ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникации органов власти
существенно отличаются от коммерческих
коммуникаций, поскольку эти акторы сильно
разнятся по своей инструментальной деятельности.
1.
Начнем
с того, что коммерческая компания нацелена на извлечение прибыли в частных
интересах своих владельцев, а орган власти должен регулировать
социально-экономические и социально-политические процессы в интересах
административно-территориальной общности в
целом. Эффективность деятельности органа власти измеряется темпами
социально-экономического развития территории и ростом общественно-политической
поддержки власти со стороны населения. Значит, корпоративные имиджи этих социальных субъектов отличаются, в первую
очередь, по содержанию.
2.
Коммерческая
компания при разработке программ своей деятельности ориентируется на спрос и
предложение в конкретном секторе экономической сферы, в то время как работа
органа власти строго регулируется законодательством и контролируется населением
подведомственной территории как гражданами и избирателями.
3.
Коммерческая
компания по своему произволу выделяет целевые группы, исходя из
инструментальных целей и в зависимости от понимания ее руководителями социальной ответственности. Органы
власти вынуждены ориентироваться на интересы значительно большего числа более
крупных целевых групп, поскольку масштабы деятельности и степень социальной
ответственности власти чаще всего несоизмеримы с таковыми частной коммерческой
компании.
-133-
4.
В
отличие от коммерческой компании, действующей в конкретном секторе
экономической сферы, орган власти вынужден решать проблемы или принимать
участие в решении проблем во всех функциональных сферах.
5.
Коммерческая
компания вправе сообщать своим целевым группам только ту информацию о себе,
которую считает необходимой, в то время как орган власти полностью подотчетен населению подведомственной территории и
вышестоящим органам власти, поэтому обязан информировать и тех, и других обо
всех аспектах своей деятельности. Попытки скрыть провалы или некомпетентность
приводят к возникновению общественного недоверия к власти и часто перерастают в
социальные конфликты.
6.
Коммерческая
компания не располагает властными ресурсами для воздействия на целевые группы,
члены которых не являются ее работниками. У органа власти есть легитимные
возможности применять по отношению к социальным субъектам и организациям на
подведомственной территории юридические санкции. Таким образом, коммуникации,
цель которых – влияние на мнение широкой общественности, политических,
экономических, гражданских, культурных субъектов и СМИ по поводу деятельности
органа власти, дополняет используемые властью административные меры в рамках
властных отношений с населением.
-134-
7.
Руководитель
коммерческой компании (если он не является ньюсмейкером) чаще всего неизвестен
широкой общественности, в то время как глава органа власти (в первую очередь,
исполнительной) рассматривается населением подведомственной территории как символ местной власти. В силу этого
программа формирования и продвижения персонального
имиджа высшего должностного лица – это обязательный блок программы властных
коммуникаций в отличие от коммерческих коммуникаций, где этот компонент
факультативен.
8.
Требования
разных социальных групп к органу власти часто противоречат не только друг
другу, но и социально-экономическим потребностям и перспективам развития
административно-территориальной общности в целом. Урегулирование этих
расхождений только коммуникативными средствами невозможно, поэтому власти
всегда приходится принимать не оптимальные, а приемлемые (компромиссные) решения. Коммерческая компания не несет
ответственности за социальную ситуацию на территории своей инструментальной
деятельности и в силу этого гораздо меньше ограничена в выборе коммуникативных
технологий.
-135-
9.
Территориальные
подразделения крупной коммерческой компании поддерживают непрерывные
функциональные коммуникации с вышестоящими штабными структурами. Точно так же
действует любой орган власти по отношению к вышестоящим органам. Но если
участие некоторых российских регионов в федеральных программах порою
объясняется не экономической эффективностью или политической целесообразностью,
а продуманными коммуникациями региональных органов власти с высшими исполнительными
и законодательными структурами, то распределение ресурсов по филиалам
коммерческой компании производится по более объективным критериям.
10. Коммерческие кампании вступают друг
с другом в конкурентные отношения и имеют право использовать друг против друга приемы рефлексивного
управления и конфликтных коммуникаций. Органы власти на одном (администрации
субъектов федерации или органы местного самоуправления) или на разных уровнях
(областная администрация и муниципалитеты) вертикали власти, по крайней мере, не должны вступать друг с другом в
открытые конфликтные взаимодействия.
Коммуникации органов власти – это в
некотором смысле конечное звено в цепочке непрерывных политических
коммуникаций. Политический субъект, который еще не завоевал власть, проводит
непрерывную политическую кампанию,
которая с приближением выборов плавно переходит в предвыборную кампанию, с официальной даты их начала – в избирательную кампанию, а после
завоевания власти – преобразуется в коммуникации
органа власти. Итак, повышение коммуникативной результативности российской
власти стало таким же важным, как улучшение ее регулирующей деятельности.
-136-