Раздел I
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
5.1. Определение,
объект и предмет информационной политики
5.2. Научная база
информационной политики
5.3. Методологические
основы информационной политики
5.4. Информационная
политика в системе научного знания
Данная глава содержит
теоретико-методологические основы информационной политики, разработанные на
кафедре информационной политики РАГС: определение, объект и предмет
информационной политики, определение научной базы информационной политики как
научной дисциплины, роль и место информационной политики в системе научного
знания.
5.1.
Определение, объект и предмет информационной политики
Политика находит свое наиболее яркое
проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию
общественных интересов посредством институтов власти[45].
Она представляет собой также отношения между социальными группами, классами,
нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может
быть понята как особый тип поведения людей, как искусство управления
общественными процессами. Многообразие проявлений политики не означает ее
неопределенности. Ее сущность выражается через категорию "власть".
Как указывает видный российский
ученый д.с.н. профессор Е.П. Тавокин, "сферы приложения политики весьма различны
и дифференцированы. Однако характер и направленность деятельности социальной
практики определяются концептуальными целевыми установками тех социальных
групп, которые обладают государственной властью"[46].
Информационная политика[47]
– деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе
посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов
информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей
(политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.),
связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей
интересы социальных групп и общественных институтов.
Существует государственная и
негосударственная информационная политика. Согласно видному российскому ученому
профессору В.Д. Попову, информационная политика как отрасль социальной
информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте
информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает
то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие
взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и
на все стороны жизни людей[48].
Государственная информационная политика в той степени должна удовлетворять,
защищать интересы государства, власти, в какой степени государство реализует и
защищает интересы гражданского общества, каждой личности. Это фундаментальный
принцип осуществления государственной информационной политики.
-123-
В.Д. Попов отмечает, что, выражая
сущность информационной политики через категорию "информационная власть",
можно говорить о том, что "информационная политика – это способность и
возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику
людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского
общества с помощью информации"[49].
"Негосударственная
информационная политика может служить государству и не удовлетворять интересы
гражданского общества, вступать в диалог с государством или выступать против
него или всецело обслуживать только интересы отдельных группировок, партий и
даже отдельных личностей"[50].
Объектом информационной политики как
отрасли научного знания (в самом широком смысле) является информационная сфера
жизни общества[51]
– "совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов,
осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации,
а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений"[52].
Правомерно говорить о том, что "объектом информационной политики как
отрасли научного знания (социальной информациологии) являются "информационные
общественные отношения" или отношения между субъектами, осуществляющими
сбор, формирование, анализ, распространение и использование информации в
интересах личности, общества и государства"[53],
"гражданское общество как объект информационного воздействия может быть
представлено состоянием общественного сознания"[54].
В.Д. Попов указывает, что объектом
информационной политики как науки (в более узком смысле) являются массовое
сознание, система СМИ и МК, информационные процессы, отражающие, выражающие,
защищающие права личности и политику государства[55].
Согласно учебнику РАГС "Информационная
политика" (под общей редакцией д.ф.н., профессора В.Д. Попова), "объект
информационной политики – государственное управление информационной сферой,
состоянием общественного сознания, системой СМИ и МК; информационные процессы,
отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику
государства"[56].
Предмет информационной политики как
отрасли научного знания (информациологии) – тенденции, закономерности развития
информационной сферы, "общественных информационных отношений",
информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления
эффекта воздействия СМИ и МК на массовое сознание, на гражданское общество и
государство[57].
-124-
Цель информационной политики как
научной дисциплины – получение системы знаний для обеспечения
информационно-психологической безопасности граждан и страны;
информационно-аналитического сопровождения (обеспечения) государственной
политики, доведения принятых государством решений, программ до населения как
главного массового субъекта управления.
Задача информационной политики как
научной дисциплины – "анализ и прогноз современных информационных процессов,
разработка теоретико-практических методов информационно-аналитической работы,
обеспечение информационно-психологической безопасности". В этом
информационная политика способствует решению "стратегической задачи
информациологии, в особенности – социальной информациологии … – формированию
информационного общества"[58].
С построением информационного
общества обозначилась "отличительная социальная и политическая тенденция …
– построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей,
либо прописанных, укоренившихся в истории и географии, либо построенных заново
в тревожном поиске смыслов и духовности", – отмечает М. Кастельс. При этом
он указывает на важную закономерность: "Первые исторические шаги
информационных обществ … характеризуются преобладанием идентичности как
организационного принципа"[59].
Согласно В.Д. Попову, в формировании информационной политики важную роль играет
закон ментальной идентичности[60].
5.2.
Научная база информационной политики
Научной базой информационной
политики как системы научных знаний и научной дисциплины, формируемой на базе
междисциплинарного подхода, являются системы знаний, методов и инструментов исследования
современной информациологии, и, в первую очередь, – ее социальной отрасли,
философии, политологии, социальной и политической конфликтологии, прикладной
психологии, в том числе – политической психологии, социологии, различных
отраслей права, современные концепции естествознания.
5.3.
Методологические основы информационной политики
Методология – тип
рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование
и конструирование методов[61].
Она включает в себя методологические представления и концепции различного
уровня и широты охвата (общенаучного, философского, междисциплинарного,
частного уровня). Как указывает В.Д. Попов, методология есть, в сущности, база
для теории.
-125-
Теория – это "комплекс
взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение
какого-либо явления; … высшая, самая развитая форма организации научного
знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности – объекта данной теории. Ее формы –
законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы…"[62].
Если методология включает в себя
обоснование законов, разработку методов, принципов исследования на
концептуальном, парадигмальном уровне, то теория, применяя данный научный
арсенал и прилагая его к объекту, к определенным явлениям, процессам, видам
деятельности и отношений, дает систему научных взглядов, представлений, идей,
а, главное, – открывает и пописывает законы, дает классификацию, типологию,
объяснительные схемы исследуемого объекта и формирует предмет той или иной
науки[63].
Особенности объекта исследования
диктуют адекватные ему методы, парадигмы научного исследования. Как указывает
В.Д. Попов, одна из важнейших целей информационной политики – развитие
информационного общества. Для исследования всей его системы – информационных
процессов и технологий, общественного сознания, журналистики, системы СМИ и МК –
сегодня особо выделяют информациологический подход и информационную парадигму[64].
Коллективом кафедры информационной
политики под руководством д.ф.н., профессора В.Д. Попова разработаны научные
принципы формирования государственной информационной политики, основанные на
использовании синергетической, немарковской, рефлексивной, мотивационной
парадигм анализа информационных процессов и управления ими, базирующиеся на
фундаментальных положениях социальной информациологии, отдельных ее
направлениях: массовых информационных процессах, информационных отношениях (в
контексте субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия) в системе
социально-психологических отношений, системе СМИ и МК[65].
5.4.
Информационная политика в системе научного знания
Информационная политика как научная
дисциплина является отраслью социальной информациологии, ее
социально-политической составляющей, и в этом аспекте информационная политика
является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют
идеологические политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и
оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни
людей[66].
-126-
Как указывает В.Д. Попов, "важнейшим
аспектом предмета информационной политики, выступающей в качестве особого
направления социальной информациологии, является исследование закономерностей
развития информационных процессов как одного из видов процессов социальных"[67].
-127-
[45] Макеев А.В. Политология. М., 2002.
[46] Тавокин Е.П. Системные основы государственной
информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России:
Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 40.
[47] Попов В.Д. Информациология и информационная
политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.
[48] Там же.
[49] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
20.
[50] Там же. С. 21.
[51] Там же. С. 22.
[52] Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации // Российская газета. 2000. 28 сент.
[53] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
22.
[54] Основы социального психоанализа /Под ред. В.Д.
Попова. М., 1996.
[55] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
22.
[56] Информационная политика: Учебник / Под общ. ред.
В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.
[57] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
22–23.; Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М.:
Изд-во РАГС, 2003. С. 10–11.
[58] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
23–24.
[59] Кастельс М. Информационная эпоха. М. С. 43.
[60] Попов В.Д. В поисках экономической, информационной и
идеологической идентичности. Массовые информационные процессы в современной
России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 287–300.; Попов
В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М., 1997.
[61] Информационная политика: Учебник / Под общ. ред.
В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 42–43.
[62] Там же.
[63] Там же.
[64] Там же. С. 15–17.
[65] Там же. С. 18.
[66] Попов В.Д. Информациология и информационная политика.
М.: Изд-во РАГС, 2001.
[67] Попов В.Д. Государственная информационная политика:
состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в
современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С.
15.