ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
Взаимодействие власти с народом во
все времена было и остается ключевой проблемой развития политических институтов
вне зависимости от того, какая политическая культура доминирует в конкретном
социуме. Даже диктаторские режимы предпочитают поддерживать хотя бы видимость
диалога со своими подданными, в той или иной мере опираясь на сложившиеся
традиции мировосприятия. Понятно, в демократическом обществе,
основы которого сейчас с таким трудом возводятся в России, этот вопрос выходит
на первый план. Пожалуй, нет такого органа государственного управления или
самоуправления, где не существовала бы специальная структура, предназначенная
информировать граждан о деятельности власти. Конечно же, этот первый опыт
нуждается в анализе и переосмыслении. Собственно говоря, предлагаемая вам книга
и представляет собой попытку подобного рода систематизации. Однако ее
содержание этим не ограничивается.
Ребром ставится вопрос о том, должна
ли власть, не уклоняясь от своих социальных функций, принимать активное участие
в политической борьбе. Проще говоря, допустимы ли технологии рефлексивного
управления по отношению к политическим оппонентам? Насколько мне известно, в
таком аспекте управление общественными отношениями как специфическая
деятельность рассматривается впервые. Принято считать, что цель “властного
пиара” – гармонизация общественных отношений, т.е. предупреждение и разрешение
социальных конфликтов за счет своевременного информирования граждан.
-5-
Однако ни для кого не секрет, что власть активно участвует в
избирательных кампаниях не только как их организатор и гарант, но и как
реальный политический субъект. А значит, вынуждена
вступать в политическое противоборство с другими субъектами, претендующими на
ее место в политической системе. Где конкуренция – там и борьба в
информационном пространстве, предполагающая по своей логике
как пропаганду, так и антипропаганду. Автор называет
этот последний аспект информационной кампании внешне парадоксальным термином
“конфликтные коммуникации”, которые в отличие от “кооперативных коммуникаций”
(в данном контексте это тоже авторский неологизм) нацелены на разрушение
взаимопонимания политических оппонентов с избирателями. Разумеется,
словосочетание “антипропагандистская кампания органа
власти” противоречит принципам политкорректности, но зато соответствует
реальной практике. А раз есть практика, значит, есть необходимость в ее
улучшении. В конце концов, информационные войны предпочтительнее
административных злоупотреблений и силовых акций, не так ли?
Впрочем, автор вовсе не призывает
власть поспешно хвататься за “информационную дубину”. Акцент, все-таки,
ставится на информационной профилактике и политическом просвещении.
-6-
Полагаю, что данная книга будет
полезна не только студентам, но и руководителям органов исполнительной и
законодательной власти, которым она поможет с неожиданной стороны взглянуть на
свою работу и, возможно, внести в нее некоторые коррективы. Нелегкого, но
приятного вам чтения!
Виктор Мохов,
доктор исторических наук, профессор,
зав. кафедрой государственного управления и истории
Пермского
государственного технического университета
-7-