ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

-А-  -З-  -И-  -К-  -М-  -Н-  -О-  -П-  -Р-  -С-  -Ц-  -Э-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

А

Анализ медиатекстов – процесс оценки медиатекстов с различных точек зрения (художественных, жанровых, политических, моральных и т.д.).

Аудиовизуальная грамотность – система умений анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой системы построения медиаобразования.

Аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных сообщениях частей экранного текста.

Аудиовизуальное образование – целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями аудитории в области экранных искусств. Его содержательные компоненты предлагают использование нескольких видов деятельности учащихся: восприятие произведения культуры; художественно-творческая деятельность в области экранных искусств; интерпретация результатов их восприятия, приобретение знаний, развивающих вышеперечисленные виды деятельности.

З

Задачи медиаобразования – обучить грамотно «читать» медиатекст; развивать способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на разных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

И

Интерпретация медиатекста – вербальная или графическая/коллажная (невербальная) трактовка аудиовизуального медиатекста аудиторией.

К

Критика (criticism) – «1) Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки. 2) Отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. 3) Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и иных художественных произведений» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 307.).

-209-

Критическая автономия – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.

Критическое мышление – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста.

М

Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.

Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» и «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровня развития личности человека, способного воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиатекст – конкретный результат медиапродукции – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных единиц, ощущение между ними ассоциативных и семантических связей.

Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

Медийная грамотность (media literacy) – 1). Помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям.

-210-

2).      «Способность осваивать, интерпретировать/анализировать и создавать медиатексты» (Worsnop. – 1999. – р.х.).

3).      «Способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» (Kubey. – 1997. – р. 2.).

4).      «Процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» (International Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).

5).      «Движение, ... призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать и создавать печатные и электронные медиатексты» (Aufderheide, Firestone. – 1993. – p. 1).

Медийное образование (media education) – 1). Направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия. – 1993. – С. 555.).

2).      «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» (UNESCO. – 1994. – p.8.).

-211-

3).      «Центральная и объединяющая концепция медиаобразования – репрезентация (representation). Медиа не отражают реальность, а репрезентируют (представляют) ее. Главная цель медиаобразования – «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский процесс, продолжающийся всю жизнь. Имеет целью не просто критическое понимание (critical understanding), но и критическую автономию (critical autonomy) (Masterman. – 1997. – рр. 40–42).

4).      Критическое мышление (critical thinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися собственной медиапродукции. Медиаобразование необходимо для активного участия как в демократическом процессе (democracy), так и в процессе глобализации (globalization) и должно основываться на изучении всех видов медиа (Feilitzen. – 1999. – рр. 24–26).

5).      Изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Одновременно связано с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (International Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).

6).      Этот процесс связан со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; дает людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать, и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности распространяемых медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Направление является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии (UNESCO. – 1999. – pp. 273–274.).

-212-

Медийная критика (media criticism) – «Особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде» (Короченский А.П. – 2002. – С. 5.).

Методы медиаобразования – способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.). Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Мораль (moral) – «Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 365.).

Н

Нравственность (moral) – «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 423.).

О

Оценка (estimation) – «Мнение о ценности, уровне или значении чего-нибудь» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 486.).

П

Поведение (behavior) – «Образ жизни и действий» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 529.).

-213-

Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.

Р

Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.

С

Саморегулирование журналистики (self-regulation into journalism) – «Процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными способами и средствами. Саморегулирование журналистики происходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах, хартиях, положениях, меморандумах и т.п.), и создания контрольных, экспертных, квалифицирующих нормы структур» (Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 116 с. http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id =a184). (электронный ресурс).

Смысловые части (единицы) медиатекста – события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.

Ц

Цензура (censorship) – Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. 2). Предварительный просмотр медийных текстов до их публикации» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 873.).

-214-

Э

Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.

Этика (ethics) – «Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе) (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 913)[1].

-215-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека



[1] При подготовке глоссария терминов частично были использованы материалы из книги А.В. Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность». См.: Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. С. 204–215.

Hosted by uCoz