ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ трансформации образа России
на западном экране – от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до
современного этапа (1992–2010), включающий идеологический, социальный анализ,
анализ стереотипов, анализ характеров персонажей, идентификационный,
иконографический, сюжетный/повествовательный, репрезентативный анализ,
классификацию моделей содержания и модификаций жанра позволяет нам сделать
следующие выводы:
антисоветизм/антикоммунизм
западного экрана играл важную роль в холодной войне, однако не стоит забывать о
том, что во все времена политика Запада во многом была антироссийской, и всякое
усиление России (экономическое, военное, геополитическое) воспринималось как
угроза Западному миру. Эту тенденцию можно проследить и во многих западных
художественных произведениях – как до возникновения СССР, так и после его
распада;
контент-анализ западных медиатекстов
«холодной войны» (1946–1991) позволяет представить их основные сюжетные схемы
следующим образом: советские шпионы проникают на территорию США/Западной
страны, чтобы совершить диверсии и/или выведать военные секреты; СССР готовит
тайный удар по территории США/Западного мира, создавая для этого секретные базы
с ядерным оружием; бесчеловечный советский тоталитарный режим угнетает свой
собственный народ или народ иной страны; диссиденты покидают/пытаются
покинуть СССР, где, по их мнению, душат демократию и свободу личности; обычные
западные жители объясняют введенным в заблуждение пропагандой советским
военным/гражданским визитерам, что США/Западная страна – оплот дружбы,
процветания и мира; на пути влюбленной пары возникают препятствия, связанные с
идеологической конфронтацией между СССР и Западным миром;
контент-анализ
западных медиатекстов, созданных в постсоветский
период 1992–2010 годов, позволяет представить их основные сюжетные схемы
следующим образом: ретровариант: преступления
советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура,
концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.); современность:
беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику,
контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью;
современная Россия – страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих,
обездоленных, несчастных людей; русские эмигрируют на Запад в поисках
лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность);
-104-
в
отличие от периода 1946–1991 годов, западные фильмы на российскую тему в 1992–2010
подпитывались не только конфронтационными сюжетами
(военное противостояние, шпионаж, мафия и пр.), но и удовлетворением интересов
значительно выросшей диаспоры русскоязычных эмигрантов, делегировавшей своих
представителей в кинобизнес. Все это не могло не сказаться на
постоянном присутствии «россики» в западном (прежде
всего – в американском) кинопроизводстве. Поэтому, например, во многих
американских сериалах, действие которых происходит в США, хоть в одной серии,
да и появляется русский персонаж-эмигрант или приехавший в Америку по какой-то
надобности россиянин;
однако
в целом западная кинематографическая «россика» в полной
мере унаследовала традиции отношения Запада к России: в большинстве игровых
фильмов 1946–2010 года образ России трактуется как образ «Чужого», «Другого»,
часто враждебного, чуждого западной цивилизации;
В силу сказанного выше было бы
излишне оптимистично ожидать, что формировавшаяся десятилетиями стереотипная
концепция западного экрана относительно образа России может измениться в
ближайшее время; скорее всего, проанализированные нами сюжетные схемы,
идеологические подходы, характеры персонажей и т.п. будут в той или иной форме
доминировать и в обозримом будущем.
-105-