Кириллова Н.Б.
МЕДИАСРЕДА РОССИЙСКОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
Книга издана при поддержке
Института региональной политики (г. Екатеринбург) и
Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
(научное издание)
М.: Академический Проект, 2005
Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации.
– М.: Академический Проект, 2005. – 400 с. – («Технологии культуры»)
Рецензенты:
Е.С. Баразгова, доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой социологии УрГУ;
А.В.Федоров, доктор педагогических наук,
профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики
России.
УДК 008
ББК 71
К 43
ISBN 5-8291-0608-6 оформление, 2005.
Стр. 400
Тираж 2000 экз.
© Н.Б. Кириллова, 2005
© Академический Проект, оригинал-макет
При использовании текста в учебных и научных работах ссылка
на АВТОРА и НАЗВАНИЕ книги обязательна!
Коммерческое
использование – только с письменного разрешения правообладателей.
Источник: электронная PDF-версия книги,
размещенная в свободном доступе на «Информационно-просветительском портале
ЮГРЫ (Ханты-Мансийский Автономный Округ)»
Книга
является второй частью дилогии о развитии медиакультуры как феномена
информационной эпохи. Первая книга «Медиакультура: от
модерна к постмодерну» вышла в начале 2005 года.
Объектом
исследования в данной монографии стала медиасреда российской модернизации на
рубеже XX–XXI веков как своеобразного «транзита» в демократию. Автор
рассматривает медиасреду как совокупность социальных, экономических и духовных
условий, в контексте которых функционирует медиакультура. Медиасреда – это
сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ,
видео, кино, компьютерные каналы, сеть Интернет и т.д.) связывает человека с
окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные
нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое или организационное
воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей. Словом, влияет на
общественное сознание, являясь интегратором социальной модернизации России.
Книга представляет особый интерес для
специалистов в сфере культурологии и социологии, журналистики и политологии,
философии и педагогики, а также для студентов гуманитарных вузов.
Об Авторе
КИРИЛЛОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА - яркий представитель культурной
элиты Урала. Профессор кафедры культурологии Уральского
государственного университета, главный редактор
общественно-политического журнала «Уральский федеральный округ», президент общественного фонда
«Культура Урала». Кандидат искусствоведения (1983). Почётный кинематографист
России (1998). Академик Академии менеджмента в образовании и культуре (2003).
Заслуженный деятель искусств РФ (2005). Наталья Борисовна родилась в 1949
году в городе Магнитогорске Челябинской области. Окончив в 1970 году
факультет русского языка и литературы Магнитогорского государственного
педагогического института, работала преподавателем в средней школе, а затем –
в Магнитогорском музыкальном училище. Следуя своим профессиональным
интересам, в 1973 году Н.Б. Кириллова стала студенткой, а спустя пять лет –
аспиранткой Всесоюзного государственного института кинематографии. Учась во ВГИКе, она сотрудничала со многими известными газетами и
журналами в качестве кино- и театрального критика, а
также активно участвовала в деятельности экспериментальной кафедры эстетики,
этики и права Магнитогорского горно-металлургического института. В 1983 году Наталья Борисовна
защитила кандидатскую диссертацию и переехала в Свердловск, где ей предложили
должность доцента кафедры философии Свердловского инженерно-педагогического
института. Здесь её карьера резко пошла вверх: в 1987-м Н.Б. Кириллову, как
одного из известных в регионе специалистов в сфере искусства и образования,
назначили проректором по учебной и научной работе Екатеринбургского
государственного театрального института (ЕГТИ). В 1994-м она стала
профессором кафедры истории искусств ЕГТИ, а через два года – профессором
кафедры культурологии УрГУ. Наталья Борисовна –
автор более 200 статей, 20 книг и учебных пособий по проблемам теории и
истории культуры. Основной сферой её научных изысканий является исследование
медиакультуры (прежде всего аудиовизуальной), в этой области она считается
одним из ведущих учёных России. Неиссякаемый интерес ко всему
новому, огромная работоспособность и сила воли – главные черты характера Н.Б.
Кирилловой. Коллеги и друзья отмечают, что она умеет видеть перспективу
любого дела, всегда достигает намеченной цели. Сама Наталья Борисовна
говорит, что главное в жизни – это не потерять веру в себя и пронести через
годы свою мечту. Благодаря многим незаурядным качествам Н.Б. Кириллова стала
не только авторитетным теоретиком, но и успешным практиком в сфере культуры.
На протяжении последнего десятилетия она являлась инициатором и руководителем
целого ряда крупных проектов и организаций региона, среди которых
Свердловская государственная телерадиокомпания, фестиваль «Новое кино
России», общественный фонд «Культура Урала», журнал «УрФО»
и другие. Член Союза журналистов и Союза
кинематографистов России, Академии менеджмента в образовании и культуре, Ассоциации
кинообразования и медиапедагогики РФ, в 2001 году
Наталья Борисовна Кириллова была избрана сопредседателем Совета по культуре
при полномочном представителе Президента РФ в УрФО,
а с 2002-го она руководит общественно-политическим журналом «Уральский
федеральный округ». Возглавляемое ею издание пользуется широкой популярностью
на всей территории Урала, среди его подписчиков – законодательные собрания
округа, вузы и библиотеки, промышленные предприятия. Под руководством Н.Б.
Кирилловой журнал участвует во всех общественно значимых мероприятиях
Уральского региона. Издание удостоено почётной грамоты Министерства по делам
печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций РФ в 2004 году. Среди наград Натальи Борисовны –
почётные грамоты Губернатора Свердловской области и Всероссийской
государственной телерадиокомпании. В 2003 году Форум женщин УрФО отметил её дипломом лучшего менеджера общественной
организации. В 2005-м Н.Б. Кирилловой было присвоено звание «Заслуженный
деятель искусств РФ». В феврале 2009 г. Наталье Борисовне вручен орден
«Екатерининский крест» II степени как знак общественного признания и
выражения благодарности жителей г. Екатеринбурга за выдающийся вклад в
развитие и процветание города. Н.Б. Кириллова включена в число персоналий
общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». |
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИАКУЛЬТУРА
КАК ИНТЕГРАТОР РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ |
|
1.1.
Методологические аспекты социально-культурной модернизации |
18 |
1.2.
Особенности российской модернизации |
24 |
1.3.
Масс-медиа как социальный институт |
42 |
1.3.1.
Социальные функции медиакультуры |
43 |
1.3.2.
Модели развития медиакультуры как социального института |
52 |
1.3.3.
Медиакультура как «катализатор» диалога власти и
общества |
55 |
1.4.
Медиасреда «российского транзита» в демократию |
63 |
1.4.1.
Издательская система и массовая печать |
67 |
1.4.2.
Расширение теле- и радиопространства |
75 |
1.4.3.
Социальная роль масс-медиа и доверие общества к ним |
80 |
1.4.4.
Информационные агентства и сфера их влияния |
98 |
2.1.
Экран и аудиовизуальные коммуникации |
108 |
2.2.
Приоритеты электронной культуры |
118 |
2.2.1.
Телекратия: интерактивность и клип-культура |
120 |
2.2.2.
Компьютерный интеллект и всевластие «виртуальной реальности» |
131 |
2.2.3.
Интернет как пространство свободной коммуникации |
138 |
2.3.
Бытие искусства в киберпространстве мультимедиальности |
150 |
2.4.
Многообразие культур и поиск новой идентичности |
162 |
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ
МЕДИАСРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА |
|
3.1.
Правовая основа медиаменеджмента |
184 |
3.2.
Государство как «выразитель» общественного интереса |
197 |
3.3.
Бизнес и формирование медиарынка |
208 |
3.4.
Что реально могут НКО? |
216 |
3.5.
Парадоксы «четвертой власти» |
221 |
4.1.
Центр и регион: оптимизация взаимодействия |
244 |
4.1.1.
Социокультурный аспект регионализма |
249 |
4.1.2.
Власть и масс-медиа: на пути к интеграции |
256 |
4.2.
Трансформация регионального медиарынка |
262 |
4.3.
«Электронное правительство» в действии |
291 |
4.4.
Кинопублицистика как метафора эпохи демократии |
301 |
4.5.
Феномен регионального фестиваля |
313 |
5.1.
Масс-медиа и ментальная идентичность молодежи |
333 |
5.2.
Медиаобразование как комплексный процесс |
344 |
5.3.
Концепции медиапедагогики |
350 |
5.4.
Медиаобразование: между прошлым и будущим |
366 |