ЗАКЛЮЧЕНИЕ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Коммуникации органов власти существенно отличаются от коммерческих коммуникаций, поскольку эти акторы сильно разнятся по своей инструментальной деятельности.

1.        Начнем с того, что коммерческая компания нацелена на извлечение прибыли в частных интересах своих владельцев, а орган власти должен регулировать социально-экономические и социально-политические процессы в интересах административно-территориальной общности в целом. Эффективность деятельности органа власти измеряется темпами социально-экономического развития территории и ростом общественно-политической поддержки власти со стороны населения. Значит, корпоративные имиджи этих социальных субъектов отличаются, в первую очередь, по содержанию.

2.        Коммерческая компания при разработке программ своей деятельности ориентируется на спрос и предложение в конкретном секторе экономической сферы, в то время как работа органа власти строго регулируется законодательством и контролируется населением подведомственной территории как гражданами и избирателями.

3.        Коммерческая компания по своему произволу выделяет целевые группы, исходя из инструментальных целей и в зависимости от понимания ее руководителями социальной ответственности. Органы власти вынуждены ориентироваться на интересы значительно большего числа более крупных целевых групп, поскольку масштабы деятельности и степень социальной ответственности власти чаще всего несоизмеримы с таковыми частной коммерческой компании.

-133-

4.        В отличие от коммерческой компании, действующей в конкретном секторе экономической сферы, орган власти вынужден решать проблемы или принимать участие в решении проблем во всех функциональных сферах.

5.        Коммерческая компания вправе сообщать своим целевым группам только ту информацию о себе, которую считает необходимой, в то время как орган власти полностью подотчетен населению подведомственной территории и вышестоящим органам власти, поэтому обязан информировать и тех, и других обо всех аспектах своей деятельности. Попытки скрыть провалы или некомпетентность приводят к возникновению общественного недоверия к власти и часто перерастают в социальные конфликты.

6.        Коммерческая компания не располагает властными ресурсами для воздействия на целевые группы, члены которых не являются ее работниками. У органа власти есть легитимные возможности применять по отношению к социальным субъектам и организациям на подведомственной территории юридические санкции. Таким образом, коммуникации, цель которых – влияние на мнение широкой общественности, политических, экономических, гражданских, культурных субъектов и СМИ по поводу деятельности органа власти, дополняет используемые властью административные меры в рамках властных отношений с населением.

-134-

7.        Руководитель коммерческой компании (если он не является ньюсмейкером) чаще всего неизвестен широкой общественности, в то время как глава органа власти (в первую очередь, исполнительной) рассматривается населением подведомственной территории как символ местной власти. В силу этого программа формирования и продвижения персонального имиджа высшего должностного лица – это обязательный блок программы властных коммуникаций в отличие от коммерческих коммуникаций, где этот компонент факультативен.

8.        Требования разных социальных групп к органу власти часто противоречат не только друг другу, но и социально-экономическим потребностям и перспективам развития административно-территориальной общности в целом. Урегулирование этих расхождений только коммуникативными средствами невозможно, поэтому власти всегда приходится принимать не оптимальные, а приемлемые (компромиссные) решения. Коммерческая компания не несет ответственности за социальную ситуацию на территории своей инструментальной деятельности и в силу этого гораздо меньше ограничена в выборе коммуникативных технологий.

-135-

9.        Территориальные подразделения крупной коммерческой компании поддерживают непрерывные функциональные коммуникации с вышестоящими штабными структурами. Точно так же действует любой орган власти по отношению к вышестоящим органам. Но если участие некоторых российских регионов в федеральных программах порою объясняется не экономической эффективностью или политической целесообразностью, а продуманными коммуникациями региональных органов власти с высшими исполнительными и законодательными структурами, то распределение ресурсов по филиалам коммерческой компании производится по более объективным критериям.

10.    Коммерческие кампании вступают друг с другом в конкурентные отношения и имеют право использовать друг против друга приемы рефлексивного управления и конфликтных коммуникаций. Органы власти на одном (администрации субъектов федерации или органы местного самоуправления) или на разных уровнях (областная администрация и муниципалитеты) вертикали власти, по крайней мере, не должны вступать друг с другом в открытые конфликтные взаимодействия.

Коммуникации органов власти – это в некотором смысле конечное звено в цепочке непрерывных политических коммуникаций. Политический субъект, который еще не завоевал власть, проводит непрерывную политическую кампанию, которая с приближением выборов плавно переходит в предвыборную кампанию, с официальной даты их начала – в избирательную кампанию, а после завоевания власти – преобразуется в коммуникации органа власти. Итак, повышение коммуникативной результативности российской власти стало таким же важным, как улучшение ее регулирующей деятельности.

-136-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz