Глава 13.

РАБОТА ЖУРНАЛИСТА МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Оценка работы журналиста – 10 показателей. 10 приемов повышения эффективности журналистской работы. Выбор издания. Граница между работой и остальной жизнью. Внештатное сотрудничество и работа на несколько изданий – возможности и варианты.

В данной главе изложено, как оценить работу журналиста в редакции и как повысить эффективность своего труда. Под эффективностью имеется в виду соотношение трудозатрат и полученного результата. Под трудозатратами понимается прежде всего время, необходимое на сбор информации и написание статьи, под результатом – качество текста, его пригодность к публикации без дополнительной обработки.

Распространена точка зрения, что профессиональный уровень журналиста невозможно оценить в цифрах. На практике руководители редакций обычно знают, кто пишет лучше всех, и кто – хуже всех, а остальные сотрудники воспринимаются как находящиеся примерно на одном уровне. Кроме того, журналистская работа считается творческой, а многие журналисты имеют свои методы, трудносопоставимые друг с другом. В журналистике, в отличие от многих других сфер деятельности, отсутствуют официально установленные разряды и категории специалистов (существующее в некоторых редакциях деление на корреспондентов, старших корреспондентов и обозревателей является достаточно условным и часто не отражает ни профессионального уровня журналиста, ни размера зарплаты).

В результате работу конкретного журналиста оценивают, как правило, исходя из вкусовых критериев редакционного начальства. Размер же зарплаты и вовсе отражает лишь способность журналиста "торговаться" при приеме на работу. Поэтому нередки случаи, когда зарплаты журналистов, выполняющих одну и ту же работу на одинаковом профессиональном уровне, различаются в 1,5–3 раза, причем подобное происходит как в различных редакциях, так и в одной и той же. Это является одной из причин крайне высокой текучести кадров в журналистике (среднее время работы на одном месте составляет примерно 1–1,5 года), потому как рост профессиональной квалификации во многих случаях не сопровождается адекватным ростом заработной платы в рамках одной и той же организации.

-127-

Между тем эффективность работы журналиста в значительной мере поддается количественным измерениям. Есть показатели, которые позволяют как определить, кто лучше или хуже работает, так и оценить профессиональный рост журналиста. Причем эти показатели напрямую увязаны с экономикой издания, потому что любую полосу можно перевести в человеко-часы с соответствующей их оплатой, а любой материал – оценить по способности "продавать" издание и привлекать к себе внимание читателей в целом и отдельные целевые группы аудитории. Десять важнейших показателей эффективности работы журналиста будут рассмотрены ниже.

1.        Скорость написания статей. Измерить можно время, затрачиваемое как на работу над статьей в целом, так и по отдельности на сбор информации и собственно написание текста. Чем опытнее журналист, тем меньше выполняет он лишних операций. При сборе информации он задает по возможности только те вопросы, ответы на которые пойдут в статью. Начинающие же, как правило, собирают огромное количество информации, из которой затем в статью может не пойти 90–95%. Иногда они по полчаса беседуют с ньюсмейкером, чтобы затем использовать из этого интервью две-три короткие цитаты. Это можно сравнить с плаванием, когда профессионал делает редкие отточенные движения и быстро движется по воде, а новичок барахтается, тратит много сил и производит много брызг вокруг себя, но плывет очень медленно.

Что касается написания текста, то высококвалифицированный журналист, опять же, изначально представляет себе, как статья будет выглядеть, и не тратит время на написание тех частей, которые явно не войдут в ее окончательный вариант. Новичок же может написать статью до конца, прежде чем обнаружит, что большая часть написанного ему не нужна. Экономия времени также достигается за счет работы без черновиков, когда журналист сразу же пишет статью в том или почти в том виде, в каком она будет опубликована. Хотя работа над разными материалами объективно требует различного количества времени, но, вычисляя его среднее значение за некоторый период, а также тренд, можно достаточно объективно оценить профессиональный уровень журналиста и динамику его профессионального роста.

2.        Количество "провальных" материалов. Основной характеристикой профессионала в любой сфере деятельности является стабильность качества. Профессионал в любом случае выполнит работу с качеством не ниже определенного уровня, тогда как любитель может в одном случае сделать все на "отлично", а в другом – на "неудовлетворительно". Эта нижняя граница и является показателем профессионализма, когда оцениваются самые худшие материалы конкретного журналиста и по ним определяется надежность сотрудника, гарантия того, что он подготовит кондиционный текст при нехватке времени, по незнакомой теме и при плохом самочувствии и настроении. Как говорил один из чемпионов мира по профессиональному боксу, "настоящий бой начинается тогда, когда противники устали". Оценивая же худшие материалы конкретного сотрудника за различные периоды времени, можно определить, в какой мере повышается его профессионализм.

-128-

3.        Время, необходимое на редактирование текстов данного журналиста и количество вносимых исправлений. Этот показатель очень легко зафиксировать. Достаточно сравнить время, которое редактор тратит на правку материалов различных корреспондентов, чтобы понять, кто из них работает лучше, а кто – хуже. Тем более что в современных условиях этот учет можно вести автоматически через различные редакционно-издательские системы. Программа также зафиксирует количество вносимых исправлений и их долю в общем объеме текста.

Журналист может сам оценить свой профессиональный уровень, если сравнит сданный редактору текст с тем, который опубликован. Чем меньше у них отличий, тем выше профессионализм журналиста, его пригодность для работы именно в этом издании. Впрочем, иногда чрезмерное количество редакторской правки может свидетельствовать просто о несовместимости данного журналиста с данным редактором. Подобное особенно часто случается, когда они представляют разные школы журналистики и имеют совершенно различные представления о том, как нужно писать тексты. Например, журналист стремится высказать свое мнение, а редактор считает, что мнения журналиста в информационной заметке быть не должно. Или журналист нацелен на сбор "серьезной" информации, а редактору требуются курьезные и забавные детали, и вся собранная журналистом фактура безжалостно вычеркивается. В таких случаях корреспонденту после серии конфликтов приходится искать себе другое место работы. И как не всем с первой попытки удается создать крепкую семью, так и журналисту зачастую приходится обойти несколько редакций, прежде чем он найдет "своего" редактора.

4.        Срывы дедлайнов. Речь идет о количестве случаев, когда журналист не смог сдать текст к назначенному времени, которое еще называют дедлайном (от англ. deadline – предельный конечный срок). Чем выше уровень профессионализма, тем точнее журналист умеет рассчитывать время, необходимое для каждой операции при написании текста, и тем ниже вероятность того, что к назначенному времени текст не будет готов. Срыв дедлайна – один из самых серьезных проступков в журналистской работе. В некоторых редакциях за это наказывают штрафом, причем весьма внушительным, например доллар за минуту задержки. А если сотрудник систематически запаздывает со сдачей текста, есть смысл подумать о его замене.

5.        Глубина предлагаемых тем. Профессионализм журналиста определяется количеством противоречий и конфликтов, которые он замечает в освещаемой сфере. Это сравнимо со взглядом на море, когда вначале человек видит только большие волны, а спустя какое-то время становится способен различать даже едва заметную рябь. Вот эта рябь поможет более детально отобразить крупные волны, а в их отсутствие – сама стать источником тем для материалов. Поэтому нередко в одной и той же ситуации кто-то жалуется на отсутствие тем, а кто-то – на их избыток и невозможность осветить сразу все.

-129-

Этим же отличаются статьи дилетанта и профессионала. Первый замечает только основное событие, второй – нюансы и взаимосвязи, которые "обогащают" материал, придают ему "объемность". При достижении определенного уровня журналист переходит в эксперты по определенной тематике, которой он владеет, как никто другой. Если руководство издания упустит этот момент и не обозначит его соответствующим повышением зарплаты, то в очень скором времени этот человек будет получать свою заслуженную более высокую зарплату уже в другой редакции.

6.        Широта контактов. По этому показателю оцениваются связи журналиста с источниками информации. Они выражаются как в личном знакомстве журналиста с ньюсмейкерами и возможности получить эксклюзивную, инсайдерскую информацию о деятельности определенного ведомства, так и в наличии "нужных" телефонов, что позволяет оперативно связаться с соответствующим ньюсмейкером и получить необходимый комментарий. При этом ценятся именно прямые контакты с ньюсмейкерами, минуя пресс-службу. Существует даже поговорка, что "капитализация журналиста определяется объемом его телефонной книжки".

Кроме того, должна поощряться активность журналиста – количество встреч, посещений мероприятий, звонков по телефону. Даже если они непосредственно в данный момент не превращаются в статьи, то могут послужить в будущем для выявления тем и улучшения качества текстов. Отсутствие же такого поощрения может привести к тому, что журналисты будут делать свою работу формально, собирая лишь тот минимум информации, который необходим для более или менее удовлетворительного написания конкретной статьи.

7.        Количество "прососов". Так на журналистском сленге называют пропуск темы корреспондентом, ответственным за определенный участок работы, когда статья на данную тему выходит в конкурирующем издании. Этот показатель актуален для ежедневных газет. В некоторых редакциях за "прососы" штрафуют, то есть вычитают у журналиста определенную часть зарплаты или отменяют премию. Для предотвращения "прососов" существует процедура "контрольных звонков", когда журналист в обязательном порядке регулярно общается с определенным количеством ньюсмейкеров, узнавая, что у них нового. Также играет роль способность журналиста предугадывать развитие событий в своей сфере ответственности, думать "на шаг вперед", что позволяет ему задавать правильные вопросы и получать нужную информацию.

-130-

8.        Количество "ударных" материалов. Здесь учитываются выделяющиеся из общего ряда статьи. Это может быть как эксклюзивная информация (какая-то важная новость, о которой журналист узнал первым и написал раньше конкурентов), так и репортаж или аналитическая статья при условии, что они вскрывают ранее неизвестную сторону события и приводят к неожиданным выводам. И если начинающий журналист в основном занят написанием "рядовых" статей, которые формируют новостной поток, то с ростом квалификации журналист начинает давать все больше "ударных" текстов, на которые потом ссылаются другие СМИ и которые формируют имидж издания.

9.        Отсутствие ошибок в статьях. Здесь имеется в виду как добросовестная проверка фактов, изложенных в статье, так и правильное написание имен, должностей, географических названий и т.д. Хотя ошибки в журналистской работе неизбежны из-за постоянной нехватки времени и часто физической невозможности проверить информацию, их минимизация свидетельствует об уровне профессионализма, когда журналист интуитивно чувствует, где может быть ошибка, и уделяет дополнительное внимание проверке именно этой информации.

10.    Умение писать сложные тексты. Этот показатель характеризует умение журналиста работать в "сложных" жанрах, таких, как специальный репортаж, аналитическая статья, фиче. Если короткую или расширенную новость либо репортаж с мероприятия может написать после небольшой подготовки практически любой журналист, то многоаспектные статьи либо комментарии под силу далеко не каждому. Наличие таких материалов в портфолио журналиста показывает его профессиональный уровень, а положительная динамика их доли в общем количестве текстов, написанных данным автором, свидетельствует о его профессиональном росте.

Оценка по описанным выше показателям может проводиться как в оперативном режиме, когда, к примеру, в течение одной-двух недель фиксируются все действия сотрудника, а затем определяется его текущий профессиональный уровень, так и путем заполнения редактором отдела специальной анкеты по каждому из сотрудников, где указывается оценка в баллах по соответствующему пункту. Процедуру оценки рекомендуется повторять с периодичностью в 3–6 месяцев, так как именно такое количество времени необходимо для усвоения новых навыков и качественного скачка в работе. Регулярная оценка также будет дополнительным стимулом для повышения журналистами своего профессионального уровня и улучшения качества работы. Разумеется, каждое повышение оценки должно сопровождаться адекватным повышением зарплаты.

-131-

Вторая часть данной главы адресована журналистам и содержит рекомендации по повышению эффективности их работы. Этих рекомендаций приведено также десять. Большинство из них составлены на основе советов Роя Питера Кларка, изложенных в сборнике "Пятьдесят приемов написания статей" (Fifty Writing Tools) [24], который также следует прочитать желающим повысить свой профессиональный уровень.

1.        Не бояться писать. Иногда момент начала работы над статьей пугает журналиста, и он его под различными предлогами всячески оттягивает, например идет лишний раз покурить, выпить чашку кофе, поболтать с коллегами. Порой может пройти и час и два, прежде чем журналист наконец соберется с силами и начнет писать. Бывает, что начало работы над статьей оттягивается под предлогом ожидания некоего вдохновения, когда журналист убеждает себя, что стоит этому вдохновению прийти – и статья будет написана на одном дыхании, а пока оно не пришло, садиться за работу не стоит.

На самом деле такой подход ошибочен. Практика показывает, что вдохновение гораздо чаще приходит именно в процессе работы. Поэтому садиться писать нужно сразу, не тратя времени ни на какие подготовительные процедуры. Если мысли не собрались и текст "не идет", нужно снизить планку качества и все равно писать, как получается. Пусть лучше будет написано что-то, чем ничего. А спустя некоторое время после вхождения в работу и мысли придут в порядок, и появится то самое вдохновение, которого безуспешно ждет ваш коллега, который еще не написал ни строчки.

2.        Начинать писать текст уже в процессе сбора материала. По-английски это правило звучит "Write as you report". Нужно не разделять этапы сбора информации и написания статьи, а начинать писать сразу, уже на основе того материала, который имеется. Тогда станет ясно, какой информации не хватает и какие вопросы следует задавать ньюсмейкерам. Не важно, что от первоначального варианта статьи в конце не останется ничего. Пусть она послужит рабочей гипотезой, которая затем приведет вас к более совершенной статье.

Если вначале только собирать материал, оставив написание статьи на потом, может оказаться, что материал вроде собран полностью, но уже в процессе работы над текстом открылись новые аспекты темы и возникли новые вопросы, а времени на сбор дополнительной информации уже нет. В результате статья получается "недоделанной", смазанной, а тема – раскрытой не полностью.

__________________________

[24] http://www.poynter.org/column.asp?id=78&aid=103943

-132-

3.        Сочиняйте статью уже по пути в редакцию. Этот прием относится к тем случаям, когда подготовка статьи связана с выездом на место происшествия или с подготовкой материала о мероприятии. Обратную дорогу в редакцию обязательно нужно потратить на обдумывание будущей статьи. Если вы едете в общественном транспорте, можно размечать ваши записи и делать наброски в блокноте. Если ведете машину, статья должна сложиться у вас в голове. В любом случае к возвращению в редакцию текст должен быть готов, чтобы затем осталось только набрать его на компьютере.

Кстати, вначале написать статью рекомендуется по памяти, без обращения к записям, и только потом заглянуть в них. Это, во-первых, ускорит работу над текстом, а во-вторых, поможет вам сфокусироваться и отделить важное от неважного. Ведь если что-то вы не вспомнили во время набора текста, значит, скорее всего без этого можно обойтись. Если же начать писать, заглядывая в блокнот, то вы рискуете потонуть в том массиве информации, который вы собрали, и текст может получиться нечетким и запутанным.

4.        Выделяйте историю-минимум и историю-максимум. История-минимум – это статья, которая удовлетворяет принятым в журналистике стандартам качества, то есть годится для печати, например новость, которая содержит все то, что положено содержать новости, – ответы на основные вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Откуда знаем?) и по необходимости детали случившегося и бэкграунд. Или репортаж, в котором есть требуемое количество сцен, деталей и вспомогательной информации.

История-максимум в свою очередь представляет собой статью, которую заметят и которая прославит своего автора. Это тот самый "ударный" материал, повышающий популярность, а следовательно, и стоимость журналиста. Не каждую тему можно превратить в историю-максимум, но если такая возможность есть, это нужно делать. Общее же правило звучит так: вначале сделайте все, что необходимо для истории-минимум, а затем попытайтесь превратить ее в историю-максимум.

5.        Не пользуйтесь своими мозгами. Такое парадоксальное на первый взгляд правило существовало в одной из редакций, где работал автор данной книги. Понимать это правило следует так: если для статьи вам требуется какая-то справочная информация, не поленитесь залезть в справочник (хотя бы на надежный сайт в Интернете) и проверить, а не пишите так, как вы помните. Практика показывает, что даже специализирующиеся в какой-либо сфере журналисты очень многое запоминают неточно, особенно официальные названия должностей и учреждений, формулировки законов, данные статистики. Причем человек может быть искренне убежден, что он прав, пока не глянет в соответствующий текст.

-133-

Поэтому пользоваться своими мозгами, какими бы умными они ни были, чрезвычайно опасно. По возможности нужно проверять все, что можно проверить. В некоторых изданиях для подстраховки журналистов существуют специальные отделы, в задачу которых входит проверка изложенной в статье информации, например, что столицей России является город Москва, а избранного в марте 2004 г. президента зовут Владимир Путин. При кажущейся банальности этого правила нужно иметь в виду, что ошибка может закрасться в любое место статьи – имя, дату, положение закона, статистическую информацию. Случалось, что даже на первых полосах солидных изданий министр финансов Алексей Кудрин становился Александром Кудриным, а в качестве разрешенной для движения вне населенных пунктов указывалась скорость 110 км/час (в действительности 90 км/час, а 110 км/час – разрешенная скорость движения на автомагистралях). Можете провести эксперимент – напишите по памяти полные имена, должности и факты из биографии нескольких известных людей, а потом проверьте по справочникам. Количество неточностей вас неприятно удивит.

6.        Устанавливайте для себя дополнительные дедлайны. Этот прием очень помогает организовать работу над статьей. Помимо установленного редактором дедлайна – времени сдачи вашего материала – рекомендуется назначить для себя "внутренние" дедлайны, фиксирующие окончание определенных этапов работы, например дедлайн для ознакомления с темой, для формулирования идеи материала, для сбора информации, для написания черновика, для написания готового текста, для проверки изложенных в статье фактов. В этом случае вы в каждый момент будете осознавать, идете ли вы в соответствии с графиком или выбиваетесь из него. Если же ориентироваться только на "внешний", редакторский дедлайн, может получиться, что вы потратите слишком много времени на сбор информации, а писать текст придется в спешке, что неминуемо приведет к снижению его качества.

7.        Стройте гипотезы для комментаторов. Одно из требований современной журналистики состоит в том, что оценку событиям в информационной заметке должен давать не сам журналист, а сторонний эксперт. Но эксперты часто бывают многословными и не всегда дают четкие, доходчивые для массового читателя ответы. Из-за этого порой общение с таким специалистом может затянуться на 20–30 минут, тогда как журналисту в большинстве случаев требуется от него максимум пара предложений, обосновывающих идею статьи. Вполне приемлемый выход – сформулировать эти предложения самому, а затем звонить эксперту и спрашивать, разделяет ли он такое мнение. Обычно после незначительной корректировки эксперт с утверждением соглашается, а беседа в этом случае длится 1–3 минуты. Тем более что журналист, занимающийся длительное время определенной тематикой, знает, кто из экспертов придерживается каких взглядов и к кому можно обращаться за поддержкой того или иного утверждения.

-134-

8.        Читайте тексты друг друга. Этот прием по-немецки называется "Gegenlesеn", или "противочтение". Он заключается в том, что журналисты перед сдачей статей редактору читают материалы друг друга, чтобы взглянуть на них "свежим взглядом". Это очень помогает избавить тексты от нелепых ошибок, таких, как остатки фраз из прошлых версий статьи либо недописанные фразы из окончательной версии. Нередко автор статьи из-за перегруженности информацией и стресса подобных ошибок просто не видит, тогда как стороннему читателю они сразу же бросаются в глаза. Например, фраза "его арестовали" при переделке в "он был арестован" приобрела вид "он был арестовали". Или журналист пишет, что депутат внес закон, но фамилию депутата указать забывает, особенно когда эта фамилия была указана в другом фрагменте текста, позднее удаленном.

9.        Читайте и переписывайте статьи лучших журналистов. По поводу чтения доказано, что чем больше человек читает, тем лучше он пишет. Правда, читать нужно то, что написано лучше, чем вы пишете, а не хуже, например статьи "звезд" журналистики, а также произведения классиков. Письменная речь – орудие труда журналиста из прессы, и он должен филигранно владеть им и постоянно оттачивать свое мастерство.

Что касается переписывания чужих статей, то это упражнение сродни тому, как будущие художники вначале копируют чужие картины, чтобы затем создавать свои. Переписывая чужую статью, журналист должен следить за ходом рассуждений автора, за выбором слов, за использованием риторических приемов. При этом текст "пропускается через себя", и поэтому вышеперечисленные навыки усваиваются гораздо лучше, нежели при чтении этих же статей. Упражнение по переписыванию рекомендуется делать и зрелым профессионалам не реже чем раз в неделю. Это должно быть сравнимо с регулярным походом в спортзал для поддержания формы.

10.    Заведите картотеку по темам. В сфере, в которой вы специализируетесь, рекомендуется выбрать несколько ключевых тем и затем целенаправленно отбирать и складировать информацию по каждой из них. Тем более что компьютер позволяет делать это в электронном виде, и вам достаточно будет скопировать статьи в определенные папки, а не делать вырезки из бумажных газет и журналов. В эти же папки должны идти собственные наблюдения и расшифровки разговоров с участниками событий и экспертами. Например, в папку "Наркомания" пойдет милицейская статистика о разоблаченных наркоторговцах, разъяснения врачей о профилактике наркомании, стенограммы бесед журналиста с наркоманами и собственные впечатления от этих бесед. В папку с названием какой-то партии лягут высказывания ее лидеров, ее результаты на выборах и скандалы, связанные с этой партией.

-135-

Потом, когда вам понадобится написать статью по данной теме, собранная информация произведет "кумулятивный" эффект, даст возможность осветить событие с множества сторон и получить ту самую историю-максимум, о которой говорилось выше. В то время как ваши конкуренты будут собирать информацию с "нуля", вы сможете сосредоточить свое внимание только на текущих фактах, так как информация, подчеркивающая их значение, у вас уже будет.

И в заключение данной главы – несколько общих рекомендаций. Во-первых, о выборе места работы. Здесь правило очень простое: нужно идти в то издание, которое лично вам интересно читать. Дело в том, что любое издание – это свой взгляд на мир, своеобразный фильтр, при помощи которого одни явления удостаиваются внимания, а другие отсеиваются как ненужные. И максимальная эффективность работы журналиста достигается там, где фильтры редакции и журналиста совпадают. Если же вам интересно одно, а редакции – другое, то добывать информацию придется через силу и реализовать себя вы не сможете. Например, если журналиста интересуют детали переговоров президентов двух стран, а редакцию газеты – наряды жен президентов и блюда, которые подавали на банкете, едва ли работа этого журналиста в этой редакции будет плодотворной.

Во-вторых, нужно жить тем, о чем пишешь. Нельзя относиться к журналистике по принципу "выключил станок и забыл". Нужно по возможности как можно больше бывать там, где собираются ваши ньюсмейкеры, но самое главное – постоянно думать о происходящем в описываемой сфере, прокручивать в голове варианты дальнейшего развития событий, пытаться понять мотивы действующих лиц. Благодаря такому подходу к работе в определенный момент журналист начнет замечать те аспекты происходящего, которые прошли мимо внимания его коллег, быстрее всех улавливать скрытый смысл событий и предлагать публике такие версии случившегося, до которых никто другой не додумался.

И в-третьих, несколько слов о внештатной работе. В чистом виде работать внештатником (или фрилансером) в современных условиях нерентабельно, если, конечно, журналист не является "звездой", которая может затребовать сверхвысокие гонорары. Пока ставки гонораров в большинстве даже московских изданий таковы, что в конечном счете почасовая оплата труда журналиста окажется ниже, чем, к примеру, зарплата уличного торговца мороженым. Поэтому внештатное сотрудничество имеет смысл только при условии перепродажи одной и той же темы сразу нескольким изданиям. Обычно журналисты сотрудничают с разнотипными изданиями, например информагентством и ежедневной газетой, ежедневной газетой и еженедельником. Реже встречаются варианты, когда журналист совмещает работу в двух изданиях одного типа, например в двух еженедельниках или в двух интернет-изданиях. Здесь сложность состоит в том, что могут накладываться друг на друга циклы производства, а попытка сдать в оба издания примерно одинаковые тексты может привести к конфликтам с их руководством.

-136-

Еще одним ресурсом внештатной работы является перепродажа различным изданиям разнотипной информации об одном и том же событии. Например, журналист может в одном издании опубликовать новость о событии, в другом – репортаж о том, как он искал эту новость, в третьем – интервью с одним из действующих лиц, в четвертом – комментарий со своими рассуждениями по поводу этого события. И как технический прогресс позволяет, к примеру, увеличить выход бензина из нефти с 20–30 до 70–80%, так и журналист по мере профессионального роста сможет извлекать все больше "полезности" из одного и того же объема информации.

ДЕСЯТЬ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ЖУРНАЛИСТА

1. Скорость написания статей.

2. Количество "провальных" материалов.

3. Время, необходимое на редактирование текстов данного журналиста, и количество вносимых исправлений.

4. Срывы дедлайнов.

5. Глубина предлагаемых тем.

6. Широта контактов.

7. Количество "прососов".

8. Количество "ударных" материалов.

9. Отсутствие ошибок в статьях.

10. Умение писать сложные тексты.

-137-

ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

1. Не бойтесь писать.

2. Начинайте писать текст уже в процессе сбора информации.

3. Сочиняйте статью уже по пути в редакцию.

4. Выделяйте историю-минимум и историю-максимум.

5. Не пользуйтесь своими мозгами.

6. Устанавливайте для себя дополнительные дедлайны.

7. Стройте гипотезы для комментаторов.

8. Читайте тексты друг друга.

9. Читайте и переписывайте статьи лучших журналистов.

10. Заведите картотеку по темам.

-138-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz