ЗАКЛЮЧЕНИЕ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Образование в области массмедиа – сравнительно молодая отрасль педагогики. Как цельная система она только складывается в России, происходит осознание ее целевой функции, задач ее отдельных ступеней и звеньев.

-141-

Исторически она начала формироваться в первой половине XX века с практического становления профессионального медиаобразования, сопровождаясь появлением первых разрозненных форм непрофессионального (массового) обучения в этой сфере, развивавшегося в основном вне рамок формального образования. Знания, умения и навыки широких слоев населения в области массовой коммуникации складывались стихийно, задача их целенаправленного формирования не ставилась. «Информационный взрыв» середины XX века поставил ее в мировом масштабе, повсеместно происходило становление массового медиаобразования; однако в России авторитарная власть, тотальный контроль и цензура в области духовной жизни, информационная изоляция от мира за непроницаемым «железным занавесом» и другие факторы затормозили этот процесс, в полную силу развернувшийся только с эпохой перестройки.

В последнее время вопрос о времени зарождения и становления российского медиаобразования, на наш взгляд, решается некоторыми авторами слишком спекулятивно. Привлекая факты о наличии тех или иных элементов медиаобразования сто и более лет назад, они опрометчиво делают соответствующие выводы, за которыми подчас проглядывает явное стремление добиться таким образом неких научно-образовательных дивидендов. Так можно зайти очень далеко: вспомнить, например, что книги тоже имеют отношение к системе массмедиа и отодвинуть историческую точку отсчета вообще в глубь веков. Но ведь совершенно понятно, что речь должна идти именно о системе средств массовой коммуникации и о системе образовательных институтов, решающих задачи подготовки субъектов медиадеятельности в целях успешного функционирования средств массовой коммуникации как системы.

Исходя из этих соображений, мы бы предложили связывать факт зарождения и становления медиаобразования с «приходом» его в систему формального образования, а более ранние по времени факты относить к его предыстории. Если принять такую точку зрения, то окажется, что, несмотря на относительно длительную историю существования институтов профессионального образования для разных видов медиа, система медиаобразования как автономная область педагогики складывается в России буквально на наших глазах. Призванное стать подсистемой общего и профессионального образования, медиаобразование должно соответствовать целому комплексу педагогических принципов, среди которых наиболее важен принцип непрерывности.

Рассмотренные нами элементы складывающейся системы непрерывного образования в области массмедиа имеют следующее предназначение:

-142-

*        массовое медиаобразование на этапе среднего образования, независимо от конкретных форм реализации, призвано обеспечить базовый уровень знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентаций каждому выпускнику школы в целях создания оптимальных условий дальнейшего развития не только его самого как личности, но и всего общества, в котором средства массовой информации и коммуникации стали важнейшим фактором функционирования;

*        массовое медиаобразование на этапе профессионального образования, принимая эстафету от школы, должно обеспечить дальнейшее наращивание информационно-коммуникационного потенциала населения, в том числе за счет конкретизации содержания и задач медиаобразования в контексте профессиональной подготовки студентов;

*        первичное профессиональное медиаобразование имеет целью первичную подготовку квалифицированных работников для средств массовой коммуникации, оно осуществляется в наше время в разветвленной системе высшего профессионального образования и получается на этапе выбора профессии;

*        профессиональное образование «для взрослых», будучи формой последующего образования работников средств массовой информации и коммуникации, призвано быть постоянно действующим механизмом устранения разрыва между необходимым и реальным уровнем их знаний, умений и ориентации в целях обеспечения поступательного развития СМК и всего общества.

Будучи, с одной стороны, частным благом с соответствующим производством и потреблением на рыночной основе, образование, в том числе в области массмедиа, с другой стороны, является общественной ценностью, базирующейся на патерналистской роли государства в образовательной сфере. При слабости общественных институтов, до сих пор характерной для нашей страны, именно государство должно взять на себя ответственность за развитие интересующей нас подсистемы, особенно на школьном этапе. Координирующие усилия с его стороны способны обеспечить массовый охват медиаобразованием детей, в отношении которых современное положение вещей можно – вслед за Л.С. Зазнобиной – охарактеризовать как антигуманное[166]. На этапе профессионального образования ведущую роль, на наш взгляд, должны играть сами образовательные учреждения, способные обеспечить в существующих нормативно-правовых условиях медиаобразовательный компонент обучения своих студентов и слушателей, используя для этого элективные части образовательных программ. Что касается последующего и частично первичного медиаобразования, их прогресс предполагает широкое сотрудничество учебных заведений с учреждениями медиасферы, поскольку их задача – обеспечение непрерывного совершенствования «человеческого ресурса» с целью его рентабельного использования в постоянно меняющихся условиях медиарынка. Без широкого социального партнерства, организованного на взаимовыгодных началах, невозможно решение кадровых, материальных, методических и содержательных проблем.

-143-

С сожалением приходится констатировать, что ни один из субъектов образования в области массмедиа, потенциально «ответственных» за его развертывание в том или ином секторе, не обеспечивает сегодня функционирования системы на должном уровне. Так, например, профессиональная подготовка журналистов в нашей стране все явственнее обнаруживает черты глубокого кризиса, поскольку мало соответствует основному критерию профессионального образования, в рамках которого развивается, а именно адекватности целям подготовки действующих работников для определенной области труда. Степень профессионализации этого вида образования очень незначительна, что обусловливается в том числе следующим: отсутствием каких-либо форм профессиональной подготовки на уровнях, предшествующих этапу высшего образования; однородностью реализуемых «стерильно-академичных» программ; неадекватностью той технологически-образовательной модели, с помощью которой оно в массовом порядке реализуется; недостаточным привлечением к преподаванию журналистов-практиков и другими факторами.

Достижение целей непрерывного образования в любой сфере требует преемственности и многовариантности его содержания в соответствии с динамикой потребностей индивидуальной деятельности и социальной практики. На всех уровнях и ступенях необходимо обеспечить развивающий характер обучения, опору на творческую активность саморазвивающейся и самореализующейся личности. С этих позиций необходимо подходить к проблеме соотношения общекультурной и профессиональной компоненты образования в области массмедиа, добиваться внутренней согласованности и преемственности его содержания, вертикальной сквозной интеграции его ступеней и горизонтальной координации различных реализующих его образовательных структур (основных и дополнительных, государственных и негосударственных и т.д.).

Еще раз обозначим наиболее проблемные зоны, в которых обнаруживаются нарушения принципов непрерывности, преемственности и системности образования в области массмедиа:

*        отсутствие гарантированного для всех базового компонента в школе, из-за чего сбалансированное развитие системы в дальнейшем оказывается невозможным;

-144-

*        неравенство выпускников школы в плане доступа к профессиональному журналистскому образованию из-за разной медиаобразовательной подготовки в школе;

*        слабость профориентации в области журналистики из-за неразвитости массового медиаобразования в учреждениях формального медиаобразования (среднего и профессионального);

*        чрезмерная обособленность разных уровней образования и разных тематических образовательных программ, не соответствующая современным требованиям открытости и гибкости образования;

*        неразвитость медиаобразования на этапе профессионального образования в отношении немедийных программ, снижающая общий уровень функционирования системы;

*        неразвитость программ профессионального медиаобразования «для взрослых», объясняемая как слабостью и «закрытостью» специализированных кафедр в вузах, так и низким уровнем андрагогической культуры образовательных учреждений в целом;

*        неразвитость программ дополнительного образования журналистского профиля;

*        отсутствие должного многообразия программ из-за слабости партнерских взаимоотношений между образовательной сферой, медиа-бизнесом и другими заинтересованными сторонами;

*        отсутствие должного внимания к вопросу подготовки кадров для медиаобразования разных типов;

*        полное отсутствие организованных форм непрофессионального медиаобразования в учреждениях непрерывного образования (в досуговых и просветительских центрах, отделениях общества «Знание», учреждениях для людей «третьего» возраста и т.д.);

*        слабое развитие в стране демократических институтов в их взаимоотношениях с прессой, что оборачивается существенными недостатками медиаобразовательной среды, объективно оказывающей негативное воздействие на сознание людей, соприкасающихся с ней.

Особая роль в реализации принципа непрерывности применительно к образованию в области журналистики и массмедиа принадлежит факультетам и отделениям журналистики, преподавателям журналистских дисциплин, журналистскому сообществу, нарождающимся структурам гражданского общества, которым необходимо коллегиально стремиться к созданию максимально приемлемых условий для того, чтобы каждый наш соотечественник мог получить нужное ему, обществу и государству медиаобразование в удобное для него и желательное для общества время, в оптимальной форме и адекватными методами. К сожалению, пока это остается лишь мечтой...

-145-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека



[166] Зазнобина Л.С. Медиаобразование на фоне натурных зарисовок // Лицейс. и гимназич. образование. 1999. № 5. С. 64.

Hosted by uCoz