ГЛАВА
1.
Динамика кинопроизводства
западных фильмов, связанных с советской/ российской тематикой
Проследим динамику производства
фильмов советской/российской тематики в ведущих западных странах (США,
Великобритании, Франции, ФРГ, Италии и др.) с 1946 по 2009 годы.
В этот период на Западе было
поставлено около 830 игровых западных фильмов, связанных с российской тематикой.
Конечно, в таблицах 1 и 2 (см. приложение) учтены наиболее заметные игровые
ленты; к ним можно добавить сотни документальных кино/телефильмов и
теле/радиопередач.
В своей монографии «Друг или враг?»
М.Страда и Х.Тропер утверждают, что «c 1946 по 1962 год русская тема входила в список тех, что
Голливуд предпочитал не касаться: за этот период там было снято лишь 16
фильмов, то есть в среднем одна лента в год» [Strada,
Troper, 1997, p.76]. Наше исследование (см. таб.1 в приложении) показало, что эта цифра сильно
занижена: на самом деле в этот период Голливуд обращался к русской теме как
минимум 89 раз, то есть в год выпускалась в среднем не один, а пять фильмов о
России/СССР и с русскими персонажами. При этом только в одном 1952 году
российская тема была так или иначе затронута в 16 фильмах.
При этом соотношение между западными
игровыми фильмами, связанными с советской/российской тематикой, и советскими
фильмами на западную тему в 1946–1991 (подробнее см.
приложение) таково: 574 западных (из них – 242 американских и 122 – британских)
на 128 советских.
В таблице 1 (см. приложение),
приводятся подробные (по каждому году)
цифровые данные по западным игровым фильмам, связанным с
советской/российской тематикой, по ним можно легко проследить пики интереса к
СССР/России, в значительной степени связанные с ключевыми датами политических
событий в мире, важными для развития российско-западных отношений (см.
приложение).
Если свести данные обширной таблицы
1 (см. приложение) в диаграмму 1, то она будет выглядеть следующим образом:
-8-
Диаграмма
1. Соотношение числа западных игровых фильмов, связанных с советской/российской
тематикой, распределенных по отдельным странам.
То есть даже по
упрощенной диаграмме 1 можно проследить, что в период с 1946 по 2009 США
доминировали по числу фильмов, связанных с российской тематикой (что, впрочем,
соответствует и общему масштабу вклада США в мировое фильмопроизводство),
вдвое опережая Великобританию и с еще большим разрывом – ФРГ, Францию, Италию и
Канаду.
При этом надо отметить, что, в
отличие от США, в Италии и Франции из-за сильного влияния национальных
коммунистических партий в первое послевоенное десятилетие антисоветские и
антикоммунистические фильмы практически не снимались. По аналогичным причинам
там был крайне ограничен и прокат американских антикоммунистических фильмов.
Более того, если на экраны Франции и попадали такого рода ленты (к примеру,
«Дипломатический курьер»), то они дублировались на французский язык так, чтобы
в тексте не была понятна национальная и государственная принадлежность врагов/шпионов
[Lacourbe, 1985, p.20–21].
В находившейся в фарватере
американской политики Великобритании ситуация была, конечно, иная, но и тут
«некоторые кинопроизводители, возможно, отказались от
бурного антикоммунистического наступления по политическим причинам.
Антисоветскому консенсусу в послевоенной Великобритании препятствовал ряд
факторов, включая симпатию к советским мнениям о безопасной Западной границе,
американскую ненадежность и веру некоторых левых в потенциальную совместимость
коммунизма и социал-демократии» [Shaw, 2006, p.27].
-9-
Данные таблицы 1 (см. приложение)
показывают, что пики западного интереса к советской/русской теме на экране
пришлись на 1952 (17 фильмов), 1955–1958 (в среднем 11 фильмов
ежегодно), 1962–1974 (в среднем по 16 фильмов ежегодно), 1984–1990 (в среднем
по 16 фильмов ежегодно) годы. А с 1996 года этот интерес стал поддерживаться на
стабильно высоком уровне (в среднем – около 15 фильмов ежегодно). Однако если
сравнить 45-летний период с 1946 по 1991 с 17-летним периодом с 1992 по 2009
год, обнаруживается отчетливая тенденция «среднестатистического» увеличения
доли западных фильмов о России и с персонажами российского происхождения. С
1946 по 1991 годы такого рода лент выпускалось в среднем по 12 в год, в то
время как с 1992 по 2009 – 14.
Безусловно, производство игровых
фильмов существенно отличается от процесса создания медиатекстов
в прессе, на радио и телевидении и, тем паче, – в интернете, по оперативности
отражения текущих мировых событий: от сценарного замысла до его экранного
воплощения и выхода к широкой аудитории проходит, как правило, год-два, а то и
больше. Ясно, что игровой кинематограф не мог оперативно – в течение нескольких
дней, недель или месяцев – отреагировать ни на Фултонскую речь Черчилля (1946),
ни на вторжение советских войск в Афганистан (1979).
Отсюда понятно,
почему максимальное количество конфронтационных фильмов пришлось, например, не
на омраченную началом войны в Афганистане эпоху 1979–1983 годов, а на 1985 год,
когда после последовательной смерти трех престарелых советских лидеров (Л.И. Брежнева,
Ю.В. Андропова и К.У. Черненко) к власти в СССР пришел новый, «перестроечно» настроенный и относительно молодой в ту пору
М.С. Горбачев, идеи которого (да и он сам) вскоре стали весьма популярны на Западе.
Впрочем,
сравнительный анализ данных таблицы 1 – «Цифровые данные по западным игровым
фильмам российской тематики (1946–2009)» и таблицы 4 – «Ключевые даты и
политические события в мире, важные для развития российско-западных отношений
(1946–2009)» (см. приложение), показывает и вполне обоснованную связь
уменьшения взаимной «киноконфронтации» после того,
как в июне 1973 года был заключен договор о контактах, обменах и сотрудничестве
между СССР и США:
пик «холодной войны» на экранах 1973–1974 годов (от 13 до 16 фильмов в год)
сменился в 1975–1978 годах падением интереса к советской/русской тематике (от 6
до 9 фильмов в год).
И, наоборот,
повышенный интерес Запада к российской/советской теме с 1962 по 1970 годы
отчетливо зависел от ключевых политических событий тех лет – гонки вооружений и
карибского кризиса («Красный кошмар», 1962; «Доктор Стренчлав», 1964; «Система безопасности», 1964, «Семь дней
в мае», 1964; «Русские идут! Русские идут!», 1966 и др.), космических программ («Мышь на
Луне», 1963 и др.), создания берлинской стены («Побег из Восточного Берлина»,
1962; «Берлинский поезд остановлен», 1964; «Берлин, место встречи шпионов»,
1966; «Похороны в Берлине», 1966 и др.), вторжения советских войск в
Чехословакию (серия документальных фильмов и телепередач) и т.д., а в 1984–1990
годах – от афганской войны и «перестройки» в СССР.
-10-
При этом положительных портретов
русских в Голливуде было всегда меньше, чем отрицательных. Например, М.Страда и
Х.Тропер подсчитали, что с 1946 по 1991 год
отрицательный и так называемый «смешанный»/амбивалентный образ России можно
было усмотреть в общей сложности в 71% американских игровых фильмов [Strada, Troper, 1997].
В среднем с 1946 по 2009 года на
Западе ежегодно снималось примерно по 13 фильмов (из них 6 – американских),
связанных с советской/русской темой (кстати, число советских фильмов на американскую/западную
тему с 1946 по 1991 годы было в 4,5 раза меньше
западной «кинороссики»). Однако,
если исключить многочисленные западные экранизации русской классики и сравнить
число только американских и советских фильмов с открыто конфронтационными
сюжетами, окажется что на 130 лент производства СССР приходилось примерно
столько же картин США. В отдельные временные периоды доминировало производство
то антизападных, то антисоветских лент. В остальное время соблюдался некий
идеологический «паритет».
Начиная с 1992 года ситуация с
«паритетом» резко изменилась: Запад по-прежнему сохранил повышенный интерес к
российской тематике (256 фильмов с 1992 по 2009 годы, из них – 125 –
американских), в том время, как российский кинематограф в основном
сконцентрировался на «домашних» проблемах, коих, к слову, было немало…
Правда, и сегодня «иметь
непредвзятый образ России американцам мешает глубоко укоренившееся чувство
превосходства. … Средства массовой информации дают скорее
отрицательный образ России, кроме того, их интересуют, в первую очередь,
выборы, здоровье президента (как тут не вспомнить гротескную комедию
«Вытаскивая Бориса» Р.Споттисвуда о том, как
американские имиджмейкеры помогли больному и потерявшему чувство реальности
Б.Н. Ельцину выиграть президентские выборы 1996 года – А.Ф.), борьба за власть, возможность возврата к коммунизму, война
на периферии России или русская мафия» [Мосейко,
2009, с.29].
Возвращаясь к анализу диаграммы 1,
можно обнаружить, что в период с 1992 по 2009 год ФРГ вышла на второе место по
«кинороссике», оттеснив Великобританию, уверенно
занимавшую вторую позицию в 1946–1991 годах. Думается, такой интерес немецких
кинематографистов к русской тематике связан не только с объединением Германии и
драматическим прошлым взаимоотношений русского и немецкого народов, но и с тем,
что в 1990-х – начале XXI века на берлинских и мюнхенских студиях появилось
немало российских эмигрантов, заинтересованных в создании «кинороссики».
-11-
Интересно также проследить, как
изменялось соотношение числа западных игровых фильмов, связанных с
советской/российской тематикой, распределенных по жанрам. Как видно из
диаграммы 2, в жанровом отношении в период с 1946 по 2009 год в западной «кинороссике» доминировали: драмы (371), комедии (137), триллеры и детективы (114),
боевики (100)
и мелодрамы (59).
На предпоследнем месте среди жанров оказалась фантастика (46), хотя в отдельные периоды
истории – во времена ядерной конфронтации начала 1950-х и начала космической
эры (1957–1963) – фильмы фантастического жанра занимали довольно значительное
место в репертуарной сетке. С более подробными данными о жанровом распределении
западных фильмов, связанных с российской тематикой, можно познакомиться в
таблице 2 (см. приложение).
Диаграмма
2. Соотношение числа западных игровых фильмов, связанных с советской/российской
тематикой, распределенных по жанрам.
Доминанта драмы вполне объяснима –
не только конфронтационные сюжеты, но и многочисленные экранизации русской
классики воплощались именно в драматическом жанре. Сравнивая
данные таблиц 2 и 3 (см. приложение) с составленной нами фильмографией
западной «кинороссики» 1946–2009 годов, можно
увидеть, что комедий на русскую тему становилось больше именно в годы
относительной разрядки военного противостояния (1964–1967), в том время, как
экранизации русской классики, начиная с 1958 по 1975 распределялись по годам
более-менее равномерно (от 5 до 9 экранизаций ежегодно (при этом, правда, мы
не учитывали экранизации, действие которых переносилось из России в США или
Западную Европу).
Ощутимое снижение числа западных
экранизаций русской классики (в среднем до двух-трех ежегодно) стало
наблюдаться в период нового витка военного противостояния первой половины
1980-х, а затем в эпоху «перестройки», когда западная
«россика» стремились быть максимально актуальной по
отношению к событиям в России.
-12-
Лидером по числу западных
экранизаций до сих пор остается А.П. Чехов – его произведения становились
основой для кино/телеверсий около 200 раз. Охотно
зарубежные кинематографисты обращались и к прозе Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
– на каждого из них приходится свыше 100 западных экранизаций. Затем идут
экранизации произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.С. Тургенева (свыше 50 на
каждого).
У А.П. Чехова чаще всего экранизировались
пьесы. У Ф.М. Достоевского – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Бесы». У Л.Н. Толстого –
«Анна Каренина» и «Война и мир». У Н.В. Гоголя – «Ревизор» и «Женитьба».
Творчество А.С. Пушкина представлено на Западном экране в основном в виде киноопер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Всего с 1946 по 2009 год на Западе
было снято не менее 200 экранизаций русской классики, что составило четвертую
часть от общего числа фильмов о России и с русскими персонажами. И этот не случайно,
так как еще «с конца XIX века
произведения Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова прочно вошли в
духовную культуру Запада, в западную ментальность XX века. Их герои стали
знаками, эмблемами русского национального характера, русской души, во многом
они маркировали образ России. В русском романе и в русской культуре вообще
западные (а позже и восточные) национальные культуры находили идеи, образы,
проблемные коллизии, созвучные времени, конкретным обстоятельствам и запросам
этих культур … особенно острыми стали ощущения недостатка духовности, десарализации мира, отчуждения и потерянности человеческой
личности в модернизирующемся мире. В русской культуре … западная культура
обнаружила глубокие духовные смыслы, поиск абсолютных ценностей, трагические
глубины человеческой личности, открыла для себя богатство русско-восточных
традиций» [Мосейко, 2009, с.24].
В задачи нашего исследования не
входил анализ трактовки образа России в киноискусстве стран Восточной Европы и
Балтии, однако, стоит отметить, что начиная с 1990-х годов кинематограф этих
государств все чаще обращается к российской тематике.
Как правило, это драматические истории о самых болезненных и трагических
страницах нашего совместного прошлого (самый яркий пример – «Катынь» А.Вайды). Удивляться этому не приходится:
вырвавшись из плена «социалистического лагеря», восточно-европейские страны
получили возможность открыто критиковать российскую политику – как в
историческом, так и в современном контексте, что не могло не отразиться на
кинематографических образах бывшего «Большого Брата»…
-13-