Раздел IV

Глава 14.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

14.1. Концепция государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны

14.2. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны

14.3. Отрасли государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны

14.4. Государственная система информационного противоборства

14.5. Противодействие информационно-психологической агрессии (войне) на ранних стадиях

14.6. Быстрое реагирование на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии (войны)

14.7. Информационно-психологическая борьба в условиях информационно-психологической войны

14.8. Практические рекомендации по формированию системы государственной информационной политики в особых условиях

Данная глава содержит концепцию государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными участниками противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях, разработка которой является одной из задач данного научного исследования.

14.1. Концепция государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны

Государственная информационная политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны является составной частью государственной информационной политики в части, касающейся деятельности системы федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации и обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в условиях непосредственной угрозы развязывания государствами-участниками информационного противоборства крупномасштабной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) в отношении Российской Федерации.

Концепция государственной политики в условиях информационно-психологической войны  включает в себя цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государства по противодействию угрозам государственным интересам и безопасности Российской Федерации, связанным с использованием иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – операций и мероприятий информационно-психологической войны.

Цель концепции – определение целей, задач, принципов и направлений, сущности и содержания информационного противоборства в условиях формирования информационного общества, изменения сложившейся в индустриальном обществе устойчивой геополитической картины мира в результате определения информационным обществом новых приоритетов геополитической конкуренции и распространения практики использования методов информационно-психологической войны в качестве основного инструмента достижения политических целей.

-349-

Основные задачи концепции:

*        определение сущности и содержания государственной информационной политики, ее целей, задач, принципов и основных направлений в условиях информационно-психологической войны;

*        классификация отраслей и способов реализации государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны по родовым объектам информационного противоборства;

*        определение сущности, содержания, целей, задач и основных функций государственной системы информационного противоборства в условиях информационно-психологической войны и в угрожаемый период;

*        определение организационных принципов деятельности государственной системы информационного противоборства по предупреждению, выявлению и пресечению операций информационно-психологической войны на ранних стадиях;

*        определение организационных принципов реагирования на внезапно выявленные операции (акции, мероприятия) информационно-психологической войны;

*        определение основных направлений правового обеспечения деятельности государственной системы информационного противоборства в условиях информационно-психологической войны и в угрожаемый период;

*        практические рекомендации по формированию системы государственной информационной политики в особых условиях.

Правовую базу государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны составляют Конституция Российской Федерации, Европейская конвенция о защите основных прав человека, Устав Всемирной организации здравоохранения, федеральное законодательство, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации.

Концепция государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны развивает и конкретизирует положения Основ государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации применительно к защите национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере от угроз, связанных с использованием иностранными государствами и другими субъектами информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – мероприятий и операций информационно-психологической войны.

-350-

14.2. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны

Государственная информационная политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны представляет собой деятельность системы федеральных органов государственной власти по противодействию акциям (мероприятиям) внешней информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, направленным против Российской Федерации.

Цели государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны:

*        противодействие угрозам информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, связанным с использованием иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – мероприятий и операций информационно-психологической войны;

*        достижение национальных интересов Российской Федерации в информационной (информационно-психологической) сфере в условиях информационно-психологических конфликтов высокой степени агрессивности;

*        обеспечение реализации положений государственной информационной политики Российской Федерации в условиях информационно-психологических конфликтов высокой степени агрессивности.

Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны основывается на следующих принципах:

*        законности;

*        соблюдения и баланса интересов личности, общества и государства;

*        открытости (т.е. в процессе реализации федеральными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации предполагается информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации);

*        приоритетности национальных интересов Российской Федерации.

Основные направления государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях:

*        формирование государственной системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны (государственной системы информационного противоборства);

-351-

*        правовое обеспечение деятельности государственной системы информационного противоборства;

*        координация деятельности негосударственных организаций в информационно-психологической сфере в интересах противодействия акциям и информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны;

*        международное сотрудничество в сфере организации противодействия акциям и информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны.

В системе государственной информационной политики в особых условиях государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии (войны) выполняет следующие задачи.

1.        В рамках реализации основных положений государственной информационной политики:

*       организует и проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях использования иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия – мероприятий и операций информационно-психологической войны;

*       разрабатывает меры и механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии (войны) или в процессе ее отражения;

*       организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, парирование и нейтрализацию угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, связанных с использованием иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства мероприятий и операций информационно-психологической войны, а также деятельность по осуществлению правосудия;

*       организует взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями и гражданами в процессе выявления угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации и определения правовых механизмов противодействия этим угрозам;

-352-

*       осуществляет контроль деятельности федеральных органов государственной власти по реализации государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

*       поддерживает законную деятельность общественных объединений в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и государственного контроля деятельности средств массовой информации.

2.        В рамках деятельности государственной системы информационного противоборства в особых условиях:

*       разрабатывает официальную концепцию противоборства в информационно-психологической сфере (информационного противоборства);

*       в соответствии с положениями официальной концепции формирует общегосударственную систему информационного противоборства;

*       разрабатывает и реализует планы проведения активных информационно-психологических операций и мероприятий;

*       организует деятельность по противодействию акциям и мероприятиям информационно-психологической агрессии, операциям информационно-психологической войны на ранних стадиях;

*       организует деятельность государственной системы органов власти по быстрому реагированию на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии (войны) и иные угрозы национальной безопасности;

*       организует деятельность по формированию государственной системы обороны в случае развязывания иностранными государствами в отношении Российской Федерации информационно-психологической войны, организует формирование специальных сил информационно-психологических операций и обучение их новейшим методам ведения информационно-психологической войны, организует разработку новейших видов наступательного и оборонительного информационного оружия и оснащение ими подразделений сил ведения информационно-психологической войны;

*       организует регулирование участия СМИ и МК (в том числе – в форме цензуры или информационной блокады), транснациональных информационно-телекоммуникационных корпораций и виртуальных социальных сообществ в информационном противоборстве в информационно-психологическом пространстве государства;

*       организует деятельность по оценке и локализации наносимого внешней информационно-психологической агрессией (войной) ущерба и по восстановлению оборонного потенциала в информационно-психологической сфере;

-353-

*       пресекает противоправную деятельность общественных организаций и религиозных объединений, способствующих реализации планов внешней информационно-психологической агрессии (войны);

*       обеспечивает представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях, определяет объем и формы участия органов государственной власти в деятельности международных организаций и реализации международных программ по противодействию использования акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны в качестве методов информационной борьбы, участвует в создании систем и механизмов коллективной (международной) безопасности в информационно-психологической сфере.

3.        В рамках деятельности по правовому обеспечению системы информационного противоборства:

*       разрабатывает нормы федерального законодательства, дающие юридическую квалификацию акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, относящие их к противоправным деяниям, устанавливающие степень их социальной опасности и объем ответственности физических лиц за организацию, подготовку, совершение и пособничество в совершении этих деяний;

*       участвует в разработке норм международного права, устанавливающих международную ответственность государств-агрессоров;

*       уточняет перечень и составы правонарушений, связанных с организацией, подготовкой и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;

*       разрабатывает механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями (мероприятиями) внешней информационно-психологической агрессии и операциями информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

*       разрабатывает нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного разбирательства, разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

-354-

14.3. Отрасли государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны

В информационно-психологическом пространстве наиболее опасными факторами, оказывающими деструктивное воздействие на систему социальных, политических, психологических отношений общества, являются:

*        тайное внешнее управление системой социальных, политических, психологических отношений (манипулятивное принуждение);

*        информационно-психологическая агрессия;

*        информационно-психологическая война.

В этих условиях в системе государственной информационной политики – деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности социальной, политической, психологической системы общественных отношений в условиях комплексного воздействия различных внешних и внутренних факторов можно отдельно рассматривать следующие отрасли:

*        государственная информационная политика в условиях внешнего тайного манипулятивного управления, т.е. обеспечение такого состояния системы социальных, политических, психологических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к системе технологий тайного манипулятивного управления;

*        государственная информационная политика в условиях информационно-психологической агрессии т.е. обеспечение такого состояния системы социальных, политических, психологических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства;

*        государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы социальных, политических, психологических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.

Родовыми объектами информационно-психологической войны являются:

*        система социальных отношений информационного общества;

*        система политических отношений информационного общества;

*        система психологических отношений информационного общества.

-355-

Исходя из характера родовых объектов информационно-психологической войны, можно выделить следующие отрасли информационной политики:

*        обеспечение безопасности системы социальных отношений информационного общества в условиях информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы социальных отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях;

*        обеспечение безопасности системы политических отношений информационного общества в условиях информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы политических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях;

*        обеспечение безопасности системы психологических отношений информационного общества в условиях информационно-психологической войны, т.е. обеспечение такого состояния системы психологических отношений общества, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.

Способы достижения целей родовых отраслей государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны:

*        установление состояния динамического равновесия между факторами, дестабилизирующими систему, и факторами, оказывающими на систему социально-политических отношений общества стабилизирующее воздействие;

*        доминирование в пространстве возникновения конфликтов, представляющих угрозу для системы;

*        постоянное, непрерывное, систематическое выявление, подавление или локализация активности источников угроз;

*        своевременный, динамичный, происходящий под контролем государства процесс изменения системы социально-политических отношений общества под влиянием внешних и внутренних факторов таким образом, чтобы скорость ответной реакции источников угроз на эти изменения была существенно ниже, чем скорость изменений, происходящих в системе;

*        при условии способности системы редуцировать внешние и внутренние угрозы безопасности до уровня институциональных конфликтов.

-356-

14.4. Государственная система информационного противоборства

Система органов государственной власти и управления, будучи основным фактором, регулирующим общественные отношения в информационно-психологической сфере, наряду с основным и приоритетным объектом внешней агрессии является центральным звеном обеспечения информационно-психологической безопасности и основным инструментом отражения и пресечения любых посягательств иностранных государств на суверенитет, территориальную целостность и гражданское единство общества, на его жизненно важные интересы и перспективы развития, на психическое здоровье нации. Так как в информационно-психологическом пространстве такие посягательства могут принимать формы информационной экспансии, агрессии или информационно-психологической войны, на государство в лице ее системы органов власти возлагается важнейшая обязанность своевременного выявления угроз информационно-психологической безопасности, мобилизации сил и средств гражданского общества для защиты государственных интересов и противодействия агрессии в любой из ее форм, а также организации противодействия акциям информационной агрессии (войны) на ранних стадиях возникновения конфликта.

Основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства:

*        разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства;

*        сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;

*        защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;

*        организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой, в том числе, информационно-психологическими средствами и методами воздействия;

*        защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.;

-357-

*        разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением  информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы;

*        создание и разработка стратегии проведения тайных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений);

*        разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны;

*        создание системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара;

*        создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными Силами (ВС) России и, в особенности, Стратегическими ядерными силами России.

Государственная система информационного противоборства – система согласованной, целенаправленной, управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на защиту государственных интересов и обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в информационно-психологической сфере в условиях реальной опасности развязывания участниками информационного противоборства информационно-психологической войны.

Государственная система информационного противоборства состоит из следующих основных компонентов.

1.        Система противодействия информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях.

2.        Система быстрого реагирования на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии.

3.        Система сил и средств информационно-психологической войны.

4.        Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны.

-358-

14.5. Противодействие информационно-психологической агрессии (войне) на ранних стадиях

В силу повышенной опасности поражающей способности арсенала сил, средств и методов информационной войны для государства, общества и граждан акции информационно-психологической агрессии и операции информационно-психологической войны необходимо выявлять и пресекать на ранних стадиях подготовки условий для реализации агрессии и развертывания сил и средств информационно-психологического нападения, к которым, в первую очередь, относятся специальные силы информационно-психологических операций ВС и спецслужб иностранных государств и находящееся в их распоряжении информационное оружие.

В период относительного спада активности таких сил и подразделений важное место в системе информационно-психологической борьбы занимает система мер предупреждения и профилактики информационно-психологической агрессии. В случае отражения агрессии в деятельности должна вступать программа локализации нанесенного агрессией ущерба, восстановления наступательного и оборонительного потенциала государственной системы информационного противоборства, восполнение потерь в силах и средствах и перегруппировке национальных сил постоянной готовности в соответствии с новыми выявленными направлениями возможной агрессии.

Система мер противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях можно условно разделить на три составляющие.

1.        Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

2.        Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

3.        Пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

*        склонение возможных противников к отказу от реализации собственных агрессивных планов и намерений в отношении государства с помощью арсенала сил и средств информационно-психологической войны;

*        дискредитацию в глазах потенциальных противников наиболее опасных для безопасности государства направлений информационно-психологической агрессии;

*        непрерывный поиск и устранение уязвимостей в государственной системе информационного противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности (мониторинг состояния информационно-психологической безопасности);

-359-

*        выявление и ликвидацию условий, благоприятных для реализации иностранными государствами своих агрессивных намерений в форме развязывания информационно-психологической агрессии (войны);

*        непрерывный поиск новых очагов информационно-психологической напряженности, отслеживание перемещения и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных зон информационно-психологических конфликтов (мониторинг распределения конфликтогенного потенциала в информационной сфере), а также их зон влияния и оценку угроз безопасности государства, связанных с возможным вовлечением в один из таких конфликтов;

*        мониторинг процессов укрупнения геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций у границ государства, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. Определение истинных целей создания таких коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению;

*        мониторинг пространственного распределения и положения очагов сосредоточения сил и средств потенциальных противников (соперников) из числа иностранных государств и иных субъектов геополитической конкуренции вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры государства;

*        выявление и пресечение условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, процессов инициирования и поддержки извне информационно-психологического и геополитического сепаратизма;

*        оценка и анализ уровня присутствия и влияния – финансового, технологического, информационного, идеологического – иностранных структур над национальными ОТКС и СМИ, целью которого может быть установление полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;

*        поиск и пресечение попыток создания негативного психологического фона в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления;

*        выявление попыток установления информационной (информационно-психологической) блокады;

*        демонстрация (пропаганда) собственной силы (мощи) государства в информационно-психологическом пространстве (в виде, например, оперативно-тактических учений сил специальных информационно-психологических операций с использованием информационного оружия) в целях сдерживания потенциальных агрессоров;

-360-

*        сосредоточение сил быстрого реагирования (постоянной готовности) в областях информационно-психологического пространства, ставших объектом внимания сил информационно-психологических операций ВС, спецслужб и иных организаций иностранных государств, участвующих в информационном противоборстве; маневрирование силами и средствами, предназначенными для отражения внешней информационно-психологической агрессии, в соответствии с выявленными угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических атак противника направлениями ударов;

*        противодействие разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб в национальном информационно-психологическом пространстве;

*        обеспечение собственной информационно-психологической безопасности;

*        информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах развязывания информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.

Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

*        непрерывный поиск (мониторинг) внешних угроз информационно-психологической безопасности государства, возможных признаков, следов и внешних проявлений осуществления акций информационно-психологической агрессии или операций информационно-психологической войны;

*        выявление направлений экспансии иностранных государств в информационной (информационно-психологической) сфере, противодействие попыткам иностранных государств с помощью информационно-психологической экспансии создать условия для организации скрытого управления социальными и политическими процессами государства извне;

*        выявление иных попыток создания условий для организации скрытого управления системой социальных, экономических, политических отношений государства, системой государственной власти и местного самоуправления – к таким попыткам, например, может относиться создание условий для побуждения государственной власти к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько – в чужих интересах, а также – информационно-психологические провокации;

-361-

*        аналитическая реконструкция (по выявленным признакам, следам, внешним проявлениям и логико-структурным связям) акций информационно-психологической агрессии или тайных операций информационно-психологической войны, определение их целей, задач, планов на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, последовательности реализации мероприятий, задействованных сил и средств, а также возможные последствия этой агрессии. Как правило, деятельность сил информационно-психологических операций или воздействие на них в той или иной форме проявляются (отражаются) в информационно-психологическом пространстве (например, в материалах СМИ и МК), а значит, могут быть выявлены и идентифицированы прежде всего соответствующими аналитическими методами;

*        информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о источниках, целях, масштабах выявленной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.

Пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях включает в себя:

*        уничтожение источников информационно-психологической агрессии (войны);

*        нейтрализацию источников информационно-психологической агрессии (войны);

*        локализацию масштабов и степени опасности информационно-психологической агрессии (войны).

Уничтожение источников информационно-психологической агрессии (поражение сил и средств информационно-психологических операций агрессора обычным и информационным оружием, поражение командных пунктов и центров управления агрессией) может быть полным (если в результате воздействия на него источник прекращает свое существование) или частичным (если поражаются силы и средства информационно-психологической агрессии, задействованные противником в конфликте) и выражаться в прекращении противником информационной агрессии или войны в отношении данного государства или, в случае частичного поражения источников, – приводить к изменению интенсивности агрессии, активности сил и средств противника, а также планов реализации агрессивных действий на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.

Нейтрализация источников информационно-психологической агрессии может быть полной или частичной.

-362-

Полная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:

*        парализацию источника агрессии (войны);

*        побуждение противника к отказу от агрессивных действий (или ведения войны);

*        скрытое управление источником агрессии (войны);

*        проникновение в кадровый состав сил и средств информационно-психологических операций агрессора.

Частичная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:

*        дестабилизацию деятельности источника агрессии (войны);

*        замедление активности источника агрессии (войны);

*        дезинформацию военно-политического руководства сил информационно-психологических операций агрессора;

*        разложение личного состава сил информационно-психологических операций;

*        побуждение руководства сил информационно-психологических операций агрессора к изменению целей и задач агрессии, а также основных ее направлений;

*        отвлечение сил и средств агрессора на негодный объект и т.д.

Локализация масштабов и степени опасности информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:

*        изоляцию очага агрессии относительно не затронутых агрессией областей информационно-психологического пространства;

*        полную или частичную изоляцию сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) относительно источников управляющего воздействия, информационно-телекоммуникационных коммуникаций противника, по которым эти силы обеспечиваются всем необходимым для продолжения агрессии;

*        создание условий, сковывающих и затрудняющих действия сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) противника;

*        стабилизацию масштабов агрессии (недопущение разрастания очага агрессии, проникновения деструктивных воздействий за границы области информационно-психологического конфликта, втягивания в конфликт новых субъектов);

*        стабилизацию интенсивности источника агрессии (меры, направленные на воспрепятствование возрастания активности источника информационно-психологической агрессии);

*        минимизацию наносимого агрессией ущерба.

-363-

В случае, если выявленную акцию информационно-психологической войны или операцию информационно-психологической войны невозможно ликвидировать на ранних стадиях имеющимися силами информационно-психологических операций органов государственной власти, находящимися в постоянной готовности, в обязанность системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) входит информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах информационно-психологической безопасности государства и локализация активности агрессора с целью получения времени для мобилизации необходимых сил и средств информационно-психологической борьбы.

14.6. Быстрое реагирование на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии (войны)

Система противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях позволяет предупреждать, выявлять и, в некоторых случаях, пресекать такие акции в зародыше, локализуя ущерб, наносимый безопасности государства. Однако в тех случаях, когда противник успел основательно подготовиться к агрессии (войне) и обеспечил за собой главное преимущество – неожиданность нападения, информационно-психологическая агрессия может быть выявлена системой противодействия таким акциям уже на этапе непосредственной реализации агрессивных планов. Это предполагает такую возможность состояния латентной стадии развития информационно-психологического конфликта (стадии реализации мероприятий информационно-психологической агрессии, операций информационно-психологической войны), при котором многие задачи, преследуемые агрессором, уже достигнуты без сопротивления со стороны жертвы агрессии, механизмы реализации агрессии (войны) отлажены и работают устойчиво (стабильно), состояние конфликта характеризуется высокой степенью напряженности, а концентрация сил и средств информационно-психологических сил в очаге конфликта обеспечивает агрессору превосходство над застигнутым врасплох противником.

В этих условиях потенциальных возможностей системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях может оказаться недостаточно для отражения агрессии (в лучшем случае – для ее локализации), что требует создания в структуре государственной власти новой системы информационного противоборства – системы быстрого реагирования.

-364-

Целью создания системы быстрого реагирования является пресечение информационно-психологической агрессии (в том числе – информационно-психологической войны) в тех случаях, когда действия агрессора являются внезапными для государственной системы информационного противоборства и оперативная обстановка в стране не позволяет сразу привести в действие всю систему защиты национальных интересов и обеспечения информационно-психологической безопасности государства для отражения агрессии.

Система быстрого реагирования на внезапно выявленные акции информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) должна состоять из следующих основных компонентов:

*        оперативного штаба, осуществляющего руководство силами и средствами системы быстрого реагирования и взаимодействием (координацией деятельности) с другими государственными структурами, не входящими в систему;

*        аппарата оперативного штаба – специальной структуры, создаваемой из частей и подразделений органов государственной власти, участвующих в информационном противоборстве, в результате временной передачи этих подразделений в систему быстрого реагирования и переподчинения их руководителей руководству оперативного штаба системы – на время отражения агрессии или до полной мобилизации и развертывания сил и средств системы государственного информационного противоборства. При этом части и подразделения органов госвласти, включаясь в систему быстрого реагирования, занимают в ней положение, предусмотренное заранее разработанным планом мобилизации и укомплектования системы силами и средствами быстрого реагирования, а их руководители занимают соответствующие места в вертикальной системе подчинения, необходимой в тех случаях, когда ситуация требует принятия быстрых (немедленных) решений;

*        сил быстрого реагирования, находящихся в постоянной боевой готовности и состоящих из сил специальных информационно-психологических операций, оперативных подразделений разведки, контрразведки и собственной безопасности с их агентурой, следственных органов, сил непосредственной вооруженной поддержки деятельности сил информационно-психологических операций, подразделений антикризисного управления на территориях, пострадавших от действий агрессора;

*        системы военной цензуры и работы с СМИ и МК в условиях деятельности по отражению внешней информационно-психологической агрессии (войны);

*        системы оперативной переброски и развертывания сил и средств быстрого реагирования в районе информационно-психологического конфликта;

*        системы координации и взаимодействия с другими органами государственной власти, участвующих в информационной борьбе;

*        специальных защищенных систем связи и автономных систем автоматизированного управления силами и средствами в зоне конфликта.

-365-

14.7. Информационно-психологическая борьба в условиях информационно-психологической войны

В случае эскалации конфликта и невозможности пресечения внешней информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях и в результате введения комплекса специальных мер быстрого реагирования в действие вступает система государственного противоборства, основанная на использовании сил и средств информационно-психологической войны, предусмотренных штатами военного времени.

Система информационного противоборства в условиях войны включает в себя:

*        придание руководству государственной системы информационного противоборства дополнительных прав и полномочий, необходимых для выполнения возложенных на них задач в особых условиях;

*        перестройку внутренней структуры государственной системы информационного противоборства в соответствии с планами военного времени;

*        распространение на социальную сферу информационно-психологических отношений (или на отдельные ее части) законов регулирования социальных отношений в военное время;

*        мобилизацию и развертывание сил и средств информационно-психологической войны, доукомплектация органов и структур информационно-психологического противоборства до штатов военного времени;

*        развертывание системы деятельности государственной власти по локализации наносимого военными действиями ущерба и восстановлению оборонного потенциала;

*        создание стратегических резервов.

14.8. Практические рекомендации по формированию системы государственной информационной политики в особых условиях

В интересах совершенствования деятельности органов государственной власти Российской Федерации  по противодействию акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны целесообразным представляется следующее.

Деятельность информационно-аналитических подразделений, пресс-служб и подразделений по связи с общественностью должна быть ориентирована на следующий комплекс задач:

*        формирование скоординированной информационной политики органов государственной власти, предусматривающей одновременно с едиными и открыто декларируемыми правилами деятельности и взаимодействия необходимое пространство для маневра с учетом целей, задач и функций конкретного органа власти и управления;

-366-

*        доведение необходимой информации до населения (прежде всего – необходимой самому населению) как через каналы СМИ, так и напрямую, минуя посредников, на профессиональном уровне, сравнимом с уровнем ведущих СМИ, для повышения доверия населения к власти и снижению возможностей для манипуляции общественным мнением в отношении российской власти через негосударственные СМИ;

*        организация интерактивной коммуникации с населением, подготовка почвы для перехода с развитием российского сегмента Internet к предоставлению услуг населению через Сеть и выхода в этой сфере в обозримом будущем на уровень ведущих стран мира;

*        организация на постоянной основе скоординированного информационного взаимодействия с зарубежными структурами, как государственными, так и негосударственными, в целях информационной интеграции России в мировые процессы и повышения ее конкурентоспособности и влияния в глобальном информационном пространстве;

*        повышение информационно-аналитических возможностей по поддержке процесса подготовки решений в интересах органов государственной власти на основе мониторинга массовых информационных каналов, в том числе с учетом необходимости противодействия возможным попыткам влияния на органы власти путем информационно-психологического воздействия (манипулирования);

*        проведение на постоянной основе мониторинга состояния общества и информационного пространства в целях оперативного реагирования на происходящие изменения и внесения своевременных корректив в информационную политику.

В организационно-правовом аспекте необходимо:

*        нормативное закрепление требований в обязательном порядке сопровождать любые социально значимые и публичные действия органов государственной власти и их представителей (прежде всего – первых лиц) соответствующими информационными кампаниями, причем с условием возможности подключения к их проведению всех необходимых ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении других органов власти, если это требуется в силу комплексного характера планируемых действий;

*        отказаться от концентрации усилий на "силовом" решении информационных конфликтов, признать очевидность невозможности решения проблем в информационном пространстве только за счет перекрытия (ликвидации) информационных каналов в условиях, когда любой информационный поток может быть с минимальной задержкой организован через иной канал; сосредоточиться на достижении эффективного обеспечения государственных интересов в информационном пространстве на основе комплексного подхода, предусматривающего приоритет информационных мероприятий  наряду с организационными и правовыми.

-367-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz