Глава 2

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

ТЕМА:

– выбор темы

– разработка темы

– три проблемы разработки темы

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ:

– интервью

пресс-конференция, как один из видов интервью

– наблюдение

– работа с документами

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНЦЕПЦИИ И КОНСТРУКЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА:

– принцип двух "К" (концепция и конструкция)

– определение сути (принцип "Концепции")

– организация материала (принцип "Конструкции")

– работа над черновиком материала (принцип "Конструкции")

– подготовка чистового варианта (принцип "Конструкции")

– вопросы, на которые должен ответить материал

– 21 вопрос, который поможет решить каково должно быть вступление к материалу

– ясность в изложении материала

– несколько полезных советов о том, как писать и читать для радио и телеэфира

– чтение эфирного текста

– советы тележурналисту службы новостей о том, как контролировать работу оператора и режиссера

ТЕМА:

Выбор темы[6]

Прежде чем приступить к поиску и сбору информации, журналист выбирает тему будущего материала. Выбор всегда зависит и определяется общественным интересом к тому или иному событию, конфликту, который требует вмешательства СМИ (как последней инстанции веры и надежды). Казалось бы, поиск темы не составляет совершенно никакого труда, но... Отнюдь не просто так редактор газеты Манасевич-Мануйлов в книге Валентина Пикуля "У последней черты" задавался вопросом: "Где взять тему?" От того, насколько правильный выбор сделал журналист, во многом зависит его профессиональный успех, успех СМИ в целом и социально-психологические последствия для героев материала. Уже давно мировая практика журналистики подтвердила мысль о том, что "СВОЯ" тематика формирует и "СВОЮ" аудиторию. Именно своя тема является той своеобразной точкой опоры, которая позволит журналисту перевернуть мир.

Что же влияет на выбор темы, предназначенной для журналистского осмысления и выноса обоснований и выводов на суд читателя, слушателя или телезрителя?

*        концепция данного СМИ, его специализация;

*        потребности аудитории; (дальше мы поговорим о том, что первичное -потребности зрителя или уровень журналиста)

*        редакционный план работы;

*        персональные интересы журналиста, его мироощущение и наблюдения.

Но главным образом решение о выборе той или иной темы мотивируется событиями, сообщения о которых могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности или жизненном опыте аудитории. События, влекущие за собой подобные изменения, создают то, что мы привыкли называть информационным поводом. Таким образом, возникает необходимость обнародования той информации, которую журналисту удалось собрать и обработать.

*        Решая, какие новости достойны публикации, всегда думайте о том, что важно и нужно для аудитории и местного сообщества в целом.

*        Объясняйте, помогайте людям понять, что происходит вокруг.

*        Выбирайте и доносите до читателя то, что важно и интересно; определяйте, как это делать так, чтобы читатель извлек из информации максимальную пользу.

*        Давайте людям достаточно информации, чтобы они могли составить собственное и обоснованное мнение о проблеме.

-14-

*        Обращайте внимание на "крайности" (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не создавайте себе имя на таких "крайностях".

Разработка темы[7]

После того, как выбрана тема, журналист приступает к ее разработке, что включает в себя определение источников информации и способов ее получения.

Постарайтесь расписать свою тему, составить определенный алгоритм ее раскрутки:

Тема: "___________________________________________"

Из чего я исходил при ее выборе: _________________________

Каковы предполагаемые источники информации: ________________

Каковы предполагаемые вопросы для выяснения: ___________________

Три проблемы разработки темы[8]

Приступая к разработке выбранной темы, журналист решает три основные проблемы:

*        выбор самого надежного источника информации;

*        обеспечение доступа к источнику информации;

*        проверка данных, полученных от источника информации.

Начнем с ответа на вопрос: "Почему выбор источника информации является проблемой?" Одна из причин заключается в том, что довольно много людей в государственных органах и организациях готовы предоставить журналисту ту или иную информацию. С другой стороны, у этих же людей может не быть должных полномочий или компетенции. В результате сведения, полученные от этих людей, не могут считаться достоверными. Эта ситуация достаточно распространена и получила название "Информационное агентство ОБС", т.е. – Одна Бабка Сказала. Поэтому при разработке темы журналист, прежде всего, должен ответить себе на следующие вопросы:

*        Какая организация в действительности занимается теми вопросами, которые меня интересуют?

*        Какова структура этой организации?

*        Кто является в данной организации ключевой фигурой?

*        Кто сможет предоставить точную и исчерпывающую информацию?

Лучшей "шпаргалкой" для определения компетентных и полномочных персон являются телефонные справочники. Особенно справочники отраслевые или для внутреннего пользования. Из них можно узнать не только фамилии, имена и отчества интересующих вас лиц, но и названия отделов, служб и т.д. Журналисты, имеющие опыт работы, даже заводят себе своеобразное досье на организации и их работников, с которыми им приходится иметь дело. При этом журналисты поддерживают со своими источниками информации связь даже тогда, когда это не требуется для разработки темы. Делается это для того, чтобы "законсервированный" источник информации в соответствующий момент мог быть незамедлительно использован.

-15-

Кстати, для подтверждения полученных данных наличия надежного информатора недостаточно. Готовый материал необходимо снабдить еще одним атрибутом достоверности - обязательной ссылкой на источник. Отсутствие таковой, как правило, свидетельствует о непрофессионализме журналиста.

Однако практически в каждом правиле есть свои исключения. Приходится считаться с тем, что "информатор" журналиста не заинтересован в огласке своего имени. Он озабочен своей карьерой, боится репрессий со стороны начальства и т.д. Законодательство Украины обязывает журналиста в этом случае сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника сделать на него ссылку в материале, то необходимо придерживаться рамок действующего законодательства.

Второй момент. Достаточно часто журналиста предупреждают, что какую-то информацию ему предоставили для уяснения всей картины в целом, но не для печати. Как поступать в таких случаях?

Варианты решения:

"Жесткий". Журналист представляется и убеждается в том, что собеседник идентифицировал его именно как представителя СМИ. После этого журналист использует всю полученную информацию по своему усмотрению. Мотивация – собеседник знал, с кем он разговаривает, и отдавал себе отчет в сказанном.

"Мягкий". Журналист "уговаривает" собеседника оставить в материале информацию и факты, которые собеседник не хотел бы выносить на суд общественности. Мотивация – без указанных фактов материал потеряет свою актуальность и будет неполноценным. Если вам удалось уговорить собеседника – прекрасно! Если нет, и вы дали обещание не публиковать информацию, предоставленную последним, то следует четко следовать букве закона.

Какой вариант выбрать – решать журналисту. Но в любом случае вы должны четко следовать букве закона и соблюдать этические нормы. О том, какая информация не подлежит огласке, а какая всегда является открытой, мы поговорим чуть позже.

Теперь давайте решим, как поступать быть с анонимными источниками информации? Одно из существующих правил, кстати, оговоренных законом, гласит: журналист не должен пользоваться такой информацией. С другой стороны, все зависит от степени важности информации, сообщенной анонимом. Если вы решили, что информация социально значима, то старайтесь найти хотя бы еще один источник, который может подтвердить эту информацию. При этом в готовом материале использование анонимного источника должно быть объяснено аудитории.

-16-

И теперь мы подошли к одним из самых распространенных источников информации для журналиста – пресс-службам или центрам по связям с общественностью. Они организуют брифинги, пресс-конференции и встречи с ответственными лицами, отвечают на запросы, готовят пресс-релизы, отчеты, справки и т.д.

Нельзя не учитывать, что информация, полученная журналистом от представителей пресс-служб, всегда будет однобокой. Связано это с тем, что задачи пресс-служб не совпадают с обязанностями прессы. Первые стремятся создать у общественности положительный образ своих служб и их руководства. Вторые, т.е. СМИ, обязаны сообщать аудитории правдивую информацию и реальные факты. Подобные отношения складываются практически повсеместно, включая не только государственные, но и общественные организации. Не даром существует пословица, гласящая, что каждый кулик хвалит свое болото. Поэтому опытные журналисты всегда обеспечивают себя информаторами, которые скрываются в недрах этих структур, для проверки и уточнения официальной информации. Даже в том случае, когда у вас нет такого надежного "информатора", даже не смотря на то, что законодательная база, регламентирующая деятельность СМИ в Украине, возлагает ответственность за достоверность информации, полученной от представителей государственных структур, на их должностных лиц, журналисту следует тщательно проверять информацию, распространяемую пресс-службами!

Сколько журналистов, столько и способов освещения темы. Но важно одно: по возможности говорите с большим количеством людей. От президента страны до симпатичного дворника из соседней школы – любой располагает информацией, которую может использовать журналист. Репортеры должны по возможности регулярно и откровенно говорить с официальными лицами, ведь большинство материалов чаще всего основываются на официальных заявлениях. Но обязанность репортера обнаружить, кто еще, кроме официальных источников, может помочь завершить материал. Если сообщение новости от "высочайшего члена правительства" может сначала казаться наиболее приоритетным в вашей работе, то в действительности – это только начало.

Без здоровой дозы скептицизма журналист потеряет доверие читателей и зрителей, а также, что не менее важно, доверие источников информации.

Хороший журналист знает, когда источник преувеличивает или украшает правду. Любой репортер, который обнаружит официальное перекручивание фактов ли даже вранье, должен возвратиться к официальному лицу и попросить вежливо, но твердо, объяснить причины дезинформации. Большинство официальных лиц, которых поймали на ошибке или обмане, большее будут уважать вас и вашу осведомленность в следующий раз и едва ли будут стараться в дальнейшем неправильно информировать вас.

-17-

Итак, подведем своеобразный итог. Выбрав источник информации, получив к нему доступ и собрав необходимые сведения, журналист обязан (!!!) проверить полученную информацию. Проверку необходимо проводить при всяком удобном случае и не жалея на это времени и сил. Существует несколько испытанных способов проверки полученной вами информации:

*        Когда материал уже готов, следует перезвонить источнику и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты;

*        Следует сопоставить полученные сведения с имеющимися в вашем распоряжении видео- и аудиозаписями или текстовыми документами;

*        Опросить всех участников вашего материала;

*        Привлечь к работе экспертов, профессионально разбирающихся в вопросе;

*        Обсудить материал с коллегами;

*        Узнать мнение о готовящемся материале у юриста вашей редакции.

Все эти нехитрые действия избавят аудиторию от непроверенных фактов, непрофессиональных комментариев и значит - плохих материалов, а вас - от возможных ошибок и последующих неприятностей.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ:[9]

Обычно работники СМИ используют три самых распространенных метода получения информации: интервью, наблюдение и обработка документации.

Расставим эти три метода в порядке возрастания надежности:

1.      наблюдение;

2.      интервью;

3.      работа с документами.

При использовании первых двух методов журналист чаще всего проявляет субъективизм в оценках собеседника и полученной информации. И тем ни менее, большинство материалов готовятся именно на основании бесед с людьми. Поэтому остановимся на каждом методе в отдельности.

Интервью

Успех любого интервью зависит от многих условий, но в первую очередь – от грамотно проделанной предварительной работы журналиста. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов:

*        опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег, которые уже имели с ним дело;

*        изучение материалов прессы, если собеседник уже становился предметом интереса журналистов, а так же изучение материалов СМИ по интересующей вас теме;

-18-

*        знакомство с результатами профессиональной деятельности интересующего вас должностного лица;

*        приобретение достаточного уровня знаний в той области, в которой собеседник профессионал, включая нормативно-законодательную базу.

Необходимо знать, что много информации никогда не бывает! То, что в школе принято называть домашней работой, имеет смысл использовать и журналистской практике. Итог этой работы сводится к тому, чтобы убедиться в важности для собеседника темы предполагаемого разговора и составить перечень вопросов. Продумывать перечень вопросов следует основательно. Тем самым журналист страхует себя от банальных, уже много раз задававшихся, неуместных или некомпетентных вопросов. Отсутствие подобных штампов располагает собеседника к разговору, показывает ему, что журналист разбирается в сути излагаемого вопроса и является всесторонне развитой личностью.

После подготовки "домашнего задания" остается условиться с будущим собеседником о встрече. Чаще всего в ходе предварительных переговоров согласовываются и основные направления разговора. Желательно, чтобы встреча происходила "с глаза на глаз", без посторонних. Такая необходимость обусловлена психологией поведения человека – в присутствии других людей собеседник становится более предусмотрительным, он сдержан в своих суждениях и высказываниях. А искренность в ответах – самое главное для получения объективной информации.

Следующий аспект – установление доверительных отношений с источником информации. Добиться этого можно разными методами. Однако существуют общепринятые, и что значительно важнее, отработанные психологией общения приемы. В качестве методического пособия начинающие журналисты предпочитают использовать работу Дейла Карнеги "Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям". В то же время более уместны советы психологов Уолтера Бингхэма и Брюса Мура, изложенные в работе: "Искусство разговаривать и получать информацию":

*        находите и используйте приятные для собеседника ассоциации;

*        позволяйте интервьюируемому чувствовать себя непринужденно и быть готовым рассказывать;

*        не задавайте "прямые" вопросы пока не почувствуете, что собеседник готов дать интересующую вас информацию и дать ее точно;

*        СЛУШАЙТЕ и постигайте смысл каждого утверждения собеседника;

*        дайте собеседнику полностью рассказать то, что он желает вам рассказать, и только после этого помогите ему дополнить историю интересующей вас информацией;

*        избегайте роли учителя, особенно при общении с человеком, который старше вас;

-19-

*        старайтесь ставить вопросы так, чтобы они были легки и понятны собеседнику;

*        не подсказывайте собеседнику ответы на собственные вопросы;

*        отделяйте факты от личных выводов собеседника;

*        записывайте всю информацию тут же или как можно быстрее по окончании интервью, т.к. обычно человек не представляет, с какой скоростью происходит забывание новой информации.

И последнее, но самое важное правило: будьте предельно внимательны в тот момент, когда интервью подходит к концу или уже закончилось. Следите за дополнительной информацией или новыми нюансами в репликах собеседника. В конце интервью собеседник расслабляется и нередко произносит в слух то, что тщательно старался скрыть от вас в процессе интервью. Нередки случаи, когда вся самая интересная для вас информация будет скрываться не в ответах собеседника в ходе интервью, а в его ремарках, способных охарактеризовать человека с неожиданной стороны. Кстати и само интервью – прекрасный способ для наблюдения за реакцией собеседника, его мимикой, движением рук. Фиксируйте все детали поведения собеседника в ходе вашей беседы. В последствии они могут быть использованы или обыграны в материале.

Мы уже говорили о том, что основная слагающая удачного интервью – это вопросы журналиста. Ниже мы приводим два вида классификации вопросов, которые помогут вам не только грамотно составлять их, но и употреблять "нужный" вопрос в "нужное" время и в "нужной" ситуации.

Классификация вопросов по П. Мицычу[10]

Закрытые вопросы

Это вопросы, на которые ожидается ответ "Да" или "Нет". Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают "пространство для маневра" у вашего собеседника. Поэтому такие вопросы надо применять со строго определенной целью. Эти вопросы ведут мысли собеседника в одном, установленном нами направлении и нацелены непосредственно на принятие решения. Закрытые вопросы оказывают внушительное воздействие и относительно хорошо заменяют все констатации и утверждения. В этом плане наиболее впечатляющими являются так называемые двойные закрытые вопросы, например: "Следует ли назначить нашу встречу уже на эту неделю или перенесем ее на следующую?" Такая форма вопроса предлагает собеседнику и третью возможность – длительную отсрочку.

В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают, центр тяжести беседы смещается в нашу сторону, а собеседник лишен возможности высказывать развернутое мнение.

-20-

Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда вам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда вы хотите ускорить получение согласия или подтверждение ранее достигнутой договоренности, например: "Вы согласны, что ... ?"

Открытые вопросы

На эти вопросы нельзя ответить "Да" или "Нет", они требуют какого-то объяснения. В таких вопросах используются слова "Что", "Кто", "Как", "Сколько", "Почему". Примеры открытых вопросов:

*        "Каково ваше мнение по данному вопросу?"

*        "Каким образом вы пришли к такому мнению?"

*        "Почему вы считаете, что ... ?"

С помощью открытого типа вопросов мы вступаем в разновидность диалога с упором на монолог собеседника. Следовательно, цель передачи информации здесь не так строго реализуется, как в закрытых вопросах, поскольку мы дали нашему собеседнику возможность для маневрирования и подготовили его к более обширному выступлению.

В этой ситуации мы, конечно, теряем инициативу, а так же последовательность развития темы, так как беседа может повернуть в русло интересов и проблем собеседника. Опасность состоит в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы.

Зеркальные вопросы

Чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога и расширить его рамки, можно использовать зеркальный вопрос. Он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Делается это для того, чтобы заставить собеседника увидеть свое утверждение с другой точки зрения.

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создать в беседе такие повороты и нюансы, которые придают диалогу подлинный смысл. Это дает несоизмеримо лучшие результаты, нежели круговорот вопросов типа "Почему?", которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимой причинности, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате неизбежно приводят к конфликту (внутреннему или открытому).

Риторические вопросы

Служат более глубокому рассмотрению проблем, а так же во многих случаях для их "разбавления". На эти вопросы так же не даются прямые ответы, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения.

-21-

Важно формулировать вопросы таким образом, чтобы они звучали кратко и были понятны присутствующим. А свойственное аудитории молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения.

Но при этом следует быть очень осторожными, так как можно легко скатиться до обычной демагогии, зачастую – попасть в смешное или даже неудобное положение. В качестве примера можно привести случай "из жизни крестьян": на собрании выступающий предлагал повторно выбрать одного из членов правления, подчеркивая его трудолюбие: " Кто вообще может сейчас, в этой сложной ситуации сравниться с ним?" Из последнего ряда кто-то выкрикнул: "Конь!"

Переломные вопросы

Они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Если собеседник корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места его позиции. Например:

*        "Как вы представляете себе ... ?"

*        "Как вы считаете, необходимо ли радикально изменять ... ?"

*        "Как в действительности у вас обстоят дела с ... ?"

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда мы уже получили достаточно информации по одной проблеме и хотим переключиться на другую. Или же, когда мы почувствовали сопротивление собеседника и пытаемся "пробиться" сквозь поставленные им заслоны. Опасность в таких вопросах заключается в нарушении равновесия между нами и нашими собеседниками. Однако при настойчивом употреблении таких вопросов собеседник может низвести их до банальных ответов "Да" и "Нет". В этом случае наши шансы на получение необходимой информации существенно снижаются.

Вопросы для обдумывания

Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано в ходе беседы. Приведем примеры:

*        "Сумел ли я обрисовать вам картину происходящего?"

*        "Правильно ли я понял вашу позицию в этом вопросе ... ?"

*        "Считаете ли вы, что ... ?"

*        "Если я вас правильно понял, то выходит, что ... "

Цель вопросов для обдумывания – создать атмосферу взаимопонимания, что зачастую позволяет достигнуть промежуточных результатов на пути получения необходимой информации.

-22-

Последовательность использования вопросов

Для первого этапа, на котором поднимаются новые проблемы, характерны ответы "Да – Нет".

На следующем этапе, когда расширяются границы областей передачи информации и производится сбор фактов и обмен мнениями, следует задавать преимущественно открытые и зеркальные вопросы.

После этапа передачи информации наступает этап закрепления и проверки полученной информации. Здесь преобладают риторические вопросы и вопросы на обдумывание.

И в конце, намечая новое направление информирования, мы пользуемся переломными вопросами.

Чего мы добиваемся этими вопросами с точки зрения тактики? В любом случае мы избегаем или существенно снижаем опасность "беседы-ссоры". Ведь любое утверждение или констатация особенно не подкрепленные очевидными фактами, вызывает у собеседника протест, дух противоречия и контраргументы в открытой или закрытой (внутренней) форме. Если же мы модифицируем эти утверждения и придадим им форму вопроса, тем самым в значительной степени их смягчив, то собеседник воспримет их легче, иногда даже как свое собственное мнение (благодаря риторическим вопросам и вопросам на обдумывание).

Далее передача информации и подготовка к аргументированию проходят свободнее, легче, поскольку собеседник становится более искренним и обнаруживает свои слабые стороны до того, как мы окончательно подготовили аргументы, учитывающие его цели и пожелания.

Разумеется, что применение техники опроса приемлемо тогда, когда нам нужно получить от собеседника профессиональную информацию и особенно, когда наша цель заключается в том, чтобы лучше узнать и понять собеседника.

Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем, в первую очередь, облегчаем решение поставленных перед собой задач.

И последнее, но не менее важное замечание: эти вопросы закрепляют промежуточные результаты нашей беседы

Классификация вопросов по Н. Энкельману[11]

Информационные вопросы

Тот, кто задает вопросы, нуждается в знаниях, опыте и советах другого. Речь идет о сборе сведений, которые необходимы для того, чтобы составить представление о чем-либо. Информационные вопросы – это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом собеседник, сообщая определенные сведения, отвечает на вопрос.

-23-

Контрольные вопросы

Такие вопросы важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам еще собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы:

*        Что вы об этом думаете?

*        Считаете ли вы так же, как и я?

*        Не находите ли вы, что речь идет о сложном (интересном) вопросе?

По реакции собеседника вы заметите, следит ли он за вашей мыслью. Если он при ответе на контрольный вопрос выявит неприятие или непонимание, то вам придется вернуться немного назад.

Вопросы для ориентации

Задаются, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения. Простейшие вопросы этого типа таковы:

*        Есть ли у вас еще вопросы?

*        Каково ваше мнение?

*        К каким выводам вы пришли?

*        Поняли ли вы какую цель мы этим преследуем?

Разумеется, что после того, как вы задали вопрос для ориентации, вам следует помолчать и позволить собеседнику высказаться. Не торопите его! Он должен сосредоточиться, разобраться в своих мыслях и высказать свое суждение.

Подтверждающие вопросы

Такие вопросы задают, чтобы найти взаимопонимание. Если ваш собеседник пять раз согласится с вами, то на решающий шестой вопрос он не станет возражать. Несколько предусмотрительнее других в этом плане англичане. Обычно любой разговор у них начинается с ничего не значащего обмене мнениями о погоде. Если по этому поводу достигнуто единодушие, то значительно легче переходить к решению следующих проблем.

В любой разговор необходимо вкраплять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разделяет. Например:

*        Вы, наверное, тоже рады тому, что ... ?

*        Если я не ошибаюсь, то вы считаете, что ... ?

Ознакомительные вопросы

Они должны знакомить нас с мнением собеседника. Таким образом, это так же открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно, только "Да" или "Нет". Например:

-24-

*        Каковы ваши предположения относительно ... ?

*        Как бы вы оценили действия ваших подчиненных ... ?

Встречные вопросы

Хотя, в общем, невежливо отвечать на вопрос вопросом, в то же время, встречный вопрос является искусным психологическим приемом. Например:

Вопрос: – Вы считаете, что мы поступили вопреки закону?

Ответ: – Об этом сложно судить, но какие законы вы имеете в виду?

Вопросы подобного рода ведут к постепенному сужению разговора, подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он будет вынужден не увиливать от предоставления вполне конкретной информации.

Альтернативные вопросы

Эти вопросы предоставляют собеседнику возможность выбора. В то же время, число возможных вариантов не должно превышать трех. Альтернативные вопросы предполагают быстрое решение, при этом союз "или" чаще всего является основным компонентом вопроса:

*        Какой день недели вас устроит для встречи: понедельник или вторник?

*        Вы боитесь того, что беженцы будут претендовать на рабочие места в городе или того, что они, наоборот, не станут работать?

Удостоверяющие замечания

Своим замечанием "Это очень важный для нас вопрос" собеседник дает вам понять, что вы задаете "умные и уместные" вопросы, которые ему приятны и важны для него. Вариантов удостоверяющих замечаний может быть множество. Например:

*        Я рад, что вы задали мне именно этот вопрос!

*        Я ждал этого вопроса!

*        Я все думал, спросите вы меня об этом или нет!

Если вы хотите в полной мере проявить искусство ведения беседы, то должны понимать, что такие реплики вашего собеседника лишний раз подчеркивают один очень важный принцип его поведения: "Ни кто и ни что так не радует меня, как осознание собственной правоты!"

Направляющие вопросы

Дирижер оркестра подает знак музыканту или части оркестра, когда вступать, какую часть музыкального произведения выделить и как сыграть. Он замедляет темп, смягчает или усиливает звучание оркестра. Точно так же и вы можете взять в свои руки процесс управления ходом беседы. И направлять ее в то русло, которое вас больше устраивает. Не позволяйте собеседникам навязывать вам нежелательное направление разговора. Время идет быстро, не успеете оглянуться, как отведенное для беседы время иссякнет, а вы едва только начали разговор, вместо того, чтобы получить его результаты – интересующую вас информацию.

-25-

Провокационные вопросы

Провоцировать означает бросать вызов, подстрекать. Кто задает провокационный вопрос, должен осознавать, что это подстрекательство.

Между тем такие вопросы так же следует использовать в ходе беседы, чтобы установить, что в действительности хочет ваш собеседник и верно ли он понимает положение дел.

Например:

*        Вы действительно считаете, что те меры которые вы предпринимаете, принесут пользу?

*        Вы уверены, что то, что вы делаете реально может исправить ситуацию с ... ?

*        Совпадает ли то, что вы делаете с вашими моральными принципами?

Вступительные вопросы

Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У собеседника сразу проявляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания. Например:

*        Я готов изложить вашу точку зрения в этом конфликте. Когда мы сможем с вами встретиться лично?

*        Если я предложу вам довести ваше мнение до широкой общественности, заинтересует ли это вас?

Заключительные вопросы

Цель заключительных, или как их еще называют заключающих, вопросов – завершить разговор. Лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их дружеской улыбкой и по возможности одобрительным кивком головы:

*        Убедились ли вы, насколько эта тема волнует общественность?

А затем без дополнительного перехода можно задать заключающий разговор вопрос:

*        Когда я смогу встретиться с вами для записи интервью?

Пресс-конференция, как один из видов интервью

Подготовка к пресс-конференции требует от журналиста проведения такой же подготовки, как и интервью. Из всех доступных источников постарайтесь собрать информацию о том, кто является инициатором и устроителем пресс-конференции: организация, ее род деятельности, руководство, материалы, ранее публиковавшиеся в прессе и т.д. Далее подготовьте список интересующих вас вопросов.

-26-

Если заранее раздают пресс-релизы или любую другую документацию, позаботьтесь, чтобы она у вас была.

На самой пресс-конференции:

*        четко произносите свое имя, фамилию и название СМИ, которое вы представляете;

*        старайтесь задать свои вопросы в числе первых, т.к. отведенного времени на ваши вопросы потом может не хватить;

*        очень внимательно слушайте вопросы коллег и ответы на них.

*        будьте внимательны, т.к. самая важная информация может промелькнуть исключительно "между строк".

*        не задавайте несколько вопросов сразу и не составляйте сложные для восприятия конструкции вопросов;

*        не вступайте в дискуссию с участниками пресс-конференции. Сделайте это позже, изложив свою точку зрения в материале.

И в интервью, и на пресс-конференции внимательное выслушивание – самый главный признак профессионализма. Причем из всего того, что произносит собеседник, имеет смысл тут же фиксировать:

*        фактические данные;

*        мнения участников;

*        прогнозы;

*        объяснения;

*        речевые приметы собеседника, т.е. характерные особенности его языка.

Наблюдение

Помните, что собственная наблюдательность часто является наилучшим способом составить документальный портрет материала. Если вы не можете найти кого-то, кто бы дал вам информацию, и если вы не можете найти никаких документов, чтобы прояснить ситуацию, тогда, если у вас есть такая возможность, просто наблюдайте за предметом интереса собственными глазами. Приводить свидетельства даже десяти человек, которые бездоказательно обвиняют, к примеру, чиновника в коррупции, менее эффективно, нежели запечатлеть на видео, аудио или фотопленку этого самого чиновника в момент получения взятки от вами же подставленного лица.

Так же, как и интервью, наблюдение представляет собой наиболее популярный метод получения информации. Оно позволяет:

*        собирать образные детали о людях, местах и событиях;

*        проверять информацию или впечатления, полученные от других людей;

-27-

*        получать доказательства и свидетельства, которые невозможно получить другим способом;

*        восстанавливать события и впечатления для зрителей и читателей.

Видеокамера, фотоаппарат и диктофон – весьма полезные технические средства для фиксации наблюдений.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко прибегают и к так называемому методу включенного наблюдения, когда журналист на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той области бытия, которая в данный момент интересует журналиста. Этот метод не нов, его давно и весьма продуктивно используют ведущие зарубежные и отечественные СМИ. Однако злоупотреблять использованием этого метода не стоит.

Работа с документами

Документ, т.е. информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете – самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Опора на любую документацию делает журналистский материал обоснованным и основательным. Именно поэтому профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя оригиналами или копиями документов, с которыми ему приходится работать при подготовке того или иного материала. При этом всегда необходимо удостовериться в подлинности документов:

*        кем подготовлен документ? (компетентно ли это лицо, имеет ли соответствующие полномочия);

*        не искажены ли фамилии должностных лиц;

*        соответствует ли содержание документа печатям и штампам;

*        подписан ли документ уполномоченным лицом.

Кроме того, профессиональный подход требует еще и проверки изложенных сведений. Для этой цели желательно использовать независимые источники информации: опрос работников соответствующей организации, экспертов, людей причастных к содержанию документа.

При знакомстве с текстом документа необходимо научиться отделять факты, содержащиеся в документе от их комментариев. Делая какие-либо извлечения из необходимых для работы документов, журналист всегда:

*        фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания или регистрации;

*        заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

*        помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения документа;

*        по окончанию работы с документом проверяет все цитаты, названия, Ф.И.О. и прочие важные сведения.

-28-

Перечисленные правила уместны при работе с любыми документами. Специфика имеется только при работе с документацией, подпадающей под гриф "секретно", а так же с документами личного характера: письма, завещания, личные дневники, медицинские карты и т.д. Использование и оглашение хранящейся в такого рода документах информации разрешено только с согласия уполномоченного органа или уполномоченного лица; владельцев писем и дневников, их наследников и т.д.

Не требуют согласия авторов на использование информации, частичное или полное цитирование содержания письма в материале лишь те письма, которые были отправлены человеком в адрес редакции или самого журналиста. Но и здесь есть два "но":

*        журналист не имеет права использовать информацию со ссылкой на автора или источник, если в письме источник просил эту информацию не разглашать.

*        любая информация, содержащаяся в письменной корреспонденции или устных сообщениях по телефону, требует тщательной и кропотливой проверки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНЦЕПЦИИ И КОНСТРУКЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА:

Принцип двух "К" (концепция и конструкция)

Структура любого журналистского произведения должна опираться на определенную концепцию и конструкцию, которые, в свою очередь, должны быть четко предопределены сценарием.

Выбрав тему необходимо найти наиболее целесообразный способ ее решения. Без такой концепции интересная и ценная тема может быть погублена.

При подготовке любой темы тележурналист должен отдавать себе отчет в том, что, несмотря на зрелищность телевидения, форма телевизионного материала не должна доминировать над его содержанием. Только единство формы и содержания, их взаимосвязь, равновесие между ними и их содружество могут дать необходимый художественный результат. Данный закон справедлив и для любого СМИ!

Ответы на два вопроса помогут вам уточнить взгляд на облик задуманного произведения:

1.        Что и зачем вы хотите сказать своему будущему зрителю. Какой цели должен служить задуманный вами материал?

2.        Как это намерение осуществить, какими выразительными средствами воспользоваться для придания телевизионному материалу большей привлекательности?

Концепция является первопричиной, из которой потом рождается форма материала.

Следующий этап в подготовке материала – это разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции – сохранить материал в гармонии и равновесии. Основную роль при этом играет систематизация материала в определенном четком логическом порядке.

-29-

Вот что для достижения этих целей рекомендует в работе: "Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21 -го века" Кристофер Сканлан.

Определение сути[12] (принцип "Концепции")

Проблема:

Репортаж подготовлен, но что означают все эти заметки и записи? Как мне выявить СУТЬ этого материала? Как определить фокус будущей публикации?

Решения:

Расслабьтесь. Отложите в сторону все свои блокноты, записи интервью и документы. То, что вам нужно, вы вспомните и так. То, что вы забыли, возможно, и не достойно запоминания. В данном случае, вам решать. Возьмите чистый блокнот, зарядите чистый лист в пишущую машинку (или создайте новый файл на дисплее компьютера) и спросите самого себя:

*        В чем заключаются новость?

*        О чем будет материал?

*        Какая информация удивила меня больше всего?

*        Что именно нужно знать моему читателю?

*        Что я узнал такого, чего я узнать не ожидал?

*        Что нельзя не включить в то, что я собираюсь написать?

*        О чем конкретно мне надо узнать больше?

*        Как можно выразить суть всего материала в одном предложении?

*        Попробуйте сформулировать в одном коротком предложении, о чем собственно материал.

*        Спросите себя, в чем именно – в личности, месте, событии, подробности, факте, цитате – основное зерно моего материала?

*        Чем материал поможет читателю?

*        Какой образ стоит у меня перед глазами и, кажется, символизирует всю тему в целом?

*        Какая личность или какое лицо запомнились мне из моего репортажа?

*        Какой из узнанных мною фактов имеет наибольшее значение? (Постарайтесь выделить один факт.)

*        Какая из цитат имеет наибольшее значение?

*        Какие статистические данные удержались у меня в голове?

*        Расскажите о своем материале редактору, коллеге или супруге с тем, чтобы услышать, как вы сами изложите суть происшедшего. Представьте, как бы ваш читатель пересказал эту историю своему другу.

-30-

*        Используя формулу "Субъект – Действие – Объект" ["Подлежащее – Сказуемое – Дополнение] (Кто сказал или сделал что? Что произошло?), вкратце набросайте основные положения.

*        Определите основные вопросы к материалу (Кто, что, когда, почему (зачем) и где):

ü    "Кто" означает действующее лицо.

ü    "Что" означает сюжет.

ü    "Когда" означает хронологию событий.

ü    "Где" означает место действия.

ü    "Почему (зачем)" означает мотив (побудительную причину).

*        Напишите черновик концовки с тем, чтобы получить представление о том, к чему вы стремитесь.

*        Напишите врезку, из которой читателю станет ясно почему ему должен быть интересен этот материал.

*        Форма несет в себе смысл. Продумайте разные подходы к написанию материала. Что вы пытаетесь сделать: просто рассказать о происшедшем, дать справку, предложить решение проблемы, объяснить читателю что произошло?

*        Взгляните на материал с различных точек зрения: человека, незаконно пересекшего границу государства и пограничника, его задержавшего.

*        Попробуйте поставить себя на место будущего читателя этого материала. Какие вопросы у вас бы возникли?

*        Найдите в своем материале точку напряженности. Кто вовлечен в конфликт? Как можно свети разные точки зрения вместе или, наоборот, развести их.

Организация материала (принцип "Конструкции")

Проблема:

Теперь я знаю, о чем мой материал. Вот только я не знаю, каким образом все это расположить. Как привести мой материал в ПОРЯДОК?

Решения:

*        Составьте список того, что вы хотите сообщить.

*        Спросите себя, какая информация должна быть в начале? Какая информация должна быть в конце? Что относится к середине?

*        Задайтесь теми же вопросами, которые будет задавать читатель, и расположите их в том порядке, в котором они будут задаваться.

*        Оцените имеющиеся цитаты с точки зрения их ценности для данного материала. Расположите их для себя в порядке убывания степени важности.

-31-

*        Если это достаточно длинный материал, подумайте, нужно ли, и, если да, то как можно разбить его на главки. Может быть вообще информацию стоит организовать в несколько отдельных материалов?

*        Организуйте имеющуюся информацию по смысловым блокам. Определите последовательность, в которой эти блоки должны находиться.

*        Набросайте заголовок и подзаголовок своего будущего материала.

*        В любой истории, ищите наиболее драматические моменты:

ü    когда ситуация меняется;

ü    когда развитие какого-то события, явления, проблемы становится необратимым;

ü    когда мы извлекаем уроки из произошедшего;

ü    когда ситуация застывает в неустойчивом равновесии.

*        Набросайте врезку, основные положения будущей публикации и несколько вариантов окончания. Посоветуйтесь с редактором.

*        Для сложных материалов иногда полезно изобразить развитие сюжета в виде диаграммы. Это поможет вам лучше организовать свои мысли.

*        Набросайте примерный план материала.

*        Разложите ваши заметки по группам. Затем разложите группы в порядке, который покажется наиболее логичным.

*        Набросайте для себя в виде схемы хронологию событий.

*        Организовывая свой материал, отталкивайтесь от пиковых моментов или сцен в развитии сюжета.

Работа над черновиком материала (принцип "Конструкции")

Проблема:

Как мне записать (и продолжать писать) данный материал с тем, чтобы набросать черновик в максимально пригодной для публикации форме? Решения:

*        На первом этапе пишите быстро, без использования рабочих записей. Что запомнилось, то и должно остаться. Что забылось, должно быть, по всей вероятности, выброшено. Когда черновик будет закончен, вы всегда сможете вернуться к своим заметкам и еще раз проверить достоверность фактов.

*        Если вы что-то забыли, не беда: пока просто оставьте в тексте специальные пометки или пустое подчеркнутое место. (Позднее вы вернетесь и заполните пустоты.) Главное пишите, не останавливаясь.

*        Начинайте писать как можно раньше до наступления срока сдачи материала. Это даст вам возможность определить, что вы знаете и что, возможно, вам еще нужно узнать.

-32-

*        Выберете самые важные моменты и потратьте время на их адекватную разработку. Краткость достигается отбором наиболее важного, а не простым уменьшением количества слов.

*        Когда пишите, проговаривайте свои фразы вслух, прислушивайтесь к тому, что и как вы говорите.

*        "Покажите" факт, а не просто констатируйте его. Если вы напишите, что жизнь беженцев в стране пребывания трудна, это никому ничего не покажет. Но если вы сообщите вполне конкретные факты из их повседневной жизни, то "нарисуете" читателю картину, которую сам он, без вашей помощи, не представит.

*        Сначала напишите легко дающиеся части, те части, которые вам хочется писать.

*        Если работа застопорилась, возможно, стоит несколько снизить свои ожидания от материала. Авторы часто сталкиваются с препятствиями, когда они устанавливают для себя недостижимые в данных обстоятельствах стандарты.

*        Убедитесь, что материал написан так и содержит такие факты, которые позволяют читателю поверить тому, о чем вы говорите.

*        Если все-таки процесс написания все равно "не идет" остановитесь и проанализируйте причины, по которым это происходит и выработайте решение: возможно, не хватает информации и нужно дособирать факты, или необходимо сменить фокус публикации.

*        В конце концов, попробуйте вместо компьютера писать ручкой или наоборот. Сделайте перерыв.

Подготовка чистового варианта (принцип "Конструкции")

Проблема:

Черновик моего материала написан. Как мне теперь сделать материал ясным, интересным и, в то же время, кратким?

Решения:

*        Сделайте распечатку, чтобы "увидеть" свой материал.

*        Перечитайте свой материал вслух, чтобы "услышать" его.

*        Попробуйте посмотреть на свой материал с разных точек зрения:

ü    сначала как читатель,

ü    потом как писатель,

ü    потом как редактор.

*        Будьте выдержаны, даже при приближении срока сдачи материала. Передохните и перечитайте его еще раз.

*        Спросите самого себя: "Что сработало? Над чем надо работать?"

*        Помните, чем короче, тем лучше. Что можно не включать, включать не нужно.

-33-

*        Дает ли ваша история работу чувствам: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусу?

*        Есть ли в Вашем материале также чувство времени и места? Ощущается ли драма?

*        Планируйте свою работу так, чтобы оставалось время на работу над чистовиком.

*        Нужна ли мне дополнительная репортерская работа? Все ли факты проверены?

*        Могу ли я сделать еще что-нибудь для того, чтобы сделать изложение этого материала:

ü    проще?

ü    яснее?

ü    изящнее?

ü    точнее?

ü    короче?

*        И САМОЕ ГЛАВНОЕ – НЕ НАРУШИЛ ЛИ Я В СВЛЕМ МАТЕРИАЛЕ И СВОИМ МАТЕРИАЛОМ ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ?

Вопросы, на которые должен ответить материал:[13]

*        Что за историю я хочу рассказать?

*        Что на самом деле произошло?

*        Что это значит?

*        Почему мне должно быть до этого дело?

*        Как это произошло?

*        Что за этим стоит?

*        Что будет потом?

*        Что можно по этому поводу сделать?

21 вопрос, который поможет решить, каково должно быть вступление к материалу:

*        Это (произошедшее) хорошая новость или плохая новость?

*        Для кого это важно? Почему читатель должен прочитать этот материал?

*        Ну, и что? Что конкретно это значит для читателя?

*        Как данная новость отразится на жизни читателя?

*        Что читателю нужно знать об этом в первую очередь? Выберете один самый главный момент.

*        Как я могу передать суть произошедшего в 3–4-х предложениях?

*        Какие эмоции должен вызвать этот материал у читателя – гнев, печаль, надежду, страх, сострадание?

-34-

*        Какой момент в излагаемой истории "цепляет" более всего?

*        Как я закончу материал?

*        Что меня наиболее всего удивило, когда я готовил материал?

*        Могу ли я написать заголовок для материала?

*        Есть ли какой-то фрагмент истории, который отражает суть всего произошедшего?

*        Есть ли какой-то образ или деталь, которые отражают суть материала?

*        В чем конфликт и драма?

*        Можно ли представить историю так, как видит ее один из героев, его глазами и через его опыт?

*        Есть ли хорошая цитата, которая доносит суть произошедшего и способна захватить внимание читателя?

*        Какой должен быть тон материала: отстраненный, личный, светлый, темный, лиричный, шутливый, сухой, ироничный?

*        Каков будет материал по форме? Перевернутая пирамида? Простое повествование? Параллельное повествование? Хронологическое изложение произошедшего? Другое?

*        Где происходит действие? Какова обстановка?

*        Есть ли какая-то метафора или эпитет, который мог бы передать суть произошедшего?

*        Как можно обобщенно выразить тематическую линию материала? Преступление и наказание... Лучшие уходят первыми... Жизнь хрупка и скоротечна... Жизнь – борьба... Мы все – одной крови... Давайте жить дружно... Война ужасна... Любовь спасет мир... Большинство героев никому не заметны…

Ясность в изложении материала

Материалы ясно изложены, когда:

*        Я легко могу понять, что происходит и почему.

*        Я могу УВИДЕТЬ произошедшее, услышать и ощутить.

*        Я легко понимаю все используемые слова и термины или легко могу понять их значение из контекста.

*        Цитаты уместны и имеют смысл.

*        Сложные понятия и концепции объяснены.

*        Количество людей, так или иначе упоминаемых в тексте, не велико, и мне ясно, кто они.

*        Статистические выкладки и цифры переработаны, организованы и поданы таким образом, что я легко могу понять их значение. (Пример из Нью-Йорк Таймс: "Три унции мяса по размеру примерно равны колоде карт". Такое объяснение поможет даже тем, кто никогда не пользовался унциями в качестве единицы измерения.)

-35-

*        В материалах нет элементов замедляющих чтение и понимание. К таким элементам могут относиться:

ü    Длинные названия должностей. Мне скорее нужно знать, чем занимается человек, а не как он титулуется.

ü    Длинные цитаты. Цитаты – это "приправа" к материалу, а не "главное блюдо".

ü    Неясные цитаты. Не все способны говорить членораздельно. Еще меньше людей способны говорить внятно и организованно. Поэтому во многих случаях лучше передать сказанное своими словами, чем буквально цитировать собеседника.

ü    Чрезмерно длинные предложения с обильной пунктуацией.

ü    Ссылки на источники, ранее упомянутые в тексте. Ссылка на Петрова в пятнадцатом абзаце замедлит мое чтение и понимание, если последний раз, когда я про этого Петрова слышал – второй абзац материала.

ü    Упоминание имен людей, без объяснения кто они.

ü    Шутки, остроты, "анекдоты к случаю" – все это заставляет читателя остановиться, чтобы "оценить" ваше остроумие и, если срабатывает, "воздать хвалу" вашему писательскому таланту. Однако хотите ли вы, чтобы читатель останавливался?

Несколько полезных советов о том, как писать и читать для эфира

1.        Не начинайте сюжет со слов "Как и следовало ожидать..."

2.        Не начинайте сюжет со слов "Удивительным образом..."

3.        Не начинайте сюжет, говоря: "В продолжение вчерашнего репортажа о..."

4.        Не начинайте сюжет с имени неизвестного или малоизвестного человека.

5.        Не используйте слово "вчера" в первом предложении материала.

6.        Не начинайте сюжет со слов "другой", "еще один", "еще раз" (сюжет должен быть интересен сам по себе.

7.        НЕ ДЕЛАЙТЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК!!!

8.        Не используйте длинных слов.

9.        Пишите так, как говорите.

10.    Не называйте новости хорошими или плохими – обильные ливни могут быть одновременно плохой новостью для отдыхающих и хорошей для фермеров.

Чтение эфирного текста

Эфирный текст отличается от газетной информации. Достаточно большая часть информации, звучащей в эфире теле и радиокомпаний, попадает в редакцию с лент информационных агентств или в виде пресс-релизов. Это ставит перед журналистами две задачи. Первая – переписать эту информацию для чтения в эфире, вторая - вдохнуть в нее жизнь. Как этого добиться? Просто – пишите, как говорите. Но, как теперь читать этот текст? Это могут быть и новости, и текст объявления, и интервью в эфире. Вот несколько правил:

-36-

1.        Всегда перечитайте текст заранее

2.        Убедитесь, что текст подготовлен для чтения в эфире.

3.        Расставьте интонационные и логические ударения.

4.        Перечитайте начало, разработав голос.

5.        Представьте то, о чем говорится в тексте.

Использование активного залога глаголов лучше передаст событийную информацию. Перед тем, как выходить в эфир, скажите сами себе "Сегодня я буду забавным". Или "Сегодня я расскажу новости". "Сегодня я буду самим собой и никем другим". Это то, что создаст определенное настроение и у вас, и у зрителей. Запомните это высказывание: "Я хочу ______________ вас этой информацией!"

Это то, как вы хотите донести до зрителя эфирный текст. Читая, не забывайте сами о предложенном вами настроении. Если "кусков" несколько, каждому будет соответствовать свое действие. Вот несколько примеров:

*        Расположить.

*        Объяснить.

*        Похвалить.

*        Наградить.

*        Предупредить.

*        Пригласить.

*        Отвратить.

*        Угодить.

*        Унизить.

*        Дисциплинировать.

*        Поздравить.

*        Убедить.

*        Польстить.

*        Заманить.

*        Соблазнить.

*        Заинтересовать и т.д.

Некоторые из них могут подойти вам. Напишите по одному из этих слов над каждым абзацем. Если вам удастся сохранить настроение каждого абзаца, материал сразу оживет. Делая это, вы не "фальшивите", всего лишь привносите настроение в эфирное сообщение. Вы звучите по-разному, приглашая или предупреждая, удивляя или объясняя.

Перечитайте материал, перепишите, если необходимо, сделайте пометки, "разговоритесь" и добавьте настроение. Если в эфире материал предстоит озвучивать не журналисту, а диктору, то профессиональный долг журналиста, который готовил материал к эфиру, объяснить ведущему или диктору, где в тексте и какие смысловые интонации следует расставлять.

-37-

Советы тележурналисту службы новостей о том, как контролировать работу оператора и режиссера[14]

Правила: Единственное правило: в телевидении нет правил. Но есть порядок и условности, которые помогают человеческому мозгу легче усвоить устную и визуальную информацию, которую вы стараетесь передать. Ближе всего к правилу следующий постулат: никогда не сбивайте зрителя с толку, если это не входит в ваши планы. (Прим.: только не стоит путать правила с Законами восприятия. Нарушать последние – однозначно работать против себя)

Работа в команде: Поговорите со своим оператором до выезда на съемку. Расскажите ему об истории – из чего она будет состоять и как вы хотите ее рассказать. Посоветуйтесь с оператором о кадрах, которые необходимо снять. Если вам требуется специальное оборудование, – например, радиомикрофон, предупредите его об этом заранее. (Прим.: это касается не только оператора, но и всей команды. Помните, что древний режиссерский принцип "заразить команду идеей" – не правило, а Закон)

Подготовка к сюжету (пре-производство): В создании сюжета пре-производство (подготовка к съемкам) важно так же, как и постпроизводство (монтаж). Пре-производство состоит из:

а)       исследования;

б)       выработки концепции и "визуализации" истории.

Представьте сюжет в роли паровоза, тянущего несколько вагонов. Паровоз - это идея и направление вашего сюжета. Вагоны – это кадры, интервью, монтажные фразы, графика и текст, который вы используете в вашем рассказе. До начала съемки, убедитесь в том, что вы выбрали локомотив и заполнили вагоны. Помните, что не только ваш текст, но и видеоряд должен также передавать рассказываемую вами историю. Репортаж – это своего рода "супружество" слов и видеоряда, а не сочетание несметного количества слов, которые просто иллюстрируются видеорядом. (Прим.: Не забывайте, что 80% информации человек получает через зрение. На звук же приходиться всего 5–8%. Стоит ли основное средство воздействия превращать в примитив иллюстрации?)

Ответственность: Съемка сюжета требует определенных усилий, как репортера, так и оператора, но, в конечном счете, вы, как репортер, отвечаете за правильность вашего рассказа и за выход сюжета в эфир. Вас могут либо похвалить за репортаж, либо обвинить в непрофессионализме. Поэтому вы должны постоянно знать, что делает ваш оператор. Знать его работу – это ваша работа. (Прим.: не забывайте, что на одного плохого оператора приходится, как минимум, 3 журналиста, не умеющих правильно поставить оператору задачу. Хотите, чтобы операторы Вас понимали – научитесь разговаривать с ними на ИХ языке).

-38-

Делайте заметки: До выезда на съемку напишите:

а)       приблизительный перечень кадров, которые могут вам понадобиться;

б)       список вопросов, которые вы собираетесь задавать во время интервью.

Именно это делают профессионалы. Только тот, кто думает, что он профессионал, хвалится тем, что он может носить всю эту информацию у себя в голове. (Прим.: психологи утверждают, что человек может удержать внимание одновременно на 7 ± 2 объектах. Посчитайте, сколько объектов Вы одновременно держите на съемке, включая микрофон и даже петлю его провода на руке. А сколько возникает каждую минуту спонтанно? Вот первый ответ, почему ВСЕ нужно записывать. Есть и другие, но о них разговор отдельный).

Панорамы, Отъезды, Наезды: Будьте осторожны! Используйте их, только если этого требует сюжет. Например, медленный отъезд от репортера во время стендапа может эффективно открыть огромное пространство либо пустоту данного места. Или панорама комнаты, заполненной участниками семинара, может показать одного мужчину среди 11 женщин. Равно как и перефокусировка от здания к колючей проволоке говорит нам о том, что это – место лишения свободы. Но никогда не используйте панораму, отъезды – наезды, и перефокусировки, только ради того, чтобы они были. (Прим.: Панорамы и трансфокация – это взгляд ИЗМЕНЕННОГО сознания. Попробуйте провести панораму глазами! Когда камера едет на объект – это соответствует нормальной физиологии – приближению смотрящего к объекту. Но трансфокатор дает ощущение, приближения ОБЪЕКТА к смотрящему. Ладно, если это поезд или машина, но на Вас когда-нибудь наезжали здания или столбы? Основная беда здесь в том, что даже принимаемое зрителем на уровне сознания как норма, подсознательно все равно воспринимается как ирреальность).

Помните о сочетаемости кадров: Избегайте последовательности, состоящей из планов в движении, когда, например, за панорамой следует наезд, а за наездом – кадр, снятый в движении. Старайтесь снимать конец движения. Помните: либо в кадре двигаются объекты, либо двигается сама камера. И если вы придаете камере движение, это должно быть оправдано. (Прим.: в общем случае это верно: каскад планов с трансфокацией – панорамами перегружает зрительское восприятие. Есть специальные случаи, когда именно обратный ход дает мощный эффект, например, когда нужно до предела "раскрутить" динамику, но этот прием должен быть, во-первых, обязательно выделен стилистически в отдельный эпизод (чаще – опорный), а во вторых, не переходить временной границы, за которой идет уже "отключка" внимания и расшифровка приема зрителем (зритель вообще не должен замечать, КАК управляют его вниманием. Вообще же, внутрикадровая динамика ДЕЙСТВИЯ и межкадровая динамика всегда дает эффект на порядки сильнее, чем динамика самой камеры)

-39-

Выбирайте между субъективным и объективным: Каждый кадр может быть разделен по шкале субъективности и объективности. Крупный план может быть субъективнее, чем общий план – движущийся кадр субъективнее, чем неподвижный кадр. Спросите себя, какой стиль больше всего подходит для объекта вашей съемки, и сделайте соответствующий выбор. (Собственно, речь здесь о том же, что в статьях по теории монтажа я назвал авторским "петитом". Главное – зритель должен всегда четко ориентироваться, где "реальность", а где – авторское мнение. Помните, что для того, чтобы запутать зрителя, особых усилий не надо. Но кто любит слушать путаную речь? Ясность изложения – признак ума. Либо эту "путаницу", если она нужна, надо строить как прием, который что-то в итоге даст самому зрителю).

Используйте штатив – Некоторые операторы любят снимать, держа все время камеру в руках. Но некоторые кадры должны быть сняты при помощи штатива: например, крупный план в конце наезда. Настаивайте на этом, но помните: носить штатив – обязанность репортера. (Прим.: в украинском кино-, видеопроизводстве носить штатив – обязанность режиссера. Но обязанность – оператора снимать со штатива.)

Визуальная последовательность: Это – своего рода "кирпич" для построения репортажа. Но чтобы ее снять, требуется время, и зачастую ради этого необходимо просить людей, которых вы снимаете, остановиться и повторить свои действия. (Прим.: т.е. логика развития события – первый "пласт", фундамент сюжета. Другое дело, что не всегда эта логика может быть бытовой, обыденной и даже... "человеческой"!)

Повторение и постановка: Вполне разумно попросить кого-нибудь повторить чисто механическое действие, например, выйти из машины и войти в здание. Но никогда не старайтесь реконструировать действие, сопровождаемое спонтанными эмоциями. (Прим.: "А теперь еще раз встретьтесь, обнимитесь! – говорит режиссер ветеранам. – Мы с другой точки снимем". И даже первый кадр, снятый документально начинает отдавать фальшью. Это еще один ЗАКОН: в документалистике дублей не бывает).

Интервью: Старайтесь не брать интервью у людей, сидящих за столом, особенно если стол стоит у стены. Постарайтесь привнести в кадр некую перспективу. Делайте интервью более динамичными. Если это значимо, берите интервью у человека во время того, как он что-то делает, например, ведет машину, копает в саду, готовит обед или просто гладит белье. Каждый фрагмент интервью не должен быть длиннее 30 секунд, за исключением того, когда человек рассказывает о чем-то очень интересном либо привлекающем внимание. Вы можете включить два или три фрагмента интервью в один и тот же сюжет – но не ленитесь, не разбивайте его на десятки фрагментов и не соединяйте их ничего не значащими видеорядом с закадровым текстом. Это не репортаж. (Прим.: ну что тут добавить? Только то, что ЛЮБОЙ эпизод, в т.ч. и интервью, требует авторского РЕШЕНИЯ, а не "полива".)

-40-

Постановка кадра: При съемке интервью, убедитесь в том, что у вас есть хорошая композиция, перспективы и контраст (свет и тень). Проверьте, чтобы за головой человека, у которого берется интервью, ничего не торчало – например, листья растений или электрический кабель. Старайтесь, чтобы за головой у собеседника ничего не было. Попросите оператора посмотреть на кадр через видоискатель. Две пары глаз лучше, чем одна. (Прим.: вечная проблема отечественных кабинетов – розетки. Так и торчат в каждом третьем синхроне! И не только они. Не забывайте, что кадр – это всего лишь ПЛОСКОСТЬ и совмещенные, не "отбитые" друг от друга светом абрисы объектов сливаются в единую фигуру. Вот и получается, что у героя из уха лампа растет. И еще. Из практики замечено: чем лучше оператор, тем чаще он приглашает режиссера (журналиста) к видоискателю. А истинные мэтры не гнушались и 20-летнему начинающему режиссеру, говорить: "Загляни в глазок, тебе ЭТО нужно?" Так что сейчас это критерий профессионализма оператора – и практически безошибочный!)

Положение человека в кадре: Если у вас в одном репортаже несколько интервью, убедитесь, что вы снимаете их с разных мест. Это нужно для того, чтобы в смонтированном сюжете ваши собеседники не смотрели в одном и том же направлении. (Прим.: и не надоедали зрителю однообразием фона. Смена места действия – довольно сильный "крючок" удержания зрительского внимания).

Дети: Когда вы берете интервью у детей, расположите объектив камеры на уровне глаз ребенка, а сами присядьте.

Угол съемки: Если во время съемке интервью камера стоит выше человека, это зрительно уменьшает его, а если объектив направлен на человека снизу, это его увеличивает. Как правило, устанавливайте камеру на уровне глаз собеседника либо чуть ниже. (Прим.: вообще классическая операторская точка установки камеры на интервью: для стоящего – на уровне груди, для сидящего, на проф. жаргоне, "от пупа". Тогда глаза попадают в "золотое сечение" кадра и работают акцентно).

Перепроверяйте: В конце интервью убедитесь, что оператор проверил и видео, и звук до того, как собеседник ушел.

-41-

Ось: Это воображаемая линия, которая соединяет через двух людей, два предмета либо определяет основное направление действия. Во время интервью ось проходит через носы двух участников. Во время съемок и монтажа, по мере возможности старайтесь избегать пересечения оси. Если вам нужно пересечь ее, разделите два кадра крупным планом или кадром по оси. (Прим.: т.е. речь о том, что в отечественном проф. жаргоне зовется "восьмеркой").

Перебивки: Большая часть съемок, включая интервью, требует сокращение времени и действия. Это возможно при использовании перебивок и вставок. Убедитесь, что вы не только снимаете перебивки, но и в том, что они значимы для сюжета. Если вы снимаете доктора, кадр стетоскопа на его столе может иметь значение, фотография Президента на стене, скорее всего не понадобится, если, конечно, собеседник не рассказывает о нем. Крупный план рук часто полезен, если собеседник ими жестикулирует. (Прим.: т.е. любой кадр, в т.ч. и перебивка, должен быть ОСМЫСЛЕН, вставлен не только для того, чтобы убрать "подергушку", но и нести какое-то развитие видеоряда. Но! Лучше уж любая "перебивка", чем эти жуткие вспышки на склейках через белый фон. Печально, но факт!)

Избегайте видеоряда, не имеющего значения: Не задавайте зрителю вопросов, если потом вы не даете на них ответов. Например, крупный план недоеденного бутерброда на чем-нибудь столе. О чем он говорит? (Прим.: ну тут комментариев... вся режиссура!)

Инкогнито: Есть много способов интервьюирования человека, не раскрывая его личности. Самый простой способ – поставить человека против света; самый безопасный – это поместить тень человека на стену и снять её.

Опросы людей на улице: Короткие интервью с людьми на улице на одну тему могут быть полезными для "расширения" темы, но это может быть и "ленивым" способом, представить, то, что вы провели больше исследований, чем на самом деле сделали. Используйте опросы с осторожностью. Также постарайтесь задавать вопросы с одними и теми же словами – тогда вы можете вырезать их, когда вы монтируете синхроны последовательно. (Прим.: вообще же, так называемые "массовые опросы", как не странно, один из самых СУБЪЕКТИВНЫХ приемов. Ведь и при выборе, кого остановить на улице, и, тем более, в монтаже, мы останавливаем внимание на тех, кто интересен для подтверждения или опровержения нашей идеи. Практика показывает, что из любого подобного опроса (одного и того же!) можно смонтировать абсолютно противоположные по итогу эпизоды. Плохих приемов нет, но используя любой нужно знать и все его свойства, чтобы либо осознано использовать их, либо нивелировать).

-42-

Слова человека важнее комментария: Для разнообразия, используйте слова из интервью вместо закадрового текста. Дайте человеку рассказать историю, а затем проиллюстрируйте ее картинками. (Прим.: доверие зрителя документальному человеку в кадре всегда на порядки выше, чем к зрителю и даже ведущему – не забывайте об этом).

Реакция человека: Человеческая мимика часто передает атмосферу эффективнее, чем неживые объекты. Кадры ситуации в стране, из которой бежал человек, можно сильно усилить планами человеческих лиц, с ужасом наблюдающих за происходящим на экране телевизора. Всегда ищите такие планы. Но помните, реакцию человека нельзя повторить или воссоздать. Если вы ее пропустили, вы ее потеряли. (Прим.: и еще раз: в документалистике дублей не бывает).

Первый кадр репортажа: В определенной степени, это самый важный кадр в любом репортаже. Это "крючок", который держит внимание зрителя. Если план не захватывает и не интригует, зритель может переключить канал. Никогда не заканчивайте съемки, если вы не уверены каким будет первый кадр. (Прим.: и не только первый, но и последний тоже. В режиссуре это даже получило отдельное название: проблема первого и последнего кадра. И это действительно проблема, которую всегда нужно решать отдельно, чтобы не "просаживать" изначально собственную работу и не мучиться головной болью на монтаже, когда уже ничего сделать нельзя).

Символьные планы: Иногда их называют "визуальными метафорами". Эти те кадры, которые за 3 секунды могут сказать то же самое, что и 30 секунд закадрового текста. Например – распад коммунизма символизировал единственным кадром: памятник Ленину, опрокинутый с пьедестала, либо кувалда, ломающая Берлинскую стену, либо разорванный красный флаг. В каждом сюжете должен быть свой символьный план. Подумайте, какими они должны быть, до съемок и сделайте заметки. (Прим.: Но! Любой символ, чтобы он почитался зрителем с экрана адекватно замыслу, должен готовиться заранее. Ни один кадр не существует сам по себе и сам по себе ничего не значит. Его смысл вычитывается ТОЛЬКО в общем контексте монтажной фразы. Исключение – только символика общезначимая и банальная. Но первая попадается не так часто, а цена второй общеизвестна, так же как и результат для репутации автора. Режиссер, "лепящий" символику и "образы" одним кадром, "в лоб" достоин звания "Образины").

Стенд-ап: Будьте честными! Необходим ли стенд-ап на самом деле, или это просто случай показать себя? Помните, что стенд-ап приковывает внимание к вам – а таким образом уводит от предмета репортажа. Одна подсказка: поворот вашего тела немного в сторону камеры помогает создать чувство перспективы.

-43-

Архивный материал: Будь-то фрагмент фильма либо черно-белая фотография, архивный материал может сильно пригодится для истории, в которой есть элемент прошлого. И помните, есть архив учреждений и личный архив. Каждый человек имеет коллекцию фотографий дома. При рассказе о личности, всегда спрашивайте их – есть ли у них фотоальбом. (Прим.: только не забывайте, что не любая фотография или хроника – находка. Сработает ли она на материал в контексте вашего замысла – вот главный критерий ее отбора. А иначе. Сколько шикарной хроники опошлено до банальщины бессмысленным цитированием, особенно на центральных каналах).

Интершум: Это третье измерение в телевидении. Это то, что превращает простую двухмерную картинку в трехмерный имидж, приближенный к "реальному миру". Естественный звук всегда находится среди нас. Так что давайте услышим его по телевидению. Используйте его как "точку" в вашем закадровом тексте, либо как эквивалент точки, запятой или двоеточия. Две или три секунды интершума могут помочь вам сменить место действия. Помимо всего прочего, давайте вашим картинкам возможность "дышать".

Съемочный лист: Нормальный съемочный лист, с "тайм кодом", указывающим на начало каждого кадра, поможет и вам, и вашему монтажеру. Это позволяет ему найти кадр быстрее и позволяет вам визуально увидеть кадры во время заполнения монтажного листа.

Монтажный лист: Многие репортеры ненавидят делать это, потому что это занимает много времени. На самом деле это экономит и время, и силы. Обдумывая на бумаге интеллектуально-визуальную структуру вашего репортажа может сэкономить часы, потраченные в монтажной в попытках "найти историю". Также если вы делаете монтажный лист, вы можете быстро увидеть, когда один элемент логически не ведет к другому, и, соответственно, вы можете переставить элементы. Это труднее сделать в монтажной, особенно если вы работаете "под эфир". Самые великие скульпторы готовили эскизы до того, как они начинали точить мрамор. Постараться вырезать видео репортаж без первоначального монтажного листа – это то же самое, что "атаковать мрамор" в надежде, что там где-то находится скульптура.

Монтаж: Изменяйте длительность кадров. Если вы сделаете все планы одинаковыми, это создаст ритмическую монотонность. Обычно не пытайтесь резать кадры во время движения, – например, посередине панорамы. Склейка во время действия возможна, но для этого необходимы навыки. (Прим.: общее правило: новое событие (эпизод, смена ситуации и т.п.) изменяет темпо-ритм. Во-первых, это дает зрителю отнюдь не лишний для него сигнал, что началось ДРУГОЕ, а во-вторых, где Вы видели, чтобы разные события происходили в одном и том же темпо-ритме? И, в-третьих: это мощнейший прием удержания внимания и интереса зрителя. Даже этих качеств (а есть и другие) достаточно, чтобы относиться к темпо-ритму всерьез и решать его как отдельную проблему сюжета).

-44-

Закадровые тексты: Делайте их короткими, предпочтительно, чтобы каждый фрагмент не был длиннее 20 секунд. Короткие слова, короткие предложения. Запомните, что вы кормите зрителя информацией. В отличие от газетных статей зрители должны принять выбранный вами темп, и они не могут вернуться обратно и прочитать ваш текст заново. Так что кормите их "маленькими кусочками", давайте им время пережевать, проглотить и переварить. И запомните, назначение закадрового текста – дополнять картинку; не описывать того, что было показано, но добавлять актуальную информацию.

Слова и видеоряд: Если перед вами стал выбор изменения текста либо видеоряда, всегда попробуйте сначала изменить текст, Всегда легче вам переписать текст и переозвучить его, чем монтажеру изменять визуальную последовательность. (Прим.: кроме того, не забывайте, что 80% информации идет через зрение...)

Рассказ истории: Репортаж – это история, у которой должна быть цельная структура. Запомните, Жан Люк Годар сказал: "У каждого фильма должно быть начало, середина и конец, – но не обязательно в такой последовательности". И помните, что большинство самых хороших историй рассказывают о людях, – о настоящих людях. Всегда спрашивайте себя: на кого больше всего подействует тема? (Прим.: как это не грустно, зрителя на экране интересует ТОЛЬКО сюжет в литературном понимании этого термина. Т.е. некая история взаимоотношений людей с людьми, объектами, миром и т.д. Все остальное для него – только "бесплатное приложение", способ рассказать историю. Но парадокс состоит в том, что пока мы не определились с замыслом, рассказать хорошо историю мы не сможем. Так для человека, не знакомого со строительством, фундамент дома тоже выглядит архитектурным излишеством).

Наконец, помните! Телевидение – язык с собственной грамматикой и словарем. Чтобы научиться этому вы должны практиковаться. Только тогда вы сможете говорить картинками так же хорошо, как и словами.

-45-

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека



[6] Лозовский Б. Методика сбора информации, М., 2000.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Мицыч П. Как проводить деловые беседы, М., 1987.

[11] Энкельман Н. Преуспевать с радостью. М., 1993.

[12] Кристофер Сканлан, выдержки из Reporting and Writing: Basics for the 21st Century (Репортаж и написание газетного материала: Основы для 21-го века), www.poynter.org

[13] Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики.

[14] Майкл Делахей, ВВС, "Интерньюз" – Казахстан, www.internews.kz

Hosted by uCoz