ВСТУПЛЕНИЕ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Несколько упрощая, социальные субъекты в местном сообществе можно разделить на средства массовой информации, органы власти и “простых граждан”. У каждой из трех групп есть свое представление о том, что из происходящего важно, а что – нет, что главное, а что – второстепенное. Каждая группа по-своему смотрит на мир, поэтому три этих “повестки дня” не совпадают, а лишь пересекаются. Отсюда и многочисленные, порою иллюзорные, конфликты. Какими же критериями руководствуются социальные субъекты? Начнем со СМИ.

С одной стороны, СМИ призваны давать аудиториям так называемую “объективную картину мира”, тем самым обеспечивая общение власти и других влиятельных акторов с населением. Это их социальная миссия. Однако СМИ – это не бумага, телекамеры и диктофоны, а живые люди, которые имеют свои интересы и свое мнение о происходящем. Редакторы и журналисты смотрят на мир как на множество информационных поводов. Это их профессиональное кредо. Точно так же, как бизнесмены ищут во всем возможность заработать, люди искусства нацелены на самовыражение и продвижение своих эстетических вкусов, политики борются за увеличение объема власти.

-8-

Множество публикаций всех СМИ, которые распространяются на данной территории, за фиксированный промежуток времени составляет локальное медиа-пространство. Если удалить из этого объема рекламные материалы и все остальные публикации разбить по темам, то обнаружится первая десятка самых актуальных. Это и есть медиаповестка дня, т.е. множество проблем, которые de facto признаны СМИ злободневными, самыми важными с точки зрения редакций этих СМИ.

Возникает вопрос, насколько объективна картинка, предоставляемая аудиториям? Увы, журналисты, как и все остальные индивиды, видят мир сквозь собственные мировоззренческие фильтры. Известно, что беспристрастно регистрировать факты, не давая им оценку и не стремясь убедить аудитории в своей правоте, не могут даже физики-ядерщики. Тем более, что журналистов как личностей отличает обостренное желание рисовать свою картину мира и убеждать других в ее истинности. Самая крошечная публикация несет в себе какую-то идею, подтверждает или опровергает что-либо. А где выбор – там и сам “выборщик” со своими взглядами и мнениями. Так формируется медиаповестка.

Перейдем к локальной политической повестке дня, состоящей из вопросов, которые считаются местными органами власти на сегодняшний день самыми важными. Здесь другие критерии. Если считать миссией власти регулирование социально-экономического развития подведомственной территории, то первые кандидаты в повестку – те вопросы, масштаб которых подтверждается объективными статистическими исследованиями, т.е. они затрагивают интересы большого количества людей и в этом смысле являются социальными проблемами.

-9-

Если медиаповестка вычленяется из публикаций СМИ, то политическая – из протоколов рабочих заседаний органов власти. Обнаруживается, что туда входят еще какие-то вопросы, которые явно не относятся к первой категории и, возможно, даже доминируют. Они попали туда потому, что отвечают второму критерию – “выгодные инвестиции наличных ресурсов”.

Депутаты и чиновники, помимо легитимных властных полномочий, располагают еще собственными экономическими, политическими, личностными ресурсами и заинтересованы в том, чтобы производить регулярные обмены одних на другие. Имеется в виду не коррупция, а проблематизация тех вопросов, решение которых в масштабах подведомственной территории выгодно конкретным лицам.

В частности, существует абсолютно законная процедура – право законодательной инициативы. Конечно, инициаторы при этом опираются на опросы общественного мнения, инвестиционную привлекательность, поступления в бюджет и прочее. Дело только в пропорции: и первое, и второе необходимо и неизбежно, но нельзя допустить, чтобы “инвестиционные вопросы” перевесили “статистические”.

В общественную повестку дня попадает то, что волнует население в повседневной жизни: здоровье, образование, питание, работа, жилье. Часть этих вопросов относятся к числу социальных проблем, часть – становятся информационными поводами для СМИ (например, стихийные бедствия или техногенные катастрофы), а часть – никого, кроме конкретных жителей, не тревожит.

-10-

Таким образом, три повестки дня: общественная, политическая и медиаповестка – в принципе не могут совпадать. Они пересекаются, поскольку все субъекты друг с другом общаются.

Власть в той или иной степени ориентируется на мнения СМИ и включает в свою повестку самые выпуклые темы.

Журналисты воспринимают власть как ньюсмейкеров и в какой-то степени освещают часть политической повестки дня в своей интерпретации.

И власть, и СМИ живут на той же территории, что и простые граждане, тоже сталкиваются с повседневными проблемами и тоже пытаются их как-то решить.

Наконец, население получает по разным каналам сообщения о планах власти, прислушивается к журналистам и начинает рассматривать некоторые вопросы как проблемы.

В этом “взаимодействии повесток дня” заинтересованы все стороны, ибо расхождение чревато взаимным отчуждением и недоверием. Однако в первую очередь в СМИ нуждается власть, которая отвечает за социальную интеграцию. Итак, органы власти должны взаимодействовать с журналистами и широкой общественностью, чтобы эффективно выполнять возложенные на них гражданами социальные функции.

Но власть – ключевой компонент политической сферы, один из участников конкурентной борьбы, которая предполагает столкновения с политическими оппонентами. Значит, власти приходится использовать технологии рефлексивного управления, в число которых входит антипропаганда.

-11-

Антипропаганда – это вовсе не обязательно клевета, которая опасна с юридической точки зрения и неэффективна с социально-психологической. Как бы это парадоксально ни звучало, широкое использование органами власти технологий антипропаганды стало бы шагом вперед по сравнению с административными рычагами и снятием политических оппонентов с выборов по недостаточным основаниям, что воспринимается населением как злоупотребление.

При этом власть должна отдавать себе отчет в том, что на обеспечение “честных правил игры” потребуются значительные финансовые, организационные и, главное, интеллектуальные ресурсы. Так что старый лозунг “учиться, учиться и еще раз учиться!” становится сегодня еще более актуальным. Это и есть тема данной работы.

-12-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz