Глава 8.

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Информационная кампания, которая реализуется с помощью средств массовой информации, называется медиакампанией и базируется на медиаплане как программе взаимодействия органа власти со средствами массовой информации посредством специфических медиатехнологий, в первую очередь, с помощью информирования как передачи СМИ сообщений о своей деятельности в виде рассылки пресс-релизов или аналитических материалов (табл. 21).

Таблица 21.

Медиатехнологии

Технологии

Мотивы редакции

Статус публикации

Пресс-релизы

Соответствие новостному формату

Редакционный материал

Медиа-акции

Перформансы

“Утечка информации”

Коммуникативный паразитизм

Реклама

Экономические и политические интересы СМИ

“На правах рекламы”

“Джинса”

“Редакционный материал”

Коммуникативные задачи органа власти как актора детерминированы его инструментальными целями, которые необходимо в ходе прямых и опосредованных (через средства массовой информации) взаимодействий с другими акторами “вставить” в политическую и, далее, в общественную повестку дня как социально значимые. Какие же вопросы являются для власти приоритетными?

-96-

Во-первых, те, которые имеют статистическое подтверждение своей масштабности.

Во-вторых, те, участие в решении которых даст отдельным представителям власти гарантированные экономические или политические дивиденды. Проблематизация этих вопросов (а также подтверждаемых статистическим индикаторами “актуальных проблем”) с помощью СМИ – это первая стратегия установки медиаповестки. Чем выше медиаранг события, субъекта или проблемы, тем выше вероятность восприятия их аудиториями СМИ как социально значимых и, соответственно, вероятность попадания их в политическую повестку и далее – в общественную повестку дня.

В-третьих, большинство органов власти предпочитают заниматься привычными задачами, для которых есть апробированные технологии. Следовательно, вторая стратегия – формирование выгодного для власти медиа-образа решаемой проблемы, а также информационного контекста “правильной” интерпретации аудиториями соответствующих действий органа власти.

В-четвертых, власть привлекает внимание аудиторий к тем событиям и проблемам, которые подтверждают ее положительный имидж. Это третья стратегия, нацеленная на формирование положительной репутации органа власти среди населения подведомственной территории.

-97-

Все три стратегии установки повестки дня – проблематизация, формирование медиа-образа и продвижение имиджа – могут быть реализованы только при взаимовыгодном сотрудничестве власти со средствами массовой информации. Директивное управление медиаповесткой дня за счет тотального контроля над СМИ со стороны властей в долгосрочной перспективе неэффективно, а в условиях свободы слова – неосуществимо.

Поскольку СМИ являются и потребителями информационных поводов, и продавцами редакционных и рекламных площадей, то стратегии сотрудничества со СМИ делятся на два класса – информационные (паблисити) и коммерческие (корпоративная и товарная реклама, “джинса”) (таб. 18). Их разумное сочетание позволяет власти конструировать циклы регулярных позитивных новостей в виде публикаций на редакционных и рекламных площадях (в эфире) с последовательным расширением и углублением необходимого для реализации конкретной программы информационного контекста.

Рассмотрим конкретные медиатехнологии.

Медиа-акции – это коммуникативные мероприятия, которые проводятся исключительно для журналистов с целью получения паблисити, т.е. бесплатных публикаций на редакционных площадях (в редакционном эфире) средств массовой информации.

Медиа-акции делятся на два больших класса: совместные с журналистами действия (предоставление журналистам интервью и кратких комментариев, проведение пресс-конференций, брифингов, презентаций, “круглых столов”) и регулярная рассылка (раздача) сообщений актора (пресс-релизов, профилей, пресс-пакетов) в редакции СМИ (информирование).

-98-

Медиа-акция должна содержать в себе убедительное сообщение (см. табл. 15), отвечать новостному формату СМИ или даже стать перформансом с участием журналистов.

Одна из самых сложных медиа-акцийинтервью.

Для журналистов интервью – это сбор сведений по конкретной теме в ходе общения с индивидом как респондентом, отвечающим на (якобы) интересующие широкую общественность вопросы. Журналист использует ответы респондента как сырье для публикации, социокультурный сценарий, сюжет и жанр которой он конструирует по своему усмотрению, добавляя собственные суждения и комментарии других субъектов.

Для актора интервью – это информирование представителя СМИ для продвижения персонального и/или корпоративного имиджа в медиапространстве. Следовательно, интервью – это не дружеская беседа ни для того, ни для другого.

Перечислим основные правила, которым должен следовать актор как респондент:

*       Заранее составьте список опасных, сложных, важных, скользких, технических или энциклопедических вопросов, которые может задать журналист.

*       Изучите биографию, интересы и методы работы журналиста.

*       Ведите себя в рамках персонального имиджа.

-99-

*       Будьте дружелюбным.

*       Контролируйте жесты, мимику и телодвижения.

*       Не спорьте с журналистом, но и не заискивайте.

*       Не теряйте самообладания.

*       Избегайте экспромтов.

*       Излагайте свои взгляды с точки зрения интересов широкой общественности.

*       Будьте лаконичным.

*       Не делайте заявлений, которые могут быть истолкованы вам во вред.

*       Избегайте двусмысленностей, каламбуров и стилистических ошибок.

*       Не используйте жаргонизмы, экспрессивные слова и “без комментариев”.

*       Не злоупотребляйте словом “нет”.

*       Упоминайте только достоверные факты, конкретные имена, интересные подробности и точные цифры.

*       Не лгите и не преувеличивайте.

*       Приводите конкретные примеры и аналогии.

*       Не бойтесь признаться, что не знаете ответа на вопрос.

*       Уходите от вопросов с “а что если” или “А или Б”.

*       Просите уточнить формулировку непонятного или двусмысленного вопроса.

*       Стройте “мостики” от вопросов к ответам, которые подтверждают вашу идею.

*       Не повторяйте и не комментируйте безграмотные, по вашему мнению, или неприемлемые для вас высказывания журналиста.

-100-

*       Рассказывайте о планируемых вами действиях.

*       Полностью контролируйте свое поведение до тех пор, пока работает телекамера или диктофон.

*       Если вы дали эксклюзивное интервью, выполняйте свои обязательства и не сообщайте те же самые сведения представителям других СМИ.

В отличие от интервью на пресс-конференции актор последовательно отвечает на вопросы многих журналистов, каждый из которых интересуется разными аспектами темы и по-своему интерпретирует услышанное. Поскольку пресс-конференция часто является эпизодом презентации или выставки, то сама по себе она должна обладать хотя бы некоторыми качествами перформанса.

Перечислим основные пункты плана подготовки и проведения пресс-конференции:

*       Определите цель, идею и тему пресс-конференции.

*       Сформируйте рабочую группу и отберите участников пресс-конференции.

*       Спрогнозируйте возможные вопросы журналистов.

*       Напишите четкие, лаконичные и запоминающиеся ответы на вопросы.

*       Назначьте докладчика по теме пресс-конференции.

*       Распределите обязанности среди участников.

*       Распределите прогнозируемые вопросы среди участников и гостей.

*       Подготовьте в письменном виде тексты всех выступлений.

-101-

*       Договоритесь с участниками об условных знаках для координации действий в ходе пресс-конференции.

*       Подготовьте пресс-релиз.

*       Установите критерии отбора и подготовьте список приглашаемых средств массовой информации.

*       Составьте список журналистов, специализирующихся по теме пресс-конференции.

*       Установите критерии отбора и подготовьте список гостей из числа влиятельных социальных субъектов, которых может заинтересовать тема пресс-конференции.

*       Подготовьте трафик паблисити и рекламы до, во время и после пресс-конференции.

*       Установите параметры продуктивности и результативности пресс-конференции как коммуникативного мероприятия.

*       Установите дату, время и место проведения пресс-конференции.

*       Подготовьте персональные приглашения для журналистов и гостей пресс-конференции.

*       Подготовьте список участников с указанием должностей.

*       Сделайте таблички с обозначением ФИО участников пресс-конференции.

*       Подготовьте планы выступлений участников.

*       Размножьте информационные и рекламные материалы (пресс-релиз, приглашения, списки, речи).

*       Обсудите тему пресс-конференции с гостями.

-102-

*       Назначьте ответственного за материально-техническое обеспечение пресс-конференции.

*       Подготовьте обслуживающий персонал и переводчиков.

*       Наймите фотографа и телеоператора для съемки пресс-конференции.

*       Продумайте процедуру регистрации журналистов и гостей.

*       Согласуйте с журналистами график интервьюирования участников.

*       Подготовьте вступительное и заключительное слово ведущего пресс-конференции.

*       Отрепетируйте пресс-конференцию в режиме реального времени.

*       Передайте журналистам и гостям приглашения и список участников.

*       За сутки до пресс-конференции напомните журналистам и гостям о времени и месте ее проведения.

*       Соберите участников на месте проведения и приведите себя в порядок.

*       Определите места участников за столом и установите таблички.

*       Проверьте работоспособность технических средств.

*       Встречайте журналистов и гостей, раздавайте информационные материалы.

*       Откройте пресс-конференцию и представьте участников.

-103-

*       Записывайте пресс-конференцию на диктофон или видеокамеру.

*       Соблюдайте утвержденный порядок выступлений, но не позволяйте пресс-конференции потерять темп.

*       Поблагодарите журналистов и гостей за участие в пресс-конференции.

*       Обсудите в рабочей группе “горячие” итоги пресс-конференции.

*       Зарегистрируйте трафик появления публикаций о пресс-конференции и соберите все посвященные ей публикации.

*       Сделайте выводы о целесообразности дальнейшего сотрудничества с журналистами, которых вы приглашали на пресс-конференцию.

В отличие от интервью и пресс-конференций, которые рассматриваются большинством акторов как серьезные мероприятия, информирование – рассылка пресс-релизов и информационных материалов – часто воспринимается как рутина, которой не стоит уделять много внимания. Между тем, не менее 75% первичной информации о событиях журналисты узнают именно из пресс-релизов и лишь оставшиеся 25% – благодаря заданиям редактора, запросам в организации и собственной любознательности. Для измерения эффективности информирования за фиксированный период надо из объема паблисити вычесть публикации, полученные за счет перформансов, интервью и пресс-конференций, и сравнить их с числом распространенных за этот же период пресс-релизов.

-104-

Для организации оперативной и регулярной рассылки “выпуклых” пресс-релизов необходимо создать коммуникативный архив, который представляет собой стилистически обработанный список ответов на часто задаваемые журналистами вопросы с приложением образцов корпоративных рекламных материалов (буклеты, листовки, сувениры, полиграфическая реклама), и корпоративный профиль, подтверждающий корпоративный имидж.

При подготовке информационного пакета для пресс-конференции достаточно добавить к сведениям из коммуникативного архива ситуативные тексты и фотографии. Эти же данные пригодятся и для корпоративной социализации работников органа власти, и для разработки программы кризисных коммуникаций.

Итак, пресс-релиз – это позитивное сообщение о деятельности актора, которое по содержанию тяготеет к заметке, а по форме – к публицистике.

Перечислим параметры эффективного пресс-релиза:

*       Сообщение способствует решению коммуникативной проблемы актора.

*       Сообщение интересно целевой группе актора.

*       Целевая группа сообщения входит в аудиторию средства массовой информации как получателя пресс-релиза.

*       Заголовок пресс-релиза отражает суть сообщения.

*       Сообщение содержит ответы на следующие вопросы:

*       Кто сделал?

-105-

*       Что сделал?

*       Где сделал?

*       Когда сделал?

*       Почему сделал?

*       Для чего сделал?

*       Как сделал?

*       В сообщении содержатся достоверные и убедительные факты.

*       Сообщение лаконично, понятно и логично.

*       Названные факты, имена и даты соответствуют действительности.

*       Дано объяснение употребленным техническим терминам.

*       Прилагаются необходимые фотографии и иллюстрации.

*       В сообщении нет грамматических или стилистических ошибок.

*       Сообщение аккуратно оформлено на фирменном бланке.

*       Тема, формат и стилистика соответствуют специфике СМИ-получателя.

*       Сообщение соответствует новостному формату СМИ-получателя.

*       Сообщение передается в СМИ с учетом крайнего срока сдачи материала.

*       Указан телефон и имя менеджера для получения дополнительной информации.

*       Проставлена дата отправки сообщения.

-106-

Наконец, самое трудоемкое коммуникативное мероприятие – это перформанс как последовательность объединенных одной темой символических действий, осуществляемых для продвижения имиджа актора как главного героя этих акций перед целевыми группами как участниками, наблюдателями или представителями СМИ.

У перформанса, как минимум, две функции.

Во-первых, это прямое воздействие на целевые группы как его участников или наблюдателей.

Во-вторых, это опосредованное воздействие актора на все целевые группы посредством генерирования информационных поводов и последующих сообщений (публикаций и слухов).

Как любая акция соприсутствия, перформанс отличается мультимодальностью, которая усиливается эмоциональным и поведенческим заражением, а также активацией выгодного для актора социокультурного сценария. Кроме того, перформансы всегда предваряются, сопровождаются и “подытоживаются” распространением персональных и “массовых” текстов.

Тема перформанса должна быть актуальной для населения территории, соответствовать программе органа власти, следовать внятному социокультурному сценарию, а также соответствовать ряду других параметров (табл. 22).

Каждый перформанс представим в виде технологического паспорта с такими графами, как категория, вид, название, аннотация, роль героя, участники, целевые группы, время проведения, место проведения, коммуникативные цели и задачи, бюджет. Тематическое разнообразие перформансов ограничивается лишь ресурсами и фантазией актора.

-107-

Таблица 22.

Параметры перформанса

Соответствие темы инструментальной деятельности и имиджу актора

Уместное и приемлемое для целевых групп сообщение

Знакомый целевым группам социокультурный сценарий

Плотность аудитории (доля целевых групп)

Афористичное название и слоган

Информационный повод (опосредованные коммуникации)

Физическая и символическая идентификация сценической площадки и участников

Прямые коммуникации с соучастниками и наблюдателями

Кредитный актор как герой

Мультимодальность и эмоциональность

Провоцирование отсутствующих адресатов

Вовлеченность наблюдателей в действие (эффект вовлечения)

Вопросы и задания

1.       Просмотрите местные общественно-политические газеты за последний месяц и найдите публикации, которые явно нацелены на проблематизацию интересов конкретных социальных субъектов.

2.       Изучите повестки дня заседаний местного органа представительной власти и попытайтесь объяснить, почему обсуждались именно эти темы.

3.       Медиа-образы каких проблем продвигались в местных СМИ на прошлой неделе?

-108-

4.       “Вычислите” акторов, которые проводили имиджевые кампании в местных СМИ в течение прошлого месяца.

5.       Осуществимы ли стратегии установки повестки дня политической оппозиции? Если да, то как надо действовать?

6.       В чем опасность чрезмерного акцента на коммерческих взаимодействиях со СМИ?

7.       Перечислите как можно больше типов (имеются в виде не жанры!) материалов, публикуемых в СМИ.

8.       В чем отличие медиа-акции от медиасобытия?

9.       Интервью – это самопрезентация актора. Вы согласны с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

10.   Какие приемы использует журналист при подготовке интервью?

11.   Назовите как можно больше отличий пресс-конференции от интервью.

12.   Как оценить результативность пресс-конференции?

13.   Объясните, зачем нужно записывать пресс-конференцию на диктофон.

14.   Какие еще информационные материалы, кроме пресс-релизов, вы знаете?

15.   Можно ли оценить эффективность рассылки пресс-релизов?

16.   Ответы на какие вопросы должны содержаться в первом абзаце пресс-релиза?

-109-

17.   Каким образом пресс-релизы передаются в СМИ?

18.   Чем отличаются пресс-релизы для прессы, радио, телевидения и Интернет-изданий?

19.   Дайте не менее 20 примеров перформансов и объясните, почему это перформансы.

20.   Чем перформанс отличается от события? Сравните.

21.   Перечислите компоненты перформанса.

22.   Найдите три-четыре примера эффективных перформансов, организованных в вашем регионе за последний квартал.

23.   Перечислите технологии прямого воздействия на участников и наблюдателей перформанса.

24.   Подготовьте технологический паспорт массовой демонстрации с коммунистическими лозунгами.

25.   Придумайте три-четыре оригинальных перформанса.

-110-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz