Раздел II

Глава 8.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

8.1. Информационная безопасность Российской Федерации

8.2. Информационно-психологическая безопасность Российской Федерации

8.3. Определение, сущность и содержание государственной информационной политики

8.4. Предмет государственной информационной политики

8.5. Объекты и субъекты государственной информационной политики

8.6. Государственная информационная политика как часть системы государственного управления

В системе регулирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе центральное место занимает государственная информационная политика – деятельность системы органов государственной власти и управления в информационно-психологической сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся информационным законодательством. В сложных современных условиях государственная информационная политика во многом способствует формированию и развитию новой системы информационно-психологических отношений, позволяющих современному обществу перейти на новый, революционный, этап развития, обеспечивает защиту национальных интересов и информационно-психологическую безопасность личности, общества и государства в изменяющихся условиях. Между тем, сегодня государственная информационная политика сама находится в стадии формирования[81], поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного управления, эффективных в условиях информационного общества.

В настоящей главе представлены результаты исследования современного состояния государственной информационной политики, определены ее цели, задачи, принципы и направления, свидетельствующие о том, что, несмотря на понимание высокой степени социальной опасности угроз, связанных с использованием иностранными субъектами информационного противоборства организационных форм и инструментов агрессивного информационно-психологического воздействия в политических целях, многие направления организации противодействия таким акциям еще не включены в российскую государственную информационную политику.

-172-

8.1. Информационная безопасность Российской Федерации

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности[82].

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни. Это обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами:

*        в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности существенно увеличиваются потребности социально активной части общества в расширении информационного взаимодействия как внутри страны, так и с внешним миром;

*        интенсивное развитие информационной инфраструктуры и, прежде всего, информационно-телекоммуникационных систем, средств и систем связи, а также информатизация практически всех сторон общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы;

-173-

*        индивидуальное, групповое и массовое сознание людей все в большей степени зависят от деятельности средств массовой информации и массовых коммуникаций.

Данные обстоятельства предопределили содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности, а практика последних лет показала необходимость концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области.

Базовым концептуальным документом такого рода является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 23 июня 2000 года.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации закреплены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая – это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

-174-

Третья составляющая интересов России в информационной сфере включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Непосредственно сами угрозы информационной безопасности, согласно Доктрине, также можно подразделить на несколько классов:

*        угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности;

*        угрозы индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

*        угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

*        угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

*        угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Среди угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию указаны следующие факторы:

*        противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

*        нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

*        вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

*        девальвация духовных ценностей;

*        снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения;

*        манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

-175-

Угрозой информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации также может являться:

*        отсутствие системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Среди угроз развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов указано противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий.

Среди угроз безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, указаны:

*        противоправные сбор и использование информации;

*        внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

*        разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

*        внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

*        нарушение законных ограничений на распространение информации.

К внешним источникам угроз относятся:

*        деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

*        стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

*        обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

*        деятельность международных террористических организаций;

-176-

*        увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

*        деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

*        разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

*        критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

*        криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

*        недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

*        недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

*        неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

*        недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

*        недостаточная экономическая мощь государства;

*        снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

*        недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

-177-

*        отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

Анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

-178-

Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением ОТКС, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере признано Доктриной в качестве важнейшей, первой составляющей национальных интересов Российской Федерации, для защиты которых и создается система информационной безопасности. Одной из таких основных конституционных свобод определена свобода массовой информации.

Среди угроз этим конституционным правам в Доктрине упоминаются:

*        противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

*        манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Одной из самых серьезных опасностей в сфере внутренней политики Доктрина называет недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей.

Наибольшую опасность среди внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики в соответствии с Доктриной представляет информационно-пропагандистская деятельность средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

-179-

Немаловажно, что одной из угроз свободе массовой информации государство признало неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере.

В качестве угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации в Доктрине называют отсутствие четкой системы формулирования государственной информационной политики.

К сожалению, в Доктрине никак не конкретизировано мнение ее разработчиков о несовершенном правовом регулировании, которое затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Доктрина полностью игнорирует те противоречия и прочие недостатки, которые препятствуют реализации этой свободы. В то же время в ней постоянно акцентируется внимание на недостаточной, по мнению составителей Доктрины, возможности установления ограничений свободы слова в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Доктрина справедливо признает, что нормативно-правовая база, регулирующая деятельность средств массовой информации, требует безотлагательного совершенствования. Приведенный в Доктрине перечень наиболее важных направлений такого совершенствования включает:

*        разработку и принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

*        принятие норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

*        уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

*        создание правовой базы для формирования в Российской Федерации, помимо имеющихся федеральных, региональных структур обеспечения информационной безопасности.

-180-

Один из подразделов Доктрины касается информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, которая признается второй составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и которая включает в себя доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни. Единственный способ, которое усмотрело государство для обеспечения такого "доведения" – усиление государственных средств массовой информации и расширение их возможностей, а также разработка методов формирования государством информационной политики государственных телерадиовещательных организаций и других государственных средств массовой информации. При этом совершенно не учитывается опыт множества иностранных государств, в которых информирование граждан и международного сообщества о государственной политике успешно осуществляется не через государственные, а через общественные (общественно-правовые) или частные средства массовой информации. Ситуация может отчасти измениться, если будут реализованы определенные Доктриной основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни, среди которых названа разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений.

Достаточно много места занимает в тексте Доктрины перечень угроз со стороны зарубежных стран. По мнению ее разработчиков, России следует опасаться:

*        вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

*        девальвации духовных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

*        монополизации информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами;

*        противодействия доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создания условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

-181-

*        закупки органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

*        вытеснения с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

*        увеличения оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

*        деятельности иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленной против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

*        стремления ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

*        обострения международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

*        деятельности международных террористических организаций;

*        увеличения технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

*        деятельности космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

*        разработки рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним;

*        информационного воздействия иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

*        распространения за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

*        попыток несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

*        стремления развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

-182-

*        создания льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремления развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и тому подобное);

*        политики западных стран, направленной на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;

*        активизации деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб и т.д. и т.п.

Хотя и очень сжато, но в Доктрине признается то, что современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают необходимость расширения взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями. Тем не менее такое сотрудничество, по мнению составителей Доктрины, ограничивается противодействием угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Завершает же перечень мер, направленных на внешнюю информационную безопасность, создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации, т.е. организация контрпропаганды и применение, пусть и оборонительных, но все же приемов информационной войны.

Важно отметить, что в Доктрине закреплены основные принципы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, наиболее важными среди которых являются:

*        соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

*        открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

*        правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия, вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основанное на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

-183-

*        приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

К числу первоочередных мероприятий государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации отнесены:

*        разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

*        разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;

*        принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих:

а)       формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б)      повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;

в)       развитие инфраструктуры единого информационного пространства России;

г)        комплексное противодействие угрозам информационной войны;

д)      создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства;

е)       пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж)      обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;

*        развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

*        гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

-184-

В Доктрине изложены также основные функции и элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В общем организационная структура обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выглядит следующим образом.

Согласно "Основным положениям государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ", функции государства – следующие:

*        проведение объективного и всестороннего анализа и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разработка  мер по ее обеспечению;

*        организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации;

*        поддержка деятельности общественных объединений, направленной на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

*        осуществление контроля за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

*        проведение необходимой протекционистской политики в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принятие мер по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

*        содействие предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

*        формулирование и реализация государственной информационной политики России;

*        организация разработки федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

*        содействие интернационализации глобальных информационных сетей и систем вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

-185-

8.2. Информационно-психологическая безопасность Российской Федерации

Безопасность государства информационно-психологическая – это состояние защищенности национальных интересов, связанных с сохранением психического здоровья, системы ценностей и свободы воли граждан и общества, а также информационных структур, информационных ресурсов и процессов циркуляции информации в информационно-психологической сфере, обеспечивающих нормальное функционирование и жизнедеятельность государства, общества и граждан. Состояние защищенности национальных интересов в информационно-психологической сфере характеризуется способностью государства осуществлять всестороннее обеспечение этих интересов в условиях существования известных и прогнозируемых угроз. Состояние защищенности информационных структур, информационных ресурсов и процессов циркуляции информации в информационно-психологической сфере характеризуется способностью государства обеспечивать их нормальное функционирование и развитие в условиях существования известных и прогнозируемых угроз.

Под информационно-психологической безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением психического здоровья, системы ценностей и свободы воли граждан и общества.

Негативное информационно-психологическое воздействие – воздействие на человека или группу лиц (в том числе, помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства.

Специальные средства воздействия – технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.

Специальные методы воздействия – последовательность приемов воздействия на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям для личности, общества и государства.

Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям российской и международной жизни. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

-186-

Психическое здоровье граждан, их духовное благополучие, связанное с успешной адаптацией к условиям реальной жизни, самореализацией в обществе, удовлетворением законных потребностей, нравственным совершенством, обусловливают психическое здоровье общества, которое в силу этого тоже существенно зависит от циркулирующей в обществе информации.

Защита психического здоровья человека и общества от угроз, связанных с воздействием информации, составляет основное содержание деятельности по обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации.

Под информационно-психологической безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением психического здоровья граждан и общества.

На современном этапе национальные интересы Российской Федерации, связанные с сохранением психического здоровья граждан и общества, образуются совокупностью основных интересов личности, общества и государства в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Основные интересы личности в области обеспечения информационно-психологической безопасности состоят в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, необходимой для адаптации к условиям реальной жизни, самореализации в обществе, удовлетворения своих законных потребностей, в использовании этой информации для не запрещенной законом деятельности, а также сохранении психического здоровья человека и защите его психической деятельности от разрушающего воздействия информации.

Основные интересы общества в области обеспечения информационно-психологической безопасности заключаются в достижении и поддержании общественного согласия, в повышении созидательной активности населения, возрождении наиболее важных нравственных ценностей многонационального российского народа.

Основные интересы государства в области обеспечения информационно-психологической безопасности заключаются в создании условий для сохранения психического здоровья граждан и общества, гармоничного развития средств массовой информации, систем образования и воспитания молодежи, в безусловном исполнении законодательства и поддержании правопорядка.

Национальные интересы Российской Федерации в области защиты психической деятельности человека от угроз, связанных с воздействием информации, определяют цели, принципы и задачи государственной политики.

-187-

Для реализации национальных интересов Российской Федерации в области информационно-психологической безопасности необходимо:

*        обеспечить гарантии свободы массовой информации и предотвращения злоупотребления этой свободой, недопущения пропаганды и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

*        усовершенствовать механизмы формирования открытых государственных информационных ресурсов и доступа к ним граждан, а также предотвращения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

*        обеспечить конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и доброго имени;

*        обеспечить гарантии свободы совести и вероисповедания, а также предотвратить злоупотребления этой свободой;

*        повысить психологическую устойчивость граждан к условиям реальной жизни в период проведения социально-политических и экономических реформ российского общества, а также обеспечить возможность их психологической реабилитации;

*        определить совокупность нравственных ценностей, поддерживаемых обществом и государством, и механизмы этой поддержки;

*        законодательно закрепить необходимые ограничения конституционных прав и свобод граждан в интересах защиты нравственности и психического здоровья человека и общества;

*        обеспечить гармоничное развитие отечественного информационного рынка, системы массовой информации граждан.

Обеспечение информационно-психологической безопасности Российской Федерации заключается в противодействии угрозам национальным интересам Российской Федерации, связанным с сохранением психического здоровья граждан и общества, а также с защитой государственных интересов в информационной (информационно-психологической) сфере.

Можно выделить несколько основных источников угроз информационной безопасности Российской Федерации, которые затрагивают интересы человека, общества и государства:

1.        Источники угроз интересам человека.

2.        Источники угроз интересам общества.

3.        Источники угроз интересам государства.

Интересы человека, которые необходимо охранять в "информационном обществе", заключаются, прежде всего, в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.

-188-

Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального "виртуального информационного пространства", а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.

Важной особенностью образа жизни человека в информационном обществе является существенное сокращение "информационных" расстояний (времени доступа к требуемой информации), что приведет к появлению новых возможностей – как по формированию личности, так и реализации ее потенциала. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится по существу основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, на формирование его социального поведения.

Другим опасным источником угроз интересам человека является использование ему во вред персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах упрочения государственности, достижения и поддержания общественного согласия, повышения созидательной активности населения и духовного возрождения России.

Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества. По отношению к преднамеренным и непреднамеренным ошибкам, сбоям и отказам техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов.

Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников и, прежде всего, собственников зарубежных.

Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, а также разрушения нравственных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.

Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

-189-

Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.

Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение "информационного оружия" и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения "информационных войн".

Разрушительное воздействие "информационного оружия" в информационном обществе может оказаться значительно более серьезным, чем это представляется сейчас. Это особенно опасно в условиях существования почти монопольного положения компаний небольшого количества стран мира на рынке информационных продуктов, что способно спровоцировать желание использовать имеющееся превосходство для достижения тех или иных политических целей.

Угрозы психическому здоровью человека могут проявляться в виде:

*        незаконного использования современных информационных и психологических технологий для корректировки жизненных ценностей человека, его психофизиологического состояния, интеллектуальных и мотивационных особенностей;

*        манипулирования индивидуальным и массовым сознанием граждан;

*        агитации и пропаганды, грубо нарушающей общепринятые нравственные нормы, а также разжигающей социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду;

*        неправомерного ограничения доступа граждан к необходимым им открытым информационным ресурсам органов государственной власти, архивным материалам и другой социально значимой информации, а также недостаточной развитости этих ресурсов;

*        искажения предоставляемой гражданам социально значимой информации;

*        противоправного ограничения свободы совести и вероисповедания;

*        явного нарушения (или склонения к нарушению) гражданами принятых в российском обществе нравственных ценностей и этических норм;

*        отсутствия действенных механизмов предотвращения использования средств массовой информации для нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, возбуждения классовой, социальной, расовой или религиозной ненависти, унижения человеческого достоинства.

Угрозы психическому здоровью общества могут проявляться в виде:

*        размывания общепринятых нравственных ценностей на основе пропаганды насилия, жестокости и правового нигилизма;

*        деятельности религиозных сект, проповедующих идеи, противоречащие общепринятым нравственным нормам, и придерживающихся опасных для психического здоровья граждан ритуалов;

-190-

*        снижения уровня образованности граждан, существенно осложняющих адаптацию граждан к условиям современной жизни, снижающих их возможности духовного развития и самореализации.

Источники угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К числу внешних источников таких угроз относятся:

*        деятельность иностранных политических, экономических, военных, общественных и специальных структур, направленная на дезинформацию российского и международного общественного мнения по социально значимым вопросам жизни общества;

*        разработка рядом стран концепции "информационных войн", предусматривающих создание средств воздействия на личностные характеристики человека с помощью информации, получаемой от средств отображения компьютерных систем, а также навязывания специально подготовленной информации;

*        политика иностранных государств и общественных организаций, направленная на внедрение в индивидуальное, групповое и массовое сознание российского общества чуждых ему нравственных норм, агрессивную пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия и жестокости.

К числу внутренних источников угроз относятся:

*        неопределенность целей и задач развития общества, необходимых для их достижения нравственных ценностей и мотивационных установок личности;

*        криминогенная обстановка;

*        неопределенность государственной информационной политики;

*        снижение эффективности системы воспитания и образования.

8.3. Определение, сущность и содержание государственной информационной политики

Согласно разработанному Советом Безопасности России проекту "Основ государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации", государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации (далее – государственная информационная политика) представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере.

Целью государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации является противодействие угрозам безопасности личности, общества и государства и достижение национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере.

-191-

Концепция государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации включает в себя цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государства по противодействию угрозам психическому здоровью, системе ценностей и свободе воли человека и общества, возникающим вследствие воздействия на них информации, а также – по обеспечению безопасности социальных информационных систем, информационных ресурсов и процессов циркуляции информации в информационно-психологической сфере, обеспечивающих нормальное функционирование и жизнедеятельность государства, общества и граждан.

Правовую базу государственной информационной политики составляют Конституция Российской Федерации, Устав Всемирной организации здравоохранения, Европейская конвенция о защите основных прав человека, федеральное законодательство, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

Концепция государственной информационной политики развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации применительно к защите национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере от угроз, связанных с воздействием информации на психическую деятельность человека.

Система государственной информационной политики представлена на рис. 3.

Приоритетными направлениями деятельности по реализации государственной информационной политики являются:

*        совершенствование отечественного законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, и системы международных договоренностей по вопросам противодействия угрозам безопасности информационного общества (создание системы нормативного правового обеспечения информационной/информационно-психологической безопасности Российской Федерации);

*        совершенствование системы организации правоохранительной и судебной деятельности в области обеспечения безопасности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере как в России, так и на международном уровне;

*        совершенствование технологического обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, средств защиты информации, проведения оперативно-следственных мероприятий, включая нормативное обеспечение процессов их создания, распространения и использования;

*        совершенствование системы подготовки кадров для реализации функций обеспечения безопасности информационной сферы общества;

*        создание системы культурно-образовательного обеспечения безопасности информационной сферы[83].

-192-

Рис. 3

-193-

Нормативное правовое обеспечение информационно-психологической безопасности является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации основывается на принципах:

*        законности;

*        соблюдения и баланса интересов личности, общества и государства;

*        открытости;

*        приоритетности национальных интересов Российской Федерации.

Принцип законности предполагает соблюдение при осуществлении деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.

Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с привлечением общественных организаций и отдельных граждан.

Принцип открытости предполагает в процессе реализации федеральными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Принцип приоритетности национальных интересов Российской Федерации заключается в использовании этих интересов в качестве основы при формировании государственной политики в рассматриваемой области, отстаивании этих интересов с использованием имеющихся у государства возможностей и учетом общепринятой международной практики.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации:

-194-

*        организует и проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры и механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

*        организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, парирование и нейтрализацию угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, локализации и ликвидации последствий их проявления, а также деятельность судебных органов государственной власти по обеспечению правосудия;

*        организует взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями и гражданами в процессе выявления угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации и определения правовых механизмов противодействия этим угрозам;

*        поддерживает законную деятельность общественных объединений в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и государственного контроля деятельности средств массовой информации;

*        организует разработку требований по безопасности современных информационных технологий для психического здоровья граждан и информирует о них общество;

*        осуществляет контроль деятельности федеральных органов государственной власти по реализации государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

*        осуществляет необходимую протекционистскую политику в отношении организаций, участвующих в формировании открытых информационных ресурсов общего пользования и оказывающих информационные услуги российским гражданам на основе этих ресурсов;

*        обеспечивает защиту психики детей и молодежи от воздействия информации, способного нанести ущерб их психическому здоровью, разрушить основы их нравственности;

*        пресекает противоправную деятельность общественных организаций и религиозных объединений, наносящую ущерб психическому здоровью человека и общества;

*        способствует становлению и развитию системы психологической реабилитации граждан.

-195-

8.4. Предмет государственной информационной политики

Предмет государственной информационной политики – система социально-политических отношений общества в информационно-психологической сфере.

8.5. Объекты и субъекты государственной информационной политики

В общем виде классификация объектов и субъектов государственной информационной политики представлена на рис. 3.

Объектом государственной информационной политики является любой объект социальной и политической сферы общества, в отношении которого возможно применение управляющего информационно-психологического, либо иного (политического, экономического и т.д.) воздействия со стороны органов государственной власти и управления, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.

Общим признаком объекта, который может рассматриваться как объект государственной информационной политики, является любая форма использования информации в его функционировании.

Объектом государственной информационной политики может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе:

*        массовое и индивидуальное сознание граждан;

*        социально-политические системы и процессы;

*        информационная инфраструктура;

*        информационные ресурсы;

*        психологические ресурсы, включающие в себя следующие основные компоненты:

а)       систему ценностей общества;

б)      психологическую толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

в)       индивидуальное и массовое сознание граждан;

г)        психологическую толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

д)      психическое здоровье граждан;

е)       толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

-196-

Объекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.

1.        Организации:

*        государственные органы и структуры;

*        негосударственные общественно-политические организации;

*        религиозные организации;

*        негосударственные субъекты экономической деятельности;

*        СМИ и МК.

2.        Население, в состав которого входят отдельные граждане и различные социальные группы, выделяемые по следующим категориям:

*        возраст;

*        пол;

*        уровень образования;

*        социальное положение;

*        экономическая активность;

*        виды и направления социальной деятельности;

*        формы информационной активности (информационно активные, информационно пассивные).

В системе объектов государственной информационной политики организации (как государственные, так и не государственные), в свою очередь, разделяются на три категории по способам реализации своих интересов в СМИ и МК:

*        на владеющие СМИ и МК;

*        на не владеющие СМИ и МК, но информационно активные;

*        на не владеющие СМИ и МК, но информационно пассивные.

Соответственно, существование перечисленных выше различных категорий объектов, имеющих заметно отличающиеся по характеру и содержанию интересы в информационно-психологической сфере, обосновывает необходимость формирования отдельных отраслей государственной информационной политики, связанных с регулированием деятельности каждой из указанных категорий в информационно-психологическом пространстве:

*        государственной информационной политики в отношении деятельности государственных органов и структур, негосударственных общественно-политических организаций, религиозных организаций, негосударственных субъектов экономической деятельности, СМИ и МК;

*        государственной информационной политики в отношении деятельности различных категорий населения: различных возрастных групп, групп с различным уровнем образования, групп, занимающих различное социальное положение, экономически активных или пассивных, занимающихся различными видами и направлениями социальной деятельности, информационно активными или пассивными.

-197-

Субъекты государственной информационной политики – органы государственной власти и управления, в компетенцию которых входит регулирование социально-политических отношений в информационно-психологической сфере, а также негосударственные субъекты данной деятельности, привлекаемые органами государственной власти и управления для решения задач государственного регулирования в информационно-психологической сфере.

Субъекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.

1.        Государственные субъекты государственной информационной политики.

2.        Субъекты массового информирования и коммуникации.

В системе субъектов государственной информационной политики государственные субъекты разделяются на группы по следующим категориям:

*        уровни власти и управления (федеральный, региональный, местный);

*        ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная);

*        направления деятельности органов власти (органы гражданского, экономического управления, "силовой блок", культура, внешнеполитические ведомства).

В системе субъектов государственной информационной политики субъекты массового информирования и коммуникации разделяются на группы по следующим категориям:

*        по виду собственности (государственные СМИ и МК, контролируемые российскими физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК, контролируемые иностранными физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК);

*        по способу распространения информации (электронные СМИ и МК, печатные СМИ и МК, Internet-СМИ и Internet-МК).

Соответственно, существование перечисленных выше различных категорий субъектов реализации государственной информационной политики обосновывает необходимость формирования отдельных отраслей государственной информационной политики, связанных с разграничением компетенции каждой из указанных категорий субъектов в государственном регулировании системы социально-политических отношений в информационно-психологическом пространстве:

*        Государственная информационная политика, реализуемая на федеральном, региональном и местном уровнях государственной власти и управления;

*        Государственная информационная политика, реализуемая законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

-198-

*        Государственная информационная политика, реализуемая различными органами государственной власти и управления по направлениям их деятельности;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии электронных СМИ и МК;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии печатных СМИ и МК;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии Internet-СМИ и Internet-МК;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии государственных СМИ и МК;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии контролируемых российскими физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК;

*        Государственная информационная политика, реализуемая при участии контролируемых иностранными физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК.

8.6. Государственная информационная политика как часть системы государственного управления

Формирование и реализация государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации в рамках системы государственной власти и управления осуществляется системой обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации. Данная система является частью системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и функционирует в ее рамках.

Основными функциями системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации являются:

*        совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

*        создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

*        оценка состояния информационно-психологической безопасности в стране, выявление источников внутренних и внешних угроз информационно-психологической безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, парирования и нейтрализации этих угроз;

*        координация деятельности федеральных органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;

-199-

*        контроль деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения информационно-психологической безопасности России;

*        предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, посягающих на безопасность законных интересов граждан, общества и государства в области обеспечения информационно-психологической безопасности, осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;

*        организация разработки федеральных и региональных программ обеспечения информационно-психологической безопасности и координация работ по их реализации;

*        осуществление международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.

Компетенция основных элементов организационной основы системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Организационно система обеспечения информационно-психологической безопасности является частью системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которую составляют: Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законом участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Функции органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации определяются на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей, предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также установленных законодательством полномочий местной власти. Функции выделенных субъектов по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации в основном совпадают с функциями по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

-200-

Между тем, следует отметить, что сегодня в рамках системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации отсутствуют органы и структуры, специально предназначенные для организации противодействия акциям и мероприятиям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны. Несмотря на то, что информационно-психологическая война указана в Доктрине информационной безопасности в качестве одной из наиболее опасных угроз безопасности личности, общества и государства, противодействие операциям информационно-психологической войны осуществляется всеми субъектами системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации в качестве неосновного направления реализации государственной информационной политики, без системы и, практически, без взаимной координации.

-201-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека



[81] Видный российский ученый профессор Е.П. Тавокин, характеризуя современное состояние государственной информационной политики, указывает:

1. Не сформулированы конкретные цели и ориентиры информационной политики.

2. Государство фактически не имеет эффективных механизмов воздействия на собственные СМИ, не может направлять их деятельность в русло содействия достижению стратегических интересов России.

3. Производство информации, ее интерпретация, определение ее приоритетов осуществляется самими СМИ.

4. Содержание, характер и направленность практически всех видов и форм сведений, циркулирующих в отечественных СМИ, нередко далеки, а порой даже противоречат интересам государства (Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 42).

[82] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сент.

[83] Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества // Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 – Россия". http://www.iis.ru/events/19981130/streltsov.ru.html.

Hosted by uCoz