ВИЗАНТИЙСКАЯ РАННЕХРИСТИАНСКАЯ
ПУБЛИЦИСТИКА
О пресмыкающихся
Слово огласительное
Письма
к Олимпиаде
(329–379)
Будущий великий проповедник получил широкое и всестороннее образование в языческих школах Константинополя и Афин. После нескольких лет адвокатской деятельности он принял крещение и вскоре стал отшельником. Религиозные споры заставили Василия покинуть уединение и обратиться к слову.
Большая часть бесед и речей
Василия Великого посвящена борьбе с ересями и еретиками. Став епископом, он
силой убеждения заставил византийского императора прекратить гонения на христиан.
Присвоенное Василию прозвище Великий красноречиво свидетельствует о его
авторитете и всеобщем признании.
О
пресмыкающихся[1]
Да произведет вода
пресмыкающихся, душу живую. Этим показано тебе, что плавающие животные имеют естественное
сродство с водою: поэтому рыбы, надолго разлученные с водою, умирают, ибо не
имеют дыхания, чтобы втягивать в себя воздух. Что для земных животных воздух,
то для породы плавающих – вода.
Причина тому очевидна. У нас есть легкие, наполненные пустотами, и грудная
клетка, которая, через расширение груди, принимая в себя воздух, проветривает и
прохлаждает внутренний жар, у них же расширение и сжатие жабр, принимающих и
выпускающих воду, служит дыханием.
У рыб собственное свое
назначение, собственная своя природа, отдельная пища, своеобразная жизнь.
Поэтому ни одно из плавающих животных не может сделаться ручным и вообще
терпеть прикосновения человеческой руки. Много несходства в образе жизни, много
различий в расположении каждой породы. Большая часть рыб не насиживают яиц, как
птицы, не вьют гнезд, не вскармливают с трудом детенышей, но вода, приняв икру,
производит из нее животное. У каждой породы способ размножения неизменен и
бывает без смешения с другою природою. Невозможно такое же размножение рыб, как
размножаются лошади на суше, невозможны такие же совокупления, какие бывают у некоторых
птиц, производящих от себя смешанные породы. Между рыбами нет вооруженных
зубами, как у нас вол и овца. Но все рыбы снабжены весьма частыми и острыми зубами,
чтобы пища при продолжительном жевании не растекалась; ибо если бы не была
быстро раздробляема и передаваема чреву, то во время самого измельчения могла
бы быть уносима водою. Пища же различным рыбам определена различная, по роду каждой.
Одни питаются илом, иные довольствуются травами, растущими в воде, большая же
часть пожирают друг друга, и меньшая из них служит пищею большей. Иногда
случается, что овладевшая меньшею себя делается добычею другой, и обе переходят
в одно чрево последней.
Не иное ли делаем и мы – люди, угнетая низших? Чем
различается от сей последней рыбы тот, кто по ненасытному богатолюбию во всепоглощающие недра своего лихоимства поглощает бессильных?
Он овладел достоянием нищего, а ты, уловив его самого, сделал частью своего
стяжания. Ты оказался несправедливее несправедливого и любостяжательнее
любостяжательного. Смотри, чтобы и тебя не постиг одинаковый конец с рыбами – уда, верша или сеть. Без сомнения, и мы, совершив
много неправд, не избежим последнего наказания.
Примечая даже в слабом животном много хитрости и
лукавства, желаю, чтобы ты избегал подражания делающим зло. Рак жаден до мяса
устрицы; но ему трудно поймать эту добычу, у которой оболочка – раковина. Сама природа несокрушимым оплотом обезопасила
нежную плоть устрицы: две вогнутые раковины, плотно прилаженные одна к другой,
совершенно закрывают устрицу, и клещи рака, по необходимости, остаются недействительными.
Что же он делает? Как только видит, что устрица в безветренном месте с наслаждением
греется и открывает половинки своей раковины солнечным лучам, – неприметно вбросив в них камень, препятствует им
закрыться и овладевает добычею, тем самым заменив недостаток силы выдумкою.
Такова злоумышленность в животных, не одаренных ни разумом, ни словом!
А я хочу, чтобы ты, подражающий умению и ловкости
раков отыскивать пищу, удерживался от вреда ближним. Таков тот, кто с
коварством приходит к брату, содействует невзгодам ближнего, увеселяется чужими
бедами. Бегай того, чтобы подражать людям предосудительным, и довольствуйся
собственным. Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных
предпочтительнее всякого наслаждения.
Не могу умолчать о лукавстве и вороватости полипа,
который всякий раз принимает цвет камня, к которому легко пристает, поэтому
многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, точно к камню, и
делаются добычею хитреца. Таковы нравом те, которые угождают всякой
преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся
постоянно одного и того же намерения, удобно делаются то тем, то другим: с
целомудренными уважают целомудрие, с невоздержными невоздержны, в угодность всякому
меняют расположения. От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого
ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко закрыто личиною дружбы.
Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах
овечьих (Мф. 7,15).
Бегай от изворотливого и многоличинного нрава,
домогайся истины, искренности и простоты. Змея пестровидна, за то и осуждена
пресмыкаться. Праведник не лукав, как и Иаков (Быт. 25, 27). Посему Бог вселяет
единомышленных в дом (Пс. 67, 7). Это – море великое
и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими (Пс. 103,
25). Однако же у них есть мудрый и благоустроенный порядок. Мы не только
осуждать должны рыб: у них есть нечто и достойное подражания. Каким образом
каждая порода рыб, получив в удел удобную для себя страну, не делает нашествий
на другие породы, но живет в собственных своих пределах? Ни один землемер не
отводил им жилищ, они не ограждены стенами, не отделены рубежами, но бесспорно
каждой породе уступлено полезное. Один залив прокармливает такие породы рыб, а
другой – другие; во множестве водящиеся здесь рыбы – редки в других местах. Не разделяет гора, возносящая
острые вершины, не пересекает перехода река; но есть какой-то закон природы,
который равно и правдиво, сообразно с потребностями каждой породы, распределяет
им места жительства. Но мы не таковы. Из чего это видно? Из того, что пренебрегаем
словом Писания: не передвигай межи давней, которую провели отцы твои (Притч.
22, 28). Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что
другим не остается места (Ис. 5, 8). Есть и перемещающиеся рыбы. Они как бы по
общему совещанию, собравшись на переселение, все отправляются под одним
знаменем. Ибо как только наступит определенное для них время чадородия,
поднявшись из разных заливов и побуждаемые общим законом природы, поспешают в
северное море. Во время этого восхождения увидишь рыб, соединенных как бы в
один поток и текущих через Пропонтиду (Мраморное море) в Евксинс-кий Понт
(Черное море). Кто же их движет? Какое царское повеление, какие указы, прибитые
на площади, извещают о наступившем сроке? Кто у них проводники? Видишь, как
Божие распоряжение все заменяет собою и доходит до самых малых тварей! Рыба не
прекословит Божию закону; а мы, люди, не соблюдаем спасительных наставлений. Не
презирай рыб потому, что они совершенно безгласны и неразумны; но бойся, чтобы
не сделаться тебе неразумнее и рыб чрез противление постановлению Творца.
Видел я это – и дивился во
всем Божией премудрости. Если неразумные твари догадливы и искусны в попечении
о собственном своем спасении, и если рыба знает, что ей избрать и чего ей избегать,
что скажем мы, отличенные разумом, наставленные законом, побужденные
обетованиями, умудренные Духом и при всем том распоряжающиеся своими делами
неразумнее рыб? Ибо они умеют промышлять некоторым образом о будущем, а мы,
отринув надежду на будущее, губим жизнь в скотском сластолюбии.
Рыба меняет столько морей, чтобы найти какое-нибудь
удобство; что же скажешь ты, препровождающий жизнь в праздности? Праздность – начало злых дел. Никто да не извиняется неведением. В
нас вложен природный разум, который учит присваивать себе доброе, а вредное от
себя удалять.
Не перестану представлять в пример морских обитателей,
потому что они подлежат нашему рассмотрению. Слышал я от одного приморского
жителя, что морской еж, животное, конечно, малое и презренное, часто дает знать
пловцам о тишине и буре. Когда он предчувствует волнение от ветров, то, взойдя
на какой-нибудь значительный камень, на нем, как на якоре, с твердостью выносит
бурю, потому что тяжесть камня препятствует увлечь его волнам. И как только
мореходцы усматривают этот признак, то знают, что надо ожидать сильного движения
ветров. Никакой звездочет, никакой халдей, предугадывающий по восхождению звезд
волнения в воздухе, не учил этому ежа, но Господь моря и ветров и на малом животном
положил ясные следы великой Своей премудрости. У Бога ничто не оставлено без
промышления и попечения; все назирает Сие недремленное Око, всему Оно присуще,
предустрояя спасение каждой твари. Если и ежа не исключил Бог из Своего
надзора, то как не надзирать Ему за твоею жизнью?
Мужья, любите своих жен (Еф. 5, 25), хотя бы вы были
чужды друг другу, когда вступали в брачное общение! Сей узел естества, сие иго,
возложенное с благословением, да будут единением для вас, бывших далекими!
Ехидна, самая лютая из пресмыкающихся, для брака сходится с морскою муреною и,
свистом извещая о своем приближении, вызывает ее из глубин для супружеского
объятия. И та слушается, и вступает в соединение с ядовитою ехидной. К чему
клонится сия речь? К тому, что если даже суров, даже дик нравом сожитель,
супруга должна переносить это и ни под каким предлогом не соглашаться на расторжение
союза. Он буен? Но муж. Он – пьяница? Но соединен по
естеству. Он груб и своенравен? Но твой уже член и даже – драгоценнейший из членов. Да выслушает и муж приличное
ему наставление! Ехидна, уважая брак, предварительно извергает свой яд; неужели
же ты, из уважения к союзу, не отложишь жестокосердия и бесчеловечия?
Но пример ехидны, может быть, и иначе послужит нам на
пользу; потому что соединение ехидны с муреною есть некоторое прелюбодеяние в
природе. Да вразумятся же те, которые посягают на чужое брачное ложе – какому из пресмыкающихся уподобляются они? У меня
одна цель: все обращать в назидание Церкви. Да укротятся страсти невоздержных,
обуздываемые примерами, взятыми с суши и моря!
(344–407)
Иоанн Златоуст по праву считается одним из величайших учителей и проповедников Церкви. Получив блестящее языческое образование, он стал адвокатом, но вскоре порвал с миром, принял монашество и провел шесть лет в пустыне, готовя себя к будущим трудам и подвигам.
Звание священнослужителя было
для отца Иоанна званием проповедника. Двенадцать лет он ежедневно проповедовал
в Антиохии, затем – в Константинополе, собирая
массы слушателей и обращая их ко Христу. Слава о его красноречии
распространилась далеко за пределы Восточной Римской империи. За силу проповеди
его и прозвали Златоустом.
Иоанн Златоуст является
автором чина православного богослужения – Литургии, многих молитв, а также слов и писем.
Став жертвой интриг
придворных, недовольных обличениями проповедника, Златоуст был отправлен в
ссылку, где и умер.
Слово огласительное[2]
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго,
Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и
спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Аще кто благочестив и
боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб
благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися
постяся, да воспримет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да
приимет днесь праведный долг. Аще ко по третием часе прииде, благодаря да
празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничем
отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся,
ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится
замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, яко же и перваго:
упокоевает в единонадесятый час при-шедшаго, якоже делавшего от перваго часа; и
последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела
приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже
убо вниде вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду примите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившийся и не постившийся, возвеселитесь днесь. Трапеза исполнена,
на-сладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся
пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества:
явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба
возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже
от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И
сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися,
ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися,
ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.
Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты
низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются
Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни
един во гробе. Христос бо, восстав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому
слава и держава во веки веков. Аминь.
Письма к Олимпиаде[3]
Госпоже моей
достопочтеннейшей и боголюбезнейшей диакониссе Олимпиаде, епископ Иоанн, о
Господе радоваться
Письмо
I
1 Хочу излечить рану твоего
уныния и рассеять мысли, сбирающие это облако скорби. Что, в самом деле,
смущает твой дух, почему ты печалишься и скорбишь? Потому, что сурова и мрачна
эта буря, которой подверглись церкви? Потому, что все превратила она в
безлунную ночь и день ото дня все более усиливается, причиняя тяжкие кораблекрушения?
Потому, что растет гибель вселенной? Знаю это и я, да и никто не будет прекословить
этому. Если желаешь, я изображу даже тебе картину того, что теперь происходит,
чтобы сделать для тебя более ясными настоящие печальные события. Мы видим, что море
бурно вздымается от самого дна; одни корабельщики плавают по поверхности вод
мертвые, другие ушли на дно; корабельные доски развязываются, паруса
разрываются, мачты разламываются, весла повыпадали из рук гребцов, кормчие
сидят, вместо рулей, на палубах, обнимают руками колена и только рыдают, громко
кричат, плачут и сетуют о своем безысходном положении; они не видят ни неба, ни
моря, а повсюду лишь такую глубокую, беспросветную и мрачную тьму, что она не
дозволяет им замечать даже и находящихся
вблизи, слышится шумное рокотание волн, и морские животные отовсюду устремляются
на пловцов. Но до коих пор, впрочем, гнаться нам за недостижимым? Какое бы подобие
ни нашел я для настоящих бедствий, слово слабеет пред ними и умолкает. Впрочем,
хотя я и вижу все это, я все-таки не отчаиваюсь в надежде на лучшие обстоятельства,
памятуя о Том Кормчем всего этого, Который не искусством одерживает верх над
бурей, но одним мановением прекращает волнение моря. Если же Он делает это не с
самого начала и не тотчас, то потому, что таков у Него обычай: не прекращать
опасностей вначале, а тогда уже, когда они усилятся и дойдут до последних
пределов, и когда потеряет уже надежду; тогда-то Он, наконец, совершает
чудесное и неожиданное, проявляя и собственное Свое могущество и приучая к
терпению подвергающихся опасностям. Итак, не падай духом.
Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение,
именно только грех, – и я не перестаю до сих пор
напоминать тебе это слово, – все же остальное – басня, – укажешь ли
ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные допросы или бранные
речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заостренные мечи, или
морскую бездну, или войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и
временно и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и
нисколько не вредит трезвой душе. Поэтому и блаженный Павел, желая показать
ничтожество радостей и печалей, приключающихся в настоящей жизни, разъяснил все
одним изречением: видимая бо временна (2 Кор. IV, 18). Итак, зачем тебе бояться временного,
протекающего подобно речным потокам? – потому что
таково настоящее, все равно – будет ли оно радостно или
печально. Другой же пророк все человеческое счастие сравнил не с травою даже, а
с другим, более ничтожным веществом, назвавши все вместе цветом травы, и счел
(этим цветом) не часть только счастья, например –
только богатство, или только роскошь, или обладание властью, или почести; но
все, что у людей считается славным, обняв одним именем «славы», уподобил затем
траве, сказав: всяко слава человека, яко цвет травный (Ис. XL, 6).
2 Однако ужасно и тяжело, скажешь, несчастие. Но
смотри, как и оно, в свою очередь, приравнивается пророком к другому образу, – и относись с презрением и к нему. Именно, уподобляя
бранные речи, оскорбления, укоризны, насмешки со стороны врагов и злые замыслы
изветшавшей одежде и изъеденной молью шерсти, пророк говорил: не бойтеся
укорения человека и похулению их не покоряйтеся, потому что состареются, как риза,
и будут изъедены, как шерсть молью (Ис. LI, 7-8). Итак, пусть не Смущает тебя ничто из того, что
происходит. Перестань звать на помощь то того, то другого, и гнаться за тенями
(а такова человеческая помощь), но призывай непрестанно Иисуса, Которому ты
служишь, чтобы Он только благоизволил: и все бедствия прекратятся в один миг.
Если же ты призывала, а бедствие не устранено, то таков у Бога обычай: не сначала
(я повторю то, что сказал выше) удалять бедствия, но когда они достигнут
наибольшей высоты, когда усилятся, когда враждующие изольют почти всю свою злость,
– тогда, наконец, все сразу изменять в состояние тишины
и производить неожиданные перемены. Он может произвести не только те блага,
каких мы ожидаем и надеемся (получить), но гораздо большие и бесконечно
ценнейшие. Поэтому и Павел говорил: Могущему же паче вся творити то преизбыточествию,
ихже просим или разумеем (Еф. III, 20). Разве
Он не мог, в самом деле, сначала же не допустить трем отрокам подвергнуться
искушению (Дан. III)? Мог, но не пожелал, чтобы
доставить им чрез это большую выгоду. С этой целью Он допустил и то, чтобы они
были преданы в руки иноплеменников, и – чтобы печь
была разожжена до несказанной степени, и – чтобы гнев
царский пылал сильнее печи, и – чтобы крепко связаны были их
руки и ноги, и – чтобы, наконец, ввергнуты они были в огонь: и когда
все, созерцавшие их, отчаялись в их спасении, тогда-то нежданно и вопреки
всякой надежде проявилось чудное дело превосходнейшего Художника – Бога, и просияло с превосходною силою. Именно, – огонь связывался, а узники разрешались; печь
сделалась храмом молитвы, источником и росою, и стала почетнее царских дворцов,
– и над огнем, этой всепожирающей силой, которая
преодолевает и железо, и камни, и побеждает всякое вещество, одержала верх
природа волос. И здесь стоял согласный хор святых, призывавших всю тварь, и
небесную и земную, к дивному песнопению: они пели, воссылая благодарственные
гимны за то, что были связаны, за то, что – насколько
это зависело от врагов – были сожигаемы, за то, что были
изгнаны из отечества, за то, что стали пленниками, за то, что были лишены
свободы, за то, что сделались не имеющими городов, бесприютными и переселенцами,
за то, что жили в чужой и иноплеменной земле, –
таково свойство благодарной души. И вот, когда и злодеяния врагов были кончены
(что еще могли бы они предпринять после смерти?), и добродетель борцов
проявилась во всей своей полноте, когда сплетен был для них венец, собраны были
награды, и ничего уже не осталось больше для их прославления, – тогда-то именно бедствия устраняются, и тот, кто
возжег печь и предал отроков столь великой муке, начинает дивно прославлять
этих святых борцов и делается вестником необычайного чуда Божия, посылает во
все стороны вселенной письма, полные благохваления, повествуя в них о случившемся,
и делается таким образом достоверным вестником чудес дивнотворца Бога, потому
что если он сам (прежде) был врагом и неприятелем, то писанное им не возбуждало
уже в себе подозрения и у врагов.
3 Видишь искусство Бога? Видишь Его мудрость? Видишь,
что Он совершает не то, что согласно с обычными мнениями и ожиданиями? Видишь
Его человеколюбие и попечительность? Поэтому не смущайся и не тревожься, но
пребывай постоянно, благодаря Бога за все, славословь Его, призывай, проси,
умоляй, и хотя бы наступили бесчисленные смятения и волнения, или происходили
пред глазами твоими бури, пусть ничто это не смущает тебя. Господь ведь у нас
не сообразуется с затруднительностью обстоятельств, даже если все впадает в
состояние крайней гибели, так как Ему возможно поднять упавших, вывести на
дорогу заблудших, исправить подпавших соблазну, исполненных бесчисленных грехов
освободить от них и сделать праведными, оживотворить лишенных жизни,
восстановить еще с большим блеском то, что разрушено до основания и обветшало.
В самом деле, если Он делает, что рождается то, чего не было, и дарует бытие
тому, что нигде вовсе не проявлялось, то гораздо скорее Он исправит
существующее уже и происшедшее. Но, скажешь, много погибающих, много
соблазняющихся? Много и подобного часто уже случалось; но впоследствии все
однако получало соответствующее исправление, исключая тех, кто упорно пребывал
в неисцелимой болезни и после перемены обстоятельств. Зачем ты смущаешься и
грустишь, если тот изгнан, а тот, напротив, возвращен? Христа распинали и
требовали освобождения разбойника Вараввы, развращенный народ кричал, что лучше
должен быть спасен человекоубийца, чем Спаситель и Благодетель. Скольких людей,
ты думаешь, это тогда соблазнило? Скольких это тогда погубило? Но лучше следует
повести речь с более ранних событий. Этот Распятый не тотчас ли по Своем
рождении сделался переселенцем и беглецом, и со всем Своим домом, находясь еще
в колыбели, переселялся в чужую землю, отводимый в страну иноплеменников,
отделенную (от Его родины) столь большим пространством пути? И вот по этой
причине явились потоки крови, беззаконные убийства и заклание; все только что
явившееся на свет поколение убивалось, как бы в бою на войне; дети, отрываемые
от сосцов, предавались закланию, и когда еще было молоко в гортани, вонзался
меч чрез горло и шею. Что тяжелее этого печального события? И это делал
искавший убить Христа; и долготерпеливый Бог терпел, когда дерзко измышлялось
такое ужасное злодеяние, когда лилось столько крови, – терпел, хотя мог бы воспрепятствовать, показывая
столь великое долготерпение вследствие тайных и мудрых Своих планов. Когда,
затем (Христос) возвратился из страны иноплеменников и вырос, против Него
начала возбуждаться вражда отовсюду. Сначала недоброжелательствовали и
завидовали ученики Иоанна, хотя сам Иоанн относился с почтением к делу Его, и говорили,
что Иже бе с тобою обон пол-Иордана, се Сей крещает и вси грядут к Нему (Ин. III, 26); это были слова людей, находившихся в состоянии
раздражения, одержимых завистью и изнуряемых этою болезнию. Потому-то один из
учеников, сказавших эти слова, даже спорил с некоторым иудеянином и состязался
об очищении, крещение сравнивая с крещением, крещение Иоанново – с крещением учеников Христа. Бысть, говорится,
стязание от учеников Иоанновых с некоторым иудеянином о очищении (Ин. III, 25). Когда опять Христос начал творить знамения,
сколько было злословия? Одни называли Его самарянином и беснующимся, говоря,
что самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. VIII, 48), другие – обманщиком,
говоря: несть Сей от Бога, но льстит народ (Ин. VII, 12), иные – волшебником,
говоря, что о князе бесовстем Веельзевуле изгонит бесы (Мф. IX, 34), и это повторяли постоянно; называли врагом Богу
и любящим есть и служить чреву, любящим пить вино и другом людей порочных и развращенных:
прииде, говорится, сын человеческий ядый и пия, и говорят: вот сей человек ядца
и винопийца, друг мытарем и грешником (Лк. VII, 34). Когда же беседовал с блудницею, называли Его
лжепророком; аще бы, был пророк, говорится, то знал бы, кто эта женщина,
говорящая с Ним (Лк. VII, 39); и
ежедневно изощряли зубы против Него. И не иудеи только так враждовали против
Него, но и те сами, которые, казалось, были братьями его, не относились к Нему
искренно, и из среды домашних была возбуждаема против Него вражда. Как
растленны были и они, это усматривай из слов, какие сказал евангелист: ни
братия бо Его вероваху в Него (Ин. VII, 5).
4 Если затем, ты
вспоминаешь, что многие соблазняются и вводятся в заблуждение теперь, то
(спрошу тебя): сколько, думаешь ты, из учеников Его соблазнилось во время креста?
Один предал, другие убежали, третий отрекся, и когда все отстали – был ведом
только один связанный. Сколько, ты думаешь, соблазнилось в то время из тех,
которые недавно зрели Его творящим знамения, воскрешающим мертвых, очищающим
прокаженных, изгоняющим бесов, источающим хлебы и совершающим другие чудеса
(соблазнилось при виде того), как Его только вели связанным, когда Его окружали
ничтожные воины, и священники иудейские следовали за Ним, производя шум и
смятение, при виде того, что все враги только, захватив Его, держат в своей
среде, и что предатель присутствует при этом и торжествует? А что, когда Его
бичевали? И вероятно, при этом присутствовало бесчисленное множество людей,
потому что был славный праздник, который собирал всех, а городом, приявшим это
зрелище беззакония, была столица, и происходило это в самый полдень. Итак,
сколько людей, думаешь, присутствовало тогда и соблазнялось, видя, как Он был
связан, подвергнут бичеванию, обливался кровью, испытывался судилищем игемона,
и при этом не было никого из Его учеников? А что, когда совершались над Ним
разнообразные издевательства, следовавшие непрерывно одно за другим, когда то
увенчивали Его тернием, то облекали в хламиду, то давали в руки трость, то,
падая, поклонялись Ему, проявляя все виды издевательства и осмеяния? Сколько
людей, ты думаешь, соблазнялось, сколько приходило в смущение, сколько
приводилось в замешательство, когда били Его по ланите и говорили: прорцы нам,
Христе, кто есть ударей Тя? (Мф. XXVI, 68). Когда водили Его туда
и сюда, истратили весь день на остроты и ругательства, на издевательство и
осмеяние, и это – в средине иудейского зрелища? А что, когда раб архиерея
ударял Его? А что, когда воины разделяли Его одежды? А когда Он, обнаженный,
был вознесен на крест со следами бичей на спине, и был распинаем? Ведь даже и тогда
эти дикие звери не смягчались, но делались еще более бешеными, и злодеяния
усугублялись, и издевательства усиливались. Одни говорили: разоряй церковь, и
треми денми созидаяй ю (Мф. XXVII, 40). Другие говорили: иные
спасе, Себе ли не может спасти (ст. 42)? Иные говорили: аще Сын еси Божий,
сниди со креста и уверуем в Тебя (ст. 40, 42). А что, когда напитавши губу
желчию и уксусом, оскорбляли Его? А что, когда разбойники поносили Его? А что
(о чем я и прежде говорил: о том страшном и беззаконнейшем деле), когда говорили,
что более достойно требовать освобождения не Его, а того разбойника, вора и
виновника бесчисленных убийств, и, получивши от судьи право выбора, предпочли
Варавву, желая не только распять Христа, но и запятнать Его худою славою?
Думали, что отсюда можно сделать вывод, что Он был хуже разбойника, и так
беззаконен, что Его не могли спасти ни человеколюбие, ни достоинство праздника.
Ведь все они делали ради того, чтобы переменить мнение о Нем в худую сторону;
потому-то распяли вместе с Ним и двух разбойников. Но истина не осталась
скрытою, а просияла даже сильнее. И в присвоении царской власти обвиняли Его,
говоря: всяк, иже царя себе творит, не друг Кесарю (Ин. XIX,
12), – на Того, Кто не имел, где приклонить главу, возводя обвинение в желании
царской власти. И в богохульстве делали ему ложное обвинение: первосвященник
разодрал свои одежды, говоря: хулу глагола: что еще требуем свидетелей? (Мф. XXVI,
65). А смерть какова? Разве не насильственная? Разве не смерть осужденных? Не смерть
проклятых? Разве не самая постыдная? Разве не смерть самых последних беззаконников,
недостойных даже испустить и дыхание на земле? А устройство погребения не совершается
ли в качестве милости? Некто, придя, испрашивал себе Его тело. Таким образом,
даже и погребающий Его не был из числа близких, облагодетельствованных Им, из
числа учеников, насладившихся столь полной близостью к Нему и вкусивших
спасения, так как все они сделались беглецами, все убежали. А та худая молва,
которую распустили по воскресении, сказавши, что пришли ученики Его и украдоша
Его (Мф. XXVIII, 13), сколь многих соблазнила, сколь многих ввела в
обман? Эта молва тогда находила доверие, и хотя она была ложна и куплена за
деньги, все же возымела силу в сознании некоторых, после печатей, после столь
великой очевидности истины. Народ же и не знал учения о воскресении. Это и
неудивительно, когда и сами ученики не верили: тогда они и не знали, говорится,
яко подобает Ему из мертвых воскреснути (Ин. XX, 9). Итак, сколько,
думаешь, соблазнилось в те дни? Но долготерпеливый Бог переносил, все устрояя
по Своей неизглаголанной мудрости.
5 Потом, после трех дней,
ученики опять скрываются, прячутся, становятся изгнанниками, пребывают в
трепете и постоянно меняют место за местом, чтобы укрыться, и после пятидесяти
дней начав показываться и творить знамения, даже и тогда не пользовались безопасностью.
Но и среди более слабых происходило множество
соблазнов, когда ученики были подвергаемы плетям, когда Церковь была
потрясаема, когда ученики изгонялись, когда враги во многих местах делались
сильными и производили смятения. Так, когда, благодаря знамениям, ученики
приобрели большее дерзновение, тогда опять смерть Стефана причинила тяжелое
преследование, рассеяла всех и ввергла церковь в смятение; ученики опять в
страхе, опять в бегстве, опять в тревоге. И все же дела церкви постоянно росли,
процветали чрез знамения, светлели вследствие (положенных в их основание)
начал. Один был спущен чрез окно, и таким образом избежал рук начальника;
других вывел Ангел, и таким образом освободил от уз; иных, изгоняемых теми,
которые обладали могуществом, принимали и услуживали всяким образом торговцы и
ремесленники, торгующие пурпуром женщины, приготовляющие палатки и кожевники,
живущие на самых окраинах городов, подле самого берега моря. А часто ученики
Христовы даже не осмеливались и показываться в средине городов; если же они
сами и осмеливались, то не дерзали оказавшие им гостеприимство. Так-то текли
дела посреди искушений, посреди успокоений, и раньше соблазненные, впоследствии
поправлялись, заблудшие приводились опять на путь и разрушенное до основания
устраивалось еще лучше. Поэтому когда св. Павел просил, чтобы проповедь
распространялась только среди тишины, всемудрый и все прекрасно устрояющий Бог
не сделал по воле ученика, не внял ему, несмотря и на частые его просьбы, но
сказал: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9). Если желаешь и теперь поразмыслить наряду с
печальными событиями и о радостных, то увидишь много если не знамений и чудес,
то во всяком случае похожего на знамения и неизреченное множество доказательств
великого Промышления Божия и помощи. Но, чтобы ты не все услышала от нас без
всякого труда, эту часть я оставляю тебе, дабы ты тщательно собрала все
(радостное) и сопоставила с печальным, и, занявшись прекрасным делом, отклонила
себя таким образом от уныния, потому что и отсюда ты получишь большое утешение.
Утешь весь твой благословенный дом, передав от нас великое приветствие.
Пребывай сильною и радостною, достопочтеннейшая и боголюбезнейшая моя госпожа!
Если желаешь писать мне пространно, то извести меня об
этом, не обманывая меня однако, что ты оставила всякое уныние и проводишь жизнь
в спокойствии. В том ведь и заключается лекарство моих писем, чтобы доставить
тебе большую радость: и ты будешь получать от меня письма постоянно. Но не пиши
мне опять: «я получаю большое утешение от твоих писем», потому что знаю и я;
(пиши) – что получаешь такое (утешение), какое я хочу, что не
смущаешься, не плачешь, а проводишь жизнь в спокойствии и радости.
К ней же письмо IX
Всякий раз как я увижу толпы мужей и женщин, которые высыпают
на дорогах, на станциях, по городам, и смотрят на нас, и плачут, я понимаю, как
обстоит дело у вас. В самом деле, если эти, увидевши нас теперь в первый раз,
так сокрушаются унынием, что не могут легко прийти в себя, и несмотря на наши
мольбы, просьбы и советы проливают горячие источники слез, то у вас, очевидно,
буря еще суровее. Но чем суровее буря, тем больше и награды, если вы постоянно
переносите ее с благодарением и с подобающим мужеством, как действительно вы и
переносите. Так и кормчие, когда дует сильный ветер, если распустить паруса
свыше надлежащей меры, опрокидывают корабль, а если станут управлять им
соответственным образом и как следует, то плывут с полной безопасностью. Итак,
зная это, моя боголюбезнейшая госпожа, не отдай себя во власть уныния, но
рассудком одерживай верх над бурей: ведь ты в состоянии, и буря не больше
твоего искусства. Посылай нам письма, извещая об этом, чтобы мы, живя в чужой
земле, получили большую радость, узнав, что ты перенесла это уныние с подобающим
тебе благоразумием и мудростию. Это я написал твоей честности, когда уже шел
близ Кесарии.
К ней же письмо XVI
И то и другое – дело
неизреченного человеколюбия Бога, – как то, что
Он попускает навести на тебя столь великие и до такой степени непрерывные
искушения, чтоб блистательнее были для тебя венцы, так и то, что Он делает
весьма скорое освобождение от них, чтоб ты, с другой стороны, не мучилась
продолжительностью причиняемых бедствий. Так точно Бог управлял жизнью и тех
благородных мужей, разумею апостолов и пророков, то позволяя волнам
возбуждаться, то запрещая морю зол и после тягостной бури производя приятную
тишину. Поэтому перестань плакать и мучить себя печалью и не смотри только на
причиняемые непрерывные и частые несчастия, а смотри и на весьма быстрое освобождение
от них и на рождающуюся для тебя отсюда неизреченную награду и воздаяние. Все
нанесенные тебе несчастья сравнительно с теми наградами, которые за них должны
быть даны тебе, не что иное, как паутина, тень и дым, или и того еще ничтожнее.
Что, в самом деле, значит быть изгнану из города и менять места за местами,
быть отовсюду гониму, терпеть лишение имущества, быть влачимым по судилищам,
подвергаться терзаниям со стороны воинов, терпеть страдания от получивших
бесчисленные благодеяния, и быть оскорбляему и от слуг, и от свободных, – что это значит, когда наградой за это будет небо и те
чистые блага, которых нельзя и выразить словом, которые не имеют конца, но
доставляют собою вечное наслаждение? Итак, перестав размышлять о кознях,
оскорблениях, лишении имуществ, постоянных переселениях, провождении жизни в
чужой земле, и попирая это легче всякой грязи, думай о тех сокровищах, которые
собраны тебе за это на небесах, о прибыли неиждиваемой и богатстве
неприкосновенном. Но тело твое вследствие этих трудов и бедствий приведено в
плохое состояние, и козни врагов причинили болезнь? Опять указываешь мне
основание для другой награды, великой и неизреченной. Ты знаешь, знаешь ясно,
что значит благородно и с благодарностью перенести болезнь тела. Это, о чем я
часто говорил, увенчало Лазаря, это опозорило диавола при состязаниях, какие
вел Иов, и явило борца, благодаря такому терпению, более славным. Это прославило
его еще больше и любви к бедным, и презрения имущества, и той внезапной потери
детей, и бесчисленных напастей, и совершенно заградило бесстыдные уста того
злого демона. Итак, и сама непрестанно размышляй об этом, радуйся и веселись,
доведя до конца величайший подвиг и кротко перенося главное из испытаний,
прославляя за это человеколюбивого Бога, Который хотя и может все сразу
уничтожить, но попустил этому быть, чтобы эта прекрасная прибыль была для тебя
более блестящею. Потому и мы не перестаем ублажать тебя. Мы обрадовались, что
ты, освободившись от тяжб и хлопот, как тебе подобало, положила делу конец и
порешила его, – ни малодушно не отвергая их (тяжб и хлопот), ни
упорно не настаивая на них, и не втянувши себя в суды и проистекающие от них
бедствия, а прошла средним путем, получив приличную тебе свободу и во всем
показав большое благоразумие, доказав и долготерпение, и твердость, и
стойкость, и способность твоего благоразумия не поддаваться обману.
[1]
«О пресмыкающихся» –
седьмая беседа из книги «Беседы на Шестоднев», представляющей собой цикл бесед
о сотворении мира. «Беседы на Шестоднев» были произнесены Василием в период
между 364 и 370 годами без предварительной подготовки. В образе жизни, привычках
пресмыкающихся оратор преподал нравственные уроки для человека.
Печатается по: Святоотеческая хрестоматия / Составитель Н. Благоразумов. – М., 2001. – Автор перевода неизвестен.
[2]
«Слово огласительное» –
одно из известнейших слов Иоанна Златоуста. Популярность «Слова» была столь
велика, что оно со временем вошло в богослужебное употребление и до сих пор
читается священником с амвона на каждой Пасхальной утрене. Текст приводится на
церковнославянском языке.
Печатается по: Настольная книга священнослужителя. – М., 2001. Т. 4. – Автор перевода неизвестен.
[3]
Святая Олимпиада –
духовная дочь Иоанна Златоуста, его помощница в церковных делах. Ко времени
написания «Писем» (начало V
века) Олимпиада пребывала в ссылке. Златоуст, сам будучи в изгнании, призывает
свою духовную дочь к терпению и вере.
Печатается по: Святой Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. – М., 1997. –Автор перевода неизвестен.