Глава
7.
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
Информационная политика органа власти – это стратегия коммуникаций органа власти с
ключевыми целевыми группами, которая конкретизируется в виде коммуникативных
программ как планов информационных кампаний.
Соответствующий документ содержит в
себе принципы, которым должен следовать отдел по связям с общественностью при
сборе материала и подготовке сообщений о деятельности органа власти. Вне
зависимости от специфики органа власти к числу этих принципов относятся
следующие:
Подстройка
под мировоззрение и коммуникативные навыки целевой группы. В противном случае
сообщения будут восприняты как неприемлемые или непонятные.
Преимущественное
использование тех сведений, которые имеют документальное подтверждение. Это
придает официальным сообщениям большую достоверность и убедительность.
Рассмотрение
в сообщении разных точек зрения на проблемную ситуацию. Как известно, в
большинстве случаев сообщения с односторонней
аргументацией воспринимаются как предвзятые.
Отсутствие
явной оскорбительной или уничижительной тональности сообщений. Даже если речь
идет о социально безответственных действиях политической оппозиции, сохранение
объективности позволяет если не укрепить, то, по крайней мере, не разрушить
доверие аудиторий к органу власти.
-88-
Передача
новостей в максимально оперативном режиме. Запоздалое сообщение о значимых
событиях и решениях создает впечатление о том, что власть не рассматривает
членов административно-территориальной общности как граждан и пренебрежительно
относится к их информационным потребностям.
Акцентирование
внимания аудитории на социально значимых событиях и проблемах. Это позволяет не
только укрепить в массовом сознании представление о способности власти вовремя
решать именно те проблемы, которые волнуют население, но и подчеркнуть ее
способность своевременно выявлять ключевые вопросы.
Разрешение
возможных конфликтных ситуаций в досудебном порядке. Имеются в виду неизбежные
разногласия власти с журналистами по поводу достоверности опубликованных
сведений. Публично пререкаться со средствами массовой информации – наихудший из
всех возможных вариантов.
Соблюдение
конфиденциальности информантов, которые в явной форме выразили желание остаться
анонимными. По спорным и неоднозначным темам лучше сначала организовать “утечку информации”, чтобы проверить
реакцию широкой общественности и внести коррективы в свои планы.
При отборе событий для масштабного
освещения в средствах массовой информации рекомендуется применять пять
критериев.
-89-
Во-первых, событие оказывает
существенное влияние на экономическую, политическую, социальную или культурную
ситуацию в административно-территориальной общности.
Во-вторых, событие обладает признаками
информационного повода (табл. 20).
Это позволит сократить расходы на социальную рекламу за счет СМИ, которые по
своей инициативе расскажут о событии в новостных выпусках.
Таблица 20.
Информационный повод
Актор |
Яркое действие |
Непредсказуемое Масштабное |
Журналист |
Информационный повод |
Сенсационное Скандальное |
Публикация |
Курьезное Оригинальное |
|
Аудитория (целевая группа) |
Значимое событие |
Драматичное Зрелищное |
Идея публикации и идея актора |
Негативное Главный герой |
В-третьих, событие и его главный
герой ярко иллюстрирует актуальную локальную проблему. Например, окончание
строительства путепровода, который позволит сократить количество уличных
“пробок” и дорожно-транспортных происшествий, – это хорошая тема для
продвижения органа власти как социально ответственного субъекта.
-90-
В-четвертых, соответствующая тема
широко освещается в средствах массовой информации
административно-территориальной общности более высокого уровня. Имеются в виду
публикации федеральных СМИ для региональных органов власти или региональных СМИ
– для муниципалитетов. Это укрепляет статус органа власти как компонента
эффективной “властной вертикали” в целом.
В-пятых, рассматриваемая проблема
интересна целевой группе. Нет смысла рассказывать аудитории молодежного издания
о поддержке пенсионеров, а людям пожилого возраста – о муниципальных жилищных
программах, поскольку первых больше волнуют перспективы трудоустройства, а
вторых – социальные пособия.
Напомним, что цель любой
информационной кампании – укрепление взаимопонимания целевых групп с органом
власти для обеспечения адекватного
реагирования на его действия. Следовательно, темы информационных кампаний тесно
связаны с текущей деятельностью и планами органа власти. В качестве примера
дадим список самых очевидных тем:
Текущие
мероприятия органа власти по реализации стратегии развития подведомственной
территории и повышения жизненного уровня населения.
Неотложные
действия органа власти при форс-мажорных обстоятельствах.
Взаимодействие
органа власти с другими регионами и районами для реализации стратегической
программы развития подведомственной территории.
Поддержка
органом власти местных экономических субъектов в конкуренции с субъектами из
других регионов.
-91-
Регулирование
органом власти процессов социальной дифференциации (имущественного расслоения)
на подведомственной территории.
Предпринимаемые
органом власти меры по социальной защите населения (по группам)
подведомственной территории.
Поощрение
органом власти проявления социальной ответственности экономическими субъектами,
действующими на подведомственной территории.
Реализация
органом власти федеральных и региональных социальных программ, в частности,
обеспечение финансирования за счет лоббирования интересов подведомственной
территории.
Привлечение
органом власти внебюджетных средств на социальные программы за счет крупных
компаний, действующих на подведомственной территории.
Предупреждение
и разрешение органом власти социальных конфликтов в административно-территориальной
общности.
Участие
органа власти в разрешении конфликтов разных групп интересов на
подведомственной территории. Например, создание трехсторонних комиссий с
участием профсоюзов, работодателей и власти.
Поддержка
органом власти социально позитивных общественных групп и организаций,
действующих на подведомственной территории.
Обеспечение
экологической безопасности жителей подведомственной территории.
-92-
Взаимодействие
с органами правопорядка и специальными службами, а также материально-финансовая
поддержка милиции общественной безопасности.
Продвижение
органом власти позитивных социальных ценностей (патриотизм, “забота о ближнем”, семья) в административно-территориальной общности.
Формирование
и продвижение положительного имиджа подведомственной территории на
региональном, федеральном и международном уровнях для усиления ее
инвестиционной привлекательности.
Сотрудничество
органа власти с влиятельными гражданскими, культурными, экономическими,
политическими и информационными субъектами, которые действуют на
подведомственной территории.
Материально-финансовая
поддержка органом власти учреждений культуры и искусства.
Привлечение
органом власти региональных и федеральных экономических субъектов к развитию
инфраструктуры подведомственной территории.
Материально-финансовая
поддержка органом власти местных средств массовой информации.
Выделение
органом власти грантов для активизации участия некоммерческих объединений в
реализации программ в социальной сфере (программа “Конкурс социальных
проектов”).
Выделение
органом власти грантов научным организациям на разработку и реализацию
инновационных программ на подведомственной территории.
-93-
Конструктивное
взаимодействие органа власти с местными отделениями политических партий и
общественно-политических движений.
Оперативный
учет органом власти общественного мнения при формировании и коррекции стратегии
и тактики своей деятельности.
Результаты
опросов общественного мнения по актуальным социальным проблемам.
Вклад
общественных консультативных советов в разработку и коррекцию социальных
программ.
Мониторинг
социально-экономической, политической, культурной, демографической ситуации на
подведомственной территории и развернутые комментарии к свежим статистическим
данным.
Рациональное
обоснование приоритетности решаемых органом власти проблем.
Компетентность
руководителей и работников органов власти как управленцев.
Нравственные
качества руководителей и работников органов власти как граждан.
Положительный
персональный имидж главного руководителя органа власти.
Безусловно, главный канал
коммуникации органа власти с населением – это местные средства массовой
информации.
-94-
Вопросы и задания
1.
Перечислите
и поясните принципы информационной политики органа власти.
2.
Попробуйте
выявить принципы информационной политики одного из местных органов власти.
3.
Объясните,
каким образом информационный повод воздействует на медиаповестку,
политическую и общественную повестку дня.
4.
Почему
органы власти редко прибегают к генерации информационных поводов?
5.
Почему
СМИ – это главное средство для коммуникаций органа власти с населением?
6.
Изучите
содержание местных средств массовой информации за последний квартал. Какие темы
и почему поднимались местными органами власти?
7.
Назовите,
как минимум, три причины того, что российские органы власти часто запаздывают с
освещением своих собственных достижений.
8.
В
чем, по вашему мнению, состоит специфика информационных кампаний исполнительных
и законодательных (представительных) органов власти?
9.
Каким
образом органы власти могут поощрять проявление влиятельными экономическими
субъектами социальной ответственности?
-95-