ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами пособие по практической
журналистике. В нем рассказывается о том, как искать тему и собирать
информацию, писать и редактировать статьи, как планировать содержание издания,
строить карьеру в СМИ и руководить журналистским коллективом.
Вы не найдете здесь рассуждений о
теоретических аспектах журналистики, таких, как массово-информационные
процессы, социальные роли журналиста, журналистский долг и журналистская этика.
Всему этому посвящены традиционные учебники по журналистике. В данном же
пособии внимание сосредоточено на практической работе журналиста, показано, как
можно качественно и эффективно эту работу выполнять.
К сожалению, при всем многообразии
учебной литературы по журналистике ни одного системного курса по практической,
прикладной стороне журналистского труда в нашей стране на сегодняшний день не
издано. Отсутствие такого учебного пособия и послужило мотивом написания данной
книги. Помимо собственных методических разработок автора и его российских
коллег в книге представлены рекомендации ведущих современных американских и
немецких медиаконсультантов, таких, как Рой Питер
Кларк (Roy Peter Clark), Чип Сканлан (Chip Scanlan), Михаэль Халлер (Michael Haller), Зигфрид Вайшенберг (Siegfried Weischenberg). Поэтому пособие является обобщением не
только отечественного, но и наиболее передового зарубежного опыта по
организации и совершенствованию журналистской работы.
По структуре пособие представляет
собой учебный курс, рассчитанный на один семестр. Этим обусловлены и примерно
одинаковый объем глав, и их общее число – 17, сопоставимое с числом учебных
недель в семестре. Тематически главы не связаны между собой, и начинать чтение
можно с любой главы, которая в данный момент интересует. Исключение составляет
лишь первая, обзорная глава «Жанры прикладной журналистики», с которой
рекомендуется ознакомиться перед чтением 2–8-й глав, посвященных отдельным
жанрам, а также посвященные жанру «интервью» 6-я и 7-я главы, которые следует
читать вместе.
Но все же
советуем вначале прочесть весь текст пособия, а затем брать из различных глав
отдельные рекомендации и применять их. Отработка на практике изложенных здесь
методов сходна с тренировкой спортсменов, разучивающих приемы. Сама же книга
претендует на то, чтобы стать настольной для практикующих журналистов,
справочником, в котором они смогут найти ответы как на
имеющиеся вопросы, так и на те, которые у них возникнут в ходе дальнейшей
работы.
-4-
Можно ли в университете научить
студента писать статьи? Некоторые журналисты и даже университетские
преподаватели считают, что нет. Автор с этим мнением не согласен. Научиться
писать можно точно так же, как можно научиться плавать, водить машину и
разговаривать на иностранном языке. Любой человек со средними способностями
может овладеть навыками любого ремесла, в том числе и журналистского, в
достаточной степени, чтобы зарабатывать этим деньги. Научить студентов писать
статьи, годные к публикации, – вот главная цель пособия. Еще это пособие может
научить быстро и качественно редактировать статьи других журналистов, а также
за считанные минуты находить тему для статьи, когда
кажется, что писать вроде бы не о чем.
И тогда работа станет легкой, а
зарплата – большой, потому что настоящие профессионалы на российском рынке
труда крайне востребованы. Под профессионалом мы имеем в виду того, кто в
состоянии на должном уровне выполнить свою работу в любой обстановке. Например,
написать удовлетворительного качества статью при нехватке времени, отсутствии
наработанных источников информации, недостаточном знании темы и плохом
самочувствии. Таковы журналистские будни. И таков путь, ведущий к тому, чтобы стать
«звездой» – популярным и высокооплачиваемым журналистом. Нужно вначале
научиться писать не хуже других о том, что хочет начальник, чтобы потом писать
лучше всех о том, о чем хочешь написать сам.
-5-