Глава 16.
УПРАВЛЕНИЕ
РЕДАКЦИЕЙ
Состав и структура
редакции. Плоская и пирамидальная структуры творческого коллектива редакции.
Разновидности пирамидальных структур – однолинейная, многолинейная, штабная и
матричная. Централизованная и децентрализованная организация работы над
материалом. Виды планерок и дедлайнов. Структура заявки материала.
Редакция как
предприятие состоит из творческого коллектива редакции, который
занимается выпуском издания, и вспомогательных
служб. Обычно доля творческого коллектива в общем числе сотрудников
редакции составляет 30–40%, то есть журналистов в редакции меньшинство.
Возглавляет редакцию генеральный
директор. Он отвечает перед собственником издания за его прибыльность. В
подчинении у генерального директора находится главный редактор, который
руководит творческим коллективом редакции, а также руководители вспомогательных
служб. Как правило, вспомогательные службы подразделяются на коммерческий
отдел, который занимается распространением издания, продажей рекламы в нем, а
также рекламой самого издания; финансовый отдел, включающий в себя бухгалтерию
и административно-хозяйственную службу, и отдел информационных систем, куда
входят специалисты по компьютерам.
СТРУКТУРА
РЕДАКЦИИ
-158-
В российских изданиях нередко один и
тот же человек совмещает посты генерального директора и главного редактора.
Преимущества такого совмещения – централизация власти в редакции, прямой доступ
к финансовым ресурсам, возможность оперативно менять кадровую и ценовую
политику издания. Недостаток – чрезмерная загруженность, когда один и тот же
человек вынужден и руководить работой над изданием, и решать хозяйственные
вопросы. Когда эти посты занимают два человека, между ними, как правило,
существует противоречие, так как генеральный директор заинтересован в
прибыльности издания, а главный редактор – в реализации своих творческих
амбиций. Если это противоречие разрешается конструктивным образом, издание
получает дополнительный импульс к развитию. В случае же если эти два поста
занимает один человек, не исключен крен в одну из сторон, обычно в сторону
творчества. Может даже получиться, что главный редактор будет делать издание,
интересное ему, но неинтересное читателям.
Творческий коллектив редакции в
зависимости от его численности может иметь либо плоскую структуру, либо пирамидальную.
При плоской структуре все журналисты напрямую подчинены главному редактору, при
пирамидальной между главным редактором и журналистами появляются промежуточные
звенья.
ПЛОСКАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
-159-
ПИРАМИДАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Количество промежуточных звеньев
определяется исходя из существующего в менеджменте правила, что число
подчиненных у одного человека не должно превышать семи. Поэтому, если
творческий коллектив редакции превышает 50 человек, между журналистами и
редакторами отделов может появиться звено "редакторы групп".
Появление следующего промежуточного звена произойдет, когда количество
журналистов превысит 350 человек, однако такие редакции практически не
встречаются.
Преимущество плоской структуры – прямая связь между руководителем издания и подчиненными.
В результате информация проходит в обоих направлениях быстро и без искажений. Недостаток – слабая специализация
сотрудников ввиду их небольшого количества. Это приводит к поверхностности
материалов, так как один сотрудник вынужден вести целый спектр тем и часто не в
силах глубоко исследовать тему. Кроме того, при плоской структуре главный
редактор часто вынужден сам заниматься редактированием текстов и контролем
верстки, что мешает ему сосредоточиться на стратегическом управлении изданием.
Пирамидальная структура, напротив, создает условия для глубокой специализации
журналистов по отдельным тематическим направлениям. Поэтому тексты в крупных
изданиях по глубине изложения материала разительно отличаются от статей в
небольших малобюджетных газетах и журналах. Недостаток пирамидальной структуры – сложность коммуникации между
главным редактором и подчиненными, так как из-за наличия промежуточных структур
в виде редакторов отделов и групп распоряжения главного редактора доходят до
подчиненных с опозданием и нередко с искажением, а идеи рядовых сотрудников на
пути к утверждению также проходят через несколько звеньев, что может приводить
к эффекту "испорченного телефона".
-160-
Если плоская структура творческого
коллектива редакции однотипна, то пирамидальная может иметь несколько
разновидностей. Наиболее распространена однолинейная
структура, когда за каждым из отделов закреплено определенное тематическое
направление (политика, экономика, культура, спорт, происшествия), а журналисты
подчиняются только своему редактору отдела.
ОДНОЛИНЕЙНАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Однолинейная структура могла бы считаться наиболее оптимальной, однако у нее
существует очень существенный недостаток.
Многие явления в жизни слишком многогранны, чтобы соответствовать специализации
отделов. Взаимодействие же между сотрудниками различных отделов при данной
структуре крайне затруднительно, так как требует согласования на уровне
редакторов отделов. В результате материал по сложной теме, как правило, готовят
сотрудники лишь одного отдела, что приводит к неполному раскрытию темы и как
следствие к проигрышу изданием борьбы с конкурентами, которые для раскрытия
этой темы привлекли сотрудников из различных отделов. Для устранения этого
недостатка были придуманы две другие разновидности пирамидальной структуры
редакции – многолинейная и штабная.
-161-
В многолинейной структуре редакторы отделов, отвечающие за
определенные тематические направления, имеют прямой выход на всех журналистов.
Часто такой структуре соответствует пространственная организация рабочих мест в
редакции, когда все журналисты располагаются в центре большого зала – ньюсрума,
а редакторы отделов сидят по углам. В этом случае редактор отдела может
оперативно подключать к работе над темой журналистов различных специализаций,
что позволяет осветить эту тему гораздо глубже и многостороннее.
МНОГОЛИНЕЙНАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Однако многолинейная структура имеет очень серьезный недостаток. Он состоит в том, что у каждого редактора отдела
отсутствуют журналисты, подчиненные только ему, а у каждого журналиста
одновременно имеется несколько начальников, каждый из которых может давать ему
указания. В результате одни журналисты могут быть недозагружены, а другие,
наоборот, разрываться между выполнением заданий для разных редакторов отделов,
что может привести к снижению качества их работы. Поэтому для сглаживания
негибкости однолинейной структуры и чрезмерной гибкости многолинейной создан их
гибридный вариант – штабная структура. В этом случае большая часть журналистов
редакции работает, как при однолинейной структуре, подчиняясь только редактору
отдела. Однако для освещения сложных тем, требующих совместной работы
журналистов из разных отделов, создаются так называемые штабы – временные
рабочие группы, работу которых могут одновременно курировать редакторы разных
отделов.
-162-
ШТАБНАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
И наконец, матричная структура редакции предусматривает двухуровневую систему
подчинения сотрудников редакции. Первый, вертикальный уровень соответствует
однолинейной модели, когда журналисты подчиняются редакторам отделов, редакторы
отделов – главному редактору. Второй уровень является горизонтальным или
продукториентированным. Руководители этого уровня отвечают за производство
каких-либо редакционных продуктов и также подчиняются главному редактору.
Сущностное отличие матричной структуры от других редакционных структур
заключается в том, что в данном случае журналист одновременно входит сразу в
две формально не связанные друг с другом управленческие цепочки. Например, в
редакции существует отдел политики, и работающий в нем журналист подчиняется
редактору отдела политики и учитывает разделение тем в данном отделе. При этом
редакция выпускает под одним или разными брендами некоторый спектр продукции –
как отдельные издания, так и тематические страницы и приложения в рамках одного
издания. В этом случае журналист также находится в подчинении у руководителей
этих проектов и встроен в их организационную структуру.
-163-
МАТРИЧНАЯ
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Кроме того, следует отметить такую
разновидность организационной структуры редакции, когда отделы привязаны не к
тематическим направлениям (политика, экономика, культура и т.д.), а к жанрам
материалов (новости, репортажи, интервью, комментарии и т.д.). В этом случае
сотрудники каждого отдела готовят материалы только одного строго определенного
жанра. Такая структура обычно встречается в специализированных изданиях,
например компьютерных или спортивных. В изданиях же "общего интереса"
к отдельным жанрам может быть привязана часть отделов, например отдел специальных
репортажей или отдел комментариев.
Работа над материалом в издании может быть централизованной
и децентрализованной. В первом случае один и тот же журналист
выполняет все этапы работы над статьей – поиск темы, сбор информации и
написание текста. Во втором эти операции поделены между различными
сотрудниками. Одни занимаются только поиском тем, другие – сбором информации,
третьи – написанием текстов.
-164-
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ
В российских изданиях децентрализованная организация работы
над материалом встречается сравнительно редко. Между тем эта схема – шаг вперед
в повышении специализации журналистского труда и как следствие в достижении
большей его эффективности. Каждый сотрудник в этом случае занят только одной
операцией: либо обзвоном ньюсмейкеров, либо подготовкой оперативной и
справочной информации, либо рерайтом (от
англ. Rewrite – переписать) – превращением собранного материала в текст в
соответствии со стандартами издания.
Координация и контроль работы творческого коллектива редакции осуществляются через
систему планерок и дедлайнов. Планерка
– это собрание руководства редакции. Дедлайн
– это время сдачи материала, полосы либо издания в целом.
-165-
Для выпуска одного номера издания,
как правило, проводятся две планерки. Первая посвящена обзору предыдущего
номера и утверждению тем в следующий. Вторая служит для контроля хода работы
над номером и внесения корректив. В ежедневных изданиях первая планерка
проводится в середине дня (в 11–13 часов), вторая – за 2–3 часа до подписания
номера (в 16–19 часов, в зависимости от времени сдачи номера в типографию). В
еженедельниках первая планерка обычно проводится в день выхода издания, вторая –
за сутки до подписания номера в печать.
Заявление материалов на планерке
может происходить в устной и письменной форме. Для последнего случая в
редакциях существуют специальные бланки
заявок. Пример такого бланка:
Тема |
Жанр |
Размер |
Иллюстрация |
Справка |
Срок сдачи |
Ответственный |
Драка футбольных фанатов |
Репортаж |
80
строк |
Да,
фотография |
Да,
статистика драк футбольных болельщиков |
18.30 |
Иванов |
Снижение цен на нефть |
Статья |
60
строк |
Да,
диаграмма |
Нет |
16.00 |
Петрова |
Дедлайн материала – это время сдачи текста журналистом. Если сотрудник сдал текст не
вовремя либо в ненадлежащем виде, такого сотрудника могут оштрафовать. Размер
штрафа обычно сопоставим с дневным заработком журналиста. За срыв дедлайна
полосы штрафуют уже редактора отдела, ответственного за эту полосу. Чтобы все
материалы были сданы вовремя, редакторы обычно так организовывают работу
журналистов, чтобы часть материалов можно было сдать заранее. За дедлайн всего
номера в свою очередь отвечает ведущий редактор номера. Если время передачи
номера в типографию будет пропущено, это грозит изданию серьезными санкциями.
Впрочем, иногда руководство редакции осознанно срывает дедлайн. Если поздно
вечером случаются какие-то важные события, редакция может пойти на то, чтобы
заплатить типографии штраф, но за счет более позднего подписания номера полнее
осветить событие и таким образом переиграть конкурентов.
-166-
Редакция как предприятие состоит из творческого коллектива редакции,
который занимается выпуском издания, и вспомогательных служб. Возглавляет
редакцию генеральный директор, который отвечает перед собственником издания за
его прибыльность. В подчинении у генерального директора находится главный
редактор, который руководит творческим коллективом редакции. Творческий
коллектив в зависимости от его численности может иметь плоскую или
пирамидальную структуру. При плоской структуре все журналисты напрямую
подчинены главному редактору, при пирамидальной между главным редактором и
журналистами появляются промежуточные звенья. Разновидности пирамидальной
структуры – однолинейная, многолинейная, штабная и матричная. В однолинейной
структуре происходит жесткое разделение по отделам, в многолинейной редакторы
отделов имеют прямой выход на всех журналистов, в штабной большинство
журналистов подчиняются только редактору отдела, однако для освещения сложных
тем, требующих совместной работы журналистов из разных отделов, создаются
временные рабочие группы – штабы. Матричная структура предусматривает
двухуровневую систему подчинения сотрудников редакции. Первый, вертикальный
уровень соответствует однолинейной модели, когда журналисты подчиняются
редакторам отделов, редакторы отделов – главному редактору. Второй уровень
является продукториентированным, а руководители этого уровня также подчиняются
главному редактору. При централизованной организации работы над материалом один
и тот же журналист выполняет все этапы работы над статьей – поиск темы, сбор
информации и написание текста; при децентрализованной же эти операции
выполняются различными сотрудниками. Координация и контроль работы творческого
коллектива редакции осуществляются через систему планерок и дедлайнов. Планерка
– это собрание руководства редакции. Дедлайн – это время сдачи материала,
полосы либо издания в целом.
-167-