ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Модель ганнетовских газет «News 2000»

Популярность телеканалов у латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

Популярность телеканалов у не латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

Что слушают рижане (распределение времени слушателей) Исследования проводились с 06.08. по 21.09.2002

Политика города Стокгольма в отношении средств массовой информации

Общие указания Этической Программы NRK

Закон о печати и других средствах массовой информации

Закон о внесении изменений и дополнений в закон Латвийской ССР о языках

 

к содержанию

 

Модель ганнетовских газет «News 2000»

 

 

в начало

 

Популярность телеканалов у латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

 

 

в начало

 

Популярность телеканалов у не латышской аудитории, % данные на 06.01.2002

 

 

в начало

 

Что слушают рижане

(распределение времени слушателей)

Исследования проводились с 06.08. по 21.09.2002

 

 

в начало

 

ПОЛИТИКА ГОРОДА СТОКГОЛЬМА В ОТНОШЕНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Роль средств массовой информации как канала информации и создателя общественного мнения постепенно возрастает. Поэтому важно, чтобы общение с представителями средств массовой информации всех находящихся на службе города Стокгольма было корректным и естественным. Данная политика в отношении средств массовой информации должна рассматриваться как общая, и её на местах следует приводить в соответствие с условиями и потребностями, определяющими собственную деятельность.

 

1. Политика города Стокгольма в отношении средств массовой информации основана на принципе гласности

 

Все граждане имеют законное право на возможность полного ознакомления с деятельностью города Стокгольма во всех её формах. Как представитель общественности в отношении критической оценки и контроля и одновременно как первостепенный канал информации средства массовой информации играют важную роль в контактах между городом Стокгольмом и гражданами. Критическая оценка, осуществляемая средствами массовой информации, и предоставляемая ими информация способствуют тому, что граждане сами могут занять позицию в вопросах, которые касаются дел муниципалитета.

Для того чтобы средства массовой информации справились со своей задачей, важно оказывать помощь журналистам для получения ими фактов о деятельности муниципалитета. Поэтому исходным положением в наших отношениях с журналистами должна быть наибольшая открытость на основе принципа гласности.

 

2. Политика в отношении средств массовой информации основана на свободе слова и свободе сообщений

 

Само собой разумеющимся правом для находящихся на службе у города Стокгольма является право на вступление в контакт со средствами массовой информации и на высказывания перед ними. Свобода слова и свобода сообщений являются краеугольным камнем шведской демократии.

Расследование контактов находящихся на службе у города со средствами массовой информации не должно иметь места.

 

3. Каждый начальник несет особую ответственность за вопросы, связанные со средствами массовой информации

 

Особая ответственность возлагается на начальников и ответственных за деятельность в рамках муниципалитета. Они несут ответственность не только за информацию, но отвечают также за контакты с журналистами по вопросам, касающимся их собственной деятельности. Поэтому важной задачей начальников в их деятельности является нахождение времени для ответов на вопросы и на предоставление фактов журналистам.

Находящиеся на службе у города Стокгольма должны понимать цели средств массовой информации и должны осознавать важную роль, которую газеты, радио и телевидение играют в распространении информации, критики и создании общественного мнения.

Если в рамках собственной деятельности имеется отдельное лицо, ответственное за информацию, оно может предоставить советы и поддержку.

 

4. Контакты со средствами массовой информации должны быть корректными и деловыми

 

Контакты со средствами массовой информации основаны на том, что помощь, оказываемая служащими муниципалитета журналистам в выполнении ими своих задач, должна служить интересам общественности. Сотрудничество с представителями средств массовой информации на основе доверия должно происходить в духе взаимного уважения.

Мы должны сознавать, что средства массовой информации часто работают в рамках ограниченного времени. Тот, кто не может сам ответить на заданные вопросы, должен направить задающего вопросы к какому-либо иному, ответственному за принятие решений. Если нам необходимы факты, для того чтобы более эффективно помочь журналисту, мы должны сообщить, когда мы вернемся к этому вопросу, и должны сделать это. Условием хороших взаимоотношений со средствами массовой информации само собой разумеющимся является то, что мы всегда проявляем честность и предоставляем, насколько это возможно, правильные сведения.

 

5. Все контакты со средствами массовой информации должны быть запланированными и наступательными

 

Наиболее быстрыми и эффективными каналами предоставления гражданам как можно более лучшей информации о деятельности города являются средства массовой информации.

Беря на себя инициативу вступления в контакт со средствами массовой информации, мы тем самым способствуем тому, что информация быстрее достигает тех, для кого она предназначена. Если мы сами активны, то мы тем самым снижаем опасность неправильного понимания и неточностей в сложных вопросах и событиях.

Запланированные контакты должны осуществляться путем сообщений для прессы, пресс-конференций или непосредственными встречами с отдельными журналистами. Начальники управлений и отделений должны поэтому вносить в свое долгосрочное планирование контакты с журналистами, и не в последнюю очередь, когда происходит изменение деятельности. Всегда лучше самому взять инициативу, чем впоследствии пытаться уладить возможные недоразумения.

в начало

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ NRK[1]

(Опубликована 28 сентября 2000 г.)

 

Кто является ответственным лицом в компании NRK?

 

Директор по вещанию обладает полномочиями гарантии того, что содержащиеся в программах сведения и сами программы придерживаются основных установок компании NRK и одобрены правилами компании по созданию и выпуску программ.

 

Какими полномочиями обладает вышестоящее лицо?

 

Если возникают какие-либо сомнения по поводу того, может ли тот или иной материал быть опубликован, то решение данной проблемы предоставляется вышестоящему лицу, наиболее компетентному в теме публикации. Если и вышестоящее лицо не в силах решить проблему, право решать ее предоставляется его непосредственному руководителю.

 

Какими полномочиями обладают отдельно взятые работники компании?

 

Непосредственный создатель журналистского произведения должен отвечать за то, что создаваемые им программы или отдельные сюжеты не противоречат законодательству Норвегии. Такая ответственность ложится и на выпускающих редакторов программ.

 

Что представляет собой баланс в компании NRK?

 

Все мнения, касающиеся общих тем и интересов, следует сводить к благоразумному балансу в программах компании NRK. Это касается программной деятельности в целом, но не обязательно в отношении индивидуальных авторских произведений. Тем не менее, в программах, касающихся особо спорных тем, следует стремиться к определенному балансу мнений. Это относится и к программам, транслируемым через короткие промежутки времени.

 

Какова роль комментатора в компании NRK?

 

NRK комментирует текущие общественные события. Ни один отдельно взятый работник компании не может взять на себя роль комментатора для продвижения чьего-либо личного мнения. Комментарии, являющиеся чьей-либо личной оценкой, следует отделять от создания журналистских произведений. Аудитория должна с настороженностью относиться к программам, где появляются подобные комментарии. Если журналист допускает, что подобное может с ним случиться, ему следует избегать написания репортажей.

 

Какова роль провокатора в компании NRK?

 

NRK может поощрять выражение весомых мнений в норвежском обществе. Поэтому важен тот факт, что в компании существуют так называемые провокаторы, выражающие таковые мнения и настроения. Эта своего рода провокация может быть представлена в сатирических, юмористических и развлекательных передачах.

 

Участие в создании программ и правила редактирования

 

Любое участие в создании программ принимает характер соглашения между компанией и журналистом. Такое соглашение может быть заключено в устной, письменной форме или же подразумеваться. Основной пункт соглашения должен утверждаться в первую очередь. Участие в программе в качестве ведущего или актера должно подтверждаться письменным соглашением, подписанным до выхода программы в эфир. Если есть причина думать, что согласие на участие в программе дано человеком, не понимающим условия договора, то согласие и сам договор не могут считаться действительными. На участие в программе подчиненного требуется согласие его непосредственного начальника.

 

Каким образом обозревается программа или сюжет?

 

Что касается подписанного соглашения, то участнику следует ознакомится с контекстом выходящего сюжета либо программы в целом. Также следует знать и других участников программы, насколько это возможно.

 

Каким образом пояснять процесс редактирования программ?

 

Журналисту, согласившемуся на участие в передаче, следует знать о возможности ее редактирования.

Если у участника нет возражений по этому поводу, то вопрос о праве редактирования должен быть решен вышестоящими инстанциями. Это означает, что участник имеет представление о том, что включает в себя процесс редактирования. Если интервьюируемый участник программы отказывается от редактуры интервью, то, как правило, NRK отказывает ему в этом.

 

Как следует поступать в том случае, если характер программы изменяется?

 

Если в плане передачи возникают определенные изменения, либо в программу вносятся какие-либо существенные новые элементы, участник передачи будет обязательно проинформирован об этом. В этом случае у журналиста появляется возможность оценить свое участие в передаче в контексте новых обстоятельств и по необходимости отказаться от сотрудничества.

 

Кто обладает правом прослушивания/просмотра готовой передачи?

 

Если участник передачи, несмотря на заключенное соглашение, претендует на просмотр или прослушивание готовой передачи до согласия о ее выпуске, то компания NRK обязана принять его возражения по поводу выхода этой программы в эфир. Тем не менее, решение об отказе трансляции передачи должно приниматься до окончательной компоновки передачи. Окончательное решение NRK принимает в зависимости от содержания выпускаемой программы. Но опять же, если участник передачи не дает согласия на ее трансляцию, приводя веские аргументы, то компания NRK может принять независимое решение изменить программу или ее части, либо сократить их. В любом случае, никто кроме участника программы не может претендовать на ее предварительный просмотр или прослушивание.

 

Распространение авторского права NRK на весь программный материал

 

Ни участники программ, ни кто-либо иной не имеют права просматривать или распространять копии не транслировавшихся материалов (т.н. «сырые» аудио- и видеосюжеты).

 

Распространение аудио- и видеозаписей

 

Копии аудио- и видеозаписей, а также расшифровки этих записей, программ и сюжетов могут быть распространены для частного использования только с разрешения компании NRK. Такие копии могут быть изготовлены компанией, если позволяют технические средства. Также лицензированные копии записей могут изготавливать частные фирмы. Копии и расшифровки информационных сюжетов и выпусков новостей также могут распространяться в качестве документального материала. Распространение таких материалов может осуществляться при условии невмешательства в частную жизнь. На распространение копий материалов с иными целями требуется согласие авторов.

 

Корректура

 

Если компания NRK выдала в эфир какую-либо не соответствующую действительности информацию, способную причинить кому-либо вред или нанести оскорбление, то компания обязуется как можно оперативнее отреагировать и внести необходимые исправления.

 

Опровержение

 

Если компания NRK высказывает критику в адрес отдельных лиц или организаций, то у подвергшихся критике всегда есть возможность отреагировать. Любое официальное опровержение будет выдано в эфир.

 

Использование фотоматериалов

 

При записи и воспроизведении иллюстративных материалов должно соблюдаться правило невмешательства в частную жизнь.

 

Где NRK может производить съемки?

 

Съемки текущих событий в общественных местах абсолютно легальны. Съемки в местах, куда нет всеобщего доступа, например, на частных территориях или в частных строениях, производятся только с разрешения ответственных лиц.

 

Разрешение на проведение съемок

 

Частные лица не могут быть засняты без их согласия, если при этом не представляют собой объектов особого интереса аудитории. Например, большие скопления людей такие как митинги, собрания, марши протеста могут классифицироваться как объекты особого интереса аудитории. Иными словами, если изображение отдельно взятой личности менее значимо, чем основное содержание сюжета, съемки могут расцениваться как действия в пользу аудитории.

 

Использование скрытой камеры и микрофона

 

В целом, запись разговоров между двумя сторонами является наказуемым оскорблением этих сторон. Это касается и телефонного, и любого другого вида общения, где записывающий не является одной из сторон, т.е. не участвует в общении.

 

Ответственность

 

На все записи, где требуется использование скрытой камеры или микрофона, должно быть получено разрешение от программного директора или директора канала/ директора информационного отдела/ директора регионального представительства/ директора радиоканала или даже руководителя телевизионной или радиослужбы (если это необходимо).

 

В каких ситуациях могут использоваться скрытая камера или микрофон?

 

При работе со скрытой камерой/микрофоном требуется особая осторожность. Скрытая камера/микрофон могут использоваться только в тех случаях, когда они являются единственным способом получения жизненно важной для общества информации, если иные способы ее получения недоступны. В таких ситуациях ответственность возлагается на работников компании NRK, которые обязаны отработать все возможные методы получения информации и только после этого делать запрос на использование скрытой камеры/микрофона. Разрешение следует запрашивать и в тех случаях, когда скрытая камера/микрофон используются в целях журналистского расследования.

 

Использование скрытой камеры/микрофона в развлекательных целях

 

Скрытая камера или микрофон могут использоваться в развлекательных целях при условии, что участники записей/съемок получат возможность просмотреть/ прослушать записи перед их выходом в эфир. И даже после этого трансляция данного материала возможна только с согласия участников съемки/записи.

 

Коммерческая реклама на NRK

 

Программы не должны содержать элементов рекламы. Журналист NRK обязан проследить, чтобы все участники программы (и интервьюируемый, и комментатор, и другие лица) знали о запрете на рекламные сообщения в эфире. Необходимо избегать озвучивания или показа наименований торговых марок или корпоративных названий.

 

Когда на NRK может быть использована реклама?

 

Реклама может использоваться только в контексте непосредственно рекламных обращений. В интересах потребителей реклама может использоваться в качестве иллюстративного материала в критических сюжетах о плохом качестве какого-либо продукта. Но даже здесь журналисты обязаны свести к минимуму значение и эффективность рекламных материалов.

 

Вознаграждения компании от внешних источников

 

NRK не должна принимать вознаграждения от внешних источников, если производит съемки/записи по чьему-либо требованию или просьбе.

 

Предложения объектов, рекламирующих продукцию

 

NRK следует отказываться от предложений фирм, касающихся свободного распространения предметов одежды или иных, для использования в эфире. В общих чертах работники компании также обязаны отвергать предложения частных вознаграждений и услуг от различных фирм.

 

Предложения поездок и путешествий от внешних источников

 

NRK следует отказываться от предложений профинансировать поездки журналистов и от путешествий в качестве вознаграждения в связи с различными развлекательными передачами, либо иными условиями программ. Любые поездки журналистов прерогатива самой компании. Запросы, касающиеся поездок и командировок, должны быть предъявлены директору программы, информационной службы, местного представительства компании, директору по теле- и радиовещанию или же директору по вещанию, если это необходимо.

 

Спонсорство в компании NRK

 

Если программа спонсируется, об этом должно быть заявлено в ее начале или окончании. Информация о спонсоре может представляться в виде имени спонсора, его слогана и логотипа компании. Условия и форма представления в спонсируемой программе должны быть такими, чтобы целостность транслируемой программы была соблюдена. Спонсируемые программы не должны подталкивать аудиторию к приобретению продукции спонсора или продукции иных фирм. В программе не могут участвовать дистрибьюторы продукции и услуг компании-спонсора.

Выпуски новостей и программы о текущих событиях не могут спонсироваться. Спонсорами вещательных программ не могут быть физические или юридические лица, основной деятельностью которых является производство, реализация или использование нелегальных товаров и услуг в соответствии с норвежскими законами. Политические партии не имеют права выступать в качестве спонсоров вещательных программ.

Основные положения и правила спонсорства вещательной корпорации NRK представляются королем Норвегии.

 

Происшествия

 

Особого внимания требует трансляция различных происшествий. Очень важно, чтобы репортажи о катастрофах и происшествиях не порождали у аудитории ненужный страх и беспокойство.

 

В каких случаях компании NRK следует делать репортажи о происшествиях?

 

NRK должна сообщать о важных событиях так быстро, насколько это возможно, при этом подаваемая в эфир информация должна быть тщательно проверена. Это относится и к освещению происшествий, катастроф и т.п. Происшествие следует освещать, если существуют веские причины полагать, что оно уже известно. Значимость происшествия обязательно варьируется от общенационального до местного уровня.

 

Идентификация происшествий

 

При освещении происшествий не следует упоминать о погибших и пострадавших раньше, чем об этом будут проинформированы их ближайшие родственники. Также важно избегать информации, способствующей распознанию личностей погибших и пострадавших.

Информация, касающаяся жертв происшествий, может быть использована, когда это предусмотрено ценностью самой информации.

 

Репортажи о происшествиях в прямом эфире

 

При определенных обстоятельствах обязанность NRK предоставлять информацию включает в себя прямые репортажи с места происшествия. В этих случаях следует соблюдать особую осторожность.

 

Репортажи о катастрофах и террористических актах

 

NRK следует особо рассматривать такие случаи. NRK не должна подвергать официальному освещению не слишком важные детали происшествия. Это особо касается тех деталей, которые могут причинить страдания жертвам и свидетелям происшествия.

 

Использование имен и изображений

 

Особого внимания требует решение использовать имена и изображения при репортажах о происшествиях. Имена пострадавших или свидетелей происшествия следует упоминать только в тех случаях, когда ценность информации особенно зависит от этого. Подозреваемые, то есть виновники происшествия, но официально не обвиненные в совершении преступления, не должны упоминаться. Несовершеннолетние виновники происшествия не должны быть упомянуты, если в этом нет особой необходимости. Когда официальное обвинение уже вынесено, имена виновных могут быть оглашены, если от этого зависит ценность информации. В случае, когда виновниками происшествия являются официальные и должностные лица, * всегда следует оглашать их имена, особенно если ими совершено должностное преступление или превышение полномочий.

 

Расследования преступлений

 

NRK следует соблюдать особую осторожность при освещении расследований преступлений полицией или иными государственными ведомствами. Кроме того, компания должна подвергать критическому рассмотрению те данные, которые предоставляет полиция, прокуратура, адвокаты либо другие ведомства о ведении расследования.

 

Изнасилования и оскорбления

 

Особому рассмотрению NRK должна подвергать случаи насилия и оскорбления, если при этом пострадавшими или свидетелями преступления являются дети.

 

Суицид

 

Самоубийства или попытки самоубийства не должны освещаться, если только особые обстоятельства того не оправдывают. Примерами таких обстоятельств могут быть самоубийства или попытки самоубийства, к которым привела особая жестокость, если они имели общественное значение, либо право на распространение информации дает компании NRK возможность освещать такое событие.

 

Репортажи о судебных процессах

 

NRK должна по возможности следить за всем ходом процесса, чтобы дать сбалансированную картину происходящего. Журналисты NRK обязаны тщательно исследовать все факты, исходящие от обеих сторон судебного разбирательства. Вся полученная информация должна быть подлинной, насколько это возможно. При этом желательно фиксировать ее на видео- и аудиоустройства в пределах установленных судом ограничений.

 

Информационные обязательства и правила поведения

 

Работники NRK обязаны сообщать об основных темах, касающихся частной собственности, а также о различных поручениях, встречах и назначениях, в которых они принимают или желают принимать участие вне пределов ведения компании NRK. Отчет должен быть предоставлен непосредственному руководителю журналиста.

 

Участие в коммерческих программах

 

В целом, работникам компании NRK запрещено участвовать в различных коммерческих программах. В этом контексте запрет категорически касается журналистов компании, иных работников, участвующих в вещании, а также тех, чье участие особенно требуется для создания программ. Следует отметить, что здесь могут быть некоторые исключения. К примеру, существуют исключения по отношению к различным гуманитарным кампаниям и некоммерческим информационным кампаниям. В дополнение к тому журналистам разрешено публиковать книги, компакт-диски с тем условием, что продажей данной продукции занимается издательство.

 

Предпринимательская деятельность

 

Работники NRK не имеют права заниматься частным бизнесом, который может негативным образом повлиять на деятельность компании NRK.

 

Обучение журналистскому мастерству

 

Работники NRK не имеют права частного преподавания журналистского мастерства как теории журналистского творчества, так и практических навыков. Являясь особо компетентной организацией в области журналистики, NRK все же должна делиться информацией с другими институтами. Таковые проекты организуются с помощью специального обучающего центра компании NRK. Оплата занятий определяется компанией по установленным расценкам.

 

Работа с другими теле- и радиоканалами

 

В компании NRK принято, что ее работники не участвуют в деятельности общенациональных вещательных компаний-конкурентов, не имея на то четкого информационного либо творческого повода.

Журналисты NRK не имеют права частным образом сотрудничать с другими компаниями, вещание которых распространяется на Норвегию. Также запрещено заключать договоры на производство материалов для таких вещательных компаний. Договоры на создание других видов программ и материалов (о чем сказано в параграфе «Участие в коммерческих программах») должны быть подписаны начальником отдела, где работает журналист компании NRK.

Журналисты NRK могут участвовать в записи кино-, видео- и аудиоматериалов, если таковые предназначены для использования внутри компании NRK, либо будут использоваться для общественно важной информации и носить некоммерческий характер.

 

Участие в печатных СМИ

 

Журналисты NRK не имеют права постоянно работать на какое-либо печатное СМИ. Единичные случаи работы в газетах/журналах разрешаются при условии, что подобная деятельность не противоречит интересам компании NRK. В любом случае компания NRK обладает приоритетным правом на использование знаний и опыта работающего здесь журналиста.

На создание различных проектов для компаний-партнеров NRK указанные запреты не распространяются.

 

Внештатное сотрудничество

 

Правила, касающиеся работников компании NRK, распространяются также и на внештатных журналистов в течение всего периода их работы на компанию.

в начало

 

ЗАКОН О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Свобода печати

В Латвийской Республике любое лицо, любые группы лиц, органы государственных учреждений и предприятий и организаций всех видов имеют право свободно выражать свои взгляды и мнения, распространять сообщения в печати и других средствах массовой информации, получать при их посредничестве информацию по любому интересующему их вопросу общественной жизни. Цензура печати и других средств массовой информации не допускается. Не допускается любая монополизация печати и других средств массовой информации.

 

Статья 2. Печать и другие средства массовой информации

Согласно настоящему Закону печать и другие средства массовой информации (далее в тексте средства массовой информации) это газеты, бюллетени и другие периодические издания (выходят не реже одного раза в три месяца, разовый тираж превышает 100 экземпляров), а также телевизионные и радиопередачи, кинохроника, сообщения информационных агентств, аудиовизуальные записи, программы, предусмотренные для публичного распространения.

Положения настоящего Закона не относятся к инструкциям, нормативным актам органов государственной власти и управления, периодическим бюллетеням судебной и арбитражной практики, материалам, изданным учебными и научными учреждениями.

 

Статья 3. Правовой статус

Учредитель или издатель и редакция средства массовой информации может быть юридическим лицом.

 

Статья 4. Деятельность средств массовой информации

Средства массовой информации собирают, подготавливают и распространяют информацию в соответствии с законами Латвийской Республики. Не допускается вмешательство в деятельность средств массовой информации.

В целях обеспечения осуществления принципа свободы печати предприятиям, учреждениям и организациям, хозяйственная деятельность которых связана с размножением периодических изданий, запрещается по политическим мотивам отказываться от приема и выполнения заказов на тиражирование изданий.

 

Статья 5. Право на получение информации

Средства массовой информации имеют право получать информацию от государственных и общественных организаций.

 

Статья 6. Отказ в предоставлении информации

Должностные лица государственных и общественных организаций могут отказывать в предоставлении информации только в том случае, если она не подлежит опубликованию согласно статье 7 настоящего Закона.

 

Статья 7. Информация, не подлежащая публикации

Запрещается публиковать информацию, которая является государственной или иной особо охраняемой законом тайной, призывает к насилию или свержению существующего строя, пропагандирует войну, жестокость, расовую, национальную или религиозную исключительность и нетерпимость, подстрекает к совершению иных преступлений.

Не подлежат опубликованию материалы предварительного следствия без письменного разрешения прокурора или следователя. При освещении процесса судопроизводства не допускается опубликование материалов, нарушающих презумпцию невиновности. На открытых судебных заседаниях журналисты могут производить записи с использованием технических средств, если это не препятствует ходу судебного процесса.

Запрещается публиковать содержание корреспонденции, телефонных разговоров и телеграфных сообщений без согласия адресата и автора или их наследников.

Запрещается и наказывается в соответствии с законом использование средств массовой информации с целью их вмешательства в личную жизнь граждан.

Запрещается публиковать информацию, порочащую честь и достоинство физических и юридических лиц и содержащую клевету на них.

Запрещается публиковать сведения о состоянии здоровья граждан без их согласия.

Запрещается публиковать коммерческие и патентные тайны без согласия их владельца.

 

РАЗДЕЛ II

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 8. Учреждение

Право на учреждение и издание средств массовой информации принадлежит юридическим, а также дееспособным физическим лицам Латвийской Республики. Отношения между учредителем, издателем и редакцией регулируются договором.

 

Статья 9. Регистрация

Средства массовой информации регистрируются Министерством юстиции Латвийской Республики. Заявление о регистрации подает учредитель средства массовой информации. Издатель или редакция могут подать заявление, если это предусматривается договором, заключенным с учредителем. Заявление следует рассмотреть и решение следует принять в десятидневный срок со дня его подачи.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

1)      учредитель, издатель или редакция,

2)      наименование средства массовой информации,

3)      направленность содержания и задачи средства массовой информации,

4)      территория или аудитория, где предусматривается распространять и передавать основную часть продукции средства массовой информации,

5)      первоначальная периодичность и объем средства массовой информации,

6)      адрес редакции средства массовой информации.

Одновременно с заявлением о регистрации подается документ об уплате регистрационной пошлины.

После регистрации средства массовой информации выдается регистрационное удостоверение. Право учредителя (издателя) средства массовой информации приступить к деятельности сохраняется в течение одного года со дня получения регистрационного удостоверения.

 

Статья 10. Отказ в регистрации

Министерство юстиции может отказать в регистрации средства массовой информации, если:

1)      не соблюдены требования, установленные статьями 4, 8 и 9 настоящего Закона,

2)      в заявлении указаны ложные сведения.

В Латвийской Республике запрещается регистрация средств массовой информации с наименованиями уже выходящих в Латвии или прекративших свою деятельность по решению суда средств массовой информации.

Об отказе в регистрации средства массовой информации следует сообщить заявителю в письменной форме в пятидневный срок с момента принятия решения с указанием причины отказа. Подобный отказ может быть обжалован в суд в установленном законом порядке.

 

Статья 11. Прекращение деятельности

Деятельность средства массовой информации прекращается:

1)      если его учредитель или издатель и редакция в предусмотренных договором случаях прекращают деятельность средства массовой информации;

2)      если средство массовой информации в течение одного года после получения регистрационного удостоверения не вышло в свет;

3)      если суд принял решение о прекращении деятельности средства массовой информации.

Если деятельность средства массовой информации прекращается в случаях, предусмотренных пунктами первым и третьим настоящей статьи, руководитель средства массовой информации или суд в трехдневный срок после прекращения деятельности должны сообщить об этом Министерству юстиции.

 

Статья 12. Прекращение деятельности по решению суда

Право обращения в суд для рассмотрения вопроса о прекращении деятельности средства массовой информации имеют Генеральный прокурор, министр юстиции и министр финансов Латвийской Республики.

Суд может принять решение о прекращении деятельности средства массовой информации, если оно:

1)      опубликовало призыв к применению насильственных или каких-то иных противозаконных методов;

2)      опубликовало призыв к неповиновению законам Латвийской Республики;

3)      в установленные сроки и в установленных размерах не уплатило предусмотренных законами Латвийской Республики налогов и не подчиняется контролю государственных финансовых учреждений;

4)      опубликовало информацию, которая приговором суда по уголовному делу признана клеветой, оскорблением, разглашением государственной тайны, пропагандой войны, нарушением расового и национального равенства;

5)      в течение года повторно совершило иные нарушения положений настоящего Закона.

 

Статья 13. Контроль прекращения деятельности

Если деятельность средства массовой информации прекращена решением суда, Министерство юстиции может назначить уполномоченных лиц, которым поручается реализовать выполнение принятого постановления.

 

РАЗДЕЛ III

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Статья 14. Производственная и финансовая деятельность

Производственная и финансовая деятельность средств массовой информации регулируется законами и другими нормативными актами Латвийской Республики.

 

Статья 15. Взаимоотношения учредителя

или издателя и редакции средства массовой информации

Взаимоотношения учредителя или издателя и редакции средства массовой информации, а также отношения с другими юридическими и физическими лицами регулируются законами Латвийской Республики, гражданско-правовыми и трудовыми договорами.

Гражданско-правовые договоры определяют:

1)      обязанность редакции .публиковать материалы учредителя или издателя;

2)      финансирование деятельности редакции;

3)      распределение доходов (прибыли), полученных от средства массовой информации;

4)      взаимные обязательства учредителя или издателя и редакции по обеспечению работникам редакции надлежащих производственных, социальных и бытовых условий;

5)      другие гражданско-правовые отношения между учредителем или издателем и редакцией.

 

Статья 16. Редактор (главный редактор) средства массовой информации

Редактор (главный редактор) отвечает за работу редакции средства массовой информации и других его структурных единиц в соответствии со своей компетенцией, которую определяют настоящий Закон, другие нормативные акты, а также заключенные учредителем или издателем договоры.

Редактор (главный редактор) руководит работой редакции средства массовой информации, представляет его в отношениях с учредителем, издателем, иными юридическими или физическими лицами.

Редактор (главный редактор) отвечает за содержание публикуемых средством массовой информации материалов.

 

Статья 17. Соблюдение авторского права

При использовании средством массовой информации материалов для опубликования и передачи по телевидению или радио следует соблюдать законы Латвийской Республики и нормы международного авторского права.

 

Статья 18. Выходные данные

В каждом выпуске печатного издания приводятся следующие сведения:

1)      наименование изданий, в серийных изданиях – наименование серии, подсерии и порядковый номер;

2)      место издания и год;

3)      сведения о повторном издании (для не периодических изданий);

4)      издатель (учреждение, организация, имя, фамилия гражданина);

5)      редактор (имя, фамилия), редакция, ее адрес;

6)      типография, ее адрес, номер заказа, вид печати (техника);

7)      тираж, цена, объем издания (учет в печатных листах);

8)      номер регистрационного удостоверения.

 

Статья 19. Обязательные экземпляры

Обязательные экземпляры печатных изданий направляются учреждениям и организациям в установленном Кабинетом Министров Латвийской Республики порядке.

 

Статья 20. Хранение опубликованных информационных материалов

Редакция средств массовой информации обязана в течение трех лет со дня распространения информации или сведений хранить соответствующие манускрипты, документы, появившиеся в процессе подготовки и трансляции телевизионных и радиопередач.

 

Статья 21. Опровержение не соответствующих действительности сведений

Лица, учреждения, предприятия и организации правомочны потребовать, чтобы средства массовой информации опровергли опубликованные (переданные) сведения, если эти сведения не соответствуют действительности.

Заявление об опровержении ложных сведений подается в письменном виде на имя редактора средства массовой информации в течение шести месяцев со дня опубликования (передачи) ложных сведений.

В заявлении должны быть точно указаны не соответствующие действительности сведения, место (передача) и дата их опубликования.

Редактор средства массовой информации обязан рассмотреть заявление в семидневный срок со дня его получения.

Если средство массовой информации не располагает доказательствами того, что опубликованная (переданная) информация соответствует действительности, она должна быть им немедленно отозвана. Опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и опубликовано в том же разделе издания (передачи), в котором были опубликованы ложные сведения. В спорном случае заинтересованное лицо или организация может потребовать опровержения этих сведений в судебном порядке.

Если решением суда средству массовой информации вменяется в обязанность опровергнуть ложные сведения, это осуществляется в соответствии с положениями данной статьи.

Средство массовой информации может отказаться опровергать распространенные сведения, если факты подтверждены решением суда.

 

Статья 22. Тайна источника информации

Средство массовой информации может не указывать источник информации. Если лицо, предоставившее информацию, требует, чтобы его имя не было указано в средстве массовой информации, данное требование для редакции является обязательным.

Источник информации указывается только по требованию суда или прокурора.

 

РАЗДЕЛ IV

ЖУРНАЛИСТ, ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 23. Журналист

Под журналистом в настоящем Законе понимается лицо, которое собирает, обобщает, редактирует или иным образом подготавливает материалы для средства массовой информации и, которое заключило с ним трудовой договор либо осуществляет эту работу по заданию средства массовой информации, а также является членом объединений журналистов.

 

Статья 24. Права журналиста

Журналист имеет право:

1)      собирать информацию любым не запрещенным законом способом из любого не запрещенного законом источника информации;

2)      распространять сведения, за исключением тех, которые не подлежат распространению в соответствии со статьей 7 настоящего Закона;

3)      находиться в местах общественно значимых событий и при ведении оттуда репортажа использовать также официальные каналы связи;

4)      отказаться от подготовки и опубликования материала, если он противоречит его убеждениям;

5)      перед опубликованием снять свою подпись под материалом, если его содержание искажено в процессе редактирования.

При реализации упомянутых в данной статье прав журналист, если это необходимо, должен предъявлять удостоверение члена Союза журналистов или работника средства массовой информации или выданную ими доверенность.

 

Статья 25. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1)      давать правдивую информацию;

2)      впервые публикуя высказывание, по желанию лица, предоставившего информацию, указывать его автора;

3)      информировать редактора о том, что предоставленный материал затрагивает государственные или иные охраняемые законом тайны;

4)      отказаться от задания, выполнение которого связано с нарушением закона;

5)      соблюдать права и законные интересы государства, общественных организаций, обществ предпринимателей (предприятий) и граждан.

 

Статья 26. Аккредитация

Средства массовой информации по согласованию с органами или уполномоченными должностными лицами учреждений, предприятий и организаций могут аккредитовать при них своих журналистов.

Аккредитованный журналист имеет право участвовать в открытых собраниях и иных мероприятиях, организованных аккредитующей организацией, он обеспечивается стенограммами, протоколами и иными документами в установленном данной организацией порядке.

Постоянные представители зарубежных средств массовой информации в Латвийской Республике аккредитуются Министерством иностранных дел Латвийской Республики.

Аккредитующая организация может прервать аккредитацию журналиста, если он не соблюдает положения статьи 25 настоящего Закона.

Министерство иностранных дел Латвийской Республики может прервать аккредитацию иностранных журналистов, если они нарушают законы Латвийской Республики.

 

РАЗДЕЛ V

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

 

Статья 27. Основания ответственности

За разглашение тайны источника информации, препятствование выполнению обязанностей журналиста, распространение ложных, порочащих честь и достоинство человека сведений и разглашение государственных или иных охраняемых законом тайн виновные лица несут ответственность в соответствии с законами Латвийской Республики.

За изготовление и распространение средств массовой информации без регистрации или после прекращения их деятельности виновные лица несут ответственность в установленном законами Латвийской Республики порядке.

 

Статья 28. Возмещение ущерба

Ущерб, в том числе моральный ущерб, причиненный средством массовой информации физическому или юридическому лицу при распространении ложных сведений, клеветы и оскорблении его чести и достоинства, опубликовании сведений и информации, публикация которых запрещена законом, средство массовой информации обязано возместить данному лицу в установленном законом порядке.

 

Статья 29. Освобождение от ответственности

Средства массовой информации не несут ответственности за распространение ложных сведений, если они содержатся:

1)      в официальных документах органов государственной власти и управления, сообщениях политических и общественных организаций;

2)      в сообщениях официальных информационных агентств;

3)      в публикациях должностных лиц.

 

РАЗДЕЛ VI

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Статья 30. Международные договоры и соглашения

Международное сотрудничество средств массовой информации регулируется договорами и соглашениями, заключенными высшими органами государственной власти и управления республики, средствами массовой информации, профессиональными организациями журналистов или иными творческими союзами в соответствии с законами Латвийской Республики и международными правовыми нормами.

 

Председатель Верховного Совета

Латвийской Республики

А. Горбунов

 

Секретарь Верховного Совета

Латвийской Республики

И. Даудиш

 

г. Рига, 20 декабря 1990 года

 

в начало

 

ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ ССР О ЯЗЫКАХ

 

Верховный Совет Латвийской Республики постановляет: Изложить Закон Латвийской Советской Социалистической Республики о языках от 5 мая 1989 года (Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР, 1989, 20) в следующей редакции:

 

ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ЯЗЫКАХ

 

Латвия единственная этническая территория в мире, которую населяет латышский народ. Одной из главных предпосылок существования латышского народа, существования и развития его культуры является латышский язык. В последние десятилетия употребление латышского языка в государственной и общественной жизни существенно сузилось, поэтому необходимо определить особые меры по защите латышского языка. Такую защиту может гарантировать статус государственного языка. Этим государство обеспечивает всестороннее и полноценное использование латышского языка во всех сферах государственной и общественной жизни, а также его изучение.

Латвийская Республика поддерживает изучение и исследование латышского языка в иностранных государствах.

Одновременно государство заботится об уважительном отношении ко всем употребляемым в Латвийской Республике языкам и диалектам.

Статус государственного языка, установленный для латышского языка, не затрагивает конституционного права жителей других национальностей пользоваться своим родным языком или другими языками.

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык.

Статья 2. Государство обеспечивает всем жителям Латвии право освоить латышский язык, финансирует изучение латышского языка в государственных учебных заведениях и организует производство необходимых учебных пособий.

Статья 3. Закон Латвийской Республики о языках определяет использование латышского языка и других языков в области государственной, народнохозяйственной и общественной деятельности, право в выборе языка и защиту языков.

 

РАЗДЕЛ II

ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ В ВЫБОРЕ ЯЗЫКА

 

Статья 4. Для реализации прав жителей в выборе языка все работники органов государственной власти и государственного управления, а также учреждений, предприятий и организаций должны знать и употреблять государственный язык и другие языки в том объеме, который необходим для выполнения их профессиональных обязанностей. Объем знания языков, который необходим этим работникам, определяется положением, утвержденным Советом Министров Латвийской Республики, а также правилами Кабинета Министров.

Статья 5. На проводимых в Латвийской Республике съездах, конференциях, заседаниях, совещаниях и собраниях выбор языка выступающего свободен.

На открытых мероприятиях их организаторы должны обеспечить перевод на государственный язык.

Это условие не распространяется на мероприятия национально-культурных обществ и религиозных конфессий.

 

РАЗДЕЛ III

ЯЗЫК В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Статья 6. В органах государственной власти и государственного управления Латвийской Республики языком делопроизводства, заседаний и всех других рабочих совещаний является государственный язык. Не владеющие этим языком на заседаниях или совещаниях, по соглашению, могут пользоваться другим языком. В таком случае, если этого требует хоть один участник заседания или совещания, организатор обеспечивает перевод на государственный язык.

Статья 7. Находящиеся в Латвийской Республике предприятия, учреждения и организации в делопроизводстве и во всех документах, относящихся к делопроизводству, а также в переписке с адресатами внутри страны должны пользоваться государственным языком.

При контактах с иностранными государствами учреждения, предприятия и организации в своей деятельности, применяют данное положение настолько, насколько это не препятствует нормальной деятельности и не противоречит международному праву и обычаям.

Представляемые в органы государственной власти, государственного управления и самоуправлений документы учреждений, предприятий и организаций должны быть на государственном языке.

Статья 8. Документы, которые жителям выдают органы государственной власти и государственного управления, а также государственные учреждения, предприятия и организации, должны быть на государственном языке. В документах, удостоверяющих академическое образование и ученую степень, наряду с государственным языком может употребляться также английский язык.

В документах, которые жителям выдают частные учреждения, предприятия и организации, наряду с государственным языком могут употребляться и другие языки.

Органы государственной власти и государственного управления, а также учреждения, предприятия и организации должны принимать от жителей и рассматривать документы на латышском, английском, немецком и русском языках; к документам, представленным на других языках, должен быть приложен нотариально удостоверенный перевод на государственный язык.

Статья 9. Органы государственной власти и государственного управления, учреждения и организации Латвийской Республики и их должностные лица на заявления и жалобы жителей письменные ответы дают на государственном языке. Органы государственной власти и государственного управления, учреждения, организации и их должностные лица могут дать ответ и на том языке, на котором лицо к ним обратилось.

 

РАЗДЕЛ IV

ЯЗЫК В ОБРАЗОВАНИИ, НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ

 

Статья 10. В Латвийской Республике гарантируется право получить образование на государственном языке. Право получить образование на родном языке имеют также проживающие в государстве жители других национальностей.

Статья 11. Латвийская Республика обеспечивает в средних специальных и средних профессиональных школах обучение на государственном языке и других языках по специальностям, необходимым Латвийской Республике, независимо от Ведомственного подчинения учебного заведения. Список специальностей устанавливает Кабинет Министров Латвийской Республики.

В финансируемых государством высших учебных заведениях, начиная со второго года обучения, основным языком обучения является латышский язык.

Статья 12. Во всех учебных заведениях Латвийской Республики с другим языком обучения латышскому языку обучаются независимо от ведомственного подчинения этих заведений. Выпускники средних, средних специальных, средних профессиональных школ и высших учебных заведений Латвийской Республики должны сдавать экзамен по государственному языку. Необходимый уровень владения языком определяет и обучение языку обеспечивает Министерство образования и науки Латвийской Республики вместе с соответствующими министерствами.

Статья 13. Передачи государственного радио и государственного телевидения Латвийской Республики, за исключением прямых передач, адресованных представителям других национальностей, должны быть дублированы, обеспечены дикторским текстом или субтитрами на государственном языке.

Это правило относится и к кинофильмам, демонстрируемым в Латвийской Республике в коммерческих целях, и к видеофильмам.

Статья 14. В Латвийской Республике выбор языка научных работ является свободным. Представление и публичная защита трудов на соискание ученых степеней происходит на латышском или другом языке, который по соглашению с автором утверждает соответствующий совет по присвоению ученых степеней.

Статья 15. В Латвийской Республике гарантируется употребление латышского языка, а также говоров и латгальского письменного языка во всех областях культуры. Государство гарантирует также сохранение и развитие языка и культуры ливов.

 

РАЗДЕЛ V

ЯЗЫК В НАЗВАНИЯХ И ИНФОРМАЦИИ

 

Статья 16. Топонимические названия Латвийской Республики образуются и даются на латышском языке. Случаи, когда они передаются на другие языки, определяются самоуправлениями.

Статья 17. Названия учреждений, предприятий и организаций образуются и даются на латышском языке и при необходимости передаются или переводятся на другой язык.

Статья 18. Латышские имена употребляются в соответствии с латышскими традициями и закономерностями языка.

Имена из других языков пишутся и употребляются на латышском языке с соблюдением правил передачи иноязычных имен собственных.

Статья 19. Тексты печатей органов государственной власти и государственного управления, а также учреждений, организаций и предприятий должны быть на латышском языке. Тексты печатей учреждений, подведомственных Министерству иностранных дел, могут быть и на других языках.

Статья 20. Публичные объявления, вывески, афиши, плакаты, реклама, прейскуранты, этикетки производимых в Латвии товаров и инструкции по пользованию ими должны быть на государственном языке. Для этикеток товаров и инструкций по пользованию ими наряду с государственным языком допустимо использование других языков. В этом случае тексту на латышском языке отводится главное место, и в отношении формы или содержания он не может быть меньше текста на другом языке.

Названия, образующие маркировку товарных знаков фирм, на другие языки не переводятся. Применение настоящей статьи регламентируется положением, утвержденным Советом Министров Латвийской Республики, а также правилами Кабинета Министров.

 

РАЗДЕЛ VI

ЗАЩИТА ЯЗЫКОВ

 

Статья 21. За соблюдением Закона о языках в государстве осуществляет надзор Центр государственного языка Министерства юстиции, а также Инспекция государственного языка и инспектора государственного языка самоуправлений.

Статья 22. Учреждения или организации сферы обслуживания, в обязанности должностных лиц или работников которых входит общение с жителями, возмещают жителям ущерб, причиненный соответствующим должностным лицом или работником сферы обслуживания вследствие незнания государственного языка. В предусмотренных законодательными актами случаях учреждение или организация имеет право предъявить регрессный иск к виновному должностному лицу (работнику).

Статья 23. За нарушение Закона о языках виновные привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

 

Председатель Верховного Совета

Латвийской Республики

А. Горбунов

 

Секретарь Верховного Совета

Латвийской Республики

И. Даудиш

 

г. Рига, 31 марта 1992 года

 

в начало

 

к содержанию



[1] NRK, или Norsk Rikskringkasting, является основной норвежской вещательной корпорацией с десятью радиоканалами и двумя телевизионными каналами, охватывающими почти 100% норвежской аудитории. NRK также включает в себя 17 региональных отделений, где журналисты выпускают теле- и радиопрограммы для местного и общенационального вещания, а также для размещения в Internet. Местные отделения компании NRK, объединенные в 7 групп, выпускают региональные информационные телепрограммы. Саамское Радио (Sami Radio) представляет собой специализированное отделение, выпускающее программы для саамского и лопарского населения. Общее число штатных сотрудников NRK составляет 3400 человек.

Hosted by uCoz