Раздел I
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
3.1. Понятие информационного
пространства
3.2. Свойства информационного
пространства
3.3. Структура
информационного пространства
3.4. Субъекты деятельности
в информационном пространстве
3.5. Роль и функции
информационного пространства в современном мире
В данной главе исследуются сущность,
содержание и свойства информационного пространства как субъекта управления в
системе государственной информационной политики, роль и функции информационного
пространства в современном мире, его структура и субъекты деятельности.
3.1.
Понятие информационного пространства
Современное значение понятия "информационное
пространство" сложилось в результате эволюции концептуальной схемы
различения в совокупном геополитическом пространстве областей, обладающих
свойствами позволяющими рассматривать их как самостоятельные пространства со
своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия
субъектов социальных отношений[15].
Геополитическое пространство приобретает новое измерение, включив в себя
пространство информационное.
-71-
В исследование информационного
пространства значительный вклад внесли видные ученые В.С. Пирумов[16],
В.Д. Попов[17],
Г.Г. Почепцов[18],
Г.В. Грачев[19],
И.К. Мельник[20],
С.А. Модестов[21],
С. Дацюк[22],
В.А. Копылов[23],
В.Г. Крысько[24],
Л. Малков[25],
В.Г. Машлыкин[26],
М.И. Абдурахманов, В.А. Баришполец, В.Л. Манилов, С.П. Расторгуев[27],
С. Паринов[28],
С.Э. Зуев[29],
В.Б. Вепринцев[30].
Информационное пространство, или
инфосфера, представляет собой весьма специфическую среду. В ней заметно
меняется содержание таких процессов, как взаимодействие в процессе совместной
деятельности, конкуренция (через изменение содержания и характера конкурентной
борьбы между действующими в нем субъектами). В плане силового противоборства
изменяется вооруженная борьба и
пересекающееся с ней, но не совпадающее полностью информационное противоборство.
Особенно существенно в
информационном пространстве меняется характер геополитической конкуренции из-за
борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание более развитым
информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над
информационным ресурсом противника.
В информациологическом аспекте
понимание термина "информационное пространство" базируется на
определении информационной сферы. В настоящее время существует множество
научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из
них.
Информационная сфера – конечный
объем осмысленного информационного пространства.
Информационная сфера – совокупность
информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор,
формирование, распространение и использование информации, а также системы
регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера (среда) – сфера
деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением
информации.
Информационная сфера – совокупность
информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования
информации, информационной инфраструктуры.
Информационная сфера – специфическая
сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием,
хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации.
-72-
Информационная сфера – совокупность
субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно
информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной
инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией
между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с
формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом
информацией внутри общества.
Информационная сфера – совокупность
отношений, возникающих при:
формировании
и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю
документированной информации;
создании
и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите
информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и
информатизации.
Как сфера правового регулирования,
информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права,
осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к
которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных
отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.
Отдельно взятые инфосферы,
погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во
взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими
информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию
между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или
языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.
Информационная политика
рассматривает преимущественно информационно-психологическую составляющую
информационных процессов. Соответственно, для информационной политики
наибольшую значимость имеет информационно-психологическая составляющая
информационного пространства – информационно-психологическая сфера.
Информационно-психологическая сфера
представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями
информации на психическую деятельность человека.
Она образуется совокупностью:
людей;
информации,
которой они обмениваются и которую воспринимают;
общественных
отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными
воздействиями на психику человека.
Применительно к социальным системам
под информационной сферой зачастую понимается именно
информационно-психологическая сфера.
-73-
Важной частью этой сферы являются
люди. Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер
общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его
способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На
основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание,
общественное мнение по всем социально важным событиям. Психическая
деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и
распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его
духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности,
мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.
Информационная сфера является
системообразующим фактором жизни общества. Она активно влияет на состояние
экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной
безопасности.
Рассматривая информационное
пространство с позиций синергетики, его можно представить как открытую
самоорганизующуюся систему, включающую в себя огромное разнообразие
информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии.
Для информационной политики важное
значение имеет рассмотрение информационного пространства как пространства не
столько физического, сколько социального типа. Важной отличительной
особенностью информационного пространства, которая позволяет рассматривать его
именно с такой точки зрения, является то, что в отличие от других пространств,
где физическую географию определяет власть, в информационном пространстве
задают структуру власти информация и знания.
В информационном пространстве нет
привычных границ и территории. Расстояния, география, границы могут быть
отнесены к отвлеченным искусственным категориям, почти не влияющим на отношения
между отдельными людьми и целыми организациями. Значимость в информационном
пространстве для информационной политики имеют те его компоненты и процессы,
воздействие на которые средствами и методами информационной политики позволяет
влиять на перспективы, воздействовать на лиц, принимающих решения,
контролировать системы сбора, обработки, хранения и передачи информации,
преумножать ресурсы.
В этом ключе наиболее удачно
онтология информационного пространства описана в диссертации Д. Элема (ВМС
США). По мнению этого исследователя, информационное пространство составляет вся
совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие,
а также сами технологии этого взаимодействия.
Информационное пространство в
принципе разрешает существование любого типа информации, в чем реализуются его
отличия от пространства физического плана.
-74-
Информационное пространство является
сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов
государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. –
т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком
или частично с использованием возможностей современных информационных
технологий.
Уровень развития информационного
пространства решающим образом влияет на основные сферы общества –
социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение
людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность.
Связав и интегрировав (в различной степени) практически все страны мира,
имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи и телекоммуникаций,
информационное пространство фактически стерло границы между странами, что
является одним из главных стимулов глобализации и одновременно результатом
этого процесса. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций
информационное пространство приобретает в информационном обществе
глобализующегося мира качество трансграничности (а возможно, и фактической
безграничности) в силу отсутствия или неэффективности в информационном
пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью
различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и
существованием природных и институциональных преград (океанов, гор,
государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство
социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в
киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные
процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут
оказывать через информационное пространство влияние на "внутренние"
процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных "игроков".
3.2.
Свойства информационного пространства
Основные свойства информационного
пространства следующие.
1.
Информационное
пространство является базовым для понятий информационной войны и
информационного оружия. Информационную войну можно определять как
несанкционированную деятельность в чужом информационном пространстве.
2.
Информационное
пространство динамично. В нем не бывает завершенного состояния. Физические
объекты, как правило, имеют строго определенные физические пределы. Отсюда
возможно следующее следствие: достаточно трудно достичь постоянного
информационного доминирования, хотя возможно достижение временного
информационного превосходства.
-75-
3.
Информационное
пространство структурировано. Оно неоднородно, в нем есть аттракторы,
привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной
точки информационного пространства.
4.
Информационное
пространство всегда защищено, в нем есть места, сознательно защищаемые от
чужого вхождения. Защита одновременно предполагает наличие слабых мест, служит
их детектором.
5.
Информационное
пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на
него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой
профессиональной области.
6.
Информационное
пространство не связано напрямую с реальным пространством из-за его частично
нематериальной природы, а также возможности использовать гражданские
информационные инфраструктуры, которые достигают любой точки земного шара,
тогда как привычные военные методы требуют своих собственных средств.
7.
Информационное
пространство обладает национально-специфичными способами построения, обработки
и распространения информации.
Для информационного пространства
характерно четкое различение таких понятий, как "информация" и "знание",
которые в обыденном сознании являются, по сути, синонимами. В практической
деятельности в информационном пространстве информация начинает рассматриваться
как ресурс – некое "сырье" для "производства знаний".
Информационному пространству присущ
особый тип знаний, обеспечивающий оформление информации в тех или иных
мозаичных конфигурациях. В отличие от классической естественнонаучной парадигмы
знание в информационном пространстве не рассматривается как нечто незыблемое и
постоянное (не зависящее от изменяющейся ситуации и являющееся истинным вне
зависимости от диапазона возможных интерпретаций). Основным признаком такого
знания является контекстуальность, т.е. зависимость от многих факторов, в том
числе не всегда постигаемых рационально. Это знание субъектно, т.е. зависит от
способа анализа, типа мышления, рефлексии, а также индивидуальной интуиции,
опыта и т.д. своего создателя. В этих условиях участником коммуникации
(например – политической) в информационном пространстве с реальными
возможностями оказывать наиболее существенное (а иногда и определяющее) влияние
на протекающие процессы и других субъектов становится тот, кто производит
знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа информации.
Это знание также ситуативно – т.е. изначально и специально создается (и
применимо) только к определенному спектру ситуаций. Тем самым создатель знания
в информационном пространстве становится "конструктором" знаний.
Конструируемое знание всегда целесообразно, и поэтому в информационном
пространстве (не только в Internet, но и во всех современных СМИ) участники
коммуникации по-своему и прежде всего в зависимости от своих интересов и целей
интерпретируют и направляют информационный поток, используя его в качестве
своего
-76-
постоянного ресурса (сырья), а также в качестве ресурса
влияния. Создание знаний-решений основано на том, что результатом обработки
информации, полученной в результате как целенаправленного поиска в
информационном пространстве, так и анализа информации, поступающей в
псевдослучайном (не зависящем непосредственно от данного субъекта) порядке,
появляется (генерируется) некое знание о способах решения поставленной задачи
или возникшей проблемы.
Тот субъект деятельности, который
производит знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа
информации, обладает возможностями оказывать существенное (а иногда и
определяющее) влияние на протекающие процессы и других субъектов (участников)
коммуникации (например – политической) в информационном пространстве. Это
обусловлено тем, что, распространяя это знание-решение по каналам коммуникации,
субъект, создавший (сгенерировавший) это знание, может оказывать управляющее
воздействие на других субъектов деятельности, которые в силу ряда причин не
смогли вовремя сгенерировать свой вариант знания-решения для текущей ситуации.
Исходя из принципа, что
знание-решение генерируется субъектом прежде всего с учетом своих интересов,
данное знание-решение, принятое другими субъектами для достижения своих целей и
решения собственных задач, будет прямо или косвенно направлять их деятельность
в интересах того субъекта, который сгенерировал и распространил это
знание-решение.
Наибольший эффект такого управления
достигается в случае, когда знание-решение не просто генерируется явно в
интересах своего создателя, а конструируется таким образом, чтобы, с одной
стороны, обеспечить его интересы, а с другой – быть "привлекательным"
для других субъектов за счет придания ему видимости объективного знания (внешне
не связанного с интересами создателя).
Если же определенный субъект
контролирует значительный сегмент информационного пространства (по крайней
мере, в отношении информационных потоков в определенной сфере профессиональной
деятельности или регионе/стране), то он может в своих интересах уже на уровне
первичной информации осуществлять информационное наполнение контролируемого
сегмента информационного пространства с помощью целенаправленного отбора
информации и добавления искаженной информации (дезинформации). В результате
другие субъекты оказываются в ситуации, когда результаты осуществляемого ими
информационного поиска в целях получения своих знаний-решений дают такую
информационную подборку, на основании которой с большой долей вероятности можно
получить только варианты, выгодные для субъекта, контролирующего данный сегмент
информационного пространства.
-77-
3.3.
Структура информационного пространства
Структура – это совокупность
устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит
общая организация системы (предмета, процесса, явления), пространственное и
временное расположение составных частей системы и т.д. Структуру образуют не
любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее
важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они
воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность
структур в пределах системы.
Основными структурными составляющими
информационного пространства в его синергетическом представлении являются
информационные поля и информационные потоки.
Информационное поле – это
совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени
информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве как от
объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется
объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в
информационном поле осуществляется посредством физической связи между
реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке.
Информационный поток представляет
собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном
пространстве по каналу коммуникации. Информационные потоки могут протекать как
внутри отдельных инфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов
коммуникации. При этом содержательный характер информационного потока находится
в зависимости от характеристик канала коммуникации, так для передачи
информационного потока о графическом объекте необходимо использовать канал
коммуникации, обеспечивающий передачу зрительных образов (изображений), в
противном случае неизбежны неточности и искажения содержания передаваемой в
информационном потоке информации и ее восприятия реципиентом.
В организационно-техническом аспекте
структуру информационного пространства составляет совокупность баз и банков
данных, технологий их ведения использования, информационно-телекоммуникационных
систем, сетей, приложений и организационных структур, функционирующих на основе
определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающим
информационное взаимодействие пользователей, а также удовлетворение их
информационных потребностей.
-78-
Информационная система представляет
собой организационно упорядоченную совокупность специалистов, информационных
ресурсов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием
средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы –
получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного
внутреннего состояния (внутренних связей/отношений), выдачу результата либо
изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).
Информационные системы условно
подразделяют на простые и сложные.
Простая информационная система –
система, элементы которой функционируют в соответствии с правилами,
порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.
Сложная информационная система –
система, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами,
порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается,
что среди правил функционирования различных элементов могут быть
взаимопротиворечивые правила и цели. Нарушение защитных барьеров во
взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к
перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению.
Средства обеспечения
автоматизированных информационных систем и их технологий включают в себя
программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства
(программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной
техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики;
положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая
эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые
при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
В состав технологических и
организационных компонентов информационного пространства в обобщенном варианте
входят.
1.
Информационно-телекоммуникационная
инфраструктура – территориально распределенные в стране (странах, мире)
компьютеры, связанные между собой в сети средствами связи и телекоммуникации.
Информационная инфраструктура – это
среда, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной
обработки и распространения информации в обществе. Информационная
инфраструктура общества образуется совокупностью:
информационно-телекоммуникационных
систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и
связи;
систем
формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы
обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным системам, сетям связи
и информационным ресурсам;
индустрии
информационных услуг и информационного рынка;
систем
подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований.
-79-
2.
Информационные
ресурсы на машинных носителях, прежде всего – специализированные информационные
массивы в виде автоматизированных баз данных (АБД), а также информационные
ресурсы, распределенные по WEB-сайтам в сети Internet. К информационным
ресурсам относятся отдельные документы и отдельные массивы документов,
документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах,
фондах, банках данных, базах знаний, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических
лиц, государства. Информационные ресурсы могут быть государственными и
негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности
граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений.
Существует ряд особенностей, которые
отличают информационные ресурсы от других видов ресурсов:
они
непотребляемы и подвержены не физическому, а моральному износу;
они
по своей сути нематериальны и несводимы к физическому носителю, в котором
воплощены;
их
использование позволяет резко сократить потребление остальных видов ресурсов,
что в конечном итоге приводит к колоссальной экономии средств;
процесс
их создания и использования осуществляется с помощью компьютерной техники.
3.
Методы
и средства прикладной математики – алгоритмы и программные средства
(комплексы), обеспечивающие функционирование аппаратных платформ (систем).
4.
Организационные
меры, обеспечивающие функционирование компонентов информационного пространства
(конференции, деятельность рабочих групп специалистов и др.).
5.
Правовые
меры (нормы) – информационное законодательство, международные соглашения и
договоры, другие национальные и международные нормативные правовые акты.
6.
Рынок
информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций,
информационных продуктов и услуг.
Информационное пространство
социальных систем включает в себя следующие.
1.
Единицы
информационного пространства, генерирующие информацию:
в
СМИ – групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы
(коммуникаторы, непосредственно включенные в редакции СМИ, персонифицирующие
информацию данного СМИ);
-80-
ньюсмейкеры
(англ. Newsmaker – букв. "творец новостей") – лидеры общественного
мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);
эксперты
(интерпретаторы) – специалисты, активно и профессионально работающие с
информацией, от их комментариев (интерпретации) зависит характер и форма
информационных потоков (политологи, экономисты, социологи и др.);
лидеры
мнений – достаточно активные люди, в отличие от вышеперечисленных категорий не
завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие
совокупную потребность в распространении информации (в малых и средних
социальных группах);
производители
специальной информации (театр, кино, реклама во всех ее проявлениях вне СМИ,
мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).
2.
Каналы
коммуникаций:
формируемые
СМИ и МК (печатные, электронные и иные носители);
каналы
межличностных коммуникаций (межличностное общение);
специализированные
– направленные на узкие группы – профессиональные, элитарные и т.п.
(специализированные профессиональные издания, частично – Internet);
остальные
(товарно-денежные каналы).
3.
Области
– в социальных системах формируются по определенным социально-психологическим
принципам, включаются в определенную сеть (информационные каналы). Области,
включенные в определенные каналы в данный момент времени, могут пересекаться;
различают также области, не включенные в канал(ы), но находящиеся под влиянием
контекста, общего ритма информационных процессов и синхронизирующиеся через
вторичные воздействия.
По отношению к информации области (в
социальных системах) делятся на (в том числе в процентном соотношении):
генераторы
информации (суперноваторы) ~ 3%;
новаторы
(быстро воспринимают новое от генераторов) ~ 15%;
центр
(умеренные новаторы/умеренные консерваторы) ~ 30%;
суперконсерваторы
(практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на
все новое) ~ 15%.
Помимо вышеперечисленных, в
информационном пространстве можно выделить особые компоненты, значимые для
информационной политики.
-81-
К одному из таких компонентов, в
частности, относится виртуальная реальность, формируемая в виде виртуальных
аналогов реальных объектов и процессов (например, чаты и форумы, электронный
банкинг, система электронной торговли, геоинформационные системы, системы
электронного документооборота, системы автоматизированного проектирования и
моделирования физических процессов и т.п.), которые базируются на
соответствующих программно-аппаратных платформах и
информационно-телекоммуникационных сетях и системах связи и воспринимаемая
человеком (пользователем) как модель-заместитель действительной реальности или
же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности (в
случае полного "погружения" человека в ВР).
Хотя человек с момента зарождения
цивилизации окружал себя предметами и процессами, не существовавшими ранее в
природе, т.е. некой искусственной, рукотворной, реальностью, под современной
ВР, как правило, понимают виртуальную модель действительности, базирующуюся
прежде всего на информационных технологиях, которые дают возможность:
формировать в киберпространстве
вполне адекватную действительной реальности (или произвольно, целенаправленно и
злонамеренно измененную) ВР как некую модель мира (объектов, процессов) в любой
удобной для восприятия человеческим сознанием форме;
привязывать
к элементам этой модели любые необходимые данные и оперировать ими;
моделировать
результаты воздействия (управления) до их реализации в реальном мире;
влиять
на объективную (действительную) реальность через ее сопряжения с ВР путем
передачи информационных сообщений (управляющих воздействий).
При создании глобальной ВР на базе
современных информационных технологий происходит интеграция в современное
компьютеризированное информационное пространство базовых элементов традиционной
виртуальной реальности, в которой исторически сложилось и существовало данное
сообщество. То есть речь идет об адекватном переносе в новую сферу
жизнедеятельности той искусственной реальности, в которой человек (данное
сообщество) и живет изначально как существо символическое, а потому и весь его
мир также есть нечто сделанное, искусственное (мир созданных предметов труда и
быта, мир мифов, летописей, культуры в целом – мир искусственный, созданный
самим человеком, и в этом смысле виртуальный). Причем мир этот вполне реален,
по крайней мере, в том смысле, что может замещать собою реальность
непосредственного чувственного восприятия.
Использование ВР в какой-либо
человеческой деятельности помимо вышеупомянутых преимуществ имеет ряд
особенностей, учет которых необходим для избежания (нейтрализации) влияния ряда
негативных факторов, связанных с ВР.
-82-
Прежде всего, при создании
виртуальной модели, следует, с одной стороны, обеспечить необходимую степень
соответствия данной ВР действительной реальности, а с другой – избежать
перегрузки ВР второстепенными данными (объектами). В любом случае ВР в принципе
не может обеспечить полное соответствие действительной реальности, так как ВР
имеет искусственное происхождение (она "сделана"), условна,
неспонтанна, а потому конечна и исчерпаема. В модели всегда есть предел,
положенный либо правилами, либо пространством замысла автора. В современной ВР
невозможно выйти за рамки сценария, созданного авторами, так как у любой
искусственно созданной ситуации есть предел сотворенности. В последующем этот
недостаток будет преодолен только частично, так как плоды деятельности
человеческого гения, в отличие от божественного интеллекта или от природы,
исчерпываемы.
Используемая в интересах
информационного обеспечения субъекта деятельности ВР в силу необходимости иметь
наиболее полную картину мира не может быть ограничена только внутрисистемной
(например, ведомственной) информационной средой. Она сопрягается, использует и
прямо или косвенно включает в себя внешние информационные массивы и потоки. В
силу этого управление ВР может осуществляться в том числе извне, что несет в
себе угрозу манипуляции.
Специфической разновидностью ВР
являются вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения
(ВВРЦСН), которые относятся к искусственно созданным ВР. Это такие ВР, целью
которых является вовлечение в свою смысловую среду некоторых людей, чтобы затем
использовать эту вовлеченность через последующее изменение смысла данной
виртуальной реальности со стороны ее создателя и получить из такой ситуации
выгоды для него.
Субъект-создатель ВВРЦСН именуется
вовлекающим субъектом, субъект-вовлеченный в ВВРЦСН – вовлеченным субъектом.
Назначение ВВРЦСН – создать у
определенной части общества устойчивое целостное представление о некоторых
событиях, лицах, объектах, фактах, которые можно не только подтвердить на одном
уровне референтно, но поддерживать многоуровневое подтверждение целым набором
искусственной атрибутивной информации, множеством интенциональных отсылок
извне, искусственно созданными релевантными побочными событиями, принудительной
референцией к наперед созданным иным объектам и т.д.
ВВРЦСН создаются прежде всего с
использованием средств массовой информации и массовой коммуникации, так как
вместе с глобальным развитием системы массового информирования произошло
изменение представления общества о самой реальности. Реальность (социальная
реальность, любая непосредственно недоступная или удаленная содержательная
реальность) дается сейчас отдельному индивидууму и обществу в целом не
непосредственно, а исключительно через отражение реальности объективной в
реальности виртуальной.
-83-
ВВРЦСН предназначены для построения
целого комплекса соотношений фактов, лиц, событий, которые представляют
определенную реальность, поддерживаемую длительное время и на большом
пространстве. Тем самым создается смысловое пространство, в которое сознание
вовлекается тотально: на уровне атрибутированных объектов и даже
микро-идеологий. Виртуальная реальность – устойчивая во времени модель, которая
работает в массовом масштабе и поддерживается ее авторами (сознательно или
неосознанно) тоже довольно продолжительное время.
Возможности виртуальной реальности,
существующей в информационном пространстве, активно используются для создания
ВВРЦСН, в результате чего этот вид виртуальной реальности для вовлеченного
субъекта выступает как подлинная или подлинно значимая реальность. Будучи
практически всецело зависимым от получения информации через каналы массовых
коммуникаций, вовлеченный субъект не имеет возможности самостоятельной
референции ВВРЦСН на предмет ее достоверности с релевантной областью актуальной
реальности. В таком случае субъект знает о целостности некоей виртуальной
реальности, но весьма продолжительное время может не догадываться относительно
ее искусственного характера и ее назначения.
Изменение (подмена) объективной реальности
при создании ВВРЦСН производится с использованием ряда способов так называемого
"виртуального утаивания", так как современные технологии
манипулирования с информацией делают возможным реализацию следующего принципа:
нет ничего явного, что нельзя было бы сделать тайным.
Во-первых, подмена релевантности.
Это означает, что берущаяся во внимание среда анализа не является релевантной
для данной виртуальной реальности. Сюда относятся все способы подмены или
частичного замещения релевантности, подстановки другой (нерелевантной) среды
анализа для самого анализа.
Во-вторых, изменение типа
референции: то, что было следствием, преподносится как причина и наоборот. Сюда
же можно отнести и вообще запрет на референцию: прямое утаивание.
В-третьих, диверсификация:
рассредоточение атрибутивного содержания виртуальной реальности по множеству
версий. Это самый надежный способ утаивания. При создании необходимого набора
версий для их подтверждения используются или искусственно создаются фактические
тенденции, после чего эти версии закрепляются в массовом сознании через
средства массовой информации. Среди набора версий очень легко спрятать
действительную (актуальную) версию. При заблаговременном планировании, нужные
факты и тенденции, в равной степени подтверждающие необходимый набор версий,
создаются умышленно – т.е. применяется "конструирование" реальности.
Диверсификация работает и на релевантном, и на референтном уровне. На
релевантном уровне она уничтожает возможность установления первоначальной
целостности, насыщая атрибутивное содержание множеством тупиковых отсылок к
иным средам анализа, и тем самым затрудняет референцию, делая ее
многоступенчатой и неочевидной.
-84-
Создание ВВРЦСН невозможно без
проведения соответствующей информационной политики, центральное место в которой
занимает манипулятивное управление информационными процессами,
скоординированное с конструированием объективной реальности.
Субъектом такой информационной
политики может быть прежде всего тот, кто контролирует значительный сегмент
информационного пространства (очевидно, что чем больший, тем лучше) и имеет
ресурсы влияния на объективную реальность на уровне больших социальных групп,
общества и государства в целом. Реально такими субъектами могут быть крупные
промышленно-финансовые группировки, имеющие под контролем мощные
медиа-холдинги, общественно-политические организации и лоббистские группировки
в органах власти. При таком раскладе реальных возможностей и ресурсов влияния "равенство"
субъектов в информационном пространстве становится не более, чем мифом.
В процессе общественных отношений
структура информационного пространства видоизменяется. Помимо совершенствования
технических средств в процессе информационно-телекоммуникационной революции,
наиболее значимые для информационной политики изменения в информационном
пространстве происходят в процессе его профессиональной сегментации.
Профессиональная сегментация
информационного пространства представляет собой разновидность структурирования
информационного пространства, связанную с профессиональной деятельностью в нем
различных сообществ, осуществляющих в нем таковую целиком или частично, в ходе
которой определенные его сегменты достаточно условно по определенным,
характерным для такой профессиональной деятельности признакам и особенностям
облика, содержания, функций и организации взаимной коммуникации, объединяются в
формально отличные от других сегментов информационного пространства "зоны".
Массовое создание интегрированных в
глобальное информационное пространство таких информационных ресурсов, как
WEB-сайты и публикации материалов в режиме "онлайн" (от англ. on-line
– "на линии"), порождают ситуацию, когда пользователи не могут
извлечь из этого выгоду, так как количество информационных ресурсов, содержание
которых им необходимо контролировать, становится слишком большим. Тем самым
важная для пользователей информация (в принципе доступная в информационном
пространстве) технически не доступна, так как это требует слишком больших
затрат времени и/или денег на "обход" нужных ресурсов. В результате
наблюдается появление качественно новых изменений в структурировании
информационного пространства. Эти изменения заключаются в "профессиональной
сегментации" информационного пространства глобальных информационных сетей,
прежде всего – Internet. Члены определенного профессионального сообщества
используют общий стандарт на представление в режиме онлайн своих ресурсов. Это
позволяет им запустить сетевой сервис, который с заданной регулярностью
собирает добавления/обновления с частных информационных ресурсов (WEB-сайтов) в
единую базу данных. Если в эту систему ресурсов включены все информационные
ресурсы профессионального сообщества, то контроль за поступлениями в эту
интегральную базу данных заменяет контроль содержания исходного множества ресурсов.
-85-
Массовая "профессиональная
сегментация" информационных ресурсов в глобальных сетях в принципе дает
существенные преимущества. Она возможна прежде всего там, где есть достаточно
большие профессиональные сообщества (или группы по интересам), члены которых
ведут свою информационную активность в режиме онлайн.
3.4.
Субъекты деятельности в информационном пространстве
Состав, степень влияния и
особенности взаимодействия субъектов деятельности в информационном пространстве
имеют ряд существенных особенностей и вместе с тем обладают общими базовыми
свойствами для субъектов деятельности любой сферы.
Субъекты деятельности в
информационном пространстве могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Отнесение рассматриваемых субъектов
деятельности в информационном пространстве к одному из этих видов иногда может
быть достаточно условным, так как в ряде случаев крупную корпорацию,
осуществляющую масштабные информационные проекты (PR, медийная деятельность, бизнес-коммуникация
и пр.), несмотря на возможное наличие в ней ряда самостоятельных подразделений,
осуществляющих соответствующие виды информационной деятельности, можно
рассматривать как индивидуальный субъект, так как чаще всего информационная
деятельность таких субъектов подчинена единой логике и цели.
В информационном пространстве
групповая принадлежность субъектов деятельности рассматривается в рамках
реализации информационной политики с позиций преимущественно субъект-субъектных
информационных взаимодействий, а в информационном противоборстве – в качестве
объекта психологического (информационно-психологического) воздействия. В
большинстве случаев объектом психологического воздействия выступает не один
человек, а целые социальные группы людей.
-86-
Различные социальные группы в ряде
случаев формируются и существуют в таковом качестве только в информационном
пространстве. Социальная группа представляет собой относительно устойчивую,
складывающуюся в рамках исторически определенного общества совокупность людей,
объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и
норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.
Устойчивость социальных групп в
информационном пространстве, несмотря на порой значительную степень
территориального удаления членов такой социальной группы друг от друга,
обеспечивается прежде всего наличием возможностей поддерживать постоянное
взаимодействие, используя глобальные информационно-телекоммуникационные
системы.
Интересы, ценности и нормы поведения
социальных групп в информационном пространстве могут существенно отличаться от
традиционных, так как информационное пространство формирует свои интересы,
культурные особенности, ценности и нормы поведения, а традиционные интересы,
ценности и нормы при трансфере их в информационное пространство претерпевают
зачастую существенные изменения.
Существуют следующие градации
социальных групп:
1)
по
размеру – группы большие, средние, малые, микрогруппы;
2)
по
общественному статусу – формальные (официальные) и неформальные
(неофициальные);
3)
по
устойчивости взаимосвязей членов группы друг с другом – реальные (контактные) и
условные (формально выделенные по какому-то признаку);
4)
по
уровню развития – диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы;
5)
по
значимости для членов – референтные (эталонные) и нереферентные.
Для информационного пространства
общества характерны некоторые уникальные субъекты и сообщества, не имеющие
прямых аналогов в иных пространствах.
К таковым относятся:
социальное
виртуальное сообщество (ВСС);
онлайновое
сообщество;
сетевой социум;
виртуальная
коалиция.
Виртуальные социальные сообщества –
социальные системы, включающие в себя совокупность различных социальных систем
и их отдельных элементов, сегментов информационного пространства, источников
интеллектуальных и материальных ресурсов, распределенных по земному шару и
объединенных в рамках достижения общей цели единой для всех элементов
виртуальной системы идеологией, являющейся наряду с открытыми
телекоммуникационными сетями (ОТКС), которые обеспечивают для элементов системы
взаимодействие между собой, главным системообразующим фактором.
-87-
ОТКС в этом процессе не только
являются средством установления отношений между различными субъектами
информационной (информационно-психологической) деятельности, объединения их
интеллектуального и материально-технического потенциала в единую управляемую
структуру, быстрого подбора необходимых сил и средств, их оперативной
переброске (концентрации) на основных направлениях деятельности, но и как
эффективное средство организации непрерывного процесса управления и координации
этой деятельностью в режиме реального времени. В такой форме взаимодействия
социальные структуры могут объединяться как временно (для решения конкретного
вопроса или группы вопросов), так и на постоянной основе.
ВСС в информационно-психологическом
пространстве являются принципиально новой устойчивой формой существования
социальных отношений, превосходя сетевые социумы по степени организованности и
влиянию. ВСС создаются ее организаторами для достижения определенных целей на
территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов
социальной структуры этих государств и других субъектов
информационно-психологической деятельности.
Онлайновое сообщество представляет
собой сообщество субъектов деятельности, основанное на массовом переносе
людьми, группами и организациями информационной активности и взаимодействий
интерсетях в режиме онлайн. Развитие Internet сопровождается массовым переносом
людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий
друг с другом, из среды, создаваемой традиционными
информационно-коммуникационными технологиями в виртуальную среду сети Internet,
т.е. в онлайн. Тем самым один из основных результатов социально-экономических
приложений Internet-технологий заключается в появлении в обществе большого
числа онлайновых сообществ.
Онлайновые сообщества в простейшем
случае представляют собой группы людей, общение которых основано на
использовании Internet-технологий (WEB-форумы, списки рассылки, чаты и т.п.). В
более сложных случаях – дополнительно к виртуальному способу общения люди
используют особые методы координации и согласования своей деятельности, которые
отличаются как от рыночных, так и от иерархических моделей управления социально-экономическими
системами.
-88-
Группы людей, которые осуществляют
свою социально-экономическую деятельность в последнем режиме, образуют так
называемые полнофункциональные онлайновые сообщества. Разновидностью
онлайнового сообщества является, например, сетевая экономика в которой
участники реализуют преимущественно экономические цели и задачи, осуществляя
свои экономические взаимодействия посредством Internet-технологий.
В общем случае онлайновые сообщества
существуют и могут возникать не только в экономике, но и применительно к любым
другим видам совместной деятельности человека. Переход на новые информационные
технологии позволяет повысить эффективность информационных взаимодействий между
людьми при их переносе в онлайн. Это создает условия для массового формирования
онлайновых сообществ во всех сферах человеческой деятельности.
Сетевой социум – это группа людей,
взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных
сетях. Обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей
общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п. Формирование
такого качественно нового вида социума, как сетевой социум, началось с
развитием онлайновых сообществ.
В реальной жизни любая группа
взаимодействует во внешней среде. Уникальность же сетевых сообществ состоит в
том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды.
Возникновение относительно
устойчивых социальных групп в сети обусловлено тем, что достижение
индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. В
большинстве случаев целью является интересное или полезное общение. Так как
одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Эти группы не
имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования
группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать
интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы "исчерпывают"
друг друга, группа распадается. Это не относится к сетевым сообществам, имеющим
внешнюю по отношению к группе цель – группам дистанционного обучения, различным
коммерческим структурам, осуществляющим деятельность посредством сети и т.п.
Ярким примером сетевого социума
является самый "долгоживущий" и самый большой виртуальный социум –
ФИДО, в котором детально регламентированная и весьма жесткая система управления
и отлаженный механизм обеспечения культурной преемственности обеспечили
стабильность существования этого социума.
Виртуальные коалиции – это субъекты
геополитической конкуренции, характерные для информационного общества и
глобального информационного пространства. Кроме традиционных субъектов
геополитической конкуренции, действующих на глобальном и региональном уровне, –
государств и различного рода межгосударственных коалиций – в информационном
пространстве возникают принципиально новые образования, включающиеся в
-89-
геополитическую борьбу – "виртуальные" союзы и
коалиции, в которые на равных правах могут входить государства,
транснациональные корпорации, медиа-холдинги и т.д., масштабы деятельности которых
имеют глобальный характер (т.е. охватывают значительные географические
территории и/или сегменты информационного пространства), а результаты
деятельности могут приводить к последствиям, влияющим на политику государств и
их коалиций на международном уровне. При этом обладание государственным
суверенитетом, собственной территорией и населением вовсе не является
обязательным условием участия субъекта в геополитической конкуренции, что
существенно отличает информационное общество от индустриального.
Относительная простота условий, при
которых в информационном пространстве происходит объединение субъектов
геополитической конкуренции в виртуальные коалиции, объясняется как высокой
интенсивностью зарождения и развития информационных и информационно-психологических
процессов, так и высокой способностью виртуальной коалиции, состоящей из любого
количества разнородных субъектов геополитической конкуренции, приспосабливаться
к изменениям внутренней и внешней геополитической ситуации, маневрировать
силами и средствами, быстро восстанавливать свой потенциал после временных
неудач и подбирать для каждого из субъектов подходящие формы совместного
участия в геополитической борьбе в соответствии с ее быстро и малопредсказуемо
изменяющимися условиями в современном динамичном мире.
Непосредственно к субъектам
деятельности в информационном пространстве общества, реализующим
государственную информационную политику, относятся:
органы
государственной власти и управления;
средства
массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК).
Органы государственной власти и
управления в процессе построения информационного общества и развития
информационной инфраструктуры формируют такой субъект деятельности в
информационном пространстве общества, как "электронное правительство"
(англ. – e-government).
Данный термин появился благодаря
тому, что правительственные институты наряду с другими общественными
институтами и механизмами в процессе стремительного развития информационных
технологий стали обретать свой новый образ, действующую проекцию в виртуальной
информационной среде, основанной на глобальных
информационно-телекоммуникационных сетях, таких, как Internet. В Окинавской
хартии глобального информационного общества, в частности, говорится: "Информационно-телекоммуникационные
технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование
общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа
жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и
гражданского общества".
-90-
В целом информационные технологии
для госаппарата – это такая обширная область, что она распадается на многие
компоненты, и электронное правительство – только одна относительно небольшая
область использования информационных технологий в этой сфере.
В США под электронным правительством
понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для
взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами,
например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими
структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и
муниципальные органы власти и др.
Вместе с тем однозначного
определения понятия электронного правительства не существует. В общем случае
под данным термином понимается не только сетевая инфраструктура исполнительной
власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления, т.е.
"электронное государство", "электронный государственный аппарат".
Основой электронного правительства
является государственная сетевая информационная инфраструктура как
информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая оптимальное с точки
зрения общества функционирование всех ветвей и уровней государственной власти и
управления.
В этом случае под "электронным
правительством" понимается сетевая информационно-телекоммуникационная
инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения органами исполнительной
власти своих функций в обществе.
Под "электронным правительством"
в США понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для
взаимодействия с населением страны (гражданами страны, а также иностранцами,
например, туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими
структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и
муниципальные органы власти и др.
Все системы, работающие внутри
правительства, – часть правительственных информационных систем, но не все они
входят в состав электронного правительства. Например, использование
вычислительной техники внутри государственных организаций для решения внешних
задач не относят к электронному правительству.
Типичный пример систем электронного
правительства – это представление в Internet информации о работе
государственных структур или оплата налогов.
-91-
На базе развития современных методов
информационного обмена между органами государственной власти и обществом
создаются принципиально новые возможности для обеспечения информационной
открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и
взаимодействия между обществом и органами государственной власти.
К средствам массовой информации и
массовой коммуникации относятся информационные агентства, периодические
печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы,
иные формы периодического распространения массовой информации (например,
Internet-издания). СМИ и МК образуют систему средств массового информирования,
осуществляющих распространение массовой социально значимой информации, объектом
воздействия для которой выступает массовое сознание.
Сам термин "СМИ и МК"
трансформировался из термина СМИ (средства массовой информации) благодаря
интенсивному развитию информационно-телекоммуникационных систем,
распространению интерактивного способа коммуникации между средствами массового
информирования и пользователями массовой информации и вовлечению в систему
массового информирования новых субъектов коммуникации.
Иногда для обозначения СМИ и МК
используется термин "масс-медиа" (англ. – mass-media), где mass
означает большое количество (масса) кого-либо и чего-либо, media – средство
информации. Учение о масс-медиа называют медиологией.
Одно из свойств СМИ И МК, которое
используется в информационных войнах, это то, что в целом масс-медиа строят
свою картину ("виртуальную модель") действительности, масштабы и суть
которой не совпадают с реальными измерениями. Тем самым СМИ и МК принадлежит
особая роль в нарастающем процессе применения методов
информационно-психологического воздействия. На рубеже XXI столетия СМИ и МК из
передаточного звена в сложном механизме политики превращаются в ее творца. В
сочетании со средствами вторжения в психику человека, манипулирования его
сознанием СМИ и МК могут стать массовым каналом воздействия на население
страны, управляя течением событий в жизни общества.
В своей деятельности СМИ и МК
используют такие принципы отбора материалов, которые плохо совместимы с
глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию
информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. В общем
виде эти принципы формулируются следующим образом.
1.
Приоритетность
(действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии
с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ и МК касаются таких, например,
проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и
иные катастрофы и т.п.
-92-
2.
Неординарность
фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде,
войнах, преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений будничной,
повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ и МК к
информации негативного характера и сенсациям.
3.
Новизна
фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще
не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах
развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о
новых политических партиях и их лидерах и т.д.
4.
Успех.
Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах
политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется
победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике,
искусстве, спорте – типичное явление для СМИ и МК в рыночном обществе.
5.
Высокий
общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее
считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность
при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей,
сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ
и МК имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или
других иерархиях: президенты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются
первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.
В информационном обществе со все
более возрастающей зависимостью людей от информации, СМИ и МК как субъект
деятельности приобретают все более манипулятивный характер. В основе этого
процесса лежат следующие причины (группы причин).
1.
Причины,
вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой
коммуникации, т.е. те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими,
личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.
2.
Причины,
вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями,
в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации.
Основная из них – зависимость СМИ и МК от конкретных социальных субъектов. Она
может проявляться в двух основных формах – экономической и административной.
Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМИ и МК в рыночных
условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других
заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма
зависимости проявляется в том, что СМИ и МК подчиняются своим хозяевам и
учредителям.
-93-
3.
Причины,
обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для
того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ и МК при
подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются
определенными общими правилами или принципами.
3.5.
Роль и функции информационного пространства в современном мире
Информационное пространство
благодаря своей трансграничности и виртуальному характеру выступает в
современном мире как одна из основных сфер интеграции человеческого сообщества
в планетарных масштабах.
Основные функции, которые выполняет
информационное пространство.
1.
Интегрирующая.
В рамках данной функции информационное пространство объединяет в единую
пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды
человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, в том числе как
отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции и
транснациональные корпорации.
2.
Коммуникативная.
Информационное пространство создает особую среду трансграничной, интерактивной
и мобильной коммуникации различных субъектов деятельности, в рамках которой они
осуществляют информационный обмен.
3.
Актуализирующая.
Именно в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов
различных субъектов деятельности посредством реализации ими информационной
политики.
4.
Геополитическая.
Информационное пространство формирует собственные ресурсы и изменяет значимость
традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и
конкуренции.
5.
Социальная.
Информационное пространство трансформирует состав общества и изменяет характер
и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах –
политике, культуре, науке, религии и других.
3.6.
Информационное пространство как объект управления в системе государственной
информационной политики
Как объект управления
государственной информационной политики информационное пространство общества
(информационно-психологическое пространство) относится к сложным динамическим
объектам с не до конца прогнозируемой реакцией на управляющие воздействия. Для
информационного пространства общества характерно наличие скрытых для субъекта
управления объектов и связей, выявление и учет которых в процессе планирования
и реализации управляющих информационных воздействий затруднен, а подчас и
невозможен.
-94-
Вместе с тем, развитие средств и
технологий информационного управления в сочетании с использованием управляющих
воздействий в сфере политики, экономики и культуры, делает информационное
пространство достаточно надежно
управляемым объектом.
Основными структурными элементами
информационного пространства общества, на которые должно осуществляться
управляющее воздействие при реализации государственной информационной политики,
являются субъекты, реализующие и осуществляющие массовое информирование (СМИ и
МК), а также субъекты, активно актуализирующие свои интересы в информационном
пространстве и генерирующие значимые в масштабах общества и системе его ценностей
и интересов информационные потоки.
Основные субъекты управления,
которые привлекаются для генерации управляющих информационных воздействий,
являются: органы государственной власти и управления (прежде всего, структуры,
вступающие в активную коммуникацию с населением – службы по связям с
общественностью и подразделения, реализующие концепцию электронного
правительства), государственные и негосударственные средства массового
информирования, а также негосударственные общественно-политические объединения,
чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает официально
декларируемым национальным интересам.
Объектами управления в
информационном пространстве общества для субъектов, реализующих государственную
информационную политику, выступают, в общем случае, все элементы и системы,
существующие в этом пространстве. Различия между степенью и формой воздействия
определяются индивидуальными свойствами и особенностями объектов управления и
их значимостью для целей и задач государственной информационной политики. Так,
значимость общественно-политических объединений, партий и организаций как
объекта управления силами и средствами государственной информационной политики
резко возрастает в период, предшествующий выборам в органы власти федерального
и регионального уровней.
-95-
При планировании и реализации
управляющих воздействий на элементы и системы информационного пространства
общества в рамках государственной информационной политики используется
систематизация объектов управления, которая позволяет распределить виды, формы,
характер и средства управления. В общем случае такая систематизация может быть
проведена следующим образом.
1.
Объекты,
имеющие материально-техническую природу – вся
информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества. Государственная информационная
политика в отношении этих объектов реализуется прежде всего путем формирования
условий, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие этой
инфраструктуры, доступность для всех членов общества, интеграцию их в
информационное пространство и осуществляемую в нем профессиональную и
коммуникативную деятельность.
2.
Объекты,
имеющие виртуальную/виртуально-материальную природу – информация, циркулирующая
в информационном пространстве общества и его информационные ресурсы.
Управленческой задачей государственной информационной политики в отношении этих
объектов является контроль за информационными процессами и потоками,
информационное и правовое их
регулирование (в том числе путем регулирования общественных отношений в сфере
информационного обмена), обеспечение защиты информации и информационных
ресурсов, а также формирование информационного фона и создание информационных
потоков/полей, характер и содержание которых (их воздействия на реципиентов)
отвечает целям и задачам органов государственной власти и национальным
интересам по сохранению социальной и политической стабильности в обществе,
развитию культуры и науки, и другим социально значимым задачам.
3.
Объекты,
имеющие человеческую природу – люди и их сообщества. Управление данными
объектами в рамках государственной информационной политики демократического
государства должно осуществляться по принципам субъект-субъектных отношений,
информационной открытости и равноправной интерактивной коммуникации.
Специфическим объектом управления
для государственной информационной политики является информационное
пространство геополитического конкурента, с которым ведется явное или скрытое
информационное противоборство. В этом случае методами управления являются
преимущественно скрытые, манипулятивные методы, а применяемые средства и
технологии относятся к арсеналу ведения информационного противоборства и
проведения информационно-психологических операций (акций
информационно-психологического воздействия).
-96-
[15] Государство в XXI веке. Веб-страница корпорации
Microsoft. http://www.microsoft.com/rus/government;
Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята 22 июля 2000 г.
лидерами стран G8, Окинава; Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в
России и странах СНГ. Материалы международного семинара. М.: Дом Правительства
РФ, 28 ноября 2000 г.; Технологии информационного общества – Интернет и
современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции.
Санкт-Петербург, 20–24 ноября 2000 г. СПб., 2000.
[16] Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л.,
Пирумов В.С. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных терминов
и определений / Под общей ред. В.Л. Манилова. М.: РАЕН, 1998.
[17] Попов В.Д. Информациология и информационная
политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.
[18] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук,
К.: Ваклер, 2000.
[19] Грачев Г.В. Информационно-психологические операции
во внутриполитической борьбе в России в современных условиях //
Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М., 1999.
[20] Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью:
организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия.
М.: ИФ РАН, 1999.
[21] Модестов С.А. Информационное противоборство как
фактор геополитической конкуренции. М.: Издательский центр учебных и научных
программ, 1998.
[22] Дацюк С. Виртуальный анализ масс-медиа // Русский
Журнал. 03.02.1998. http://www.russ.ru/journal/media/98-02-03/datsuk.htm.
[23] Информационное право / Под ред. В.А. Копылова. М.:
Издательская группа «Юрист», 1998.
[24] Крысько В.Г. Социальная психология:
словарь-справочник. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001 (Библиотека практической
психологии).
[25] Малков Л. Электронное правительство США, модель 2001
года // PC WEEK Russian Edition, http://www.pcweek.ru
[26] Машлыкин В.Г. Европейское информационное
пространство. М.: Наука, 1999. http://isn.rsuh.ru/iu/m4.htm.
[27] Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М.,
2000.
[28] Паринов С. Информационное общество: контуры
будущего, ИЭ-ОПП СО РАН, апрель 2001. http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/shapes.htm
[29] Зуев С.Э. Измерения информационного пространства
(политики, технологии, возможности). http://future.museum.ru/part01/010601.htm
[30] Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов
Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства,
технологии: Краткий энциклопедический словарь. М.: Горячая линия – Телеком,
2003.