, что установили личные отношения on-line.
Женщины чаще, чем мужчины, заводили электронных друзей, независимо от своего
возраста и семейного положения. Почти все они общались со своими друзьями по
электронной почте, каждая третья, кроме того, пользовалась телефоном, письмами
и общалась лично. Эти взаимоотношения развивались так же, как и традиционная
дружба. Так что мы видим, что компьютеры не только не изолируют людей друг от
друга, но и помогают установить дружеские связи. У Чинолт (Chenault,
1998) есть интересное рассуждение о том, как приобрести друзей и выразить свои
чувства, используя компьютерные коммуникации.
Модуль 12.5. ВОССТАНИЕ В
МИРОВОЙ WWW-СЕТИ
Хотя первый кровавый мятеж
сапатистских повстанцев в самом южном мексиканском штате Чиапас в 1994 году был
довольно коротким и его быстро подавили, сражение продолжается и сейчас не
только в жизни, но и в киберпространстве. Сапатистская Армия национального
освобождения (САНО) передает революционные послания через Интернет и пользуется
электронной почтой и web-сайтами, с помощью которых
она связывается с отдельными людьми и с обществом в целом, минуя
правительственную цензуру. Групповой web-сайт Ya Basta! собирает деньги для повстанцев и предоставляет
последние новости о местной ситуации. Лидер организации субкоманданте Маркос
пишет коммюнике на компьютере, встроенном в его грузовик. Эти послания затем
переносятся на диски и отправляются на web-сайт. Использование
повстанцами новых технологий вынудило ведущие мексиканские телекомпании, такие,
как Televisa, говорить в репортажах и о повстанцах, поскольку
публика узнавала о них из других источников. Остальные радикальные группы во
всем мире, например Ирландская республиканская армия, исламская
фундаменталистская организация Хамас и повстанцы из Перу, называющие себя Sendero Luminoso («Светлый путь»), все имеют свои web-сайты
и используют электронную почту (I. Vincent, 1996).
Модуль 12.6. ПРИМЕРЫ
ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
К НОВЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ
Рассмотрим следующие примеры:
1. В 1994 году профессор
Томас Найсли из колледжа Линчбург в Вирджинии обнаружил, что некоторые
вычисления на новом микропроцессоре «Пентиум» были ошибочными. Он проверил свои
вычисления на нескольких компьютерах и везде последовательно обнаруживал
ошибку. Когда он связался с производителем «Пентиумов», «Интелом», ему не
ответили. В отчаянии Найсли обратился в сеть Интернет и спросил у других пользователей,
нет ли у них таких же проблем. Через шесть дней «Интел» ответил на обращение
Найсли. Хотя компания сперва настаивала на том, что проблема эта очень
незначительна, растущее беспокойство в обществе и падение акций на бирже
уверило их в обратном. Через два месяца после первого звонка Найсли в «Интел»
во всех «Пентиумах» стали бесплатно заменять микросхемы (Wresch,
1996).
2. В основном информационная
революция не затронула бедное население, хотя есть и некоторые исключения.
Несколько Интернет-терминалов были открыты для общественного доступа и установлены
в Санта-Монике в Калифорнии. Их цель была дать возможность бездомным людям
поговорить о своей жизни и проблемах. Отвечая на вопросы «Почему вы не
работаете?», бездомные назвали в числе своих проблем: а) негде принять душ и
сменить одежду и б) нет возможности охранять их скудную собственность, пока они
находятся на работе. Как только общество осознало их проблемы (о них не знали
раньше), городские власти и Армия спасения отвела специальные помещения и установила
душевые, стиральные машины и шкафчики (Wresch, 1996).
3. В мае 1998 полиция в
Пулмане, штат Вашингтон, обратилась к общественности, попросив опознать
студентов, которые принимали участие в беспорядках в Вашингтонском
государственном университете. Они открыли web-сайт и поместили в нем 40
фотографий, сделанных офицерами полиции, журналистами и просто прохожими. На
этот сайт пришло 12000 отзывов в первые же два дня, и более 100 предполагаемых
бунтовщиков были идентифицированы (Notebook, 1998).
4. Роман Майкла Джойса 1987
года «Полдень, Легенда» – это
история о рекламисте, который решил, что попавшая в аварию машина, которую он
только что увидел, принадлежала его бывшей жене. Этот роман является классикой
в жанре художественного гипертекста. Это не книга, а скорее программа, в
которой читатель сразу вникает в хитрые взаимосвязи героев. Роман построен явно
в нелинейном изложении. Эта программа мешает любым попыткам читателя понять
сюжет насколько возможно ясно. Защитники жанра считают, что чтение это напоминает
настоящий диалог и переживание. А противники называют весь роман «несмешной
цифровой постмодернистской шуткой» (Lillington, 1998).
Все это снова приводит нас к
вопросу: «Зачем изучать психологию, в особенности когнитивную психологию СМИ?».
В сущности, масс-медиа предлагают нам опыт, который возникает в результате
взаимодействия нашего сознания с содержанием СМИ. СМИ воздействуют на наше
сознание: они дают нам идеи, изменяют наши установки, рассказывают, что собой
представляет окружающий нас мир. Эти построения в нашем сознании (то есть наша
воспринимаемая реальность) превращаются в каркас, на основе которого мы создаем
интерпретации нашего опыта в целом. Таким образом, чтение газет, просмотр телепередач,
прослушивание музыки и радиопередач – все это по большей части когнитивные
феномены.
В каком-то смысле продукция
СМИ – это искусство, творческая выдумка. Но как когда-то сказал Пикассо:
«Искусство – это ложь, сквозь которую мы видим правду». То же самое верно и применительно
ко СМИ. Участие в создании передачи – это игра, говорил Оскар Уальд: «Я люблю
игру актеров. Она намного реальнее жизни».
То же мы могли бы сказать и
о СМИ. Жизнь подражает искусству, искусство подражает жизни. В конце концов,
становится трудно отличить одно от другого.
[1] Определенный артикль делает предмет или существо, о котором идет речь, более конкретным, похоже на местоимение «тот» в русском языке. (Прим перев.)
[2] Слоган основывается на игре слов: клубный коктейль «club cocktail» (англ.) и дубинка «club» (англ.). (Прим. перев.)
[3] Listservers – компьютерная программа, организующая списки электронных подписчиков.
[4] Usenet – этот термин появился в 1980 году и обозначает систему on-line, в которой происходят дискуссии групп-участников.
[5] Intifada – арабское слово, обозначающее восстание; имеется в виду начавшаяся в конце 1987 года борьба палестинцев на оккупированных Израилем территориях Западного Берега реки Иордан и в секторе Газа.