-А- -З- -И- -К- -М- -Н- -О- -П- -Р- -С- -Ц- -Э-
Анализ медиатекстов – процесс оценки медиатекстов с различных точек
зрения (художественных, жанровых, политических, моральных и т.д.).
Аудиовизуальная грамотность – система умений анализа и синтеза
пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию,
зафиксированную в виде звукозрительных сигналов. Формирование аудиовизуальной
грамотности является основой системы построения медиаобразования.
Аудиовизуальное мышление – творческая деятельность,
основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных сообщениях частей
экранного текста.
Аудиовизуальное образование – целенаправленное педагогическое
руководство интересами и потребностями аудитории в области экранных искусств.
Его содержательные компоненты предлагают использование нескольких видов
деятельности учащихся: восприятие произведения культуры;
художественно-творческая деятельность в области экранных искусств;
интерпретация результатов их восприятия, приобретение знаний, развивающих вышеперечисленные
виды деятельности.
Задачи медиаобразования – обучить грамотно «читать»
медиатекст; развивать способности к восприятию и аргументированной оценке
информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления,
предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на
разных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой
деятельности.
Интерпретация медиатекста – вербальная или
графическая/коллажная (невербальная) трактовка аудиовизуального медиатекста
аудиторией.
Критика (criticism) – «1) Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью
оценить, выявить недостатки. 2) Отрицательное суждение о чем-нибудь, указание
на недостатки. 3) Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и иных
художественных произведений» (Ожегов, Шведова. – 1999.
– С. 307.).
-209-
Критическая автономия – сформированная на базе критического мышления
независимость суждений и анализа медиатекстов.
Критическое мышление – аналитический процесс, основанный на развитом
«аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс
приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного»)
медиатекста.
Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания
и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций,
откликов, распространения информации и т.д.
Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в
области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и
функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» и
«аудиовизуальная культура» может выступать системой уровня развития личности
человека, способного воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст,
заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Медиатекст – конкретный результат медиапродукции – информационное
сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья,
телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки
смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных
единиц, ощущение между ними ассоциативных и семантических связей.
Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых
при создании конкретных медиатекстов.
Медийная грамотность (media literacy) – 1). Помогает учащимся/студентам
общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в
их жизни. Медиаграмотный учащийся/студент должен быть способен критически и
осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по
отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям.
-210-
2). «Способность осваивать,
интерпретировать/анализировать и создавать медиатексты» (Worsnop. – 1999. – р.х.).
3). «Способность использовать,
анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» (Kubey. – 1997. – р. 2.).
4). «Процесс подготовки медиаграмотного
человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу,
оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста
функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем,
используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с
гражданской ответственностью» (International
Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).
5). «Движение, ... призванное помочь
людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных
печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность
стать каждый человек, способен анализировать и создавать печатные и электронные
медиатексты» (Aufderheide, Firestone. – 1993. – p. 1).
Медийное образование (media education) – 1). Направление в педагогике,
выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы,
телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования:
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к
восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать
последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе
невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия. – 1993. – С. 555.).
2). «Обучение теории и практическим
умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми
как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и
практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных
средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например,
математика, физика или география» (UNESCO. – 1994. –
p.8.).
-211-
3). «Центральная и объединяющая
концепция медиаобразования – репрезентация (representation). Медиа не отражают
реальность, а репрезентируют (представляют) ее. Главная цель медиаобразования –
«денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский
процесс, продолжающийся всю жизнь. Имеет целью не просто критическое понимание
(critical understanding), но и критическую автономию (critical autonomy) (Masterman. – 1997. – рр. 40–42).
4). Критическое мышление (critical
thinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися
собственной медиапродукции. Медиаобразование необходимо для активного участия
как в демократическом процессе (democracy), так и в процессе глобализации
(globalization) и должно основываться на изучении всех видов медиа (Feilitzen. – 1999. – рр. 24–26).
5). Изучение медиа, которое отличается
от обучения с помощью медиа. Одновременно связано с познанием того, как
создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических
способностей для интерпретации и оценки их содержания (International
Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).
6). Этот процесс связан со всеми видами
медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными
технологиями; дает людям понять, как массовая коммуникация используется в их
социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими
людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически
осмысливать, и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их
политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
3) интерпретировать медиатексты и ценности распространяемых медиа; 4) отбирать
соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных
медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить
возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для
продукции. Направление является частью основных прав каждого гражданина любой
страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является
инструментом поддержки демократии (UNESCO. – 1999. –
pp. 273–274.).
-212-
Медийная критика (media criticism) – «Особая область журналистики,
которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в
деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии,
самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным
зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой
информации, оказавшихся в рыночной среде» (Короченский
А.П. – 2002. – С. 5.).
Методы медиаобразования – способы работы педагога и
ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные
методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог,
обуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального
материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные,
игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей
медиатекста, импровизация и т.д.). Данные методы основаны на следующих
дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в
процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь
теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к
самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный
эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Мораль (moral) – «Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а
также сама нравственность» (Ожегов, Шведова. – 1999. –
С. 365.).
Нравственность (moral) – «Внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими
качествами» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 423.).
Оценка (estimation) – «Мнение о ценности, уровне или значении
чего-нибудь» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 486.).
Поведение (behavior) – «Образ жизни и действий» (Ожегов, Шведова. – 1999.
– С. 529.).
-213-
Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа,
медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в
социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного
восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой
личности.
Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни
человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.
Саморегулирование журналистики (self-regulation into
journalism) –
«Процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными
способами и средствами. Саморегулирование журналистики происходит в форме
принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов
«профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах,
хартиях, положениях, меморандумах и т.п.), и создания контрольных, экспертных,
квалифицирующих нормы структур» (Лозовский Б.Н.
Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал.
ун-та, 2004. – 116 с.
http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id
=a184). (электронный ресурс).
Смысловые части (единицы) медиатекста – события, сцены, эпизоды, кадры,
элементы композиции, создающие единый медиатекст.
Цензура (censorship) – Система государственного надзора за печатью и
средствами массовой информации. 2). Предварительный просмотр медийных текстов
до их публикации» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 873.).
-214-
Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной
аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.
Этика (ethics) – «Совокупность норм поведения (обычно применительно к
какой-нибудь общественной группе) (Ожегов, Шведова. –
1999. – С. 913)[1].
-215-
[1] При подготовке глоссария терминов частично были использованы материалы из книги А.В. Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность». См.: Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. С. 204–215.