Глава
2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Отношения в обществе построены на
принципах власти и влияния (взаимозависимости), а сам
социум является интегрированной системой социальных структур и функций. В силу этого для достижения своих целей любой социальный субъект
(индивид, группа или организация) в “дальнем
круге” (в экономической, политической, культурной, информационной,
гражданской сферах) или в “ближнем круге”
(в частной сфере) вынужден учитывать интересы тех субъектов, от которых зависит его инструментальная успешность
или которых он рассматривает как членов своей ценностной группы. В любом
случае речь идет о серии взаимных социальных воздействий как попыток изменить поведение
другой стороны в актуальной ситуации
или даже внедрить в ее картину мира свои социокультурные
ценности с целью достижения функциональных целей и/или взаимопонимания.
Назовем “актором” того субъекта, который в данный
момент взаимодействия активен, а субъекта, который подвергается этому
воздействию – “адресатом”, “целевой
группой” или “аудиторией”. В зависимости от того, являются ли стороны
участниками одной и той же ситуации соприсутствия, можно говорить о “прямых” и
“опосредованных” взаимодействиях (коммуникациях).
-26-
Регулярность смены ролей в
долгосрочной перспективе определяется установками субъектов относительно друг
друга и разделяемыми социальными нормами. Никакое длительное взаимодействие невозможно без добровольного или
вынужденного согласия субъектов
общаться в рамках социокультурного сценария
конкретного типа. Несогласная сторона всячески избегает контактов с другой
стороной. К подобной стратегии уклонения
субъект прибегает и в том случае, когда другой субъект не представляет для него
ни инструментального, ни ценностного интереса.
Выбор стратегии активного
взаимодействия в “дальнем круге” определяется целями, прежде всего,
инструментальной деятельности субъекта. (В “ближнем круге” главное – это
поддержание взаимопонимания).
Инструментальная деятельность – это деятельность субъекта в конкретной функциональной
сфере: в экономике – производство и сбыт товаров и услуг, в политике – борьба
за власть и удержание власти, в культуре – создание и распространение
культурных ценностей, в информационном
пространстве – порождение и трансляция сообщений. Соответственно,
показателями эффективности являются рост прибыли,
политического рейтинга (количества
полученных на выборах голосов избирателей), расширение общего социокультурного пространства, обеспечение бесперебойных
коммуникаций между социальными субъектами. Поскольку цель органа власти –
регулирование экономических и политических процессов,
а также содействие культурному развитию конкретной
административно-территориальной общности, то здесь критерий эффективности – это
степень удовлетворения потребностей жителей и темпы социального развития местного сообщества в целом.
-27-
Каждый социальный субъект преследует
свои собственные цели, но существующие социальные институты ограничивают этот
эгоизм, устанавливая правила социальных
взаимодействий в виде законов и культурных норм.
Социальные субъекты в зависимости от
свойств актуальной ситуации и долгосрочных планов либо противодействуют, либо
(добровольно или вынужденно) содействуют друг другу (сотрудничество и
доминирование). Любой социальный субъект либо стремится увеличить свои ресурсы (см. табл. 3)
с ущербом для соперников, либо
производит равнозначный обмен ресурсами с партнерами,
либо, эксплуатируя мотивы подчинения,
приведенные ниже, подчиняет своей воле “слугу” (табл. 4).
Таблица 4.
Мотивы подчинения
Биологические, социальные,
идеальные потребности адресата |
Традиция подчиняться легитимной
власти |
Биологические, социальные,
идеальные страхи адресата |
Конформность адресата |
Внушаемость адресата |
Убежденность адресата актором |
Склонность адресата к уступкам |
Договоренность адресата с актором |
-28-
Однако даже при доминировании, когда
один субъект подчиняет себе другого субъекта, используя физическое и
психологическое насилие (табл. 4), он все равно вступает с ним в социальные
коммуникации, т.е. обменивается сообщениями, поскольку вынужден регулировать,
как минимум, функциональные отношения.
Взаимодействия и
коммуникации
Установка актора по отношению к адресату |
|||
Подчинение и власть |
Взаимопонимание и влияние |
||
Цели взаимодействия |
|||
Подавление конфликтов |
Провоцирование конфликтов и
кризисов |
Профилактика конфликтов и кризисов |
|
Стратегии взаимодействия |
|||
Доминирование |
Конкуренция |
Имитация сотрудничества |
Сотрудничество |
Технологии воздействия |
|||
Технологии подчинения |
Рефлексивное управление и
манипуляции |
Технологии сотрудничества |
|
Коммуникативные стратегии |
|||
Пропаганда: “позитив” о Хозяине |
Анти-пропаганда: “негатив” о конкуренте |
Контр-пропаганда: реактивный “позитив” об акторе |
Убеждение: “позитив” об акторе |
-29-
Социальная коммуникация
осуществляется в ходе взаимосвязанных актов
коммуникации и предполагает наличие сообщения
с определенной идеей (какое содержание
передается), формы сообщения и канала коммуникации (источника) (каким
образом передается), актора (кто передает сообщение),
адресата (аудитории) (кому передается сообщение).
Различают следующие задачи акта коммуникации:
1.
Изменить
знания адресата по какой-то теме (инструктаж и просвещение).
2.
Регулировать
совместную инструментальную деятельность.
3.
Добиться
взаимопонимания с адресатом.
4.
Изменить
мнение адресата по важной для актора проблеме.
5.
Побудить
адресата к действиям в интересах актора.
Конкретную коммуникативную стратегию актор выбирает
в зависимости от стратегии взаимодействия
с адресатом (доминирование, конкуренция, сотрудничество, уклонение).
Пропаганда и
убеждение предполагают создание и
передачу адресату позитивных сообщений
об акторе. Но если в первом случае цель – усиление
власти актора над “безответными слугами”, то во
втором – укрепление взаимопонимания между единомышленниками и партнерами.
Антипропаганда предполагает активное конструирование и передачу актором общим с его соперниками целевым группам негативных
сообщений об этих соперниках с целью предупреждения или разрушения их
сотрудничества.
-30-
На стыке находится контрпропаганда как нейтрализация актором негативных сообщений о себе. “Реактивность”
пропаганды состоит в том, что она является содержательной реакцией актора на антипропаганду.
Соответственно, необходимо различать
кооперативные коммуникации и конфликтные коммуникации. Если задача
первых – формирование положительного общественного мнения об акторе и установление партнерских отношений с конкретными
целевыми группами, то вторые нацелены на противодействие продвижению
конкурентов и разрушение их взаимопонимания с общими целевыми группами или друг
с другом.
На начальном этапе планирования коммуникативной кампании актору необходимо с учетом особенностей актуальной проблемной ситуации (проблемы) выявить
свои целевые группы.
Вопросы и задания
1.
Какие
социальные субъекты нуждаются в коммуникациях в минимальной степени, а какие –
в максимальной?
2.
Обозначьте
целевые группы кооперативных и конфликтных коммуникаций в избирательной
кампании.
3.
В
чем отличие контрпропаганды от пропаганды и от антипропаганды?
4.
Какие
каналы коммуникации вам известны?
5.
Приведите
примеры коммуникаций коммерческой компании с разными целями.
-31-