Федоров А.В.
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗА РОССИИ НА ЗАПАДНОМ ЭКРАНЕ:
от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010)
(монография)
М.: Изд-во МОО «Информация для всех»,
2010
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической
конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М.: Изд-во МОО
«Информация для всех», 2010. 202 c.
ISBN 978-5-98517-104-4
С. 202.
Тираж 500 экз.
Кинематограф остается эффективным средством влияния (в том
числе и политического, идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение
трансформации образа России на западном экране сегодня по-прежнему актуально.
Среди задач, поставленных в монографии, – определение места и роли темы
трансформации образа России в западном кинематографе с 1946 (старт послевоенной
идеологической конфронтации) по 1991 (распад Советского Союза) годы в сравнении
с тенденциями современной эпохи (1992–2010); изучение политического,
идеологического, социального, культурного контекста, основных этапов развития,
направлений, целей, задач, авторских концепций трактовки данной темы на
западном экране; классификация и сравнительный анализ идеологии, моделей
содержания, модификаций жанра, стереотипов западного кинематографа, связанного
с трактовками образа России.
Для исследователей в области политологии, культурологии,
киноведения, медиакультуры, социологии, преподавателей, аспирантов и студентов
вузов гуманитарных специальностей.
Fedorov, Alexander. Russian
Image Transformation on the Western Screen: From Epoch of Ideological
Confrontation (1946–1991) to Modern Time (1992–2010).
This monograph analyzed the
development of Russian Image Transformation on the Western Screen: From Epoch
of Ideological Confrontation (1946–1991) to Modern Time (1992-2010). For scholars, universities professors and students.
Данная
монография написана при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного
научного фонда (РГНФ, проект № 09-03-00032а/р «Сравнительный анализ трансформации образа России
на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного
этапа (1992–2008)». Научный руководитель проекта – д.п.н., профессор
А.В.Федоров.
Рецензенты:
К.Э. Разлогов, доктор искусствоведения, профессор,
Л.В. Усенко, доктор
искусствоведения, профессор
© Федоров Александр
Викторович, Alexander Fedorov,
2010.
ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР
ВИКТОРОВИЧ
Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993)
Института художественного образования Российской Академии образования (Москва).
Доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по кино/медиаобразованию
в высшей школе. Профессор (1994), почетный работник высшего профессионального
образования, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003), главный редактор журнала «Медиаобразование» (с 2005), член Союза кинематографистов
России (с 1984, в 2009 избран в Правление СК), Национальной Академии
кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного
форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты
«Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media),
ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и
молодежи, Монреаль, Канада).
Лауреат премии Союза
кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983), премии Гильдии киноведов
и кинокритиков России (2001) и премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Награжден
Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение
духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат Всероссийского
конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место в
номинации «Медиаобразование», 2009). Лауреат
всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003–2005) по программе
Президента РФ, всероссийского конкурса по Аналитической программе «Развитие
научного потенциала высшей школы» (2006–2008) Министерства образования и науки
Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам
(по темам медиаобразования, медиакультуры и истории
киноискусства): Российского гуманитарного научного фонда (1999–2010),
Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов
общенационального значения в области культуры и искусства (2001–2002),
Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры» (2009),
Министерства образования России (1997–2000), Программы «Университеты России»
(2002–2003), Института «Открытое общество» – по различным направлениям
исследований в области гуманитарных наук (1997–2002), Центрально-Европейского
университета (1998, 2006), Фонда Мак-Артуров (1997,
2003–2004) и Института Кеннана (2003, 2008),
немецкого фонда DAAD (2000, 2005, 2010), Швейцарского научного фонда (2000),
Фонда поддержки научных исследований Франции Foundation
– Maison des science de l’homme
(2002, 2009), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр
– МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004–2005) и др.
Работал в прессе, в средних школах,
был членом редколлегии журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом
университете (РОСНОУ). Свыше 20 лет заведовал кафедрой социокультурного
развития личности ТГПИ. С 2005 – проректор по научной работе ТГПИ. Читает курсы
по медиаобразованию, медиакультуре, киноискусству,
руководит аспирантами по тематике медиаобразования,
является главой ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и медиакомпетентности).
Автор свыше двадцати книг по проблемам
российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 400 статей в российских
и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей
школы», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Высшее образование
в России», «Инновации в образовании», «Телекоммуникации и информатизация
образования», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Искусство и
образование», «Мир образования – образование в мире», «Школьные технологии»,
«Вестник института Кеннана в России», «США-Канада:
экономика, политика, культура», «Педагогика», «Человек», «Специалист»,
«Перемена», «Медиатека», «Школьная библиотека»,
«Практическая психология», «Педагогическая диагностика», «Молодежь и общество»,
«Медиаобразование», «Экран», «Искусство кино»,
«Киномеханик», «Мнения», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс»,
«Видеомагазин», «Встреча», «Мониторинг», «Журналистика и медиарынок»,
«Total DVD», «Про кино» (Москва), «Новини киноекрана», «Кiно-Коло»,
«Медиакритика» (Украина), «Инновационные образовательные технологии»
(Белоруссия»), «Кино» (Литва), Audience (США), Cineaste (США), Film Threat (США), Russian Education and Society
(США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cinemaction (Франция), Panoramiques
(Франция), Educommunication (Бельгия), International Research Forum on Children
and Media (Австралия), Media i Skolen,
Tilt (Норвегия), MERZ: Medien
+ Merziehung (Германия), Media
Education Journal
(Шотландия), Educational Media
International, International
NGO Journal, Thinking Classroom, AAN Quaterly. и др.; в
газетах «Арт-фонарь», «Культура», «Наше время»,
«Неделя», «Новая городская газета», «Учительская газета», «Экран и сцена», «СК-Новости», «Литературная газета», «Первое сентября»,
«Деловой экран» и др.
Неоднократно участвовал в работе зарубежных
международных научных конференций по проблемам медиаобразования
(Женева, 1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО – 1997, 2007, 2009; Сан-Паулу, 1998; Вена,
ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003;
Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац,
2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в
области медиакультуры и медиаобразования в
Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском
(Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель,
2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана
(W.Wilson Center,
Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005), в
Сорбонне (Париж, 2009). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на
международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене,
Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом
на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования
(Страсбург, 2002) на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007) и всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций»
(Мадрид, 2008).
Написать автору: mediashkola@rambler.ru
ССЫЛКИ:
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
Открытая полнотекстовая электронная библиотека "Медиаобразование"
Информационная
грамотность и медиаобразование
ФАЙЛЫ И ПУБЛИКАЦИИ:
Эстетический
анализ медиатекстов на занятиях в студенческой
аудитории
Современное медиаобразование во
Франции и России (2000-2009 годы)
Научные
исследования в области медиаобразования в области медиаобразования в России (1960-2008)
Анализ
персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой
аудитории
Российские интернет-пользователи о
медиаобразовании: спектр мнений
Доминанта
«художественной концепции» в медиаобразовании на
Западе в 50-х – 60-х годах XX века
Словарь
терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности,
медиакомпетентности
Выражаем огромную благодарность Александру Викторовичу за
предоставленную возможность разместить монографию в
библиотеке сайта EVARTIST!
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Динамика
кинопроизводства западных фильмов, связанных с советской/российской тематикой |
|
2.1.
Пять медийных мифов времен идеологической
конфронтации |
14 |
2.2. Краткая история «идеологической борьбы» на экране
(1946–1991 годы) |
16 |
2.3. Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической
конфронтации» (1946–1991) |
36 |
2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа
России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946–1991) (на
примере фильма Т. Хэкфорда «Белые ночи») |
57 |
ГЛАВА 3. Образ
России на западном экране: современный этап (1992–2010) |
|
3.1. Медийные мифы пост-коммунистических времен
(1992–2010) |
68 |
3.2. Краткая история трансформации российской тематики на
западном экране: 1992–2010 годы |
69 |
3.3. Кинематографические стереотипы российской темы на
западном экране в современную эпоху (1992–2010 годы) |
76 |
3.4. «Индиана Джонс и Храм хрустального черепа» Стивена
Спилберга как пародийная трансформация медийных
стереотипов «холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века |
92 |
3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа
России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992–2010) (на примере
фильма «Душка» Й. Стеллинга) |
97 |
Приложение
1. Цифровые
данные по западным игровым фильмам, связанным с российской тематикой (1946–2009) |
110 |
Приложение
2. Цифровые
данные по жанрам западных игровых фильмов, связанных с российской тематикой
(1946–2009) |
112 |
Приложение
3. Цифровые
данные по западным игровым фильмам, связанным с советской/российской
тематикой и советским фильмам на западную тему (1946–1991) |
114 |
Приложение
4. Ключевые даты
и политические события в мире, важные для развития российско-западных
отношений (1946–2009) |
116 |
Приложение
5. Образ Запада
на российском экране в эпоху «холодной войны»: эскизы |
126 |
Приложение 5.1. «Тайна двух океанов» – роман и его
экранизация: идеологический и структурный анализ |
126 |
Приложение 5.2. «Человек-амфибия» – роман и его
экранизация: анализ культурной мифологии медиатекста |
135 |
Приложение 5.3. «Случай с ефрейтором Кочетковым» (1955) и
его ремикс «Сады скорпиона» (1991) |
142 |
Приложение
6. Фильмография (830 фильмов) по теме трансформации образа России
на западном экране (1946–2009) |
144 |