Глава
8.
МЕДИАТЕХНОЛОГИИ
Информационная кампания, которая
реализуется с помощью средств массовой информации, называется медиакампанией и
базируется на медиаплане как программе взаимодействия
органа власти со средствами массовой информации посредством специфических медиатехнологий, в первую очередь, с помощью информирования как передачи СМИ
сообщений о своей деятельности в виде рассылки пресс-релизов или аналитических материалов
(табл. 21).
Таблица 21.
Медиатехнологии
Технологии |
Мотивы редакции |
Статус публикации |
Пресс-релизы |
Соответствие новостному формату |
Редакционный материал |
Медиа-акции |
||
Перформансы |
||
“Утечка информации” |
||
Коммуникативный паразитизм |
||
Реклама |
Экономические и политические
интересы СМИ |
“На правах рекламы” |
“Джинса” |
“Редакционный материал” |
Коммуникативные задачи органа власти
как актора детерминированы его инструментальными
целями, которые необходимо в ходе прямых и опосредованных (через средства
массовой информации) взаимодействий с другими акторами
“вставить” в политическую и, далее, в общественную повестку дня как социально
значимые. Какие же вопросы являются для власти приоритетными?
-96-
Во-первых, те, которые имеют
статистическое подтверждение своей масштабности.
Во-вторых, те, участие в решении
которых даст отдельным представителям власти гарантированные экономические или
политические дивиденды. Проблематизация
этих вопросов (а также подтверждаемых статистическим индикаторами “актуальных
проблем”) с помощью СМИ – это первая стратегия установки медиаповестки.
Чем выше медиаранг события, субъекта или проблемы,
тем выше вероятность восприятия их аудиториями СМИ как социально значимых и,
соответственно, вероятность попадания их в политическую повестку и далее – в
общественную повестку дня.
В-третьих, большинство органов
власти предпочитают заниматься привычными задачами, для которых есть
апробированные технологии. Следовательно, вторая стратегия – формирование
выгодного для власти медиа-образа решаемой проблемы,
а также информационного контекста
“правильной” интерпретации аудиториями соответствующих
действий органа власти.
В-четвертых, власть привлекает
внимание аудиторий к тем событиям и проблемам, которые подтверждают ее
положительный имидж. Это третья стратегия, нацеленная на формирование положительной репутации органа власти
среди населения подведомственной территории.
-97-
Все три стратегии установки повестки
дня – проблематизация, формирование медиа-образа и продвижение имиджа – могут быть реализованы
только при взаимовыгодном сотрудничестве власти со средствами массовой
информации. Директивное управление медиаповесткой дня за счет тотального контроля над СМИ со
стороны властей в долгосрочной перспективе неэффективно, а в условиях свободы
слова – неосуществимо.
Поскольку СМИ
являются и потребителями информационных поводов, и продавцами редакционных и
рекламных площадей, то стратегии
сотрудничества со СМИ делятся на два класса – информационные (паблисити) и коммерческие
(корпоративная и товарная реклама, “джинса”) (таб. 18). Их разумное сочетание
позволяет власти конструировать циклы регулярных позитивных новостей в виде
публикаций на редакционных и рекламных площадях (в эфире) с последовательным
расширением и углублением необходимого для реализации конкретной программы информационного
контекста.
Рассмотрим конкретные медиатехнологии.
Медиа-акции – это коммуникативные мероприятия, которые проводятся
исключительно для журналистов с целью получения паблисити, т.е. бесплатных
публикаций на редакционных площадях (в редакционном эфире) средств массовой
информации.
Медиа-акции делятся на два
больших класса: совместные с журналистами действия (предоставление журналистам
интервью и кратких комментариев, проведение пресс-конференций, брифингов,
презентаций, “круглых столов”) и регулярная рассылка (раздача) сообщений актора (пресс-релизов, профилей, пресс-пакетов) в редакции
СМИ (информирование).
-98-
Медиа-акция должна содержать в себе
убедительное сообщение (см. табл. 15),
отвечать новостному формату СМИ или даже стать перформансом
с участием журналистов.
Одна из самых сложных медиа-акций – интервью.
Для журналистов интервью – это сбор
сведений по конкретной теме в ходе общения с индивидом как респондентом,
отвечающим на (якобы) интересующие широкую общественность вопросы. Журналист
использует ответы респондента как сырье для публикации, социокультурный
сценарий, сюжет и жанр которой он конструирует по своему усмотрению, добавляя
собственные суждения и комментарии других субъектов.
Для актора
интервью – это информирование представителя СМИ для продвижения персонального
и/или корпоративного имиджа в медиапространстве.
Следовательно, интервью – это не дружеская беседа ни для того, ни для другого.
Перечислим основные правила, которым
должен следовать актор как респондент:
Заранее
составьте список опасных, сложных, важных, скользких, технических или
энциклопедических вопросов, которые может задать журналист.
Изучите
биографию, интересы и методы работы журналиста.
Ведите
себя в рамках персонального имиджа.
-99-
Будьте
дружелюбным.
Контролируйте
жесты, мимику и телодвижения.
Не
спорьте с журналистом, но и не заискивайте.
Не
теряйте самообладания.
Избегайте
экспромтов.
Излагайте
свои взгляды с точки зрения интересов широкой общественности.
Будьте
лаконичным.
Не
делайте заявлений, которые могут быть истолкованы вам во вред.
Избегайте
двусмысленностей, каламбуров и стилистических ошибок.
Не
используйте жаргонизмы, экспрессивные слова и “без комментариев”.
Не
злоупотребляйте словом “нет”.
Упоминайте
только достоверные факты, конкретные имена, интересные подробности и точные
цифры.
Не
лгите и не преувеличивайте.
Приводите
конкретные примеры и аналогии.
Не
бойтесь признаться, что не знаете ответа на вопрос.
Уходите
от вопросов с “а что если” или “А или Б”.
Просите
уточнить формулировку непонятного или двусмысленного вопроса.
Стройте
“мостики” от вопросов к ответам, которые подтверждают вашу идею.
Не
повторяйте и не комментируйте безграмотные, по вашему мнению, или неприемлемые
для вас высказывания журналиста.
-100-
Рассказывайте
о планируемых вами действиях.
Полностью
контролируйте свое поведение до тех пор, пока работает телекамера или диктофон.
Если
вы дали эксклюзивное интервью, выполняйте свои обязательства и не сообщайте те
же самые сведения представителям других СМИ.
В отличие от интервью на пресс-конференции актор
последовательно отвечает на вопросы многих
журналистов, каждый из которых интересуется разными аспектами темы и по-своему
интерпретирует услышанное. Поскольку пресс-конференция часто является эпизодом
презентации или выставки, то сама по себе она должна обладать хотя бы
некоторыми качествами перформанса.
Перечислим основные пункты плана
подготовки и проведения пресс-конференции:
Определите
цель, идею и тему пресс-конференции.
Сформируйте
рабочую группу и отберите участников пресс-конференции.
Спрогнозируйте
возможные вопросы журналистов.
Напишите
четкие, лаконичные и запоминающиеся ответы на вопросы.
Назначьте
докладчика по теме пресс-конференции.
Распределите
обязанности среди участников.
Распределите
прогнозируемые вопросы среди участников и гостей.
Подготовьте
в письменном виде тексты всех выступлений.
-101-
Договоритесь
с участниками об условных знаках для координации действий в ходе
пресс-конференции.
Подготовьте
пресс-релиз.
Установите
критерии отбора и подготовьте список приглашаемых средств массовой информации.
Составьте
список журналистов, специализирующихся по теме пресс-конференции.
Установите
критерии отбора и подготовьте список гостей из числа влиятельных социальных
субъектов, которых может заинтересовать тема пресс-конференции.
Подготовьте
трафик паблисити и рекламы до, во время и после пресс-конференции.
Установите
параметры продуктивности и результативности пресс-конференции как
коммуникативного мероприятия.
Установите
дату, время и место проведения пресс-конференции.
Подготовьте
персональные приглашения для журналистов и гостей пресс-конференции.
Подготовьте
список участников с указанием должностей.
Сделайте
таблички с обозначением ФИО участников пресс-конференции.
Подготовьте
планы выступлений участников.
Размножьте
информационные и рекламные материалы (пресс-релиз, приглашения, списки, речи).
Обсудите
тему пресс-конференции с гостями.
-102-
Назначьте
ответственного за материально-техническое обеспечение
пресс-конференции.
Подготовьте
обслуживающий персонал и переводчиков.
Наймите
фотографа и телеоператора для съемки пресс-конференции.
Продумайте
процедуру регистрации журналистов и гостей.
Согласуйте
с журналистами график интервьюирования участников.
Подготовьте
вступительное и заключительное слово ведущего пресс-конференции.
Отрепетируйте
пресс-конференцию в режиме реального времени.
Передайте
журналистам и гостям приглашения и список участников.
За
сутки до пресс-конференции напомните журналистам и гостям о времени и месте ее
проведения.
Соберите
участников на месте проведения и приведите себя в порядок.
Определите
места участников за столом и установите таблички.
Проверьте
работоспособность технических средств.
Встречайте
журналистов и гостей, раздавайте информационные материалы.
Откройте
пресс-конференцию и представьте участников.
-103-
Записывайте
пресс-конференцию на диктофон или видеокамеру.
Соблюдайте
утвержденный порядок выступлений, но не позволяйте пресс-конференции потерять
темп.
Поблагодарите
журналистов и гостей за участие в пресс-конференции.
Обсудите
в рабочей группе “горячие” итоги пресс-конференции.
Зарегистрируйте
трафик появления публикаций о пресс-конференции и соберите все посвященные ей
публикации.
Сделайте
выводы о целесообразности дальнейшего сотрудничества с журналистами, которых вы
приглашали на пресс-конференцию.
В отличие от интервью и
пресс-конференций, которые рассматриваются большинством акторов
как серьезные мероприятия, информирование
– рассылка пресс-релизов и информационных материалов – часто воспринимается как
рутина, которой не стоит уделять много внимания. Между
тем, не менее 75% первичной информации о событиях журналисты узнают именно из
пресс-релизов и лишь оставшиеся 25% – благодаря заданиям редактора, запросам в
организации и собственной любознательности. Для измерения эффективности
информирования за фиксированный период надо из объема паблисити вычесть публикации,
полученные за счет перформансов, интервью и
пресс-конференций, и сравнить их с числом распространенных за этот же период
пресс-релизов.
-104-
Для организации оперативной и
регулярной рассылки “выпуклых” пресс-релизов необходимо создать коммуникативный архив, который
представляет собой стилистически обработанный список ответов на часто
задаваемые журналистами вопросы с приложением образцов корпоративных рекламных
материалов (буклеты, листовки, сувениры, полиграфическая реклама), и
корпоративный профиль, подтверждающий корпоративный имидж.
При подготовке информационного пакета для пресс-конференции достаточно добавить к
сведениям из коммуникативного архива ситуативные тексты и фотографии. Эти же
данные пригодятся и для корпоративной социализации работников органа власти, и
для разработки программы кризисных коммуникаций.
Итак, пресс-релиз – это позитивное сообщение о деятельности актора, которое по содержанию тяготеет к заметке, а по
форме – к публицистике.
Перечислим параметры эффективного
пресс-релиза:
Сообщение
способствует решению коммуникативной проблемы актора.
Сообщение
интересно целевой группе актора.
Целевая
группа сообщения входит в аудиторию средства массовой информации как получателя
пресс-релиза.
Заголовок
пресс-релиза отражает суть сообщения.
Сообщение
содержит ответы на следующие вопросы:
Кто
сделал?
-105-
Что
сделал?
Где
сделал?
Когда
сделал?
Почему
сделал?
Для
чего сделал?
Как
сделал?
В
сообщении содержатся достоверные и убедительные факты.
Сообщение
лаконично, понятно и логично.
Названные
факты, имена и даты соответствуют действительности.
Дано
объяснение употребленным техническим терминам.
Прилагаются
необходимые фотографии и иллюстрации.
В
сообщении нет грамматических или стилистических ошибок.
Сообщение
аккуратно оформлено на фирменном бланке.
Тема,
формат и стилистика соответствуют специфике СМИ-получателя.
Сообщение
соответствует новостному формату СМИ-получателя.
Сообщение
передается в СМИ с учетом крайнего срока сдачи материала.
Указан
телефон и имя менеджера для получения дополнительной информации.
Проставлена
дата отправки сообщения.
-106-
Наконец, самое трудоемкое
коммуникативное мероприятие – это перформанс как последовательность объединенных одной темой
символических действий, осуществляемых для продвижения имиджа актора как главного героя этих акций перед целевыми
группами как участниками, наблюдателями или представителями СМИ.
У перформанса,
как минимум, две функции.
Во-первых, это прямое воздействие на
целевые группы как его участников или наблюдателей.
Во-вторых, это опосредованное
воздействие актора на все целевые группы посредством
генерирования информационных поводов и последующих сообщений (публикаций и
слухов).
Как любая акция соприсутствия, перформанс отличается мультимодальностью,
которая усиливается эмоциональным и поведенческим заражением, а также
активацией выгодного для актора социокультурного
сценария. Кроме того, перформансы всегда
предваряются, сопровождаются и “подытоживаются” распространением персональных и
“массовых” текстов.
Тема перформанса
должна быть актуальной для населения территории, соответствовать программе
органа власти, следовать внятному социокультурному
сценарию, а также соответствовать ряду других параметров (табл. 22).
Каждый перформанс представим в виде технологического паспорта с
такими графами, как категория, вид, название, аннотация, роль героя, участники,
целевые группы, время проведения, место проведения, коммуникативные цели и
задачи, бюджет.
Тематическое разнообразие перформансов ограничивается
лишь ресурсами и фантазией актора.
-107-
Таблица 22.
Параметры перформанса
Соответствие темы инструментальной
деятельности и имиджу актора |
Уместное и приемлемое для целевых
групп сообщение |
Знакомый целевым группам социокультурный сценарий |
Плотность аудитории (доля целевых
групп) |
Афористичное название и слоган |
Информационный повод
(опосредованные коммуникации) |
Физическая и символическая
идентификация сценической площадки и участников |
Прямые коммуникации с
соучастниками и наблюдателями |
Кредитный актор
как герой |
Мультимодальность и эмоциональность |
Провоцирование
отсутствующих адресатов |
Вовлеченность наблюдателей в
действие (эффект вовлечения) |
Вопросы и задания
1.
Просмотрите
местные общественно-политические газеты за последний месяц и найдите
публикации, которые явно нацелены на проблематизацию
интересов конкретных социальных субъектов.
2.
Изучите
повестки дня заседаний местного органа представительной власти и попытайтесь
объяснить, почему обсуждались именно эти темы.
3.
Медиа-образы каких проблем продвигались в
местных СМИ на прошлой неделе?
-108-
4.
“Вычислите”
акторов, которые проводили имиджевые
кампании в местных СМИ в течение прошлого месяца.
5.
Осуществимы
ли стратегии установки повестки дня политической оппозиции? Если да, то как надо действовать?
6.
В
чем опасность чрезмерного акцента на коммерческих взаимодействиях со СМИ?
7.
Перечислите
как можно больше типов (имеются в виде не жанры!) материалов, публикуемых в
СМИ.
8.
В
чем отличие медиа-акции от медиасобытия?
9.
Интервью
– это самопрезентация актора.
Вы согласны с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.
10.
Какие
приемы использует журналист при подготовке интервью?
11.
Назовите
как можно больше отличий пресс-конференции от интервью.
12.
Как
оценить результативность пресс-конференции?
13.
Объясните,
зачем нужно записывать пресс-конференцию на диктофон.
14.
Какие
еще информационные материалы, кроме пресс-релизов, вы знаете?
15.
Можно
ли оценить эффективность рассылки пресс-релизов?
16.
Ответы на какие вопросы должны содержаться в первом абзаце
пресс-релиза?
-109-
17.
Каким
образом пресс-релизы передаются в СМИ?
18.
Чем
отличаются пресс-релизы для прессы, радио, телевидения и Интернет-изданий?
19.
Дайте
не менее 20 примеров перформансов и объясните, почему
это перформансы.
20.
Чем
перформанс отличается от события? Сравните.
21.
Перечислите
компоненты перформанса.
22.
Найдите
три-четыре примера эффективных перформансов,
организованных в вашем регионе за последний квартал.
23.
Перечислите
технологии прямого воздействия на участников и наблюдателей перформанса.
24.
Подготовьте
технологический паспорт массовой демонстрации с коммунистическими лозунгами.
25.
Придумайте
три-четыре оригинальных перформанса.
-110-