Раздел II
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
7.2.
Безопасность политической системы современного информационного общества
Процессы и конфликты, развивающиеся
в информационно-психологической сфере общества, являются проекцией (отражением)
на эту сферу политической активности
различных социальных слоев, групп, политических партий и объединений и
иных субъектов общественной деятельности современного информационного общества.
Состояние системы социальных отношений в информационно-психологической сфере во
многом определяется именно динамикой развития системы политических отношений
общества, а возникающие в результате этих изменений информационно-психологические
конфликты могут играть по отношению к инициировавшим их политическим процессам
как несамостоятельную роль (обеспечивающую достижение целей политическими
средствами в политической сфере общества), так и роль самостоятельную,
независимую от дальнейших стадий развития инициировавших их исходных
политических процессов. Обратное тоже верно – конфликты и процессы в
информационно-психологической сфере могут порождать социальные, политические,
этнические и иные процессы, изменяющие состояние безопасности государства и
общества в целом. При этом информационно-психологические процессы, порождающие
такие изменения состояния безопасности, протекают, как правило, в скрытой
(латентной) форме, и мы обнаруживаем результат эволюционного развития такого
процесса только в момент его кульминации (когда все тайные цели уже
достигнуты), в основном, по его косвенным признакам и проявлениям – в
результате возникновения новых или эскалации прежних социальных, политических,
этнических, конфессиональных явлений и процессов.
-152-
Информационно-психологическая
безопасность является важнейшим критерием оценки стабильности системы
социальных, духовных, политических отношений современного общества в
информационно-психологической сфере, которая рассматривается государством как
особое поле деятельности. Появление и реализация концепции так называемого "электронного
правительства", формирование на законодательном уровне основ
государственной информационной политики позволяют говорить о том, что в
настоящее время идет процесс активной интеграции государственных структур и
органов власти в информационно-психологическое пространство, их адаптация к
новым условиям деятельности, связанная со значительными изменениями их
первоначальной структуры (так, исполнительная власть в информационном пространстве
существует не в виде привычных для постиндустриального общества министерств и
ведомств, а в виде "электронного правительства"), что, в свою
очередь, говорит о том, что государство становится основным фактором,
регулирующим общественные отношения в информационно-психологической сфере.
Одновременно с усиливающейся регулирующей ролью государства в информационной
сфере, все больший вес в общем объеме общественных отношений приобретают
отношения сугубо политические – отношения между социальными группами, классами,
нациями и государствами по поводу власти и властных отношений, существующие и
развивающиеся в рамках законов виртуального информационного пространства и
реализуемые посредством инструментов (методов) информационно-психологического
воздействия. Это, в свою очередь, порождает в пределах
информационно-психологической сферы собственную сферу политических отношений,
тесно смыкающуюся (и частично перекрывающуюся) с традиционной сферой
политических отношений общества постиндустриального. Можно также говорить, что
с переходом общества от индустриальной стадии развития к информационной
происходит трансформация его политосферы, отдельные части которой напрямую
включаются в информационную (информационно-психологическую) политосферу, а
другие становятся основой (базисом) для ее дальнейшего развития. Появление в
информационно-психологической сфере собственной политосферы и изучение
происходящих в ней политических процессов становится основой для появления
нового направления политики – информационной.
-153-
Одним из важнейших направлений
изучения проблем обеспечения системной безопасности государства является ее
политологический анализ. Особенность такого рода анализа состоит, прежде всего,
в том, что безопасность рассматривается в сложной системе политических координат:
через определение состояния политической сферы общества, выявление сущности
властных отношений, характеристику видов и способов политической деятельности,
уяснение содержания и направленности внешне- и внутриполитических процессов.
Исходным пунктом рассмотрения
проблем безопасности с точки зрения политической науки является выяснение
способности общественной системы сохранять состояние динамического равновесия с
помощью инструментов политического регулирования, несмотря на неблагоприятные
воздействия внешней и внутренней среды [84].
Объектом политологического анализа, таким образом, является безопасность
личности, общества и государства во всех ее многообразных проявлениях. Предмет
исследования составляют закономерности возникновения угроз и опасностей
функционированию социальной системы в ходе развития политических процессов и
явлений, а также условия, направленность и способы регулирования общественных
отношений посредством политики в интересах безопасности.
Выяснение сложного комплекса
вопросов, связанных с познанием указанных проблем, требует, прежде всего,
исследования поля политики, оказывающего самое непосредственное воздействие на
состояние безопасности личности, общества и государства. Знание соотношения
между полем политики и сферой безопасности позволяет определить сущность
политического воздействия на процессы, затрагивающие безопасность личности,
общества и государства, а также роль политики, ее возможности и пределы в
отражении потенциальных и актуальных опасностей и угроз.
Характеристики поля политики, т.е.
того социального пространства, которое связано с политическими процессами и
явлениями, непосредственно вытекают из сущности политики как общественного
явления. Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности
социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов
посредством институтов власти[70].
Она представляет собой также отношения между социальными группами, классами,
нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может
быть понята как особый тип поведения людей, как искусство управления
общественными процессами. Многообразие проявлений политики не означает ее
неопределенности. Ее сущность выражается через категорию "власть".
Поэтому поле политики – это область властных отношений.
-154-
В социальной системе политика
выступает как всеобщий и универсальный инструмент общественного регулирования,
а политическое руководство и управление являются решающим фактором общественной
организации. Всеобщее организационное начало, заложенное в политике, дает
возможность преодолевать процессы стихийного развития, которые присущи
экономической, социальной и духовной сферам общества и способны нарушить
стабильное состояние, вызвать социальную дезорганизацию и угрозы безопасности.
Более того, политическая организация дополняет социальную самоорганизацию,
придает ей осмысленный, целенаправленный характер, а в необходимых случаях –
замещает процессы самоорганизации, если они ведут к общественным деформациям
(рост криминальных структур, распространению или навязыванию архаических форм
производства, зависимости от внешних факторов и т.д.).
Важнейшей, хотя не единственной,
причиной появления политики как регулятора общественных отношений стала
потребность в безопасности человеческого сообщества. Необходимость в
координации деятельности разнообразных элементов социальности, в волевых
отношениях между людьми в особой степени возникает именно тогда, когда
противоречия и конфликты внутри социума создают угрозу его существованию. Таким
образом, потребность в самосохранении и выживании в условиях сложившихся угроз
жизни как отдельных индивидов, так и всего сообщества порождает особый вид
общественных отношений – политические отношения.
Безопасность выступает в политике не
только как насущная потребность, но и как важнейшая жизненная ценность: она
выступает объектом человеческих желаний и устремлений, необходимой нормой бытия[71].
В то же время безопасность требует необходимой общественной регуляции. На
основе ценностных представлений о безопасности в сфере политики осуществляются
и развертываются системы нормативного контроля и соответствующие политические
институты. С их помощью обеспечивается объединение разрозненных усилий
индивидов, различных слоев и групп, общества в целом для решения насущных задач
в интересах самосохранения, выживания и развития.
Главная цель политики заключается в
обеспечении целостности социальной системы, в эффективной общественной
интеграции. В системе политического целеполагания безопасность выступает
ведущим компонентом, поскольку создание благоприятных внешних и внутренних
условий для общественного развития полностью совпадает с интересами обеспечения
безопасности и задачами конструктивной политики.
Внутренняя взаимосвязь политики и
безопасности как общественных феноменов порождает значительное совпадение
области их проявления. Сфера безопасности и поле политики определяются прежде
всего конфликтной средой, и в этом проявляется единство того социального
пространства, на которое они распространяются. Действительно, поле политики
представляет собой область конфликтных социальных взаимоотношений, а сама
политика выступает инструментом их оптимизации: задача политики заключается в
разрешении общественного конфликта и переводе социального взаимодействия
-155-
в русло согласия. В то же время угроза безопасности
личности, общества и государства возникает в той конфликтной среде, которая
накапливает в себе потенциал разрушения, поэтому сфера безопасности охватывает
прежде всего и преимущественно все ту же область конфликтных взаимоотношений.
7.1.
Влияние политических конфликтов на информационно-психологическую безопасность
современного общества
Одним из основных факторов
безопасного развития страны является поддержание стабильности функционирования
общественной системы. Обеспечение гражданского мира и согласия определяется в "Концепции
национальной безопасности Российской Федерации" как одно из важнейших
условий реализации национальных интересов во внутриполитической сфере. Все это
требует целенаправленной деятельности по нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению конфликтов и кризисных ситуаций, которые могут
вызвать нарушение единства и стабильности общественного развития, создать
угрозу безопасности страны.
Проблема общественных конфликтов в
теоретическом плане рассматривается в рамках особого научного направления –
конфликтологии. Составной частью теоретического анализа конфликтов, их влияния
на состояние и функционирование социальной системы является исследование
политических конфликтов, имеющих свою собственную природу, специфическую
область проявления, формы и способы протекания. Знание сущности и роли
политических конфликтов дает возможность обеспечивать своевременное и
эффективное реагирования на потенциальные и актуальные угрозы в сфере
безопасности.
Политический конфликт представляет
собой столкновение двух или более разнонаправленных политических сил с целью
реализации интересов определенных общественных групп. Он связан с деятельностью
институционализированных социальных групп, нацеленных на систему властных
отношений, и является весьма распространенным явлением в жизни общества. В
информационно-психологическом пространстве конфликт выступает как форма
обострения или разрешения противоречий между субъектами информационной политики
по поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу
перераспределения их роли, места и функций в политической системе
информационного общества.
-156-
Политические конфликты проистекают
из различий социальных позиций тех или иных общественных групп по отношению к
распределению власти. В их основе лежат причины социально-экономического и
духовно-идеологического характера. В международном плане существенную роль в
возникновении конфликтных ситуаций играют геополитические изменения, нарушения
баланса сил и интересов, культурно-цивилизационные противоречия. Серьезным
источником политических конфликтов могут являться нерешенные в прошлом
территориальные проблемы, тяжелое историческое наследие в межнациональных
отношениях и т.д. В этом смысле можно определить политические конфликты как
конфликты "второго порядка", поскольку их коренные причины
обнаруживаются в других сферах жизни общества, и они получают развитие на
широком социальном фоне[72].
Причины многих политических
конфликтов можно обнаружить в тех противоречиях, которые складываются в
политической сфере жизни общества. Ими могут быть противоречия между публичной
властью и общественным самоуправлением, между государством и гражданским
обществом, между элементами политической системы и ее политической организации
(в том числе между субъектами власти, политическими партиями,
общественно-политическими организациями и т.д.), а также противоречия в сфере
национальных отношений. Таким образом, политические конфликты, имеющие
собственно политическую природу, выражают несовпадение политических интересов и
целей социально-политических субъектов, недостаточную сбалансированность
политической системы, асинхронность функционирования ее элементов, ложное или
искаженное политическое сознание субъектов политики, недостаточное
информирование различных политических структур и другие "зазоры" в
политических процессах и отношениях, порождающие столкновение политических сил[73].
В общественной жизни политические
конфликты проявляют себя многообразно, характеризуются рядом существенных
параметров. Наиболее значимыми и опасными являются те из них, которые
охватывают все уровни социально-политической структуры и затрагивают
фундаментальные основы общественного бытия. К такой категории можно отнести
политические конфликты в информационно-психологической сфере, которые в
информационном обществе могут представлять особую социальную опасность, в
первую очередь, в силу высокой агрессивности таких форм информационного
противоборства, как информационная война, и в силу высокой поражающей
способности информационного оружия. В то же время можно наблюдать и такие
конфликты, которые не нарушают естественного процесса общественной интеграции и
заключают в себе положительный потенциал развития, являясь функциональными в
позитивном плане. Их можно рассматривать как своеобразные сигналы, указывающие
на необходимость совершенствования или изменения каких-либо сторон политической
системы общества.
-157-
Согласно видному ученому доктору
политических наук А.В. Макееву, в ходе политических конфликтов безопасность
общества подвергается испытаниям разной степени в зависимости от следующих
характеристик политического противоборства:
состава
конфликтующих сторон, конкретных политических участников, их ранга, силы и
положения в обществе;
объекта
конфликта;
способов
и средств, используемых участниками политического противостояния;
идеологических
и социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в конфликте;
пространственно-временных
параметров протекания политических конфликтов;
интенсивности
политического столкновения;
способа
и результатов разрешения политического конфликта.
Принципиальную важность для оценки
потенциальных угроз безопасности имеет определение объекта конфликта. Объектом
политического столкновения может являться как вся система политической власти,
так и ее отдельные элементы и структуры. Если им становится государственная
власть в целом, то безопасность общества подвергается наибольшей угрозе, а само
столкновение политических сил достигает высокой степени напряжения.
Существенное значение для оценки
угроз безопасности имеет выявление способов и средств, используемых в
конфликте. Непосредственную угрозу для информационно-психологической
безопасности общества и его политических институтов представляют действия
участников конфликта с использованием крайних средств и вооруженных способов
борьбы – операций информационно-психологической войны с применением
информационного оружия.
Для понимания возможных вариантов
развития событий важен конкретный анализ образа возникшего конфликта,
сформировавшегося в глазах его участников и третьих сторон, учет
социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в нем.
Напряженность в обществе в обстановке конфликта существенно усиливается в
атмосфере непримиримости позиций сил, втянутых в конфронтацию, искусственного
формирования образа врага, безразличия стороны, не принимающей участия в
столкновении. Особую роль в конфликтной ситуации играют средства массовой
информации, формирующие общественное мнение относительно происходящего. Отсутствие
объективности при освещении событий и полной информации искажает реальный ход и
смысл политического конфликта и препятствует своевременному и эффективному его
разрешению.
-158-
Своевременная локализация конфликта,
ограничение его по области распространения и по времени протекания препятствует
развертыванию политического столкновения в явление масштабного характера,
создает благоприятные возможности для нейтрализации возможных негативных
последствий.
Существенным фактором, требующим
своевременной оценки, является интенсивность протекания конфликта. Даже
кратковременное столкновение политических сил, носящее локальный характер, но
имеющее высокий уровень интенсивности, может резко изменить политическую
ситуацию. Например, динамичное развитие локального конфликта в центре власти
может привести к государственному перевороту. Кроме того, в
информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь
вялотекущий, латентный конфликт, незаметный для окружающих – именно так в
условиях мирного времени создаются условия для использования технологий тайного
манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и
средств информационно-психологической агрессии, протекают операции
информационно-психологической войны, для которых скрытность, маскировка под
другие социальные процессы – необходимое условие высокой эффективности.
Наконец, важное значение для
политической жизни общества и решения задач обеспечения его безопасности имеют
последствия и результаты конфликта. Не всякое политическое столкновение
непосредственным образом влияет на систему государственной власти, стабильность
общества, условия обеспечения его безопасности. В то же время необходима
объективная оценка политических конфликтов, в том числе их результатов,
краткосрочных и долговременных последствий для отработки системы конкретных
мер, направленных на эффективное разрешение конфликтных ситуаций в будущем.
Политические конфликты играют в
общественной жизни неоднозначную роль. Известно, что противоречия и конфликты
выступают как движущая сила всякого общественного развития. Поэтому сами по
себе конфликтные отношения нельзя рассматривать как исключительно негативное
явление.
Обычно частичные политические
конфликты малой интенсивности играют в обществе позитивную роль, выполняя
функцию обратной связи, так как само их возникновение означает для центров
принятия решений сигнал о назревшей проблеме, требующей соответствующего
политического реагирования. Адекватные действия со стороны властных структур
позволяют своевременно разрешить возникший конфликт в интересах поступательного
общественного развития. В то же время при недостаточном внимании к
регулированию конфликтов малой интенсивности, несвоевременном или ошибочном
реагировании на них со стороны властных органов (а также при отсутствии
необходимых ресурсов) может произойти углубление конфликтов, разрастание
-159-
их до масштабов, способных вызвать политическую
дестабилизацию в обществе. Развитие частных конфликтов, появление новых и их "наложение"
друг на друга может привести к возникновению так называемых всеобщих
конфликтов. Они, как правило, разворачиваются в связи с проблемами сохранения
или изменения власти, ее укрепления или подрыва, т.е. имеют
непосредственно-политический характер, в то время как частичные конфликты охватывают
лишь фрагмент этой структуры и не влияют на систему существующих отношений с
властью. Таким образом, накопление политических конфликтов и их развитие может
вывести всю общественную систему из состояния динамического равновесия и
вызвать нарастания явлений политической дезорганизации.
Политическая дезорганизация
порождает различные требования к системе обеспечения безопасности, которые
должны быть адекватными масштабам и характеру складывающихся угроз в результате
усложнения и разрастания конфликтной среды. Процесс нарастания политической
дезорганизации может характеризоваться следующими этапами.
1.
Стабильная
политическая обстановка.
2.
Обстановка
развития и роста конфликтов.
3.
Политический
кризис.
4.
Политическая
катастрофа[74].
Стабильная политическая обстановка
не исключает конфликтных проявлений, однако в целом она характеризуется
преобладанием антиэнтропийных процессов, устойчивым состоянием всей
общественной системы, в том числе эффективным функционированием ее политосферы.
В стабильной ситуации политические конфликты имеют явно выраженные позитивные
функции и носят умеренный характер (частичные конфликты малой интенсивности). С
внешнеполитической точки зрения внутренняя стабильность подкрепляется
партнерским характером межгосударственных отношений при отсутствии серьезных
конфликтов в сфере жизненно важных интересов страны.
В такой ситуации угрозы безопасности
не актуализируются и проявляют себя как потенциальные. Политическая
деятельность, в том числе в сфере обеспечения безопасности, носит
преимущественно рутинный характер. Тем не менее, для органов безопасности
важное значение в условиях сохраняющейся стабильности имеют задачи
прогнозирования вероятных конфликтов, способных вызвать угрозы. Существенную
роль в их решении играет анализ сложных общественных процессов и изменений в
геополитической обстановке.
Обстановка развития и роста
конфликтов (конфликтная обстановка) выражает собой первый этап процесса
политической дезорганизации. На этой фазе политические конфликты, сохраняя свой
частичный характер и малую интенсивность, приобретают массовый характер.
-160-
Происходит рост масштабов и "наложение"
конфликтов, что резко усиливает нагрузку на политическую систему. В
международном плане этому этапу соответствует рассогласование партнерских
отношений, рост политической конкуренции в сфере межгосударственных отношений.
Возможно появление конфликтов, в том числе вооруженных, в непосредственной
близости от государственной границы страны с выраженной перспективой втягивания
в них потенциальных противников.
В этих условиях происходит
актуализация угроз безопасности: из потенциальных они перерастают в реальные,
что требует от властных органов принятия срочных мер в сфере защиты личности,
общества и государства. Политическая деятельность при этом с необходимостью
принимает экстраординарный характер. Перед органами безопасности встают задачи
по нейтрализации и снятию угроз; требуется их участие в разрешении политических
конфликтов, затрагивающих жизненно важные интересы страны. Особое значение
приобретает не только долгосрочное прогнозирование, но и краткосрочный прогноз,
направленный на выявление опасных тенденций в развитии политических конфликтов.
На втором этапе роста политической
дезорганизации общество сталкивается с ситуацией политического кризиса. На фазе
политического кризиса дезорганизационные процессы получают преобладание над
факторами организации, политические конфликты приобретают характер всеобщих,
для которых характерна высокая степень интенсивности. Они затрагивают всю
систему властных отношений, создавая угрозу жизненно важным интересам личности,
общества и государства.
Кризисный этап политического
развития представляет собой наиболее сложную и ответственную фазу в процессе
нарастания общественной дезорганизации. Политический кризис характеризуется
полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом
политического процесса. Он связан с расстройством механизма управления
политической и иных сфер жизни общества на фоне растущей неудовлетворенности
своим положением массовых общественных групп. Внешнеполитическая сторона
политического кризиса означает вступление страны в конфликт на международной
арене: прямое или косвенное участие основных соперников в столкновении означает
возникновение кризиса в системе мировых политических отношений.
На этой фазе политической
дезорганизации угрозы безопасности приобретают предельно актуальное значение.
Их в высшей степени интенсивный характер приводит к возникновению реальной
опасности существованию общества и государства. В таких условиях в политических
отношениях явное преобладание получают борьба и острое соперничество при
сведении к минимуму возможностей согласия и сотрудничества между политическими
силами, участвующими в столкновении.
-161-
Политическая катастрофа (третий
этап) является вероятной фазой в развитии политической дезорганизации в
результате разрушительного, крайне негативного развития крупномасштабного
конфликта. Политическая катастрофа означает состояние энтропии социальной системы,
которая связана с разложением властных органов, крахом всей политической
системы общества, прекращением самостоятельной политической жизнедеятельности.
Во внешнеполитическом отношении это означает утрату государственного
суверенитета и национальной независимости страны. В результате нанесения
прямого ущерба происходит разрушение системы безопасности. В этих условиях
основной задачей в сфере безопасности является минимизация ущерба.
Большое значение для понимания
сущности политического конфликта имеет знание процесса его развертывания.
Такого рода знание является основой научного анализа и практического поиска
выхода из конфликта в интересах безопасности.
Согласно А.В. Макееву, основные
стадии развития политического конфликта[75]
состоят в следующем:
осознание
различными (противостоящими) силами конкретного противоречия, выраженного в
более или менее конфликтной форме формировавшееся отношение сторон к проблеме;
определение
целей стратегии и форм борьбы сторон для разрешения имеющихся противоречий;
вовлечение
в борьбу других участников через политические блоки, коалиции, союзы;
нарастание
борьбы вплоть до кризиса, постепенно охватывающего всех участников;
переход
одной из сторон к практическому применению силы – первоначально в ограниченных
масштабах и в демонстративных целях;
вооруженный
конфликт – от локальных масштабов до высокого уровня вооруженной борьбы всех
участников.
Следует иметь в виду, что
политический конфликт может быть прерван на любой из стадий его развертывания,
если будут изжиты его коренные причины. Особенно важное значение в целях
безопасности имеет предотвращение перерастания конфликта в стадию практического
применения силы. Своевременное прогнозирование политического столкновения с
упреждением его по времени во многом способствует решению этой задачи.
Существенную роль в возникновении
конфликтов с негативными последствиями имеет политическая провокация. Поэтому
предупреждение такого рода событий представляет собой одну из задач недопущения
конфликтов в интересах обеспечения безопасности.
-162-
Политическая провокация – это прием
политического противоборства, который включает в себя специально организованные
акции подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны противника и
использования последствий для дестабилизации обстановки, эскалации насилия,
дискредитации политики государств, партий, политических лидеров, дезинформации
общественного мнения. Сущность провокации наиболее ярко проявляется в ее
ролевом предназначении, которое заключается в следующих ее функциях:
предлог
для столкновения (вооруженного конфликта, войны) – может иметь целью сокрытие
истинных замыслов, служить для перекладывания вины на противостоящую сторону;
дестабилизация
внутри- и внешнеполитической обстановки, в результате действий резко снижается
уровень безопасности;
дискредитация
с целью подрыва авторитета и влияния политических оппонентов (а во внешней
политики – государств и их лидеров);
дезинформация
общественного мнения посредством искажения реальных событий и фактов в своих
интересах и манипулирования общественным сознанием. Особую роль в
дезинформационных процессах играют средства массовой информации;
дезориентация
общественного сознания через отвлечение внимания граждан и политических сил от
жизненно важных проблем, угроз и опасностей.
Все эти функции реализуются
посредством применения конкретных способов и приемов. При этом следует обратить
внимание на широкое использование в целях политической провокации клеветы,
шантажа, диверсий, подлогов и других средств.
Задачи, решаемые в сфере обеспечения
безопасности, требуют выработки механизмов управления конфликтом в целях
недопущения его разрастания и снижения его негативных последствий.
7.2.
Безопасность политической системы современного информационного общества
Национальные интересы России требуют
обеспечения благоприятных условий для политического развития страны. Так,
интересы личности состоят в реальном обеспечении политических прав и свобод
граждан, общество нуждается в упрочении демократии, а интересы государства
выражаются в необходимости эффективной защиты конституционного строя,
суверенитета и территориальной целостности страны, установления и поддержания
политической стабильности, включая стабильность государственной власти и ее
институтов. Огромное значение имеет внешнеполитический аспект безопасности
России, связанный с созданием оптимальных возможностей для развития
международного сотрудничества на основе партнерства в условиях прочного мира.
-163-
Безопасность политической системы
общества (далее – политическая безопасность) заключается в устойчивом и
эффективном развитии этой системы, позволяющем ей адекватно реагировать на
негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и
его сущностные качества. Она может быть охарактеризована через состояние
динамического равновесия политосферы и эффективность деятельности политических
институтов. Стержнем политической безопасности является система властных
отношений: через функционирование государственных механизмов обеспечивается
необходимая степень устойчивости как политической сферы, так и всей
общественной системы, осуществляется регулирование политических процессов и
направляется деятельность специальных служб. Политическая безопасность тесно
связана со способностью властных органов обеспечивать политический суверенитет
страны, сплоченность общества в достижении общезначимых целей на основе баланса
коренных национальных ценностей, жизненно важных интересов его граждан и
основных социальных групп[76].
Политическая безопасность имеет две
основные стороны: внешнюю и внутреннюю.
Структура внутриполитической
безопасности представлена следующими основными компонентами:
безопасность
институциональной подсистемы;
безопасность
регулятивной подсистемы;
безопасность
функционально-коммуникативной подсистемы;
безопасность
духовно-идеологической подсистемы.
Первая из указанных подсистем
политической сферы включает в себя политическую организацию общества, поэтому
безопасность институциональной подсистемы имеет особое значение для устойчивого
функционирования политической системы общества в целом. Эта подсистема состоит
из совокупности государственных органов, политических партий и общественных
организаций, посредством которых обеспечивается регулирование всех сторон
общественной жизни. Центральным элементом политической организации выступает
государство, которое непосредственно реализует функцию защиты от угроз и
опасностей.
Значение безопасности
институциональной подсистемы для политической безопасности в целом выражается в
том, что всякая ее дезорганизация несет с собой нарушение
организационно-технологических основ функционирования политической сферы
общества, что может быть связано с падением эффективности институтов власти,
нереализуемостью политических решений, с общим снижением силы и объема властных
органов.
-164-
Безопасность регулятивной подсистемы
обеспечивает устойчивость политико-правового регулирования общественных
процессов. Поскольку эта подсистема включает в себя сложившийся комплекс
политических принципов и правовых норм, основы конституционного строя и способы
их реализации, то дезорганизационные явления, нарушающие нормальное
функционирование политико-правовой сферы, наносят значительный ущерб
политической безопасности.
Возникновение существенных
противоречий в политико-правовой основе жизнедеятельности общества ведет к
снижению социальной ценности права, его возможностей как средства регулирования
социально-политических отношений и инструмента разрешения конфликтов.
Ослабление регулятивной подсистемы политической сферы общества способно вызвать
рост политической апатии законопослушных граждан при одновременном усилении
активности экстремистских сил, политическое поведение которых выходит за
конституционные рамки.
Безопасность
функционально-коммуникативной подсистемы играет важную роль в сохранении
устойчивости политических отношений на основе общественного и гражданского
согласия.
В структуре политической
безопасности особо выделяется безопасность духовно-идеологической подсистемы,
которая включает в себя совокупность политических ценностей, тип политической
культуры, укорененные в обществе политические идеологии. Устойчивость
духовно-идеологического компонента политической системы во многом определяет
стабильность всей политической сферы общества.
Внешнеполитический аспект
политической безопасности заключает в себе способность политической системы
общества противостоять негативному воздействию извне[77].
Это воздействие может выражаться в попытках дестабилизации внутриполитической
обстановки, изменения конституционного строя, обеспечения внешнего влияния на
принятие важных государственных решений, нарушения территориальной целостности
страны и в других действиях, противоречащих национальным интересам.
Внешнее воздействие, направленное на
ослабление политической безопасности страны, может осуществляться по различным
направлениям и выражаться в различных формах. В современных условиях попытки
добиться политических изменений путем внешнего давления не обязательно
предполагают военно-силовые методы, хотя и не исключают их из арсенала
используемых средств.
Обеспечение политической
безопасности является важнейшей задачей, решение которой создает необходимые
предпосылки для эффективной деятельности всей системы защиты личности, общества
и государства от внешних и внутренних угроз. Только на этой основе возможна
эффективная деятельность государственных и иных политических институтов,
связанная с обеспечением безопасности в других сферах общественной жизни.
-165-
Информационно-психологическая
безопасность неразрывно связана с политической безопасностью, зависит от ее
состояния и является ее прямым следствием, так как политические процессы и
система общественных отношений в информационно-психологической сфере
современного общества являются проекциями на эту сферу системы политических
отношений и процессов в обществе социальном.
7.3.
Политические процессы и конфликты как приоритетный объект тайного
информационно-психологического управления
С точки зрения политической науки:
1.
Политические
отношения в информационно-психологической сфере – деятельность социальных
субъектов, направленная на реализацию общественных интересов в информационном
пространстве посредством институтов власти.
2.
Поле
информационной политики – область конфликтных социальных взаимоотношений в
информационно-психологической сфере.
3.
Информационная
политика – инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в
информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и
осуществления политического руководства в информационно-психологическом
пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций
субъектов информационно-психологической деятельности в социально-политической
системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло
согласия.
4.
Информационно-психологическая
война – политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или
более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по
поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу перераспределения
их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в
котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме
информационно-психологических операций с применением информационного оружия.
Данный конфликт может протекать как
в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
5.
Информационно-психологическая
агрессия – политический конфликт, в котором столкновение конфликтующих сторон
происходит в информационно-психологическом пространстве в условиях
ограниченного и локального по своим масштабам применения силы с целью нанесения
противнику контролируемого ущерба в отдельных областях его деятельности. При
этом негативное информационно-психологическое воздействие на объект агрессии
полностью исчезает с прекращением активности источника агрессии.
-166-
Данный конфликт может протекать как
в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
6.
Тайное
управление информационно-психологическими процессами – политический конфликт,
протекающий в латентной форме, когда деятельность конфликтующих сторон
направлена на создание условий, побуждающих государственную власть других
участников политического конфликта к совершению тех или иных действий не
столько в собственных, сколько – в чужих интересах.
Основными политическими способами
создания благоприятных условий для тайного управления
информационно-психологическими процессами являются:
информационная
(информационно-психологическая) зависимость государства-конкурента от непрерывного
поступления внешних информационных ресурсов и технологий из
информационно-психологического пространства государств-доноров;
дезориентация
государственной информационной политики;
политическая
дезорганизация ситуации внутри государства с целью навязывания внешнего
антикризисного управления;
информационно-психологическая
экспансия.
Таким образом,
информационно-психологическая война, информационно-психологическая агрессия и
тайное (манипулятивное) управление отличаются от других политических конфликтов
только формой оказания управляющего воздействия на участников конфликта.
Как в операциях
информационно-психологической войны, мероприятиях информационно-психологической
агрессии, так и при организации тайного манипулятивного управления предпочтение
отдается тайным формам политической борьбы, при использовании которых противник
не подозревает, что он вовлечен в конфликт и стал жертвой агрессии. Такой
эффект достигается тем, что в операциях информационно-психологической войны
управляющее воздействие оказывается, как правило, не напрямую на объекты
агрессии, а на уже протекающие в обществе политические процессы и конфликты,
которые, в случае их эскалации и превращения в политический кризис, способны
нанести безопасности политической системы общества тот ущерб, который необходим
для достижения целей внешней информационно-психологической агрессии.
При этом сама агрессия или война
успешно маскируются под любые близкие по внешним проявлениям
социально-политические процессы, поскольку практически любое информационно-психологическое
воздействие, вырванное из контекста информационно-психологической операции и
рассматриваемое отдельно, само по себе не является социально опасным и во
множестве встречается в массовых коммуникационных процессах. В свою очередь,
пострадавшая сторона практически всегда связывает нанесение ущерба с конкретным
политическим кризисом и внешними причинами, его вызвавшими, не подозревая, что
далеко не всякое, даже очень серьезное, противоречие способно породить
политический конфликт, который обладает достаточным потенциалом для его
быстрого развития, превращения в политический кризис и, даже, возможно, – в
политическую катастрофу – без внешней подпитки конфликтогенного потенциала и
управления развитием конфликта извне.
-167-
Среди некоторых методов управляющего
информационно-психологического воздействия можно указать формирование образа
возникшего конфликта в глазах его участников и третьих сторон, создание
атмосферы непримиримости позиций сил, втянутых в конфронтацию, искусственного
формирования образа врага, безразличия сторон, не принимающих участия в
столкновении. Отсутствие объективности при освещении событий искажает реальный
ход и смысл политического конфликта и препятствует своевременному и
эффективному его разрешению.
Масштабность и многообразность форм
проявления политических конфликтов позволяет широко оперировать этими
политическими инструментами достижения информационно-психологического
превосходства – наиболее значимые и опасные политические конфликты охватывают
все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные
основы общественной жизни. Методы информационно-психологического управляющего
воздействия позволяют извне регулировать интенсивность протекания политических
конфликтов, варьируя их степень социальной опасности – даже кратковременное
столкновение политических сил, носящее локальный характер, но имеющее высокий
уровень интенсивности, может резко изменить политическую ситуацию – например,
динамичное развитие локального конфликта в центре власти может привести к государственному
перевороту. Накопление политических конфликтов и их развитие может вывести всю
общественную систему из состояния динамического равновесия и вызвать нарастание
явлений политической дезорганизации.
Принципы управления политическими
конфликтами в информационно-психологических операциях.
1.
Принципиальная
уязвимость политической сферы современного общества относительно особо
социально опасных форм информационно-психологического воздействия.
2.
Принципиальная
управляемость политической сферой современного общества с помощью методов
информационно-психологического воздействия.
3.
Использование
деструктивного потенциала политических конфликтов в качестве поражающего
фактора для нанесения ущерба противнику, достижения целей
информационно-психологического превосходства и поражения целей
информационно-психологической войны.
-168-
4.
Использование
политических конфликтов в целях маскировки операций тайного внешнего
управления, информационно-психологической агрессии,
информационно-психологической войны, их организаторов, исполнителей и
пособников, а также размера наносимого этими операциями ущерба.
7.4.
Технологии информационно-психологического воздействия как приоритетный
инструмент политической борьбы в современном информационном обществе
Как указывает видный российский
ученый Г.В. Грачев, основная направленность эволюции технологий власти и
социального управления, цель их изменений и совершенствования заключалась и
заключается в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты
средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей,
обеспечив их "добровольную" подчиняемость. Как отмечает О. Тоффлер,
высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания,
позволяющие "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти;
убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить
противников в союзников"[78].
Рассматривая роль массовых
коммуникаций и их влияние на политические процессы, российские политологи
отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации
становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние
денег и государственного принуждения. Причем непосредственными носителями и,
особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации
являются средства массовой коммуникации[79].
Государственное, административное и
иное силовое принуждение все больше заменяется на информационное воздействие и
психологическое принуждение. "Иметь важную информацию значит иметь власть;
уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей
властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре
или умалчивать ее означает иметь двойную власть", так раскрывают роль и
значение информационно-психологического воздействия на людей немецкие
политологи – авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии
ФРГ[80].
-169-
Наиболее опасным и эффективным
средством информационно-психологического воздействия для политической системы
любого субъекта международных отношений являются организационные технологии
тайного внешнего информационного управления, мероприятия
информационно-психологической агрессии и операции информационно-психологической
войны.
Использование арсенала сил, средств
и методов информационно-психологического воздействия позволяет обеспечить
высокую скрытность, гибкость и многовариантность оказания политического
воздействия как в условиях мирного времени, так и в условиях политической
конфронтации, чему способствуют следующие отличительные черты организации и
проведения операций информационно-психологической войны:
внезапность
нанесения удара по противнику;
скрытность
стадии подготовки операции (в том числе – возможность скрытного, практически не
выявляемого разведкой противника маневрирования силами и средствами, а также
возможность их быстрого и скрытного сосредоточения вблизи границ и жизненно
важных коммуникаций противника для внезапного нанесения удара);
идеальные
условия для маскировки и сокрытия истинных намерений, создаваемые
использованием методов психологического и информационно-технического
воздействия (из средств информационно-психологической войны), возможность
действовать "под чужим флагом";
отсутствие
материальных (криминалистически значимых) следов агрессии, позволяющих
установить истинного агрессора и привлечь его к международной ответственности;
отсутствие
необходимости физического вторжения на территорию противника и оккупации этой
территории для достижения своих целей;
бездействие
основного вооруженного потенциала государства, ставшего жертвой
информационно-психологической агрессии, фактическое бездействие или
неэффективность традиционных военно-политических союзов, созданных для
отражения попыток военного вторжения и коллективной обороны от традиционных
средств вооруженного нападения;
хорошие
возможности для нанесения жертве агрессии (в условиях мирного сосуществования)
ущерба, сравнимого с результатами военных действий на его территории, без
официального объявления войны или каких-либо иных изменений дипломатических
отношений;
-170-
серьезные
трудности, испытываемые жертвой агрессии при обнаружении источника
информационной (психологической) агрессии, ее квалификации и определении
степени опасности и агрессивности выявленных атак (нападений) на его
информационные ресурсы и социальную сферу информационно-психологических
отношений, а также истинных масштабов и целей агрессии, поскольку
информационно-психологические операции проводятся тайно, с соблюдением мер
конспирации и выявить факты их проведения можно только в результате сложного
процесса аналитической реконструкции (воссоздания замысла, структуры,
установления целей, задач, сил и средств методов достижения целей и многого
другого) такой операции по немногочисленным внешним проявлениям и – как
правило, косвенным – признакам этой деятельности агрессора, фиксируемым в
физическом и информационно-психологическом пространстве. Такие трудности ставят
жертву информационно-психологической агрессии в невыгодное положение, в первую
очередь, на начальных стадиях конфликта, когда требуются немедленные действия
для предотвращения наносимого агрессором ущерба. Следует также отметить, что, в
силу латентности протекания организационной и активной стадии
информационно-психологической операции жертва агрессии может обнаружить, что на
нее напали, только на завершающей стадии проведения такой операции, когда
локализация ущерба уже вряд ли возможна;
трудности,
испытываемые жертвой агрессии при выборе системы мер реагирования на
информационно-психологическую агрессию, предотвращения нанесения этим
нападением ущерба государственным интересам и выборе адекватного ответа (ударом
на удар). Это связано как с трудностями установления по немногочисленным, в
основном, косвенным признакам и проявлениям истинных целей агрессивных
действий, так и с отсутствием четкой общепринятой классификации (методики
оценки) разновидностей информационно-психологической агрессии, позволяющей
однозначно отнести те или иные действия, совершаемые агрессором в
информационно-психологической сфере, к экспансии, агрессии или войне;
отсутствие
военно-политических блоков, союзов и коалиций, призванных обеспечивать
коллективную безопасность от внешней агрессии в информационно-психологической
сфере, что составляет жертву информационно-психологической агрессии один на
один с агрессором без какой-либо заранее подготовленной поддержки извне.
Важную роль использования
организационных форм и технологий информационно-психологического воздействия в
качестве инструмента внешней политики подтверждают положения активно
разрабатываемой в США концепции "информационного сдерживания" –
управления кризисными ситуациями с помощью превентивных акций по
информационно-психологическому воздействию на население и властные структуры в
зонах возможного возникновения конфликтов.
-171-
[70] Макеев А.В. Политологические аспекты обеспечения
безопасности, http://www.ksdi.ru/polittec/2000_14/makeev.htm
[71] Там же.
[72] Там же.
[73] Там же.
[74] Там же.
[75] Там же.
[76] Там же.
[77] Там же.
[78] Toffler Al.
Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21-st Centure. New York; London, 1990, p. 114.
[79] Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 254.
[80] Politikwissenschaft:
eine Grundlegung. Bd. 2.