Глава
1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
В демократическом государстве власть
не может эффективно функционировать без взаимопонимания и конструктивного
взаимодействия с гражданским обществом,
которое представляет собой множество самодеятельных, независимых от государства
социальных групп и индивидов (граждан), самостоятельно защищающих свои
интересы. Граждане считают, что лучший способ решения собственных
социально-экономических и политических проблем – это кооперация с другими
социальными субъектами с учетом их интересов и интересов большей социальной
общности.
Субъекты и органы власти существуют
для удовлетворения потребностей граждан, поэтому при принятии стратегических
решений они должны принимать во внимание мнение, по крайней мере, большинства
граждан. В силу этого реализация масштабных государственных и локальных
муниципальных программ во многом зависит от уровня их поддержки широкой
общественностью, общественно-политическими организациями, группами интересов и
СМИ. Обеспечение этой поддержки – стратегическая коммуникативная цель органов
власти (government relations, GR), которые являются акторами политической
коммуникации.
-13-
Инструментальная цель деятельности органа власти – это регулирование
социально-экономического развития подведомственной территории, что невозможно
без сохранения социально-политической и социально-психологической стабильности
на подведомственной территории. В силу этого темы информационных кампаний увязываются,
в первую очередь, с теми инструментальными программами, которые реализуются и
планируются соответствующим органом власти, и лишь во вторую – с формированием
имиджа власти как специфического политического субъекта.
Миссия любого органа власти – разработка
и реализация стратегии управления для регулирования социально-экономических и
социально-политических процессов на подведомственной территории. Важнейший
компонент этой стратегии – социальная
политика.
Эффективная социальная политика
создает условия для обеспечения материальных и культурных потребностей
населения, для согласования интересов разных социальных групп, для
регулирования социальной дифференциации, а также облегчает разрешение
противоречий между текущими и перспективными интересами административно-территориальной
общности в целом. Поскольку вопросы социальной справедливости и социальной
защиты находятся в фокусе общественного внимания (имеют высокий ранг в общественной повестке дня), то
социальная политика разрабатывается и осуществляется органами власти с учетом
общественного мнения и во взаимодействии с активными социальными и
политическими субъектами.
Таким образом, органы власти
одновременно действуют в политической, экономической, культурной и
информационной сферах.
-14-
Чтобы понять специфику деятельности
власти, рассмотрим более подробно содержание политической сферы.
Политика в целом – это деятельность
социальных субъектов по осознанию и представлению своих коллективных интересов,
по выработке обязательных для данной административно-территориальной общности
решений, которые должны осуществлять органы государственной власти и местного
самоуправления.
Содержанием политики являются
политические идеи, теории, идеологии, ценности, традиции, обычаи, стереотипы,
образы власти, нормы политического поведения, политический жаргон, программы
политических партий.
Политическая деятельность
воплощается в институтах государственной власти и местного самоуправления,
политико-правовых нормах, законах, институтах власти и борьбы за власть,
политических партиях, политических лидерах, элитах, группах интересов, формах
политического взаимодействия.
Политическая система функционирует
эффективно, если все ее компоненты функционально подогнаны друг к другу (не
противоречат друг другу), а граждане воспринимают ее как правильную
(справедливую).
Политическая деятельность как
множество взаимодействий политических субъектов, структур и институтов
протекает в открытой и “теневой” формах. Если в первом потоке социальные группы
и индивиды продвигают свои интересы, используя публичные формы политической
борьбы, то во втором – скрытые от широкой общественности методы, в частности,
лоббирование. Более того, активными участниками теневых процессов являются
публично не оформленные политические институты и центры власти.
-15-
Цели политической деятельности на
конкретном административно-территориальном уровне (государство, регион, район)
сводятся к следующему:
выявление
общих интересов участников социальной общности и постановка целей
перспективного развития административно-территориальной общности в целом;
обеспечение
взаимопонимания и эффективного взаимодействия участников
административно-территориальной общности;
мобилизация
ресурсов для достижения поставленных коллективных целей;
справедливое
распределение дефицитных ресурсов среди участников
административно-территориальной общности;
распределение
политических функций среди политических субъектов и выработка общих норм
взаимодействия;
предотвращение
и регулирование социальных конфликтов;
привлечение
граждан к участию в государственном управлении и местном самоуправлении.
-16-
Политическое поведение индивидов,
которые не являются политическими субъектами, варьируется от полного
безразличия до безудержной активности, например, в ходе протестных акций. Формы
этого поведения могут быть организованными и неорганизованными,
систематическими и периодическими, традиционными и нетрадиционными, легальными
и незаконными.
Социальные, национальные и
региональные общности для выражения и отстаивания своих интересов в отношениях
с властью и другими социальными группами формируют группы интересов, которые законными (публичными и непубличными) и
незаконными способами влияют на принятие властью управленческих решений.
Некоторые группы интересов со временем превращаются в политические движения и
партии со своими собственными идеологиями.
Любая политическая идеология представляет собой доктрину, которая
отражает точку зрения социальной группы на ход социально-политического
развития, оправдывает притязания представителей этой группы на обладание властью
и побуждает членов группы (и сочувствующих граждан) к действиям для достижения
заданных ею целей. Продвижение идеологии политических групп (партий и коалиций)
– это задача политических коммуникаций.
Коммуникативный аспект борьбы
политических субъектов за влияние на действующую власть и за голоса избирателей
– это не что иное, как конкуренция акторов с
пересекающимися аудиториями (общими целевыми группами).
-17-
В ходе непрерывных политических
кампаний политические субъекты предъявляют целевым группам свои идеологии (и
политические имиджи) в форме политических программ и лозунгов. Несмотря на
существенную медиатизацию политики, политическая коммуникация содержательнее массовой коммуникации, поскольку
включает в себя и непубличные формы взаимодействий (табл. 1).
Таблица 1.
Политические
коммуникации
Предвыборные коммуникации |
Электоральные коммуникации |
Коммуникации органов власти |
Лоббизм |
Персональные политические
коммуникации |
Депутатские коммуникации |
Партийные коммуникации |
Акторами политической коммуникации являются
политические субъекты (органы власти и высшие чиновники, депутаты и кандидаты в
депутаты, политические партии и их лидеры), государственные и корпоративные
информационные структуры, консалтинговые и рекламные агентства, средства
массовой информации, крупнейшие спонсоры, собственники средств массовой
информации и рекламодатели, референтные фигуры
и политически активные граждане.
Для планомерного достижения своих
целей политические субъекты формируют политическую
повестку дня как список проблем, которые должны решаться действующей
властью в приоритетном порядке. Чтобы попасть в этот список, проблема должна
соответствовать преобладающим политическим ценностям, иметь проверенную на
практике эффективную технологию своего решения, затрагивать интересы больших
групп граждан (согласно официальным оценкам или в силу объективных
обстоятельств), а также обладать рядом других признаков (табл. 2).
-18-
Таблица 2.
Повестки дня и
общественное мнение
Медиаповестка дня |
Политическая повестка дня |
Общественная повестка дня |
Редакционная политика СМИ
(информационный повод) |
Статистическое подтверждение
значимости проблемы |
Повседневные проблемы населения |
Новостной формат |
Политическая целесообразность и
инвестиции частных ресурсов |
Форс-мажорные обстоятельства (стихийные
бедствия и техногенные катастрофы) |
Требования технологического
процесса |
Апробированные технологии |
Социальные катаклизмы |
Общественное мнение |
С одной стороны, органы власти и
политические субъекты должны решать те проблемы, которые волнуют население и к
которым привлекают внимание СМИ, но с другой – у политиков есть свои
собственные интересы. Достаточно часто политики решают не те проблемы, которые
волнуют широкую общественность, а те, которые они рассматривают как выгодные
для них варианты инвестирования и преумножения имеющихся в их собственном
распоряжении ресурсов. Однако “приватизация” политической повестки дня в
долгосрочной перспективе неизбежно ведет к ухудшению экономической ситуации на
подведомственной территории, а также к росту общественного недовольства.
-19-
Для выявления актуальной
политической повестки дня конкретного органа власти необходимо составить список
тех вопросов, которые обсуждались органом власти в данный период времени,
осуществить их классификацию по укрупненным темам и произвести количественное
ранжирование этих тем. Совмещение повесток всех органов власти
(законодательных, исполнительных и представительных), которые функционируют на
данной территории, даст локальную политическую повестку дня как иерархический
список приоритетных вопросов для органов власти этой территории.
Сходным образом, но с некоторыми
отличиями, выявляется медиаповестка дня как ранжированный список тем,
которые рассматриваются распространяемыми на данной территории средствами
массовой информации как самые важные. Объектом исследования становятся все
публикации по укрупненным темам на
редакционных площадях (за исключением рекламных материалов) за конкретный
период времени.
Первое отличие состоит в том, что
при этом учитывается не только количество, объем (в квадратных сантиметрах и
минутах) и регулярность этих публикаций (сходные параметры характеризуют
компоненты политической повестки), но и социокультурная
оценка, которая приписывается авторами соответствующим социальным субъектам и
проблемам.
-20-
Содержание медиаповестки
дня тем ближе к политической повестке, чем более активно органы власти
взаимодействуют с журналистами. Эта корреляция достигает максимума в тех
масс-медиа, которые полностью контролируются властью, но никогда не достигает
единицы, поскольку любые СМИ вынуждены так или иначе
реагировать на общественную повестку дня
как ранжированный список вопросов, волнующих большинство жителей данной
административно-территориальной общности.
Если специфическим критерием для
включения вопроса в политическую повестку является статистическое подтверждение
значимости, а для средств массовой информации – соответствие новостному формату, то в общественную повестку
попадают, прежде всего, затруднения, с которыми сталкиваются жители в
повседневной жизни. Форс-мажорные
обстоятельства и социальные
катаклизмы в одинаковой степени привлекают внимание власти, СМИ и других
социальных субъектов.
Все три повестки “влияют” друг на
друга постольку, поскольку взаимодействуют формирующие их социальных субъекты.
Однако если политические субъекты в той или иной степени корректируют планы
своей деятельности с соответствие медиаповесткой, а
журналисты, рассматривая политиков как источники информации, интерпретируют их действия в своих
публикациях, то на повседневные проблемы жителей до поры до времени не обращают
внимания ни те, ни другие, поскольку первым нужна “статистика”, а вторым –
яркие события.
-21-
В то же время эффект “голубого экрана” вынуждает
индивидов, которые рассматривают СМИ как достоверные источники, вносить изменения
в свои картины мира и, в частности,
при расстановке собственных жизненных приоритетов ориентироваться на
интерпретации и оценки СМИ. Поскольку в гораздо меньшей степени общественная
повестка зависит от политической, политики вынуждены сотрудничать с
журналистами, чтобы посредством публикаций в СМИ влиять на общественное мнение.
В результате именно медиаповестка становится основой
для общественного мнения, которое
выражает себя не только в политическом поведении (участие в выборах,
референдумах, митингах, демонстрациях, забастовках), в создании групп
интересов, но и в виде стихийных слухов, которые, опять-таки, часто
подвергаются медиатизации. Однако
нельзя забывать о тех индивидах, которые либо располагают собственными
источниками, либо доверяют лидерам своих ценностных или функциональных групп.
Итак, средства массовой информации в
той или иной степени отражают общественную повестку дня, ибо журналисты тоже
сталкиваются с повседневными проблемами, и, в свою очередь, влияют на
формирование общественной повестки дня, а с ней – на общественное мнение и
политическое поведение. Следовательно, органы государственной власти и
политические субъекты при формировании политической повестки должны не просто учитывать общественную повестку, но и
активно участвовать в конструировании медиаповестки
дня (и, соответственно, в коррекции общественной повестки), что невозможно без
взаимодействия со СМИ.
-22-
Информационные и политические
субъекты зависят друг от друга, но вектор этой зависимости определяется
соотношением их ресурсов: чем влиятельнее конкретный политический субъект
(табл. 3), тем меньше он ориентируется на медиаповестку
и тем эффективнее воздействует на ее содержание, особенно если рассматривается
журналистами как ньюсмейкер.
Ресурсы социального
субъекта
Административные |
Биографические |
Интеллектуальные |
Информационные |
Личностные |
Лоббистские |
Организационные |
Репутационные |
Силовые |
Экономические |
Таким образом, если для политика СМИ
– это носитель его собственных сообщений (или один из каналов коммуникации с целевыми группами), то деятельность
политика для СМИ – это источник информационных поводов и сырье для публикаций.
-23-
Напомним, что СМИ уделяют внимание,
в первую очередь, тем событиям, которые воспринимают как информационные поводы
или освещение которых удовлетворяет их коммерческие или политические интересы.
Если событие и/или сообщение не соответствует конкретному новостному формату,
то вероятность появления в этом СМИ соответствующей публикации приближается к
нулю. В такой ситуации политики обвиняют журналистов в погоне за сенсациями, а
журналисты политиков – в демагогии. Однако интересы сторон действительно противоречат друг другу только тогда, когда между
ними существует ценностный конфликт,
т.е. конкретный журналист и конкретный политик имеют диаметрально
противоположные политические взгляды.
С учетом всех вышеперечисленных
обстоятельств органам власти и политикам следует активно взаимодействовать с
журналистами, решая тактические и стратегические проблемы. В первом случае
применяется “проблематизация
темы”, а во втором – установка медиаповестки дня.
Прежде чем рассматривать принципы и
технологии информационных кампаний органов власти, выясним, что же такое
социальные коммуникации в целом.
Вопросы и задания
1.
Эффективна
ли политическая система в КНДР, в США, во Франции? Аргументируйте свое мнение.
2.
Одна
из целей политики – справедливое распределение дефицитных ресурсов среди
участников административно-территориальной общности. Что это за ресурсы?
-24-
3.
Вспомните
акции протеста, которые проходили в вашем регионе за последние полгода.
Попробуйте составить матричное описание одной из них (проблема, организаторы,
цели, реальные действия, масштаб, результат и т.п.).
4.
Назовите,
как минимум, три местных группы интересов. Какими ресурсами они располагают,
кто входит в их состав, каковы их последние достижения?
5.
Чего
добиваются политические субъекты, а чего – экономические?
6.
Каким
образом проблема “попадает” в политическую повестку дня?
7.
Что
первично: политическая повестка, медиаповестка или
социальные проблемы?
8.
Как
связаны общественная повестка дня и общественное
мнение?
9.
Проанализируйте
одну местную газету за последний квартал. Какие события, субъекты и проблемы
вошли в медиаповестку этого издании?
10. Назовите, как минимум, три отличия
новостного формата телестанции от формата
еженедельной газеты.
-25-