КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
ФЕДОРОВ
АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Род. 4
ноября 1954
Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993)
Института художественного образования Российской Академии образования (Москва).
Доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по кино/медиаобразованию
в высшей школе. Профессор (1994), почетный работник высшего
профессионального образования, президент Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России (с 2003), главный редактор
журнала «Медиаобразование» (с 2005), член Союза
кинематографистов России (с 1984, в 2009 избран в Правление СК), Национальной
Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM
(Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия),
Международной палаты «Дети, Молодежь и Медиа» (International
Clearinghouse on Children, Youth and Media),
ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и
молодежи, Монреаль, Канада).
Лауреат премии Союза
кинематографистов по кинокритике
и киноведению (1983), премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001) и
премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования»
(2007). Награжден Дипломом Министра культуры РФ «За большой
вклад в сохранение духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат
Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию»
(1 место в номинации «Медиаобразование», 2009).
Лауреат всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003–2005) по
программе Президента РФ, всероссийского конкурса по Аналитической программе
«Развитие научного потенциала высшей школы» (2006–2008) Министерства
образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по
гуманитарным наукам (по темам медиаобразования,
медиакультуры и истории киноискусства): Российского гуманитарного научного
фонда (1999–2010), Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального
значения в области культуры и искусства (2001–2002), Федеральной целевой
программы «Научные и научно-педагогические кадры» (2009), Министерства
образования России (1997–2000), Программы «Университеты России» (2002–2003),
Института «Открытое общество» – по различным направлениям исследований в
области гуманитарных наук (1997–2002), Центрально-Европейского университета
(1998, 2006), Фонда Мак-Артуров (1997, 2003–2004) и
Института Кеннана (2003, 2008), немецкого фонда DAAD
(2000, 2005), Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки
научных исследований Франции Foundation – Maison des science
de l’homme (2002, 2009),
ECA Alumni (2004), ИНО-Центр–МИОН:
Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004–2005) и др.
-198-
Работал в прессе, в средних школах,
был членом редколлегии журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом
университете (РОСНОУ). Свыше 20 лет заведовал кафедрой социокультурного
развития личности ТГПИ. С 2005 – проректор по научной работе ТГПИ. Читает курсы
по медиаобразованию, медиакультуре, киноискусству,
руководит аспирантами по тематике медиаобразования,
является главой ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и медиакомпетентности).
Автор свыше двадцати книг по
проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 400 статей в российских
и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник
высшей школы», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Высшее
образование в России», «Инновации в образовании», «Телекоммуникации и
информатизация образования», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Искусство
и образование», «Мир образования – образование в мире», «Школьные технологии»,
«Вестник института Кеннана в России», «США-Канада:
экономика, политика, культура», «Педагогика», «Человек», «Специалист»,
«Перемена», «Медиатека», «Школьная библиотека»,
«Практическая психология», «Педагогическая диагностика», «Молодежь и общество»,
«Медиаобразование», «Экран», «Искусство кино»,
«Киномеханик», «Мнения», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс
экспресс», «Видеомагазин», «Встреча», «Мониторинг», «Журналистика и медиарынок», «Total DVD», «Про
кино» (Москва), «Новини киноекрана»,
«Кiно-Коло», «Медиакритика» (Украина), «Инновационные
образовательные технологии» (Белоруссия»), «Кино» (Литва), Audience (США), Cineaste (США), Film Threat (США),
Russian Education and Society (США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cinemaction
(Франция), Panoramiques
(Франция), Educommunication
(Бельгия), International Research Forum on Children
and Media (Австралия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ: Medien + Merziehung (Германия), Media Education Journal
(Шотландия), Educational Media International, International NGO Journal, Thinking Classroom, AAN Quaterly. и
др.; в газетах «Арт-фонарь», «Культура», «Наше
время», «Неделя», «Новая городская газета», «Учительская газета», «Экран и
сцена», «СК-Новости», «Литературная газета», «Первое
сентября», «Деловой экран» и др.
-199-
Неоднократно участвовал в работе
зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования
(Женева, 1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО – 1997, 2007, 2009; Сан-Паулу, 1998; Вена,
ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003;
Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац,
2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался
научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования
в Центрально-Европейском (Будапешт,
1998, 2006) и Кассельском (Кассель,
2000) университетах, в Центрах медиаобразования
Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002,
2009), в Институте Кеннана (W.Wilson
Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени
Гумбольдта (Берлин, 2005), в Сорбонне (Париж, 2009). Был членом жюри
(включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале,
Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам
Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002) на
конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац,
2007) и всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008).
Библиография
(книги А.В. Федорова):
«За»
и «против»: Кино и школа. М.,1987.
Трудно
быть молодым: Кино и школа. М.,1989.
Видеоспор: кино – видео – молодежь. Ростов, 1990.
Подготовка
студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных
искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994.
Киноискусство
в структуре современного российского художественного воспитания и образования.
Таганрог, 1999.
Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001.
Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совм. с И.В. Челышевой).
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред.
А.В.Федоров. М., 2002.
Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003.
Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003.
Violence on the Russian
Screen and Youth Audience.
Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного
процесса в России. Таганрог, 2004 (совм. с А.А. Новиковой,
И.В. Челышевой и И.А. Каруна).
Права
ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог,
2004.
Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совм. с А.А. Новиковой).
Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005.
Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 (совм. с А.А. Новиковой, В.Л.Колесниченко, И.А. Каруна).
-200-
Эстетическая
концепция в российском медиаобразовании
и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В. Челышевой,
А.А. Новиковой, Е.В. Мурюкиной и др.).
Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007.
Media Education: Sociology
Surveys. Taganrog, 2003.
interact.uoregon.edu/medialit/MLR/home/dwnload/sociology.doc
http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/electronic/Book%202007%20ME%20SociologyFedorov.pdf
Развитие
медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.,
2007.
On Media Education. Moscow, 2008.
Медиаобразование: вчера и сегодня. М., 2009.
Трансформации
образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991)
до современного этапа (1992–2010). М., 2010.
Литература о
А.В.Федорове:
[О
книгах А.В.Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность» и «Права ребенка и проблема насилия на
российском экране»] // Кинопроцесс. 2005. № 1. С. [173,
175].
Кириллова
Н.Б. Медиакультура: от модерна – к постмодерну. М.,
2005. С.397.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004.
С.79–81.
Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику
// Медиаобразование. 2005. № 1. С. 121–124.
Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004.
С. 155–165.
Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно // Независимая газета. 2.09.2004.
Короченский А.П. Медиаобразование и
журналистика на юге России // Юг России в прошлом и настоящем: история,
экономика, культура. Белгород, 2006. Т.1. С. 316–323.
Поличко Г.А. Киноязык, объясненный
студенту. М., 2006. С.7.
Russian Teachers and Media
Education. In: Newsletter on Children, Youth and Media in
the World. 2005. N 1. http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/letter.php
www.tu-ilmenau.de/fakmn/uploads/media/Russia-report_3.pdf
Burke, B.R. (2008). Media
Literacy in the Digital Age Implications for Scholars and Students. In Communication Studies Today At the Crossroads of the Disciplines.
Petzold, T. (2008). Gewalt in internationalen fernsehnachrichten.
Yoon, J. (2009). The Development of Media
Literacy in
Webs:
http://edu.of.ru/mediaeducation
http://www.aocmedialiteracy.org/
http://edu.of.ru/mediacompetence
-201-