Раздел II
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
К РАЗДЕЛУ II
1.
Одним из важнейших компонентов системы социальных
информационно-психологических отношений современного общества является
информационно-психологический конфликт – основная форма взаимодействия
субъектов социальной деятельности, позволяющая своевременно выявлять и
устранять возникающие в этих отношениях противоречия.
Информационно-психологический
конфликт – столкновение интересов двух или нескольких субъектов
информационно-психологических отношений с целью обострения или разрешения
противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства в
информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения
их роли, места и функций в социально-политической системе информационного
общества. Возникающие в результате этого правовые взаимоотношения социальных
субъектов позволяют обозначить и выделить возникающие в процессе реализации
субъектами собственных прав и свобод противоречия, которые затем либо
устраняются (полностью или частично) в результате совместной деятельности всех
участников конфликта по поиску возможных в данной ситуации компромиссных
решений, либо становятся основной для изменения характера взаимоотношений
субъектов в направлении эскалации конфликта, а также создают условия для
вовлечения в расширяющийся конфликт иных социальных субъектов, ранее в нем не
участвующих.
Информационно-психологические
конфликты выделяются из всего многообразия конфликтов и конфликтных ситуаций, в
первую очередь, новыми возможностями устранения или обострения противоречий,
ставших причиной возникновения конфликта. Большое разнообразие средств, методов
и способов информационно-психологического воздействия определяет высокую
тактическую гибкость поведения субъектов социальных отношений современного
информационного общества в конфликтных ситуациях.
Социальный
информационно-психологический конфликт – способ адекватного приспособления
социальных норм к изменившимся обстоятельствам. В зависимости от типа
социальной структуры можно выделить два важнейших механизма обеспечения
стабильности системы социальных отношений (сохранения структуры социальной
системы от разрушительного влияния социальных конфликтов) и, соответственно,
два основных направления государственной информационной политики:
-211-
1)
подавление
конфликтного потенциала в структурах "жесткого" типа (закрытых
обществах);
2)
приспособление
к конфликтам и использование их в качестве "сигнальной" системы в
обществах открытого типа.
Общества с гибкой структурой
извлекают из конфликтных ситуаций определенную пользу, поскольку конфликты,
способствуя возникновению и изменению социальных норм, обеспечивают
существование этих обществ в новых условиях. Подобный корректирующий механизм
вряд ли возможен в жестких системах: подавляя конфликт, они блокируют
специфический предупредительный сигнал и, тем самым, усугубляют опасность
социальной катастрофы.
2.
Информационно-психологическая война является наиболее ярким примером
острого информационно-психологического конфликта, характеризующегося высокой
степенью интенсивности, агрессивности и социальной опасности. Исследование
сущности информационно-психологической войны невозможно без рассмотрения этого
явления на исходном, базовом уровне научного познания – в контексте положений
социальной конфликтологии. Несмотря на разнообразие форм
и методов ведения информационно-психологической войны, разрабатываемых и
используемых участниками информационного противоборства в настоящее время, информационно-психологическая
война по-прежнему остается одной из разновидностей социального конфликта,
закономерности возникновения, развития и угасания которого определяются
психологией социальных отношений.
3.
Одной из важнейших исследовательских задач социальной конфликтологии
информационного общества является формирование системы взглядов на генезис
информационно-психологического конфликта, определяющего закономерности
зарождения и развития конфликтов в информационно-психологической сфере, их
видовую трансформацию, появление наиболее опасных агрессивных форм в результате
последовательной эволюции ряда стандартных и предсказуемых в рамках положений
этой теории конфликтных ситуаций, которые можно определить в качестве стадий
развития конфликта. В этом случае информационно-психологическая война уже не
будет рассматриваться как результат воздействия совокупности уникальных
субъективных факторов, а станет следствием объективного, последовательного,
предсказуемого развития исходной конфликтной ситуации – зародыша, который,
прежде чем приобрести характерные черты войны, должен пройти в своем развитии
через весь полный набор выделяемых информационной конфликтологией промежуточных
стадий (этапов), каждая из которых имеет свой набор уязвимых мест для внешнего
стабилизирующего воздействия.
-212-
Информационное общество породило
новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые
фактически не были известны в обществе индустриальном или, во всяком случае, не
носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой
угрозы для безопасности общества. Создание эффективной
системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и
операциям информационно-психологической войны требует исследования процессов
зарождения и развития информационно-психологических конфликтов на всех стадиях
развития и выделения тех характерных особенностей протекания конфликтогенных
процессов на каждой из выделенных стадий конфликта, которые определяют их
уязвимость для внешнего конструктивного воздействия, использование которых
позволяет нарушить течение этих процессов, замедлить их развитие, локализовать
влияние, или, в случае невозможности устранения конфликта, – направить конфликтогенные процессы в другое русло.
С нашей точки зрения, в процессе
возникновения и развития конфликтов в информационно-психологической сфере можно
выделить следующие основные стадии.
1)
Информационное
противоборство – в той его части, которая может включать экспансию, но не
включает и предшествует агрессии и войне.
Информационное противоборство низкой
степени агрессивности является основной формой мирного взаимодействия
социальных субъектов в информационно-психологической сфере. На этой стадии
конфликтогенного процесса любые возникающие противоречия (микроконфликты)
между социальными субъектами носят конструктивную роль и устраняются в рабочем
порядке собственными силами субъектов информационно-психологических отношений:
происходит
осознание различными силами конкретного противоречия, выраженного в более или
менее конфликтной форме;
формируется
отношение сторон к проблеме;
определяются
стратегия, тактика, формы и методы информационно-психологической борьбы сторон
в целях разрешения имеющихся противоречий.
2)
Конфликт
интересов субъектов информационно-психологических отношений как результат
возникновения противоречий, разрешение которых не может быть реализовано в
рабочем порядке (без придания данному обострению взаимоотношений между
субъектами особого статуса конфликта) в силу следующих условий:
существование
противоречий, неустранимых в короткие сроки;
существование
противоречий, требующих со стороны конфликтующих субъектов значительных уступок
для выработки компромиссного решения;
-213-
если
возможное компромиссное решение конфликта связано с различными по своей
значимости уступками со стороны участников конфликта (социальная
несправедливость);
если
необходимые для достижения компромисса уступки могут стать для идущего на эти
уступки субъекта основой для возникновения новых конфликтов или иных негативных
последствий.
В конфликт вовлекаются другие
участники через политические блоки, союзы и коалиции, а сам конфликт проходит
ряд последовательных стадий развития вплоть до кризиса, охватывающего всех
участников конфликта.
Следует иметь в виду, что конфликт
может быть прерван на любой из стадий его развертывания, если будут изжиты его
коренные причины. Особенно важное значение в целях
безопасности имеет предотвращение перерастания конфликта в стадию практического
применения силы. Своевременное прогнозирование политического столкновения с упреждением
его по времени во многом способствует решению этой задачи.
3)
Информационно-психологическая
агрессия – стадия развития конфликта, при которой предпочтение отдается силовым
средствам оказания воздействия на участников конфликта с целью получения дополнительных
преимуществ при последующем выборе компромиссного
решения.
4)
Информационно-психологическая
война – заключительная стадия информационно-психологического конфликта, которую
можно рассматривать как вооруженную форму информационно-психологической агрессии,
основным признаком которой является применение агрессором информационного
оружия.
4.
Информационно-психологическая безопасность системы
социально-политических отношений современного информационного общества – такое
состояние системы информационно-психологических отношений, в котором система способна успешно, устойчиво
и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и
внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное
информационно-психологическое воздействие. С точки зрения социальной
конфликтологии такими факторами являются внешние и внутренние
информационно-психологические конфликты.
Признаками безопасности системы
являются характеристики (показатели) процесса ее развития, а именно:
успешность
развития системы, т.е. приобретение системой новых качеств в оптимальные (с
точки зрения непрерывности процесса развития системы) сроки с минимальными
затратами материальных и интеллектуальных ресурсов;
непрерывность
процесса развития системы;
-214-
устойчивость
процесса развития системы по отношению к воздействию внешних деструктивных
факторов и процессов;
необратимость
процесса развития системы, т.е. приобретение в процессе развития новых качеств,
ранее в системе отсутствовавших;
интенсивность
процесса развития системы, т.е. способность системы поддерживать методами
внутреннего регулирования темп (интенсивность) собственного развития,
необходимый для приобретения системой новых качеств, имеющих для нее
жизненно-важное значение (в первую очередь – качеств, обеспечивающих дальнейшее
развитие системы).
Безопасность социальной системы
достигается при следующих условиях:
при
установлении состояния динамического равновесия между факторами,
дестабилизирующими систему, и факторами, оказывающими на систему стабилизирующее
воздействие;
при
условии доминирования в пространстве возникновения конфликтов, представляющих
угрозу для системы;
при
условии постоянного, непрерывного,
систематического выявления, подавления или локализации активности источников
угроз;
при
условии способности системы динамично изменяться под влиянием внешних и
внутренних факторов таким образом, что скорость ответной реакции источников
угроз на эти изменения была существенно ниже, чем скорость изменений,
происходящих в системе;
при
условии способности системы редуцировать внешние и внутренние угрозы
безопасности до уровня институциональных конфликтов.
Информационно-психологическая
безопасность системы социально-политических отношений общества – такое
состояние системы информационно-психологических отношений, в котором система
способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного
воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как
стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.
5.
Особенности протекания информационно-психологического конфликта в
современном обществе заключаются в том, что в силу фактического отсутствия
международных и национальных правовых норм и социальных механизмов,
препятствующих разрастанию (обострению) конфликтов в
информационно-психологической сфере и регулирующих их степень социальной
опасности (ограничивающих степень социальной опасности этого явления в
соответствии с некоторыми заранее установленными для каждой категории
конфликтов предельно допустимыми нормами и показателями социальной опасности),
информационно-психологический конфликт может разрастаться практически
бесконтрольно, принимать любые формы и становиться очагом открытой агрессии
даже в мирное время.
-215-
Высокое разнообразие форм и
разновидностей информационно-психологических конфликтов, используемых в
политических целях, определяет уникальную гибкость и многовариантность
информационной политики каждого из участников международных отношений,
реализуемой на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, высокую
ценность накапливаемого участниками информационно-психологических отношений
практического опыта скрытого управления многофакторными
информационно-психологическими процессами.
6.
В рамках политологического анализа информационное противоборство и
государственная информационная политика рассматривается в сложной системе
политических координат: через определение состояния политической сферы
общества, выявление сущности властных отношений, характеристику видов и
способов политической деятельности, уяснение содержания и направленности
внешне- и внутриполитических процессов.
В информационном обществе
политический конфликт выступает как форма обострения или разрешения
противоречий между субъектами информационной политики по поводу власти и
осуществления политического руководства, а также по поводу перераспределения их
роли, места и функций в политической системе информационного общества. С точки
зрения политической конфликтологии:
1)
Политические
отношения в информационно-психологической сфере – деятельность социальных
субъектов, направленная на реализацию общественных интересов в информационном
пространстве посредством институтов власти.
2)
Поле
информационной политики – область конфликтных социальных взаимоотношений в
информационно-психологической сфере.
3)
Информационная
политика – инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в
информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и
осуществления политического руководства в информационно-психологическом пространстве,
а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов
информационно-психологической деятельности в социально-политической системе
информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло
согласия.
4)
Информационно-психологическая
война – политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или
более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по
поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу
перераспределения их роли, места и функций в политической системе
информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон
происходит в форме информационно-психологических операций с применением
информационного оружия.
-216-
Данный конфликт может протекать как в
явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
5)
Информационно-психологическая
агрессия – политический конфликт, в котором столкновение конфликтующих сторон
происходит в информационно-психологическом пространстве в условиях
ограниченного и локального по своим масштабам применения силы с целью нанесения
противнику контролируемого ущерба в отдельных областях его деятельности. При
этом негативное информационно-психологическое воздействие на объект агрессии
полностью исчезает с прекращением активности источника агрессии.
Данный конфликт может протекать как
в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
6)
Тайное
управление информационно-психологическими процессами – политический конфликт,
протекающий в латентной форме, в котором деятельность конфликтующих сторон
направлена на создание условий, побуждающих государственную власть других
участников политического конфликта к совершению тех или иных действий не
столько в собственных, сколько – в чужих интересах.
Наиболее значимыми и опасными среди
политических конфликтов являются те из них, которые охватывают все уровни
социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы
общественного бытия. К такой категории относятся политические конфликты в
информационно-психологической сфере, которые в информационном обществе
представляют особую социальную опасность, в первую очередь, в силу высокой
агрессивности таких форм информационного противоборства, как информационная
война, и в силу высокой поражающей способности информационного оружия. В
политическом конфликте даже кратковременное столкновение политических сил,
носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может
резко изменить политическую ситуацию – например, динамичное развитие локального
конфликта в центре власти может привести к государственному перевороту. В
информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь
вялотекущий, латентный конфликт, незаметный для окружающих – именно так в условиях
мирного времени создаются условия для использования технологий тайного
манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и
средств информационно-психологической агрессии, протекают операции
информационно-психологической войны, для которых скрытность, маскировка под
другие социальные процессы – необходимое условие высокой эффективности.
-217-
7.
Масштабность и многообразность форм проявления политических конфликтов
позволяет широко оперировать этими политическими инструментами достижения
информационно-психологического превосходства – наиболее значимые и опасные
политические конфликты охватывают все уровни социально-политической структуры и
затрагивают фундаментальные основы общественной жизни. Методы
информационно-психологического управляющего воздействия позволяют извне
регулировать интенсивность протекания политических конфликтов, варьируя их
степень социальной опасности. Накопление политических конфликтов и их развитие
может вывести всю общественную систему из состояния динамического равновесия и
вызвать нарастание явлений политической дезорганизации.
Принципы управления политическими
конфликтами в информационно-психологических операциях:
принципиальная
уязвимость политической сферы современного общества относительно особо
социально опасных форм информационно-психологического воздействия;
принципиальная
управляемость политической сферой современного общества с помощью методов
информационно-психологического воздействия;
использование
деструктивного потенциала политических конфликтов в качестве поражающего
фактора для нанесения ущерба противнику, достижения целей
информационно-психологического превосходства и поражения целей
информационно-психологической войны;
использование
политических конфликтов в целях маскировки операций тайного внешнего
управления, информационно-психологической агрессии,
информационно-психологической войны, их организаторов, исполнителей и
пособников, а также размера наносимого этими операциями ущерба.
8.
Как в операциях информационно-психологической войны, мероприятиях
информационно-психологической агрессии, так и при организации тайного
манипулятивного управления предпочтение отдается тайным формам политической
борьбы, при использовании которых противник не подозревает, что он вовлечен в
конфликт и стал жертвой агрессии. Такой эффект достигается тем, что в операциях
информационно-психологической войны управляющее воздействие оказывается, как
правило, не напрямую на объекты агрессии, а на уже протекающие в обществе
политические процессы и конфликты, которые, в случае их эскалации и превращения
в политический кризис, способны нанести безопасности политической системы
общества тот ущерб, который необходим для достижения целей внешней
информационно-психологической агрессии.
-218-
При этом сама агрессия или война
успешно маскируются под любые близкие по внешним проявлениям
социально-политические процессы, поскольку практически любое
информационно-психологическое воздействие, вырванное из контекста
информационно-психологической операции и рассматриваемое отдельно, само по себе
не является социально-опасным и во множестве встречается в массовых
коммуникационных процессах. В свою очередь, пострадавшая сторона практически
всегда связывает нанесение ущерба с конкретным политическим кризисом и внешними
причинами, его вызвавшими, не подозревая, что далеко не всякое, даже очень
серьезное, противоречие способно породить политический конфликт, который
обладает достаточным потенциалом для его быстрого развития, превращения в
политический кризис и, даже, возможно, – в политическую катастрофу – без
внешней подпитки конфликтогенного потенциала и управления развитием конфликта
извне.
9.
Организационные технологии тайного внешнего информационного управления,
мероприятия информационно-психологической агрессии и операции
информационно-психологической войны являются наиболее опасным и эффективным
средством информационно-психологического воздействия для политической системы
любого субъекта международных отношений. Использование арсенала сил, средств и
методов информационно-психологического воздействия позволяет обеспечить высокую
скрытность, гибкость и многовариантность оказания политического воздействия как в условиях мирного времени, так и в условиях
политической конфронтации.
10.
Система социальных и политических отношений современного информационного
общества является средой организации и проведения современных операций
информационно-психологической войны в силу следующих причин:
во-первых,
информационно-психологическая война как наиболее острая форма информационного
противоборства – явление социальное, естественный этап эскалации социального
конфликта в условиях, когда гражданское общество уже перешло в новую,
информационную, стадию развития, но еще не выработало действенных механизмов
регулирования стремительно развивающихся новых форм и видов социальных
отношений. Это позволяет говорить о том, что информационно-психологическая
война является разновидностью социальных отношений, входит в систему
социально-политических отношений современного общества и базируется на
использовании в основе всех своих комплексных организационных технологий
информационно-психологического воздействия тех же базовых элементов и способов
социальной коммуникации, что и другие социальные процессы;
во-вторых,
современная система социальных отношений общества и существующие в ней механизмы
самосохранения, регулирования и безопасности не могут помешать такой особой
категории информационно психологических конфликтов, как ИВ, развиваться, – ИВ
не может носить характер, поскольку развивается латентно, скрытно даже от
внимания вовлеченных в него участников, что затрудняет его выявление на ранних
и иных стадиях, а также – затрудняет выявление и своевременное разрешение
противоречий, этот конфликт породивших. Это делает
существующую систему социальных отношений благоприятной средой для ИВ;
-219-
в-третьих,
в информационном обществе информационно-психологическая война является частью
поля политики и системы политических отношений, поскольку по своей природе это
политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более
разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу
власти и осуществления политического руководства, а также по поводу
перераспределения их роли, места и функций в политической системе
информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон
происходит в форме информационно-психологических операций с применением
информационного оружия. Являясь в информационном обществе наиболее
высокоразвитой формой политического конфликта, информационно-психологическая
война включает в свой арсенал все существующие формы политической борьбы, тем
самым, поднимаясь на новый уровень структурной организации;
в-четвертых,
в условиях формирования информационного общества информационно-психологическое
воздействие является наиболее эффективным и универсальным инструментом внешней
и внутренней политики, предоставляя силам, участвующим в политической борьбе,
уникальные (в том числе – по поражающей мощи) возможности для скрытого
управления политической системой, нанесения ущерба своим политическим оппонентам
и манипулирования ими в собственных целях, т.е. именно те возможности, обладать
которыми стремятся любые политические силы. Именно это стремление
(существование среди политической элиты страны заказчиков этой продукции и
быстро растущего рынка ее потребителей) политической элиты способствует
быстрому развитию и совершенствованию организационных и технологических форм и
методов информационно-психологической войны, становящихся обязательным
элементом современной политической борьбы;
в-пятых,
в концепции информационно-психологической войны социально-политические процессы
и конфликты являются приоритетным объектом управления, средой, которая легко
трансформируется в нужных направлениях в результате применения технологий
тайного информационно-психологического воздействия.
11.
В системе регулирования социальных и политических отношений в
современном информационном обществе центральное место занимает государственная
информационная политика – деятельность системы органов государственной власти и
управления по достижению национальных интересов в информационно-психологической
сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся
информационным законодательством. В сложных современных условиях
государственная информационная политика во многом способствует формированию и
развитию новой системы информационно-психологических отношений, позволяющих
современному обществу перейти на новый, революционный, этап развития,
обеспечивает защиту национальных интересов и информационно-психологическую
безопасность личности, общества и государства в изменяющихся условиях. Между
тем, сегодня государственная информационная политика сама находится в стадии
формирования, поиска и испытания новых методов, способов и технологий
государственного управления, эффективных в условиях информационного общества.
-220-
Сегодня формирование государственной
информационной политики происходит под воздействием следующих основных
факторов:
идеологии
информационного общества;
экономической,
политической, информационной, культурно-идеологической глобализации;
геополитической
конкуренции в информационно-психологическом пространстве;
информационного
противоборства и информационно-психологической войны.
Одной из важнейших задач
государственной информационной политики является противодействие акциям
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны, предусматривающее создание эффективной
государственной системы обеспечения безопасности в
информационно-психологическом пространстве, способной противостоять таким
акциям.
-221-