ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
НУЖНА НОВАЯ НАУКА –
МЕДИАЛОГИЯ
Подводя итоги, хотелось
бы высказать ряд мыслей и предложений, которые стали очевидными в процессе
данного исследования.
1.
Двадцатилетие
демократических реформ в России продемонстрировало поразительные результаты:
страна сделала мощный рывок от тоталитарной системы к цивилизованному обществу,
при этом медиакультура новой России стала интегратором социальной модернизации
через институализацию своих структур; результатом является формирование
медиасреды «российского транзита» в демократию, к открытому информационному
обществу.
2.
Медиасреда
современной России представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий
экономику, социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную
культуру – все то, что окружает человека, способствуя его социализации. При
этом демократическая медиасреда – это триединство «глобальной» медиасреды,
общероссийской и региональной. Современная медиасреда – это телевидение
(эфирное, кабельное, спутниковое) и печатные СМК, кино и видео, DVD, CD-ROMы,
электронная почта и сотовая связь, компьютерные каналы и Интернет как пространство
свободной коммуникации. Все это доказывает, что мы стали обществом, основой
которого является информация.
-382-
По образному
определению Д. Рашкоффа, «единственная среда, в которой наша цивилизация еще
может расширяться, наш единственный настоящий фронтир[319]
– это эфир, иными словами – медиа.
Вследствие этого власть, которой сегодня обладает тот или иной человек,
определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении,
а скорее тем, сколько минут «прайм-тайма» на телевидении или страниц новостной
печати он может заполучить. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей
средой обитания – пространством, таким же реальным и, по всей видимости,
незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство
называется инфосферой...»[320]
Инфосфера, или медиапространство, – новая территория, открытая для взаимодействия самых
разных людей и континентов.
3.
Медиасреда
становления информационного общества ставит новые задачи перед
медиаменеджментом (системой руководства медиасферой) – как государственным, так
и частным. При этом государство все больше становится «выразителем»
общественных интересов, бизнес способствует трансформации медиарынка, а
«четвертая власть» (журналистика) должна быть готова брать на себя функции
«социальной экспертизы». Особую роль в эпоху становления информационного
(гражданского) общества могут сыграть некоммерческие организации как особый
социальный институт.
4.
В
связи с влиянием глобальной медиасреды и повышением роли медиакультуры как
интегратора модернизационных процессов, как посредника между властью и
обществом, социумом и личностью, возрастает потребность в медиаобразовании как
комплексном процессе, объединяющем разные учебные дисциплины. В международной и
отечественной практике сложилась система концептуальных подходов к
медиаобразованию, выработаны модели российского медиаобразования,
способствующие формированию медиакультуры личности.
-383-
5.
Становится
очевидно, что на повестке дня – рождение новой науки – медиалогии, начинающей обосновываться в теоретическом пространстве.
Речь идет о комплексной гуманитарной
науке, которая опирается на культурологию и теорию журналистики, историю и
политологию, социологию и информатику, педагогику и менеджмент.
Предметом исследования
медиалогии является
эволюция медиакультуры: ее антропология и генезис, знаковая система и
социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и
мире, идентификацию и «планетарное» сознание; в объекте медиалогии – принципы
духовной регуляции различный сфер бытия, такие как: смена технологий власти и
социально-экономических структур, политических систем, а также мифологии,
революции, реформы, войны (в том числе информационные) и т.д. Важная сторона
медиакультуры – ее плюрализм, многообразие и взаимодействие разных культур на
этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в
ходе адаптации общества к изменяющимся условиям медиасреды, под воздействием
единого информационного пространства, общения и взаимодействия между разными
народами посредством киберсферы. Современная медиакультура – это совокупность
книжной (печатной) и экранной культур, визуальной и аудиовизуальной; в
последние годы распространенными стали и такие понятия, как «электронная
культура» и «киберкультуры» (термин, введенный американским автором Дэвидом
Беллом). Не случайно в профессиональной медиапедагогике появился новый учебный
курс – кибержурналистика (он
изучается в Институте Массмедиа Российского государственного Гуманитарного
университета)[321].
-384-
Как любая научная
дисциплина, медиалогия располагает
своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией, которые
формировались параллельно с развитием ИКТ.
К основным категориям медиалогии
можно отнести следующие: «медиасреда», «медиапространство»,
«киберпространство», «виртуальная реальность», «инфосфера» («киберсфера»);
среди специфических терминов и понятий выделяются «медиапроцесс»,
«медиаобъект», «медиасубъект», «киберобъект», «киберсубъект», «виртуальность»,
«мультимедийность», «оцифровка», «код», «байт», «сайт», «сеть», «симулякр» и
т.д.
Мы, наверное, еще до конца не
осознаем, что живем уже в новой цивилизации, основу которой начинает составлять
информация. Даже такой футуролог, как Тоффлер, не мог предсказать роли
«галактики» Интернет, объединившей мир в глобальную информационную систему,
формирующую новое мышление и новое «планетарное» сознание. Самое сложное при
этом – сохранить свою российскую идентичность, не потерять себя.
Все эти вопросы и должна изучать
медиалогия.
Основными задачами, которые
предстоит решать медиалогии в ближайшие годы, являются следующие:
1.
Раскрыть
содержание понятия медиакультуры в контексте процесса модернизации общества,
т.е. его информатизации.
2.
Проанализировать
степень воздействия на медиакультуру разных социальных институтов и структур:
мифологии, религии, художественной культуры, идеологии, науки, классического
наследия и современных веяний.
3.
Рассмотреть
соотношение медиакультуры (как культуры массовой, тиражированной, повседневной)
с культурой высокой (элитарной) в производстве и поддержании духовных
ценностей.
-385-
4.
Показать
роль медиакультуры как посредника и интегратора во взаимодействии между властью
и обществом, социумом и личностью, разными общностями и социальными группами.
5.
Определить
характер перемен, происходящих в медиасреде Центра и региона, мегаполиса и
провинции, рассмотреть связь этих процессов с модернизацией в целом.
6.
Раскрыть
социокультурные факторы, влияющие на трансформацию медиасреды и
медиапространства: ИКТ, медиарынок, создание единого (глобального)
информационного пространства, роль медиаменеджмента и новую роль журналистики,
медиакритики и т.д.
7.
Медиалогия
выявляет принципы модернизации российского общества в контексте «глобальных»
процессов мирового сообщества и способствует формированию плюралистических
взглядов, толерантности и взаимопонимания между людьми и государствами.
-386-