ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

НУЖНА НОВАЯ НАУКА – МЕДИАЛОГИЯ

в раздел библиотека

◄◄ к содержанию ►►

Подводя итоги, хотелось бы высказать ряд мыслей и предложений, которые стали очевидными в процессе данного исследования.

1.        Двадцатилетие демократических реформ в России продемонстрировало поразительные результаты: страна сделала мощный рывок от тоталитарной системы к цивилизованному обществу, при этом медиакультура новой России стала интегратором социальной модернизации через институализацию своих структур; результатом является формирование медиасреды «российского транзита» в демократию, к открытому информационному обществу.

2.        Медиасреда современной России представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий экономику, социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру – все то, что окружает человека, способствуя его социализации. При этом демократическая медиасреда – это триединство «глобальной» медиасреды, общероссийской и региональной. Современная медиасреда – это телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое) и печатные СМК, кино и видео, DVD, CD-ROMы, электронная почта и сотовая связь, компьютерные каналы и Интернет как пространство свободной коммуникации. Все это доказывает, что мы стали обществом, основой которого является информация.

-382-

По образному определению Д. Рашкоффа, «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, наш единственный настоящий фронтир[319] – это эфир, иными словами – медиа. Вследствие этого власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а скорее тем, сколько минут «прайм-тайма» на телевидении или страниц новостной печати он может заполучить. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания – пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется инфосферой...»[320]

Инфосфера, или медиапространство, – новая территория, открытая для взаимодействия самых разных людей и континентов.

3.        Медиасреда становления информационного общества ставит новые задачи перед медиаменеджментом (системой руководства медиасферой) – как государственным, так и частным. При этом государство все больше становится «выразителем» общественных интересов, бизнес способствует трансформации медиарынка, а «четвертая власть» (журналистика) должна быть готова брать на себя функции «социальной экспертизы». Особую роль в эпоху становления информационного (гражданского) общества могут сыграть некоммерческие организации как особый социальный институт.

4.        В связи с влиянием глобальной медиасреды и повышением роли медиакультуры как интегратора модернизационных процессов, как посредника между властью и обществом, социумом и личностью, возрастает потребность в медиаобразовании как комплексном процессе, объединяющем разные учебные дисциплины. В международной и отечественной практике сложилась система концептуальных подходов к медиаобразованию, выработаны модели российского медиаобразования, способствующие формированию медиакультуры личности.

-383-

5.        Становится очевидно, что на повестке дня – рождение новой науки – медиалогии, начинающей обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о комплексной гуманитарной науке, которая опирается на культурологию и теорию журналистики, историю и политологию, социологию и информатику, педагогику и менеджмент.

Предметом исследования медиалогии является эволюция медиакультуры: ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире, идентификацию и «планетарное» сознание; в объекте медиалогии – принципы духовной регуляции различный сфер бытия, такие как: смена технологий власти и социально-экономических структур, политических систем, а также мифологии, революции, реформы, войны (в том числе информационные) и т.д. Важная сторона медиакультуры – ее плюрализм, многообразие и взаимодействие разных культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в ходе адаптации общества к изменяющимся условиям медиасреды, под воздействием единого информационного пространства, общения и взаимодействия между разными народами посредством киберсферы. Современная медиакультура – это совокупность книжной (печатной) и экранной культур, визуальной и аудиовизуальной; в последние годы распространенными стали и такие понятия, как «электронная культура» и «киберкультуры» (термин, введенный американским автором Дэвидом Беллом). Не случайно в профессиональной медиапедагогике появился новый учебный курс – кибержурналистика (он изучается в Институте Массмедиа Российского государственного Гуманитарного университета)[321].

-384-

Как любая научная дисциплина, медиалогия располагает своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией, которые формировались параллельно с развитием ИКТ.

К основным категориям медиалогии можно отнести следующие: «медиасреда», «медиапространство», «киберпространство», «виртуальная реальность», «инфосфера» («киберсфера»); среди специфических терминов и понятий выделяются «медиапроцесс», «медиаобъект», «медиасубъект», «киберобъект», «киберсубъект», «виртуальность», «мультимедийность», «оцифровка», «код», «байт», «сайт», «сеть», «симулякр» и т.д.

Мы, наверное, еще до конца не осознаем, что живем уже в новой цивилизации, основу которой начинает составлять информация. Даже такой футуролог, как Тоффлер, не мог предсказать роли «галактики» Интернет, объединившей мир в глобальную информационную систему, формирующую новое мышление и новое «планетарное» сознание. Самое сложное при этом – сохранить свою российскую идентичность, не потерять себя.

Все эти вопросы и должна изучать медиалогия.

Основными задачами, которые предстоит решать медиалогии в ближайшие годы, являются следующие:

1.        Раскрыть содержание понятия медиакультуры в контексте процесса модернизации общества, т.е. его информатизации.

2.        Проанализировать степень воздействия на медиакультуру разных социальных институтов и структур: мифологии, религии, художественной культуры, идеологии, науки, классического наследия и современных веяний.

3.        Рассмотреть соотношение медиакультуры (как культуры массовой, тиражированной, повседневной) с культурой высокой (элитарной) в производстве и поддержании духовных ценностей.

-385-

4.        Показать роль медиакультуры как посредника и интегратора во взаимодействии между властью и обществом, социумом и личностью, разными общностями и социальными группами.

5.        Определить характер перемен, происходящих в медиасреде Центра и региона, мегаполиса и провинции, рассмотреть связь этих процессов с модернизацией в целом.

6.        Раскрыть социокультурные факторы, влияющие на трансформацию медиасреды и медиапространства: ИКТ, медиарынок, создание единого (глобального) информационного пространства, роль медиаменеджмента и новую роль журналистики, медиакритики и т.д.

7.        Медиалогия выявляет принципы модернизации российского общества в контексте «глобальных» процессов мирового сообщества и способствует формированию плюралистических взглядов, толерантности и взаимопонимания между людьми и государствами.

-386-

в раздел библиотека

◄◄ к содержанию ►►



[319] Фронтир – в американской истории граница западных территорий, постоянно осваиваемая переселенцами.

[320] См.: Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. – М., 2003. – С. 8.

[321] См.: Ерофеев С. Погружение в киберпространство// ТелеЦентр, 2004, № 5(7). – С. 54–55.

Hosted by uCoz