Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный
университет»
ФАТЕЕВА
И.А.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Челябинск 2007
"ЛУЧШАЯ КНИГА ПО КОММУНИКАТИВНЫМ НАУКАМ И ОБРАЗОВАНИЮ"
(2007–2008 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД)
Монография, заняла 1
место в конкурсе на лучшую книгу по коммуникативистским наукам и образованию в
2008 году
Конкурс проводится Российской
коммуникационной ассоциацией (РКА) совместно с Северо-Американской
КА.
УДК 378
ББК Ч489
Ф 273
ISBN
978-5-7271-0853-6
Тираж
400 экз.
Фатеева, И.А.
Медиаобразование:
теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева.
Челябинск: Челяб. гос.
ун-т, 2007. 270 с.
Издание предназначено медиапедагогам, студентам и
преподавателям педагогических вузов, специалистам в области журналистского, PR-
и рекламного образования, учителям, журналистам и всем интересующимся
медиапроблематикой.
Монография
представляет собой описание и обобщение отечественного опыта медиаобразования
(в том числе журналистского образования) с позиций субъектно-деятельностного
подхода. В ней даются теоретические основы концепции медиадеятельности,
классификация и принципы медиаобразования, анализируются наиболее важные виды
медиаобразовательной деятельности.
Печатается по решению
редакционно-издательского совета Челябинского государственного университета
НАУЧНЫЙ
РЕДАКТОР: Чернецов П.И., доктор
педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Челябинского
государственного университета
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Шишмаренков В.К.,
доктор педагогических наук, профессор кафедры общегуманитарных
дисциплин Челябинского филиала Университета Российской академии образования,
действительный член Академии российских энциклопедий;
Харченко Е.В., доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой культуры речи и профессионального общения
Южно-Уральского государственного университета
ББК Ч489я73-1
Ф273я73-1
ISBN
978-5-7271-0853-6
© ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2007
© Фатеева
И.А., 2007
Об Авторе монографии
ФАТЕЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Род. 1 декабря 1963 года
Окончила Челябинский государственный
университет (1987). Заведующая кафедрой журналистики Челябинского
государственного университета, доктор филологических наук (2009), доцент
(2001), член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, член Союза журналистов РФ.
Лауреат Всероссийского конкурса
«Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место в номинации
«Медиаобразование») за книгу: Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические
основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. 270 с.
Работала в школе учителем и завучем
(1987–1994) В 1991 году поступила заочно в аспирантуру Московского
Литературного института, там же защитила кандидатскую диссертацию (1995).
Эпизодически работала в штате нескольких редакций (например, в редакциях газет
«Челяба», «Уик-энд»). Неоднократно входила в состав
жюри профессиональных конкурсов для журналистов. По совместительству работала в
средних и высших учебных заведениях Челябинска. С 1995 преподает в Челябинском
государственном университете. С 2000 года – заведующая кафедрой обеспечения
профессиональной подготовки журналистов (ныне кафедра теории массовой
коммуникации). С 2002 года – зав. кафедрой журналистики.
Автор более 50 научных публикаций. Публиковалась в
журналах «Высшее образование в России», «Педагогика», «Вестник Челябинского
государственного университета», «Вестник Академии российских энциклопедий», «Меди@льманах» и научных сборниках. Ведет курс истории
отечественной журналистики, разработала два курса по медиаобразованию для
программ магистерского уровня («Теория и практика медиаобразования», «История
медиаобразования в контексте развития прессы»), а также программу
дополнительного образования «Руководство детскими СМИ как вид
медиаобразовательной деятельности». Неоднократно участвовала в научных
конференциях.
И.А.
Фатеева: «журналистское образование – особое явление»
Написать Ирине Анатольевне: fia@csu.ru
Кафедра журналистики
Челябинского государственного университета
Искренне благодарим Ирину Анатольевну за предоставленную
возможность разместить монографию в библиотеке сайта
EVARTIST!
ОГЛАВЛЕНИЕ
4 |
|
10 |
|
1.1.
Что такое медиаобразование? |
10 |
1.2.
Теория медиадеятельности |
23 |
1.3.
Классификация медиаобразования |
34 |
1.4.
Принципы реализации медиаобразования |
39 |
54 |
|
2.1.
Основное медиаобразование на этапе среднего
образования |
54 |
2.2. Дополнительное и компенсаторное медиаобразование
на этапе среднего образования |
63 |
2.3. Непрофессиональное медиаобразование в системе профессионального образования |
71 |
ГЛАВА 3. Журналистское
образование как вид специального профессионального медиаобразования |
79 |
3.1. Формы журналистского образования и их краткая история |
80 |
3.2. Проблема недостаточной профессионализации
современного журналистского образования |
85 |
3.3. Общая характеристика первичного и последующего
журналистского образования |
100 |
ГЛАВА 4. Основные факторы
успешности современного медиаобразования |
118 |
4.1. Медиаобразовательный проект
как педагогическая технология |
118 |
4.2. Кадры медиапедагогов |
130 |
4.3. Медиаобразовательная среда
как условие и фактор реализации непрерывного
медиаобразования |
135 |
141 |
|
146 |
|
153 |
|
Приложение 1. История московского Института журналистики |
153 |
Приложение 2. История Челябинской областной партийно-газетной школы |
224 |
Приложение 3. Компенсаторное медиаобразование.
Методические материалы для преподавателя |
253 |
270 |