Кириллова Н.Б.

МЕДИАСРЕДА РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Книга издана при поддержке Института региональной политики (г. Екатеринбург) и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

(научное издание)

М.: Академический Проект, 2005

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с. – («Технологии культуры»)

Рецензенты:

Е.С. Баразгова, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии УрГУ;

А.В.Федоров, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России.

УДК 008

ББК 71

К 43

ISBN 5-8291-0608-6 оформление, 2005.

Стр. 400

Тираж 2000 экз.

© Н.Б. Кириллова, 2005

© Академический Проект, оригинал-макет

При использовании текста в учебных и научных работах ссылка на АВТОРА и НАЗВАНИЕ книги обязательна!

Коммерческое использование – только с письменного разрешения правообладателей.

Источник: электронная PDF-версия книги, размещенная в свободном доступе на «Информационно-просветительском портале ЮГРЫ (Ханты-Мансийский Автономный Округ)»

Книга является второй частью дилогии о развитии медиакультуры как феномена информационной эпохи. Первая книга «Медиакультура: от модерна к постмодерну» вышла в начале 2005 года.

Объектом исследования в данной монографии стала медиасреда российской модернизации на рубеже XX–XXI веков как своеобразного «транзита» в демократию. Автор рассматривает медиасреду как совокупность социальных, экономических и духовных условий, в контексте которых функционирует медиакультура. Медиасреда – это сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, сеть Интернет и т.д.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое или организационное воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей. Словом, влияет на общественное сознание, являясь интегратором социальной модернизации России.

Книга представляет особый интерес для специалистов в сфере культурологии и социологии, журналистики и политологии, философии и педагогики, а также для студентов гуманитарных вузов.

Об Авторе

КИРИЛЛОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА - яркий представитель культурной элиты Урала. Профессор кафедры культурологии Уральского государственного университета, главный редактор общественно-политического журнала «Уральский федеральный округ», президент общественного фонда «Культура Урала». Кандидат искусствоведения (1983). Почётный кинематографист России (1998). Академик Академии менеджмента в образовании и культуре (2003). Заслуженный деятель искусств РФ (2005).

Наталья Борисовна родилась в 1949 году в городе Магнитогорске Челябинской области. Окончив в 1970 году факультет русского языка и литературы Магнитогорского государственного педагогического института, работала преподавателем в средней школе, а затем – в Магнитогорском музыкальном училище. Следуя своим профессиональным интересам, в 1973 году Н.Б. Кириллова стала студенткой, а спустя пять лет – аспиранткой Всесоюзного государственного института кинематографии. Учась во ВГИКе, она сотрудничала со многими известными газетами и журналами в качестве кино- и театрального критика, а также активно участвовала в деятельности экспериментальной кафедры эстетики, этики и права Магнитогорского горно-металлургического института.

В 1983 году Наталья Борисовна защитила кандидатскую диссертацию и переехала в Свердловск, где ей предложили должность доцента кафедры философии Свердловского инженерно-педагогического института. Здесь её карьера резко пошла вверх: в 1987-м Н.Б. Кириллову, как одного из известных в регионе специалистов в сфере искусства и образования, назначили проректором по учебной и научной работе Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ). В 1994-м она стала профессором кафедры истории искусств ЕГТИ, а через два года – профессором кафедры культурологии УрГУ. Наталья Борисовна – автор более 200 статей, 20 книг и учебных пособий по проблемам теории и истории культуры. Основной сферой её научных изысканий является исследование медиакультуры (прежде всего аудиовизуальной), в этой области она считается одним из ведущих учёных России.

Неиссякаемый интерес ко всему новому, огромная работоспособность и сила воли – главные черты характера Н.Б. Кирилловой. Коллеги и друзья отмечают, что она умеет видеть перспективу любого дела, всегда достигает намеченной цели. Сама Наталья Борисовна говорит, что главное в жизни – это не потерять веру в себя и пронести через годы свою мечту. Благодаря многим незаурядным качествам Н.Б. Кириллова стала не только авторитетным теоретиком, но и успешным практиком в сфере культуры. На протяжении последнего десятилетия она являлась инициатором и руководителем целого ряда крупных проектов и организаций региона, среди которых Свердловская государственная телерадиокомпания, фестиваль «Новое кино России», общественный фонд «Культура Урала», журнал «УрФО» и другие.

Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, Академии менеджмента в образовании и культуре, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, в 2001 году Наталья Борисовна Кириллова была избрана сопредседателем Совета по культуре при полномочном представителе Президента РФ в УрФО, а с 2002-го она руководит общественно-политическим журналом «Уральский федеральный округ». Возглавляемое ею издание пользуется широкой популярностью на всей территории Урала, среди его подписчиков – законодательные собрания округа, вузы и библиотеки, промышленные предприятия. Под руководством Н.Б. Кирилловой журнал участвует во всех общественно значимых мероприятиях Уральского региона. Издание удостоено почётной грамоты Министерства по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций РФ в 2004 году.

Среди наград Натальи Борисовны – почётные грамоты Губернатора Свердловской области и Всероссийской государственной телерадиокомпании. В 2003 году Форум женщин УрФО отметил её дипломом лучшего менеджера общественной организации. В 2005-м Н.Б. Кирилловой было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В феврале 2009 г. Наталье Борисовне вручен орден «Екатерининский крест» II степени как знак общественного признания и выражения благодарности жителей г. Екатеринбурга за выдающийся вклад в развитие и процветание города. Н.Б. Кириллова включена в число персоналий общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России».

в раздел библиотека

скачать одним архивом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

7

ГЛАВА 1. МЕДИАКУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТОР РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ

17

1.1. Методологические аспекты социально-культурной модернизации

18

1.2. Особенности российской модернизации

24

1.3. Масс-медиа как социальный институт

42

1.3.1. Социальные функции медиакультуры

43

1.3.2. Модели развития медиакультуры как социального института

52

1.3.3. Медиакультура как «катализатор» диалога власти и общества

55

1.4. Медиасреда «российского транзита» в демократию

63

1.4.1. Издательская система и массовая печать

67

1.4.2. Расширение теле- и радиопространства

75

1.4.3. Социальная роль масс-медиа и доверие общества к ним

80

1.4.4. Информационные агентства и сфера их влияния

98

ГЛАВА 2. «ГЛОБАЛЬНАЯ» МЕДИАСРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИУМ

105

2.1. Экран и аудиовизуальные коммуникации

108

2.2. Приоритеты электронной культуры

118

2.2.1. Телекратия: интерактивность и клип-культура

120

2.2.2. Компьютерный интеллект и всевластие «виртуальной реальности»

131

2.2.3. Интернет как пространство свободной коммуникации

138

2.3. Бытие искусства в киберпространстве мультимедиальности

150

2.4. Многообразие культур и поиск новой идентичности

162

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ МЕДИАСРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

181

3.1. Правовая основа медиаменеджмента

184

3.2. Государство как «выразитель» общественного интереса

197

3.3. Бизнес и формирование медиарынка

208

3.4. Что реально могут НКО?

216

3.5. Парадоксы «четвертой власти»

221

ГЛАВА 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ МЕДИАСРЕДЫ

243

4.1. Центр и регион: оптимизация взаимодействия

244

4.1.1. Социокультурный аспект регионализма

249

4.1.2. Власть и масс-медиа: на пути к интеграции

256

4.2. Трансформация регионального медиарынка

262

4.3. «Электронное правительство» в действии

291

4.4. Кинопублицистика как метафора эпохи демократии

301

4.5. Феномен регионального фестиваля

313

ГЛАВА 5. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

331

5.1. Масс-медиа и ментальная идентичность молодежи

333

5.2. Медиаобразование как комплексный процесс

344

5.3. Концепции медиапедагогики

350

5.4. Медиаобразование: между прошлым и будущим

366

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НУЖНА НОВАЯ НАУКА – МЕДИАЛОГИЯ

382

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

387

►►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz