Глава 7.

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Информационная политика органа власти – это стратегия коммуникаций органа власти с ключевыми целевыми группами, которая конкретизируется в виде коммуникативных программ как планов информационных кампаний.

Соответствующий документ содержит в себе принципы, которым должен следовать отдел по связям с общественностью при сборе материала и подготовке сообщений о деятельности органа власти. Вне зависимости от специфики органа власти к числу этих принципов относятся следующие:

*       Подстройка под мировоззрение и коммуникативные навыки целевой группы. В противном случае сообщения будут восприняты как неприемлемые или непонятные.

*       Преимущественное использование тех сведений, которые имеют документальное подтверждение. Это придает официальным сообщениям большую достоверность и убедительность.

*       Рассмотрение в сообщении разных точек зрения на проблемную ситуацию. Как известно, в большинстве случаев сообщения с односторонней аргументацией воспринимаются как предвзятые.

*       Отсутствие явной оскорбительной или уничижительной тональности сообщений. Даже если речь идет о социально безответственных действиях политической оппозиции, сохранение объективности позволяет если не укрепить, то, по крайней мере, не разрушить доверие аудиторий к органу власти.

-88-

*       Передача новостей в максимально оперативном режиме. Запоздалое сообщение о значимых событиях и решениях создает впечатление о том, что власть не рассматривает членов административно-территориальной общности как граждан и пренебрежительно относится к их информационным потребностям.

*       Акцентирование внимания аудитории на социально значимых событиях и проблемах. Это позволяет не только укрепить в массовом сознании представление о способности власти вовремя решать именно те проблемы, которые волнуют население, но и подчеркнуть ее способность своевременно выявлять ключевые вопросы.

*       Разрешение возможных конфликтных ситуаций в досудебном порядке. Имеются в виду неизбежные разногласия власти с журналистами по поводу достоверности опубликованных сведений. Публично пререкаться со средствами массовой информации – наихудший из всех возможных вариантов.

*       Соблюдение конфиденциальности информантов, которые в явной форме выразили желание остаться анонимными. По спорным и неоднозначным темам лучше сначала организовать “утечку информации”, чтобы проверить реакцию широкой общественности и внести коррективы в свои планы.

При отборе событий для масштабного освещения в средствах массовой информации рекомендуется применять пять критериев.

-89-

Во-первых, событие оказывает существенное влияние на экономическую, политическую, социальную или культурную ситуацию в административно-территориальной общности.

Во-вторых, событие обладает признаками информационного повода (табл. 20). Это позволит сократить расходы на социальную рекламу за счет СМИ, которые по своей инициативе расскажут о событии в новостных выпусках.

Таблица 20.

Информационный повод

Актор

Яркое действие

Непредсказуемое

Масштабное

Журналист

Информационный повод

Сенсационное

Скандальное

Публикация

Курьезное

Оригинальное

Аудитория (целевая группа)

Значимое событие

Драматичное

Зрелищное

Идея публикации и идея актора

Негативное

Главный герой

В-третьих, событие и его главный герой ярко иллюстрирует актуальную локальную проблему. Например, окончание строительства путепровода, который позволит сократить количество уличных “пробок” и дорожно-транспортных происшествий, – это хорошая тема для продвижения органа власти как социально ответственного субъекта.

-90-

В-четвертых, соответствующая тема широко освещается в средствах массовой информации административно-территориальной общности более высокого уровня. Имеются в виду публикации федеральных СМИ для региональных органов власти или региональных СМИ – для муниципалитетов. Это укрепляет статус органа власти как компонента эффективной “властной вертикали” в целом.

В-пятых, рассматриваемая проблема интересна целевой группе. Нет смысла рассказывать аудитории молодежного издания о поддержке пенсионеров, а людям пожилого возраста – о муниципальных жилищных программах, поскольку первых больше волнуют перспективы трудоустройства, а вторых – социальные пособия.

Напомним, что цель любой информационной кампании – укрепление взаимопонимания целевых групп с органом власти для обеспечения адекватного реагирования на его действия. Следовательно, темы информационных кампаний тесно связаны с текущей деятельностью и планами органа власти. В качестве примера дадим список самых очевидных тем:

*       Текущие мероприятия органа власти по реализации стратегии развития подведомственной территории и повышения жизненного уровня населения.

*       Неотложные действия органа власти при форс-мажорных обстоятельствах.

*       Взаимодействие органа власти с другими регионами и районами для реализации стратегической программы развития подведомственной территории.

*       Поддержка органом власти местных экономических субъектов в конкуренции с субъектами из других регионов.

-91-

*       Регулирование органом власти процессов социальной дифференциации (имущественного расслоения) на подведомственной территории.

*       Предпринимаемые органом власти меры по социальной защите населения (по группам) подведомственной территории.

*       Поощрение органом власти проявления социальной ответственности экономическими субъектами, действующими на подведомственной территории.

*       Реализация органом власти федеральных и региональных социальных программ, в частности, обеспечение финансирования за счет лоббирования интересов подведомственной территории.

*       Привлечение органом власти внебюджетных средств на социальные программы за счет крупных компаний, действующих на подведомственной территории.

*       Предупреждение и разрешение органом власти социальных конфликтов в административно-территориальной общности.

*       Участие органа власти в разрешении конфликтов разных групп интересов на подведомственной территории. Например, создание трехсторонних комиссий с участием профсоюзов, работодателей и власти.

*       Поддержка органом власти социально позитивных общественных групп и организаций, действующих на подведомственной территории.

*       Обеспечение экологической безопасности жителей подведомственной территории.

-92-

*       Взаимодействие с органами правопорядка и специальными службами, а также материально-финансовая поддержка милиции общественной безопасности.

*       Продвижение органом власти позитивных социальных ценностей (патриотизм, “забота о ближнем”, семья) в административно-территориальной общности.

*       Формирование и продвижение положительного имиджа подведомственной территории на региональном, федеральном и международном уровнях для усиления ее инвестиционной привлекательности.

*       Сотрудничество органа власти с влиятельными гражданскими, культурными, экономическими, политическими и информационными субъектами, которые действуют на подведомственной территории.

*       Материально-финансовая поддержка органом власти учреждений культуры и искусства.

*       Привлечение органом власти региональных и федеральных экономических субъектов к развитию инфраструктуры подведомственной территории.

*       Материально-финансовая поддержка органом власти местных средств массовой информации.

*       Выделение органом власти грантов для активизации участия некоммерческих объединений в реализации программ в социальной сфере (программа “Конкурс социальных проектов”).

*       Выделение органом власти грантов научным организациям на разработку и реализацию инновационных программ на подведомственной территории.

-93-

*       Конструктивное взаимодействие органа власти с местными отделениями политических партий и общественно-политических движений.

*       Оперативный учет органом власти общественного мнения при формировании и коррекции стратегии и тактики своей деятельности.

*       Результаты опросов общественного мнения по актуальным социальным проблемам.

*       Вклад общественных консультативных советов в разработку и коррекцию социальных программ.

*       Мониторинг социально-экономической, политической, культурной, демографической ситуации на подведомственной территории и развернутые комментарии к свежим статистическим данным.

*       Рациональное обоснование приоритетности решаемых органом власти проблем.

*       Компетентность руководителей и работников органов власти как управленцев.

*       Нравственные качества руководителей и работников органов власти как граждан.

*       Положительный персональный имидж главного руководителя органа власти.

Безусловно, главный канал коммуникации органа власти с населением – это местные средства массовой информации.

-94-

Вопросы и задания

1.       Перечислите и поясните принципы информационной политики органа власти.

2.       Попробуйте выявить принципы информационной политики одного из местных органов власти.

3.       Объясните, каким образом информационный повод воздействует на медиаповестку, политическую и общественную повестку дня.

4.       Почему органы власти редко прибегают к генерации информационных поводов?

5.       Почему СМИ – это главное средство для коммуникаций органа власти с населением?

6.       Изучите содержание местных средств массовой информации за последний квартал. Какие темы и почему поднимались местными органами власти?

7.       Назовите, как минимум, три причины того, что российские органы власти часто запаздывают с освещением своих собственных достижений.

8.       В чем, по вашему мнению, состоит специфика информационных кампаний исполнительных и законодательных (представительных) органов власти?

9.       Каким образом органы власти могут поощрять проявление влиятельными экономическими субъектами социальной ответственности?

-95-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz