ВСТУПЛЕНИЕ
Несколько упрощая, социальные
субъекты в местном сообществе можно разделить на средства массовой информации,
органы власти и “простых граждан”. У каждой из трех групп есть свое
представление о том, что из происходящего важно, а что – нет, что главное, а
что – второстепенное. Каждая группа по-своему смотрит на мир, поэтому три этих
“повестки дня” не совпадают, а лишь пересекаются. Отсюда и многочисленные, порою
иллюзорные, конфликты. Какими же критериями руководствуются социальные
субъекты? Начнем со СМИ.
С одной стороны, СМИ призваны давать
аудиториям так называемую “объективную картину мира”, тем самым обеспечивая
общение власти и других влиятельных акторов с населением. Это их социальная миссия. Однако СМИ –
это не бумага, телекамеры и диктофоны, а живые люди, которые имеют свои
интересы и свое мнение о происходящем. Редакторы и журналисты смотрят на мир
как на множество информационных поводов. Это их профессиональное кредо. Точно
так же, как бизнесмены ищут во всем возможность заработать, люди искусства
нацелены на самовыражение и продвижение своих эстетических вкусов, политики
борются за увеличение объема власти.
-8-
Множество публикаций всех СМИ,
которые распространяются на данной территории, за фиксированный промежуток
времени составляет локальное медиа-пространство. Если
удалить из этого объема рекламные материалы и все остальные публикации разбить
по темам, то обнаружится первая десятка самых
актуальных. Это и есть медиаповестка дня, т.е. множество проблем, которые de facto признаны СМИ
злободневными, самыми важными с точки зрения редакций этих СМИ.
Возникает вопрос, насколько
объективна картинка, предоставляемая аудиториям? Увы, журналисты, как и все остальные
индивиды, видят мир сквозь собственные мировоззренческие фильтры. Известно, что
беспристрастно регистрировать факты, не давая им оценку и не стремясь убедить
аудитории в своей правоте, не могут даже физики-ядерщики. Тем более, что журналистов как личностей отличает обостренное желание
рисовать свою картину мира и убеждать других в ее истинности. Самая крошечная
публикация несет в себе какую-то идею, подтверждает или опровергает что-либо. А
где выбор – там и сам “выборщик” со своими взглядами и мнениями. Так
формируется медиаповестка.
Перейдем к локальной политической
повестке дня, состоящей из вопросов, которые считаются местными органами власти
на сегодняшний день самыми важными. Здесь другие критерии. Если считать миссией
власти регулирование социально-экономического развития подведомственной
территории, то первые кандидаты в повестку – те вопросы, масштаб которых
подтверждается объективными статистическими исследованиями, т.е. они
затрагивают интересы большого количества людей и в этом смысле являются
социальными проблемами.
-9-
Если медиаповестка вычленяется из
публикаций СМИ, то политическая – из протоколов рабочих заседаний органов
власти. Обнаруживается, что туда входят еще какие-то вопросы, которые явно не
относятся к первой категории и, возможно, даже доминируют. Они попали туда
потому, что отвечают второму критерию – “выгодные инвестиции наличных
ресурсов”.
Депутаты и чиновники, помимо
легитимных властных полномочий, располагают еще собственными экономическими,
политическими, личностными ресурсами и заинтересованы в том, чтобы производить
регулярные обмены одних на другие. Имеется в виду не коррупция, а
проблематизация тех вопросов, решение которых в масштабах подведомственной
территории выгодно конкретным лицам.
В частности, существует абсолютно
законная процедура – право законодательной инициативы. Конечно, инициаторы при
этом опираются на опросы общественного мнения, инвестиционную
привлекательность, поступления в бюджет и прочее. Дело только в пропорции: и
первое, и второе необходимо и неизбежно, но нельзя допустить, чтобы
“инвестиционные вопросы” перевесили “статистические”.
В общественную повестку дня попадает
то, что волнует население в повседневной жизни: здоровье, образование, питание,
работа, жилье. Часть этих вопросов относятся к числу социальных проблем, часть –
становятся информационными поводами для СМИ (например, стихийные бедствия или техногенные
катастрофы), а часть – никого, кроме конкретных жителей, не тревожит.
-10-
Таким образом, три повестки дня:
общественная, политическая и медиаповестка – в принципе не могут совпадать. Они
пересекаются, поскольку все субъекты друг с другом общаются.
Власть в той или иной степени
ориентируется на мнения СМИ и включает в свою повестку самые выпуклые темы.
Журналисты воспринимают власть как
ньюсмейкеров и в какой-то степени освещают часть политической повестки дня в
своей интерпретации.
И власть, и СМИ живут на той же
территории, что и простые граждане, тоже сталкиваются с повседневными
проблемами и тоже пытаются их как-то решить.
Наконец, население получает по
разным каналам сообщения о планах власти, прислушивается к журналистам и
начинает рассматривать некоторые вопросы как проблемы.
В этом “взаимодействии повесток дня”
заинтересованы все стороны, ибо расхождение чревато взаимным отчуждением и
недоверием. Однако в первую очередь в СМИ нуждается власть, которая отвечает за
социальную интеграцию. Итак, органы власти должны взаимодействовать с
журналистами и широкой общественностью, чтобы эффективно выполнять возложенные
на них гражданами социальные функции.
Но власть – ключевой компонент
политической сферы, один из участников конкурентной борьбы, которая
предполагает столкновения с политическими оппонентами. Значит, власти
приходится использовать технологии рефлексивного управления, в число которых
входит антипропаганда.
-11-
Антипропаганда – это вовсе не
обязательно клевета, которая опасна с юридической точки зрения и неэффективна с
социально-психологической. Как бы это парадоксально ни звучало, широкое использование
органами власти технологий антипропаганды стало бы
шагом вперед по сравнению с административными рычагами и снятием политических
оппонентов с выборов по недостаточным основаниям, что воспринимается населением
как злоупотребление.
При этом власть должна отдавать себе
отчет в том, что на обеспечение “честных правил игры” потребуются значительные
финансовые, организационные и, главное, интеллектуальные ресурсы. Так что
старый лозунг “учиться, учиться и еще раз учиться!” становится сегодня еще более
актуальным. Это и есть тема данной работы.
-12-