ВВЕДЕНИЕ

в оглавление ►►

в раздел библиотека

Средства массовой информации и коммуникации давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они значительно определяют характер поведения людей, стиль их общения друг с другом, с социумом и его отдельными секторами. Через их посредничество общество и его члены строят свои взаимоотношения с государством и его институтами на региональном и национальном уровнях. В последние десятилетия средства массовой информации и коммуникации стремительно глобализируются, что неизбежно сказывается на изменении облика цивилизации в общепланетарном масштабе. Параллельно с этим происходит процесс демассификации массмедиа, превращения части них в индивидуализированные, интерактивные средства межличностных отношений (индивидео).

Современные средства массовой информации и коммуникации (массмедиа) – это пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, видео- и звукозапись различных текстов, а также всевозможные новейшие телекомпьютерные системы и мультимедийные устройства. Всем им присущи такие качества, как обращенность к массовой аудитории, относительная доступность для множества людей, корпоративный характер производства и распространения информации[1]. Необходимые условия их существования – высокий уровень материальной культуры, прежде всего техники, наличие массовой аудитории, склонной к потреблению их продукции, – сложились только в XX столетии, ставшем «золотым веком» массовой коммуникации.

Будучи неотъемлемой частью современного мира, его культуры, средства массовой информации и коммуникации вступают во взаимодействие с другими ее составляющими, в том числе системой образования. Есть мнение, что отличительной особенностью современной цивилизации является согласованно-ускоренное развитие медийных и образовательных структур. Их синтез проявился в создании систем открытого и дистанционного обучения, за которыми, как считают энтузиасты, будущее. В них образование как процесс коммуникации между обучающими и обучающимися происходит в медиасреде посредством компьютеров и соответствующего программного обеспечения в интерактивном режиме.

-4-

Однако взаимодействие образования и средств массовой коммуникации родилось не сегодня и созданием новых технических систем и сред не ограничивается. С определенного момента актуальной проблемой стала подготовка подрастающего поколения к жизни в медиатизированном обществе в режиме постоянного диалога со средствами массовой информации и коммуникации, обращения с которыми не может избежать в современном обществе никто. Следовательно, знания, умения, навыки и опыт пользования ими в наше время относятся к базовым личностным конструктам, целенаправленно формируемым субъектами обучения и воспитания, и осуществляться такое обучение должно в идеале по отношению ко всем учащимся через разные формы так называемого медиаобразования. Его необходимость в наше время практически никем не оспаривается, так как подготовка к жизни в окружении медиа, безусловно, является обязательным элементом социализации личности. В большинстве стран уже осознана необходимость перехода от стихийной к целенаправленной социализации интересующего нас типа, осуществляемой в системе образования, в том числе формального, при участии профессиональных педагогов.

Практическое медиаобразование, зародившееся в первые десятилетия XX века, прошло уже довольно длительный путь развития, постоянно опережая теоретическую разработку этого вида педагогической деятельности. Данное рассогласование особенно зримо проявилось в нашей стране, и ясно, что у этого педагогического «пробела» политические корни. Более семидесяти лет власть намеренно ограничивала свой народ в доступе к объективной и полной информации, лишала его возможности быть активным и равноправным участником массово-коммуникационных процессов. Отсюда игнорирование вплоть до конца 80-х годов отечественной педагогикой как наукой массово-коммуникационной проблематики: задач подготовки активных и критически мыслящих потребителей медиапродукции в массовом порядке в обстановке тотального контроля за медиа просто не ставилось. Просветительская деятельность в области кино и отдельных видов СМИ существовала в форме кружков и охватывала очень небольшую аудиторию.

Но, обрекая миллионы людей на роль пассивных реципиентов, власть, однако, нуждалась в нескольких тысячах обученных и проверенных специалистов для работы операторами на информационно-коммуникационном поле, поэтому основной формой медиаобразования (в современном понимании) была профессиональная подготовка работников для разных видов коммуникаций. Таким образом, отдельные формы медиаобразования на практике развивались, но не было, во-первых, его целостной системы, а во-вторых, существовали искусственные преграды для создания педагогической концепции, посвященной сущности, целям, задачам и технологиям образования в области массмедиа.

-5-

В процессе коренного изменения социально-экономических и политических отношений проявился интерес к ранее закрытым научным темам, в том числе к теории медиаобразования. Первым российским педагогом, обратившимся к данной проблематике, был А.В. Шариков[2]. Его книга «Медиа-образование: мировой и отечественный опыт», изданная в 1990 году, была результатом собственных исследований и вдумчивого анализа работ таких известных деятелей зарубежного медиаобразования, как Л. Мастерман, М. Сушон, С. Безангер, С. Минккинен, К. Норденстренг, Д. Дебс, Ж. Берже. Значительным вкладом А.В. Шарикова в педагогику было то, что он совмещал теоретическую разработку проблемы с организационной деятельностью, направленной на развертывание различных форм медиаобразования подростков. На фоне освоения зарубежного опыта по-новому зазвучали давно разрабатывавшиеся в России, но лишенные смыслового контекста темы: проблема эстетического воспитания на материале кино и телевидения, вопросы аудиовизуальной и экранной культуры, воспитательное значение детских самодеятельных СМИ и т.д.

В настоящий момент медиаобразование – и как практическая сфера педагогики, и как научная отрасль – развивается в обстановке декларируемой поддержки образовательного ведомства, однако реально, как и прежде, оно остается уделом энтузиастов. На одном из специализированных медиаобразовательных сайтов[3] размещена база данных «Кто есть кто в российском медиаобразовании», в которую включено более шести десятков фамилий. Наиболее значителен вклад в науку таких исследователей, как Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, О.Ф. Нечай, А.А. Новикова, Н.П. Петрова, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, И.В. Челышева, Т.Ф. Шак, Е.В. Якушина, Е.Н. Ястребцева. В последние годы наиболее активную позицию в разработке данного вида образования занимает таганрогская школа во главе с А.В. Федоровым. C начала 2005 года представители этого научного направления в сотрудничестве с другими учеными издают журнал «Медиаобразование». Опытно-экспериментальная работа в области медиапедагогики ведется в Москве, Таганроге, Санкт-Петербурге, Калуге, Калининграде, Кургане, Омске и других городах.

-6-

Однако не будет преувеличением сказать, что в отечественной медиапедагогике нерешенных проблем и невыполненных задач намного больше, чем достигнутых успехов. До сих пор нет устраивающего всех определения медиаобразования, четко не указаны границы понятия, нет полной и основательной классификации видов медиаобразования и их описания, не разработаны принципы этой деятельности и не обозначены ее цели, безусловно зависящие от конкретного вида медиаобразования. Некоторые из этих видов (например, непрофессиональное медиаобразование в системе профессионального образования или медиаобразование для взрослых) до сих пор в нашей стране представлены крайне слабо, несмотря на их социальную значимость и актуальность, а также богатый зарубежный опыт. Улучшить ситуацию возможно путем активной разработки теории и практики отечественного медиаобразования, что и побудило нас предпринять данное исследование, целью которого является разработка теоретических основ и обобщение практического опыта организации образования в области медиа на разных этапах системы непрерывного образования.

Будучи важной частью института социализации личности и воспроизводства интеллектуальных сил общества, образование в области массовых коммуникаций не свободно от воздействия глобальных тенденций развития всего современного образования, которое становится более массовым, доступным, личностно ориентированным, открытым, непрерывным. Непрерывность, будучи концептуальной идеей педагогики нового постиндустриального общества (общества знаний, как его по-другому называют), сегодня присуща не только образованию в целом, но и конкретным его подсистемам: реализуется непрерывное экономическое, юридическое, эстетическое образование и др.

Можно ли обнаружить эту тенденцию в образовании в области массовых коммуникаций? Если да, то в какой степени и как она проявляется или должна проявляться? Не нарушается ли принцип преемственности содержания обучения на разных уровнях образовательной системы? Имеет ли непрерывность кроме временного другие аспекты? Как соотносятся в контексте «пожизненного» обучения «массовый» и «профессиональный» модули образования в области массовых коммуникаций? Можно ли говорить о целостности системы медиапедагогики и за счет каких содержательных и технологических элементов она достигается? Предложить ответы на эти вопросы – цель данной работы. Ее актуальность определяется попыткой рассмотреть образование в области массовых коммуникаций с точки зрения проявления в нем свойств непрерывности в совокупности с разработкой его концептуальных основ и различных практических моделей и модулей.

-7-

В соответствии с поставленной целью в монографии сформулированы следующие задачи:

1.        Предложить концептуальные основы медиаобразования, в том числе дать определение понятия «медиаобразование», показать его роль в общей социализации личности, а также его общественную сущность и цели в зависимости от имеющихся в педагогической практике видов медиаобразования; для этого разработать его подробную классификацию, удовлетворяющую требованиям научности и полноты, а также комплекс педагогических принципов, на которых должна основываться практика его реализации.

2.        Показать специфику наиболее значительных видов непрофессионального и профессионального (на примере журналистского) медиаобразования в системе непрерывного образования, проанализировать их состояние в диахроническом и синхроническом аспектах; обозначить имеющиеся в практике проблемы в плане реализации прежде всего принципов непрерывности и преемственности различных этапов образования, а также наметить пути возможного решения этих проблем.

3.        Дать взаимосвязанный анализ наиболее важных с практической точки зрения факторов «непрерывности» медиаобразования, как педагогических (технологических), так и метапедагогических (связанных с воздействием на формирующееся сознание определенной объективно существующей медиаобразовательной среды).

4.        Описать системную модель непрерывного медиаобразования и опробовать опытно-экспериментальным путем локальную схему ее практического воплощения.

Гипотеза предпринятого нами исследования основывается на ряде предположений относительно сущности медиаобразования и условий его успешности, смысл которых сводится к следующему:

1).      Основным концептуальным подходом к построению теории медиаобразования как деятельности должен быть такой, который вытекает из педагогической природы этой деятельности, а не из природы масс-медиа, как это чаще всего бывает. Теория медиадеятельности как формы приобщения аудитории к современным медиа должна опираться на последовательно развиваемый практический подход (в западной педагогике он именуется media studies), признающий в качестве основного деятельностного элемента успешного медиаобразования совместную реализацию обучаемыми и обучающими медиаобразовательных проектов разной продолжительности и масштабности.

2).      Современное медиаобразование является довольно разветвленной системой, элементы которой обращены к разным сегментам массовой аудитории и решают различные задачи, и только при полном и равномерном развитии всех компонентов оно будет достигать основных своих целей и обеспечивать поступательное и демократическое развитие современного общества, а также такого его значительного элемента, как средства массовой информации и коммуникации.

3).      Устранению отставания России от развитых в медиаобразовательном плане стран препятствует недостаточное внимание теоретиков, организаторов и практиков к вопросу соответствия современного медиаобразования таким педагогическим принципам, как доступность, массовость, общественно-государственный характер, разнообразие и адекватность содержания и форм, диалоговость и непрерывность.

-8-

4).      В плане непрерывности (а значит, преемственности) разных этапов медиаобразования особой проблемой является отсутствие в современной России его базового этапа – массового медиаобразования в средней школе. Данное обстоятельство препятствует реализации принципа равного доступа населения к профессиональному журналистскому образованию и отрицательно сказывается на качестве профессионального медиаобразования. Помимо того, наличие медиаобразовательного компонента в средней школе было бы ценным само по себе, поскольку медиаобразование является эффективным способом социализации и мощным средством общего развития учащихся.

5).      Не меньшей проблемой для России являются слабое развитие непрофессионального медиаобразования в учреждениях профессионального образования, а также почти полное его отсутствие в системе непрерывного образования. Мировой опыт показывает: без создания этих звеньев не может быть решена проблема качественного улучшения функционирования массмедиа, как бы хорошо ни действовала система профессиональной подготовки кадров для них (тем более что в нашей стране и она находится в глубоком кризисе).

6).      Принцип непрерывности медиаобразования парадоксальным образом реализуется даже при отсутствии организованного педагогами медиаобразования через постоянное воздействие медиаобразовательной среды. А это при наличии существенных недостатков в функционировании российских медиа лишний раз доказывает необходимость кардинального улучшения медиаобразовательной ситуации как в масштабе страны, так и в масштабе региона или конкретного учебного заведения.

-9-

в оглавление ►►

в раздел библиотека



[1] Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-рус. толковый слов. концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 197.

[2] Сам А.В. Шариков в качестве «первооткрывателя» темы медиаобразования в СССР называл В. Стельмаха, одного из советских экспертов ЮНЕСКО в 70-х годах.

[3] www.medialiteracy.boom.ru

Hosted by uCoz