Раздел IV
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
14.2.
Государственная информационная политика в условиях
информационно-психологической войны
14.3.
Отрасли государственной информационной политики в условиях
информационно-психологической войны
14.4.
Государственная система информационного противоборства
14.5.
Противодействие информационно-психологической агрессии (войне) на ранних
стадиях
14.7.
Информационно-психологическая борьба в условиях информационно-психологической
войны
Данная глава содержит концепцию
государственной информационной политики в условиях угрозы использования
иностранными государствами и иными участниками противоборства арсенала сил,
средств и методов информационно-психологической войны в политических целях,
разработка которой является одной из задач данного научного исследования.
14.1.
Концепция государственной информационной политики в условиях
информационно-психологической войны
Государственная информационная
политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны
является составной частью государственной информационной политики в части,
касающейся деятельности системы федеральных органов государственной власти по
достижению национальных интересов Российской Федерации и обеспечению
информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в
условиях непосредственной угрозы развязывания государствами-участниками
информационного противоборства крупномасштабной информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической войны) в отношении Российской
Федерации.
Концепция государственной политики в
условиях информационно-психологической войны
включает в себя цели, задачи, принципы и основные направления
деятельности государства по противодействию угрозам государственным интересам и
безопасности Российской Федерации, связанным с использованием иностранными
государствами и иными участниками информационного противоборства особо опасных
агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – операций
и мероприятий информационно-психологической войны.
Цель концепции – определение целей,
задач, принципов и направлений, сущности и содержания информационного
противоборства в условиях формирования информационного общества, изменения
сложившейся в индустриальном обществе устойчивой геополитической картины мира в
результате определения информационным обществом новых приоритетов
геополитической конкуренции и распространения практики использования методов
информационно-психологической войны в качестве основного инструмента достижения
политических целей.
-349-
Основные задачи концепции:
определение
сущности и содержания государственной информационной политики, ее целей, задач,
принципов и основных направлений в условиях информационно-психологической
войны;
классификация
отраслей и способов реализации государственной информационной политики в
условиях информационно-психологической войны по родовым объектам
информационного противоборства;
определение
сущности, содержания, целей, задач и основных функций государственной системы
информационного противоборства в условиях информационно-психологической войны и
в угрожаемый период;
определение
организационных принципов деятельности государственной системы информационного
противоборства по предупреждению, выявлению и пресечению операций
информационно-психологической войны на ранних стадиях;
определение
организационных принципов реагирования на внезапно выявленные операции (акции,
мероприятия) информационно-психологической войны;
определение
основных направлений правового обеспечения деятельности
государственной системы информационного противоборства в условиях
информационно-психологической войны и в угрожаемый период;
практические
рекомендации по формированию системы государственной информационной политики в
особых условиях.
Правовую базу государственной
информационной политики в условиях информационно-психологической войны
составляют Конституция Российской Федерации, Европейская конвенция о защите
основных прав человека, Устав Всемирной организации здравоохранения,
федеральное законодательство, другие нормативные правовые акты, регулирующие
отношения в области обеспечения информационно-психологической безопасности
Российской Федерации.
Концепция
государственной информационной политики в условиях
информационно-психологической войны развивает и конкретизирует положения Основ
государственной политики в области обеспечения информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
применительно к защите национальных интересов Российской Федерации в
информационной сфере от угроз, связанных с использованием иностранными
государствами и другими субъектами информационного противоборства особо опасных
агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – мероприятий и
операций информационно-психологической войны.
-350-
14.2.
Государственная информационная политика в условиях
информационно-психологической войны
Государственная информационная
политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны
представляет собой деятельность системы федеральных органов государственной
власти по противодействию акциям (мероприятиям) внешней
информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической
войны, направленным против Российской Федерации.
Цели государственной информационной
политики в условиях информационно-психологической войны:
противодействие
угрозам информационно-психологической безопасности личности, общества и
государства, связанным с использованием иностранными государствами и другими
участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм
внешнего информационно-психологического воздействия – мероприятий и операций
информационно-психологической войны;
достижение
национальных интересов Российской Федерации в информационной
(информационно-психологической) сфере в условиях информационно-психологических
конфликтов высокой степени агрессивности;
обеспечение
реализации положений государственной информационной политики Российской
Федерации в условиях информационно-психологических конфликтов высокой степени
агрессивности.
Государственная информационная
политика в условиях информационно-психологической войны основывается на
следующих принципах:
законности;
соблюдения
и баланса интересов личности, общества и государства;
открытости
(т.е. в процессе реализации федеральными органами государственной власти и
общественными организациями деятельности по обеспечению
информационно-психологической безопасности Российской Федерации предполагается
информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных
законодательством Российской Федерации);
приоритетности
национальных интересов Российской Федерации.
Основные направления государственной
информационной политики в условиях угрозы использования иностранными
государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил,
средств и методов информационно-психологической войны в политических целях:
формирование
государственной системы противодействия акциям информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической войны (государственной
системы информационного противоборства);
-351-
правовое
обеспечение деятельности государственной системы информационного
противоборства;
координация
деятельности негосударственных организаций в информационно-психологической
сфере в интересах противодействия акциям и информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической войны;
международное
сотрудничество в сфере организации противодействия акциям и
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны.
В системе государственной
информационной политики в особых условиях государство в процессе реализации
своих функций по обеспечению информационно-психологической безопасности
Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии
(войны) выполняет следующие задачи.
1.
В
рамках реализации основных положений государственной информационной политики:
организует
и проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз
информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях
использования иностранными государствами и другими участниками информационного
противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего
информационно-психологического воздействия – мероприятий и операций
информационно-психологической войны;
разрабатывает
меры и механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности
Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии
(войны) или в процессе ее отражения;
организует
работу законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти по реализации комплекса мер, направленных на
предотвращение, парирование и нейтрализацию угроз информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, связанных с использованием иностранными
государствами и другими участниками информационного противоборства мероприятий
и операций информационно-психологической войны, а также деятельность по осуществлению
правосудия;
организует
взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с общественными
организациями и гражданами в процессе выявления угроз
информационно-психологической безопасности Российской Федерации и определения
правовых механизмов противодействия этим угрозам;
-352-
осуществляет
контроль деятельности федеральных органов государственной власти по реализации
государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности
Российской Федерации;
поддерживает
законную деятельность общественных объединений в области противодействия
угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а
также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и
государственного контроля деятельности средств массовой информации.
2.
В
рамках деятельности государственной системы информационного противоборства в
особых условиях:
разрабатывает
официальную концепцию противоборства в информационно-психологической сфере
(информационного противоборства);
в
соответствии с положениями официальной концепции формирует общегосударственную
систему информационного противоборства;
разрабатывает
и реализует планы проведения активных информационно-психологических операций и
мероприятий;
организует
деятельность по противодействию акциям и мероприятиям
информационно-психологической агрессии, операциям информационно-психологической
войны на ранних стадиях;
организует
деятельность государственной системы органов власти по быстрому реагированию на
внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии
(войны) и иные угрозы национальной безопасности;
организует
деятельность по формированию государственной системы обороны в случае
развязывания иностранными государствами в отношении Российской Федерации информационно-психологической
войны, организует формирование специальных сил информационно-психологических
операций и обучение их новейшим методам ведения информационно-психологической
войны, организует разработку новейших видов наступательного и оборонительного
информационного оружия и оснащение ими подразделений сил ведения
информационно-психологической войны;
организует
регулирование участия СМИ и МК (в том числе – в форме цензуры или
информационной блокады), транснациональных информационно-телекоммуникационных
корпораций и виртуальных социальных сообществ в информационном противоборстве в
информационно-психологическом пространстве государства;
организует
деятельность по оценке и локализации наносимого внешней
информационно-психологической агрессией (войной) ущерба и по восстановлению
оборонного потенциала в информационно-психологической сфере;
-353-
пресекает
противоправную деятельность общественных организаций и религиозных объединений,
способствующих реализации планов внешней информационно-психологической агрессии
(войны);
обеспечивает
представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных
организациях, определяет объем и формы участия органов государственной власти в
деятельности международных организаций и реализации международных программ по
противодействию использования акций (мероприятий) информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической войны в качестве методов
информационной борьбы, участвует в создании систем и механизмов коллективной
(международной) безопасности в информационно-психологической сфере.
3.
В
рамках деятельности по правовому обеспечению системы информационного
противоборства:
разрабатывает нормы федерального законодательства, дающие
юридическую квалификацию акциям (мероприятиям) информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической войны, относящие их к
противоправным деяниям, устанавливающие степень их социальной опасности и объем
ответственности физических лиц за организацию, подготовку, совершение и
пособничество в совершении этих деяний;
участвует
в разработке норм международного права, устанавливающих международную
ответственность государств-агрессоров;
уточняет
перечень и составы правонарушений, связанных с организацией, подготовкой и
исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и
операций информационно-психологической войны;
разрабатывает
механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам
противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями (мероприятиями)
внешней информационно-психологической агрессии и операциями
информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий
этих противоправных действий;
разрабатывает
нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного
разбирательства, разработку составов правонарушений с учетом специфики
уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и
включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы,
в законодательство Российской Федерации о государственной службе.
-354-
14.3.
Отрасли государственной информационной политики в условиях
информационно-психологической войны
В информационно-психологическом
пространстве наиболее опасными факторами, оказывающими деструктивное
воздействие на систему социальных, политических, психологических отношений
общества, являются:
тайное
внешнее управление системой социальных, политических, психологических отношений
(манипулятивное принуждение);
информационно-психологическая
агрессия;
информационно-психологическая
война.
В этих условиях в системе
государственной информационной политики – деятельности по обеспечению
информационно-психологической безопасности социальной, политической,
психологической системы общественных отношений в условиях комплексного
воздействия различных внешних и внутренних факторов можно отдельно
рассматривать следующие отрасли:
государственная
информационная политика в условиях внешнего тайного манипулятивного
управления, т.е. обеспечение такого состояния системы социальных, политических,
психологических отношений общества, в котором система способна успешно,
устойчиво и непрерывно развиваться в условиях применения субъектами
информационного противоборства по отношению к системе технологий тайного манипулятивного управления;
государственная
информационная политика в условиях информационно-психологической агрессии т.е. обеспечение такого состояния системы
социальных, политических, психологических отношений общества, в котором система
способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях
информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного
противоборства;
государственная
информационная политика в условиях информационно-психологической войны, т.е.
обеспечение такого состояния системы социальных, политических, психологических
отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно
развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками
информационного противоборства арсенала сил, средств и методов
информационно-психологической войны в политических целях.
Родовыми объектами
информационно-психологической войны являются:
система
социальных отношений информационного общества;
система
политических отношений информационного общества;
система
психологических отношений информационного общества.
-355-
Исходя из характера родовых объектов
информационно-психологической войны, можно выделить следующие отрасли
информационной политики:
обеспечение
безопасности системы социальных отношений информационного общества в условиях
информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы
социальных отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и
непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и
иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и
методов информационно-психологической войны в политических целях;
обеспечение
безопасности системы политических отношений информационного общества в условиях
информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы
политических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво
и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и
иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и
методов информационно-психологической войны в политических целях;
обеспечение
безопасности системы психологических отношений информационного общества в
условиях информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния
системы психологических отношений общества, в котором система способна успешно,
устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными
государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил,
средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.
Способы достижения целей родовых
отраслей государственной информационной политики в условиях
информационно-психологической войны:
установление
состояния динамического равновесия между факторами, дестабилизирующими систему,
и факторами, оказывающими на систему социально-политических отношений общества
стабилизирующее воздействие;
доминирование
в пространстве возникновения конфликтов, представляющих угрозу для системы;
постоянное,
непрерывное, систематическое выявление, подавление или локализация активности
источников угроз;
своевременный,
динамичный, происходящий под контролем государства процесс изменения системы
социально-политических отношений общества под влиянием внешних и внутренних
факторов таким образом, чтобы скорость ответной реакции источников угроз на эти
изменения была существенно ниже, чем скорость изменений, происходящих в
системе;
при
условии способности системы редуцировать внешние и внутренние угрозы
безопасности до уровня институциональных конфликтов.
-356-
14.4.
Государственная система информационного противоборства
Система органов государственной
власти и управления, будучи основным фактором, регулирующим общественные
отношения в информационно-психологической сфере, наряду с основным и
приоритетным объектом внешней агрессии является центральным звеном обеспечения
информационно-психологической безопасности и основным инструментом отражения и
пресечения любых посягательств иностранных государств на суверенитет,
территориальную целостность и гражданское единство общества, на его жизненно
важные интересы и перспективы развития, на психическое здоровье нации. Так как
в информационно-психологическом пространстве такие посягательства могут
принимать формы информационной экспансии, агрессии или
информационно-психологической войны, на государство в лице ее системы органов
власти возлагается важнейшая обязанность своевременного выявления угроз информационно-психологической
безопасности, мобилизации сил и средств гражданского общества для защиты
государственных интересов и противодействия агрессии в любой из ее форм, а
также организации противодействия акциям информационной агрессии (войны) на ранних
стадиях возникновения конфликта.
Основные задачи федеральных органов
исполнительной власти в области информационного противоборства:
разработка
предложений по определению государственной политики РФ в области
информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников
и характера угроз применения против России средств и методов информационного
противоборства;
сбор
разведывательной информации об используемых и перспективных информационных
технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;
защита
военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и
массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной
информационно-психологических средств и методов воздействия;
организация
противодействия антироссийской пропаганде, проводимой, в том числе,
информационно-психологическими средствами и методами воздействия;
защита
информационной инфраструктуры России от применения
противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия
и др.;
-357-
разработка
модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере,
основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения
и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз)
целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению
угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников
органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным
инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы;
создание
и разработка стратегии проведения тайных операций в
информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при
различных степенях эскалации напряженности международных отношений);
разработка
нормативной правовой базы проведения специальных операций в
информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и
методов информационной войны;
создание
системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные)
информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить
его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и
создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара;
создание
системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными
Силами (ВС) России и, в особенности, Стратегическими
ядерными силами России.
Государственная система
информационного противоборства – система согласованной, целенаправленной,
управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления, направленная на защиту государственных интересов и
обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и
государства в информационно-психологической сфере в условиях реальной опасности
развязывания участниками информационного противоборства
информационно-психологической войны.
Государственная система
информационного противоборства состоит из следующих основных компонентов.
1.
Система
противодействия информационно-психологической агрессии (войны) на ранних
стадиях.
2.
Система
быстрого реагирования на внезапно выявленные акции (мероприятия)
информационно-психологической агрессии.
3.
Система
сил и средств информационно-психологической войны.
4.
Государственная
информационная политика в условиях информационно-психологической войны.
-358-
14.5.
Противодействие информационно-психологической агрессии (войне) на ранних
стадиях
В силу повышенной опасности
поражающей способности арсенала сил, средств и методов информационной войны для
государства, общества и граждан акции информационно-психологической агрессии и
операции информационно-психологической войны необходимо выявлять и пресекать на
ранних стадиях подготовки условий для реализации агрессии и развертывания сил и
средств информационно-психологического нападения, к которым, в первую очередь,
относятся специальные силы информационно-психологических операций ВС и спецслужб иностранных государств и находящееся в их
распоряжении информационное оружие.
В период относительного спада
активности таких сил и подразделений важное место в системе
информационно-психологической борьбы занимает система мер предупреждения и
профилактики информационно-психологической агрессии. В случае отражения агрессии
в деятельности должна вступать программа локализации нанесенного агрессией
ущерба, восстановления наступательного и оборонительного потенциала
государственной системы информационного противоборства, восполнение потерь в
силах и средствах и перегруппировке национальных сил постоянной готовности в
соответствии с новыми выявленными направлениями возможной агрессии.
Система мер противодействия акциям
информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической
войны на ранних стадиях можно условно разделить на три составляющие.
1.
Предупреждение
акций информационно-психологической агрессии и операций
информационно-психологической войны.
2.
Выявление
акций информационно-психологической агрессии и операций
информационно-психологической войны.
3.
Пресечение
акций информационно-психологической агрессии и операций
информационно-психологической войны.
Предупреждение акций
информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической
войны включает в себя:
склонение
возможных противников к отказу от реализации собственных агрессивных планов и
намерений в отношении государства с помощью арсенала сил и средств
информационно-психологической войны;
дискредитацию
в глазах потенциальных противников наиболее опасных для безопасности
государства направлений информационно-психологической агрессии;
непрерывный
поиск и устранение уязвимостей в государственной системе информационного
противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности
(мониторинг состояния информационно-психологической безопасности);
-359-
выявление
и ликвидацию условий, благоприятных для реализации иностранными государствами
своих агрессивных намерений в форме развязывания информационно-психологической
агрессии (войны);
непрерывный
поиск новых очагов информационно-психологической напряженности, отслеживание
перемещения и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных зон
информационно-психологических конфликтов (мониторинг распределения конфликтогенного потенциала в информационной сфере), а
также их зон влияния и оценку угроз безопасности государства, связанных с
возможным вовлечением в один из таких конфликтов;
мониторинг
процессов укрупнения геополитических субъектов, создание новых союзов и
коалиций у границ государства, в которых основной связующей целью объединения
субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба
за право преимущественного влияния на определенные части
информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы.
Определение истинных целей создания таких коалиции и причин, побудивших
разнородных геополитических субъектов к такому объединению;
мониторинг
пространственного распределения и положения очагов сосредоточения сил и средств
потенциальных противников (соперников) из числа иностранных государств и иных
субъектов геополитической конкуренции вблизи жизненно важных объектов
информационно-психологической инфраструктуры государства;
выявление
и пресечение условий для возникновения внутри государства и на его границах
новых квазисамостоятельных субъектов геополитической
конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на
международный уровень, процессов инициирования и поддержки извне
информационно-психологического и геополитического сепаратизма;
оценка
и анализ уровня присутствия и влияния – финансового, технологического,
информационного, идеологического – иностранных структур над национальными ОТКС
и СМИ, целью которого может быть установление полного или частичного внешнего
контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой
общества;
поиск
и пресечение попыток создания негативного психологического фона в отношении
деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной
власти и местного самоуправления;
выявление
попыток установления информационной (информационно-психологической) блокады;
демонстрация
(пропаганда) собственной силы (мощи) государства в
информационно-психологическом пространстве (в виде, например,
оперативно-тактических учений сил специальных информационно-психологических
операций с использованием информационного оружия) в целях сдерживания
потенциальных агрессоров;
-360-
сосредоточение
сил быстрого реагирования (постоянной готовности) в областях
информационно-психологического пространства, ставших объектом внимания сил
информационно-психологических операций ВС, спецслужб и
иных организаций иностранных государств, участвующих в информационном
противоборстве; маневрирование силами и средствами, предназначенными для
отражения внешней информационно-психологической агрессии, в соответствии с
выявленными угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических атак
противника направлениями ударов;
противодействие
разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб в национальном
информационно-психологическом пространстве;
обеспечение
собственной информационно-психологической безопасности;
информирование
Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы
государственной власти, уполномоченные на ведение информационного
противоборства, о выявленных угрозах развязывания информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности
государства.
Выявление акций
информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической
войны включает в себя:
непрерывный
поиск (мониторинг) внешних угроз информационно-психологической безопасности
государства, возможных признаков, следов и внешних проявлений осуществления
акций информационно-психологической агрессии или операций
информационно-психологической войны;
выявление
направлений экспансии иностранных государств в информационной
(информационно-психологической) сфере, противодействие попыткам иностранных
государств с помощью информационно-психологической
экспансии создать условия для организации скрытого управления социальными и
политическими процессами государства извне;
выявление
иных попыток создания условий для организации скрытого управления системой
социальных, экономических, политических отношений государства, системой
государственной власти и местного самоуправления – к таким попыткам, например,
может относиться создание условий для побуждения государственной власти к
совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько – в чужих
интересах, а также – информационно-психологические провокации;
-361-
аналитическая
реконструкция (по выявленным признакам, следам, внешним проявлениям и
логико-структурным связям) акций информационно-психологической агрессии или
тайных операций информационно-психологической войны, определение их целей,
задач, планов на стратегическом, тактическом и оперативном уровне,
последовательности реализации мероприятий, задействованных сил и средств, а
также возможные последствия этой агрессии. Как правило, деятельность сил
информационно-психологических операций или воздействие на них в той или иной
форме проявляются (отражаются) в информационно-психологическом пространстве
(например, в материалах СМИ и МК), а значит, могут быть выявлены и идентифицированы прежде всего соответствующими
аналитическими методами;
информирование
Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы
государственной власти, уполномоченные на ведение информационного
противоборства, о источниках, целях, масштабах
выявленной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической
войны) и степени угрозы безопасности государства.
Пресечение акций
информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической
войны на ранних стадиях включает в себя:
уничтожение
источников информационно-психологической агрессии (войны);
нейтрализацию
источников информационно-психологической агрессии (войны);
локализацию
масштабов и степени опасности информационно-психологической агрессии (войны).
Уничтожение источников
информационно-психологической агрессии (поражение сил и средств
информационно-психологических операций агрессора обычным и информационным
оружием, поражение командных пунктов и центров управления агрессией) может быть
полным (если в результате воздействия на него источник прекращает свое
существование) или частичным (если поражаются силы и средства
информационно-психологической агрессии, задействованные противником в
конфликте) и выражаться в прекращении противником информационной агрессии или
войны в отношении данного государства или, в случае
частичного поражения источников, – приводить к изменению интенсивности
агрессии, активности сил и средств противника, а также планов реализации
агрессивных действий на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.
Нейтрализация источников
информационно-психологической агрессии может быть полной или частичной.
-362-
Полная нейтрализация источника
информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:
парализацию
источника агрессии (войны);
побуждение
противника к отказу от агрессивных действий (или ведения войны);
скрытое
управление источником агрессии (войны);
проникновение
в кадровый состав сил и средств информационно-психологических операций
агрессора.
Частичная нейтрализация источника
информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:
дестабилизацию
деятельности источника агрессии (войны);
замедление
активности источника агрессии (войны);
дезинформацию
военно-политического руководства сил информационно-психологических операций
агрессора;
разложение
личного состава сил информационно-психологических операций;
побуждение
руководства сил информационно-психологических операций агрессора к изменению
целей и задач агрессии, а также основных ее направлений;
отвлечение
сил и средств агрессора на негодный объект и т.д.
Локализация масштабов и степени опасности
информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:
изоляцию
очага агрессии относительно не затронутых агрессией областей
информационно-психологического пространства;
полную
или частичную изоляцию сил и средств информационно-психологической агрессии
(войны) относительно источников управляющего воздействия,
информационно-телекоммуникационных коммуникаций противника, по которым эти силы
обеспечиваются всем необходимым для продолжения агрессии;
создание
условий, сковывающих и затрудняющих действия сил и средств
информационно-психологической агрессии (войны) противника;
стабилизацию
масштабов агрессии (недопущение разрастания очага агрессии, проникновения
деструктивных воздействий за границы области информационно-психологического
конфликта, втягивания в конфликт новых субъектов);
стабилизацию
интенсивности источника агрессии (меры, направленные на воспрепятствование
возрастания активности источника информационно-психологической агрессии);
минимизацию
наносимого агрессией ущерба.
-363-
В случае,
если выявленную акцию информационно-психологической войны или операцию
информационно-психологической войны невозможно ликвидировать на ранних стадиях
имеющимися силами информационно-психологических операций органов
государственной власти, находящимися в постоянной готовности, в обязанность
системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны)
входит информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение
информационного противоборства, о выявленных угрозах
информационно-психологической безопасности государства и локализация активности
агрессора с целью получения времени для мобилизации необходимых сил и средств
информационно-психологической борьбы.
14.6.
Быстрое реагирование на внезапно выявленные акции (мероприятия)
информационно-психологической агрессии (войны)
Система противодействия акциям
информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях позволяет
предупреждать, выявлять и, в некоторых случаях, пресекать такие акции в
зародыше, локализуя ущерб, наносимый безопасности государства. Однако в тех
случаях, когда противник успел основательно подготовиться к агрессии (войне) и
обеспечил за собой главное преимущество – неожиданность нападения,
информационно-психологическая агрессия может быть выявлена системой
противодействия таким акциям уже на этапе непосредственной реализации
агрессивных планов. Это предполагает такую возможность состояния латентной
стадии развития информационно-психологического конфликта (стадии реализации
мероприятий информационно-психологической агрессии, операций
информационно-психологической войны), при котором многие задачи, преследуемые
агрессором, уже достигнуты без сопротивления со стороны жертвы агрессии,
механизмы реализации агрессии (войны) отлажены и работают устойчиво
(стабильно), состояние конфликта характеризуется высокой степенью
напряженности, а концентрация сил и средств информационно-психологических сил в
очаге конфликта обеспечивает агрессору превосходство над застигнутым врасплох
противником.
В этих условиях потенциальных
возможностей системы противодействия акциям информационно-психологической
агрессии (войны) на ранних стадиях может оказаться недостаточно для отражения
агрессии (в лучшем случае – для ее локализации), что требует создания в
структуре государственной власти новой системы информационного противоборства –
системы быстрого реагирования.
-364-
Целью создания
системы быстрого реагирования является пресечение информационно-психологической
агрессии (в том числе – информационно-психологической войны) в тех случаях,
когда действия агрессора являются внезапными для государственной системы
информационного противоборства и оперативная обстановка в стране не позволяет
сразу привести в действие всю систему защиты национальных интересов и
обеспечения информационно-психологической безопасности государства для
отражения агрессии.
Система быстрого реагирования на
внезапно выявленные акции информационно-психологической агрессии
(информационно-психологической войны) должна состоять из следующих основных
компонентов:
оперативного
штаба, осуществляющего руководство силами и средствами системы быстрого
реагирования и взаимодействием (координацией деятельности) с другими
государственными структурами, не входящими в систему;
аппарата оперативного штаба – специальной структуры,
создаваемой из частей и подразделений органов государственной власти,
участвующих в информационном противоборстве, в результате временной передачи
этих подразделений в систему быстрого реагирования и переподчинения их
руководителей руководству оперативного штаба системы – на время отражения
агрессии или до полной мобилизации и развертывания сил и средств системы
государственного информационного противоборства. При этом части и подразделения
органов госвласти, включаясь в систему быстрого
реагирования, занимают в ней положение, предусмотренное заранее разработанным
планом мобилизации и укомплектования системы силами и средствами быстрого
реагирования, а их руководители занимают соответствующие места в вертикальной
системе подчинения, необходимой в тех случаях, когда ситуация требует принятия
быстрых (немедленных) решений;
сил
быстрого реагирования, находящихся в постоянной боевой готовности и состоящих
из сил специальных информационно-психологических операций, оперативных
подразделений разведки, контрразведки и собственной безопасности с их
агентурой, следственных органов, сил непосредственной вооруженной поддержки
деятельности сил информационно-психологических операций, подразделений
антикризисного управления на территориях, пострадавших от действий агрессора;
системы
военной цензуры и работы с СМИ и МК в условиях деятельности по отражению
внешней информационно-психологической агрессии (войны);
системы
оперативной переброски и развертывания сил и средств быстрого реагирования в
районе информационно-психологического конфликта;
системы
координации и взаимодействия с другими органами государственной власти,
участвующих в информационной борьбе;
специальных
защищенных систем связи и автономных систем автоматизированного управления
силами и средствами в зоне конфликта.
-365-
14.7.
Информационно-психологическая борьба в условиях информационно-психологической
войны
В случае эскалации конфликта и
невозможности пресечения внешней информационно-психологической агрессии (войны)
на ранних стадиях и в результате введения комплекса специальных мер быстрого
реагирования в действие вступает система государственного противоборства,
основанная на использовании сил и средств информационно-психологической войны,
предусмотренных штатами военного времени.
Система информационного
противоборства в условиях войны включает в себя:
придание
руководству государственной системы информационного противоборства
дополнительных прав и полномочий, необходимых для выполнения возложенных на них
задач в особых условиях;
перестройку
внутренней структуры государственной системы информационного противоборства в
соответствии с планами военного времени;
распространение
на социальную сферу информационно-психологических отношений (или на отдельные
ее части) законов регулирования социальных отношений в военное время;
мобилизацию
и развертывание сил и средств информационно-психологической войны,
доукомплектация органов и структур информационно-психологического
противоборства до штатов военного времени;
развертывание
системы деятельности государственной власти по локализации наносимого военными
действиями ущерба и восстановлению оборонного потенциала;
создание
стратегических резервов.
14.8.
Практические рекомендации по формированию системы государственной
информационной политики в особых условиях
В интересах совершенствования
деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию акциям (мероприятиям)
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны целесообразным представляется следующее.
Деятельность
информационно-аналитических подразделений, пресс-служб и подразделений по связи
с общественностью должна быть ориентирована на следующий комплекс задач:
формирование
скоординированной информационной политики органов
государственной власти, предусматривающей одновременно с едиными и открыто
декларируемыми правилами деятельности и взаимодействия необходимое пространство
для маневра с учетом целей, задач и функций конкретного органа власти и
управления;
-366-
доведение
необходимой информации до населения (прежде всего – необходимой самому
населению) как через каналы СМИ, так и напрямую, минуя посредников, на
профессиональном уровне, сравнимом с уровнем ведущих СМИ, для повышения доверия
населения к власти и снижению возможностей для манипуляции общественным мнением
в отношении российской власти через негосударственные СМИ;
организация
интерактивной коммуникации с населением, подготовка почвы для перехода с
развитием российского сегмента Internet к
предоставлению услуг населению через Сеть и выхода в этой сфере в обозримом
будущем на уровень ведущих стран мира;
организация
на постоянной основе скоординированного информационного взаимодействия с
зарубежными структурами, как государственными, так и негосударственными, в
целях информационной интеграции России в мировые процессы и повышения ее
конкурентоспособности и влияния в глобальном информационном пространстве;
повышение
информационно-аналитических возможностей по поддержке процесса подготовки
решений в интересах органов государственной власти на основе мониторинга
массовых информационных каналов, в том числе с учетом необходимости
противодействия возможным попыткам влияния на органы власти путем
информационно-психологического воздействия (манипулирования);
проведение
на постоянной основе мониторинга состояния общества и информационного
пространства в целях оперативного реагирования на происходящие изменения и внесения своевременных корректив в информационную политику.
В организационно-правовом аспекте
необходимо:
нормативное
закрепление требований в обязательном порядке сопровождать любые социально
значимые и публичные действия органов государственной власти и их
представителей (прежде всего – первых лиц) соответствующими информационными
кампаниями, причем с условием возможности подключения к их проведению всех
необходимых ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении других органов
власти, если это требуется в силу комплексного характера планируемых действий;
отказаться
от концентрации усилий на "силовом" решении информационных
конфликтов, признать очевидность невозможности решения проблем в информационном
пространстве только за счет перекрытия (ликвидации) информационных каналов в
условиях, когда любой информационный поток может быть с минимальной задержкой
организован через иной канал; сосредоточиться на достижении эффективного
обеспечения государственных интересов в информационном пространстве на основе
комплексного подхода, предусматривающего приоритет информационных
мероприятий наряду с организационными
и правовыми.
-367-