ПРЕДИСЛОВИЕ

к содержанию ►►

в раздел библиотека

Совсем еще недавно, казалось бы, мы бежали навстречу почтальону, чтобы забрать толстую пачку газет и журналов, которая просто не влезала в почтовый ящик. Потом, уже в перестроечные времена, то и дело ремонтировали его замки, потому что воры-интеллектуалы регулярно крали «Московские новости», «Огонек» и другие издания. Теперь почтовые ящики в подъездах почти пусты, а дверки их распахнуты настежь. Оттуда сыплются на пол только листочки рекламы... Что-то произошло в отношениях прессы и граждан.

Объяснения этому не лежат на поверхности. То, что произошло, имеет свою историю, глубокие корни. Представляется интересным и важным проследить, когда и почему в прессе начались перемены и как это связано с переменами в обществе. Как взаимодействовала пресса с общественным сознанием и влияла на окружающий нас социальный мир. Чем была и чем стала в результате наша печать и хорошо это или плохо – то, что с ней произошло. Ответить на эти вопросы необходимо для лучшего понимания общества,  в котором живем.

Пресса в обществе. Пресса – сознание – социальный мир. Так мы сформулировали  для себя тему исследования и тему книги, подготовленной на его основе. Период – от конца 50-х до наших дней. Основание для такого выбора – в том, что во времена оттепели, после критики культа личности Сталина, впервые в истории советского государства в необычайно широких слоях общества возникло сомнение относительно его устройства. Пробудилась и потребность поиска лучших путей в будущее. С этим связаны и перемены в печати. Они, однако, не стали непрерывным процессом. Нами пережиты и времена «заморозков». И все же конец столетия совпал с завершением того этапа перестроечно-реформаторской эпохи, когда интересующий нас процесс трансформации общества и прессы если не привел их еще к некоему новому устойчивому состоянию, то прошел кульминацию.

Развитие прессы как социального института интересно прежде всего содержательной стороной. Это в какой-то части, причем очень важной, – история идей, история общественной мысли, которая не только находила отражение в печати, но и стимулировалась ею. Нас эта сторона процесса интересовала прежде всего.

А вместе с тем – и перемены в функциях прессы. Основные ее функции хорошо известны. Прежде всего это информация, коммуникации, необходимые для жизни современного социума как, скажем, кислородный обмен для любого организма. Пресса непосредственно причастна к тому, что социологи называют социальным действием. Она конструирует образы социального мира и так или иначе внедряет эти образы в сознание своей аудитории. Но «если люди конструируют социальное пространство определенным образом, то эти конструкции реальны по своим последствиям», – так формулируется известная «теорема Томаса», одного из видных американских социологов 30-х годов.

В периоды значительных социальных потрясений и преобразований обнаруживает себя еще одна функция прессы, постоянно присутствующая, но в такие вот моменты проявляющая себя как обостренная общественная потребность.

Обратим внимание на сигналы социологов, социальных психологов, всех обществоведов, которые фиксируют в моменты крупных социальных потрясений растерянность и фрустрации, утрату четкости ориентиров и разрывы в социальных контактах, а отсюда – резкие смены в поведении граждан и подчас его неадекватность. Хотя и в различной степени, это проявилось в связи со смертью Сталина, затем – с осуждением его культа, во время последующих смен власти и реформ, особенно с началом горбачевской перестройки и крутых поворотов в политике ельцинской поры. Взрыв всей социальной материи восьмидесятых-девяностых годов, смена, да еще и не одна, едва ли не всех общественных оценок прошлого и явлений настоящего, самих критериев этих оценок, касающихся общественного устройства, политики, собственности, отношений людей в производстве и в быту – все это можно охарактеризовать емкой шекспировской фразой: «Распалась связь времен». Суть в том, что если рушатся представления о прошлом, как следствие рушатся и представления о будущем. Возникает потребность как бы в новой идентификации личности, самоопределении каждого в этом быстро меняющемся мире, поиск своей группы, «наших». А вместе с тем – потребность в образовании новых солидарностей ради совместного активного действия, чтобы устроить мир вокруг себя, весь социальный мир в максимально возможном соответствии со своими интересами и представлениями. Как это происходит? Какую роль в этом процессе играет пресса в качестве общественного организатора?

Глобализация всех общественных процессов заставляет задуматься, почему тема воздействия печати, а также других средств массовой информации на сознание людей, а конкретнее – на рождение и развитие социальных движений, на политику партий и государства привлекает внимание общественности во всех странах и обретает некое новое звучание. Выходят книги (в основном за рубежом), публикуются статьи, в которых выражается озабоченность огромным  влиянием СМИ на судьбы общества. Они сменяют правительства и министров, создают условия для карьеры тех или иных публичных политиков, манипулируют массовым сознанием во время выборов и иных кампаний, вмешиваются в личную жизнь граждан настолько, что ставится вопрос: как должны соотноситься права прессы и права человека? СМИ называют «четвертой властью». Вместе с тем западное общество озабочено их деонтологизацией. Их свобода, за которую долго и упорно боролись, стала проблемой. Она, если судить по непрерывным атакам на прессу, актуальна и для нас. Какие, однако, она обрела особенности в России?

Оговоримся, что в книге не рассматривается роль и деятельность всех средств массовой информации. Предмет нашего внимания – именно пресса. Радио, телевидение, информационные агентства, Интернет достаточно специфичны в смысле и роли, и функций, и форм работы. К тому же именно печать во второй половине уходящего века претерпела столь серьезную трансформацию, причем особенно стремительную в России, что сегодня исследователи говорят о ее небывалом расцвете, а вместе с тем – о том, что «печатная пресса», если употребимо такое тавтологическое выражение, обречена на исчезновение. Последнее связывается, в частности, с развитием аудиовизуальных средств информации. Несомненно: возросшая конкуренция с ними вносит нечто новое в жизнь прессы, и вот с этих позиций в книге в какой-то мере рассматриваются и СМИ в целом.

В поле нашего зрения и проблемы восприятия читателями тех импульсов, что идут от прессы, а также вопросы обратной связи.

Особый вопрос – о союзе науки и прессы. С тех пор, как ученые стали все больше обращаться к периодической печати, не только научной, но и общеполитической, стремясь быстрее донести до широких слоев населения свои идеи и воздействовать на политические, экономические, социальные процессы, а печать – охотно публиковать их статьи, вопрос о возможностях, о потенциале такого союза стал актуальным. Интересен прежде всего такой парадокс: почему уже длительное время в печати идут широкие дискуссии с участием научных сил о средствах развития экономики, о совершенствовании демократии и т.д., но раз за разом приходится констатировать, что приняты не самые удачные решения, а самое нужное не сделано, что избраны не лучшие пути в будущее, а лучшие предложения отвергнуты, и «получилось как всегда».

В последние годы упорно высказывается мысль о необходимости новой социальной доктрины или национальной идеи, которые могли бы объединить и направить к единой цели усилия всего народа. Но способны ли в принципе наука и пресса, действуя в союзе, хотя бы корректировать общественное развитие, а если уж по максимуму – открывать новые пути и способствовать лучшему выбору?

Начало обновления прессы, хотя оно и связано с оттепелью,  мы датируем не 1956 годом, то есть не годом ХХ съезда. Перемены в печати, как,  впрочем, и в других общественных сферах, не наступили немедленно после него. Напротив, здесь наблюдается значительный временной лаг. Только в 1959 году волна обновления пошла от Пушкинской площади, где находится редакция газеты «Известия», и распространилась на всю страну. Поэтому мы предлагаем свою периодизацию сорокалетней истории нашей прессы.

Годы: 1959–1964. Это время от прихода в «Известия» А.И. Аджубея, в короткий срок изменившего содержание и облик этой газеты, с чего начались перемены и во всей советской печати, – до октябрьского пленума ЦК КПСС, положившего конец одной эпохе, эпохе оттепели, и начало другой, связанной уже с иными целями и мотивами общественной деятельности.

1964–1968. Это годы, когда в центре общественного внимания и, естественно, прессы оказались назревшие экономические реформы, а по сути – попытки совершенствования социализма, предпринятые почти одновременно в ряде стран «социалистического лагеря». Пресса готовила их задолго до официальных решений. Завершает этот этап ввод войск в Чехословакию и подавление Пражской весны, что сказалось на всей печати, на всей ее тематике и на судьбе многих журналистов.

1968–1972. Это период противоборства инерции реформаторства и торможения реформ, сопротивления им со стороны утвердившегося у власти «нового класса» (М. Джилас). Конечный рубеж этого периода достаточно условен, граница здесь несколько размыта, но именно в 1972–1973 годах власти переходят к открытым репрессиям по отношению к журналистам, литераторам, интеллигенции вообще. Знаменательным событием стал разгон редколлегии «Нового мира» во главе с А.Т. Твардовским в 1970 году.

1972–1985. Откат, глухой застой в обществе и прессе. Вынуждены покинуть редакции «Правды», «Известий», других газет многие журналисты, определявшие лучшие черты этих изданий. Большинство газет и журналов деградирует. Быстро развивается пресса андеграунда. Конец периода связан с восхождением на вершину власти М.С. Горбачева, положившего начало реформам в обществе и эпохе гласности.

1985–1993. Само провозглашение перестройки почти сразу влечет за собой перемены в прессе, гласность – главное реальное завоевание этих лет. Но конечный рубеж мы определяем не по таким событиям, как распад Советского Союза, уход Горбачева с поста президента, а по новым изменениям именно в прессе. Партийно-советская печать завершает свое существование в 1992-1993 годах, нарождающийся рынок кардинально меняет требования и к содержанию изданий, и к их коммерческой политике. Начинается трудное самоутверждение новой прессы.

1993–2000. Это время, когда «расцветают все цветы». Многие промышленно-финансовые группы покупают или создают свои средства массовой информации. Новая пресса живет полнокровной жизнью и... ожидает своего конца: будет ли она нужна олигархам в обществе, которое после выборов президента и думы вновь претерпевает перемены?

Сама тема книги предопределила сотрудничество в ее создании журналистов и социологов, ученых-обществоведов, работавших или регулярно выступавших в тех изданиях, которые способствовали движению демократической мысли. Мы обратились к известным публицистам, редакторам и ученым с просьбой ответить на несколько основных, общих для всех вопросов «о времени и о себе». Эти интервью дают возможность проследить развитие интересующих нас общественных процессов. Не безразлично объективистские, не холодно отрешенные, они пронизаны собственными переживаниями авторов и связаны с судьбами других людей. Беспристрастность, справедливо возведенная в ранг едва ли не высшего научного принципа, в социальных науках, да еще в столь бурную пору, как наша, пожалуй, и невозможна. А оценки времен и событий людьми, их прожившими и пережившими, если эти оценки взвешены и строги, обладают особой убедительностью и вместе с тем позволяют увидеть происшедшее, саму историю как бы стереоскопично.

Спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу.

Книга содержит и раздел документов, подтверждающих достоверность изложенного в интервью, добавляющих весомости выводам и вместе с тем передающих атмосферу своих времен, их особые штрихи и краски. Публикация тех документов, которые обнародуются впервые, имеет, разумеется, самостоятельную ценность.

А. Волков, М. Пугачева, С. Ярмолюк

к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz