ВВЕДЕНИЕ
Система социально-политических
отношений современного общества формируется в результате воздействия следующих
факторов:
идеологии
информационного общества;
экономической,
политической, социальной, информационной, культурно-идеологической
глобализации;
геополитической
конкуренции в информационно-психологическом пространстве;
информационного
противоборства, принимающего в современных условиях формирования информационного
общества такие агрессивные и социально опасные формы, как
информационно-психологическая экспансия, информационно-психологическая
агрессия, информационно-психологическая война.
Информационное общество – состояние
развития общественных и, прежде всего, производственных отношений, при котором
основная часть валового продукта создается не за счет материального
производства, а на основе создания и продажи наукоемких технологий,
информационных продуктов, то есть результатов интеллектуального труда граждан[1].
В настоящее время, несмотря на
широкое распространение термина "информационное общество", ученые и
специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни
считают, что это общество, в котором обеспечивается "легкий и свободный
доступ к информации по всему миру", другие – что это общество, в котором "основными
объектами и результатами труда большинства являются информация и знания".
Видимо, если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более
правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и
производственных отношений. С этой точки зрения "информационное общество"
может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей
части людей являются информация и знания, а орудием труда – информационные
технологии.
Идеология информационного общества
предполагает кардинальные изменения в системе информационной политики субъекта
социально-политических отношений и в его стратегии поведения в информационном
обществе – стратегии, отражающей возможные варианты поведения
(функционирования) данного субъекта (социальной, политической системы) в
современном информационном мире. В информационном обществе возможны следующие
варианты такой стратегии поведения[2].
-8-
1.
Оборонительная,
которая характеризуется акцентом на защите информации, контроле доступа и
ограничением внешних контактов.
2.
Наступательная,
характеризующаяся акцентом на активном противодействии с двумя типами
возможностей: прямыми атаками на вражеские информационные системы и
предоставлением дезинформации его системам.
3.
Количественная,
характеризуется способностью перемещать и использовать большие массивы
информации по огромным инфраструктурам.
4.
Качественная,
характеризующаяся акцентом на информационном менеджменте, в результате чего
управление информацией становится лучше, чем у конкурентов.
5.
Впитывающая,
характеризующаяся вниманием к сбору и впитыванию больших объемов информации.
Выигрыш в этом случае приходит за счет экономии на исследованиях, поскольку
активно отслеживается чужая инновационная деятельность.
Важнейшим результатом формирования
информационного общества стало возникновение глобального информационного
пространства социальных систем, в котором развернулась острая борьба за
достижение информационного превосходства. Рассматривая информационное
пространство с позиций синергетики, его можно представить как открытую
самоорганизующуюся систему, включающую в себя огромное разнообразие
информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии.
Уровень развития информационного
пространства решающим образом влияет на основные сферы общества –
социально-политическую, экономическую, культурно-идеологическую. От этого
уровня зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений,
социальная безопасность. Связав и интегрировав (в различной степени)
практически все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем
связи и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы
между странами, что является одним из главных стимулов глобализации и
одновременно результатом этого процесса. С развитием технических каналов связи
и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном
обществе качество трансграничности в силу отсутствия или неэффективности в
информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых
разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве
земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов,
гор, государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство
социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в
киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в
-9-
информационные процессы ранее относительно замкнутых систем
новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство
влияние на "внутренние" процессы этих систем, сравнимое с влиянием
традиционных участников этих процессов. Исключительно важное значение
информационного пространства в концепциях информационных войн определяет
необходимость формирования новой парадигмы информационного пространства,
включающей концепцию управления информационным пространством в целях реализации
информационной политики и особенности информационного пространства как среды
организации и проведения тайных операций информационно-психологической войны.
Глобализация как процесс эволюции
цивилизации в настоящее время проходит на общемировом, континентальном и
региональном уровнях и выражается, в частности, в интеграционных процессах,
затрагивающих все сферы жизнедеятельности людей, народов и государств. Единого
общепринятого понятия глобализации пока не существует по причине большого
разнообразия противоречивых концептуальных подходов к изучению данного
феномена. В последние десятилетия процессы сближения и взаимопроникновения
национальных экономик, направленные на создание единых механизмов
хозяйствования, приобретают глобальный масштаб, пронизывая различные стороны
социально-экономической, политической и культурной жизни интегрирующихся стран
на основе развития компьютерных технологий. Глобализация – более серьезный
процесс формирования единого мирового финансового, информационного и
психологического пространства.
Современная теория глобализации
фрагментирует процесс глобализации на мелкие компоненты, придает им
самостоятельное значение и, при необходимости, акцентирует внимание лишь на
некоторых из них[3].
Идея глобального рынка и информационного общества является одной из иллюстраций
этого явления.
Процессы глобализации формируют
среду организации и проведения тайных операций информационно-психологической
войны, интегрируя в единое информационно-психологическое пространство отдельные
сектора, сегменты и элементы национальных информационно-психологических
пространств, связывая их воедино множеством структурных прямых и обратных
связей и, тем самым делая объекты информационного противоборства максимально
доступными для поражения средствами информационно-психологической войны.
Глобализация формирует и расширяет глобальную информационную сферу, стирая государственные,
национальные границы и различные барьеры, что позволяет развязывать
крупномасштабную информационно-
-10-
психологическую агрессию (войну) и избирать для тайных
операций в качестве театра военных действий информационные пространства целых
регионов земного шара. Ориентация современных концепций
информационно-психологической войны на ведение боевых действий на глобальном
уровне обязательно должно учитываться в концепции информационного
противоборства и государственной информационной политики Российской Федерации.
Важной чертой
информационно-психологической экспансии участников информационного
противоборства является так называемый информационный
(информационно-психологический) неоколониализм, разделяющий все страны и
регионы мира на субъекты, доминирующие в информационно-психологическом
пространстве и являющиеся источниками экспансии, и на субъекты, не обладающие
необходимыми информационными ресурсами, технологиями и развитой
информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и являющиеся поэтому информационно
зависимыми от субъектов-доминантов. Роль таких государств в
информационно-психологическом пространстве достаточно очевидна – они становятся
источниками важнейшего стратегического ресурса информационного общества –
информации и знаний – для ведущих информационно развитых стран мира.
Уровень развития сетевых технологий,
их интеграция в различные области общественной жизни, концентрация узлов
сетевой инфраструктуры и других сетевых ресурсов на одних территориях и их
отсутствие на других в информационном обществе всегда приводит к промышленному,
экономическому, культурному отставанию и общему регрессу территорий и
государств, находящихся в стороне от информационных потоков. Изучение вопроса о
том, кто реально контролирует информационные потоки и сетевую инфраструктуру,
направляя их через территории различных государств, может подсказать идею о
разделении всех держав в информационном пространстве на государства, владеющие
информационными и сетевыми технологиями, и государства, не имеющие собственных
позиций в этой области и находящиеся в зависимости от направленности их
информационной политики, которая может быть связана с ущемлением национальных
интересов. Таким образом, такие государства в информационно-психологической
сфере попадают почти в колониальную зависимость к государствам-владельцам сетей
и технологий, что позволяет говорить о зарождающихся в информационном обществе
процессах разделения территорий на колонии и метрополии – процессах
современного неоколониализма.
Информационно-психологический неоколониализм
является агрессивной идеологией достижения геополитического превосходства,
ставит целью изменение структуры глобального информационно-психологического пространства
и предполагает необходимость привлечения арсенала сил, средств и
-11-
методов информационно-психологической агрессии (войны) для
достижения этих целей. Одной из важнейших задач государственной системы
информационного противоборства в современных условиях является противодействие
стремлению агрессивно настроенных участников противоборства превратить
государство в информационную колонию – сырьевой придаток, источник извлечения
(выкачивания) информационных ресурсов для национальных экономик государств –
лидеров информационно-психологической борьбы.
Геополитическая конкуренция в
современном многополярном мире является основной формой выяснения отношений
между геополитическими субъектами по поводу влияния на экономическое,
политическое, социальное пространство и установления контроля над
стратегическими источниками ресурсов, в результате которого одни субъекты
получают преимущества, а другие его теряют, что отражается на состоянии их
безопасности[4].
Информационная революция и формирование информационного общества привели к
распространению такого соперничества на информационно-психологическое пространство,
в котором заметно меняется содержание геополитической конкуренции – как через
изменение содержания собственно вооруженной борьбы, так и через пересекающееся
с ней, но не совпадающее полностью информационное противоборство[5].
Информационное противоборство является в современных условиях эффективным
средством обеспечения геополитического баланса. Решение практических задач
геополитической конкурентной борьбы с использованием средств и методов
информационного противоборства позволяет, в частности, даже слабым государствам
и коалициям сохранять относительную независимость в виде выбора собственного
внешнеполитического курса и возможности давать достойный (асимметричный) ответ
на вызовы конкурирующих геополитических субъектов. С развитием сетевой информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры даже самые удаленные от линии непосредственного соприкосновения
с вероятным противником районы и расположенные в них объекты оказываются в зоне
досягаемости современных средств поражения. Геополитическое пространство
приобретает новые измерения, включая в себя пространство информационное и
информационно-психологическое.
Преобразование традиционной системы
социальных отношений индустриального общества в систему отношений общества
информационного сопровождается коренными изменениями облика сформировавшейся в
условиях системы ценностей (парадигмы) индустриального общества многополярной
геополитической картины мира и характера, содержания, принципов и приоритетов
геополитической конкуренции. Информационно-психологическая борьба субъектов
геополитической конкуренции становится определяющим фактором в формировании
геополитического баланса сил
-12-
конкурирующих геополитических образований, вносит новые
закономерности формирования новых (и разрушения прежних) геополитических
центров силы, полюсов, геополитических союзов и коалиций, приводит к изменениям
стратегического значения параметров и категорий, определяющих геополитическую
мощь и значение субъектов конкуренции. Появление в геополитической конкуренции
новых, не имеющих прямых аналогов в индустриальном обществе, субъектов
(виртуальных социальных сообществ, транснациональных корпораций, виртуальных
коалиций) и постепенного вытеснения ими традиционных государств из сферы
мировой политики требует пересмотра (модернизации) основных положений
геополитики индустриального общества, а асимметричный характер
информационно-психологической борьбы создает необходимость определения
информационным обществом новых геополитических приоритетов конкурентной борьбы
и изменения самой материи поля политики.
Одним из таких приоритетов в
настоящее время является использование арсенала сил, средств и методов
информационно-психологического воздействия (в том числе – сил, средств и
методов информационно-психологической войны как наиболее опасной и агрессивной
формы такого воздействия) в качестве основного инструмента достижения
геополитического превосходства. Использование информационно-психологической
войны в рамках концепции и идеологии геополитической конкуренции определяет ее
цели, задачи, сущность и содержание, средства и методы нападения и защиты, а
также основные принципы разработки, организации, подготовки и проведения тайных
информационно-психологических операций. Именно смещение наибольшей активности
геополитической конкуренции в информационно-психологическое пространство
является основной причиной возникновения и стремительного развития новых форм
информационно-психологической борьбы, которые никогда бы не достигли того
высокого уровня эволюционного развития (превратившись в информационно-психологическую
войну), если бы продолжали использоваться в основном при решении частных
вопросов отдельными гражданами, группами граждан и общественными образованиями
в процессе их внутриполитической деятельности.
Условия и закономерности
геополитической конкуренции являются основным фактором, формирующим всю
структуру информационно-психологической войны, указывающим ей цели, задачи и
определяющим оптимальные способы достижения этих целей. Для разработки
концепции государственной информационной политики в условиях использования
иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства
тайных операций информационно-психологической войны в политических целях
необходимо установить характер взаимосвязи, взаимовлияния и
взаимообусловленности геополитических и информационно- психологических
процессов в современном обществе, а также выявить
-13-
приоритетные цели и задачи информационно-психологического
противоборства, определяемые природой, формами и закономерностями
геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве.
Необходимо исследовать поле
политических и социальных отношений современного общества с целью выяснения
природы возникновения и закономерностей развития социальных и политических
конфликтов в информационно-психологическом пространстве, выявления причин и
условий их превращения в особо социально опасные и агрессивные формы –
информационно-психологическую агрессию, информационно-психологическую войну, –
причин, допускающих использование участниками информационного противоборства
особо опасных организационных форм информационно-психологической агрессии в
политических целях, а также условий, при которых система социально-политических
отношений современного общества становится средой, благоприятной для
организации и проведения тайных операций информационно-психологической войны.
Одним из важнейших компонентов
системы социально-политических отношений современного общества является
информационно-психологический конфликт – основная форма взаимодействия
субъектов социальной и политической деятельности, позволяющая своевременно
выявлять и устранять возникающие в этих отношениях противоречия.
Информационно-психологический
конфликт – столкновение интересов двух или нескольких субъектов
информационно-психологических отношений с целью обострения или разрешения
противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства в
информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения
их роли, места и функций в социально-политической системе информационного
общества. Возникающие в результате этого правовые взаимоотношения социальных
субъектов позволяют обозначить и выделить противоречия в процессе реализации
субъектами собственных прав и свобод, которые затем либо устраняются (полностью
или частично) благодаря совместной деятельности всех участников конфликта по
поиску возможных в данной ситуации компромиссных решений, либо становятся
основой для изменения характера взаимоотношений субъектов в направлении
эскалации конфликта, а также создают условия для вовлечения в расширяющийся
конфликт иных социальных субъектов, ранее в нем не участвующих.
Информационно-психологические
конфликты выделяются из всего многообразия конфликтов и конфликтных ситуаций, в
первую очередь, новыми возможностями устранения или обострения противоречий,
ставших причиной возникновения конфликта. Большое разнообразие средств, методов
и
-14-
способов информационно-психологического воздействия
определяет высокую тактическую гибкость поведения субъектов социальных
отношений современного информационного общества в конфликтных ситуациях.
Информационно-психологическая война
является наиболее ярким примером острого информационно-психологического
конфликта, характеризующегося высокой степенью интенсивности, агрессивности и
социальной опасности. Исследование сущности информационно-психологической войны
невозможно без рассмотрения этого явления на исходном, базовом уровне научного
познания – в контексте положений социальной и политической конфликтологии.
Несмотря на разнообразие форм и методов ведения информационно-психологической
войны, разрабатываемых и используемых участниками информационного
противоборства в настоящее время, информационно-психологическая война
по-прежнему остается одной из разновидностей социального конфликта,
закономерности возникновения, развития и угасания которого определяются
психологией социальных отношений.
Одной из важнейших исследовательских
задач социальной конфликтологии информационного общества является формирование
системы взглядов на генезис информационно-психологического конфликта,
определяющего закономерности зарождения и развития конфликтов в
информационно-психологической сфере, их видовую трансформацию, появление
наиболее опасных агрессивных форм в результате последовательной эволюции ряда
стандартных и предсказуемых в рамках положений этой теории конфликтных
ситуаций, которые можно определить в качестве стадий развития конфликта. В этом
случае информационно-психологическая война уже не будет результатом воздействия
совокупности уникальных субъективных факторов, а станет следствием
объективного, последовательного, предсказуемого развития исходной конфликтной
ситуации – зародыша, который, прежде чем приобрести характерные черты войны,
должен пройти в своем развитии через весь полный набор выделяемых
информационной конфликтологией промежуточных стадий (этапов), каждая из которых
имеет свой набор уязвимых мест для внешнего стабилизирующего воздействия.
Информационное общество породило
новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые
фактически не были известны в обществе индустриальном или, во всяком случае, не
носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой
угрозы для безопасности общества. Создание эффективной системы противодействия
акциям информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны требует исследования процессов зарождения и
развития информационно-психологических конфликтов на всех стадиях развития и
выделения тех характерных особенностей протекания конфликтогенных процессов на
каждой из выделенных стадий конфликта,
-15-
которые определяют их уязвимость для внешнего
конструктивного воздействия, использование которых позволяет нарушить течение
этих процессов, замедлить их развитие, локализовать влияние, или, в случае
невозможности устранения конфликта, – направить конфликтогенные процессы в
другое русло.
Особенности протекания
информационно-психологического конфликта в современном обществе заключаются в
том, что в силу фактического отсутствия международных и национальных правовых
норм и социальных механизмов, препятствующих разрастанию (обострению)
конфликтов в информационно-психологической сфере и регулирующих их степень
социальной опасности (ограничивающих степень социальной опасности этого явления
в соответствии с некоторыми заранее установленными для каждой категории
конфликтов предельно допустимыми нормами и показателями социальной опасности),
информационно-психологический конфликт может разрастаться практически
бесконтрольно, принимать любые формы и становиться очагом открытой агрессии
даже в мирное время.
В рамках политологического анализа
информационное противоборство и государственная информационная политика
рассматривается в сложной системе политических координат: через определение
состояния политической сферы общества, выявление сущности властных отношений,
характеристику видов и способов политической деятельности, уяснение содержания
и направленности внешне- и внутриполитических процессов.
С точки зрения политической
конфликтологии:
1.
Политические
отношения в информационно-психологической сфере – деятельность социальных
субъектов, направленная на реализацию общественных интересов в информационном
пространстве посредством институтов власти.
2.
Поле
информационной политики – область конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической
сфере.
3.
Информационная
политика – инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в
информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и
осуществления политического руководства в информационно-психологическом
пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций
субъектов информационно-психологической деятельности в социально-политической
системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.
4.
Информационно-психологическая
война – политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или
более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по
поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу
-16-
перераспределения
их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в
котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме
информационно-психологических операций с применением информационного оружия.
Данный конфликт может протекать как
в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
5.
Информационно-психологическая
агрессия – политический конфликт, в котором столкновение конфликтующих сторон
происходит в информационно-психологическом пространстве в условиях
ограниченного и локального по своим масштабам применения силы с целью нанесения
противнику контролируемого ущерба в отдельных областях его деятельности. При
этом негативное информационно-психологическое воздействие на объект агрессии
полностью исчезает с прекращением активности источника агрессии.
Данный конфликт может протекать как
в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и
скрытыми.
6.
Тайное
управление информационно-психологическими процессами – политический конфликт,
протекающий в латентной форме, в котором деятельность конфликтующих сторон
направлена на создание условий, побуждающих государственную власть других
участников политического конфликта к совершению тех или иных действий не
столько в собственных, сколько – в чужих интересах.
Наиболее значимыми и опасными среди
политических конфликтов являются те из них, которые охватывают все уровни
социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы
общественного бытия. К такой категории относятся политические конфликты в
информационно-психологической сфере, которые в информационном обществе
представляют особую социальную опасность, в первую очередь, в силу высокой
агрессивности таких форм информационного противоборства, как информационная
война, и в силу высокой поражающей способности информационного оружия. В
политическом конфликте даже кратковременное столкновение политических сил,
носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может
резко изменить политическую ситуацию – например, динамичное развитие локального
конфликта в центре власти может привести к государственному перевороту. В
информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь
вялотекущий, латентный конфликт, незаметный для окружающих – именно так в
условиях мирного времени создаются условия для использования технологий тайного
манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и
средств информационно-психологической агрессии, протекают операции информационно-психологической
войны, для которых скрытность, маскировка под другие социальные процессы –
необходимое условие высокой эффективности.
-17-
Информационная агрессия или война
успешно маскируются под любые близкие к ним по внешним проявлениям
социально-политические процессы, поскольку практически любое
информационно-психологическое воздействие, вырванное из контекста
информационно-психологической операции и рассматриваемое отдельно, само по себе
не является социально-опасным и часто встречается в массовых коммуникационных
процессах. В свою очередь, пострадавшая сторона практически всегда связывает
нанесение ущерба с конкретным политическим кризисом и внешними причинами, его
вызвавшими, не подозревая, что далеко не всякое, даже очень серьезное,
противоречие способно породить политический конфликт, который обладает
достаточным потенциалом для его быстрого развития, превращения в политический
кризис и даже, возможно, – в политическую катастрофу – без внешней подпитки
конфликтогенного потенциала и управления развитием конфликта извне.
Масштабность и многообразность форм
проявления политических конфликтов позволяет широко оперировать этими
политическими инструментами достижения информационно-психологического
превосходства – наиболее значимые и опасные политические конфликты охватывают
все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные
основы общественной жизни. Методы информационно-психологического управляющего
воздействия позволяют извне регулировать интенсивность протекания политических
конфликтов, варьируя их степень социальной опасности. Накопление политических
конфликтов и их развитие может вывести всю общественную систему из состояния
динамического равновесия и вызвать нарастание явлений политической
дезорганизации.
Высокое разнообразие форм и
разновидностей информационно-психологических конфликтов, используемых в
политических целях, определяет уникальную гибкость и многовариантность
информационной политики каждого из участников международных отношений,
реализуемой на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, высокую
ценность накапливаемого участниками информационно-психологических отношений
практического опыта скрытого управления многофакторными
информационно-психологическими процессами.
Система социальных и политических
отношений современного информационного общества является средой организации и
проведения современных операций информационно-психологической войны в силу
следующих причин:
во-первых,
информационно-психологическая война как наиболее острая форма информационного
противоборства является явлением социальным, естественным этапом эскалации
социального конфликта в условиях, когда гражданское общество уже перешло в
новую, информационную, стадию развития, но еще не выработало действенных
механизмов регулирования стремительно развивающихся новых форм и видов
социальных отношений. Это позволяет говорить о том, что
информационно-психологическая война является разновидностью социальных
отношений, входит в систему социально-политических отношений современного
общества и базируется на использовании в основе всех своих комплексных
организационных технологий информационно-психологического воздействия тех же
базовых элементов и способов социальной коммуникации, что и другие социальные
процессы;
-18-
во-вторых,
существующая система социальных отношений общества и существующие в ней
механизмы самосохранения, регулирования и безопасности не могут помешать такой
особой категории информационно-психологических конфликтов, как ИВ, развиваться,
– ИВ не может носить характер сигнального конфликта, поскольку развивается
латентно, скрытно даже от внимания вовлеченных в него участников, что
затрудняет его выявление на ранних и иных стадиях, а также – затрудняет
выявление и своевременное разрешение противоречий, этот конфликт породивших.
Это делает существующую систему социальных отношений благоприятной средой для
ИВ;
в-третьих,
в информационном обществе информационно-психологическая война является частью
поля политики и системы политических отношений, поскольку по своей природе это
политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более
разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу
власти и осуществления политического руководства, а также по поводу перераспределения
их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в
котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме
информационно-психологических операций с применением информационного оружия.
Являясь в информационном обществе наиболее высокоразвитой формой политического
конфликта, информационно-психологическая война включает в свой арсенал все
существующие формы политической борьбы, тем самым, поднимаясь на новый уровень
структурной организации;
в-четвертых,
в условиях формирования информационного общества информационно-психологическое
воздействие является наиболее эффективным и универсальным инструментом внешней
и внутренней политики, предоставляя силам, участвующим в политической борьбе,
уникальные (в том числе – по поражающей мощи) возможности для скрытого
управления политической системой, нанесения ущерба своим политическим
оппонентам и манипулирования ими в собственных целях, т.е. именно те
возможности, обладать которыми стремятся любые политические силы. Именно это
стремление (существование среди политической элиты страны заказчиков этой
продукции и быстро растущего рынка ее потребителей) политической элиты
способствует быстрому развитию и совершенствованию организационных и
технологических форм и методов информационно-психологической войны,
становящихся обязательным элементом современной политической борьбы;
-19-
в-пятых,
в концепции информационно-психологической войны социально-политические процессы
и конфликты являются приоритетным объектом управления, средой, которая легко
трансформируется в нужных направлениях в результате применения технологий
тайного информационно-психологического воздействия.
Информационно-психологическая
безопасность является главным стратегическим объектом комплексного воздействия,
осуществляемого в форме тайных операций информационно-психологической войны,
которая определяет характер выбора целей, задач, формирования и использования
сил и средств тайных операций на различных уровнях – оперативном, тактическом и
стратегическом. Обеспечение информационно-психологической безопасности является
приоритетным направлением государственной информационной политики.
Изменения, происходящие в поле
политических и социальных отношений современного общества под влиянием новых
агрессивных форм информационного противоборства, требуют переосмысления
существующей парадигмы безопасности, не позволяя ее рассматривать ни как
состояние защищенности от внешних и внутренних угроз (которое в
информационно-психологическом пространстве принципиально недостижимо), ни как
состояние динамического равновесия между деструктивными и стабилизирующими
факторами, оказывающими воздействие на систему (поскольку, даже находясь в
таком состоянии, система может остановиться в развитии, что само по себе
является угрозой безопасности). Неэффективность существующей сегодня парадигмы
безопасности в условиях информационно-психологической войны требует ее
модернизации.
Важнейшим компонентом системы
социальных и политических отношений современного общества является
информационная политика – деятельность субъекта по актуализации и реализации
своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и
передачи всех видов информации[6].
Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков,
ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с
воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы
социальных групп и общественных институтов. Информационная политика как научная
дисциплина является отраслью социальной информациологии, ее
социально-политической составляющей.
-20-
В системе регулирования социальных и
политических отношений в современном информационном обществе центральное место
занимает Государственная информационная политика (ГИП) – деятельность системы
органов государственной власти и управления по достижению национальных
интересов в информационно-психологической сфере, компетенция которых
определяется действующим, стремительно развивающимся информационным
законодательством. В сложных современных условиях государственная
информационная политика во многом способствует формированию и развитию новой
системы информационно-психологических отношений, позволяющих современному
обществу перейти на новый, революционный, этап развития, обеспечивает защиту
национальных интересов и информационно-психологическую безопасность личности,
общества и государства в изменяющихся условиях. Между тем, сегодня
государственная информационная политика сама находится в стадии формирования,
поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного
управления, эффективных в условиях информационного общества.
В информационном обществе управление
социальными системами реализуется с помощью комплексных организационных
технологий информационно-психологического воздействия, основными элементами
которых является побуждение и принуждение. По отношению к сознанию объекта
информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и
скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды
принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное,
основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а
также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам
тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование,
агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного
управления, широко используемые в современных операциях
информационно-психологической войны. Технологии информационно-психологического
воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании
возможностей СМИ и МК для воздействия на массовое и индивидуальное сознание
аудитории.
Государственная информационная
политика реализует свои функции государственного управления системой
социально-политических отношений общества через установленные российским
законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического
воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных
групп, социальных систем и всего общества в целом.
Наряду с информационной политикой, в
информационном обществе облик системы политических отношений на глобальном
(геополитическом) уровне определяет явление, получившее название
информационного противоборства.
-21-
Информационное противоборство –
соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу
влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над
источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники
соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а
другие их утрачивают.
Действия участников информационного
противоборства могут носить наступательный (агрессия, война) или оборонительный
характер. Важным фактором выявления, предупреждения и пресечения внешней
информационно-психологической агрессии (войны) является государственная
информационная политика, принимающая в условиях непосредственной угрозы войны
или на этапе реализации противником своих агрессивных намерений характер
системы превентивных мер по предупреждению, выявлению и пресечению агрессии, а
также мер по использованию для пресечения внезапной агрессии сил и средств
быстрого реагирования.
Важное место системы органов
государственной власти в информационном противоборстве не подвергается
сомнению. Однако при разработке положений государственной информационной
политики следует учитывать, что система органов государственной власти
присутствует в информационно-психологической сфере не в явном виде, а в форме "электронного
правительства", что во многом определяет набор форм и методов воздействия,
оказываемого государством в целях регулирования общественных
(внутригосударственных) и международных отношений в
информационно-психологической сфере. Для определения концепции информационной
политики в условиях информационно-психологической войны необходимо исследовать
вопрос, какие дополнительные возможности для организации противодействия тайным
информационно-психологическим операциям дает такая форма интеграции
государственной власти в информационное общество. Особая роль в
информационно-психологической войне средств массовой информации и массовой
коммуникации, транснациональных информационно-телекоммуникационных корпораций и
виртуальных социальных (сетевых) сообществ требует пристального исследования
последствий вовлечения этих субъектов информационного пространства в
информационное противоборство на стороне различных участников конфликта.
Информационно-психологическая война
в настоящее время рассматривается большинством ведущих стран мира в качестве
эффективного и универсального средства достижения внешнеполитических целей.
Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую
квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций)
информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой
агрессии в отношении других государств, позволяет использовать арсенал сил и
средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное
время.
-22-
Среди теоретических проблем
исследования информационной (информационно-психологической) войны, которую
можно рассматривать как крайний способ разрешения политических противоречий в
информационном обществе, можно выделить следующие нерешенные проблемы.
1.
Отсутствие
общепринятого определения информационно-психологической войны, однозначно
выделяющего из всего многообразия разновидностей и организационных форм
информационно-психологического воздействия сравнительно небольшую группу акций,
мероприятий и операций, представляющих особую опасность для личности, общества
и государства, сравнимую с опасностью развязывания обычной войны.
2.
Отсутствие
ясной и четкой концепции информационной и информационно-психологической войны,
осуществляемой в форме тайных операций с применением информационного оружия.
3.
Отсутствие
уголовно-правовой и криминологической характеристики операций
информационно-психологической войны.
4.
Отсутствие
научных подходов и предложений по способам представления внутренней структуры
тайной информационно-психологической операции, позволяющим построить структуру
информационно-психологической операции любого уровня сложности исходя из
комбинаций конечного числа составляющих ее "элементарных"
информационно-психологических воздействий, играющих роль атомов в молекулярной
органической структуре тайной операции.
5.
Отсутствие
методик аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов, внутренней
структуры тайных операций информационно-психологической войны по их признакам,
внешним (доступным наблюдателю) следам и проявлениям.
Попробуем раскрыть эти тезисы более подробно.
В настоящее время, несмотря на
общепризнанную опасность акций, мероприятий и операций
информационно-психологической войны, наносящих ущерб, соизмеримый с ущербом от
ведения боевых действий на территории государства, ставшего жертвой
информационно-психологической агрессии, термин "информационная война"
все еще носит публицистический характер – об этом свидетельствуют
непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под
этим понятием, в чем сущность явлений, относимых к "информационным войнам",
а также споры по поводу корректности и принципиальной применимости данного
термина к той сфере социальных взаимоотношений, которую принято называть
информационным противоборством или конфликтом интересов в информационной сфере
социальных систем. Как следствие, мы можем наблюдать использование в научной
литературе несколько десятков различных формулировок "информационной войны"[7],
явные (индивидуальные) достоинства и столь же явные недостатки
-23-
которых (а также общая научная неразработанность данной
проблематики) не позволяют отдать предпочтение ни одной из них. В принципе, в
совокупности эти определения достаточно полно (разумеется, пока еще только на
прикладном уровне) выделяют из всевозможного многообразия существующих в
современном социальном обществе взаимоотношений те социальные явления,
взаимоотношения и процессы, которые можно выделить в отдельную группу с
условным названием "информационная война". Эти определения не только
наполняют термин "информационная война" определенным смыслом и
содержанием, но и подчеркивают, что взгляды научного сообщества на
информационную войну, агрессию и противоборство еще не сформированы
окончательно, все существующие термины и понятия еще не прошли проверку
временем и находятся в состоянии динамичного развития, совершенствования и
корректировки, что, возможно, в недалеком будущем приведет к появлению
совершенно иной базовой терминологии.
Тем не менее ни одно из существующих
на сегодня определений информационной (информационно-психологической) войны не
позволяет выделить из всего многообразия акций, мероприятий, операций
информационно-психологического воздействия те из них, которые представляют
высшую степень опасности для государства и общества и вполне справедливо могут
быть отнесены к категории военных действий.
В частности, доктор технических наук
профессор С.П. Расторгуев определяет понятие информационной войны как "открытые
и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем
друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере"[8]. Прекрасное определение, в котором
верно указаны два основных признака информационной войны. Во-первых, основной
задачей информационной (информационно-психологической) войны на тактическом
уровне является получение определенного материального выигрыша (преимущества),
при этом в процессе информационной войны одни участники противоборства эти
преимущества получают, а другие их утрачивают. Для тех, кто преимущества
утрачивает, эти потери могут служить количественным выражением материального
ущерба, нанесенного войной. Во-вторых – информационная война осуществляется в
результате использования открытых и скрытых информационных воздействий.
Однако, пристально рассматривая
определение информационной войны, данное С.П. Расторгуевым, нетрудно
установить, что под него подпадает практически любая акция, мероприятие или
операция информационно-психологического воздействия.
-24-
Таким образом, использование многих
наиболее распространенных в научной литературе определений информационной войны
для оценки степени опасности выявляемых негативных
информационно-психологических явлений и процессов требует дополнительного
уточнения или дополнения этих формулировок рядом признаков и деталей, присущих
только акциям, мероприятиям и операциям информационно-психологической войны.
Одним из таких признаков, на наш взгляд, может служить факт применения
информационного оружия. Другим признаком информационно-психологической войны
может служить особая, характерная только для войны, организационная форма
реализации намерений – тайные операции.
Несмотря на многочисленные работы,
посвященные тематики информационной войны, ее информационно-психологическая
составляющая остается практически неисследованной. Изучение глубинных процессов
и закономерностей развития системы информационно-психологических отношений
современного информационного общества требует разработки ясной и стройной
теоретической концепции информационно-психологической войны, в которой
раскрывались бы цели, задачи, принципы, закономерности, сущность и содержание
информационного противоборства, осуществляемого в форме информационных и
информационно-психологических операций.
Безусловно, в такую концепцию кроме
основных разделов, посвященных характеристике среды проведения операций
информационно-психологической войны, сущности и содержания информационной
войны, психологической войны, информационно-психологических операций должна
войти методика аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов и
структурных элементов тайной информационно-психологической операции по ее
внешним признакам, следам и проявлениям.
Тайные информационно-психологические
операции на первый взгляд поражают разнообразием тактических приемов
использования широкого спектра средств, форм и методов
информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений
государства, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, на
систему государственной власти. Может показаться, что каждая операция
неповторима и требует отдельного (индивидуального) описания и научного рассмотрения
в качестве объекта исследования. Действительно, внутренняя структура тайных
операций информационно-психологической войны может быть достаточно сложной, а
технологии синтеза и организации структуры тайной операции из отдельных
элементов информационно-психологического воздействия могут представлять
государственную тайну. Тем не менее методика проведения научных исследований
требует существования способа универсального формализованного представления
структуры любой тайной операции в виде совокупности конечного числа элементов,
объединенных прямыми и обратными связями, вытекающими из целей, задач тайной
операции и совокупности взглядов ее руководства на способы достижения этих
целей.
-25-
Одним из возможных способов
построения "атомарной" модели тайной информационно-психологической
операции, по мнению авторов, может быть выделение шести разновидностей
информационно-психологического воздействия – дезинформирования,
манипулирования, пропаганды, лоббирования, управления кризисами и шантажа – в
отдельную группу основных составляющих тайных операций
информационно-психологической войны и принятие в качестве постулата утверждения
о том, что все тайные операции информационно-психологического воздействия
представляют собой различные комбинации этих шести основных элементов,
объединенных общим замыслом, целями, задачами и идеологией.
В силу дискуссионности понятия "информационная
война" и общей неоднозначности его толкования одной из важнейших
теоретических проблем изучения процессов зарождения и развития конфликтов в
сфере информационно-психологических отношений является определение того
момента, когда обычная, заурядная конкуренция превращается в агрессию, а
агрессия – в войну. Всем трем формам информационно-психологических отношений
(конкуренция, агрессия, война) соответствуют свои адекватные внешней степени
опасности системы методов противодействия, предполагающие различную тактику
организации противодействия с использованием умеренных, интенсивных или
радикальных методов разрешения политических противоречий, применение для
отражения враждебных посягательств различных по своей численности и составу сил
и средств, в том числе – в случае войны – информационного оружия и обычных
вооруженных сил государства. В сфере информационно-психологических отношений
определить, что в отношении тебя противник ведет именно
информационно-психологическую войну, а не что-либо другое, очень трудно – в
силу латентности возникновения и протекания информационно-психологических
процессов информационно-психологическая война может вестись и в мирное время
без официального объявления и разрыва дипломатических отношений, а также "под
чужим флагом" – от имени другого государства или анонимно, и государство,
подвергнувшееся нападению, может даже некоторое время не знать о том, что оно
стало жертвой агрессии.
В силу этих причин для организации
эффективной государственной системы противодействия акциям, мероприятиям
информационно-психологической агрессии, операциям информационно-психологической
войны и определения адекватной степени внешней опасности формы государственного
реагирования (противодействия) в каждом конкретном случае внешней агрессии
необходимо решить следующие задачи.
-26-
1.
Провести
классификацию всех разновидностей организованного внешнего
информационно-психологического воздействия, применяемого иностранными
государствами и другими участниками информационного противоборства в
агрессивных целях, разделив эти формы и разновидности на несколько категорий по
избранным критериям, – например, по степени опасности для личности, общества и
государства, по степени наносимого ущерба национальным интересам,
государственной и общественной безопасности, психическому здоровью населения,
по масштабам агрессии и т.д. – в целях определения адекватных мер и
организационных форм противодействия для каждой выделенной в процессе
классификации категории агрессии.
2.
Для
каждой категории агрессивных информационно-психологических воздействий
необходимо определить конечный набор признаков, позволяющих отнести любое
выявленное информационно-психологическое воздействие к одной из таких
категорий, и тем самым определить степень ее социальной опасности.
3.
В
соответствии с установленной степенью социальной опасности выявленных акций,
мероприятий, операций информационно-психологических воздействия, относимых к
выделенным раннее категориям, необходимо для каждой такой категории (группы)
определить адекватную этой опасности общегосударственную систему мер
противодействия использованию иностранными государствами и другими субъектами
геополитической конкуренции данных информационно-психологических воздействий в
политических целях.
Противодействие операциям
информационно-психологической войны и иным враждебным акциям может включать в
себя не только прямую борьбу с силами и средствами агрессора, но и уничтожение,
подавление, нейтрализацию или локализацию источников
информационно-психологической агрессии. В этом случае неразработанной научной
проблемой остается определение, классификация и типология источников
информационно-психологической агрессии, в том числе – источников ее вооруженной
формы – информационно-психологической войны.
В отношении правового обеспечения
деятельности государства по организации системы противодействия акциям
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны совершенно неразработанной остается
проблема уголовно-правовой и криминологической характеристики операций
информационно-психологической войны – как сложных операций, к которым
относятся, например, некоторые пиар-кампании или некоторые компании по
организации и проведению выборов, так и относительно простых и условно
неделимых основных составляющих этих операций, таких, например, как
дезинформирование, манипулирование, лоббирование, пропаганда или управление кризисами.
Отсутствие юридической квалификации этих деяний не позволяет использовать в
полной мере действующее уголовное законодательство в целях пресечения
агрессивного информационно-психологического воздействия.
-27-
В отношении правового обеспечения
деятельности органов государственной власти, участвующих в информационном
противоборстве, неразработанными остаются следующие проблемы:
отсутствуют
нормы федерального законодательства, дающие юридическую квалификацию,
уголовно-правовую и криминологическую характеристику акциям (мероприятиям)
информационно-психологической агрессии и операциям
информационно-психологической войны, относящие их к противоправным деяниям,
устанавливающие степень их социальной опасности и объем ответственности
физических лиц за организацию, подготовку, исполнение и пособничество в
совершении этих деяний;
отсутствуют
нормы международного права, устанавливающие международную ответственность
государств-инициаторов информационно-психологической агрессии;
отсутствуют
исследования в отношении определения перечня и составов правонарушений,
связанных с организацией, подготовкой и исполнением акций (мероприятий)
информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической
войны;
отсутствуют
механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам
противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями
(мероприятиями) внешней информационно-психологической агрессии и операциями
информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий
этих противоправных действий;
отсутствуют
нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного
разбирательства по фактам организации, подготовки и проведения (участия) акций,
мероприятий, операций информационно-психологической агрессии и войны,
разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской,
административной, дисциплинарной ответственности и порядок включения
соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и
трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной
службе.
Существование множества нерешенных
проблем в области обеспечения информационно-психологической безопасности
государства в условиях реальной угрозы использования иностранными государствами
и другими участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и
методов информационно-психологической войны в политических целях определяет
важность и актуальность выбранной темы исследования.
-28-
[1] Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения
безопасности информационного общества // Распределенная конференция «Технологии
информационного общества 98 – Россия». http://www.iis.ru/events/19981130/streltsov.ru.html;
Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление.
Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб.: Изд-во
С.-Петербургского университета, 1999.
[2] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук,
К.: Ваклер, 2000.
[3] Герасименко В.А. Основы информационной грамоты. М.:
МИФИ, 1996.
[4] Семенов В.А. Этногеополитические аспекты
безопасности: Дис. … д-ра полит. наук. М.: РАГС, 2000.
[5] Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: Издательский центр учебных и научных программ, 1998.
[6] Попов В.Д. Информациология и информационная
политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.
[7] Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в
разделе III настоящей работы.
[8] Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и
связь, 1998. С. 35–37.