Кача «живет с сестрой»

Ются «убил отца!»

Качаются тщетой

Накачиваются.

Что для таких господ

Закат или рассвет?

Глотатели пустот,

Читатели газет!

Газет читай: клевет,

Газет читай: растрат,

Что ни столбец навет,

Что ни абзац отврат ...

Марина Цветаева[1]

Глава 1.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

– отношение к меньшинствам

– политическая неангажированность

– опасность идеологизации

– позиция журналиста

– сбалансированность – справедливость – полнота

– точность – достоверность

– социальное лидерство

– доступность и открытость

– доверие

Отношение к меньшинствам[2]

Демократия гарантирует власть большинства при условии соблюдения прав меньшинств.

Уважение к праву каждого гражданина иметь и высказывать свою точку зрения обязывает телевидение отражать в своих программах максимально возможный спектр мнений, бытующих в обществе.

Журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, но представляет всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов. При этом каждое из меньшинств уязвимо как по отношению к бездоказательной критике в свой адрес, так и просто к недостаточному вниманию со стороны средств массовой информации. Такая уязвимость обязывает к предельной чуткости при упоминании о расовых признаках, цвете кожи, возрасте и других особенностях отдельных групп, а также при любом выступлении, в котором можно было бы заподозрить неодобрительное отношение или негативный смысл.

Высказывания и сюжеты, задевающие (или производящие впечатление таковых) национальные, религиозные, возрастные представления, воспринимаются как форма дискриминации, даже если авторы высказываний и сюжетов ничего подобного не имели в виду.

Когда журналист, считающий своей обязанностью показывать "правду и только правду", не отдает себе отчета в том, что представления о правде у разных групп и меньшинств существенно различаются, эффект передачи нередко оказывается противоположен задуманному. Вот почему профессиональному документалисту, имеющему дело с фактами и суждениями героев репортажей и интервью, всякий раз приходится соизмерять значение полученной информации с ее вероятным воздействием на аудиторию, понимая, что для кого-то такое воздействие может оказаться и негативным.

-9-

Ссылки на то, что "неадекватное" восприятие свойственно лишь отдельным группам населения или меньшинствам, – не оправдание, ибо подобного рода "отдельные" группы насчитывают миллионы зрителей.

Политическая неангажированность[3]

Достоверность и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости.

Непредвзятость равнозначна самокритичности, то есть трезвому осознанию того, что интересы журналиста и людей его круга еще не исчерпывают собой интересов общества. Телевизионный эфир – не собственность частных лиц или даже государственных ведомств, в том числе телевизионных. Электромагнитные волны принадлежат в той же мере каждому, как и никому.

Разумеется, документалистам экрана, по долгу своей профессии апеллирующим к массовому сознанию, нелегко удержаться от искушения представить свое личное мнение как истину в последней инстанции. Учитывая этот соблазн, крупные телекомпании мира запрещают своим сотрудникам высказывать личные мнения по вопросам текущей политики или проявлять на экране симпатии по отношению к политическим партиям и их лидерам. "Редакционная" точка зрения – прерогатива прессы. Этим же объясняется и запрет на участие журналистов в избирательных кампаниях в качестве кандидатов, а также их активное проявление своих политических предпочтений. Дело не только в том, что у тележурналиста больше возможностей для публичного самовыражения. Идеологическая пристрастность ведущего или репортера позволяет аудитории отождествить вещательную концепцию телекомпании с определенной политической "линией".

Публицисты, чей опыт и компетенция позволяют им выступать в качестве общепризнанных комментаторов, анализирующих те или иные проблемы и ситуации, ведут, как правило, программы под собственным именем и тем самым как бы дистанцируются от вещательной политики телекомпании.

Опасность идеологизации[4]

В отличие от художественной культуры, призванной примирять людей и народы, информация способна не только сообщать, но и разобщать. Это особенно очевидно в условиях политической конфронтации, где она подвергается идеологическому воздействию. В такой атмосфере лишь при соблюдении условия непредвзятости телевидение может взять на себя ответственность за достоверность сообщаемых новостей и совокупность выражаемых на экране мнений, по которым мы судим о состоянии общественного сознания.

-10-

Для отечественной журналистики подобная беспристрастность в изображении событий и мнений – задача едва ли не самая трудная. Десятилетиями в теории публицистики советские средства массовой информации фигурировали как средства массовой информации и пропаганды (СМИП), где пропаганда всегда считалась первичной, а информация только "средством".

Чтобы освободить телевизионную документалистику от идеологических притязаний, недостаточно расстаться с государственной монополией на истину и пониманием зрителя как объекта партийного восприятия. Поколение журналистов, пришедших на смену официозной фигуре "кремлевского" диктора, убеждено, что наиболее безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни принадлежит самим журналистам, выступающим кем-то вроде наставников неразумной публики. Правда, время от времени этой публике предоставляется право голоса – в тех пределах, которые опять-таки установлены журналистами. Такой подход воспроизводит порочный круг, при котором телезрители получают возможность не столько высказывать свое мнение, сколько поддерживать "единственно верные" взгляды, звучащие с телеэкрана.

Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов.

Нетрудно понять, что такая информационная эволюция – от государственного наставника к институту политических разъяснителей – оборотная сторона все той же тенденциозности.

В обстановке современной поляризации массового сознания (особенно когда речь идет о событиях во взрывоопасных точках, где каждая из сторон стремится представить положение таким образом, чтобы подчеркнуть свою правоту и неправоту противника) любое субъективное замечание журналиста способно еще более накалить и без того возбужденную атмосферу, а тенденциозное сообщение о межнациональных конфликтах привести к еще большим конфликтам. "Репортаж с двумя лицами" – когда одно и то же событие представляют корреспонденты обеих противоборствующих сторон – в этих случаях предпочтительней однозначного освещения, хотя и не решает проблемы в принципе.

Наиболее объективная картина происходящего возможна лишь в изложении документалистов, политически не ангажированных и к изображаемому конфликту непосредственно непричастных. Такие документалисты не могут себе позволить занимать позицию "за" или "против", вовлекаясь в освещаемый ими конфликт и тем самым еще более упрощая или драматизируя ситуацию.

-11-

Влиянием бессознательно усвоенной идеологичности объясняется и поведение на экране ведущих, для которых телевизионное интервью или пресс-конференция становятся чем-то вроде экранной корриды, где они себя ощущают тореадорами, оставляя за приглашенными роль быков.

Позиция журналиста[5]

Принцип политической непредвзятости нередко осуждается оппонентами как отсутствие у сотрудника информационной службы гражданской позиции. Но если понимать под такой позицией любое публичное оглашение своей точки зрения, то легче всего обнаружить ее в атмосфере митинга. Позиция тележурналиста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостийных рубриках, которые оно способно только дискредитировать. Эта позиция – не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.

Вместе с тем, документалист не может одинаково относиться к тому, кто нарушает закон, и к тому, кто его защищает, особенно если речь идет о законе нравственном. Когда сталкиваются сострадание и жестокость, справедливость и злонамеренность, терпимость и нетерпимость, позиция журналиста не имеет ничего общего с безучастностью. Информационное пространство, создаваемое вещанием, не должно быть полем раздора, усугубляющим конфронтацию политических, национальных, религиозных взглядов. Высший долг телевидения - исповедовать истины, относимые к вечным ценностям: милосердие, взаимопонимание и согласие. Для журналиста нет важнее задачи, чем отстаивать в нас те духовные качества, которые позволяют людям при любых обстоятельствах оставаться людьми.

Сбалансированность – Справедливость – Полнота

*        Отражать местное сообщество во всей его полноте: хорошее, плохое, выдающееся и ординарное.

*        Обращать внимание на «крайности» (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не «обитать» среди них постоянно.

*        Искать, что стоит за конфликтом, показывать его реальные причины.

Точность – Достоверность

*        Точно излагать факты.

*        Давать все факты нужные для понимания – контекст, причины, следствия, и т.п.

-12-

*        Улавливать и отражать тон, язык, жизнь и чувства аудитории.

Социальное лидерство

*        Не удовлетворяться только тем, что лежит на поверхности, но выявлять, формулировать и доносить до общества важные проблемы и вопросы.

*        Побуждать людей активно противостоять проблемам.

*        Освещать проблемы и события так, чтобы это стимулировало дискуссию в обществе.

*        Показывать не только проблемы, но и что возможно сделать, чтобы эти проблемы решить.

Доступность и открытость

*        Быть окном в мир для аудитории, быть ее глазами и ушами, идти туда, куда она сама не может пойти, видеть то, что она сама не может увидеть.

*        Устанавливать связь между сообществом, СМИ и журналистами.

*        Способствовать горизонтальной коммуникации между членами сообщества.

Доверие

*        Понимать СМИ и местное сообщество, информационные интересы которого оно обслуживает, как абсолютно взаимосвязанные вещи.

*        Строго и постоянно придерживаться журналистских ценностей.

*        Принимать на себя ответственность за освещение важных событий и проблем, замалчивание которых оказало бы негативный эффект на общество.

-13-

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека



[1] Цветаева М. Избранные произведения. М., 1965.

[2] Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

Hosted by uCoz