1. МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

1.1. Описание проблемной ситуации

1.2. Предмет мониторинга и цели исследования

1.3. Инструментарий исследования и структура доклада

1.1. Описание проблемной ситуации

Мониторинг "Ксенофобия в молодежной среде", проведенный МХГ совместно с партнерскими организациями, в том числе Коалицией против ненависти (Coalition Against Hate) и международным Молодежным правозащитным движением (МПД), стал продолжением многолетней работы МХГ в сфере мониторинга ксенофобии и дискриминации в регионах России.

В последние годы становится все более актуальной такая малоизученная проблема, как ксенофобия среди молодежи, ведущая к созданию ультраправых групп и различным проявлениям нетерпимости: от "языка вражды" до преступлений ненависти. Питательной средой для развития таких группировок являются как в целом высокий уровень ксенофобии в обществе, так и ультраправые молодежные субкультуры, которые сегодня активно развиваются в России. Поскольку 2009 год объявлен Годом молодежи, молодежная политика стала приоритетной сферой в деятельности государственных органов. Поэтому в текущем году данный мониторинг представляется наиболее актуальным.

В настоящее время государственная политика в сфере профилактики ксенофобии в молодежной среде представлена либо межкультурными мероприятиями различного масштаба, либо "борьбой с экстремизмом" такими репрессивными методами, как введение "комендантского часа", и не учитывает в должной степени сложившуюся ситуацию и реальные угрозы, что приводит к новым преступлениям ненависти. Само понятие "экстремизм" трактуется в законодательстве так широко, что в последние годы эксперты отмечают многочисленные случаи неправомерного применения "антиэкстремистского" законодательства, когда речь идет не о предотвращении преступлений ненависти, а о преследовании инакомыслящих (политическую оппозицию, СМИ, общественные организации, религиозные группы и т.п.). Несмотря на повышенный интерес к неформальным молодежным движениям и сообществам, которые иногда подвергаются необоснованным гонениям (эмо, готы, ролевики и пр.), проблемы ультраправых молодежных субкультур и эффективности профилактики ксенофобии практически не изучены. Поэтому на сегодняшний день сложно говорить о том, каким образом следует скорректировать политику и практику деятельности государственных органов, ответственных за работу с молодежью, образовательных учреждений, правоохранительных органов и общественных организаций, чтобы данная ситуация начала меняться к лучшему.

Для решения данной проблемы был предложен подобный экспериментальный мониторинг и разработан инструментарий, учитывающий, с одной стороны, опыт МХГ в сфере мониторинга ксенофобии, а с другой – опыт МПД, которое много лет занимается противодействием ксенофобии в молодежной среде совместно с другими гражданскими и молодежными объединениями, государственными органами Российской Федерации различного уровня, молодежным директоратом Совета Европы и другими партнерами.

-6-

Изучением ксенофобии в молодежной среде с правозащитной точки зрения практически никто не занимался. Есть отдельные исследования, посвященные наци-скинхедам, В. Шнирельмана, В. Лихачева. В 1990-х и начале 2000-х годов этой темой занимались специалисты центра "Панорама"[1]. Также известны работы С. Беликова, который является экспертом Московского бюро по правам человека (МБПЧ) по вопросам неонацистской молодежной субкультуры и одновременно активистом радикальной националистической партии "Народный союз"[2]. Сегодня крупнейший исследовательский центр, который занимается проблемами национализма и преступлений ненависти в России, информационно-аналитический центр "СОВА", не выделяет молодежь в отдельную категорию и оперирует термином "ультраправые" в целом[3]. Изучением ксенофобии в молодежной среде с социологической точки зрения занимался ульяновский научно-исследовательский центр "Регион" в рамках проекта "ПОКОЛЕНИЕ.NET" в 2005–2007 годах[4]. В частности, партнерами центра изучались неформальные субкультуры, государственная политика в сфере профилактики экстремизма, проблема соотношения ксенофобии и экстремизма. Однако эти исследования не нашли отражения в деятельности неправительственных организаций и политики государственных органов, оставшись достоянием академических кругов. В 2006–2007 годах отдел социологии молодежи Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН в рамках проекта "Экстремизм в российской молодежной среде" (руководители – член-корреспондент РАН М. Горшков и доктор социологических наук Ю. Зубок) провел серию исследований по данной тематике, в том числе всероссийское социологическое исследование "Отношение к экстремизму в молодежной среде", всероссийское исследование "Экстремистские проявления в молодежных движениях" и экспертный опрос. Результаты этих исследований учитываются при разработке государственной молодежной политики. В процессе исследования изучалось "состояние экстремальности молодежного сознания"[5], что связано с очень широким пониманием экстремизма как комплексного явления, затрагивающего политическую, экономическую, социальную, религиозную и другие сферы жизнедеятельности общества. Вследствие такого подхода проблеме ксенофобии в молодежной среде как таковой в этом проекте уделено очень незначительное место, отдельно рассматриваются такие показатели, как уровень экстремальности в отношении молодежи к мигрантам, другим религиям и национальностям.

Вопросами научной проработки проблем противодействия молодежному экстремизму занимаются четыре научно-исследовательских центра Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, которыми за 2006–2008 годы были подготовлены 15 материалов, включая аналитические обзоры, лекции, доклады, статьи, монография и материалы научно-практических конференций и круглых столов по рассматриваемой проблематике. Среди них аналитический обзор "Проблемы профилактики органами внутренних дел преступлений со стороны подростковых формирований экстремистской направленности" и публикация "Результаты исследования проблем молодежного экстремизма и предложения по его предупреждению"[6].

-7-

Следует отметить, что в ходе проведения мониторинга два региональных партнера проекта подверглись давлению. В одном случае со стороны неонацистов, которые выражали недовольство изучением проблемы "правой сцены" в Ростове-на-Дону[7]. Во втором со стороны региональных СМИ и властей Краснодарского края за то, что в публичном пространстве поднимаются проблемы ксенофобии и сложности межнациональных отношений[8]. По нашему мнению, такой уровень небезопасности работы с этой темой лишний раз подтверждает остроту поднятой проблемы.

1.2. Предмет мониторинга и цели исследования

Предметом мониторинга являются следующие явления:

*        политика государственных органов в сфере профилактики ксенофобии в молодежной среде,

*        влияние деятельности государственных органов на распространение ксенофобии,

*        различные формы проявления ксенофобии в молодежной среде,

*        субкультуры наци-скинхедов и иные субкультуры, которые характеризуются высоким уровнем ксенофобии и расизма,

*        "правая сцена" в России и ее влияние на распространение ксенофобии в молодежной среде,

*        "околофутбол" и его влияние на распространение ксенофобии в молодежной среде.

Цели исследования:

*        анализ политики государственных органов, ответственных за работу с молодежью, в сфере профилактики ксенофобии с учетом текущего уровня ксенофобии и активности радикально националистических молодежных субкультур;

*        привлечение внимания к проблеме различных проявлений ксенофобии в молодежной среде;

*        выработка рекомендаций для государственных органов и общественных объединений по профилактике ксенофобии в молодежной среде.

1.3. Инструментарий исследования и структура доклада

Мероприятия мониторинга проводились в 21 регионе Российской Федерации, в том числе в республиках Башкортостан, Бурятии, Дагестан, Карелии, Коми, Марий Эл, Краснодарском и Красноярском краях, в Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Пензенской и Самарской областях, а также городах Москва и Санкт-Петербург.

Сроки мониторинга – апрель–сентябрь 2009 года, однако работа государственных и статистика правоохранительных органов оценивались как за второе полугодие 2008 года, так и за первое полугодие 2009 года.

В инструментарий исследования входят:

-8-

1)       Нормативные акты:

*       тексты региональных программ, отражающих молодежную политику и политику в сфере профилактики ксенофобии, а том числе, организацию преподавания предметов, связанных с религиозной тематикой.

2)       Ответы на запросы в государственные органы:

*       запросы в судебный департамент, прокуратуру, региональные органы, ответственные за молодежную политику и за политику в сфере образования.

3)       Материалы СМИ:

*       данные о националистических организациях в регионе (возрастной состав, роль молодежи в деятельности этих объединений),

*       данные о концертах ультраправых групп в регионе,

*       данные об "околофутболе" в регионе,

*       данные о реализации государственной политики по профилактике ксенофобии в регионе,

*       данные о преступлениях ненависти и проблеме ксенофобии среди молодежи в регионе.

4)       Интернет-ресурсы (сайты националистических организаций в регионе, блогосфера, социальные сети):

*       данные о националистических организациях в регионе (возрастной состав, роль молодежи в деятельности этих объединений),

*       данные о "правой сцене" в регионе (наличие, принципы функционирования, представители, аудитория, распространение материалов и символики – дисков, футболок, журналов и т.д.),

*       данные об "околофутболе" в регионе (региональные фанатские группы, политические взгляды, активность, распространение материалов и символики – дисков, футболок, журналов и т. д.),

*       данные о реализации государственной политики по профилактике ксенофобии в регионе,

*       данные о преступлениях ненависти и проблеме ксенофобии среди молодежи в регионе.

5)       Экспертные интервью:

*       оценка уровня и проявлений ксенофобии в молодежной среде,

*       оценка государственной политики в сфере профилактики ксенофобии и деятельности общественных объединений в этой сфере,

*       рекомендации по изменению ситуации.

6)       Опросы и анкетирования:

*       опрос по методике Богардуса,

*       анкетирование "Толерантность в образовании".

7)       Наблюдение за ситуацией в регионах:

*       сбор данных о распространении "символов вражды" в регионе,

*       данные о деятельности ультраправых молодежных группировок в регионе,

*       данные о распространении "правой сцены" и "околофутбола" в регионе.

8)       Помимо этого, источниками в ряде случаев были следующие институции:

а)       органы профилактики и борьбы с правонарушениями:

*        региональные управления внутренних дел;

*        комиссии (комитеты) по делам несовершеннолетних;

-9-

*        региональные центры по борьбе с экстремизмом;

*        региональные управления ФСБ;

б)      консультативные и совещательные органы:

*       молодежные парламенты / правительства (обычно при представительных органах власти региона);

*       координационные советы / "круглые столы" молодежных общественных организаций;

*       советы по делам иностранных учащихся (если есть).

Структура доклада отражает полученные в ходе мониторинга результаты. Во второй главе представлена информация о различных проявлениях ксенофобии в молодежной среде, к которым мы относим формы проявления враждебности к "другим", в первую очередь, определяемым в расовых, этнических и религиозных терминах, которые связаны либо с преступлениями против личности, либо с распространением / публичной пропагандой идей ненависти. В главе рассматриваются социальная дистанция (по шкале Богардуса) в молодежной среде, приводится официальная статистика преступлений на почве ненависти, совершенных молодыми людьми, и краткий анализ такого распространенного проявления ксенофобии и ненависти, как "символы вражды".

В третьей главе представлена попытка сформулировать проблему продвижения ксенофобии и расизма через субкультурные каналы и наметить возможные способы и методы противодействия этому явлению.

Четвертая глава посвящена обзору молодежной политики и тому месту, которое уделяется проблеме ксенофобии в работе с молодежью. В том числе, особым предметом нашего интереса стало отражение противодействия ксенофобии в ходе реализации Года молодежи и в рамках программ по патриотическому воспитанию и профилактике экстремизма. Небольшой раздел посвящен проблеме реализации свободы совести и духовно-нравственному воспитанию молодежи (на примере практики преподавания курса "Основы православной культуры" в школах России).

В пятой главе приводятся общие выводы по итогам мониторинга и формулируются рекомендации государственным органам, общественным объединениям и международным организациям, которые работают в сфере профилактики ксенофобии.

-10-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека



[1] Самое полное исследование по этой тематике см.: Лихачев В. Нацизм в России. М.: Центр "Панорама, 2002.

[2] Подробнее см.: Кожевникова Г., Шеховцов А. и др. Радикальный русский национализм: Структуры, идеи, лица. М.: Центр "СОВА", 2009. С. 37–49.

[3] См. последний доклад центра "СОВА": Кожевникова Г. Лето 2009: Ультраправые и государство – позиционная война / Центр "СОВА". URL: http://xeno.sova-center.ru/29481C8/DCFD94A

[4] Сайт проекта "ПОКОЛЕНИЕ.NET" – http://www.regioncentre.ru/generation

[5] Чупров В., Зубок Ю. Молодежный экстремизм / ВЦИОМ. 2009 17. февр. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11434.html?no_cache=1&cHash=136a6a6961 (дата обращения 01.02.2010).

[6] По материалам сайта ВНИИ МВД России (http://www.vnii-mvd.ru).

[7] См.: Слепцова Е. Игры с огнем // Наше время, 2009. 23 июля. № 237. URL: http://ourt.ru/rubrika2.php?row_id=7435; Уракчеева Ю. Русь любить не запретишь // Город N. 2009. 1 сент. № 33. URL: http://gorodn.ru/archive/842/5_1.htm.

[8] См.: Бойцов В. Пора заканчивать клоунаду / Кубанские новости. 2009. 30 сент. № 166(4529). URL: http://www.kubnews.ru/2009/09/30/pora-zakanchivat-klounadu.html.

Hosted by uCoz