Раздел II
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
9.1.
Идеология построения информационного общества
9.2.
Глобализация и ее информационные составляющие
9.3.
Геополитическая конкуренция в информационном пространстве
9.4.
Информационное противоборство и информационно-психологическая война
Сегодня формирование государственной
информационной политики происходит под воздействием следующих основных
факторов:
идеологии
информационного общества;
экономической,
политической, информационной, культурно-идеологической глобализации;
геополитической
конкуренции в информационно-психологическом пространстве;
информационного
противоборства и информационно-психологической войны.
Остановимся более подробно на каждом
из этих факторов с целью оценить степень влияния, оказываемого ими на
государственную информационную политику.
9.1.
Идеология построения информационного общества
Информационное общество – состояние
развития общественных и, прежде всего, производственных отношений, при котором
основная часть валового продукта производится не за счет материального
производства, а на основе создания и продажи наукоемких технологий,
информационных продуктов, т.е. результатов интеллектуального труда граждан[84].
-201-
В настоящее время, несмотря на
широкое распространение термина "информационное общество", ученые и
специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни
считают, что это общество, в котором обеспечивается "легкий и свободный
доступ к информации по всему миру", другие – что это общество, в котором "основными
объектами и результатами труда большинства являются информация и знания".
Видимо, если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более
правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и
производственных отношений. С этой точки зрения "информационное общество"
может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей
части людей являются информация и знания, а орудием труда – информационные технологии.
Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим
обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на
производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной
деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний,
преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми, и продажей
этих продуктов.
Такое "общество" может
представлять собой некоторую ассоциацию стран, достигнувших соответствующих
экономических, культурных и социальных параметров, и, в частности, высокого
уровня информатизации жизни граждан и общества, управления государством,
развития науки, образования и культуры, а также обладающих значительной
степенью интегрированности в мировую экономику.
Идеология информационного общества
предполагает кардинальные изменения в системе информационной политики субъекта
социально-политических отношений и его стратегии поведения в информационном
обществе – стратегии, отражающие возможные варианты поведения
(функционирования) данного субъекта (социальной, политической системы) в
современном информационном мире.
9.2.
Глобализация и ее информационные составляющие
Процесс глобализации обычно
трактуется как становление единого взаимосвязанного мира, в котором народы не
отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами[85].
Единого общепринятого понятия глобализации пока не существует по причине
большого разнообразия противоречивых концептуальных подходов к изучению данного
феномена.
-202-
Процессы сближения и
взаимопроникновения национальных экономик, направленные на создание единых
механизмов хозяйствования, приобретают глобальный масштаб, пронизывая различные
стороны социально-экономической, политической и культурной жизни
интегрирующихся стран, на основе развития компьютерных технологий. В этих
условиях глобализация предполагает формирование единого мирового финансового и
информационного пространства. Глобализация подразумевает также образование
международного правового и культурно-информационного поля, своего рода
инфраструктуры межрегиональных, в том числе информационных, обменов.
Глобализация и порождаемые ею
процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность традиционные модели
поведения, образ жизни и способы мировидения, а также укорененные в массовом
сознании ценности, ориентации, предрассудки.
Выделяют следующие основные виды
глобализации:
глобализация
в сфере экономических отношений;
глобализация
в сфере политических отношений;
информационная
глобализация (глобальная информатизация);
культурно-идеологическая
глобализация.
Глобализация в сфере экономических
отношений – постепенное преобразование мирового пространства в единую
экономическую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги,
где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя
развитие современных институтов и совершенствуя механизмы их взаимодействия.
Глобализация в сфере политических
отношений – процесс повсеместного становления институтов политического
представительства и механизмов "внутреннего" и "внешнего"
разрешения конфликтов, опирающихся на социальный компромисс и взаимное
согласование интересов[86].
Среди факторов, оказывающих все большее влияние на конфигурацию и характер
международной системы политических отношений, можно отметить:
усиление
нестабильности внутри государств и в межгосударственных отношения,
обусловленное динамикой развития мировой экономики;
быстрый
рост транснациональных связей, стимулирующий образование новых форм
коллективного принятия решений при участии государств, межправительственных
организаций и международных групп влияния;
бурное
развитие транснациональных информационно-телекоммуникационных систем и сетей
связи.
-203-
В результате глобализации образуется
такая мировая политическая система, в которой на лидирующие позиции выдвигаются
государства не столько по параметрам своего военного и экономического
потенциала, сколько способные стать моральными лидерами мирового сообщества,
внедрять этические стандарты в международные отношения, в том числе за счет
целенаправленной политики повсеместного внедрения в массовое сознание выгодных
для себя идеологических и нравственных установок, ценностей и мировоззрения,
что предполагает активизацию процессов информационной экспансии и рост роли
информационных операций.
Информационная глобализация – один
из наиболее показательных интеграционных процессов, протекающих в настоящее
время в рамках и под влиянием глобализации, включающий в себя развитие
коммуникаций (в том числе использующих космическое пространство), создание
глобальных информационных сетей, компьютеризацию многих сфер жизнедеятельности
человека.
Глобализация
культурно-идеологическая (ментальная) – имеющий длительную историю комплексный
процесс "унификации" традиций, религий, культуры и идеологии. Важным
аспектом "ментальной" глобализации является непрерывный процесс
унификации культурных предпочтений человечества. В перспективе можно ожидать
появление глобальной "сверхкультуры". Контуры такой сверхкультуры
можно видеть уже сегодня – это синтез традиционных культурных традиций
(классическая европейской; массовой североамериканской; латиноамериканской;
дальневосточной; мусульманской и индийской) в сочетании с новыми формами
(сетевая культура, киберкультура). При этом в рамках единой сверхкультуры у
каждого региона будут те или иные предпочтения.
Важнейшим процессом информационной
глобализации является информатизация – организационный социально-экономический
и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений
на основе формирования и использования информационных ресурсов[87].
Информатизация является продуктом
научно-технической революции, которая есть совокупность качественных изменений
в технике, технологии и организации производства, совершающихся под
воздействием крупных научных достижений и открытий, оказывающих определяющее
влияние на социально-экономические условия общественной жизни. Тем самым
информатизация – одно из проявлений научно-технического прогресса, состоящего в
объективном усилении роли достоверного, исчерпывающего и определяющего знания
во всех видах человеческой деятельности.
Информатизация означает повышение
степени информирования общества в целом и каждого его члена в отдельности,
формирование общественного сознания на основе научно обоснованной и достоверной
картины окружающего нас мира. Технической основой информатизации является компьютеризация
и всемирное развитие систем управления и связи.
-204-
Задачами информатизации, в том числе
для органов государственной власти и управления, являются полное удовлетворение
информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности, улучшение
жизненного уровня населения, повышение эффективности производства, содействие
социально-политической стабилизации.
Под глобальной информатизацией
общества понимают объективный процесс, который во все возрастающей степени
становится основой и главным стержнем развития, как научно-технического, так и
экономического и социального. Информатизация в данном аспекте сама по себе
выступает и как научно-технический процесс, и как процесс исторический и
социальный. В процессе глобальной информатизации общество качественно меняется
не только в техническом отношении, но и в социальном и духовном. Результатом
этих изменений является формирование глобального информационного пространства и
переход человечества (пока – наиболее развитых стран) к построению
информационного общества.
Основными последствиями развития и
распространения информационных технологий являются:
углубление
сложившегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, а также
появление нового разрыва между постиндустриальными странами и странами с
традиционными индустриальными экономиками;
выделение
во всех странах мира групп людей, связанных с информационными технологиями, и
их обособление в автономное "информационное сообщество";
перетекание
интеллектуальных ресурсов в наиболее развитые страны с постепенной
концентрацией информационно-коммуникационного потенциала в корпорациях и
государствах постиндустриального типа;
замедление
и/или прекращение научно-технического прогресса в неинформатизированных
обществах с нарастанием в них финансовых трудностей и социальной деградации за
пределами стран с информационными экономиками.
Информационные технологии полностью
переворачивают классические теории управления индустриальной эпохи, базовые
институты которой (собственности, стоимости и рыночной самоорганизации)
претерпевают нарастающую деструкцию.
9.3.
Геополитическая конкуренция в информационном пространстве
Одно из современных определений
геополитики раскрывает ее как отрасль знания, изучающую закономерности взаимодействия
политики с системой неполитических факторов, формирующих географическую среду (характер
расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика,
экология, демография, социальная стратификация, военная мощь)[88].
-205-
Геополитика традиционно
подразделяется на фундаментальный и прикладной разделы. Прикладной раздел
геополитики иногда именуется геостратегией и рассматривает условия принятия
оптимальных политических решений, затрагивающих вышеперечисленные факторы.
Под геополитической конкуренцией
понимается соперничество между геополитическими субъектами за влияние на то или
иное пространство, в результате которого одни субъекты получают преимущества, а
другие его теряют, что отражается на состоянии их безопасности[89].
Энергетический принцип развития
сообщества (государства, цивилизации в целом) на основе информационных
технологий[90]
заключается в том, что преимущества имеет система, которая структурно
организована так, что извлекает для использования из внешней среды большее
количество энергии из разнообразных источников. Как известно, информация
(знания) создается на основе затрат ряда энергетических ресурсов (природных,
человеческих, технических). Получение доступа к этой информации (знаниям)
несоизмеримо по энергетическим затратам с процессом их создания. При этом
высвободившиеся собственные ресурсы направляются на создание технологического и
экономического отрыва от конкурентов. Те страны, которые создали механизмы
получения необходимых знаний (информации) извне, смогли фактически превратить
информационных доноров в своего рода "неоколониальные" образования
информационного общества. Примером может служить организация рядом стран Запада
контролируемой "утечки мозгов" из развивающихся стран, а также из
стран бывшего СССР. Выгодно использовав, а зачастую и прямо или косвенно
инспирировав экономические и социально-политические кризисы и конфликты в ряде
стран и регионов, наиболее развитые страны, активно рекламируя свой образ
жизни, предлагая выгодные условия труда (самореализации) прежде всего для
интеллектуальной элиты, смогли существенно усилить собственный потенциал в этой
сфере, истощив интеллектуальную составляющую ресурсов конкурентов.
Основным способом достижения
геополитического превосходства является экспансия – расширение сферы господства,
осуществляемое как экономическими методами, так и внеэкономическими[91]
(вооруженный захват, дипломатическое давление, информационно-психологическая
война).
-206-
Традиционно под экспансией в
геополитике понимались прежде всего территориальные приобретения и установление
военно-политических сфер влияния, а также деятельность в данном направлении
(политика экспансии). Сегодня экспансия – это непрерывный полилинейный процесс,
нацеленный на множество объектов и потому порождающий в результате столкновения
интересов целый комплекс разноплановых конфликтов. Так называемая "мирная"
экспансия осуществляется многими государствами и их группировками в отношении
друг друга одновременно, поэтому можно говорить об их "взаимопроникновении"
или, иными словами, образовании комплекса взаимозависимостей и противоречий
(например, обеспечение информационного превосходства). Внутрикоалиционная
экспансия периодически сопровождается "добровольными" взаимными
уступками сторон, хотя общий их баланс, конечно, благоприятствует сильнейшей из
них. В условиях информационного общества важным аспектом геополитической
экспансии является экспансия в информационном пространстве (информационная
экспансия)[92].
Информационная геополитика в
фундаментальном аспекте может рассматриваться как раздел геополитической науки,
изучающий зависимость (взаимосвязь) социально-политической жизни (политических
событий) от "виртуализированного" совокупного жизненного пространства,
с появлением глобальной инфосферы интегрирующего в себя через информационные
технологии, информационно-телекоммуникационные системы и информационные
ресурсы, помимо географически детерминируемых также и пространства, имеющие
кроме "территориального" (измеряемого в однозначно локализуемых в
привычной физической реальности географических или пространственных
координатах), "виртуальные" измерения – информационное,
экономическое, научно-техническое, социально-политическое, культурное, военное.
Выделение информационной геополитики
в самостоятельное направление геополитической науки обусловлено тем, что
информационное пространство в своем развитии достигло того качественного
уровня, который позволяет рассматривать его на равных наряду с традиционными
географически детерминируемыми геополитическими пространствами как вид
жизненного пространства, влияющего на состояние и изменения
социально-политической жизни[93].
В прикладном аспекте информационная
геополитика представляет собой деятельность по принятию и реализации
политических (управленческих) решений в зависимости от условий, складывающихся
в вышеописанных интегральных "виртуализированных" пространственных
координатах.
Целью информационной геополитики
является достижение, поддержание, укрепление и расширение власти (влияния) в
этих координатах (пространствах).
Эта цель достигается преимущественно
путем решения задач ослабления ("устранения" из пространства
конкурентной борьбы) конкурирующих сообществ и завоевания, удержания и
расширения контроля над жизненно важными ресурсами, интегрированными или
целиком находящимися в информационном пространстве.
-207-
Для этого может использоваться
комплексный арсенал сил и средств, основу которого составляют в основном "информационные"
средства и формы воздействия на конкурирующие сообщества, такие, как
информационные технологии, информационное оружие, различные приемы и способы
информационно-психологического воздействия, информационная
(информационно-психологическая) экспансия, информационное противоборство
(информационная война). Данный арсенал дополняется различными формами и
средствами идеологического и культурного влияния и оказания экономического,
политического, дипломатического и военного давления на конкурирующие
сообщества, применение которых в случае реализации задач информационной
геополитики подчинено замыслу использования вышеупомянутой "информационной"
составляющей.
В общем случае поведение субъекта
геополитических отношений при реализации им информационной геополитики в целях
установления господства в информационном пространстве и полного доминирования
над конкурентами во всем совокупном жизненном пространстве может состоять из
следующих действий, поэтапно переходящих одно в другое по мере роста
напряженности отношений с другими субъектами геополитической конкуренции.
1.
Скрытое
(информационное) управление процессами внутри системы конкурирующего
сообщества, достигаемое посредством создания условий, побуждающих
государственную власть данного субъекта геополитической конкуренции к тем или
иным действиям не столько в собственных, сколько – в чужих интересах,
осуществляемое на фоне информационной, идеологической, культурной и
экономической экспансии.
2.
Информационная
(информационно-психологическая) агрессия, подкрепляемая экономическим,
политическим и дипломатическим давлением (санкциями), угрозой применения
военной силы.
3.
Информационная
война, сопровождаемая экономической блокадой, военно-силовыми акциями.
Потенциал субъекта геополитических
отношений (конкуренции) в информационной сфере и других взаимосвязанных с ней
сферах геополитической конкуренции характеризуется интегральным показателем
информационной силы (мощи).
Оценка мощи государства-субъекта
геополитической конкуренции в информационном пространстве основывается на учете
уровня развития информационной инфраструктуры, объемов потоков накопленной и
циркулирующей в ней информации, лидерства в разработке и внедрении высоких
технологий (и информационного оружия), степени информационного доминирования по
отношению к другим субъектам геополитической конкуренции, которое, в частности,
может выражаться в информационной (экономической, политической, культурной)
зависимости национальной информационной инфраструктуры этих субъектов от
импорта стратегически важной информации и информационных технологий из
субъекта-донора. Также в настоящее время, когда основная схватка за сферы
влияния, достигающая размаха борьбы за передел мира, ведется в информационном
пространстве особыми методами и средствами, в понятие мощи (силы)
геополитического субъекта входит потенциал отражения информационной агрессии.
-208-
Так, общая оценка информационной
мощи того или иного геополитического субъекта в информационном пространстве
может производиться путем оценки по следующим позициям[94]:
качественные
характеристики совокупного информационного потенциала этого субъекта,
включающего в себя информационную инфраструктуру, научно-технический потенциал
в сфере высоких технологий (прежде всего – информационных), общий
интеллектуальный и духовный потенциал общества, отраженный в информационной
сфере, силы и средства информационного противоборства и пр.;
возможности
субъекта в самостоятельном развитии по ключевым направлениям формирования
национальной информационной инфраструктуры (национального информационного
пространства) и научно-технического прогресса в сфере информационных технологий
и средств информационного противоборства, сохранения и укрепления
интеллектуального и духовного потенциала общества и степень его зависимости от
достижений в этой области других стран;
возможности
информационного воздействия на данного субъекта, его информационное
пространство и связанные с ним сферы;
способности
данного субъекта к устойчивому развитию в условиях информационного
противоборства и острой геополитической конкуренции в информационном
пространстве;
восприимчивость
к информационному трансферту, скрытому перераспределению информационного
ресурса данного субъекта силами, средствами и способами информационного
воздействия.
Как указывает В.Б. Вепринцев[95],
геополитика информационного общества можно – этап в эволюции геополитики как
научно-практического знания на фоне перехода от энергетической эпохи развития
цивилизации к информационной.
Эта эволюция имеет в своей основе
естественную потребность участников мировых геополитических процессов в
обеспечении устойчивости собственного развития. В условиях ограниченности
природных физико-географических координат существования человечества на планете
Земля и естественных (природных) планетарных ресурсов непрерывно возникают
задачи обеспечения сообщества новыми жизненно важными пространствами и
ресурсами.
-209-
В новейший исторический период
человеческая деятельность в таких областях, как информационные технологии и
освоение космоса, существенно расширила множество пространств, рассматриваемых
субъектами геополитики как сферы своих жизненно важных интересов, за
доминирующие позиции и контроль над которыми ведется конкурентная борьба между
различными сообществами.
Геополитика информационного общества
оперирует с различными формами пространства, формирующими совокупную среду
существования человечества на этом этапе развития. К таким пространствам
относятся, например, экономическое, социально-политическое, культурное,
информационное и другие пространства, наиболее характерной особенностью которых
для эпохи построения информационного общества можно считать их "виртуализацию"
и взаимную интеграцию через информационное пространство.
При этом задача завоевания и
удержания контроля над традиционными "географическими" территориями
(регионами) планеты и распределенными на них природными, техногенными (цивилизационными)
и людскими ресурсами, необходимыми для устойчивого развития государства
(человеческого сообщества), обеспечения его интересов и безопасности, остается
для геополитики информационного общества не менее значимой и актуальной, чем
аналогичные задачи в "виртуализированных" пространствах[96].
9.4.
Информационное противоборство и информационно-психологическая война
Информационное противоборство и его
наиболее острая форма – информационно-психологическая война – в силу своей
высокой социальной опасности являются важнейшими факторами, определяющими цели,
задачи и основные направления государственной информационной политики. В
Доктрине информационной безопасности Российской Федерации указывается, что "наиболее
опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является
неконтролируемое распространение "информационного оружия" и
развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций
ведения "информационных войн"", "стремление ряда стран к
информационному доминированию и ущемлению интересов России в мировом
информационном пространстве", "разработка рядом государств концепций
информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на
информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных
ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним"[97].
-210-
Одной из важнейших задач
государственной информационной политики является противодействие акциям
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны, предусматривающее создание эффективной
государственной системы обеспечения безопасности в
информационно-психологическом пространстве, способной противостоять таким
акциям.
-211-
[84] Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения
безопасности информационного общества // Распределенная конференция "Технологии
информационного общества 98 – Россия". http://www.iis.ru/events/19981130/streltsov.ru.html;
Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление.
Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб.: Изд-во
С.-Петербургского университета, 1999.
[85] Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны.
М.: СИНТЕГ, 1999 (Серия "Информатизация России на пороге XXI века").
[86] Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Изд. 2-е, доп.
и перераб.: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000.; Глобальная информатизация и
безопасность России: Материалы круглого стола "Глобальная информатизация и
социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества" (МГУ,
октябрь 2000 г.) / Под ред. профессора В.И. Добренькова. М.: Изд-во Московского
университета, 2001.
[87] Глобальная информатизация и безопасность России:
Материалы круглого стола "Глобальная информатизация и социально-гуманитарные
проблемы человека, культуры, общества" (МГУ, октябрь 2000 г.) / Под ред.
профессора В.И. Добренькова. М.: Изд-во Московского университета, 2001.; Курушин
В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М.:
Новый юрист, 1998.; Машлыкин В.Г. Европейское информационное пространство. М.:
Наука, 1999. http://isn.rsuh.ru/iu/m4.htm.
[88] Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. М.:
ИНФРА-М, 2000 (Серия "Высшее образование").
[89] Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности:
Дис. … д-ра полит. наук. М.: РАГС, 2000.
[90] Бубенников А.Н., Бубенников А.А. Япония на пороге
XXI века: технологический, информационный вызов // Проблемы Дальнего Востока.
1999. № 6. С. 70–80.
[91] Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.
Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1986.
[92] Сорокин К.Э. Дилеммы и казусы геополитики.
http://www.politstudies.ru/fulltext/1995/1/2.htm; Модестов С.А. Информационное
противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: Издательский центр
учебных и научных программ, 1998.
[93] Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов
Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства,
технологии: Краткий энциклопедический словарь. М.: Горячая линия – Телеком,
2003.
[94] Там же.
[95] Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов
Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства,
технологии: Краткий энциклопедический словарь. М.: Горячая линия – Телеком,
2003.
[96] Там же.
[97] Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации // Российская газета. 2000. 28 сент.