Раздел III
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
К РАЗДЕЛУ III
1.
Информационно-психологическая война появилась как форма информационного
противоборства на определенной стадии развития средств и методов
информационно-психологического воздействия и в настоящее время представляет
собой наиболее социально опасную форму данного противоборства, осуществляемого
насильственными средствами и способами воздействия на информационно-психологическую
сферу противника с целью решения стратегических задач.
Концепция информационной войны – это
система взглядов военно-политического руководства государств-субъектов
информационного противоборства на способы достижения информационного
превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического
или иного ущерба в результате проведения комплекса
информационно-психологических операций и мероприятий. Концепции информационных
войн иных, негосударственных, субъектов информационного противоборства
(например – радикальных исламских организаций и группировок) также представляют
определенный интерес, так как, располагая меньшими экономическими,
интеллектуальными и иными возможностями для организации и проведения масштабных
информационно-психологических операций, они, как правило, не скованы в своих
действиях (и в выборе средств достижения собственных целей) жесткой системой
национального законодательства.
Прогнозируя развитие международной
обстановки с учетом того, что Россия продолжает рассматриваться развитыми
государствами Запада в качестве потенциального военного противника, важно иметь
в виду, что опыт применения информационного оружия для будущих информационных
войн приобретается иностранными военными и иными ведомствами в современных вооруженных
конфликтах. Данное обстоятельство требует тщательного изучения информационной и
психологической составляющих указанных конфликтов.
2.
В настоящее время термин "информационная война" носит
дискуссионный характер. В целом все существующие определения информационной
войны можно разделить на три основные группы.
Авторы первой группы сводят понятие
ИВ к отдельным информационным мероприятиям и операциям, информационным способам
и средствам корпоративной конкуренции или ведения межгосударственного
противоборства либо вооруженной борьбы.
Авторы второй группы относят ИВ к
сфере военного противоборства: ИВ – это межгосударственное военное
противоборство, осуществляемое преимущественно или исключительно путем
программно-технического, радиоэлектронного и физического поражения военной и
гражданской информационной инфраструктуры государства-противника,
дезорганизации его систем государственного и военного управления, дезориентации
военно-политического руководства, оказания управляющего
информационно-психологического воздействия на личный состав армии и гражданское
население как государства-противника, так и его союзников и соседних государств
при одновременной защите собственных аналогичных объектов. Сущность такой ИВ
состоит в нанесении военного поражения противнику путем достижения и
использования информационного превосходства над ним.
-322-
Авторы третьей группы определений ИВ
считают ее явлением внешне мирного периода межгосударственного противоборства,
позволяющего решать внешнеполитические задачи несиловым в традиционном
понимании путем. Большинство авторов относит ИВ к сфере геополитического
противоборства, Г.В. Емельянов и А.А. Стрельцов высказывают следующее мнение: "Под
информационной войной понимается особый вид отношений между государствами, при
котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий
используются методы, средства и технологии силового воздействия на
информационную сферу этих государств"[198].
Специалисты МИД России под информационной войной понимают "противоборство
между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба
информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам,
подрыва политической, экономической и социальной систем, а также массированной
психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и
государства"[199].
С этой точки зрения информационная
война является наиболее острой формой информационного противоборства между
государствами, осуществляемого насильственными средствами и способами
воздействия на информационную сферу противника с целью решения стратегических
задач. Сущность информационной войны в современный период состоит в скрытном
управлении политическими, экономическими, военными и иными процессами
государства-противника. Важнейшим свойством акций ИВ является отсутствие
доказательных свидетельств причастности воздействующей стороны к нанесению
ущерба противостоящей стороне. Главным отличительным признаком акций ИВ
являются подрывные действия в отношении информационной сферы
государства-противника со стратегическими целями.
Целью информационной войны
называется оказание воздействия на системы знаний и представлений противника.
Объектами поражения в ИВ являются: сознание, воля и чувства населения
страны-противника, особенно в периоды выборов, всенародных референдумов, кризисных
ситуаций; системы принятия управленческих решений в политической,
экономической, социальной, научно-технической сферах, в сферах обеспечения
безопасности и обороны; информационная инфраструктура страны-противника.
Основными субъектами ведения ИВ выступают внешнеполитические ведомства и
спецслужбы зарубежных государств, информационно-пропагандистские структуры.
-323-
В целом, средства и способы ведения
ИВ включают в себя информационное оружие, средства и способы политического,
правового и экономического влияния на формирование информационного пространства
противостоящей стороны, традиционного физического разрушения элементов
информационного пространства, неатакующие средства и способы защиты
информационной сферы. При этом основное средство информационной войны –
информационное оружие (ИО).
Основной формой осуществления акций
ИВ являются тайные информационно-психологические операции, которые
осуществляются путем оказания управляющего информационного воздействия на
индивидуальное, групповое и массовое сознание, чувства, волю граждан другой
стороны, дезинформирования субъектов принятия политических, экономических и
иных решений, в осуществлении подрыва информационной инфраструктуры другой
стороны.
Разновидностью информационной войны,
ведущейся преимущественно против социальных систем, является психологическая
(информационно-психологическая) война – совокупность различных форм, методов и
средств воздействия на население с целью изменения в желаемом направлении их
психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентации,
настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм,
массовых настроений, общественного сознания в целом.
Следует отметить, что все три группы
существующих определений информационной войны не позволяют однозначно выделить
достаточно небольшую группу наиболее социально опасных видов и форм
информационного противоборства, относимых к информационной войне, из всего
многообразия реализаций и проявлений информационной борьбы между государствами
и иными субъектами указанного противоборства – практически любая заурядная
дипломатическая акция из разряда рутинных, текущих внешнеполитических отношений
подпадает под категорию "отношений между государствами, при котором для
разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы,
средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих
государств", "противоборства между государствами в информационном
пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и
ресурсам, …, а также массированной психологической обработки населения с целью
дестабилизации общества и государства" и других определений. Отнесение же
операций ИВ только к сфере военного противоборства (в качестве его составной
части) и выдвижение этого признака (ИВ – любое психологическое воздействие,
осуществляемое в рамках военных действий) в качестве основного критерия
операций ИВ из информационного противоборства, как предполагается, неоправданно
сужает предмет исследования, позволяет относить к ИВ такие обычные, социально
неопасные формы, как радиоэлектронная борьба (РЭБ,) и исключает технологии
тайного управления в мирный период.
-324-
3.
Анализ определений понятия "информационное оружие" показывает,
что большинство определений ИО построено на основе перечисления или видов, или
объектов воздействия ИО. Западноевропейские эксперты в определениях ИО делают
особый упор на средства скрытого манипулирования информацией, обеспечивающие
принятие противником необходимых управленческих решений на высшем уровне.
В понятие ИО включаются:
информационные средства, методы и способы воздействия на психику человека;
дезинформация; организационно-правовые средства и способы воздействия на
информационные ресурсы и потоки противника; средства радиоэлектронной борьбы;
программно-технические средства деструктивного воздействия на компьютерную
информацию, компьютерные системы и телекоммуникационные сети, системы связи,
управления и разведки, другие критически важные системы государства.
Полагаем, что формулирование
определения ИО путем перечисления его конкретных видов и объектов поражения
мало продуктивно, так как с развитием науки и техники появляются новые виды и
объекты ИО. Как представляется, существующие сегодня определения ИО все же
недостаточно однозначно выделяют информационное оружие в качестве
самостоятельного класса средств поражения.
4.
Строгая классификация элементов арсенала информационно-психологического
воздействия операций ИВ крайне затруднена, так как те фрагменты информационно-психологических
операций и мероприятий, которые можно наблюдать, анализируя дипломатические
акции, различные пропагандистские, пиаровские, избирательные кампании, поражают
воображение видовым разнообразием используемых в них приемов и технологий. Однако,
полагаем, что одним из путей разработки классификации элементов
информационно-психологического воздействия, определяющих содержание
информационно-психологической войны, может быть выделение из их разнообразия
конечного числа аксиоматически простых, наиболее часто встречаемых, "типичных"
элементов, таких, что любую сложную, нетипичную акцию
информационно-психологической войны можно было бы представить в виде комбинации
этих элементов, – т.е. по ним разложить. В качестве таких основных элементов
можно предложить взять шесть составляющих агрессивного
информационно-психологического воздействия: дезинформирование; лоббирование;
манипулирование; пропаганда; управление кризисами; шантаж.
-325-
5.
В целом любую операцию информационно-психологической войны можно представить
в виде совокупности четырех основных составляющих:
руководство
операцией – деятельность по организации, управлению и координации акций и
мероприятий информационно-психологической войны, маневрированию силами и
средствами, задействованными в операции;
акции
проникновения к чужим информационным ресурсам (информационно-техническое
воздействие), которые могут быть прямыми (например, использование потенциала
хакеров для взлома защищенных сетевых ресурсов) или опосредованными (например,
использование вредоносных программ) и иметь непосредственной целью хищение,
уничтожение, модификацию информации, принадлежащей этим ресурсам, или
совершение различного рода диверсий (например, временное нарушение
работоспособности сетевой инфраструктуры);
акции
психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание общества и
отдельных его граждан (дезинформирование, манипулирование, пропаганда,
лоббирование, управление кризисами, шантаж, а также различные комбинации этих
элементов в рамках более сложных психологических операций);
вспомогательная
деятельность (обеспечение требований безопасности и конспирации
информационно-психологических операций, материально-техническое и кадровое
обеспечение и т.д.).
В принципе, все акции проникновения
к чужим информационным ресурсам сводятся к так называемым компьютерным
преступлениям и в основном охватываются действующим уголовным
законодательством.
Акции психологического воздействия,
используемые в операциях психологической войны, практически не охватываются
действующим законодательством, не прописаны в явном виде в уголовном кодексе
Российской Федерации и, в принципе, в большинстве случаев не являются уголовно
наказуемыми деяниями, что заметно затрудняет организацию эффективного
противодействия этим деяниям. Предполагается, что первым шагом к разработке
соответствующих дополнений в действующее российское законодательство (например,
в уголовный кодекс) станет разработанная нами юридическая квалификация (объект,
субъект, объективная, субъективная сторона) таких противоправных деяний,
позволяющих отнести их к преступлениям.
-326-
6.
Концепция информационного противоборства в условиях угрозы использования
иностранными государствами и иными участниками противоборства арсенала сил,
средств и методов информационно-психологической войны в политических целях,
разработанная в рамках данного научного исследования, представляет совокупность
взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления информационного
противоборства и государственной информационной политики его субъектов в условиях
определения информационным обществом новых геополитических приоритетов, форм и
методов геополитической конкуренции.
Данная концепция является в
структуре исследовательской работы разделом концентрированных выводов и может
быть практически полностью включена в состав окончательных выводов и заключений
раздела III.
В концепции определены цели, задачи,
принципы и направления, сущность и содержание информационного противоборства в
условиях формирования информационного общества, изменения сложившейся в индустриальном
обществе устойчивой геополитической картины мира в результате определения
информационным обществом новых геополитических приоритетов и распространения
использования методов информационно-психологической войны в качестве основного
инструмента достижения политических целей.
Концепция информационного
противоборства в условиях угрозы использования иностранными государствами и
иными участниками противоборства арсенала сил, средств и методов
информационно-психологической войны в политических целях, включает:
характеристику
качественных изменений в политической борьбе, отражающих новые условия и
содержание геополитической конкуренции в информационном обществе;
приоритеты
геополитической конкуренции в информационном обществе, определяющие основные
направления, характер и содержание геополитической конкуренции в
информационно-психологическом пространстве на современном этапе развития
социальных формаций;
определение
сущности и содержания информационного противоборства, его целей, задач,
принципов, основных способов и направлений в условиях
информационно-психологической войны;
классификацию
объектов и субъектов информационного противоборства, характеристика субъектов
информационного противоборства по сформулированной в концепции системе
критериев оценки способности участвовать в информационном противоборстве;
классификацию
основных видов информационного противоборства в условиях политических
конфликтов высокой степени напряженности и социальной опасности: внешнего
тайного управления информационно-психологическими процессами,
информационно-психологической агрессии, информационно-психологической войны;
-327-
определение
сущности и содержания, целей, задач, признаков, принципов и способов каждого из
указанных видов информационного противоборства (новая парадигма информационно-психологической
войны, тайного управления и информационно-психологической агрессии),
особенности организации и проведения информационно-психологических операций и
мероприятий в рамках каждого из рассматриваемых видов информационного
противоборства, отличительные особенности информационно-психологической войны
по сравнению с войной традиционной;
определение
и классификацию основных видов и источников информационно-психологической
агрессии, составляющих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности,
общества и государства в информационно-психологической сфере;
определение
и классификацию информационного оружия;
определение
и классификацию информационно-психологических операций как организационной
формы реализации концепции информационно-психологической войны;
принцип
информационного сдерживания.
Разработанная в данной монографии
концепция развивает положения Концепции национальной безопасности и Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации применительно к сфере
информационного противоборства в условиях информационно-психологической войны и
служит основой для:
формирования
государственной политики в условиях информационно-психологической войны;
формирования
концепции деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления
в условиях информационно-психологической войны и в угрожаемый период;
методик
оценки и видовой классификации акций внешней информационно-психологической
агрессии (войны);
методик
по выявлению, предупреждению и пресечению внешней информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической войны);
формирования
структуры и облика, определения целей и задач государственной системы
информационного противоборства и обеспечения безопасности личности, общества и
государства в условиях информационно-психологической войны;
разработки
целевых программ обеспечения информационно-психологической безопасности
Российской Федерации в условиях обострения геополитической конкуренции в
информационном пространстве и широкого использования субъектами геополитической
конкуренции арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны
в политических целях.
-328-