ВВЕДЕНИЕ
Риторические основы журналистики... В чем смысл такого подхода к профессии, к характеристике ее существенных качеств? Насколько он актуален сегодня?
Время информационного бума стало временем речевой агрессии, разрушающей взаимопонимание людей. Социальные основы возрождения риторики отчетливо прослеживаются в риториках частных – профессионально ориентированных. Риторика журналиста – это, прежде всего, искусство общения автора с адресатом и учение о правилах создания речевых произведений в сфере журналистики.
Это учение о Слове общественно значимом и действенном, Слове нравственном, правдивом и выразительном. И одновременно – личностном, авторском. Именно риторика предлагает простую и убедительную формулу личностного проявления человека в Слове: этос, логос, пафос.
Слово журналиста должно утверждать нравственные идеалы (этос) – защищать добро и правду, объединять людей, гармонизировать общественные отношения.
Слово журналиста должно быть разумным (логос), устремленным к истине, насыщенным по смыслу, логичным. Слово журналиста должно эмоционально воздействовать на адресата (пафос). Возможно, это звучит несколько высокопарно, но именно представление об идеале должно быть камертоном разговора о профессии. Именно риторические основания (этико-лингвистические) могут обеспечить эффективность обучения профессии.
Как это соотносится с существующим положением вещей?
К сожалению, все заметнее становятся такие особенности современной журналистики, как калькирование зарубежных образцов, речевая грубость и небрежность, попытки манипулировать общественным мнением. Почему? «От природного хамства или по необходимости?» – спрашивают журналисты и пытаются защитить право на грубость как противоядие от лжи и как залог пониманий массовой информации массами: «Не я сделал людей такими, что, кроме мата, у них почти нет языка. Я обязан говорить на языке улицы, если хочу, чтобы меня понимали. А я именно этого хочу. Вся страна давно ботает по фене: разве не замечали? Кремлевские, думские власти легко и привычно называют свои взаимоотношения “разборками”. Гангстерские термины – стали общеупотребительны (и не вчера)»[1].
«Репортерство и интеллигентность – понятия несовместимые?
Совершенно. Есть замечательная пословица: «В доме повешенного не говорят о веревке». Человек, избравший профессию репортера, именно о веревке и должен говорить в доме у повешенного. О какой интеллигентности здесь вообще может идти речь? Репортерство – страшно грубая, солдатская профессия»[2].
Гражданская позиция этих талантливых журналистов заслуживает уважения, но вряд ли можно согласиться с оправданием преимущественной ориентации в газете на «язык улицы». Нельзя не видеть и обратной связи: для массовой аудитории язык СМИ остается образцом – и его грубость, небрежность, неуважительность к событиям и героям информационных материалов многократно оборачивается снижением и нравственной, и языковой культуры читателя-зрителя. Нельзя оправдывать сознательное снижение этико-эстетического уровня СМИ, подыгрывание неразвитому вкусу.
Это понимают сами журналисты. Примечательно появление рубрики «Этика журналиста» в наиболее уважаемом профессиональном органе – «Журналисте» и непримиримость занятой позиции: «Когда потеряны нравственные ориентиры, беспардонность и бескультурье становятся зеркалом современной журналистики. ...Почему такое неуважение ко всем и ко всему? Почему из-под пресса прошлого на свободу вырвались и царят у нас низменные инстинкты, а не чуткость и деликатность, тонкость и образованность? Как получилось, что свобода слова оборачивается свободой хамства и некомпетентности?» (С. Баймухаметов. 1997, №10, с. 46).
Приводя перлы «беспардонности и бескультурья» в статьях этой рубрики, авторы не называют фамилий: они активно выступают против самого явления, во многом обусловленного «смутными временами» жизни общества. Для журналистики постсоветской эпохи свобода слова, гласность, плюрализм мнений являются несомненным завоеванием демократии. И одновременно это оборачивается несвободой, зависимостью журналиста и, шире – СМИ от финансовых магнатов, «хозяев» газеты или телеканала. Стремление к разработке серьезных информационных программ нередко разбивается о невозможность их авторской реализации в условиях информационного «рынка».
Так свобода слова оборачивается свободой от нравственных законов независимой прессы, так оправдывается манипулирование общественным мнением.
Журналистика становится отражением дисгармонии социальных связей, нестабильности положения человека в этом мире. Все возрастающая речевая агрессия СМИ воспринимается как отражение агрессивности власти и «хозяев» СМИ по отношению друг к другу и к тому массовому адресату, чьи права и интересы они призваны защищать.
«Политическая борьба без нравственных правил разлагающе действует и на сами СМИ. Валом идут заказные статьи...» – свидетельствует Г. Мальцев, главный редактор «Журналиста» (№9, 1999, с. 1) в статье под символичным названием «Черные дыры» Российских СМИ».
Такова главнейшая социальная проблема современной журналистики. Решать ее в рамках учебного пособия, естественно, невозможно, однако помнить о ней, определить свою позицию в этой ситуации – будущему журналисту необходимо. Мы же попытаемся самим отбором материала, его интерпретацией противостоять тенденции дисгармонии социальных отношений к адресату, утверждать преимущества упорядоченности правил риторики
Мы не случайно включили в текст «Введения» столько цитат: зафиксированные свидетельства современников позволяют сделать вывод о злободневности и социальной значимости проблемы. Язык журналистики – показатель ее нравственного уровня, и шире – уровня культуры общества.
Проводником идеи всегда остается слово: «речь формирует и формулирует мысль» (Л. Выготский). Следовательно, выбранный нами риторический аспект профессиональной подготовки будущих журналистов не менее значим, чем формирование их мировоззрения, гражданской позиции, правового сознания и других социальных качеств. Названным качествам посвящены многие существующие пособия. В том или ином виде разговор о них будет возникать на страницах нашей книги (взаимосвязь естественна и необходима), но главным останется аспект, заявленный в подзаголовке: риторические основы журналистики.
Назовем еще одну принципиально значимую тенденцию современной журналистики, зафиксированную в материалах конференции, прошедшей в МГУ, – «Журналистика в 1997 году». Речь идет об «исчезновении художественно-публицистических жанров и увеличении интереса к информационной и аналитической журналистике»[3].
Тенденция очевидна, но ограничиваться только ее констатацией нельзя. Это означало бы несомненное обеднение журналистики как особого вида литературы.
Как соотносятся понятия «журналистика» и «литература»? Сошлемся на свидетельства словарей:
«Журналистика – литература газет и журналов»[4]; «Журналистика – журнальная, срочная словесность»[5]. Так кто же будет противостоять «исчезновению художественно-публицистических жанров» или (примем другую формулировку!) возрождать их, если не молодые журналисты, начинающие свой творческий путь в новом веке?
И дело здесь не столько в овладении законами поэтики, сколько в профессиональном умении воздействовать на читателя не только и не столько фактической информацией, сколько выразительностью речевой формы различных публицистических жанров. Можно констатировать большую политизированность, злободневность и остроту современной журналистики, говорить о поисках новых жанрово-стилистических форм информации, делающих ее более доступной массовому читателю, но нельзя отказываться от образных средств воздействия художественного стиля в жанре очерка или эссе.
Личностное отношение, проявление авторского «Я» журналиста возможно прежде всего в жанрах художественно-публицистических. Здесь в наибольшей мере проявляются законы творчества: «В словесной форме писатель закрепляет все – и свое положение в мире, и его понимание, свое к нему отношение, оценку, свои представления о должном, свое восприятие людей... воссоздается новый мир, в котором слово выступает заместителем красок, звуков, ритмов, живых человеческих переживаний»[6].
Этому можно и должно, на наш взгляд, учить будущих журналистов. Вот почему в пособие включен раздел, посвященный характеристике жанров художественно-публицистических. Вот почему для анализа предлагаются образцовые тексты различных жанров.
Какова структура пособия? Основная часть книги (раздел III) посвящена характеристике газетных жанров: с риторических позиций рассматриваются жанрово-стилистические признаки и «модели» создания произведений различных жанров. Предшествующие разделы обеспечивают знакомство читателя с фоновыми знаниями: проблемам речевой компетентности журналиста и тактике профессионального общения посвящен III раздел пособия, минимально необходимые лингвистические знания представлены в разделе II.
Формирование практически значимых, профессионально ориентированных речевых знаний и умений журналиста – таков смысловой стержень, объединяющий все разделы книги.
По типу это учебное пособие, адресованное студентам факультетов журналистики и учащимся гуманитарных специализированных классов (XI–XII) гимназий и колледжей, может быть определено как учебник-хрестоматия. Его особенность – целенаправленное обращение к текстам-образцам, к анализу (в учебных целях) лучших произведений журналистики. Тексты представлены не только в главах, посвященных конкретным жанрам в основной части пособия и в «Приложении», но (фрагментарно) и в других разделах книги... Это обусловлено установкой на самостоятельную деятельность читателя, работающего над материалами пособия: он сможет увидеть рассматриваемое явление в тексте, в конкретных взаимосвязях.
«Нельзя научить – можно научиться», – утверждал древний философ Конфуций. Реализация образовательного потенциала нашего пособия зависит от степени самостоятельности обучающегося в освоении всех материалов.
[1] Минкин
А.В. Я просто включаю свет, – М., 1999. C. 2.
[2] Невзоров А.Г. Поле чести. – СПб., 1995. С.67.
[3] Сурикова
Т.И. Язык журналистики-97//Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 1999, №1. С. 93.
[4] Ожегов С.И. Словарь
русского языка. – М., 1981. С. 190.
[5] Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/В 4-х тт. – М., 1979. Т. 1 С.
548.
[6] Гей
Н.К. Искусство слова. – М., 1967. С. 47.