Глава 2.

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Отношения в обществе построены на принципах власти и влияния (взаимозависимости), а сам социум является интегрированной системой социальных структур и функций. В силу этого для достижения своих целей любой социальный субъект (индивид, группа или организация) в “дальнем круге” (в экономической, политической, культурной, информационной, гражданской сферах) или в “ближнем круге” (в частной сфере) вынужден учитывать интересы тех субъектов, от которых зависит его инструментальная успешность или которых он рассматривает как членов своей ценностной группы. В любом случае речь идет о серии взаимных социальных воздействий как попыток изменить поведение другой стороны в актуальной ситуации или даже внедрить в ее картину мира свои социокультурные ценности с целью достижения функциональных целей и/или взаимопонимания.

Назовем актором того субъекта, который в данный момент взаимодействия активен, а субъекта, который подвергается этому воздействию – “адресатом”, “целевой группой” или “аудиторией”. В зависимости от того, являются ли стороны участниками одной и той же ситуации соприсутствия, можно говорить о “прямых” и “опосредованных” взаимодействиях (коммуникациях).

-26-

Регулярность смены ролей в долгосрочной перспективе определяется установками субъектов относительно друг друга и разделяемыми социальными нормами. Никакое длительное взаимодействие невозможно без добровольного или вынужденного согласия субъектов общаться в рамках социокультурного сценария конкретного типа. Несогласная сторона всячески избегает контактов с другой стороной. К подобной стратегии уклонения субъект прибегает и в том случае, когда другой субъект не представляет для него ни инструментального, ни ценностного интереса.

Выбор стратегии активного взаимодействия в “дальнем круге” определяется целями, прежде всего, инструментальной деятельности субъекта. (В “ближнем круге” главное – это поддержание взаимопонимания).

Инструментальная деятельность – это деятельность субъекта в конкретной функциональной сфере: в экономике – производство и сбыт товаров и услуг, в политике – борьба за власть и удержание власти, в культуре – создание и распространение культурных ценностей, в информационном пространстве – порождение и трансляция сообщений. Соответственно, показателями эффективности являются рост прибыли, политического рейтинга (количества полученных на выборах голосов избирателей), расширение общего социокультурного пространства, обеспечение бесперебойных коммуникаций между социальными субъектами. Поскольку цель органа власти – регулирование экономических и политических процессов, а также содействие культурному развитию конкретной административно-территориальной общности, то здесь критерий эффективности – это степень удовлетворения потребностей жителей и темпы социального развития местного сообщества в целом.

-27-

Каждый социальный субъект преследует свои собственные цели, но существующие социальные институты ограничивают этот эгоизм, устанавливая правила социальных взаимодействий в виде законов и культурных норм.

Социальные субъекты в зависимости от свойств актуальной ситуации и долгосрочных планов либо противодействуют, либо (добровольно или вынужденно) содействуют друг другу (сотрудничество и доминирование). Любой социальный субъект либо стремится увеличить свои ресурсы (см. табл. 3) с ущербом для соперников, либо производит равнозначный обмен ресурсами с партнерами, либо, эксплуатируя мотивы подчинения, приведенные ниже, подчиняет своей воле “слугу” (табл. 4).

Таблица 4.

Мотивы подчинения

Биологические, социальные, идеальные потребности адресата

Традиция подчиняться легитимной власти

Биологические, социальные, идеальные страхи адресата

Конформность адресата

Внушаемость адресата

Убежденность адресата актором

Склонность адресата к уступкам

Договоренность адресата с актором

-28-

Однако даже при доминировании, когда один субъект подчиняет себе другого субъекта, используя физическое и психологическое насилие (табл. 4), он все равно вступает с ним в социальные коммуникации, т.е. обменивается сообщениями, поскольку вынужден регулировать, как минимум, функциональные отношения.

Таблица 5.

Взаимодействия и коммуникации

Установка актора по отношению к адресату

Подчинение и власть

Взаимопонимание и влияние

Цели взаимодействия

Подавление конфликтов

Провоцирование конфликтов и кризисов

Профилактика конфликтов и кризисов

Стратегии взаимодействия

Доминирование

Конкуренция

Имитация сотрудничества

Сотрудничество

Технологии воздействия

Технологии подчинения

Рефлексивное управление и манипуляции

Технологии сотрудничества

Коммуникативные стратегии

Пропаганда: “позитив” о Хозяине

Анти-пропаганда: “негатив” о конкуренте

Контр-пропаганда: реактивный “позитив” об акторе

Убеждение: “позитив” об акторе

 

-29-

Социальная коммуникация осуществляется в ходе взаимосвязанных актов коммуникации и предполагает наличие сообщения с определенной идеей (какое содержание передается), формы сообщения и канала коммуникации (источника) (каким образом передается), актора (кто передает сообщение), адресата (аудитории) (кому передается сообщение).

Различают следующие задачи акта коммуникации:

1.        Изменить знания адресата по какой-то теме (инструктаж и просвещение).

2.        Регулировать совместную инструментальную деятельность.

3.        Добиться взаимопонимания с адресатом.

4.        Изменить мнение адресата по важной для актора проблеме.

5.        Побудить адресата к действиям в интересах актора.

Конкретную коммуникативную стратегию актор выбирает в зависимости от стратегии взаимодействия с адресатом (доминирование, конкуренция, сотрудничество, уклонение).

Пропаганда и убеждение предполагают создание и передачу адресату позитивных сообщений об акторе. Но если в первом случае цель – усиление власти актора над “безответными слугами”, то во втором – укрепление взаимопонимания между единомышленниками и партнерами.

Антипропаганда предполагает активное конструирование и передачу актором общим с его соперниками целевым группам негативных сообщений об этих соперниках с целью предупреждения или разрушения их сотрудничества.

-30-

На стыке находится контрпропаганда как нейтрализация актором негативных сообщений о себе. “Реактивность” пропаганды состоит в том, что она является содержательной реакцией актора на антипропаганду.

Соответственно, необходимо различать кооперативные коммуникации и конфликтные коммуникации. Если задача первых – формирование положительного общественного мнения об акторе и установление партнерских отношений с конкретными целевыми группами, то вторые нацелены на противодействие продвижению конкурентов и разрушение их взаимопонимания с общими целевыми группами или друг с другом.

На начальном этапе планирования коммуникативной кампании актору необходимо с учетом особенностей актуальной проблемной ситуации (проблемы) выявить свои целевые группы.

Вопросы и задания

1.           Какие социальные субъекты нуждаются в коммуникациях в минимальной степени, а какие – в максимальной?

2.           Обозначьте целевые группы кооперативных и конфликтных коммуникаций в избирательной кампании.

3.           В чем отличие контрпропаганды от пропаганды и от антипропаганды?

4.           Какие каналы коммуникации вам известны?

5.           Приведите примеры коммуникаций коммерческой компании с разными целями.

-31-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz