XIX в.,
как мы видели, создал достаточно богатую, разветвленную систему печати. Но
по-прежнему не был решен вопрос о свободе печати. Складывающиеся партии
(социал-демократы, социал-революционеры, конституционные демократы и даже
монархисты) не имели своих легальных изданий. Первые партийные органы
формируются в эмиграции. Эсеры в 1900 г. организовали газету «Революционная
Россия», социал-демократы — в 1901 г. «Искру», будущие кадеты группируются
вокруг журнала «Освобождение» (1902).
Основные
общественно-политические проблемы русской жизни не получали решения, положение
рабочих и крестьян оставалось тяжелым. Конституции не было. Политических свобод
также. Самодержавный произвол часто игнорировал законы.
Наступающий новый век, приближающееся
200-летие отечественной печати в 1903 г. порождали определенные ожидания в
журналистских кругах. Однако до революции 1905 г. им не суждено было сбыться.
Редакция «Вестника Европы»
во «Внутреннем обозрении» и «Общественной хронике» первого номера 1901 г., посвященного
наступлению XX в., констатировала, что большинство цивилизованных
стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии, а в
России дело реформ не было доведено до конца: слишком сильны оказались
«охранители».
От имени либеральной
общественности журнал перечисляет задачи, которые нужно решить России в XX в.
Это — уничтожение сословного неравноправия, введение независимого от
администрации суда, развитие самоуправления, юридическое облегчение положения
печати, развитие частных обществ, свобода совести, введение всеобщего начального
образования, упорядочение крестьянского, земского, судебного, промышленного,
брачного и других законодательств. Впрочем, у журнала не было уверенности, что
все это осуществится скоро.
«Мы знаем, что не нашему
поколению... суждено увидеть пышный расцвет русской общественной жизни; для нас
достаточно убеждения, что он возможен, что к нему ведет путь, пройденный
Россией в XIX веке» («Вестник Европы». 1901. № 1. С. 439).
Русско-японская война в 1904
г. обострила и без того сложное экономическое и политическое положение в
стране.
Тем
не менее частнопредпринимательская деятельность в области журналистики
расширялась и крепла. В значительной степени разделились функции издателя, т.е.
собственника газет и журналов, и редакторов. Редакторы и публицисты становились
подчас наемными работниками, которые зависели не только от цензуры, но и от
владельца издания. Отдельные состоятельные люди — банкиры Поляков, Альберт,
капиталисты Коншины, Рябушинские, Морозовы, банки (Волжско-Камский,
Азово-Донской) все охотнее вкладывали деньги в периодическую печать.
Постепенно формируется качественная и массовая пресса.
Старые направления: консервативное, либеральное и демократическое (социалистическое)
в прессе сохраняются, хотя существуют издания, стоящие в стороне от главных партийных
направлений, декларирующие свою независимость, например «Биржевые ведомости»,
«Русское слово».
Яркой звездой блеснула на русском журнальном
небосклоне газета «Россия». Организованная в 1899 г. как либерально-буржуазное
издание, «Россия», благодаря участию в ней известных фельетонистов В.М.
Дорошевича и А.В. Амфитеатрова, приобрела большую популярность в начале века.
Требование политических перемен в стране, реформ, критика действий некоторых
правительственных чиновников высокого ранга, намеки и иносказания создавали ей
славу смелой буржуазной газеты. Фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы»,
опубликованный 13 января 1902 г., был воспринят как дерзкая сатира на царя
Николая II и его ближайших родственников. Газета тотчас была
закрыта, а Амфитеатров сослан в Минусинск. (В 1905 г. под этим же названием
организована была новая газета, но она уже носила чисто казенный монархический
характер.)
«Русское слово»
Самой же распространенной газетой в России стало «Русское
слово» Сытина, перешедшее в 1902г. под редакторство Дорошевича. Король
фельетонистов, как называли Дорошевича, поставил издание газеты на европейский
лад, серьезно усилил информационную службу, отдел фельетона. Тираж газеты
доходил до 100 тысяч экземпляров. Редактор постоянно уклонялся от партийных
пристрастий и называл свой печатный орган «газетой здравого смысла».
В начале века приобрела популярность еженедельная
газета «Право». Пропагандируя идеи твердого буржуазного правопорядка и расширения
личных прав граждан, она являлась как бы легальным отделением эмигрантского
журнала «Освобождение».
В первые годы XX в. появляются научно-образовательные журналы
(«Вестник знания»), усиливается роль журнала «Образование» как ежемесячника
«старого» типа. Ширится земское движение, что получает отражение в печати.
Нерешенность общественно-политических задач, тяжелое
положение трудящихся классов стимулировали распространение радикальной революционной
печати. До 1905 г. она по-прежнему формируется за границей. Социал-демократы,
разделившиеся в 1903 г. на две фракции — большевиков и меньшевиков, издают
газету «Вперед», журнал «Заря», газеты «Красное знамя», «Социал-демократ»;
эсеры — «Революционную Россию», журнал «Вестник русской революции». В России в
нескольких провинциальных городах (Нижний Новгород, Тула, Тифлис, Архангельск и
др.) возникают местные нелегальные социал-демократические газеты.
Манифест от 17 октября 1905 г.
Но самым главным, существенным в начале XX в. для отечественной печати были события первой
русской революции и царский Манифест от 17 октября
1905 г.
Этот Манифест, провозгласивший в самой общей форме
политические свободы в России, предопределил развитие легальной многопартийной
печати. Манифест даровал населению империи гражданские права «на началах
неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов». Была
учреждена Государственная дума как первое законодательное учреждение в России.
24 ноября 1905 г. специальным указом декларировалось
устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок
судебной ответственности за преступления в печати. На работников печати могли
накладываться денежные штрафы, арест до трех месяцев, тюремное заключение от
двух месяцев до полутора лет, ссылка на поселение. Оставались в практике
Главного управления по делам печати МВД и полиции конфискация номеров,
приостановка неугодных изданий, закрытие типографий. Первоначально на волне
революционного подъема пресса игнорировала этот указ, но уже с 1906 г. он начал
действовать, и достаточно сурово.
Одновременно
все чаще стали практиковаться субсидии изданиям правительственной,
консервативной ориентации.
В 1905 г. откровенные сторонники монархии издают такие
газеты, как «Московские ведомости», «Земщина», «Русское знамя», «Гроза» (партия
под названием «Союз русского народа»); «Слово», «Голос Москвы» («Союз 17
октября», или партия октябристов). Партия конституционных демократов, кадеты (с
1906 г. партия «Народной свободы») издают газеты «Народная свобода», «Речь».
«Товарищ», вечернюю газету «Дума», в Москве — «Народное дело», «Народный путь»
и др.
Социал-демократы (большевики) организуют первую
легальную газету «Новая жизнь», издают газету «Борьба» и др.; под руководством
меньшевиков выходят «Начало» и «Московская газета».
Партия социал-революционеров (эсеры) сначала
сосредоточилась в газете «Сын Отечества», а затем организовала новые печатные
органы — «Голос», «Дело народа» и др.
Анархисты издавали газету «Анархия».
Были и другие, более мелкие партии, также издававшие
свои газеты и журналы.
Правительство наладило в феврале 1906 г. печатание
правительственной вечерней газеты «Русское государство». Однако газета
просуществовала лишь до апреля 1906 г. Ее сменила газета «Россия», ставшая с
лета 1906 г. правительственным официозом. Но следует подчеркнуть, что официальная
пресса, как новые издания, так и старые («Правительственный вестник», «Сельский
вестник»), не пользовалась популярностью. Издания октябристов (эту
партию возглавляли крупные промышленники А. Гучков, братья Рябушинские)
старались сплотить широкие слои населения вокруг самодержавия на базе Манифеста
17 октября. В них проводилась идея единения с конституционным монархом при
народном представительстве (Дума). Гражданская свобода рассматривалась как
условие, обеспечивающее свободу предпринимательства. Полное неприятие революционных
взглядов дополняло содержание газет октябристов.
Консервативные, антиреволюционные (часто погромные)
взгляды отстаивала печать «Союза русского народа» А. Дубровина и В. Пуришкевича.
«Речь»
Наибольшее влияние на общество приобрели кадетские
издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой
стоял П.Н. Милюков. Она издавалась как политическая и литературная с февраля
1906 г. В газете сотрудничали И.В. Гессен, В.А. Маклаков, П.Б. Струве, М.М.
Винавер, князь П.Д. Долгоруков, В.Д. Набоков и др.
Газета стояла за укрепление буржуазного строя,
категорически отвергала революцию, революционную «романтику». Ее публицисты признавали
только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение
стремились направить в русло парламентской деятельности.
Газета постоянно ставила крестьянский вопрос, защищая
требование увеличения земельных угодий крестьян за счет принудительного отчуждения
части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики.
И хотя издание доходило до радикального утверждения, что земля должна
принадлежать тем, кто ее обрабатывает, о ликвидации помещичьего землевладения
речи в газете не шло. За добавленную землю крестьяне должны были, по мнению кадетов,
платить выкуп.
Прочные позиции занимали издания партии
социал-революционеров. Эсеровская партия (В.М. Чернов и др.) сформировалась как
наследница революционного крыла народников-социалистов. Отражая интересы
миллионов крестьян, их газеты остро ставили земельный вопрос, требовали и в
прессе, и в Думе безвозмездного наделения крестьян землей. Они не отказывались
от революционного противостояния правительству и монархии и даже революционного
террора.
Эсеровские издания разрабатывали тему Учредительного
собрания, которое при благоприятном избирательном законе дало бы преимущество
трудовым элементам страны.
К ним примыкали так называемые трудовики, которые
сходились в требованиях с эсерами, но признавали мирные, легальные способы их
достижения, отрицали, как и эсеры, авангардную роль в революции пролетариата.
Социал-демократическая пресса была наиболее
революционна. Идея пролетарской революции являлась стержнем всей журналистики
большевиков.
«Новая жизнь»
Первым легальным изданием социал-демократов
(большевиков) в 1905 г. явилась петербургская газета «Новая жизнь», официальным
издателем которой был литератор Н.М. Минский.
Первый номер вышел 27 октября 1905 г. К нему в
качестве приложения была отпечатана Программа партии, принятая на II съезде Российской социал-демократической рабочей
партии (РСДРП). Тираж газеты составил 80 тысяч экземпляров.
В организации издания большое участие принял М.
Горький, печатались К.Д. Бальмонт, Н.А. Теффи, А.С. Серафимович, Н.Г.
Гарин-Михайловский, А. В. Луначарский и др. С девятого номера в редактировании
«Новой жизни» участвовал В. Ленин. Его статья «Партийная организация и
партийная литература» была прямым откликом на открывшуюся возможность легально
излагать партийные взгляды, хотя идеи ее были приняты далеко не всеми
литераторами.
Ровно через месяц после выхода «Новой жизни» стала
издаваться в Москве легальная социал-демократическая газета «Борьба»,
посвященная целиком революционному движению рабочего класса, а затем газета
«Вперед». Появились легальные социал-демократические издания в других городах
России. Под влиянием большевиков оказались многие профсоюзные издания. Все они
вели неуклонную пропаганду революционного свержения царского режима,
безвозмездной передачи земли крестьянам, фабрик рабочим, защищали идею
демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
Меньшевики в ноябре 1905 г. предприняли издание
ежедневной газеты «Начало» (П.Б. Аксельрод, Л. Мартов, Плеханов и др.). Активно
выступая против самодержавия, они не верили, однако, в победу социалистической
революции, отказывались считать крестьян союзниками пролетариата, примыкали по
своей идеологии к социал-демократическим оппортунистам западноевропейских стран
(Каутский и др.). «Начало» было чисто политическим изданием, в котором не
затрагивались, например, вопросы литературы, поскольку ее участники считали
искусство стоящим вне политики. Издавали они и другие печатные органы.
Вся социал-демократическая, эсеровская, а иногда и
кадетская печать преследовалась правительством, цензурой. Поэтому неудивительно,
что на место одних запрещенных изданий часто приходилось создавать другие под
новым заглавием. Этим объясняется то, что многие радикальные оппозиционные
газеты и журналы были недолговечны, но зато представлены весьма большим числом
названий.
Следует отметить, что лозунги социал-демократической
печати все больше проникали в массы рабочих, крестьян и солдат, тем более что
большевики развернули серьезную пропаганду среди военных частей («Голос
солдата», «Жизнь солдата», «Казарма»).
Сатирические журналы 1905—1907 гг.
Эпоха 1905 г. ознаменовалась еще одним заметным
явлением в области печатного слова — появилось множество сатирических иллюстрированных
изданий разной периодичности: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел»,
«Бич» и др. Общее число подобных изданий исчислялось сотнями. Эти журналы
издавались в обеих столицах, городах Одессе, Тифлисе, Харькове, Киеве,
Ярославле, Саратове и многих других. Все они были ультрарадикальными, но с разной
политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно
конституционных и реакционных, погромных. Многие были недолговечны. Главная
мишень большинства подобных изданий — самодержавие, Манифест 17 октября, царь Николай
II, министры Витте, Дурново. Цветные рисунки и
карикатуры дополняли стихи и прозу, широко практиковался жанр пародии. Объем
журналов колебался от 4—8 и более полос. Наряду с такими фельетонистами,
поэтами, как О. Дымов, Н. Тэффи, В. Потемкин, в ряде журналов печатались А. Куприн,
М. Горький, И. Бунин, К. Чуковский, В. Князев.
Блестящим продолжателем этих изданий станет журнал
А.Т. Аверченко «Сатирикон» (1910).
Первая русская революция открыла путь изданию газет на
национальных языках народов, населявших Россию (чуваши, татары, узбеки и др.).
В 1905 г. появились первые эротические издания.
Дальнейшее развитие получили журналы искусств («Мир
искусств» С. Дягилева, «Новый путь» Д. Мережковского, «Весы» В.
Брюсова и др.), театральные и отраслевые издания.
Оживление русской политической печати после разгрома
Московского вооруженного восстания в декабре 1905 г. и общего спада революционного
движения в стране сменилось закрытием ряда газет и журналов, вытеснением
революционных изданий из легального сектора.
Поражение революции и приход к власти П. Столыпина
(1906) серьезно отразились на характере русской журналистики. Часть либеральной
прессы повернула вправо. Многие издания оппозиционных революционных партий
снова оказались за границей («Социал-демократ», «Знамя труда»). Особенно это
касалось большевистских газет и журналов.
Значительная
часть интеллигенции — литераторов, политиков — отказалась от революционных идей
и революционных методов борьбы за демократию. Наиболее ярким свидетельством
этого поворота явился сборник статей под названием «Вехи». Многие интеллигенты
сосредоточились на морально-нравственных, религиозно-философских исканиях,
далеких от революции. В социал-демократическом лагере появились ликвидаторство
и отзовизм.
Новый подъем в области русской журналистики падает на
1910—1912 гг. Уже в период правления П. Столыпина (1906—1911 гг.) резко обострилась
ситуация в связи с преследованием рабочего движения, роспуском Государственной
думы 1-го и 2-го созыва, жестокими мерами, которые правительство проводило в
связи с земельной реформой Столыпина. Ставка делалась на упразднение сельской
общины, чересполосицы и укрепления единоличных хозяйств «сильных мужиков».
Непонимание, пассивное сопротивление крестьян реформе рассматривалось как
преступление, в связи с чем в условиях усиленной и чрезвычайной охраны
государства в практику военно-полевых судов вошли необоснованные смертные приговоры,
бесчинства полиции и даже внесудебные казни.
Насилие и беззаконие, бессудные расправы над людьми
вызвали протесты всех левых партий: социал-демократов, эсеров, трудовиков и
даже кадетов, всех честных людей, в том числе В. Короленко (см. его статьи
«Бытовое явление», «Черты военного правосудия»), Л. Толстого (статья «Не могу
молчать») и др.
В 1910 г. оживилось рабочее движение, обострилась
борьба за укрепление партии большевиков против ликвидаторства и отзовизма, т.е.
против свертывания участия работы в легальных общественных институтах.
Широко велась кампания по выборам в Государственную
думу 4-го созыва. Руководила этой работой эмигрантская газета
«Социал-демократ», а с конца 1910 г. была налажена в Петербурге легальная
пролетарская газета «Звезда».
Первоначально в ней принимали участие некоторые
меньшевики (Иорданский, Плеханов и др.), но в целом это был большевистский
орган, отстаивавший принципы революционного рабочего движения. В газете
печатались В.И. Ленин, В.Д. Бонч-Бруевич, К.С. Еремеев, М. Горький, Д. Бедный и
др. Издавалась она большим форматом, подобно другим легальным массовым газетам,
прямо указывая, что берет за образец немецкую социал-демократическую газету
«Форвертс», сочетавшую в себе боевой политический орган и популярное издание
одновременно.
Помимо политических статей печатала разнообразную
хронику, включая судебную и уголовную, рассказы, стихи, очерки, рекламу и объявления.
Выходила она 2—3 раза в неделю и даже в 1912 г. через день тиражом 20—50—60
тысяч экземпляров.
В 1912 г. после расстрела рабочих на Ленских золотых
приисках в Сибири солидарный протест рабочих показал, что революционное движение
против царского режима идет в гору. Газета «Звезда» напечатала десятки
откликов, резолюций протеста рабочих собраний с требованием политической
свободы.
«Правда»
Учитывая опыт «Звезды», большевики с мая 1912 г. стали
издавать массовую рабочую газету «Правда».
Борьба за массы развернулась с новой силой. Это
сказалось в прямом обращении газеты к местным партийным организациям, ко всем рабочим
и крестьянам с призывом сотрудничать в газете, поддержать ее материально.
Это отразилось в предвыборной борьбе в Думу (1913), в
отношении к профсоюзам (многие политики старались тогда оторвать профсоюзы от
политической борьбы), в поддержке стачечной борьбы.
«Правда» постоянно вела полемику с «Речью» и другими
буржуазными газетами. Депутаты Думы — большевики регулярно печатались в
«Правде».
Наряду с активистами партии большевиков: М.С.
Ольминским, В.В. Воровским, К.С. Еремеевым, Ю.М. Стекловым, В.М. Молотовым,
С.Г. Шаумяном, П.И. Стучкой и др. — в списках участников, сотрудников газеты
были названы Р. Люксембург, Ф. Ротштейн.
Существенной стороной было активное участие в газете
Ленина, несмотря на то, что он был за границей. В своих многочисленных статьях
Ленин затрагивал вопросы жизни печати, революционной теории, критиковал
оппортунистов и ликвидаторов, анализировал расстановку классовых сил в
обществе, роль рабочего класса и крестьянства в революции.
«Правда» распространялась не только в России, но и в
Польше, Болгарии, ее знали в Германии, Франции и других странах.
Цензура
придирчиво наблюдала за газетой большевиков. Подвергались запрещению отдельные
номера, арестовывались редакторы, налагались штрафы. Правительство несколько
раз закрывало газету, но она возобновлялась и продолжала выходить под сходными
названиями: «Рабочая правда», «Правда труда», «За правду» (1913), «Путь правды»,
«Трудовая правда» (1914) и др. Жизненность «Правды» во многом зависела от поддержки
ее читателями-рабочими.
В канун империалистической войны летом 1914 г.
«Правда» была все же закрыта, ее редакция разгромлена, многие сотрудники
арестованы.
«Газета-копейка»
Оказать влияние на массы, привлечь их на свою сторону
старались не только партийные издания, но и массовые газеты бульварного типа,
так называемые газеты-копейки. Первая подобная ежедневная «Газета-копейка» вышла
в Петербурге в 1908 г. под редакцией М.Б. Городецкого и В.А. Анзимирова. Она
издавалась двумя выпусками — утром и вечером, имела несколько приложений:
«Журнал-копейка», «Листок-копейка», «Веселый балагур», «Альбом
"Копейки"» и др. Один номер стоил 1 копейку (против цены 5 копеек
других газет).
Городские новости, скандальные истории, авантюрная
беллетристика, неглубокий комментарий событий политической жизни — таково ее
содержание. Среди читателей газеты были городские мещане, мелкие служащие,
чиновники, рабочие, хотя многие передовые рабочие понимали ее развлекательный,
оглупляющий характер.
С 1909 г. подобная газета-копейка издавалась теми же
издателями в Москве. Во многих других городах России были свои газеты-копейки
(«Киевская копейка» и др.).
Но, конечно, ведущее место по-прежнему в системе
печати занимали общероссийские газеты «Речь», «Русские ведомости», «Русское слово»,
«Раннее утро», «Утро России».
Растет авторитет журналов «Просвещение», «Современный
мир». Успешно продолжается «Вестник знания», созданный в 1902 г. Вокруг него
организовался Союз подписчиков.
1913 г. — последний мирный год развития страны,
журналистики. В это время весь спектр общественных интересов представлен в
русской периодической печати. Более 3000 изданий выходило в стране — в столицах
и на периферии.
Война 1914 г.
Война 1914 г. внесла существенные коррективы в судьбы
русской печати. Легальные большевистские издания были закрыты. Снова заграничная
газета «Социал-демократ» стала руководящим органом революционных марксистов.
Большевики считали войну величайшим бедствием для трудящихся, о чем заявили в
Государственной думе. Они выдвигают лозунг поражения своего правительства. С
развитием хода военных действий ряда неудач русской армии идея пораженчества
проникает все шире в солдатские массы. Газеты сменяются листовками, устной
пропагандой. Развивается мысль о превращении империалистической войны в войну
гражданскую.
Эсеры, меньшевики заняли националистическую, подчас
шовинистическую позицию и сомкнулись с буржуазными лидерами, печатью. Ими
пропагандировалась идея всеобщего объединения народа перед лицом врага ради
обороны страны, война до победного конца.
Значительная часть интеллигенции, многие писатели (А.
Куприн, И. Бунин, Б. Брюсов, Н. Гумилев и др.) заняли патриотическую оборонческую
позицию, позицию защитников европейской культуры от немецких варваров.
В 1915 г. в журнале «Современный мир» Плеханов
утверждал, что поражение России в войне скажется негативно на перспективах
освободительного движения.
В сентябре 1915 г. всю русскую легальную печать («Утро
России», «Речь», «Новое время», «Русские ведомости») обошло воззвание за подписью
Плеханова, Дейча, Аксельрода и др., в котором путь национальной обороны, путь,
ведущий к победе в войне, был признан путем к народной свободе.
С начала военных действий правительством была введена
военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии.
Строго регламентировалась деятельность военных корреспондентов. Количество журналистов
при Ставке Верховного главнокомандующего ограничивалось 10 персонами.
Нижним чинам, т.е. рядовым солдатам, вообще было
запрещено принимать участие в работе печати. Правительством, военным руководством
принимались меры усиленного распространения в армии промонархических газет. В
стране появились такие новые еженедельники, как монархический «Илья Муромец»,
«Альбом героев войны».
Легальные социал-демократические, эсеровские издания в
годы войны чаще возникали и выходили в провинции (Екатеринодар, Самара, Саратов,
Рига), но были весьма недолговечны.
Социальные противоречия, обострившиеся с войной (нехватка
продовольствия в промышленных городах, увеличение продолжительности рабочего
дня, военные неудачи и сама затянувшаяся на годы война), привели весной 1917 г.
к буржуазно-демократической народной революции и отречению Николая II от престола. Власть перешла к Временному
правительству.
Вопросы для повторения
1. В чем значение первой русской революции и Манифеста
17 октября 1905 г. для дальнейшего развития русской журналистики?
2. Как проходило формирование многопартийной печати
(социал-демократы, эсеры, кадеты и др.)?
3. Охарактеризуйте основные черты массовой
информационной газеты на примере «Русского слова» И.Д. Сытина — В.М.
Дорошевича.
4. Расскажите о характере сатирической печати
1905—1907 гг. Что представлял собой «Сатирикон» А.Т. Аверченко (1910)?
5. Какие вы знаете журналы искусств?
6. Какие позиции занимала печать различных партий в
годы первой мировой войны 1914 г.?
Тексты для анализа
В. Г. Короленко. Сорочинская трагедия.
Бытовое явление.
В.И. Ленин. Партийная организация и
партийная литература.
В.Я. Брюсов. Свобода слова.
В.М. Дорошевич. Дело о людоедстве.
А.Т. Амфитеатров. Господа Обмановы.
В.А. Гиляровский. Три тысячи бритых старух.
Праздник рабочих.